Строгий педагог: различия между версиями
(не показаны 4 промежуточные версии 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|SternTeacher|Stern Teacher}} | {{TVTropes|SternTeacher|Stern Teacher}} | ||
{{Q|— Молодец, намного лучше. Садись, три.|Антонина Семёновна говорит это внучке (!)}} | {{Q|— Молодец, намного лучше. Садись, три.|Антонина Семёновна говорит это внучке (!)}} | ||
[[Файл:McGonagall. | {{q|pre=1|но больше всех ежи боятся | ||
учителей начальных школ | |||
что каждый август в лес уходят | |||
за парой новых рукавиц|Пирожок с [[литерал|намёком]] на троп}} | |||
[[Файл:McGonagall.jpg|thumb|right|Профессор Минерва МакГонагалл, эталон]] | |||
Если вы рассчитывали на беззаботную школьную жизнь, то спешим вас разочаровать — этот учитель позаботится, чтобы вы вовремя делали домашнее задание и не опаздывали на его уроки. Встречайте — '''строгий педагог'''. | Если вы рассчитывали на беззаботную школьную жизнь, то спешим вас разочаровать — этот учитель позаботится, чтобы вы вовремя делали домашнее задание и не опаздывали на его уроки. Встречайте — '''строгий педагог'''. | ||
Строка 18: | Строка 22: | ||
** Мадам Роланда Трюк, тренер первокурсников по обучению полётам на мётлах. Так как её предмет крайне опасен, за суровые провинности она обещает виновнику вылет из школы. Правда, скорее, берёт на испуг: полномочий исключать учеников у неё нет, да и вообще она, кажется, даже баллы ни разу за весь цикл ни с кого не сняла… по крайней мере, этого не показали. (Однако преподаватель вправе обращаться к директору с настойчивой и мотивированной просьбой исключить ученика из школы.) | ** Мадам Роланда Трюк, тренер первокурсников по обучению полётам на мётлах. Так как её предмет крайне опасен, за суровые провинности она обещает виновнику вылет из школы. Правда, скорее, берёт на испуг: полномочий исключать учеников у неё нет, да и вообще она, кажется, даже баллы ни разу за весь цикл ни с кого не сняла… по крайней мере, этого не показали. (Однако преподаватель вправе обращаться к директору с настойчивой и мотивированной просьбой исключить ученика из школы.) | ||
** Лже-Грюма по строгости Гарри сравнивает с МакГонагалл. Строго говоря, настоящий Грюм ''и есть'' [[сержант Кремень]] — а лже-Грюм {{spoiler|(Бартемий Крауч-младший)}} его довольно натурально имперсонировал и отыгрывал. | ** Лже-Грюма по строгости Гарри сравнивает с МакГонагалл. Строго говоря, настоящий Грюм ''и есть'' [[сержант Кремень]] — а лже-Грюм {{spoiler|(Бартемий Крауч-младший)}} его довольно натурально имперсонировал и отыгрывал. | ||
** Подменщица Хагрида Вильгельмина Граббли-Дёрг. Похожая на гарпию гром-баба с [[командирский голос|командирским голосом]] почище, чем у Трюк. | |||
* «[[Волкодав]]», последние две книги: таким учителем становится Волкодав, когда начинает преподавать кан-киро в крепости Богов-Близнецов в Тин-Вилене. Ученики от него стонут и жалуются на живодёрство и самодурство, но учитель он, тем не менее, хороший и справедливый. | * «[[Волкодав]]», последние две книги: таким учителем становится Волкодав, когда начинает преподавать кан-киро в крепости Богов-Близнецов в Тин-Вилене. Ученики от него стонут и жалуются на живодёрство и самодурство, но учитель он, тем не менее, хороший и справедливый. | ||
Строка 25: | Строка 30: | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[ | * «[[Кибер-шесть]]» (1999) — [[Корнет Шурочка|мужское альтер-эго]] главной героини, школьный учитель Адриан Сейдельман является довольно строгим и компетентным педагогом. | ||
* «[[Аватар: Легенда об Аанге]]» — мастер Пакку. Несмотря на то, что Аанг — аватар, отнёсся к нему со всей серьёзностью, как к любому другому ученику. Сюда же Тоф, учитывая её неповторимый стиль преподавания (что хорошо продемонстрировала серия «Тяжёлая работа»). | |||
** Мастер Пиандао, учивший Сокку фехтовать. Немного трикстер, но в целом именно строгий и справедливый педагог. | ** Мастер Пиандао, учивший Сокку фехтовать. Немного трикстер, но в целом именно строгий и справедливый педагог. | ||
* | * «[[Удивительный мир Гамбола]]» — Мисс Симиан. При этом ещё и выглядит как жуткая мартышка | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
Строка 35: | Строка 40: | ||
* Blue Exorcist — Юкио Окумура. Это ему потом аукнулось | * Blue Exorcist — Юкио Окумура. Это ему потом аукнулось | ||
* [[«Стеклянная маска»]] — Тигуса Цукикагэ балансирует между этим тропом и [[педагог-садист|педагогом-садистом]]. Нет, она действительно хочет сделать из девочек настоящих актрис, но при этом невероятно строга, не признаёт никаких послаблений, способна заставить заболевшую ученицу играть в спектакле, не смотря на температуру под сорок, или сжечь её посылку из дома, чтобы ничего не отвлекало от учёбы. А уж рукоприкладство вообще обычное дело. | * [[«Стеклянная маска»]] — Тигуса Цукикагэ балансирует между этим тропом и [[педагог-садист|педагогом-садистом]]. Нет, она действительно хочет сделать из девочек настоящих актрис, но при этом невероятно строга, не признаёт никаких послаблений, способна заставить заболевшую ученицу играть в спектакле, не смотря на температуру под сорок, или сжечь её посылку из дома, чтобы ничего не отвлекало от учёбы. А уж рукоприкладство вообще обычное дело. | ||
* [[Mo Dao Zu Shi| | * «[[Mo Dao Zu Shi|Основатель Тёмного пути]]» — с некоторыми оговорками Лань Цижэнь. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
Строка 44: | Строка 49: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Многие из известных учёных преподавали в университетах именно в таком стиле. Не все, потому что остальные (к которым относился, например, Гегель) обычно ударялись в нудное зачитывание материала. | * Многие из известных учёных преподавали в университетах именно в таком стиле. Не все, потому что остальные (к которым относился, например, Гегель) обычно ударялись в нудное зачитывание материала. | ||
* Некоторые студенты отмечают, что молодые преподаватели часто впадают в крайности — либо очень строгий, либо слишком добрый. Крайнюю строгость можно объяснить, тем, что преподаватель так [[Синдром вахтёра|старается показать студентам кто есть кто]] ( | * Некоторые студенты отмечают, что молодые преподаватели часто впадают в крайности — либо очень строгий, либо слишком добрый. Крайнюю строгость можно объяснить, тем, что преподаватель так [[Синдром вахтёра|старается показать студентам кто есть кто]] (так как те могут не воспринимать его всерьез из-за возраста). Также за молодым пристальнее следит заведующий, а он, скорее всего, не похвалит за поставленную «четверку», если работа студента тянем максимум на «трояк» и т. п. | ||
** По собственному опыту могу добавить: лучше начать со строгости. Если препод начинает с доброты и мягкости, то последующие (а они непременно будут!) проявления дисциплины ученики воспримут практически как предательство («[[Казался героем, оказался злодеем|мы-то думали — он хороший, а он, оказывается, злой!]]»). И тогда на самом деле придётся стать тираном, дабы добиться чего бы то ни было вообще. А если начать строго, то потом ученики обрадуются, узнав, что якобы строгий педагог и на редкие поблажки способен, и на отсрочки выполнения задания, если у ученика на самом деле уважительные причины задержаться с ним, и заменить письменный экзамен устным вполне не против… Но всё это — '''потом''', а в самом начале должны быть жёсткие правила и чёткое понимание последствий их нарушения. Иначе — крах. | ** По собственному опыту могу добавить: лучше начать со строгости. Если препод начинает с доброты и мягкости, то последующие (а они непременно будут!) проявления дисциплины ученики воспримут практически как предательство («[[Казался героем, оказался злодеем|мы-то думали — он хороший, а он, оказывается, злой!]]»). И тогда на самом деле придётся стать тираном, дабы добиться чего бы то ни было вообще. А если начать строго, то потом ученики обрадуются, узнав, что якобы строгий педагог и на редкие поблажки способен, и на отсрочки выполнения задания, если у ученика на самом деле уважительные причины задержаться с ним, и заменить письменный экзамен устным вполне не против… Но всё это — '''потом''', а в самом начале должны быть жёсткие правила и чёткое понимание последствий их нарушения. Иначе — крах. | ||
** Автор другого дополнения с противоположной стороны кафедры может добавить еще кое-что. Слабохарактерный (или пофигистичный) [[ментор-дурак]] может быть любим, раздражающ или презираем (в зависимости от конкретной личности и предмета), но строгий (особенно если строгий до садизма) ментор-дурак автоматически становится концентратором ненависти. Впрочем, тут решение от тропа, собственно, не зависит: просто не будьте ментором-дураком. | ** Автор другого дополнения с противоположной стороны кафедры может добавить еще кое-что. Слабохарактерный (или пофигистичный) [[ментор-дурак]] может быть любим, раздражающ или презираем (в зависимости от конкретной личности и предмета), но строгий (особенно если строгий до садизма) ментор-дурак автоматически становится концентратором ненависти. Впрочем, тут решение от тропа, собственно, не зависит: просто не будьте ментором-дураком. | ||
{{Nav/School}} | {{Nav/School}} |
Текущая версия на 21:07, 8 марта 2024
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Stern Teacher. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | — Молодец, намного лучше. Садись, три. | » |
— Антонина Семёновна говорит это внучке (!) |
« | но больше всех ежи боятся
учителей начальных школ что каждый август в лес уходят за парой новых рукавиц |
» |
— Пирожок с намёком на троп |
Если вы рассчитывали на беззаботную школьную жизнь, то спешим вас разочаровать — этот учитель позаботится, чтобы вы вовремя делали домашнее задание и не опаздывали на его уроки. Встречайте — строгий педагог.
От садиста его отличает то, что он «жесток, но справедлив», кроме того, хоть он и требовательный, но его методы всегда несут пользу ученикам. Причинить ученику максимум боли и страданий он не стремится: если и наказывает, то, во-первых, без членовредительства, во-вторых, не унизительно, в-третьих — за дело. Разбирая конфликты, он действительно старается поддержать правую сторону. Ученики обычно не очень любят такого учителя, но в конце концов всё-таки проникаются к нему уважением.
Схожий троп — Строгий библиотекарь. Близкий аналог в армии — Сержант Кремень.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Республика ШКИД» — глава школы Викниксор (прототипом послужил Виктор Сорока-Росинский). Однозначный кодификатор советской литературы. Смог подавить бунт учеников без «прогиба» под восставших и вызова милиции, а его отсутствие в школе (уехал в Москву на съезд педагогов) ввергло ШКИДу в анархию. Но при этом не лишён милосердия — ибо способен простить своих нагрешивших «дефективных» подопечных.
- Однако в сиквеле «Последняя гимназия» он перегибает палку со строгостью, проводит новые реформы — и кончается это всё печально и даже чернушно.
- Субверсия с его женой Эланлюм. На её уроках немецкого не забалуешь, но удержать дисциплину в отсутствии мужа она не смогла. Хотя, остаётся открытым вопрос, смог бы сам Викниксор перевоспитать Гужбана и Ко.
- «Гарри Поттер»:
- Профессор трансфигурации и гриффиндорский декан Минерва МакГонагалл. Лучше всего можно уяснить разницу между строгим педагогом и ментором-козлом, если сравнить её со Снейпом.
- Мадам Роланда Трюк, тренер первокурсников по обучению полётам на мётлах. Так как её предмет крайне опасен, за суровые провинности она обещает виновнику вылет из школы. Правда, скорее, берёт на испуг: полномочий исключать учеников у неё нет, да и вообще она, кажется, даже баллы ни разу за весь цикл ни с кого не сняла… по крайней мере, этого не показали. (Однако преподаватель вправе обращаться к директору с настойчивой и мотивированной просьбой исключить ученика из школы.)
- Лже-Грюма по строгости Гарри сравнивает с МакГонагалл. Строго говоря, настоящий Грюм и есть сержант Кремень — а лже-Грюм (Бартемий Крауч-младший) его довольно натурально имперсонировал и отыгрывал.
- Подменщица Хагрида Вильгельмина Граббли-Дёрг. Похожая на гарпию гром-баба с командирским голосом почище, чем у Трюк.
- «Волкодав», последние две книги: таким учителем становится Волкодав, когда начинает преподавать кан-киро в крепости Богов-Близнецов в Тин-Вилене. Ученики от него стонут и жалуются на живодёрство и самодурство, но учитель он, тем не менее, хороший и справедливый.
Телесериалы[править]
- «Папины дочки» — Антонина Семёновна (см. эпиграф). Правда, ученики её почему-то очень полюбили и ходили на домашние уроки.
- «Школа» — Юрий Носов и Валентина
ХаряМурзенко. И если первого ученики за строгость как раз уважают, что вторую ненавидят.
Мультсериалы[править]
- «Кибер-шесть» (1999) — мужское альтер-эго главной героини, школьный учитель Адриан Сейдельман является довольно строгим и компетентным педагогом.
- «Аватар: Легенда об Аанге» — мастер Пакку. Несмотря на то, что Аанг — аватар, отнёсся к нему со всей серьёзностью, как к любому другому ученику. Сюда же Тоф, учитывая её неповторимый стиль преподавания (что хорошо продемонстрировала серия «Тяжёлая работа»).
- Мастер Пиандао, учивший Сокку фехтовать. Немного трикстер, но в целом именно строгий и справедливый педагог.
- «Удивительный мир Гамбола» — Мисс Симиан. При этом ещё и выглядит как жуткая мартышка
Манга и аниме[править]
- Lucky Star — Нанако Курой. Пускай она не самый зрелый учитель, но к работе подходит со всей ответственностью. За сон на уроке может дойти и до рукоприкладства (жертв тщательно выбирает), что, впрочем, всегда подаётся в юмористическом ключе.
- Boku no Hero Academia — Айзава-сенсей способен угомонить свой весьма шумный класс лишь взглядом. По мнению учеников, обожает с серьёзной миной троллить их исключением в случае завала экзаменов. Педаль в пол — он вовсе не троллит, и действительно готов исключить тех, в ком нет потенциала, но в этот раз класс попался не только талантливый, но и дружный, ребята выкладываются на полную и подтягивают друг друга. И теперь уже другие учителя троллят Айзаву тем, что он действительно любит этих детей (тот всё отрицает, разумеется).
- Blue Exorcist — Юкио Окумура. Это ему потом аукнулось
- «Стеклянная маска» — Тигуса Цукикагэ балансирует между этим тропом и педагогом-садистом. Нет, она действительно хочет сделать из девочек настоящих актрис, но при этом невероятно строга, не признаёт никаких послаблений, способна заставить заболевшую ученицу играть в спектакле, не смотря на температуру под сорок, или сжечь её посылку из дома, чтобы ничего не отвлекало от учёбы. А уж рукоприкладство вообще обычное дело.
- «Основатель Тёмного пути» — с некоторыми оговорками Лань Цижэнь.
Визуальные романы[править]
- Shuffle! — Надэсико Бэнибара. В нормальных условиях очень приятный человек, но если вы в чём-то провинились, будьте готовы понести наказание (например, пробежать несколько кругов по стадиону с автомобильной шиной).
- Katawa Shoujo — Муто.
- Tricolour Lovestory — Чжу Тэ. Сам ГГ и другие персонажи неоднократно подчеркивают, что он очень хороший и эффективный педагог, но временами уж чересчур придирчивый и въедливый.
Реальная жизнь[править]
- Многие из известных учёных преподавали в университетах именно в таком стиле. Не все, потому что остальные (к которым относился, например, Гегель) обычно ударялись в нудное зачитывание материала.
- Некоторые студенты отмечают, что молодые преподаватели часто впадают в крайности — либо очень строгий, либо слишком добрый. Крайнюю строгость можно объяснить, тем, что преподаватель так старается показать студентам кто есть кто (так как те могут не воспринимать его всерьез из-за возраста). Также за молодым пристальнее следит заведующий, а он, скорее всего, не похвалит за поставленную «четверку», если работа студента тянем максимум на «трояк» и т. п.
- По собственному опыту могу добавить: лучше начать со строгости. Если препод начинает с доброты и мягкости, то последующие (а они непременно будут!) проявления дисциплины ученики воспримут практически как предательство («мы-то думали — он хороший, а он, оказывается, злой!»). И тогда на самом деле придётся стать тираном, дабы добиться чего бы то ни было вообще. А если начать строго, то потом ученики обрадуются, узнав, что якобы строгий педагог и на редкие поблажки способен, и на отсрочки выполнения задания, если у ученика на самом деле уважительные причины задержаться с ним, и заменить письменный экзамен устным вполне не против… Но всё это — потом, а в самом начале должны быть жёсткие правила и чёткое понимание последствий их нарушения. Иначе — крах.
- Автор другого дополнения с противоположной стороны кафедры может добавить еще кое-что. Слабохарактерный (или пофигистичный) ментор-дурак может быть любим, раздражающ или презираем (в зависимости от конкретной личности и предмета), но строгий (особенно если строгий до садизма) ментор-дурак автоматически становится концентратором ненависти. Впрочем, тут решение от тропа, собственно, не зависит: просто не будьте ментором-дураком.