Бывший протагонист: различия между версиями
Fox (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
|||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Троп частенько встречается в объемных произведениях, состоящих из нескольких частей. Вот мы следим за приключениями одного и того же персонажа на протяжении двух-трех книг, серий или сезонов — но в какой-то момент он отходит на задний план, а нам представляют [[Новый, точно такой же|нового]] [[протагонист]]а. Старый при этом из повествования резко или постепенно исчезает. Иногда его [[выкинули на мороз|просто]] [[посадить в автобус|выбрасывают]] из произведения, не объясняя причин. Иногда он становится [[поворот налево|новым антагонистом]], иногда — [[ментор]]ом своего преемника, бывает, что [[Крутой в беде|попадает в беду]] и не может прийти на помощь, так что приходится его выручать. Ну, или просто умирает, уходит на пенсию и т. п., передав дела. Очень часто новый протагонист — это ребенок или более далекий потомок старого, но кровное родство тут вовсе не обязательно, и лично знать предшественника тоже не нужно, хотя бывает и так, что на передний план автор выдвигает нашего давнего хорошего знакомого — напарника или друга ГГ. | Троп частенько встречается в объемных произведениях, состоящих из нескольких частей. Вот мы следим за приключениями одного и того же персонажа на протяжении двух-трех книг, серий или сезонов — но в какой-то момент он отходит на задний план, а нам представляют [[Новый, точно такой же|нового]] [[протагонист]]а. Старый при этом из повествования резко или постепенно исчезает. Иногда его [[выкинули на мороз|просто]] [[посадить в автобус|выбрасывают]] из произведения, не объясняя причин. Иногда он становится [[поворот налево|новым антагонистом]], иногда — [[ментор]]ом своего преемника, бывает, что [[Крутой в беде|попадает в беду]] и не может прийти на помощь, так что приходится его выручать. Ну, или просто умирает, уходит на пенсию и т. п., передав дела. Очень часто новый протагонист — это ребенок или более далекий потомок старого, но кровное родство тут вовсе не обязательно, и лично знать предшественника тоже не нужно, хотя бывает и так, что на передний план автор выдвигает нашего давнего хорошего знакомого — напарника или друга ГГ. | ||
Но даже в том случае, если бывший протагонист остался жив и здоров, большую часть времени в кадре он действовать не будет. И все же совсем забыть о нем нам обычно не дают, потому что именно бывший протагонист — это тот персонаж, благодаря которому предыдущие части полюбили фанаты. Поэтому о нем продолжают вспоминать, его ставят в пример новому протагонисту, он будет появляться в эпизодах, одобряя или не одобряя поступки преемника, под давлением фанатов автор продолжит писать о нем приквелы и спин-оффы, а сами фанаты будут раз за разом возвращать его в своих фанфиках. Иногда автор предпочитает рубить хвост по частям, и бывший протагонист на какое-то время переходит в разряд [[девтерагонист]]а, а окончательно уходит с активных ролей спустя пару томов. | Но даже в том случае, если бывший протагонист остался жив и здоров, большую часть времени в кадре он действовать не будет. И все же совсем забыть о нем нам обычно не дают, потому что именно бывший протагонист — это тот персонаж, благодаря которому предыдущие части полюбили фанаты. Поэтому о нем продолжают вспоминать, его ставят в пример новому протагонисту, он будет появляться в эпизодах, одобряя или не одобряя поступки преемника, под давлением фанатов автор продолжит писать о нем приквелы и спин-оффы, а сами фанаты будут раз за разом возвращать его в своих фанфиках. Иногда автор предпочитает рубить хвост по частям, и бывший протагонист на какое-то время переходит в разряд [[девтерагонист]]а, а окончательно уходит с активных ролей спустя пару томов. | ||
Впрочем, тут многое зависит от того, насколько удачным вышел новый протагонист, бывает и так, что он получается лучше старого, нравится большей части аудитории и по всем параметрам затмевает выбывшего. Но далеко не всегда. Иногда смена протагониста приближает закат истории или перезапуск ее со старым ГГ с самого начала. В некоторых случаях автор сдается и возвращает бывшего протагониста, выкинув нового на мороз. Или же вытаскивает бывшего на сцену к гранд-финалу. | Впрочем, тут многое зависит от того, насколько удачным вышел новый протагонист, бывает и так, что он получается лучше старого, нравится большей части аудитории и по всем параметрам затмевает выбывшего. Но далеко не всегда. Иногда смена протагониста приближает закат истории или перезапуск ее со старым ГГ с самого начала. В некоторых случаях автор сдается и возвращает бывшего протагониста, выкинув нового на мороз. Или же вытаскивает бывшего на сцену к гранд-финалу. | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
* Кристофер Сташефф разветвил цикл «Чародей», дав всем детям изначального протагониста свои серии. | * Кристофер Сташефф разветвил цикл «Чародей», дав всем детям изначального протагониста свои серии. | ||
* Пятитомная «Хроника Страны Мечты» Веркина буквально живёт этим тропом. Протагонист первого тома Зимин в конце покинул Страну Мечты и продолжил жить обычной жизнью. Протагонист второго тома Безымянный в третьем мелькает лишь на протяжении пары-тройки страниц. Протагонист третьего тома Кокосов вообще до Страны Мечты не добрался. В четвёртом томе Безымянный вернулся в качестве протагониста, чтобы с треском и блеском застрелить [[Клизменный персонаж|клизменного персонажа]] Перца. И только в пятом томе мы понимаем, что вся история Страны Мечты — это история мальчика Пашки-Перца и девочки Лары… | * Пятитомная «Хроника Страны Мечты» Веркина буквально живёт этим тропом. Протагонист первого тома Зимин в конце покинул Страну Мечты и продолжил жить обычной жизнью. Протагонист второго тома Безымянный в третьем мелькает лишь на протяжении пары-тройки страниц. Протагонист третьего тома Кокосов вообще до Страны Мечты не добрался. В четвёртом томе Безымянный вернулся в качестве протагониста, чтобы с треском и блеском застрелить [[Клизменный персонаж|клизменного персонажа]] Перца. И только в пятом томе мы понимаем, что вся история Страны Мечты — это история мальчика Пашки-Перца и девочки Лары… | ||
* [[Метавселенная Рудазова]] — поскольку [[на самом деле одна вселенная|она едина]], а большинство персонажей приключалось в ограниченном числе близкососедствующих миров, случается постоянно. И если у тех же [[Архимаг (серия книг)|Креола]] или [[Яцхен (серия книг)|Олега]] в каком-нибудь [[Призрак (А. Рудазов)| | * [[Метавселенная Рудазова]] — поскольку [[на самом деле одна вселенная|она едина]], а большинство персонажей приключалось в ограниченном числе близкососедствующих миров, случается постоянно. И если у тех же [[Архимаг (серия книг)|Креола]] или [[Яцхен (серия книг)|Олега]] в каком-нибудь «[[Призрак (А. Рудазов)|Призраке]]» не более чем [[камео]], то вот [[Властелин (А. Рудазов)|Бельзедор]] в «[[Криабал]]е» — стопроцентный троп. | ||
** [[С прикрученным фитильком]] — Три Безумных Волхва. В [[Мудрецы (дилогия)|дилогии имени себя]] — одни из главных героев, но показаны события всё-таки глазами экипажа «Чайки»; в том же «Призраке» — эпизодические герои и чуть-чуть [[бог из машины|боги из машины]]. | ** [[С прикрученным фитильком]] — Три Безумных Волхва. В [[Мудрецы (дилогия)|дилогии имени себя]] — одни из главных героев, но показаны события всё-таки глазами экипажа «Чайки»; в том же «Призраке» — эпизодические герои и чуть-чуть [[бог из машины|боги из машины]]. | ||
* Стивен Дональдсон во второй трилогии как раз решил резать хвост по частям, подсунув читателям новую протагонистку, но приключалась она на пару с предыдущим. Пока во второй книге трилогии тот не {{spoiler|теряет разум после неудачного магического опыта и не превращается в балласт на сотни страниц}}. | * Стивен Дональдсон во второй трилогии как раз решил резать хвост по частям, подсунув читателям новую протагонистку, но приключалась она на пару с предыдущим. Пока во второй книге трилогии тот не {{spoiler|теряет разум после неудачного магического опыта и не превращается в балласт на сотни страниц}}. | ||
* [[Mistborn]] — во второй книге протагонисткой становится девтерагонистка Вин {{spoiler|в связи со смертью Кельсера.}} В третьей на ролях второго протагониста вместе с ней оказывается Призрак. {{spoiler|И это предвестие скорой смерти Вин.}} | * [[Mistborn]] — во второй книге протагонисткой становится девтерагонистка Вин {{spoiler|в связи со смертью Кельсера.}} В третьей на ролях второго протагониста вместе с ней оказывается Призрак. {{spoiler|И это предвестие скорой смерти Вин.}} | ||
* Туи Сазерленд [[Драконья Сага]] | * Туи Сазерленд [[Драконья Сага]] — Драконята Судьбы — протагонисты первого цикла, встречаются и в дальнейшем, но в качестве второстепенных эпизодических персонажей. Также происходит и с героями второго цикла. Да и сами события каждого из циклов обычно крутятся вокруг группы главгероев, и каждая следующая книга ведется от лица одного из них, в следующей персонаж отходит на второй план, передав эстафету другому. Но временами персонаж может уйти на совсем дальний план и даже его/ее какой-то уникальный талант используется крайне редко, хотя и мог бы помочь в ситуациях. Как было с Луновзорой. | ||
* Джон Стейнбек «Гроздья | * Джон Стейнбек «Гроздья гнева» — очень нестандартный вариант, ибо мы помним, что «если в произведении есть протагонист, то он один». Здесь фокус перетекает от Тома Джоуда вначале к его матери ближе к финалу, а Том появляется только эпизодически. {{spoiler|Кто же тут протагонист? Пожалуй, [[Семьецентричный сеттинг|семья]] Джоудов, а не какой-то из её членов.}} | ||
* Антон Орлов, [[Тина Хэдис]] | * Антон Орлов, [[Тина Хэдис]] — заглавная героиня ([[крутой киборг]]) с третьей книги начинает отходить на второй план, а главная роль потихоньку переходит к Полю Лагайму. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Секретные материалы]] | * «[[Секретные материалы]]» (1993) — уход Малдера, а за ним и Скалли привели к тому, что сериал немножко потрепыхался, был закрыт и затем запущен снова после долгого перерыва — с возвращением изначальной команды. Увы, старые кони протянули всего два сезона. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* Во вселенной [[Marvel]] периодически предпринимались попытки смены протагонистов полюбившихся серий. Но и новые коллективы, и заместители героев вроде Железного Сердца ([[Каноническая Сью|девочка-гений]], которую пытались сделать преемником Тони Старка) живут обычно до перезапуска старых сюжетных линий. | * Во вселенной [[Marvel]] периодически предпринимались попытки смены протагонистов полюбившихся серий. Но и новые коллективы, и заместители героев вроде Железного Сердца ([[Каноническая Сью|девочка-гений]], которую пытались сделать преемником Тони Старка) живут обычно до перезапуска старых сюжетных линий. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* Два слова: [[JoJo's Bizarre Adventure|Джозеф Джостар]]. | * Два слова: [[JoJo's Bizarre Adventure|Джозеф Джостар]]. | ||
Строка 50: | Строка 51: | ||
* [[Deus Ex/Deus Ex: Invisible War|Deus Ex: Invisible War]] — Джей Си Дентон, протагонист первой части, появляется в конце игры, и герой может как принять его сторону, так и убить его по поручению одной из фракций. | * [[Deus Ex/Deus Ex: Invisible War|Deus Ex: Invisible War]] — Джей Си Дентон, протагонист первой части, появляется в конце игры, и герой может как принять его сторону, так и убить его по поручению одной из фракций. | ||
* [[Prototype|Prototype 2]] — протагонист первой игры, Алекс Мерсер, является главным врагом во второй. | * [[Prototype|Prototype 2]] — протагонист первой игры, Алекс Мерсер, является главным врагом во второй. | ||
* [[Shadowrun Returns]] — Джейк Эрмитейдж, в Shadowrun | * [[Shadowrun Returns]] — Джейк Эрмитейдж, в Shadowrun 1993 года бывший протагонистом, здесь эпизодический персонаж, помогающий пару раз в расследовании главному герою. | ||
* [[Risen]] | * [[Risen]] 3 — ГГ первых двух частей сидит и пьянствует у костра (хотя намекает, что у него своя миссия). | ||
* The Surge | * The Surge 2 — Уоррен, ГГ первой части, тут выступает как NPC с линейкой квестов и альтернативной концовкой игры. | ||
* [[Borderlands (серия игр)|Borderlands]] | * [[Borderlands (серия игр)|Borderlands]] — играбельные персонажи предыдущей части становятся важными сюжетными персонажами следующей. | ||
* Ex Machina: Меридиан | * Ex Machina: Меридиан 113 — ближе к финалу нам предстоит встретится с протагонистом оригинальной игры. Увы, миром разойтись не выйдет. | ||
* Leisure Suit | * Leisure Suit Larry — в поздних спин-оффах за Ларри Ловейджа можно встретится и с собственным дядюшкой, тем самым Ларри Лаффером из оригинальной серии. | ||
{{Nav/Производное творчество}} | {{Nav/Производное творчество}} |
Текущая версия на 10:58, 3 ноября 2024
Троп частенько встречается в объемных произведениях, состоящих из нескольких частей. Вот мы следим за приключениями одного и того же персонажа на протяжении двух-трех книг, серий или сезонов — но в какой-то момент он отходит на задний план, а нам представляют нового протагониста. Старый при этом из повествования резко или постепенно исчезает. Иногда его просто выбрасывают из произведения, не объясняя причин. Иногда он становится новым антагонистом, иногда — ментором своего преемника, бывает, что попадает в беду и не может прийти на помощь, так что приходится его выручать. Ну, или просто умирает, уходит на пенсию и т. п., передав дела. Очень часто новый протагонист — это ребенок или более далекий потомок старого, но кровное родство тут вовсе не обязательно, и лично знать предшественника тоже не нужно, хотя бывает и так, что на передний план автор выдвигает нашего давнего хорошего знакомого — напарника или друга ГГ.
Но даже в том случае, если бывший протагонист остался жив и здоров, большую часть времени в кадре он действовать не будет. И все же совсем забыть о нем нам обычно не дают, потому что именно бывший протагонист — это тот персонаж, благодаря которому предыдущие части полюбили фанаты. Поэтому о нем продолжают вспоминать, его ставят в пример новому протагонисту, он будет появляться в эпизодах, одобряя или не одобряя поступки преемника, под давлением фанатов автор продолжит писать о нем приквелы и спин-оффы, а сами фанаты будут раз за разом возвращать его в своих фанфиках. Иногда автор предпочитает рубить хвост по частям, и бывший протагонист на какое-то время переходит в разряд девтерагониста, а окончательно уходит с активных ролей спустя пару томов.
Впрочем, тут многое зависит от того, насколько удачным вышел новый протагонист, бывает и так, что он получается лучше старого, нравится большей части аудитории и по всем параметрам затмевает выбывшего. Но далеко не всегда. Иногда смена протагониста приближает закат истории или перезапуск ее со старым ГГ с самого начала. В некоторых случаях автор сдается и возвращает бывшего протагониста, выкинув нового на мороз. Или же вытаскивает бывшего на сцену к гранд-финалу.
Схожий троп — Смена караула, но в этом случае прошлый протагонист к приключениям не возвращается, с обоснуем той или иной достоверности. А иногда смена караула происходит и у противоположной стороны.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Хроники Амбера» — значительную часть второго пятикнижия бывшего протагониста Корвина мы не видим. Но помним, что он есть. А если говорить о конкретном, том самом Корвине, который действовал в первом пятикнижии, то именно его мы видим только под конец цикла, и, мягко говоря, «не в форме» после вызволения из темницы. Зато его копии разной степени ушлости во втором пятикнижии не раз поддают жару.
- Алан Дин Фостер, «Чародей с гитарой» — очередная часть цикла так и называется — «Сын чародея с гитарой». Увы, в данном случае новый протагонист оказался похуже старого.
- Кристофер Сташефф разветвил цикл «Чародей», дав всем детям изначального протагониста свои серии.
- Пятитомная «Хроника Страны Мечты» Веркина буквально живёт этим тропом. Протагонист первого тома Зимин в конце покинул Страну Мечты и продолжил жить обычной жизнью. Протагонист второго тома Безымянный в третьем мелькает лишь на протяжении пары-тройки страниц. Протагонист третьего тома Кокосов вообще до Страны Мечты не добрался. В четвёртом томе Безымянный вернулся в качестве протагониста, чтобы с треском и блеском застрелить клизменного персонажа Перца. И только в пятом томе мы понимаем, что вся история Страны Мечты — это история мальчика Пашки-Перца и девочки Лары…
- Метавселенная Рудазова — поскольку она едина, а большинство персонажей приключалось в ограниченном числе близкососедствующих миров, случается постоянно. И если у тех же Креола или Олега в каком-нибудь «Призраке» не более чем камео, то вот Бельзедор в «Криабале» — стопроцентный троп.
- С прикрученным фитильком — Три Безумных Волхва. В дилогии имени себя — одни из главных героев, но показаны события всё-таки глазами экипажа «Чайки»; в том же «Призраке» — эпизодические герои и чуть-чуть боги из машины.
- Стивен Дональдсон во второй трилогии как раз решил резать хвост по частям, подсунув читателям новую протагонистку, но приключалась она на пару с предыдущим. Пока во второй книге трилогии тот не теряет разум после неудачного магического опыта и не превращается в балласт на сотни страниц.
- Mistborn — во второй книге протагонисткой становится девтерагонистка Вин в связи со смертью Кельсера. В третьей на ролях второго протагониста вместе с ней оказывается Призрак. И это предвестие скорой смерти Вин.
- Туи Сазерленд Драконья Сага — Драконята Судьбы — протагонисты первого цикла, встречаются и в дальнейшем, но в качестве второстепенных эпизодических персонажей. Также происходит и с героями второго цикла. Да и сами события каждого из циклов обычно крутятся вокруг группы главгероев, и каждая следующая книга ведется от лица одного из них, в следующей персонаж отходит на второй план, передав эстафету другому. Но временами персонаж может уйти на совсем дальний план и даже его/ее какой-то уникальный талант используется крайне редко, хотя и мог бы помочь в ситуациях. Как было с Луновзорой.
- Джон Стейнбек «Гроздья гнева» — очень нестандартный вариант, ибо мы помним, что «если в произведении есть протагонист, то он один». Здесь фокус перетекает от Тома Джоуда вначале к его матери ближе к финалу, а Том появляется только эпизодически. Кто же тут протагонист? Пожалуй, семья Джоудов, а не какой-то из её членов.
- Антон Орлов, Тина Хэдис — заглавная героиня (крутой киборг) с третьей книги начинает отходить на второй план, а главная роль потихоньку переходит к Полю Лагайму.
Кино[править]
- «Звёздные войны» — в приквельной трилогии протагонистом выступает тот, кто в оригинальной был антагонистом. А протагонист оригинальной трилогии отходит на второй план в сиквельной.
Телесериалы[править]
- «Секретные материалы» (1993) — уход Малдера, а за ним и Скалли привели к тому, что сериал немножко потрепыхался, был закрыт и затем запущен снова после долгого перерыва — с возвращением изначальной команды. Увы, старые кони протянули всего два сезона.
Комиксы[править]
- Во вселенной Marvel периодически предпринимались попытки смены протагонистов полюбившихся серий. Но и новые коллективы, и заместители героев вроде Железного Сердца (девочка-гений, которую пытались сделать преемником Тони Старка) живут обычно до перезапуска старых сюжетных линий.
Аниме и манга[править]
- Два слова: Джозеф Джостар.
Видеоигры[править]
- Jedi Knight: Jedi Academy — Кайл больше не главный герой, но его можно встретить в Академии.
- Jedi Knight: Mystery of the Sith — героем первых миссий является Кайл, далее мы управляем уже Марой Джейд.
- Wing Commander: Prophecy —
Люк СкайуокерМарк Хэмилл, игравший протоганиста в предыдущих частях, теперь стал пероснажем, которого можно встретить в баре. - Devil May Cry — ребята из CAPCOM встали перед фактом, что протагонист слишком взрослый, чтобы заинтересовать подрастающее поколение. Один раз сделали приквел, где протагонист был естественно младше — прошло довольно успешно. В другой раз ввели нового молодого протагониста — публика немного поворчала, но тем не менее результат оценила весьма положительно. В третий раз сделали перезапуск серии — вышло мягко говоря неоднозначно. Теперь снова вернулись к новому протагонисту. С прикрученным фитильком, потому как за самого Данте поиграть всё ещё дают, но всё же он теперь не центральный персонаж и не главное действующее лицо.
- Dragon Age: Inquisition — Хоук, протагонист второй части, тут эпизодический персонаж.
- Trails — Эстель и Джошуа Брайты, протагонисты Trails in the Sky являются важными второстепенными и эпизодически играбельными персонажами в Trails of Zero и его продолжении. А потом на пару с протагонистом той же Zero Ллойдом Беннингсом появляются в финальной части арки Trails of Cold Steel.
- Ллойд при этом засветился вдобавок в качестве эпизодического протагониста в эпилоге Trails of Cold Steel 2.
- The Elder Scrolls — Нереварин уплыл на Акавир. Ну, по слухам.
- S.T.A.L.K.E.R. — Стрелок, протагонист первой части, является антагонистом с прикрученным фитильком второй части и второстепенным персонажем третьей, являясь связующим звеном всех трех частей, о как!
- Lust from Beyond — Джонатан Мун, герой прошлой игры, присутствует в сюжете и у игрока даже есть возможность решить его дальнейшую судьбу. О судьбе героев прологов мы тоже узнаём: про Кристофера несколько раз упомянут члены Культа Экстаза, а в финале Аманда расскажет, что убила его, как и многих других, а тело Алана (неясно, живое или уже нет) находим в одной из локаций Лустг’хаа.
- Yakuza: Like a Dragon — трое протагонистов предыдущих частей сделаны боссами. Но сделано было довольно уважительно, так как они мало того, что весьма суровы даже для группы из четырёх бойцов с тремя в резерве. Во всяком случае тандем из Мадзимы и Са\эдзимы. Так ещё Итибан и компания технически их не побеждают, только заслуживают респекта.
- Disgaea — как тут без тропа, где в каждой новой части новый протагонист, а старых в могилу отправлять не собираются? В каждом случае служат боссами, которых нужно отгачимучить, а потом завербовать. Самыми суровыми обычно оказываются Лахарл и Оверлорд Зетта из соседнего проекта.
- Deus Ex: Invisible War — Джей Си Дентон, протагонист первой части, появляется в конце игры, и герой может как принять его сторону, так и убить его по поручению одной из фракций.
- Prototype 2 — протагонист первой игры, Алекс Мерсер, является главным врагом во второй.
- Shadowrun Returns — Джейк Эрмитейдж, в Shadowrun 1993 года бывший протагонистом, здесь эпизодический персонаж, помогающий пару раз в расследовании главному герою.
- Risen 3 — ГГ первых двух частей сидит и пьянствует у костра (хотя намекает, что у него своя миссия).
- The Surge 2 — Уоррен, ГГ первой части, тут выступает как NPC с линейкой квестов и альтернативной концовкой игры.
- Borderlands — играбельные персонажи предыдущей части становятся важными сюжетными персонажами следующей.
- Ex Machina: Меридиан 113 — ближе к финалу нам предстоит встретится с протагонистом оригинальной игры. Увы, миром разойтись не выйдет.
- Leisure Suit Larry — в поздних спин-оффах за Ларри Ловейджа можно встретится и с собственным дядюшкой, тем самым Ларри Лаффером из оригинальной серии.