Синдром вахтёра

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Вахтер — это не должность. Это состояние души человека. Ему дали клочок власти, и он может кого-то куда-то пустить. Он счастлив от этого. Надо давать звания: заслуженный вахтер Советского Союза! Народный вахтер Советского Союза! »
— Михаил Задорнов, миниатюра «Страна героев»
« Всякая власть развращает людей. Абсолютная власть развращает абсолютно. »
— А некоторым, чтобы абсолютно испортиться, не нужна и абсолютная власть
« В подъезде сидел комендант. У всех входящих он строго требовал пропуск, но если ему пропуска не давали, то он пускал и так. »
— Лайтсовый вариант от Ильфа и Петрова

«Синдром вахтёра[1]»: персонаж получает незначительный, забавный, зачастую не особо нужный людям пост, дающий минимальную, но власть — и пользуется этой властью вовсю и с явным удовольствием, всячески демонстрируя себе и окружающим, что он не жалкое ничтожество, а представитель власти, от которого очень многое зависит. Требует безукоризненного исполнения любых правил и предписаний, даже в ситуациях, когда это не обязательно или вредно, никогда не относится с пониманием к мелким нарушениям и упущениям, пилит, зудит и всячески козлит. Нередко предмет статьи и вовсе начинает лезть в дела, которые прямо к его деятельности не относятся (либо связаны с ней лишь косвенно), мешая жить окружающим. Человек с синдромом вахтера часто обладает некоторой манией величия и стремится поставить себя выше любого, кто не может дать ему отпор, но стоит появиться какому-то действительно важному представителю власти, или просто человеку, который не даст себя в обиду, персонаж быстро сдувается, трусит или сливается. Иногда (особенно в сказках) бывают случаи, когда вахтёр начинает откровенно портить жизнь окружающим, иногда утапливая педаль в асфальт — в таком случае помогает оздоровительная порка.

Увы, сплошь и рядом там, где у человека есть какая-то власть и нет четкого контроля, да и вообще самодурства начальников разного рода. Обычно длится до тех пор, пока начальнику начальника-самодура это не надоест по каким-то причинам. Более общие тропы — Я здесь главный, мне всё можно, козёл и злой начальник; родственное явление — молодец против овец.

Разделительная линия[править]

Это не про профессию! Отнюдь не все вахтёры, швейцары, мелкие чиновники подходят под троп — персонаж должен именно болеть «синдромом вахтёра».

С прикрученным фитильком троп работает, если докапывания персонажа более-менее оправданы ситуацией (к примеру уволил сотрудника за мелочь, но у него до этого здоровенный «послужной список» косяков, а мелочь просто стала последней каплей. Или не пропускает человека с слегка неправильно оформленным допуском, но это не знакомый работник, а тип, которого он впервые видит), но при этом все равно заметно что он упивается своей «властью». Если коротко, есть три обязательных условия:

  • это мелкая сошка;
  • придирается к несущественным мелочам;
  • придирается всегда и всюду, по своей инициативе;

Тропом не является:

  • Случай, когда речь идёт о вахтёре какого-то стратегически важного объекта, на котором на входе и выходе фонариком в задницу посветят (например, такого, где спичку в (не)нужном месте зажги — и полгорода как не бывало), и этот самый вахтёр отказывается пропускать даже знакомого человека со слегка неправильно оформленным пропуском. Даже если он упивается своей властью, то это скорее суровая необходимость и совмещение приятного с полезным, а не синдром вахтёра.
  • Под троп не могут подойти козлящие, придирающиеся и прущиеся от своей власти, но действительно крутые большие начальники, тёмные властелины и, тем более, боги — персонаж должен ОБЯЗАТЕЛЬНО быть мелким и незначительным по уровню власти.
  • Может быть так, что на вахтера однажды повесили крупную недостачу, хотя все товары поступили только по бумагам. И теперь он все по 10 раз проверяет и придирается к каждой мелочи.
  • Вахтёру дали указание «не дать X сделать Y, приказано вредить X». Вот он и старается делать это так, чтобы и результат лучше был, и не вылететь совсем из рамок должности/образа.
  • Когда докапывания оправданы ситуацией (но если в остальных случаях не докапывается). Например, отказывается пропустить в дупель пьяного рабочего в литейный цех, где протекают реки расплавленного металла.

В ряде случаев то, что принимается за синдром вахтера — простое исполнение служебных инструкций, написанных, как правило, не самими охранниками, а владельцами этих самых охраняемых объектов. Поэтому как бы вахтер ни относился к тому или иному требованию — он должен подчиняться, или, в лучшем случае, останется без работы. А в не самом худшем — имеет шансы получить судебный иск, если составитель проигнорированной инструкции оказался всё-таки не параноиком.

Более того, обвинения в синдроме частенько звучат со стороны субъектов, убежденных, что они могут нарушать любые запреты, а выдвинутый запрет — чистое самодурство.

  • Въезд в торговый центр запрещён, потому что парковка переполнена? А мне очень надо! Ах, не пускаешь? Это ты из вредности!
  • В кафе нельзя сидеть, не сделав заказа? Да ладно, я недолго, а если клиенты придут — я встану! Чего-чего, какие ещё правила заведения? Это ты положением злоупотребляешь!
  • КТО ОРЕТ, МЫ ОРЕМ? ДА ТЫ ПРОСТО РАСИСТ/СЕКСИСТ/НАЦИОНАЛИСТ/ГОМОФОБ, ВОТ И ДОКОЛУПАЛСЯ ДО НАС!
  • Молодой человек, куда вы ведете этих мальчиков? За что вы их выгоняете? Вы просто злодей, я буду на вас жаловаться! Я не верю, что они пытались воровать в магазине!
    • Самое смешное, что на предложение заплатить за украденное малолетками или за их проезд (если речь идёт о «зайце» в транспорте) из своего кармана обычно следуют тирады, в которых вежливыми словами оказываются только предлоги «в» и «на».
  • Почему мне нельзя здесь курить? Не видел я никакой таблички, которая висит прямо у меня над головой! Ну и что, что сигнализация сработала? За что штраф?!!
  • Ну че ты докопался? Я же ничего плохого не делаю, тусуюсь тут с корешами… Ну да, на прошлой неделе меня отсюда выгнали, но это ж неделю назад было… Как — запрет посещать территорию на год? Эй, зачем полицию, я уже ухожу… Ну и что, что вы меня уже в третий раз тут ловите, этот точно последний… ААААА!!! Сволочи!!! Вахтеры позорные!!!!
  • Совсем свеженькое, коронавирусное. Просьба надеть маску вызывает у некоторых посетителей магазинов и торговых центров неподдельное возмущение, переходящее то в нытьё, то в оскорбления. Таких немного, меньше одного процента, но уж эти-то абсолютно убеждены, что охранники, продавцы, руководство и всё правительство Германии/России/etc состоит в одном зловещем заговоре по подавлению свободной личности. Каковое подавление выражается в бесчеловечном и противозаконном требовании надеть защитную маску!
    • В особо запущенных случаях эти же граждане ностальгируют по Святому СССР и КИТАЮ, в которых проблему эпидемии решили быстро и решительно, потому что все стали носить маски и привились. А кто не все, тот враги народа. Но это в КИТАЕ и СССР, а тут у нас фашистская диктатура/частная компания РФ, зарегистрированная в Германии.

Примеры[править]

Литература[править]

На русском языке[править]

« En un mot, поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет, pour vous montrer son pouvoir. «Дай-ка, дескать, я покажу над тобою мою власть…» И это в них до административного восторга доходит… En un mot, я вот прочел, что какой-то дьячок в одной из наших заграничных церквей, — mais c’est très curieux, — выгнал, то есть выгнал буквально, из церкви одно замечательное английское семейство, les dames charmantes, пред самым началом великопостного богослужения, — vous savez ces chants et le livre de Job… — единственно под тем предлогом, что «шататься иностранцам по русским церквам есть непорядок и чтобы приходили в показанное время…», и довел до обморока… Этот дьячок был в припадке административного восторга, et il a montré son pouvoir »
— Фёдор Достоевский, "Бесы"
  • А. П. Чехов, «Унтер Пришибеев» — кодификатор в русской культуре, педаль в дно реки, на берегу которой лежал «утоплый труп мёртвого человека», а вокруг столпился народ. Унтер полез разгонять и оскорблять людей, хотя, собственно, не имел на это никакого права. Он не полицейский и даже не десятский (тогдашний сельский «добровольный народный дружинник») — он отставной армейский унтер-офицер (на гражданке некоторое время служил швейцаром). Разгоняя, он «оскорбил словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского [2] Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем нанесено оскорбление при исполнении служебных обязанностей». В свободное время строчит доносы, близкие к великолепию ввиду градуса бредовости… Хотя у него «всегда свободное время-с» (цитата не из Чехова).
    • Текст доносов дополнительно раскрывает персонажа как необразованное и суеверное (крестьяне у него «занимаются волшебством») быдло, которое, по степени своей рьяности и упоения сабжем, как будто из аракчеевской канцелярии выскочило. Чехов уверял, что образ целиком написан с натуры. То есть Антон Павлович встречал таких кадров отнюдь не в аракчеевские времена начала XIX века — а в его конце, когда жил сам.
    • Хотя и кодификатор, но есть некоторое несоответствие эталону: встретив противодействие даже со стороны реально облечённых властью персон, Пришибеев упорно не желает «сливаться» и продолжает гнуть свою линию.
    • «Непонятен ему [Пришибееву] и приговор: на месяц под арест!» И это таки хэппи-энд.
  • Чеховский же «Экзамен на чин» — учитель географии Галкин. Считает, что его на почте обязаны пропускать без очереди, а за фразу «Дожидайтесь очереди, милостивый государь» гнобит в школе двойками сына почтового чиновника. Что характерно, описан как человек молодой, то ли будет в старости.
  • «Республика ШКИД», преподаватель гимнастики по прозвищу Спичка. «В школу он пришел как преподаватель гимнастики и сразу принял сторону начальства, до каждой мелочи выполняя предписание Викниксора и педсовета. Он нещадно наказывал, записывал в журнал длиннейшие замечания, оставлял без отпусков. Он расхаживал на своих длинных, худых ногах по Шкиде, хмуро оглядываясь но сторонам, и беззлобно скрипел: — Встань к печке. — В изолятор. — Без обеда. — Без прогулки. — Без отпуска». Возможно, не троп, а просто пытался таким образом закрепиться, чтобы получать паёк. но из школы за свои методы таки вылетел.
    • Биолога Амёбку шкидцы не любили за то же самое. Однако, уважали за честность.
    • В «Последней гимназии» такими показаны едва ли не все халдеи, включая Алникпопа и Косталмеда, которых Белых и Пантелеев описывали с любовью.
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — в дореволюционной гимназии было полно таких.
  • Братья Стругацкие, «Сказка о Тройке» — члены «Тройки по рационализации и утилизации необъяснённых явлений». Педаль в пол и одновременно демонстрация того, что случается в ситуации, когда такие личности получают реальную власть: мелкие чиновники, которым явно по случайности досталась Большая Круглая Печать создают из своей изначально мелкой и технической работы (Тройка изначально была «По учёту и распределению») целый бюрократический ритуал, явно наслаждаясь своей властью над многочисленными действительно занимающимися делом людьми, зависящими от того, разрешат ли они очередному необъяснённому явлению существовать в реальности.
  • Н. Носов, «Витя Малеев в школе и дома» — внезапно Костя Шишкин. Юному троечнику доверили важное общественное поручение — выдавать книжки в классной библиотеке (для чего им отдали шкаф и комплект книг из общей школьной библиотеки). Когда он требует, чтобы ученики перед тем, как брать из библиотеки книгу, пошли помыть руки, это еще выглядит разумным требованием, хотя сказано не самым вежливым тоном. Однако он набрасывается на одноклассников по любому поводу: требует, чтобы они не рисовали в книгах (хотя у большинства и мысли такой нет), если кто-то долго держит книгу, начинает преследовать и капать на мозги (даже если десять дней не прошло), если кто-то приносит книгу буквально через день — велит пересказать содержание, а то больше книг не даст, раз этот товарищ все равно не читает.
  • Легче сказать какие учительницы в произведениях Командора не болеют комплексом швейцара, чем перечислить всех, кто страдает этим недугом.
  • Эдуард Успенский:
    • «Крокодил Гена и его друзья» — Иван Иванович, который занимается вопросом кирпичей. «НЕ РАЗ-РЕ-ШИТЬ!» © из аудиоспектакля-адаптации. А в книге он просто конъюнктурщик, который всё (не) разрешает строго в пропорции 50 на 50, дабы не сойти ни за слишком доброго, ни за слишком злого. Героям потому и выдал кирпичей на домик, что Гена догадался попросить на два домика.
    • «Профессии Маши Филипенко» — все вахтёры в Институте Улучшения страдают тяжелейшей формой этого заболевания.
  • Какой-то посредственный советский писатель (не помню фамилию) изобразил «общественную активистку» вроде Шурочки (см. ниже Кино > «Служебный роман»), только ещё и совершенно необразованную, однако ощущающую себя «поставленным от народа» стражем нравственности граждан, в том числе профессоров. Но, в отличие от Шурочки из классического рязановского фильма, эта «тётя Капа» (старшая по дому, помощница домоуправа) подаётся автором как… безусловно положительный персонаж, а профессор, сурово поучаемый ею, поёт ей дифирамбы! Видный критик и сатирик Н. И. Ильина книгу — и в особенности этот сюжетный ход и образ — ядовито высмеяла.
  • Владимир Кунин, «Интердевочка» — здесь эту роль играет старшая горничная Анна Матвеевна — не зря же ГГ Таня Зайцева сунула ей червонец и французскую помаду. Не за то, что «вид — для полтинника — ещё будь здоров». А что она доложила ментам на посещение пута́ной гостиницы — работа такая.
  • Юлия Вознесенская, «Юлианна». Кладбищенский сторож, который пасует перед сильными и отрывается на слабых. «Я просто объяснил ему в двух словах, что не надо лишний раз огорчать посетителей кладбища — они и так огорчены по самое некуда».
  • Елена Кисель, «Аид, любимец судьбы» — Харон был поражен синдромом ещё до становления лодочником, распугивая редких гостей. Кара в виде определения на весла лишь на время прервала вахтерство Харона, после чего он вообразил себя ключевой фигурой подземного мира.
  • Александр Бушков:
    • «Континент» — эпизодический персонаж «Белая Мышь, Собиравшая Факты О Разложении». Поскольку у неё был некий мандат (который она почему-то показывала сложенным вчетверо), то жильцы боялись связываться. Мандат оказался справкой, что сия мышь полторы недели проработала подопытной мышью в лаборатории бионики и была уволена по причине тупости, склочности и страстишки пить казённый спирт.
    • «Меж трёх времён» между делом описывает классический образчик тропа: «Вахту стояла Анна Степановна... От этой казни египетской стоном стонал весь музей — начиная от директора и кончая девочками-методистками, которым доставалось то за чересчур короткие юбки, то за чересчур длинные серьги. ... прекрасно понимала, что на её место никто другой добровольно не пойдёт, а сама она, такое впечатление, трудилась здесь исключительно затем, чтобы упиваться крошечкой власти, благо пенсию, шептались, получала приличную и в приработке не особенно-то и нуждалась».
  • Владимир Резун, «Освободитель», глава «Миша». Означенный Миша — рядовой срочной службы, но при этом он — водитель-дублёр запасной машины первого заместителя командующего Ленинградским военным округом. А неофициально — он Марию Михайловну, супругу командующего, возит. И, прекрасно понимая преимущества такого своего положения, ведёт себя по-хамски с офицерами, явно наслаждаясь безнаказанностью.
  • Кащей Бессмертный (дилогия Мансурова) — довольно частое явление среди сотрудников СОБ. Оригинальный способ борьбы применил Ортокс — в буквальном смысле закидал воинственную секретаршу двумя тоннами шоколада.
  • Владимир Михайлов, «Тогда придите, и рассудим» — с притушенным фитильком, поскольку речь идёт именно что о стратегическом объекте. Но сидящая на КПП вахтёрша, «не очень молодая и не очень пригожая, но явно переживающая некую ностальгию по первому и грызущую тоску по второму», не делает никаких поблажек служащим на объекте девушкам просто потому, что может хоть так отыграться за свою неудавшуюся личную жизнь.
  • Андрей Васильев, «Слово и сталь», восьмая книга из цикла «Акула пера в мире Файролла» — Киф столкнулся с этим явлением в самом сердце компании «Радеон». Да, человек с помятой физиономией, синяками под глазами, в дорогом костюме и тапочках выглядит подозрительно, но если бы вахтёрша ЛидияВанна или охранники послушали его и позвонили-таки начальнику службы безопасности или руководителям филиала — избежали бы многих проблем. И уж тем более не следовало избивать настаивающего на своём праве находиться в данном здании субьекта — за это и ответка прилететь может. Что характерно, к вызвавшей охрану уборщице и тому из охранников, который просто отконвоировал его к выходу, Киф никаких претензий не имел — они просто выполняли свои инструкции, а вот те, кто распустил руки, ответили всерьёз.
    • Ситуация фактически повторилась в первом томе одиннадцатой книги цикла — «Снисхождение». Если субьект в ватнике и кирзачах ломится через парадный вход и требует вызвать начальника охраны — вызывай. Ну, или не вызывай и не пускай, пускай приведший его полицейский обратно уводит, но бить-то зачем? Такой косяк в первый же день работы, скорее всего, оказался для ретивого охранника последним... и хорошо, если не в жизни.

На других языках[править]

  • «Винни-Пух и все-все-все» — Кролик же. Образ явно сатирический.
    • В советской мультэкранизации не реализовано. Может быть, просто не успели, поскольку делать дальнейшие сиквелы им запретили. В результате у Хитрука Кролик не более чем спесивый заучка, хотя в оригинале это амплуа Совы/Сыча.
  • «Гарри Поттер».
    • Драко Малфой и так страдал завышенной самооценкой (на почве острого, загнанного в подсознание комплекса заброшенности) и ломал из себя «великолепного и зловеще-порочного юного аристократа» (дворянское происхождение несомненно, а вот с великолепием или хотя бы с самообладанием у него большая напряжёнка) и «грозного мраккультистского авторитета» (хотя у Пожирателей Смерти он не более чем шестёрка-стажёр). Но когда злая профессорша Амбридж основала в школе Добровольную Инспекционную Дружину, состоящую из учеников, и поставила Драко во главе её… ух, он развернулся, снимая баллы с учеников (почему-то никогда со слизеринцев, а в основном с гриффиндорцев) «просто за то, что они ему не нравятся»…
    • Завхоз Аргус Филч потянул бы и на кодификатор, будь он лучше известен русской публике. Следит за всеми учениками, придирается и лезет в любое дело, мало-мальски нарушающее порядок. Его кошка Миссис Норрис ещё больше подвержена этому заболеванию.
  • Р. Л. Стайн, «Призрак по соседству» — мистер Чесни, почтальон, постоянно гонявший детей с аллеи за почтамтом и страшно гордившийся, что он-де «государственный служащий».
  • забыл название старого американского рассказа — герой, желающий работать сотрудником почты, должен пройти экзамен с использованием чего-то вроде виртуальной реальности. Часть заданий он выполняет неплохо (например, останавливает грабителя), но стресс-тест и особенно проверку на человечность заваливает из-за синдрома вахтёра. Работу не получает и выводов не делает: намерен весь следующий год снова тупо зубрить уставы и уложения.
  • «Буря Жнеца». «Интересно, почему такой организацией, как ваша, управляют люди-неумехи? Слабоумные психи. Которых, без сомнения, в детстве унижали ровесники. Или мучили родители-извращенцы — я уверена, ты скрываешь много постыдных тайн из несчастной юности. А теперь власть тебя в руках, и страдать придётся остальным».

Фанфики[править]

  • В фанфике Филч давит педаль в пол: намеренно пользуется своей властью, чтобы поставить неугодного ученика (а заодно и его спутников, на которых просто наплевать) в ситуацию смертельной опасности. Вопрос о его увольнении становится ещё одним поводом для разногласий между Гарри и Дамблдором. У Юдковского по жизни свои счёты с самодовольными и жестокими старыми козлами
  • А есть и фанфики, в которых Гарри Филча жалеет — старик, не имеющий магических способностей, вынужден чуть ли не в одиночку следить за порядком в огромном замке, (домовые эльфы уборкой, может, и занимаются, но вообще в книгах Роулинг именно Филч самолично вынужден оттирать всякую грязь и магические надписи). Добавим к этому, что Аргус одинок, у него из близких — только кошка, а ученики в любой момент могут испробовать на нём какое-нибудь неопасное, но обидное заклинание (за что им, впрочем, грозит исключение). Вас ещё удивляет озлобленность завхоза и его искренняя мечта как следует выпороть парочку паршивцев?
    • Однако все эти логичные соображения ничуть, однако, не отменяют того факта, что Филч в каноне ещё и садист и любит мучить людей, в особенности детей. Его фраза в экранизации «Я соскучился по крикам [с тех пор, как были запрещены телесные наказания]!» — ничуть не OOC. Однако Филч всё равно няшечка по сравнению с эталоном и тропа, и садизма — его предшественником Аполлионом Принглом (который в книгах лишь мельком упомянут).

Кино[править]

  • Фильмы Рязанова:
    • «Карнавальная ночь» — Серафим Иваныч Огурцов. С прикрученным фитильком, потому что у него не «крошечка власти» — он таки директор Дома культуры, где происходит действие. Но он и. о., т. е. ему власть досталась на время, вот он и лезет вон из шкуры.
    • «Служебный роман» — Шурочка. Она, будучи бухгалтером по профессии, «числится» в бухгалтерии, где её давненько не видали; вряд ли бухучёт представляет для неё интерес, особенно судя по фразе «наша Мымра СОСЛАЛА меня в бухгалтерию». Гораздо важнее для неё пост председателя месткома, на котором она проявляет неуместную активность и постоянно лезет в дела сослуживцев, причём с явным удовольствием. А ведь на практике этот пост позволял ей участвовать в решении вопросов привлечения к дисциплинарной ответственности и распределении благ: брякнула «аморалка», а человека в очереди на квартиру подвинули или путёвку не дали. Образ выписан без малейшей симпатии: Брагинский и Рязанов натерпелись IRL от таких «общественниц». А актриса Людмила Иванова вдобавок умудряется каким-то образом «на подтексте» намекнуть на то, что её (анти)героиня несчастлива в личной жизни.
      • Образ «утеплён» и усложнён тем, что Шурочка совершенно очевидно добрая (!) и на свой лад даже простодушная баба. А не «злющая», как могло бы показаться по описанию. В общем, и Брагинский, и Рязанов, и Людмила Иванова были гениями.
    • «Гараж». Муж Аникеевой приходит на собрание кооператива и оказывается у закрытой двери. У вахтёра есть запасные ключи, но он не отдаёт, прекрасно зная, что это муж заместителя директора института. «Ваш вахтёр идиот!» «Да, но он на посту».
      • А с какой некстати вахтёр должен давать ключи от служебных помещений не работающему в институте человеку? Сначала муж замдиректора, потом сестра главбуха, потом любовница дворника… А если что-то пропадёт — материальная ответственность падает целиком на плечи идиота, который раздаёт ключи посторонним.
      • Впрочем, и сама Аникеева не так далеко от него ушла: на предложение выломать дверь она отвечает отказом, поскольку тогда «бесценные экспонаты» останутся вовсе без охраны! (Но опять-таки с прикрученным фитильком, потому что постройка старинная, капитальная, и выламывание такой мощной двери может привести к деформации всей стены).
        • А что она неправильно-то говорит? Да, её волнует судьба экспонатов, находящихся, надо понимать, в её НИИ и под её ответственностью. Где здесь вахтёрство-то?
        • Вообще-то, в распоряжении института (ну, или в ближайшем ЖЭУ) есть дежурный слесарь, которому вынуть замок не проблема и из старинной двери. И вызвать на охрану экспонатов пару солдат (в крупном городе всегда есть часть, располагающая сменой дежурящих на случай непредвиденного) тоже не проблема. Скорее, Аникеева на тот момент сознательно не хотела выламывать дверь, но не хотела в этом признаваться. Ситуация-то была уже обоюдоострая.
  • Фильмы Гайдая:
    • «Бриллиантовая рука» — Варвара Сергеевна Плющ. Худсовет разглядел тонкую карикатуру на «непримиримых и бдительных представителей советской общественности» и настаивал: «Очень уж пошлую и агрессивную бабу сыграла у вас Мордюкова, смягчите образ!». Но Гайдай всё отстоял, и Плющ предстала на экране такой, какой и была задумана.
    • «Иван Васильевич меняет профессию» — Бунша же! Ему говорят: «Развод — это моё личное дело!». Он в ответ: «Ошибаетесь, милейший, это дело общественное, вы своими разводами резко снижаете нам показатели». Основано на реальной жизни, просто гайдаевский управдом говорит правду в глаза, а ИРЛ обычно апеллировали к «моральному облику советского человека».
      • Несмотря на карикатурность, Буншу можно понять. Вместе со званием дома высокой культуры быта домоуправление наверняка получит ряд ништяков. От которых польза не только Бунше (хотя ему, конечно, в первую очередь), но и другим жильцам, включая Тимофеева. Так что просьба чуть повременить с разводом вполне дельная: жена-то свалит, а квартира останется.
  • В фильме «Инспектор ГАИ» (1982) показан… на поверку не самый эталонный пример тропа. Гаишник Зыкин жесточайше пробивает талон всем нарушителям подряд. И так продолжается, пока оный не наехал на директора авторемонтной базы Трунова в исполнении самого Барина, которому соблюдать ПДД как-то не с руки. Немного опешив от наглости гаишника, Трунов начинает свирепую травлю. Упрямый мент решает идти до последнего, парируя нападки директора Великой Справедливостью, ПДД и честью милицейской. Вахтёрство настолько поразило мозг инспектора, что он не отступает даже перед прямым приказом начальника местного отделения. Не помогает и «задушевный» разговор с Труновым. В фильме остается открытый финал, потому для зрителя схватка блата с законом не окончена.
  • Похожая ситуация в комедии «Королева бензоколонки». Гаишник Подорожный, с одной стороны, хороший парень, всегда готовый вступиться за слабого. А с другой запросто прокалывает права высококвалифицированным водителям без фактического нарушения ими правил дорожного движения. Да ещё хвастается: «И кандидатам наук прокалываю, умнеют!».
  • Мелодрама «Мужики!..». Проводница подвержена в сравнительно лёгкой форме: ситуация явно нестандартная, но она корчит из себя робота и раз за разом цедит «РАНЬШЕ. НАДО. БЫЛО. ДУМАТЬ». Режиссёр и гримёр — а также актриса Татьяна Махова — как могут педалируют явную несчастливость этой женщины в личной жизни. Когда она всё-таки смилостивилась, протагонист (красавец и силач) её расцеловал — к её изумлению и даже некоторому ужасу.
  • «Холодное лето пятьдесят третьего…». Пожилой смотритель пристани чуть не отыграл троп в форме, несовместимой с жизнью: увидев толпу вчерашних зэков с наглыми уголовными рожами, вышедших по скороспелой «бериевской амнистии», воздвигся на их пути всей своей невысокой и немогучей фигурой, вооружился жестяным рупором и начал гудеть в него с интонациями вокзального радиодиктора: «ЗАПРЕЩАЮ ВХОДИТЬ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРИСТАНЬ! ЗАПРЕЩАЮ ВХОДИТЬ…». Повезло: братва решила без крайней нужды не пачкаться «мокрухой». Просто отстранили с пути, понасмехавшись.
    • Не факт, что соответствует формальным критериям тропа: смотритель прекрасно понимал, что сила не на его стороне, а риск велик. И всё равно почему-то предпочёл рискнуть. Может быть, «считал своим долгом». Не работает вариант истолкования «отбывал номер („показывал вид служебного рвения“) перед очевидцами, способными и настучать»: очевидцев поблизости просто не было, не считая самих уголовников.
  • «Баллада о солдате» — часовой Гаврилкин. Отказывался пустить Алёшу в вагон военного эшелона (не столько из-за строгого приказа касательно «стратегического груза», сколько из вредности), но согласился, выманив большую банку тушёнки. Спустя некоторое время, обнаружив в вагоне ещё и Шуру, попытался выгнать её и протагониста: мол, мало того, что два «зайца» вместо одного, так ещё и «кувыркались» в сене небось! Опять-таки, поугрожав и поломавшись для вида, выклянчил ещё две банки. На счастье главных героев, проходивший мимо лейтенант (тот самый «зверь»-начальник, которым Гаврилкин пугал Алёшу) оказался понимающим человеком и засранцу-часовому влетело по полной программе. «Я же говорил, зверь!»
  • «Особо опасен» — начальница Уэсли. Особо радует его монолог в стиле «почему ты отстой» в ответ на её издевательства.
  • «Типа крутые легавые» — в пабе Энджел рассказывает, что, когда он был маленьким, дядя подарил ему игрушечную полицейскую машинку. И маленький Николас принялся рьяно штрафовать других детей за беготню и ругательства. Был бит.
  • «Papers, Please» (короткометражная официальная экранизация культовой инди-игры) — а ведь если бы Инспектор не отключил этот синдром в конце, проблем на КПП в Восточном Грештине было бы значительно меньше
  • «Хочу, не могу» — эпизодический герой, дежурный в школьном коридоре, записывающий опоздавших, чтобы получить балл в выпускную характеристику за «общественную работу». С прикрученным фитильком — пацан явно теряется, и ГГ обучает его, как проявить вахтёрство на полную катушку. Попавшейся на опоздании красивой ученице тут же предлагается выбор: либо она будет записана, либо с максимальной старательностью поцелует дежурного.
  • «Изображая жертву» — заведующая/тренерша в бассейне. Запрещает сотруднику милиции (!) зайти в воду для следственного эксперимента, только потому что на нем не сменные плавки. Даже удивительно, что капитан не грозит привлечь её за создание препятствий расследованию.

Телесериалы[править]

  • «Реальные пацаны» — участковый Игорь Сергеевич Ознобихин давит педаль в магму, ведёт себя на этой небольшой должности как некая помесь крутого Уокера, шерифа Дикого Запада и Глеба Жеглова (так ему по крайней мере кажется). Однако здесь он выглядит комично, и ему даже сочувствуешь.
  • «Участок» — субверсия. Участковый Кравцов пытается упечь местного алкаша, который поднял руку на жену, на 15 суток. Все против — и председатель деревни, и сама жена, но он непреклонен, хотя другого автомеханика в деревне нет! Можно это списать на несовместимую с карьерой правильность, но для части зрителей он смотрится как законопослушный дурак.
    • Ввиду сельской специфики, следовало бы не играть в «Fiat iustitia, et pereat автовладельцы!», а разобраться народными средствами: собрать мужиков, слегонца надавать по роже и брюху, а предварительно дать понять, что с каждым разом, как посмеет ударить жену, будут «учить» всё суровее.
    • Однако, несмотря на все неурядицы, результат налицо: Суриков стал вести себя куда лучше, другие мужики тоже уяснили, что лучше жён не бить. При этом, полностью троп отыграл начальник Кравцова, пытавшийся прилепить Сурикову не административку, а уголовку с реальным сроком. А может, начальник всё понял и сыграл в злого полицейского?
  • «Улицы разбитых фонарей» — когда по придури высокого начальства Борю Чердынцева назначили на место Соловца, он начал себя вести именно так. Бонус: он вечный дежурный в сериале, т. е. вахтер.
  • След (телесериал) — жертва в серии «Доброхот», Круглов даже произносит фразу про власть из эпиграфа.
  • Lexx — В первой серии Стэнли пытается вести себя подобным образом, не пропуская транспортный корабль в док без пароля, но внезапно оказывается, что выделываться, когда ты буквально самая[3] мелкая сошка при чудовищно жестоком фашистском режиме — это Несовместимая с жизнью тупость.
    • Стоит отметить, не пропускать он решил не из-за синдрома вахтера, а потому, что у него и так было 993 штрафных балла, после тысячи пускали на органы. И накинуть недостающие семь ему могли как раз за то, что пропустил корабль без пароля. Потому что в этой педально-в-пол-чернушно-карикатурной антиутопии правила нужны только для того, чтобы пускать на органы.

Мультфильмы[править]

  • Один из выпусков о медведе Барни. Ох, напрасно мишку сделали инспектором гражданской обороны…
  • «Простоквашино» — «Это я, почтальон Печкин. Принёс посылку, только я вам её не отдам, потому что у вас документов нету.»
    • Тут вопрос сложный. То, что он не отдает посылку, конечно, обидно. Но если он ее отдаст «без документов», то ему, наверное, придется отвечать за нарушение должностной инструкции. Возможно, даже рублем накажут, а зарплата у почтальона и так невелика.
    • То, что посылку отдавать нельзя — это и так понятно. Но такую издевательскую формулировку он явно выбрал намеренно.
    • С другой стороны, сельский почтальон, не отдающий посылку без документов — уже смешно. IRL почтальон всех знает и тратить время на проверку документов не будет. А проверять его некому, он один на почтовом пункте сидит. А нагрянет плановая ревизия сверху, так и что: «Была посылка, отнёс. Да, у мальчика документов не было, но к нему как раз родители наезжали, подтвердили личность». Да и не будет ревизия такой мелочью заниматься: куда опаснее сельскому почтальону обвинение в том, что что-то не донёс до адресата.
    • А на самом деле всё ещё проще. В книге эпизод с посылкой относится к тому времени, когда дядя Фёдор прятался от родителей, а Печкин был ещё злой. Так что без документов он действительно не должен был ничего отдавать (откуда знать, что это не какой-то другой Фёдор), да и козлил он героям в любом случае. В мультфильме же эпизод перенесён по сюжету на то время, когда Печкин уже получил велосипед, подобрел и с героями подружился, так что его вредность выглядит неуместно. Ну, или просто решил дурака повалять, тролль усатый. .

Мультсериалы[править]

  • South Park — Эрик Картман стал дежурным по коридору и, увидев, что это хоть какая-то власть, он раздул своё и так немалое самомнение до космических масштабов.
    • Заделавшись чтецом объявлений по школьному радио, он и вовсе быстро прокачался до телеведущего с имиджем бесстрашного борца за правду, сместил Венди с поста старосты школы, сам занял вакантное место… и с ужасом выяснил, что эта должность никакой власти не подразумевает, зато во всех бедах будут обвинять именно его.
  • Футурама: худшая судьба в армии — это оказаться подчиненным Кифа Крокера, потому что тогда он возьмет реванш за все издевательства своего самовлюбленного придурковатого шефа.
  • SpongeBob SquarePants — когда Миссис Пафф пожалела Губку Боба и позволила ему носить униформу дежурного до следующего дня, обалдевший от чувства ответственности ученик решил, что порядок нужно поддерживать не только в школе, но и во всём городе. Ну, а поскольку мозгов у губок нет — натворил он немало. В итоге учительница угодила в тюрьму — сама заявила, что отвечает за ученика.
  • Джимми Нейтрон. Джимми в роли дежурного по коридору — это кошмар и ужас для всей школы, даже для собственных друзей. Справедливости ради — взглянув на свои действия со стороны он ужаснулся, раскаялся и отказался от почётной должности.
  • American Dad: каждый, кто начинает читать объявления по школьному радио, вскоре впадает в маниакальную самоуверенность и выкрикивает при включённом микрофоне что-то вроде «Эти тупые ослы сделают всё, что я им прикажу!»
    • Стэн по приговору суда как-то вынужден был поработать контролёром парковочных автоматов и быстро понял, какую власть над людьми это даёт «Вы же не хотите, чтобы ваша шикарная машина оказалась на штрафстоянке, а?» Увы, через две недели халява кончилась — пришлось возвращаться к скучной и бесцветной жизни не имеющего никакой власти агента ЦРУ.
  • Avatar: The Last Airbender: в серии «Змеиный перевал» этим отличилась сварливая билетёрша из бухты Полнолуния. Орёт на всех по любому поводу и настолько яростно чтит правила, что плевать хотела на тяжёлое положение беженцев, для которых эвакуация в Ба Синг Се — единственный шанс спастись от солдат Огня. Не делает исключений даже для беременной женщины, у которой украли документы. Зато при виде VIP-паспорта Тоф начала лебезить перед ней и, после лёгких протестов, всё-таки выдала билеты для девочки из столь богатой и уважаемой семьи. Увы, во второй раз (попытка помочь всё той же беременной и её мужу) даже паспорт Тоф не сработал.
  • Вуншпунш — в одной серий колдуны превратили адского инспектора Маледиктуса Де Магога в инспектора решительно по всему. В итоге Де Магог своим вахтёрством едва не замучал весь Мегалополис.
  • «Закон Мёрфи» — Элиот, доброволец на перекрестке. Будем честны — он искренне влюблен в технику безопасности и придирается лишь к Мёрфи, но с каким пафосом он делает свою работу, породив такие определения своей деятельности как «Царь безопасности» и «Страж перекрестка»! Впрочем, когда ему определили участок у киностудии он немедленно записал в свой участок ещё и киностудию.
  • Простоквашино (2018) — Шарик, решив что его отец был героем-пожарным, начал энергично инспектировать все в округе на предмет возгораний, достав друзей. Узнав правду об отце (тот был сторожем на складе и прославился отравившись просроченной колбасой), погрустил, но потом при поддержке друзей заделался санинспектором, с тем же результатом.
  • RWBY — стоящая в Аргусе пограничница Кэролайн Кордовин. Формально она действует по закону и не пускает главных героев (кроме Вайсс) в Атлас, потому что по приказу генерала Айронвуда неатлесианцам туда и не положено. Однако по сути — просто использует закон, чтобы тешить ЧСВ: во-первых, не любит фавнов и указывает, что ребятам вроде Блейк места в Атласе в любом случае не должно быть. Во-вторых, даже если опустить вопрос прохода в Атлас, к Вайсс она в принципе относится более почтительно, чем к остальным, за сам факт того, что та родилась в Атласе. В-третьих, любой разговор с героями стремится превратить в монолог о том, как великолепно ее родное королевство и как им повезло, что оно вообще о них, убогих, заботится. В-четвертых, игнорирует тот факт, что вместе с героями Кроу Бронвин, всемирно известный Охотник и близкий соратник Айронвуда (даже если она этого не знала — времени проверить это на ее довольно непыльной работе было предостаточно, было бы желание). То, что ЧСВ для нее важнее закона, окончательно становится ясно, когда в ответ на попытку героев угнать корабль она садится в гигантского меха (предназначенного только для битв с гигантскими Гримм!) и начинает стрелять по ним гигантской пушкой, просто чтобы показать, какие крутые технологии ей доверило родное королевство. В итоге мех оказался временно выведен из строя, а пограничный пункт чуть не стал обедом почуявшего халяву гигантского Левиафана.
    • Помимо этого, намекается, что и в Аргус-то ее сослали потому, что в родном Атласе она всех своим вахтерством достала.

Манга и аниме[править]

  • Youjo Senki — До перерождения протагонист был мелким начальником в какой-то корпорации и болел именно этим. В итоге одна из жертв его вахтёрства столкнула этого начальничка под метро. И надо сказать, перерождение его (уже её) в этом плане никак не исправило. Впрочем степень вахтерства зависит от адаптации, в одних работника увольняют после нескольких недельных загулов, в других за мелочь… но при этом протагонист всегда, увольняя работягу ведет себя как мудак.
    • Тут стоит учесть характерный японский менталитет, где просто работать полную смену — это что-то навроде лени, а нормальным считается работать вплоть до полного истощения, так что не удивительно, что главгерой уволил настолько ленивого работника.
      • Уже лет двадцать как ушло в прошлое. Корпорации задолбались оплачивать госпитализации и компенсации по потере кормильца из-за переработок, поэтому сейчас с этим довольно активно борются, даром что 80% этих переработок — чисто «этикетные», так как считается невежливым уходить с работы до начальника, тогда как те стараются показать свою важность засиживаясь допоздна. Реальной работой при этом занимаются весьма редко, в основном сплошь ИБД.
    • В ранобе ситуация ближе к «игра была равна…» — протагонист козёл, но при этом на протяжении не менее года реально пытался «войти в положение» уволенного работника и давал ему второй, а потом и третий, и четвёртый шанс. Оказался не в коня корм — ну и кого прикажете увольнять по спущенному с самого верха приказу о сокращении штатов? Дисциплинированного и ответcвенного работника, или же распиздяя-наркомана? В манге всё было практически так же, и только в аниме ГГ уволил прогульщика практически сразу и без раздумий.

Видеоигры[править]

  • Космические рейнджеры. В игре есть текстовый квест, в котором главная задача — поступить в гаальский университет. Один из экзаменаторов — ассистент профессора (раса — пеленг) — вахтёр с большой буквы В.
  • Postal 2 — шутки ради. В библиотеке стоит идеальная тишина (по сравнению с остальными локациями), но библиотекарша беспрестанно шикает «Тише, вы же в библиотеке».
  • Life is Strange — Дэвид Мэдсен, начальник охраны Академии Блэквелл, готов превратить школу в концлагерь, постоянно всех в чем-то подозревает и наезжает на слабых, но, получив отпор, тут же сдувается. При этом хороший человек — его бы энергию, да в нужное русло.
  • Dead Rising 2 — кошмарный пример: охранник супермаркета очевидно страдал этим годами и потому, когда начался прорыв зомби, решил что он, как единственный представитель власти, должен поддерживать порядок. Вешая всех подряд за мародерство. Что характерно — хотя этот психопат довольно крут, но, получив отпор от ГГ, попытался спастись бегством, однако карма не дремала.
  • Papers, Please — можете по ходу дела поболеть синдромом вахтёра, не пропуская людей с неправильными документами, как бы они вас ни уговаривали.
  • Night in the Woods — Молли, тётя Мэй и офицер полиции, поначалу кажется именно такой: встретив вернувшуюся из колледжа Мэй на заброшенной детской площадке, она под угрозой ареста за хулиганство подвозит её до дома на машине. Но посудите сами: очень нелегко быть практически единственным представителем власти в маленьком угасающем городишке, где пропадают без вести люди, а в лесу (а то и на улицах!) то и дело находят части тел. А тут ещё и родная безбашенная (и не совсем психически стабильная) племянница среди ночи шатается, где попало!
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — этим синдромом страдают (точнее, наслаждаются, а страдает Геральт) сотрудники банка Чианфанелли.
  • Syberia — автоматон Оскар, когда речь заходит об оформлении любых бумаг, немедленно включает синдром вахтёра и заставляет главную героиню переться через пол-локации за очередным документом с печатями и подписями.

Музыка[править]

  • «О большом и малом начальстве»:
«

Чем мельче начальник, тем дело печальней, Тем больше доставит он всяческих мук. Голодный и жадный, он не травоядный, Он мелкий, но хищный, он крыса-пасюк.

»
— Тимур Шаов
  • а также одна из версий Гаврилиады:
«

«Без пропуска здесь ни один не пройдет!» Сказали вахтерши-старушки, «У нас очень-очень секретный завод! Ведь делают здесь раскладушки!»

»
— [автор неизвестен]

Прочее[править]

  • Ролик «Уральских Пельменей» про оформление загранпаспорта. Это просто надо видеть.
  • Михаил Задорнов, миниатюра «Страна героев» — вся об этом.
  • «33 квадратных метра» — Иван Денисович, председатель дачного кооператива.
  • Карцев и Ильченко про Сидорова-кассира.
  • Виктор Ардов, «Вот что наделали справки твои» — педаль в пол: требование принести справку, что нужна справка, а при попытке запросить таковую — требование принести справку о необходимости справки, что нужна справка, ну и т. д. Все кончилось, правда, хорошо. Исполняли А. Райкин, И. Ильинский, Р. Зелёная и др.[4]
    • Пан Гималайский, предъявите справку, что вы не верблюд! (Отсылка к старому-старому анекдоту, и русскому и польскому.)
    • А сюжет Виктора Ардова — отсылка к дореволюционному рассказу Аркадия Аверченко о двух евреях, которые хотели заключить сделку, но не доверяли друг другу, и каждый попросил другого обзавестись поручителем, но поручителям они тоже не доверяли и попросили каждого из поручителей в свою очередь найти себе поручителя, и т. д.
  • «Comedy Woman», «Курс молодой паспортистки».

Реальная жизнь[править]

Тысячи их! Каждый в своей жизни хоть раз но встречал такой экземпляр, да и чего греха таить, кто-то в его роли мог и сам побывать, особенно по молодости.

  • Многие учителя и преподы по вспомогательным, бесполезным, но обязательным дисциплинам. Не вздумайте при них даже заикаться про ненужность их дисциплин, скандал гарантирован! Вахтёрством они пытаются повысить свою номинальную значимость (зачастую правда не понимая, что — лишь в собственных глазах) и готовы реально нагадить при любой возможности, тем более что объекты их усилий — это дети, которые к тому же в подчинённом положении (если школа/вуз не элитный).
    • В некоторых вузах, когда учились 5 лет, студенты 1-2 курс именовали в духе «гонок на выживание».
    • Вариант в вузах с «дополнительным заработком». Т. е. нагонит важности, что сдают не все, радуются «тройке» как «пятерке», а потом относительно честно изымает деньги у «нерадивых студентов». Например, при помощи дополнительных занятий (обычно их проводит «партнер по бизнесу»). Или «навязыванием услуг» по изготовлению курсовых/расчетных/и проч.работ у конкретного производителя — более рискованный бизнес.
  • Мелкие начальники. В университете самым вредным будет ассистент, который сам полгода назад был студентом, а не заслуженный профессор с грозной репутацией (которую ему чуть чаще чем всегда создают гуляющие по комиссиям раздолбаи); в армии таковыми становятся сержанты и старшины, а вовсе не ротные или, упаси боже, старшие офицеры); на работе больше всего придирается не глава корпорации, а мелкий начальничек, без году неделя на посту.
  • Помощники/референты/ассистенты/водители/секретари больших начальников, пытающиеся путём демонстрации власти урвать хотя бы часть авторитета босса. Наверное, каждый припомнит: принес какой-то документ на подпись, а секретарь начинает: «Шрифт не тот, бланк устарел, отступ на три миллиметра ниже надо делать…». При том что «самому» на всё это глубоко плевать, если «поймать» его лично — подпишет без вопросов.
    • Как и везде, нужно отличать вахтёрство означенных персонажей как состояние их души от добросовестного исполнения служебных обязанностей. Нередко ответственность за правильное оформление документа лежит именно на помощнике, и если сам биг-босс таки окажется скрупулезнее, или дальнейший ход дела выявит устарелость бланка или иной недочет, то взгреют от души именно помощника. Хотя если секретарь с фанатизмом ищет и из допустимых вариантов формулировки требует «единственную» верную (особенно если предыдущие инстанции эту же формулировку не одобрили), то уже вахтеризм. Плюс отношение — если вежливо говорит, что форма не та, или черкает карандашом где именно не так и проч. — выполнение обязанностей, а если строит из себя важную птицу не меньше босса, ничего не объясняет. В добавок, как будто делает большое одолжение, заявляет «Не так и все!, при этом явно занимается не совсем работой в рабочее время на рабочем месте (сплетничает с кем-то, пьет чай или занимается маникюром), то уже синдром.
  • Отчасти из этого же синдрома растут ноги у такого явления, как армейская дедовщина. Когда офицеры перекладывают на старослужащих солдат и сержантов часть своих обязанностей по принципу: «Вы старшие, обеспечьте, чтобы был порядок и меня не дёргали, а как вы это сделаете, меня не колышет», у части получивших толику власти над сослуживцами немедленно срывает башню.
  • В советское время управдомы, профкомы, советы пионерских и комсомольских организаций пристально следили за моральным обликом, пропесочивая на собраниях тех, кто пьянствовал, развратничал, модничал и слушал «безыдейную» музыку. Причём, несмотря на отсутствие законных карательных полномочий, они могли реально испортить жизнь человеку, так как написанные ими характеристики шли «в дело», а решения влияли на карьерный рост и чувствительные для жизни вопросы, например, жилищный.
    • Правда, под синдром вахтёра они попадали не всегда. Но часто.
    • В США подобным самомнением могут обладать члены совета какого-нибудь товарищества собственников жилья (homeowners association). Они будут рьяно следить за тем, чтобы никто не посмел хоть раз в неделю не покосить газон или не поставил почтовый ящик неположенного цвета. На все протесты будут указывать на кодекс, который обязаны подписать все жители микрорайона, а также на то, что неповиновение кодексу отрицательно влияет на цены на недвижимость во всей округе. В принципе, если будут придираться слишком сильно, то на следующий срок попросту переизберут кого-нибудь другого — правда, должны появиться желающие занять эту неблагодарную должность.
  • Вечно всем и всеми недовольные «тётки в окошках» во всевозможных госучреждениях — изначально нацелены «держать и не пущать», стараясь найти любую возможность спровадить посетителя несолоно хлебавши по любой формальной причине (например, написания фамилии через «е» и «ё» в разных документах). Причина проста, как мычание — зарплата от количества обслуженных посетителей не зависит никак, а работы меньше. И не рискуешь выдать разрешение кому-то, кому оно не положено.
    • А разве на придирки не уходит больше сил, чем на их отсутствие?
    • Может, от придирок тетушки в окошках получают удовлетворение. Работа им приносит радость
    • В начале 2010-х в Украине (сейчас, вроде бы, это уже не актуально) конкретно с паспортистками была еще вот какая особенность: их в теории не должно было существовать, а на практике они по сути никому не подчинялись (выдачей паспортов занимается миграционная служба, но паспортистки были работницами ЖЭКа, и к миграционной службе отношения не имели; а ЖЭК никак не был связан с выдачей паспортов). Как может вести себя человек, на чье хамство нельзя пожаловаться, даже если целеустремленности достаточно (но все-же не настолько, чтобы подавать заявление в полицию) — и так примерно понятно.
  • Самое интересное, что в начале XXI века настоящие вахтёры синдрому вахтёра обычно не подвержены. Эти милые старушки (хотя есть и относительно молодые), ещё советской закалки, с которыми можно и посоветоваться, и новости узнать. А если заработать у них хорошую репутацию, то никаких нареканий за возвращение в общежитие после его закрытия (даже на несколько часов) или со звенящим пакетом не будет.
    • Но во второй половине XX века, по крайней мере в советское время, картина была иной. Выражение «синдром вахтёра» («вахтеризм») произошло не от вышеупомянутых душевных старушек, а от типичного зрелого или пожилого дядьки (вроде коменданта из «Золотого телёнка», см. выше Литература) — как правило, нереализованного социально и профессионально, страдающего комплексом неполноценности и потому пытающегося «от души» оторваться, в меру личных сил и занимаемой невеликой должности. В наши дни иной раз может подвернуться охранник, соответствующий описанию вахтера конца ХХ века, как поведением, так и внутренним миром.
    • В советские времена был ещё один фактор, влияющий на количество вахтёров, страдающих синдромом имени себя: если сейчас вахтёр может соперничать в зарплате с учителем или врачом[5], и смотрят на такую работу вполне спокойно, то тогда эта должность была крайне непрестижной, платили за неё копейки, соответственно, очень сложно было найти на неё работника. В вахтёры шли пенсионеры, которые чувствовали свои железобетонные тылы: что бы ни творил, тебя не уволят, ибо заменить некем, а если и уволят, зарплата, даже по сравнению с пенсией, мизерная; да и найти другое аналогичное место можно всегда.
  • В автобиографической книге нобелевского лауреата «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман?» описаны шутки над лицами с синдромом вахтёра, бывшие визитной карточкой физика на протяжении всей жизни. Лаборатории ядерного проекта едва строились, забора ещё не было, но уже был КПП, на котором дежурили негодные к фронту морпехи. Автор любил пройти через КПП в одном направлении несколько раз, каждый раз отмечаясь в книге прибытия/убытия и возвращаясь на исходные сквозь недостроенный забор. По документам выходило, что на проекте трудится как минимум три Фейнмана. Вот откуда берутся истории о дублях!
    • Поскольку морпехи книг не писали, мы не знаем, как они реагировали над все эти издевательства. Вполне возможно, что они всё прекрасно понимали, но это была не советская «шарашка» с учёными-зэками, а проект, в котором с диким скрипом удалось ввести хоть какую-то секретность! И тот же Фейнман вполне мог плюнуть на всё и уехать домой или пойти в ближайший суд и настрочить жалобу на ущемление его гражданских прав. Более того, Фейнман ухитрялся писать через цензурируемую почту жене опусы вроде такого: «Посмотрела бы ты, что тут делается! В 100 метрах от проходной в заборе дыра шириной в два фута, сквозь неё можно свободно пройти!». ЭТА информация была не секретной, запретить писать об этом цензор не имел права.
      • В целом вся эта лавочка была прикрыта с появлением на объекте начальника проекта Лесли Гровса. По его приказу все дыры в заборе заделали, а всей охране провели внушение. В результате один из сержантов, дежуривших на воротах, как-то пропустил самого Гровса, забывшего пропуск на объект (хотя не должен был). На следующее утро сержант стал рядовым. И от реальных советских шпионов это всё-равно не спасло.
    • А история о том, как Фейнман троллил почтовую цензуру, вполне позволяет зачислить неизвестного цензора Манхеттенского проекта в число страдающих синдромом. «Сообщите вашей жене, чтобы она не упоминала цензуру в письмах! — Как я могу ей сообщить, если вы вымарываете из моих писем любые упоминания цензуры?». Одной из шуток (не осуществлённых) была отправка письма с белым порошком внутри: цензор при вскрытии письма рассыпал бы порошок, но, поскольку по правилам он не мог портить вложения в конверты, ему пришлось бы собрать всё рассыпанное…
  • Мелкие чины правоохранительных органов во множестве стран. По сути, реальные преступления не раскрывают, не имея ни полномочий, ни подготовки, ни спецсредств. Зато докопаться в случае малейшего и никому не мешающего нарушения — всегда пожалуйста.
  • Супервайзеры, администраторы, охранники и иже с ними. Справедливости ради, зачастую идёт пополам с соседним тропом: это с точки зрения работника супервайзер — козёл, если выставил штраф за опоздание или телефон на рабочем месте, а охранник — кретин, если потребовал открыть сумку (впрочем, насколько законно — отдельная тема). А теперь представьте эту ситуацию с обратной стороны. Вы должны следить за порядком на объекте, причём за косяк персонала, если высокое начальство заметит ваше невмешательство, вы ответите гораздо сильнее, чем сам работник — а таких работников под вашим надзором может быть человек сто. Возможно, в первые месяцы работы вы постараетесь быть со всеми понимающим, лояльным и сговорчивым, но когда некоторые подопечные обнаглеют, а вы недосчитаетесь половины зарплаты, то всерьёз задумаетесь о том, стоит ли дальше играть в «мать Терезу».
  • Модераторы и администраторы сайта/форума/чата (независимо от направленности и популярности того, что они курируют). Кто занимает эти, безусловно, нужные должности? Зачастую - активные, но самые обыкновенные люди без навыков и опыта работы с коллективом. Большинство из них в реальной жизни может указывать разве что своим детям или питомцам, а в Интернете им раздолье. Власть, анонимность, приятная удалённость от наказанных юзеров, которые в иной ситуации высказали бы своё отношение к произволу кулаком в глаз… Обычно дурить начинает модератор, слишком ревностно следящий за порядком, продвигающий свою Истинную Точку Зрения или сводящий личные счёты с недоброжелателями. Если пользователи кооперируются и вовремя привлекают на свою сторону других стражей порядка (лучше — сразу админа), с обнаглевшего модера сбивают выросшую корону и срывают погоны. По понятным причинам не работает, если админо-модерский коллектив — сплочённая компашка старых друзей, которым проще подавить протест силовым методом. Но гораздо хуже, когда Наполеоном мнит себя самый главный администратор. В таком случае конфликт приводит к бойкоту и массовому исходу еще не забаненных пользователей, хлопающих дверями. После этого сайт ожидают два варианта несветлого будущего: закрытие или вырождение в «болталку» для админа и кучки его подпевал.

Примечания[править]

  1. от немецкого Wächter (однокоренного английскому watch) = стражник. На флоте „вахта“ (от аналогичного голландского слова) — „дежурство“.
  2. Десятские выбирались от десяти сельских домов каждый. Сотский — начальник над десятскими, один от сотни домов.
  3. его даже понизить в должности уже не могут, потому что ниже некуда. «Приходится» назначить добровольно-принудительным донором органов
  4. Только вот в реальной жизни это совсем не смешно. Классический пример — бесплатные услуги в поликлиниках: например, нельзя просто взять и сдать анализ на группу крови, надо получить направление от терапевта, но к терапевту тоже просто так не попасть — нужно получить талон в регистратуре. В особо запущенных случаях талоны выдаются только в определенное время, поэтому за ними нужно специально прийти заранее, еще и очередь отстоять.
  5. Увы, далеко не всегда из-за повышения уровня жизни вахтёров.