Давид против Голиафа: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 11 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{q|pre=1|— Ты собираешься с ''этим'' драться?!
{{q|pre=1|— Ты собираешься с ''этим'' драться?!
— Я собираюсь ''это'' убить.|Джордж Мартин, «[[ASOIAF/A Storm of Swords/Сюжет|Буря мечей]]»}}
— Я собираюсь ''это'' убить.|Джордж Мартин, «[[ASOIAF/A Storm of Swords/Сюжет|Буря мечей]]»}}
[[Файл:Resdefault.jpg|мини|Пример из «[[Pokemon (аниме)|Покемонов]]».]]
[[Файл:Давид против Голиафа.jpg|thumb|[[Тропнеймер]]ы, они же [[кодификатор]]ы.]]
Герой вынужден вступить в схватку с противником, во много раз превосходящим его самого по габаритам и физической силе. Таким способом показывают и бесстрашие самого героя, а также то, что для победы порой нужна не только физическая сила, но и умственная (ежели персонаж побеждает огромного врага именно при помощи хитрости и смекалки).
Герой вынужден вступить в схватку с противником, во много раз превосходящим его самого по габаритам и физической силе. Таким способом показывают и бесстрашие самого героя, а также то, что для победы порой нужна не только физическая сила, но и умственная (ежели персонаж побеждает огромного врага именно при помощи хитрости и смекалки).


Строка 15: Строка 15:
* Голиаф огромный — а Давид маленький, возможно даже ребёнок или грызун.
* Голиаф огромный — а Давид маленький, возможно даже ребёнок или грызун.
* Голиаф [[Человек-плюс|сверхчеловек с суперспособностями]] или вообще [[чу-чу]] — а Давид [[простой крутой смертный]].
* Голиаф [[Человек-плюс|сверхчеловек с суперспособностями]] или вообще [[чу-чу]] — а Давид [[простой крутой смертный]].
* Голиафов много — а Давидов мало, или он вообще [[один в поле воин]].
* Голиафов много, или как минимум он один, но с широкой поддержкой — а Давидов мало, или он вообще [[один в поле воин]].
* Голиаф опытный, мастер, профи, чемпион — а Давид новичок, который должен показать себя.
* Голиаф опытный, мастер, профи, чемпион — а Давид новичок, который должен показать себя.
* Голиаф [[Бедный — хорошо, богатый — плохо|очень богат]] или занимает высокий пост — а Давид простой человек из народа.
* Голиаф [[Бедный — хорошо, богатый — плохо|очень богат]] или занимает высокий пост — а Давид простой человек из народа.
* Голиаф боец — а Давид умник.
* Голиаф боец — а Давид умник (ну или [[Воины — по прямой, маги — по параболе|наоборот]], в зависимости от условий столкновения).
* С прикрученным фитильком: Голиаф и Давид [[по гамбургскому счёту]] были бы равны, но Голиаф в заведомо выигрышном положении, например вооружён — а Давид безоружен, ранен, болен, беременный.
* С прикрученным фитильком: Голиаф и Давид [[по гамбургскому счёту]] были бы равны, но Голиаф в заведомо выигрышном положении, например вооружён — а Давид безоружен, ранен, болен, беременн<s>ый</s> -ая.
Важно: чтобы троп был тропом, Давид и Голиаф должны противостоять; Голиаф должен казаться заведомо намного более сильным; в конце должен победить Давид. Если противостояния нет, или Голиаф не особо-то имеет преимущество, или если он [[Проблема Голиафа|легко побеждает]], это не троп. Впрочем, если Голиаф побеждает неожиданно, когда аудитория [[Жанровая смекалка|по привычке готовилась]] к победе Давида — это можно считать субверсией тропа.
Важно: чтобы троп был тропом, Давид и Голиаф должны противостоять; Голиаф должен казаться заведомо намного более сильным; в конце должен победить Давид. Если противостояния нет, или Голиаф не особо-то имеет преимущество, или если он [[Проблема Голиафа|легко побеждает]], это не троп. Впрочем, если Голиаф побеждает неожиданно, когда аудитория [[Жанровая смекалка|по привычке готовилась]] к победе Давида — это можно считать субверсией тропа.


Строка 36: Строка 36:
** Добрыня Никитич и [[Змей Горыныч]], Илья Муромец и Калин-царь (а вот с [[Соловей-разбойник|Соловьём-разбойником]], пожалуй, паритет), Алёша Попович и Тугарин Змеевич (в последнем случае ещё и взял хитростью).
** Добрыня Никитич и [[Змей Горыныч]], Илья Муромец и Калин-царь (а вот с [[Соловей-разбойник|Соловьём-разбойником]], пожалуй, паритет), Алёша Попович и Тугарин Змеевич (в последнем случае ещё и взял хитростью).
* [[Мальчик с пальчик|Иссумбоси]] из японской сказки (Давид) против [[они (демоны)|чёрта]] (Голиаф).
* [[Мальчик с пальчик|Иссумбоси]] из японской сказки (Давид) против [[они (демоны)|чёрта]] (Голиаф).
=== [[Комплексные франшизы]] ===
* «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]»:
** Поединок Григора «Горы» Клигана с Оберином Мартеллом, слова которого по этому поводу вынесены в эпиграф. И если б «Давид» поменьше выпендривался, то победил бы вчистую, а не [[убили друг друга|так, как получилось]].
** Бой однорукого Донала Нойе с вождём великанов Мегом Могучим. Погибли оба, но при таком раскладе для Донала это великая победа.
** Лиана Мормонт в сериале, заколовшая недодавившего её великана-вихта обсидиановым кинжалом.
** «Пламя и кровь»/«[[Дом дракона]]»:
*** Грустная [[деконструкция]] — трагедия над Штормовым Пределом. Арракс Люцериса (молоденький дракошка чуть побольше лошади) физически не мог причинить Вхагар (двухсотметровой туше, вполне заслуживающей титула [[кайдзю]]) хоть какого-то вреда — но мог бы от неё удрать за счёт маленькости и проворства. Увы, погодные условия обернулись против «чёрных»: бороться со штормом Вхагар, решившей именно в этот момент перестать слушаться седока, было проще.
*** Менее трагическая деконструкция — триумфальный въезд Эйгона II на Солнечном Огне в захваченную Королевскую Гавань, прерванный самоубийственной атакой Бейлы Таргариен на Лунной Плясунье. По очкам «Давид», конечно, проиграла: потеряла драконицу, попала обратно в плен и боевую задачу — убить кузена-[[узурпатор]]а — не выполнила; однако и Эйгон с его Солнечным Огнём получили травмы, от которых уже не оправились, и вдобавок знатно [[опозорить на публике|опозорились на публике]].


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 46: Строка 55:
** «[[Arda/The Hobbit|Хоббит]]»: Бильбо против любого противника — впрочем, дело редко доходит до драки. Бард-лучник против Смауга (даже метод победы похож на Давидов).
** «[[Arda/The Hobbit|Хоббит]]»: Бильбо против любого противника — впрочем, дело редко доходит до драки. Бард-лучник против Смауга (даже метод победы похож на Давидов).
** «[[Arda/The Lord of the Rings|Властелин колец]]»: Эовин против Короля-чародея, Сэм против Шелоб, Пиппин против тролля, Гэндальф против Балрога. Если расширять трактовку, то и всё братство против орд Саурона.
** «[[Arda/The Lord of the Rings|Властелин колец]]»: Эовин против Короля-чародея, Сэм против Шелоб, Пиппин против тролля, Гэндальф против Балрога. Если расширять трактовку, то и всё братство против орд Саурона.
*** С Гендальфом не совсем то - он такой же майя, как и балрог.
** «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]» — отыграно много раз (Берен против [[злой и страшный серый волк|Кархрота]], [[Лютиэн]] против Саурона, а потом и самого Мелькора), но особенно запоминается сознательная [[аверсия]]: дуэль Финголфина с Морготом очень напоминает битву Давида с Голиафом… только не вышел из эльфийского витязя Давид. Впрочем, он нанес Морготу семь незаживающих ран, а потом еще и пробил ногу, обрекая на хромоту; и можно сказать, одержал моральную победу. А самый эпический пример — Эарендиль против [[дьявольский дракон|Анкалагона]], [[кайдзю|крылья которого застилали небо]].
** «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]» — отыграно много раз (Берен против [[злой и страшный серый волк|Кархрота]], [[Лютиэн]] против Саурона, а потом и самого Мелькора), но особенно запоминается сознательная [[аверсия]]: дуэль Финголфина с Морготом очень напоминает битву Давида с Голиафом… только не вышел из эльфийского витязя Давид. Впрочем, он нанес Морготу семь незаживающих ран, а потом еще и пробил ногу, обрекая на хромоту; и можно сказать, одержал моральную победу. А самый эпический пример — Эарендиль против [[дьявольский дракон|Анкалагона]], [[кайдзю|крылья которого застилали небо]].
** «Фермер Джайлс из Хэма»: фермер Джайлс (Давид) против дракона (Голиафа).
** «Фермер Джайлс из Хэма»: фермер Джайлс (Давид) против дракона (Голиафа).
Строка 133: Строка 143:
* «Рыцарь дорог» (1982—1986) — в сериях «Голиаф» и «Возвращение Голиафа» Гарт Найт на созданном по той же технологии, что и КИТТ огромном грузовике «Голиаф» пытался уничтожить Майкла Найта и его автомобиль. В первый раз с «Голиафом» справлялась вся команда Фонда, во второй КИТТ и Майкл заманили Гарта и его грузовик на обрыв и сумели в последний момент уклониться, когда он пошел на таран, после чего инерция и гравитация сделали свое дело.
* «Рыцарь дорог» (1982—1986) — в сериях «Голиаф» и «Возвращение Голиафа» Гарт Найт на созданном по той же технологии, что и КИТТ огромном грузовике «Голиаф» пытался уничтожить Майкла Найта и его автомобиль. В первый раз с «Голиафом» справлялась вся команда Фонда, во второй КИТТ и Майкл заманили Гарта и его грузовик на обрыв и сумели в последний момент уклониться, когда он пошел на таран, после чего инерция и гравитация сделали свое дело.
* «[[Сергий против нечисти]]» (2022) — эпизод «Домовой» (2 сезон, 2 серия). Угодивший обезьянник Сергий против агрессивного зэка-амбала по прозвищу [[Годзилла]], подсаженного туда же по указке злокозненного капитана Кракина. Подсвечено, самим Сергием, который прямо во время боя начал рассказывать сокамерникам о библейском поединке, давшем название тропу, и вырубил Годзиллу аккурат в тот момент, когда Давид в его рассказе убил Голиафа.
* «[[Сергий против нечисти]]» (2022) — эпизод «Домовой» (2 сезон, 2 серия). Угодивший обезьянник Сергий против агрессивного зэка-амбала по прозвищу [[Годзилла]], подсаженного туда же по указке злокозненного капитана Кракина. Подсвечено, самим Сергием, который прямо во время боя начал рассказывать сокамерникам о библейском поединке, давшем название тропу, и вырубил Годзиллу аккурат в тот момент, когда Давид в его рассказе убил Голиафа.
* «[[Fallout/Fallout (телесериал)|Фоллаут]]» (2024) — схватка сравнительно щуплого Гуля и Максимуса, закованного в силовую броню Братства Стали и оттого выглядящего на фоне своего противника настоящим великаном. Победил, {{spoiler|как и положено, «Давид»}}.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Очень часто бывает в мультфильмах про маленьких зверьков и больших хищников.
Очень часто бывает в мультфильмах про маленьких зверьков и больших хищников.
* [[Микки Маус]] и его злейший враг [[Микки Маус/Пит|Пит]].
* [[Микки Маус]] и его злейший враг — большой и толстый котяра [[Микки Маус/Пит|Пит]]. Настолько большой и толстый, что некоторые по незнанию принимают его за пса или даже за медведя.
* «[[Великий мышиный сыщик]]» — Бэзил и профессор Рэтиган.
* «[[Великий мышиный сыщик]]» — Бэзил и профессор Рэтиган.
* «[[Ну, погоди!]]» — Волк однозначный Голиаф, хотя больше за счет размеров, чем силы, а вот Давидов на все мультфильмы наберется даже несколько, и если Заяц больше брал хитростью и везеньем, то остальные выдавали хулигану заслуженные 220.
* «[[Ну, погоди!]]» — Волк однозначный Голиаф, хотя больше за счет размеров, чем силы, а вот Давидов на все мультфильмы наберется даже несколько, и если Заяц больше брал хитростью и везеньем, то остальные выдавали хулигану заслуженные 220.
Строка 144: Строка 155:
* [[Tom and Jerry|Том и Джерри]] же. Давид ''регулярно'' побеждает и унижает Голиафа.
* [[Tom and Jerry|Том и Джерри]] же. Давид ''регулярно'' побеждает и унижает Голиафа.
* «[[Чип и Дейл спешат на помощь]]» — Спасатели и большая часть их врагов.
* «[[Чип и Дейл спешат на помощь]]» — Спасатели и большая часть их врагов.
* «[[Гаргульи (мультсериал)|Гаргульи]]» (1994) — '''Дэвид''' Ксанатос и лидер гаргулий Голиаф. Однако в смысле соответствия условиям, перечисленным в шапке, [[аверсия]] — в прямое столкновение Ксанатос выходит не иначе как в заделанном под гаргулью бронекостюме а-ля Тони Старк, так что весовые категории получаются примерно равные.
* «[[Гаргульи (мультсериал)|Гаргульи]]» (1994) — '''Дэвид''' Ксанатос и лидер гаргулий '''Голиаф'''. Однако [[инверсия]]: Ксанатос — [[гений, миллиардер, плейбой, филантроп]], к услугам которого транснациональная корпорация со всеми её прибылями и производственными мощностями, [[миллионер-оккультист|колдовские артефакты]], футуристические флеботинумы и {{spoiler|фейри-дворецкий}}, а у Голиафа — только остатки родного клана да [[боевая пара|верная подруга]] Элиза. Ну а в прямое столкновение Ксанатос выходит не иначе как в заделанном под гаргулью бронекостюме а-ля Тони Старк, так что весовые категории получаются примерно равные.
* «[[Кибер-шесть]]» (1999) — именно так выглядят со стороны бои главной героини с громилами-идефиксами. Хрупкая миниатюрная девушка против перекачанных франкенштейноподобных амбалов, в полтора раза выше неё. Но именно что выглядят. Да самом деле разница в силах такова, что Голиаф здесь как раз она.
* «[[Мои маленькие пони: Дружба — это чудо]]» — поняшам нередко приходилось сталкиваться с огромными чудовищами.
* «[[Мои маленькие пони: Дружба — это чудо]]» — поняшам нередко приходилось сталкиваться с огромными чудовищами.
* Нередко в мультсериалах на школьную тематику хулиганов, противостоящих хорошим парням, изображают как здоровенных лбов, которым герои не доходят и до плеча.
* Нередко в мультсериалах на школьную тематику хулиганов, противостоящих хорошим парням, изображают как здоровенных лбов, которым герои не доходят и до плеча.
Строка 153: Строка 165:
* «[[Первобытный]]» (2019) — герои постоянно сталкиваются с существами, превосходящими в размерах не только Копьё, но и [[тираннозавр]]иху Клык. Или со сравнительно небольшими, но очень многочисленными.
* «[[Первобытный]]» (2019) — герои постоянно сталкиваются с существами, превосходящими в размерах не только Копьё, но и [[тираннозавр]]иху Клык. Или со сравнительно небольшими, но очень многочисленными.
* «[[Охотники на драконов]]» — У героев практически вся работа делается в таком режиме; тот же Лиан-Чу давно привык сражаться с драконами, превосходящими его ростом во много раз. Отдельно отличился Гвиздо против врага своего детства, лютого верзилы Клотара в серии «Сиротский приют». Троп педалируется, когда трусоватому коротышке приходится в одиночку идти ещё и на драконов, с его-то телосложением, если помощи от друга-качка ждать не приходится…
* «[[Охотники на драконов]]» — У героев практически вся работа делается в таком режиме; тот же Лиан-Чу давно привык сражаться с драконами, превосходящими его ростом во много раз. Отдельно отличился Гвиздо против врага своего детства, лютого верзилы Клотара в серии «Сиротский приют». Троп педалируется, когда трусоватому коротышке приходится в одиночку идти ещё и на драконов, с его-то телосложением, если помощи от друга-качка ждать не приходится…
=== [[Комиксы]] ===
* «Побег с острова Иисуса» — с прикрученным фитильком: украинский наемник Ватикана, отправленный на захват клона Иисуса Христа, Олег Орловский, комплекцией подходит под типаж [[шкаф]], но противостоит он одному из ранних неудачных клонов, которого зовут именно что Голиаф, превосходящему его размерами раза в два не меньше. Голиаф размазал Олега в самом буквальном смысле парой пинков.
* [[Вселенная Marvel]]:
** [[Человек-Паук]] против Носорога.
** Человек-Муравей, Шершень и Оса против любого противника, не умеющего уменьшаться.
* [[Вселенная DC]]:
** [[Бэтмен|Любой член Бэтсемьи]] против Бэйна и Убийцы-Крока.
** Пингвин против кого угодно.
** Супергерл против Дарксайда.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
[[Файл:Resdefault.jpg|thumb|Пример из «[[Pokemon (аниме)|Покемонов]]».]]
* [[Sailor Moon]], первый сезон — финальное сражение Усаги с королевой Берилл, слившейся с Металлией.
* [[Sailor Moon]], первый сезон — финальное сражение Усаги с королевой Берилл, слившейся с Металлией.
* [[Girls und Panzer]] — поединок «Оараи» и «Куроморимине»: у последних танки гораздо лучшего качества, их больше, их ведет опытный командир, а еще они притащили громадный «Маус».
* [[Girls und Panzer]] — поединок «Оараи» и «Куроморимине»: у последних танки гораздо лучшего качества, их больше, их ведет опытный командир, а еще они притащили громадный «Маус».
Строка 221: Строка 244:
* [[Devil May Cry]] — Любая битва с боссом. Босс — большой, иногда ОЧЕНЬ большой, Данте/Неро — ну, может и высокие для человека, но всё же. И да, один полудемон, другой квартерон, но против них-то выступают самые настоящие чистокровные демонюки! Если босс — не [[родные братья противоположны|Вергилий]], то вполне себе троп. Хотя как сказать… Вергилий если и не превосходит Данте по всем статьям, то как минимум равен ему.
* [[Devil May Cry]] — Любая битва с боссом. Босс — большой, иногда ОЧЕНЬ большой, Данте/Неро — ну, может и высокие для человека, но всё же. И да, один полудемон, другой квартерон, но против них-то выступают самые настоящие чистокровные демонюки! Если босс — не [[родные братья противоположны|Вергилий]], то вполне себе троп. Хотя как сказать… Вергилий если и не превосходит Данте по всем статьям, то как минимум равен ему.
* «[[Hades]]» (2018) — именно так выглядит схватка Загрея с финальным боссом Аидом. Разница в росте такова, что атаки первого приходятся последнему хорошо если в коленку.
* «[[Hades]]» (2018) — именно так выглядит схватка Загрея с финальным боссом Аидом. Разница в росте такова, что атаки первого приходятся последнему хорошо если в коленку.
* [[Kingdom Come: Deliverance]] — поединок юного Индро, недавно взявшегося за меч, с матёрым и более крупным головорезом Коротышкой. Усугубляется ещё и тем, что происходит после крупной битвы, и на поединок Индро запросто может прийти израненным.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===

Текущая версия на 01:58, 13 июня 2024

« — Ты собираешься с этим драться?!

— Я собираюсь это убить.

»
— Джордж Мартин, «Буря мечей»

Герой вынужден вступить в схватку с противником, во много раз превосходящим его самого по габаритам и физической силе. Таким способом показывают и бесстрашие самого героя, а также то, что для победы порой нужна не только физическая сила, но и умственная (ежели персонаж побеждает огромного врага именно при помощи хитрости и смекалки).

В общем и целом этот троп встречается повсеместно. Именно так рекомендуют писать сценарии в пособиях для профессионалов. Главный герой должен быть «андердогом», то есть заведомо слабее антагониста, чтобы зритель болел за героя и переживал, победит ли он. Смотреть два часа на то, как заведомо более сильный размазывает слабака, неинтересно. Смотреть на то, как аутсайдер силой воли или хитростью из последних сил, в последний момент уделывает фаворита — бесценно!

Обязательный элемент спортивных драм, вплоть до того, что в реальном спорте его пытаются имитировать, с помощью правил ограничивая фаворитов. Если Давиды перестанут побеждать Голиафов, зритель перестанет ходить на трибуны.

Родственные тропы — маленький человек, королевства — хорошо, а империи — плохо, женщина сильнее мужчины, меня побила девчонка, дети против взрослых, планета бьёт Громадную Империю, проблема Голиафа.

Надтроп — блистательный соперник. Противотроп — Избиение младенцев. Комический вариант — Моська лает на слона (когда ни о какой победе над Голиафом речи нет, это чисто хвастовство Давида).

Варианты тропа[править]

  • Голиаф огромный — а Давид маленький, возможно даже ребёнок или грызун.
  • Голиаф сверхчеловек с суперспособностями или вообще чу-чу — а Давид простой крутой смертный.
  • Голиафов много, или как минимум он один, но с широкой поддержкой — а Давидов мало, или он вообще один в поле воин.
  • Голиаф опытный, мастер, профи, чемпион — а Давид новичок, который должен показать себя.
  • Голиаф очень богат или занимает высокий пост — а Давид простой человек из народа.
  • Голиаф боец — а Давид умник (ну или наоборот, в зависимости от условий столкновения).
  • С прикрученным фитильком: Голиаф и Давид по гамбургскому счёту были бы равны, но Голиаф в заведомо выигрышном положении, например вооружён — а Давид безоружен, ранен, болен, беременный -ая.

Важно: чтобы троп был тропом, Давид и Голиаф должны противостоять; Голиаф должен казаться заведомо намного более сильным; в конце должен победить Давид. Если противостояния нет, или Голиаф не особо-то имеет преимущество, или если он легко побеждает, это не троп. Впрочем, если Голиаф побеждает неожиданно, когда аудитория по привычке готовилась к победе Давида — это можно считать субверсией тропа.

Примеры[править]

Мета-пример — деятельность охотников на монстров, вампиров, оборотней и демонов.

  • Стереотипный ассасин легко вооружён и не может похвастаться мощным телосложением, но способен убивать тяжеловооружённых громил, не вступая с ними в открытый бой. Или побеждать их в открытом бою за счёт ловкости и скорости.

Мифология и фольклор[править]

  • Кодификатор из Ветхого Завета — поединок будущего царя Иудеи Давида (в ту пору юного пастуха) с филистимлянским воином Голиафом, потомком великанов-рефаимов.
  • Множество легенд и сказок о храбрых рыцарях, сражающихся с драконами или другими гигантскими чудовищами.
    • Геракл и Гидра (а вот немейский лев ему, пожалуй, был равным).
    • Одиссей и Полифем.
    • Святой Георгий и змий.
    • Сигурд (Зигфрид) и дракон. После купания в крови дракона уже не троп, так как дальше сам Сигурд потянет на Голиафа.
    • Беовульф и Грендель.
    • Добрыня Никитич и Змей Горыныч, Илья Муромец и Калин-царь (а вот с Соловьём-разбойником, пожалуй, паритет), Алёша Попович и Тугарин Змеевич (в последнем случае ещё и взял хитростью).
  • Иссумбоси из японской сказки (Давид) против чёрта (Голиаф).

Комплексные франшизы[править]

  • «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов»:
    • Поединок Григора «Горы» Клигана с Оберином Мартеллом, слова которого по этому поводу вынесены в эпиграф. И если б «Давид» поменьше выпендривался, то победил бы вчистую, а не так, как получилось.
    • Бой однорукого Донала Нойе с вождём великанов Мегом Могучим. Погибли оба, но при таком раскладе для Донала это великая победа.
    • Лиана Мормонт в сериале, заколовшая недодавившего её великана-вихта обсидиановым кинжалом.
    • «Пламя и кровь»/«Дом дракона»:
      • Грустная деконструкция — трагедия над Штормовым Пределом. Арракс Люцериса (молоденький дракошка чуть побольше лошади) физически не мог причинить Вхагар (двухсотметровой туше, вполне заслуживающей титула кайдзю) хоть какого-то вреда — но мог бы от неё удрать за счёт маленькости и проворства. Увы, погодные условия обернулись против «чёрных»: бороться со штормом Вхагар, решившей именно в этот момент перестать слушаться седока, было проще.
      • Менее трагическая деконструкция — триумфальный въезд Эйгона II на Солнечном Огне в захваченную Королевскую Гавань, прерванный самоубийственной атакой Бейлы Таргариен на Лунной Плясунье. По очкам «Давид», конечно, проиграла: потеряла драконицу, попала обратно в плен и боевую задачу — убить кузена-узурпатора — не выполнила; однако и Эйгон с его Солнечным Огнём получили травмы, от которых уже не оправились, и вдобавок знатно опозорились на публике.

Литература[править]

  • Генрих Манн, Молодые годы короля Генриха IV — перед первой брачной ночью Наварры и Марго происходит немое противостояние и прямое сравние его, Генриха Бурбона (Давида), и Генриха де Гиза (Голиафа).
  • Редьярд Киплинг, «Книга джунглей» — Маугли против Шер-Хана. Причём если в советской экранизации они дерутся на равных — взрослый мужик со взрослым тигром, то в книге Маугли был ещё мальчишкой и победил именно хитростью.
    • Вернее, в экранизации — сильный здоровый юноша в расцвете сил против старого тигра-инвалида, предварительно измотанного.
      • Ой да ладно, инвалида. Да, Багира один раз называет его хромым убийцей, но что-то незаметно, чтобы он хромал, да и перед финальным боем Шер-Хан не выглядит измотанным, напротив, оказавшись с Маугли один на один, он очень даже воодушевлен, особенно когда вышиб у парня кинжал. «Ну что, Лягушонок, сейчас самое время вспомнить Красный Цветок». Покажите хоть одного молодого, здорового парня, который хоть на старого тигра-калеку побежит с голыми руками. Тут как раз условия подровняли, в то время как книжный Маугли к Шер-Хану даже не прикоснулся, а натравил на него стадо буйволов.
  • Роберт Говард: Конан, хоть и далеко не мальчик, много раз выступал в роли Давида против более могучих и к тому же магических противников («Дочь ледяного великана», «Чёрный колосс», «Железный демон»).
  • Джон Толкин любил этот троп:
    • «Хоббит»: Бильбо против любого противника — впрочем, дело редко доходит до драки. Бард-лучник против Смауга (даже метод победы похож на Давидов).
    • «Властелин колец»: Эовин против Короля-чародея, Сэм против Шелоб, Пиппин против тролля, Гэндальф против Балрога. Если расширять трактовку, то и всё братство против орд Саурона.
      • С Гендальфом не совсем то - он такой же майя, как и балрог.
    • «Сильмариллион» — отыграно много раз (Берен против Кархрота, Лютиэн против Саурона, а потом и самого Мелькора), но особенно запоминается сознательная аверсия: дуэль Финголфина с Морготом очень напоминает битву Давида с Голиафом… только не вышел из эльфийского витязя Давид. Впрочем, он нанес Морготу семь незаживающих ран, а потом еще и пробил ногу, обрекая на хромоту; и можно сказать, одержал моральную победу. А самый эпический пример — Эарендиль против Анкалагона, крылья которого застилали небо.
    • «Фермер Джайлс из Хэма»: фермер Джайлс (Давид) против дракона (Голиафа).
  • Астрид Линдгрен:
    • «Мио, мой Мио» — мальчишка Мио против взрослого рыцаря Като. С прикрученным фитильком, так как мальчишка увешан магическими прибамбасами и всё равно умудряется поначалу больше рыдать, чем воевать.
      • К тому же, Като, судя по всему, и сам стремился поскорее умереть, а самоубиться не мог, потому что «всегда должен быть Като». И потому в полную силу особо и не сопротивлялся.
    • «Рони, дочь разбойника» — Рони буквально против любого противника.
  • Клайв Льюис, «Хроники Нарнии» — Рипичип по отношению к любому противнику будет Давидом!
  • Фрэнк Херберт «Дюна» — фремены и лично Пол Атрейдес, арканящие исполинских песчаных червей. В широкой трактовке подойдёт и их борьба против могущественных Харконненов и Императора.
  • Кир Булычёв, цикл про Алису:
    • «Гай-до» — именно отвага Алисы, вышедшей с одной свечой против гигантского монстра, заставила свергнутую королеву взять себя в руки и сражаться. Правда, битвы как таковой и не вышло.
  • Тэд Уильямс, «Орден манускрипта» — король Эльстан Рыбак, который принял бой с проснувшимся драконом и убил его ценой своей жизни. В итоге вся слава досталась не тому
  • Чайна Мьевиль, «Нон Лон Дон» — что Зана, что Диба, девочки против чудовищного Смога. Первая пытается взять бесстрашием (получается тупое самопожертвование), вторая хитростью.
  • «Волкодав» — ох и любили в Самоцветных горах охранники-«голиафы» покуражиться над каторжниками-«давидами», вызывая их на «честное» единоборство…
    • Кто говорил про честное? Честно говорили: победишь голыми руками надсмотрщика с кнутом, ножом и в кольчуге — так и быть, отпустим (без нихрена на горный перевал). Волкодав был первым, кто смог, да и то, рассчитывал только уйти и свалиться замертво вне поля зрения оставшихся на руднике.
    • Заглавный герой против Итерскела и Канаона. Голиафы оба только по габаритам, а в мастерстве Волкодаву уступают.
      • Он в том числе и банально сильнее обоих, только не мускулистый, а жилистый, так что не в счет. Итерскела отпинал и без всяких умных кун-фу.
  • «Сага о ведьмаке» — ведьмаки обучены сражаться с разнообразными монстрами, в том числе с теми, которые намного крупнее и сильнее человека.
  • Prince of Nothing — играется разнообразно, с зигзагами и субверсиями. Например Келлхус любит косплеить Давида, выходя в одиночку против больших отрядов — но на деле он человек-плюс и супервоин, а в третьей книге еще и супермаг. А вот измученный пытками Акхеймион против целой толпы Багряных Шпилей и джаврегов — это оно. Голая беременная Мимара против насильников-Шукродеров — тоже оно. Серве по своим тактико-техническим характеристикам вполне Голиаф, но против неё — сотня оборотней с хорами и дракон, так что тоже оно. То, что осталось от Великой Ордалии против все еще несчитанных полчищ шранков и башрагов, скрывающихся в Голготтерате — еще один зигзаг: полегли все.
  • Стиг Ларссон, «Миллениум» — миниатюрная Лисбет не раз отоваривала крупных мужиков.
  • Гарри Поттер против лорда Волдеморта. И против василиска. И против венгерской хвостороги, но её и не надо было убивать — просто обхитрить.
    • Всё золотое трио, будучи школьниками, регулярно сталкивается то с взрослыми злодеями, то с троллем, то ещё с чем-то несравнимым.
  • «Досье Дрездена» — Гарри Дрезден не обделён ни ростом, ни магической мощью, однако регулярно впутывается в конфликты с куда более могущественными силами и даже ухитряется выходить победителем. А Кэррин Мёрфи, будучи обычной женщиной, да ещё и крайне миниатюрной, сражается бок о бок с Дрезденом и тоже надирает зады как просто крупным мужикам, так и сверхъестественным монстрам. Последним её фрагом стал предводитель йотунов, переживший схватки с Тором и Дрезденом.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
  • Роман «Star Trek: Ship of the Line» начинается с битвы небольшого сторожевого катера «Бозмен» (который к тому же ещё и повреждён во время недавней стычки с контрабандистами) и клингонского тяжёлого крейсера. Орудия «Бозмена» не могут даже поцарапать огромный крейсер, тогда как клингонские дизрапторы вызывают повреждения даже если не попадают по «Бозмену». Единственное преимущество катера ― манёвренность. Задача экипажа «Бозмена» ― послать сигнал бедствия, чтобы не позволить клингонам совершить подлое нападение на беззащитную звёздную базу, на которой проживают десятки тысяч людей. В отчаянии, они пытаются хоть как-то скрыться от крейсера в зыбком облаке. Они обнаруживают, что временная аномалия забросила их в XXIV век и чуть не столкнулись с «Энтерпрайзом-D». Единственное утешение: их самоубийственный план сработал, и первый «Энтерпрайз» сумел прогнать клингонов. В конце книги, Пикару выдают три небольших кардассианских корабля и отправляют перехватить «Энтерпрайз-E», который находится в руках врага. Сражения не случается, так как Бейтсону удаётся убедить Козару, что он совершает все эти поступки ради своего недостойного сына. Осознав, что никакой чести в этом нет, Козара добровольно сдаёт корабль Пикару. Бейтсон обещает вернуть всех захватчиков на родину и сообщить клингонскому Верховному совету о великой победе Козары (ведь ему действительно удалось захватить новёхонький флагман Федерации).

Кино[править]

  • Многие фильмы Джеки Чана, особенно ранние.
  • «Звёздные войны» построены на тропе: коллективный Давид (Королевство Набу/повстанцы/сопротивление) побеждает коллективного Голиафа (Торговую Федерацию/Империю/Первый орден).
    • Почти. Республика была объективно сильнее Конфедерации Независимых Систем.
      • В целом — да, но КНС в первые же минуты поставила себя в выигрышное положение. Собственно, ситуация была такой — если Республика сумеет раскочегариться, то сомнёт КНС за пару недель, но на это нужно время.
    • Скайуокеринг как таковой.
    • Люк Скайуокер против Дарта Вейдера, сильно превосходящего его и комплекцией, и опытом. А ещё Люк — простой фермер, противостоящий императору и его дракону. И не стоит забывать о его схватках с вампой и ранкором.
    • Лея, задушившая Джаббу.
    • С фитильком — магистр Йода против графа Дуку: Йода превосходил Дуку мастерством, но в размерах уступал раза в три.
    • На арене Джеонозиса Оби-Ван и Энакин сражались с крупными монстрами. Падме достался не слишком крупный, но с учётом того, что она не джедай, тоже подходит.
    • Оби-Ван дважды сражался с генералом Гривусом — четырёхруким киборгом, убившим немало джедаев. В первый раз отрубил ему две руки и обратил в бегство, во второй убил.
    • В книгах один из наиболее ярких примеров — Мейс Винду против Кара Вэстора, второй поединок. «Вэстор был моложе, сильнее, быстрее и значительно более могуществен. И у него было оружие, которому ничего не мог сделать клинок джедаев. Мейс не смог бьг; победить в подобной битве даже в лучшие времена, а в тот момент он был далеко не в лучшей форме: он был измотан до предела, у него была масса тяжелых ранений и разбитое сердце.» Зато он видит уязвимые точки, обладает хорошей памятью, и знает, как и когда использовать телекинез на торчащих в стене виброщитах.
  • Спортивные драмы «Рокки», «Бешеный бык», да вообще найдите хоть одну, где в конце аутсайдер не дерётся с чемпионом и, в большинстве случаев, не побеждает.
    • В принципе, «Живая сталь», но там антагонист побеждает с трудом и по очкам.
      • Первые «Тачки», хоть это и мультик. Молния в финале ведь проиграл кубок… но не славу и не любовь зрителей.
        • А где тут Давид с Голиафом? Все машины на гонках были примерно равны и по размерам и по силам — у действующего чемпиона опыта больше, хотя мотор уже не тот, а Рико и Молния молоды и крепки. Под троп больше подходит гонка против бабки-школьного автобуса из третьего фильма — вот она реально могла укатать мелких соперников в грязь.
  • «Чужой» — Давид-Рипли против Голиафа-Чужого. Перед этим Голиаф выносит всю команду по одному, но Давид побеждает хитростью.
  • Первый «Терминатор»: простые «Давиды» против киборга-убийцы, который выше их на две головы. В продолжениях всё больше терялось, поскольку Железный Арни при всём желании не тянет на Давида, даже если обвешать противника суперсилами.
  • «Смертельная битва»: в принципе многие схватки так выглядят, но дуэль Джонни Кейдж vs принц Горо пробивает педаль в преисподнюю.
  • «Мышиная охота» (1997). Тот случай, когда Давид — героический антагонист, очень хитрая мышь, побеждающая хозяев дома, кота и профессионального крысолова.
  • Троп пытаются отыгрывать многие супергеройские фильмы: да, у нашего героя крутейшие суперспособности, но посмотрите, у врага суперспособности ещё круче! Получается не всегда.
    • «Доктор Стрэндж»: Стрэндж против исполинского Дормамму, побеждает хитростью.
    • Игра с тропом шутки ради — «Тор: Рагнарёк». В первой половине фильма Тор дерётся с огромным и более сильным Халком (с прикрученным фитильком — Тор тоже не маленький и как-никак бог, просто Халк ещё здоровеннее). В конце фильма уже Халк находит себе Голиафа — исполинского Сурта!
  • «Джон Картер» (2012): Джон давидит здоровенных чудовищ на гладиаторской арене.
    • Он же землянин на Марсе! Меньшая сила тяжести прибавляет ему и сил, и проворства. Так что тут еще и Арена против босса.
  • «Властелин колец» — к примерам из книги добавились Леголас и Эомер, сразившие мумаков. Эовин и Мерри тоже свалили пару таких. Ну и победа Исильдура над Сауроном в фильме подходит.
  • «Хоббит» — противостояние гнома Торина и огромного орка Азога. Торин победил, хотя и сам получил смертельную рану.
    • Там же Бард убил мечом огра, а Леголас победил Болга, ещё более здоровенного, чем Азог.
  • «Один дома» — мальчик Кевин с помощью хитроумных ловушек кошмарит взрослых жуликов.
  • «Троя» — Гектор, убивший шкафоподобного амбала Аякса. В отличие от первоисточника, где оба пережили поединок и согласились на ничью, хотя Гектор огрёб сильнее.
  • Артур и война двух миров — непродолжительный поединок главного героя с Мракосом на крыше поезда. Закончился комично: Мракос обезоружил и сбил своего врага с ног… а после впечатался в арку тоннеля… несмотря на то, что Артур его об этом предупредил: Мракос принял фразу «впереди тоннель» за дурацкую выдумку, чтобы заставить его обернуться.
  • «Королевская битва» — в игре на выживание участвуют на равных сильные парни и хрупкие девушки, тренированные спортсмены и ботаны-задохлики. Но перевес далеко не всегда бывает на стороне физической мощи. См. также «Голодные игры»

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов»:
    • Бронн в лёгких доспехах и без щита (Давид) против полностью экипированного рыцаря Вардиса Игена (Голиафа). Троп сыгран прямо.
    • Пеший Даарио против конного Ознака зо Паля.
    • Джон Сноу против здоровяка Стира.
    • Победы Сэма и Джона над Белыми Ходоками и убийство Арьей самого Короля Ночи.
    • Жестокая субверсия: Оберин Мартелл (Давид) против Горы (Голиафа). Когда аудитории уже кажется, что троп вот-вот будет отыгран, происходит страшное.
      • Однако с фитильком: хоть Гора более могуч и грозен с виду, Оберин тоже один из опаснейших бойцов Вестероса. И если в книге описано, что Гора очень быстр для своих размеров, а Оберину приходилось нелегко, то сериальный Клиган двигается довольно неуклюже, и может даже показаться Давидом по сравнению с Оберином, демонстрирующим незаурядное воинское мастерство.
        • Но здесь чистейший Дойл: во-первых, Хафтор Бьёрнссон по жизни именно силач-пауэрлифтер, а не борец и не боксёр — то есть, не натренирован безопасно применять силу к живому противнику. Это уже не первый раз, когда он всерьёз очковал покалечить спарринг-партнёра. А во-вторых, бейся он на эффективность, как ИСБшник — это банально не смотрелось бы на экране.
      • Не менее жестокая субверсия с Гренном и Лианной Мормонт, победившими великанов ценой своей жизни.
      • И ещё одна в сцене поединка в бойцовой яме Миэрина: Даарио уверяет, что мелкий гладиатор победит крупного, но оказывается наоборот.
      • И «Клиганбоул» — Сандор не смог одолеть неуязвимого зомби Григора и сбросился вместе с ним со стены.
    • Коллективный пример — битва при Винтерфелле против Белых Ходоков с их бесчисленной ордой мертвецов.
    • Нелетальные примеры: победа сира Лораса над тем же Горой на турнире и поединок Арьи с намного более крупной и сильной Бриенной.
  • «Дом дракона» — грустная аверсия. Люцерису на юном, чуть больше лошади, дракончике Арраксе банально нечего противопоставить полуторастаметровой туше Вхагар — а та, в свою очередь, умеет выныривать из облаков неожиданнее, чем акула. Good night, sweet prince.
    • Если знать текст книги, то свой Давид на Вхагар ещё найдётся в лице Караксеса. Правда, и наездник у него опытнее и отмороженнее Эймонда, и в любом случае боя над Божьим оком не переживёт никто из участников — но Кровавый Змей издохнет последним, так что по чести победа всё же ним.
  • «Сверхъестественное» — братья Винчестеры, будучи простыми крутыми смертными (хотя периодически получают суперспособности и мощные артефакты), противостоят существам, в лучшем случае просто превосходящим людей физически, а в худшем — обладающим божественными силами.
  • «Игра в кальмара» — перетягивание каната: в команде Ки Хуна из десяти человек три худощавых женщины, больной старик и только один ярко выраженный силач, в команде противника — десять крепких мужчин.
  • «Рыцарь дорог» (1982—1986) — в сериях «Голиаф» и «Возвращение Голиафа» Гарт Найт на созданном по той же технологии, что и КИТТ огромном грузовике «Голиаф» пытался уничтожить Майкла Найта и его автомобиль. В первый раз с «Голиафом» справлялась вся команда Фонда, во второй КИТТ и Майкл заманили Гарта и его грузовик на обрыв и сумели в последний момент уклониться, когда он пошел на таран, после чего инерция и гравитация сделали свое дело.
  • «Сергий против нечисти» (2022) — эпизод «Домовой» (2 сезон, 2 серия). Угодивший обезьянник Сергий против агрессивного зэка-амбала по прозвищу Годзилла, подсаженного туда же по указке злокозненного капитана Кракина. Подсвечено, самим Сергием, который прямо во время боя начал рассказывать сокамерникам о библейском поединке, давшем название тропу, и вырубил Годзиллу аккурат в тот момент, когда Давид в его рассказе убил Голиафа.
  • «Фоллаут» (2024) — схватка сравнительно щуплого Гуля и Максимуса, закованного в силовую броню Братства Стали и оттого выглядящего на фоне своего противника настоящим великаном. Победил, как и положено, «Давид».

Мультфильмы[править]

Очень часто бывает в мультфильмах про маленьких зверьков и больших хищников.

  • Микки Маус и его злейший враг — большой и толстый котяра Пит. Настолько большой и толстый, что некоторые по незнанию принимают его за пса или даже за медведя.
  • «Великий мышиный сыщик» — Бэзил и профессор Рэтиган.
  • «Ну, погоди!» — Волк однозначный Голиаф, хотя больше за счет размеров, чем силы, а вот Давидов на все мультфильмы наберется даже несколько, и если Заяц больше брал хитростью и везеньем, то остальные выдавали хулигану заслуженные 220.
  • Дилогия мультфильмов про олененка Нико: в обоих Давидом выступает протагонист, а Голиафами оказываются сначала Черный Волк, а потом мстящая за него Белая Волчица. Оба побеждаются хитростью.

Мультсериалы[править]

  • Том и Джерри же. Давид регулярно побеждает и унижает Голиафа.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» — Спасатели и большая часть их врагов.
  • «Гаргульи» (1994) — Дэвид Ксанатос и лидер гаргулий Голиаф. Однако инверсия: Ксанатос — гений, миллиардер, плейбой, филантроп, к услугам которого транснациональная корпорация со всеми её прибылями и производственными мощностями, колдовские артефакты, футуристические флеботинумы и фейри-дворецкий, а у Голиафа — только остатки родного клана да верная подруга Элиза. Ну а в прямое столкновение Ксанатос выходит не иначе как в заделанном под гаргулью бронекостюме а-ля Тони Старк, так что весовые категории получаются примерно равные.
  • «Кибер-шесть» (1999) — именно так выглядят со стороны бои главной героини с громилами-идефиксами. Хрупкая миниатюрная девушка против перекачанных франкенштейноподобных амбалов, в полтора раза выше неё. Но именно что выглядят. Да самом деле разница в силах такова, что Голиаф здесь как раз она.
  • «Мои маленькие пони: Дружба — это чудо» — поняшам нередко приходилось сталкиваться с огромными чудовищами.
  • Нередко в мультсериалах на школьную тематику хулиганов, противостоящих хорошим парням, изображают как здоровенных лбов, которым герои не доходят и до плеча.
  • «Вселенная Стивена» — маленькая и худая Давид-Жемчуг против разбушевавшегося Голиафа-Сугилит. Поначалу Сугилит просто вытерла ей пол, вдобавок унизив, но благодаря дозе мотивации от Стивена Жемчуг смогла подняться и перехитрить гигантскую противницу.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Аанг против Озая. Да, Аанг — Аватар, но при этом он — наскоро обученный двенадцатилетний мальчик с принципиальным нежеланием убивать, тогда как Озай — многоопытный взрослый маг безо всяких тормозов, к тому же усиленный кометой Созина.
    • Тоф на турнире побеждала взрослых амбалов.
  • «Аватар: Легенда о Корре» — героиня и присные против платинового ОБЧР Кувиры.
  • «Первобытный» (2019) — герои постоянно сталкиваются с существами, превосходящими в размерах не только Копьё, но и тираннозавриху Клык. Или со сравнительно небольшими, но очень многочисленными.
  • «Охотники на драконов» — У героев практически вся работа делается в таком режиме; тот же Лиан-Чу давно привык сражаться с драконами, превосходящими его ростом во много раз. Отдельно отличился Гвиздо против врага своего детства, лютого верзилы Клотара в серии «Сиротский приют». Троп педалируется, когда трусоватому коротышке приходится в одиночку идти ещё и на драконов, с его-то телосложением, если помощи от друга-качка ждать не приходится…

Комиксы[править]

  • «Побег с острова Иисуса» — с прикрученным фитильком: украинский наемник Ватикана, отправленный на захват клона Иисуса Христа, Олег Орловский, комплекцией подходит под типаж шкаф, но противостоит он одному из ранних неудачных клонов, которого зовут именно что Голиаф, превосходящему его размерами раза в два не меньше. Голиаф размазал Олега в самом буквальном смысле парой пинков.
  • Вселенная Marvel:
    • Человек-Паук против Носорога.
    • Человек-Муравей, Шершень и Оса против любого противника, не умеющего уменьшаться.
  • Вселенная DC:
    • Любой член Бэтсемьи против Бэйна и Убийцы-Крока.
    • Пингвин против кого угодно.
    • Супергерл против Дарксайда.

Аниме и манга[править]

Пример из «Покемонов».
  • Sailor Moon, первый сезон — финальное сражение Усаги с королевой Берилл, слившейся с Металлией.
  • Girls und Panzer — поединок «Оараи» и «Куроморимине»: у последних танки гораздо лучшего качества, их больше, их ведет опытный командир, а еще они притащили громадный «Маус».
  • One Piece — много где, но самые эпичные сражения — Луффи против Кайдо, Биг Мам, Морией и Джонсом из-за разности комплекций. Луффарь — типичный хрупкий шустрик, а остальные имеют скорее фигуру типа Упитанный силач или шкаф. Сам же Мугивара полагается на ловкость и концентрацию удара, а к примеру те же ЛинЛин или Ходи из-за веса в основном ударяют всей мощью тела или разгоняются.
    • Вы таки забыли про битву Зоро с Пикой. Или битву Луффи с Орзом. Здесь Голиафом являются титаны, а не просто высокие люди.
  • Hinomaru Zumo — главный герой Усио Хиномару в битвах… да практически со всеми противниками. Нет, так-то Усио парень очень даже крепкий… только ростом не дотягивает даже до полутора метров. Что не мешает ему буквально опрокидывать на землю здоровенных шкафов.
  • «Боевой ангел Алита» («Сны оружия»): Алита-Галли — Давид по сравнению с громилами-киборгами.
  • Берсерк — Гаттс здоровенный амбал с заточенной рельсой в качестве меча (в арке «Золотой век» — со «скромным» цвайхандером). Но ему каждый раз выдают в противники что-то монструозное. Один из крайних фрагов — морской, на минуточку, бог!
    • Каска против Адона — более прямой отыгрыш.
    • Банда Ястребов, поначалу на 90 % состоящая из тинэйджеров — против превосходящих сил противника.
  • Giant Killing — спортивная версия тропа. Заглавная команда, скажем прямо, весьма и весьма средненькая. Но у их нового тренера самая яркая черта в том, что лучше всего он и его подопечные показывают себя именно против заведомых фаворитов. Да собственно и само название манги тут сойдёт за подсветку тропа.
  • Hokuto no Ken — фактически в каждой серии Кенширо приходится драться с амбалами размером с дом (некоторые фанаты объясняют их появление в постапокалиптическом мире действием радиации), большинство валится с полпинка, но с некоторыми приходится повозиться.
  • Toaru Majutsu no Index — столкновения Мугино Шизури, эспера 5-го уровня со способностью, по-сути, стрелять лазерами и прожигать всё вокруг, и нулевика Хамазуры Шиаге, вооружённого одним пистолетом. Педаль в пол, потому что Хамазура выигрывал во ВСЕХ их столкновениях.

Телевидение[править]

  • Профессиональный рестлинг — в порядке вещей, поскольку в большинстве современных промоушенов отсутствуют весовые категории и на одном ринге могут встретиться бойцы совсем разных габаритов. Ниже — несколько ярких примеров.
    • Рэй Мистерио, несмотря на свой очень невысокий, тем более для бойца, рост (162 см.), неоднократно побеждал превосходящих по росту и весу оппонентов благодаря скорости и ловкости. Самые эпичные победы — над Кейном (208 см.), Кевином Нэшем (211 см.) и Биг Шоу (213 см.).
    • Халк Хоган со своим ростом 203 см сам может сойти за Голиафа. Но Андре Гигант, ставший его оппонентом в главном событии РестлМании 3, имел рост 224 см. (!). Когда Хоган поднял эту махину над собой и бросил на покрытие — зал взорвался.
    • Не сколько про габариты, сколько про статус. Комичный задохлик Джеймс Эллсворт, едва способный нанести удар, дважды победил всемирно известного виртуоза ринга ЭйДжей Стайлза, на тот момент — действующего мирового чемпиона. С фитильком, поскольку оба раза Эллсворту помог Дин Эмброуз, желавший унизить своего неприятеля Стайлза.

Видеоигры[править]

Метапример — герой игры и почти любой босс (если только это не босс-антипод или босс не для битья). Особенно этим были популярны старые приставочные игры. Ещё один метапример — любая игра, где можно сражаться с драконами. И копейщики во многих стратегиях, довольно невзрачные, но способные давидить конницу или крупных монстров. А в более современных сеттингах — гранатомётчики, противостоящие бронетехнике.

  • Серия игр про Марио — Марио и Боузер.
  • Cuphead — все боссы во много раз больше братьев-чашек.
  • Disciples — встречается регулярно благодаря изобилию больших существ. Педаль в асфальт давят некоторые боссы.
  • Painkiller — все боссы отличаются воистину гороподобными габаритами.
  • Spyro the Dragon и The Legend of Spyro — так или иначе все боссы (а то и рядовые мобы), которые габаритами будут побольше дракончика, подходят под троп, но Голем из The Legend of Spyro: Dawn of the Dragon давит педаль в пол.
  • Shadow of the Colossus — вооружённый мечом и луком (ну, и ещё имеющий в помощниках только верного коня) Вандер побеждает огромных колоссов, высота некоторых из которых достигает десятков метров. Подход к каждому из противников и их слабые места, которые обеспечат победу, индивидуальны.
  • Dark Souls — большинство сильных противников и боссов больше игрока, где в пару раз, а где и просто гиганты. Впрочем, даже соразмерные враги могут быть очень круты.
  • Ведьмак — среди боссов есть голем и исполинский Дагон.
  • Ведьмак 2: Убийцы королей — кейран и драконица Саския — те ещё Голиафы.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — в «Крови и вине» первого же босса-великана можно убить арбалетным болтом в глаз. Получаемая за это ачивка называется в честь нашего тропа. Да и самого его зовут Голиафом.
    • В «Каменных сердцах» — противостояние с Гюнтером о’Димом, сущностью дьявольского масштаба.
    • Поединки с Эредином, Карантиром и особенно Имлерихом, выделяющимся даже среди высоченных Aen Elle.
    • А ещё можно встретить монстра намного более высокого уровня и заковырять его. Да и просто огромных монстров в игре хватает.
  • BloodRayne — Битва с Маулером и финальное сражение с Беллиаром. Первый — кибернетически усиленный громила, а второй и вовсе — бывший властитель ада. А Мать Подземного мира, огромное ктулхонасекомое, будет повнушительнее их обоих.
  • Warcraft 3 — Гром Адский Крик победил полубога Кенария и демона Маннорота. Последнего — ценой собственной жизни.
  • Dragon Age:
    • В первой части — Серый Страж против Архидемона, демона Праздности, матки, Пожинателя и Матери. Огры, големы, некоторые демоны, вартеррал, Флемет и другие боссы-драконы тоже вполне тянут на Голиафов.
      • Дункан при Остагаре крайне эпично разделал огра, причём из последних сил.
      • Противостояние Стража с кучкой соратников захватившему власть Логэйну тоже подходит.
    • Во второй части — Хоук против Аришока, Орсино и Корифея.
    • В третьей части — Инквизитор против Корифея, Гаккона и титана. Побочные драконы — Голиафы уровня «Педаль в пол», а великаны и особо мутировавшие красные храмовники — Голиафы на минималках.
  • Asura's Wrath — заглавный протагонист частенько этим балуется, а битва с Вайзеном в этом плане вышла накстолько суровой, что стала визитной карточкой игры.
  • Mass Effect — вся галактика и лично Шепард против Жнецов.
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — Герой Кватча против Стража Врат, Джиггалага и Умарила. А с Мерунесом Дагоном инверсия: в последний момент Мартин превратился в дракона и сразился с ним на равных.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — помимо Алдуина и других драконов Голиафами можно считать лорда Харкона, великанов и двемерских центурионов. С фитильком Эбонитовый Воин: к тому моменту, когда появляется этот терминатор, единственное его преимущество над Довакином — это рост.
    • Впрочем, драконы — Голиафы с фитильком: Довакин — не простой смертный, ему буквально на роду написано побеждать драконов.
    • Чтобы войти в Зал Доблести в Совнгарде, необходимо сразиться с Тсуном — шкафоподобным божеством с огромной секирой. С фитильком, так как побеждать его не нужно — только впечатлить.
  • Starcraft 2 — драка Джима Рейнора и Тайкуса Финдли, на последнем силовая броня, но зато он сильно пьян.
    • Кампания Heart of the Swarm изобилует боссфайтами, где Керриган с небольшой группой юнитов против кого-нибудь исполинского. «Архангел» во второй миссии, вожди стай изначальных зергов на Зерусе, гибриды на станции «Скайгерр», «Один» на Корхале…
    • В Legacy of the Void в миссии «Бесконечный цикл» Артанис и Керриган вдвоём пробиваются через талдаримов, одержимых терранов и… тех самых гибридов, благодаря которым миссия подходит под сабж.
  • Мор (Утопия) — Гаруспик против старшины Оюна. А для вооружённой пукалкой девочки Самозванки Голиафом будет практически любой противник.
  • Fallout 2 — Избранный против Фрэнка Хорригана, огромного мутанта в силовой броне.
  • Fallout 3 — Одинокий Странник против супермутантов-бегемотов.
  • Fallout: New Vegas — Курьер против легата Лания и гигантского робоскорпиона. Также есть побочные Голиафы в виде легендарных мутантов.
  • Fallout 4 — Единственный Выживший против супермутантов-чудищ и королев болотников.
  • Command & Conquer 3 — пехотинцы-коммандос способны давидить огромных роботов, цепляя им взрывчатку на ноги.
  • Assassin's Creed — в тех частях, где есть корабли, есть и противостояние с кораблями покрупнее. Педаль в пол — два легендарных линкора в Black Flag, однако прокачанная «Галка» всё равно позволяет скосплеить бриг «Меркурий».
    • Ассасины в играх обычно побеждают намного более богатых, влиятельных и многочисленных тамплиеров.
  • Age of Mythology — в оригинальной кампании противостояние Арканта, Аякса и Аманры с циклопом Гаргаренсисом, в аддоне — противостояние Кастора, Аякса и Аманры с титанами. Геймплейно — герои наиболее эффективны против мифических существ, которые чаще всего сильнее обычных людей.
  • Dragon's Dogma — герой должен порешать местного апокалиптического дракона, а также кучу монстров поменьше.
  • Devil May Cry — Любая битва с боссом. Босс — большой, иногда ОЧЕНЬ большой, Данте/Неро — ну, может и высокие для человека, но всё же. И да, один полудемон, другой квартерон, но против них-то выступают самые настоящие чистокровные демонюки! Если босс — не Вергилий, то вполне себе троп. Хотя как сказать… Вергилий если и не превосходит Данте по всем статьям, то как минимум равен ему.
  • «Hades» (2018) — именно так выглядит схватка Загрея с финальным боссом Аидом. Разница в росте такова, что атаки первого приходятся последнему хорошо если в коленку.
  • Kingdom Come: Deliverance — поединок юного Индро, недавно взявшегося за меч, с матёрым и более крупным головорезом Коротышкой. Усугубляется ещё и тем, что происходит после крупной битвы, и на поединок Индро запросто может прийти израненным.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — сумел ПРЕВОЗМОГНУТЬ во имя Бога-Императора (или ещё чьё) любого серьёзного противника — молодец, войдёшь в историю. Не сумел — сам дурак. Мёртвый, если повезёт.
    • Среди ярких примеров можно вспомнить поединки Императора с Драконом Пустоты и орочьим боссом на Улланоре, поединок Сангвиния с Ка’Бандхой и абордаж им титана, поединок Ясу Нагасены и Тагора, схватки Курланда, Тейна и Вулкана со Зверями, изгнание Мортариона Калдором Драйго и Ангрона Гиперионом, а также битву комиссара Яррика с оторвавшим ему руку орком.
    • Для комиссара Каина такие ситуации — обычное дело. От предыдущих примеров он отличается тем, что побеждает благодаря не пафосному превозмоганию, а находчивости, везению и верному Юргену.
    • Как и для его коллеги Гаунта с подопечными: Танитский Первый-и-Единственный рассчитан на разведку и диверсии, но при этом регулярно выходит победителем из масштабных мясорубок с превосходящими силами хаоситов и из конфликтов с тяжеловооружёнными штурмовыми полками Гвардии. Из отдельных представителей полка отличились многие, но больше всех надавидил Маккол: победа над дредноутом — не самый выдающийся из его подвигов.

Реальная жизнь[править]

  • Поединок русского брига «Меркурий» в 1829 г. с двумя турецкими линейными кораблями, закончившийся победой брига. Не потопил, конечно, но повредил и ушёл — при таком соотношении сил уже изрядный успех.
  • Охотники на крупных животных до распространения огнестрела.
  • Причина, по которой феодальная верхушка и церковь выступали против арбалета — он давал наспех обученному увальню шанс подстрелить рыцаря, в подготовку и экипировку которого вложено неизмеримо больше денег и времени.
  • В относительно современных войнах — операторы РПГ и подобного оружия против бронетехники и даже авиации. Педаль в пол с пехотинцами, которым удавалось справляться с техникой при помощи гранат и коктейлей Молотова.
    • Кому-то и вовсе удавалось сбить самолёт из винтовки.
  • Медоед никогда не побоится схватиться с превосходящими по размерам и массе противниками, такими как леопард, буйвол или даже лев.
  • Есть слух что на съемках фильма «Близнецы» Дэнни де Вито однажды подрался со своим партером (вы же помните, кто это был?). Впрочем, никто не пострадал: Де Вито просто ничего не смог сделать, а его «противник» даже не сопротивлялся от удивления.
  • Инверсия: немецкая самоходная противотанковая мина называлась «Голиаф», хотя по прямой аналогии ей отведена роль Давида.