Орфей и Эвридика: различия между версиями
(не показано 35 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{ | {{Chosennomination}} | ||
[[Файл:Орфей выводит Эвридику из подземного мира.jpg|мини|Орфей выводит Эвридику из подземного мира.<br> Автор: Камиль Коро (1861 г.)]] | |||
Орфей и Эвридика — древнегреческий миф о том, как Орфей спустился в мир мёртвых, чтобы вернуть свою жену к жизни, но потерпел неудачу из-за волнения. | |||
Это миф один из самых часто пересказываемых среди других. История об Орфее и Эвридике удосужилась множества адаптаций, а также ряда прямых упоминаний. | |||
== | == Где почитать == | ||
* | * Вергилий «Георгики» | ||
* Овидий «Метаморфозы» | |||
=== [[ | == Пересказ сюжета == | ||
'''NB:''' поскольку у мифа несколько источников, некоторые [[Врёт, как очевидец|противоречивые]] [[Взаимоисключающие параграфы|детали]] опущены для удобства, чтобы не явствовал троп «[[Анекдот про...]]».<br> | |||
---- | |||
Эвридика умирает от укуса змеи. Прославленный певец Орфей спускается в царство мёртвых, чтобы вернуть свою жену Эвридику.<br> | |||
* | Там он своей музыкой усыпляет [[Цербер]]а и очаровывает всех, даже самого Аида и Персефону.<br> | ||
** [[ | Аид соглашается отпустить Эвридику обратно в мир живых, но при одном условии — Орфей ни разу не обернётся до тех пор пока не выйдет из мира мёртвых.<br> | ||
В самый последний момент Орфей оборачивается, и в тот же миг Эвридика растворяется, оставаясь тем самым в царстве мёртвых.<br> | |||
Орфей пробует [[Вернуться и переиграть|вновь войти в гости к Аиду]], но живой может побывать в мире мёртвых лишь единожды, поэтому затея не сработала.<br> | |||
После этого Орфей удалился куда подальше, отказавшись от женщин то ли, [[Лебединая верность|сохраняя верность к Эвридике]], то ли просто устав от них.<br> | |||
В любом случае, [[Отвергнутая женщина — это страшно|отвергнутые женщины]] убили его за то, что он отказался принять участие в [[Оргия|оргии]].<br> | |||
В итоге, Орфей [[Воссоединиться в смерти|воссоединяется с Эвридикой в мире мёртвых]]. | |||
== Тропы и штампы == | |||
* [[Бисёнэн]] — Орфей. Из-за этого его в прошлом даже в [[аргонавты]] брать не хотели: ну, кем может работать на корабле такой сладкий мальчик, которому к тому же ещё и пальцы беречь надо? Разве что [[гомосексуал по обстоятельствам|эроменом]]. Но Орфей их переубедил, ибо следующий пункт. | |||
* [[Божественный музыкант]]/[[Бард]] — Орфей. Спустился в царство Аида с одной лирой и музыкой очаровал там всех, да и до того неоднократно смирял своими концертами по заявкам злодеев, [[монстр]]ов и даже природные явления. | |||
* [[Визит на тот свет]] — Орфей спускается в царство мёртвых за женой. [[Старше, чем грязь]]. | |||
* [[Знают именно за это]] — Орфей обернулся и потерял жену. | |||
* [[Магнит для противоположного пола]] — сам Орфей. Учитывая его наружность и эллинскую культуру — [[его хотят даже парни|не только для противоположного]], скорее всего. | |||
* [[Лебединая верность]] — так или иначе Орфей после своего провала хранил верность Эвридике. Хотя… по некоторым версиям на мальчиков сие [[Крутой гей|правило не распространялось]]. | |||
* [[Отвергнутая женщина — это страшно]] — они и убили Орфея. Мотивы, правда, несколько разнятся от версии к версии. | |||
* [[Протагонист — всегда человек]] — [[инверсия]]. Орфей это полубог неясного генезиса (Аполлон, Дионис, Эагр?), а в матерях у него муза (Каллиопа или другая). Эвридика же дриада (лесная нимфа). | |||
* [[СПГС]] — кучи его. Есть ли тут зависть богов? Символизирует ли что-то змея, что укусила Эвридику? Пал ли Орфей жертвой разборок между Аполлоном и Дионисом? По какой причине '''на самом деле''' обернулся Орфей? [[Колобок]] с [[Евгений Онегин|Онегиным]] молча кивают в сторонке. | |||
* [[Трагическая импульсивность]] — поддавшись чувствам, Орфей оборачивается и из-за этого теряет Эвридику. | |||
* [[Хороший плохой конец]] — Орфей не смог вернуть Эвридику в мир живых, но всё же смог [[Воссоединиться в смерти|воссоединиться с ней в посмертии]]. | |||
* [[Чего не сделаешь ради любви]] — комментарии излишни. | |||
* [[Я остаюсь]] — Орфей таки хотел остаться в царстве мёртвых, если бы ему не выдали Эвридику. | |||
== Адаптации == | |||
=== Фольклор === | |||
* Гендерная инверсия в сказке «Маттео и Мариучча», кончившейся, к слову, [[Хороший плохой конец|плохо, но с долей хорошего]] — Мариучча таки обернулась на выходе, так что из царства мёртвых влюблённым уйти не удалось (на них дыхнул Цербер), и оба сделались тенями. [[Воссоединиться в смерти|Но зато они вместе!]] | |||
=== Театр и музыка === | |||
* Опера «Эвридика» Якопо Пери (1600) | |||
* Опера «Орфей» Клаудио Монтеверди, (1607) | |||
* Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1762) | |||
* Опера «Орфей и Эвридика, или Душа философа» Йозефа Гайдна (1791) | |||
* Мелодрама «Орфей и Эвридика» Е. И. Фомина (1792) | |||
* Опера «Орфей и Эвридика» Эрнста Кшенека (1923) | |||
* Симфоническая поэма «Орфей» Ференца Листа (1854) | |||
* Оперетта «Орфей в аду» Жака Оффенбаха (1858). | |||
** И если про оперетту вы ранее не знали, то [[Музыкальный триппер/Старинные мелодии|знаменитый канкан]] хотя бы раз, да слышали. | |||
* <s>[[Шрамы от цензуры|Рок]]</s>Зонг-опера «Орфей и Эвридика» Александра Журбина (1975) | |||
* «Orphée» — десятый студийный альбом исландского композитора Йоханна Йоханнссона, вдохновленный одноимённым фильмом Жана Кокто и мифом об Орфее в интерпретации Овидия. | |||
* «Орфей» — песня группы [[Комсомольск (группа)|Комсомольск]] (2017) | |||
* «Хипхопера: Орфей & Эвридика» — альбом исполнителя Noize MC (2018) | |||
* Рок-опера «Орфей» от Ольги Вайнер — мотивация и сюжет неплохо так изменены и расширены (2020) | |||
=== Комиксы === | |||
* Cynicmansion – [[аверсия]]. Орфей смог вывести Эвридику, но он продолжил ещё 3 дня идти по земле, считая это уловкой Аида. В итоге, Эвридика плюнула на Орфея и сама вернулась в царство мёртвых. | |||
=== | == Прямые упоминания == | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Диснеевский мультик «[[Hercules (мультфильм)|Геркулес]] | * Диснеевский мультик «[[Hercules (мультфильм)|Геркулес]]» — [[пример без контекста]] | ||
=== [[Видеоигры]] === | |||
* [[Hades]] — Загрей, встречает Эвридику и Орфея, и ему предоставляется возможность воссоединить их. | |||
* [[Titan Quest]] — можно выполнить квест «Эвридика и Орфей» в Верхнем городе Потерянных душ и спасти Орфею жизнь, используя «Зеркало Психеи». | |||
== Истории со схожей фабулой == | |||
По сути все примеры, где герой пытается вытащить свою любовь с того света, которые очень уж сильно напоминают историю об Орфее и Эвридике. | |||
=== Фольклор и мифология === | |||
* История о верной жене Савитри в «Рамаяне»: девушка выходит замуж за парня, которому предсказана смерть через год, и в назначенный час умоляет бога смерти Яму взять её душу вместе с душой мужа — тот из жалости оставляет в живых обоих. Сита рассказывает эту историю своему похитителю Раване, намекая, что она так же верна законному мужу Раме, и Равана не сможет её ничем соблазнить. Она и сама побыла Эвридикой, когда после гибели Раваны должна была сжечь себя на костре, так как только [[божественное вмешательство]] могло позволить похищенной жене вернуться к мужу. Бог огня Агни лично спас её от сожжения и вынес к Раме. Попробовал бы он этого не сделать, когда Рама — аватара одного из трёх верховных богов (а конкретно Вишну)… | |||
=== [[ | === [[Литература]] === | ||
* | * [[Повесть о Берене и Лютиэн]] — прямая [[гендерная инверсия]] с [[хэппи-энд]]ом. | ||
** Может кто-то расписать этот пример без смехуёчков с чумаком? | |||
* [[Гарри Поттер]] — в сказке о Дарах Смерти Кадм попросил у Смерти Воскрешающий камень, чтобы вернуть с того света свою погибшую невесту. Закончилось печально: мертвице в подлунном мире было плохо, и видя это, Кадм убил себя, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Так Смерть забрала второго брата. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Флэш-игра «Don’t look | * Флэш-игра «Don’t look back» — условно-пиксельная, но выразительная за счёт тёмной готической атмосферы. Герой идёт от могилы возлюбленной ко входу в ад, сражается с разной нечистью, находит любимую и возвращается, следуя тому же завету, что и Орфей, — не смотреть назад. [[вывих мозга|Мозговыносящая концовка]]. | ||
* Любительский аддон к Oblivion «Сказка о потерянном счастье». Герой идёт к Аиду, чтобы потребовать вернуть свою возлюбленную. При соблюдении определённых условий во время прохождения у него получается. | * Любительский аддон к Oblivion «Сказка о потерянном счастье». Герой идёт к Аиду, чтобы потребовать вернуть свою возлюбленную. При соблюдении определённых условий во время прохождения у него получается. | ||
* | ** Где в Тамриэле Аид есть? | ||
* Splatterhouse 2 — Рик спускается в Ад за Дженнифер. | |||
* Splatterhouse | * [[Black Book]] — Василиса изучает чёрную магию и подчиняет бесов, чтобы вернуть своего умершего парня из Ада. Правда, [[зигзаг]]: во-первых, {{spoiler|в Аду его нет, ибо он не сам убился, а помогли}}, во-вторых, {{spoiler|когда Васька об этом узнает, то вполне может [[налево кругом|променять любовь]] на титул владычицы <s>морской</s> преисподней, [[одна сатана|бок о бок с сатаной]] или [[зло с женским лицом|сама по себе]].}} | ||
* [[Black Book]] | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Смерть}} | {{Nav/Смерть}} |
Текущая версия на 16:16, 7 февраля 2025
![]() | Молодцы! Эта статья была номинирована на статус избранной. В связи с этим мы особенно тщательно относимся к её содержанию. Подробнее о выборах избранной статьи вы можете узнать здесь |
Орфей и Эвридика — древнегреческий миф о том, как Орфей спустился в мир мёртвых, чтобы вернуть свою жену к жизни, но потерпел неудачу из-за волнения.
Это миф один из самых часто пересказываемых среди других. История об Орфее и Эвридике удосужилась множества адаптаций, а также ряда прямых упоминаний.
Где почитать[править]
- Вергилий «Георгики»
- Овидий «Метаморфозы»
Пересказ сюжета[править]
NB: поскольку у мифа несколько источников, некоторые противоречивые детали опущены для удобства, чтобы не явствовал троп «Анекдот про...».
Эвридика умирает от укуса змеи. Прославленный певец Орфей спускается в царство мёртвых, чтобы вернуть свою жену Эвридику.
Там он своей музыкой усыпляет Цербера и очаровывает всех, даже самого Аида и Персефону.
Аид соглашается отпустить Эвридику обратно в мир живых, но при одном условии — Орфей ни разу не обернётся до тех пор пока не выйдет из мира мёртвых.
В самый последний момент Орфей оборачивается, и в тот же миг Эвридика растворяется, оставаясь тем самым в царстве мёртвых.
Орфей пробует вновь войти в гости к Аиду, но живой может побывать в мире мёртвых лишь единожды, поэтому затея не сработала.
После этого Орфей удалился куда подальше, отказавшись от женщин то ли, сохраняя верность к Эвридике, то ли просто устав от них.
В любом случае, отвергнутые женщины убили его за то, что он отказался принять участие в оргии.
В итоге, Орфей воссоединяется с Эвридикой в мире мёртвых.
Тропы и штампы[править]
- Бисёнэн — Орфей. Из-за этого его в прошлом даже в аргонавты брать не хотели: ну, кем может работать на корабле такой сладкий мальчик, которому к тому же ещё и пальцы беречь надо? Разве что эроменом. Но Орфей их переубедил, ибо следующий пункт.
- Божественный музыкант/Бард — Орфей. Спустился в царство Аида с одной лирой и музыкой очаровал там всех, да и до того неоднократно смирял своими концертами по заявкам злодеев, монстров и даже природные явления.
- Визит на тот свет — Орфей спускается в царство мёртвых за женой. Старше, чем грязь.
- Знают именно за это — Орфей обернулся и потерял жену.
- Магнит для противоположного пола — сам Орфей. Учитывая его наружность и эллинскую культуру — не только для противоположного, скорее всего.
- Лебединая верность — так или иначе Орфей после своего провала хранил верность Эвридике. Хотя… по некоторым версиям на мальчиков сие правило не распространялось.
- Отвергнутая женщина — это страшно — они и убили Орфея. Мотивы, правда, несколько разнятся от версии к версии.
- Протагонист — всегда человек — инверсия. Орфей это полубог неясного генезиса (Аполлон, Дионис, Эагр?), а в матерях у него муза (Каллиопа или другая). Эвридика же дриада (лесная нимфа).
- СПГС — кучи его. Есть ли тут зависть богов? Символизирует ли что-то змея, что укусила Эвридику? Пал ли Орфей жертвой разборок между Аполлоном и Дионисом? По какой причине на самом деле обернулся Орфей? Колобок с Онегиным молча кивают в сторонке.
- Трагическая импульсивность — поддавшись чувствам, Орфей оборачивается и из-за этого теряет Эвридику.
- Хороший плохой конец — Орфей не смог вернуть Эвридику в мир живых, но всё же смог воссоединиться с ней в посмертии.
- Чего не сделаешь ради любви — комментарии излишни.
- Я остаюсь — Орфей таки хотел остаться в царстве мёртвых, если бы ему не выдали Эвридику.
Адаптации[править]
Фольклор[править]
- Гендерная инверсия в сказке «Маттео и Мариучча», кончившейся, к слову, плохо, но с долей хорошего — Мариучча таки обернулась на выходе, так что из царства мёртвых влюблённым уйти не удалось (на них дыхнул Цербер), и оба сделались тенями. Но зато они вместе!
Театр и музыка[править]
- Опера «Эвридика» Якопо Пери (1600)
- Опера «Орфей» Клаудио Монтеверди, (1607)
- Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1762)
- Опера «Орфей и Эвридика, или Душа философа» Йозефа Гайдна (1791)
- Мелодрама «Орфей и Эвридика» Е. И. Фомина (1792)
- Опера «Орфей и Эвридика» Эрнста Кшенека (1923)
- Симфоническая поэма «Орфей» Ференца Листа (1854)
- Оперетта «Орфей в аду» Жака Оффенбаха (1858).
- И если про оперетту вы ранее не знали, то знаменитый канкан хотя бы раз, да слышали.
РокЗонг-опера «Орфей и Эвридика» Александра Журбина (1975)- «Orphée» — десятый студийный альбом исландского композитора Йоханна Йоханнссона, вдохновленный одноимённым фильмом Жана Кокто и мифом об Орфее в интерпретации Овидия.
- «Орфей» — песня группы Комсомольск (2017)
- «Хипхопера: Орфей & Эвридика» — альбом исполнителя Noize MC (2018)
- Рок-опера «Орфей» от Ольги Вайнер — мотивация и сюжет неплохо так изменены и расширены (2020)
Комиксы[править]
- Cynicmansion – аверсия. Орфей смог вывести Эвридику, но он продолжил ещё 3 дня идти по земле, считая это уловкой Аида. В итоге, Эвридика плюнула на Орфея и сама вернулась в царство мёртвых.
Прямые упоминания[править]
Мультфильмы[править]
- Диснеевский мультик «Геркулес» — пример без контекста
Видеоигры[править]
- Hades — Загрей, встречает Эвридику и Орфея, и ему предоставляется возможность воссоединить их.
- Titan Quest — можно выполнить квест «Эвридика и Орфей» в Верхнем городе Потерянных душ и спасти Орфею жизнь, используя «Зеркало Психеи».
Истории со схожей фабулой[править]
По сути все примеры, где герой пытается вытащить свою любовь с того света, которые очень уж сильно напоминают историю об Орфее и Эвридике.
Фольклор и мифология[править]
- История о верной жене Савитри в «Рамаяне»: девушка выходит замуж за парня, которому предсказана смерть через год, и в назначенный час умоляет бога смерти Яму взять её душу вместе с душой мужа — тот из жалости оставляет в живых обоих. Сита рассказывает эту историю своему похитителю Раване, намекая, что она так же верна законному мужу Раме, и Равана не сможет её ничем соблазнить. Она и сама побыла Эвридикой, когда после гибели Раваны должна была сжечь себя на костре, так как только божественное вмешательство могло позволить похищенной жене вернуться к мужу. Бог огня Агни лично спас её от сожжения и вынес к Раме. Попробовал бы он этого не сделать, когда Рама — аватара одного из трёх верховных богов (а конкретно Вишну)…
Литература[править]
- Повесть о Берене и Лютиэн — прямая гендерная инверсия с хэппи-эндом.
- Может кто-то расписать этот пример без смехуёчков с чумаком?
- Гарри Поттер — в сказке о Дарах Смерти Кадм попросил у Смерти Воскрешающий камень, чтобы вернуть с того света свою погибшую невесту. Закончилось печально: мертвице в подлунном мире было плохо, и видя это, Кадм убил себя, чтобы воссоединиться с возлюбленной. Так Смерть забрала второго брата.
Видеоигры[править]
- Флэш-игра «Don’t look back» — условно-пиксельная, но выразительная за счёт тёмной готической атмосферы. Герой идёт от могилы возлюбленной ко входу в ад, сражается с разной нечистью, находит любимую и возвращается, следуя тому же завету, что и Орфей, — не смотреть назад. Мозговыносящая концовка.
- Любительский аддон к Oblivion «Сказка о потерянном счастье». Герой идёт к Аиду, чтобы потребовать вернуть свою возлюбленную. При соблюдении определённых условий во время прохождения у него получается.
- Где в Тамриэле Аид есть?
- Splatterhouse 2 — Рик спускается в Ад за Дженнифер.
- Black Book — Василиса изучает чёрную магию и подчиняет бесов, чтобы вернуть своего умершего парня из Ада. Правда, зигзаг: во-первых, в Аду его нет, ибо он не сам убился, а помогли, во-вторых, когда Васька об этом узнает, то вполне может променять любовь на титул владычицы
морскойпреисподней, бок о бок с сатаной или сама по себе.
Примечания[править]