История одного преступления: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{YouTube|1qprut1rkFY|}}
{{YouTube|Ox3veE01Szw|}}
'''«История одного преступления»''' — советский сатирический мультфильм, режиссёрский дебют '''Фёдора Савельевича Хитрука''', снятый в 1962 г. Сюжет чем-то напоминает классическое мультяшное «герою не дают заснуть, а он бесится» (как это случалось с Дональдом Даком, дятлом Вуди, а также героем мультфильма «Ш-ш-ш» Уолтера Лантца и Текса Эйвери). Но тут налицо [[игра с тропом]]: Хитрук подробно показывает как предысторию, так и последствия бессонной ночи.
'''«История одного преступления»''' — советский сатирический мультфильм, режиссёрский дебют '''Фёдора Савельевича Хитрука''', снятый в 1962 г. Сюжет чем-то напоминает классическое мультяшное «герою не дают заснуть, а он бесится» (как это случалось с Дональдом Даком, дятлом Вуди, а также героем мультфильма «Ш-ш-ш» Уолтера Лантца и Текса Эйвери). Но тут налицо [[игра с тропом]]: Хитрук подробно показывает как предысторию, так и последствия бессонной ночи.


Строка 5: Строка 5:


== Сюжет ==
== Сюжет ==
Главный герой, Василий Васильевич Мамин (классический «[[маленький человек]]») — обычный советский гражданин, [[Осторожно, доброта!|добрейшей души человек]]. С утра он едет на работу в метро, уступает место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывает свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.
Утром во дворе громко перекрикиваются дворничихи. Внезапно откуда-то появляется злой-презлой мужик с чугунной сковородкой, и [[Убить за ерунду|забивает ей обеих женщин]]. Тут прибегают соседи, двое хватают преступника за руки, чтобы тот не сбежал от милиционера… и здесь рассказчик решает объяснить нам, что происходит.


Сначала старики во дворе играют в домино так, что чуть [[Земля дрожит от шагов|земля не трясётся]]. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся [[элвис]]овское «Long Tall Sally». Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, [[Протащить под радарами|переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами]], в которых, однако, [[Опосредованная передача ругательств|угадываются конструкции]] вроде {{spoiler|«Мне пох…!»}}; скромняга не отвечает ему взаимностью. [[Спать хочется|Ночью издевательства соседей]] достигают апогея. Соседи пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз». Потом муж-[[лудоман|картёжник]] приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «[[сарказм|романтично]]» перестукиваются по батареям.
Мужика зовут Василий Васильевич Мамин. Он — главный герой, обычный советский гражданин, классический «[[маленький человек]]» [[Осторожно, доброта!|и просто душка]]. Прошлым утром он отправился на работу в метро, уступил место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывал свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.


В итоге бессонная ночь доводит беднягу до белого каления, и он отоварил чугунной сковородой по головам двух дворничих, которые утром [[Убить за ерунду|перекрикивались]]. Неизвестно, насмерть ли, но даже при самом благополучном исходе обеим тёткам гарантировано сотрясение мозга. Меломан хватает его за руку, чтобы тот не сбежал от милиционера. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а [[Обнять и плакать|нашему Мамину всё равно]], он уже «познал дзен».
Сначала соседи во дворе курят паровозами и забивают козла в домино так, что чуть [[Земля дрожит от шагов|земля не трясётся]]. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся [[элвис]]овское «Long Tall Sally» вперемешку со всем, что только крутят по радио и ТВ. Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, [[Протащить под радарами|переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами]], в которых, однако, [[Опосредованная передача ругательств|угадываются конструкции]] вроде {{spoiler|«Мне пох…!»}}; скромняга не отвечает ему взаимностью. [[Спать хочется|Ночью издевательства соседей]] достигают апогея. Сверху пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз», потом танцуют. Далее муж-[[лудоман|картёжник]] приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «[[сарказм|романтично]]» перестукиваются по батареям. В итоге нервы Мамина натягиваются до предела, и, уже под утро, он пытается заснуть, но вздрагивает от каждого звука. Тут-то с улицы и раздаются крики дворничих — и бедняга [[Бешеный гнев|выходит из себя]].
 
Мы опять возвращаемся к утренней сцене: меломан и картёжник держат Мамина за руки, что с дворничихами — неизвестно; даже при самом благополучном исходе им гарантировано сотрясение мозга. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — приезжает грузовик, начинает разгружаться, «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а [[Обнять и плакать|нашему Мамину всё равно]], он уже «[[ГЭС|познал дзен]]».


== Что тут есть ==
== Что тут есть ==
Строка 22: Строка 24:
* [[Ужасные соседи]] — [[кодификатор]] в советской анимации и педаль в земную кору.
* [[Ужасные соседи]] — [[кодификатор]] в советской анимации и педаль в земную кору.
* [[Хроника посреди фильма]] — показ спортивных передач по телевизору у одного из соседей. Плюс среди предметов и декораций сочетаются явно мультяшные и фотографически реалистичные (применялись фотографии).
* [[Хроника посреди фильма]] — показ спортивных передач по телевизору у одного из соседей. Плюс среди предметов и декораций сочетаются явно мультяшные и фотографически реалистичные (применялись фотографии).
* [[Худой парень, толстая девушка]] тощий мужичок, вернувшийся домой изрядно подвыпившим, нарвался в темноте на свою высокую пышнотелую жену. Последовавшая за этим ссора с криками, руганью и битьём посуды добавила ещё одну каплю в и без того уже почти полную чашу терпения будущего преступника, который просто хотел спокойно поспать.
* [[Худой парень, толстая девушка]] — тощий мужичок, вернувшийся домой изрядно подвыпившим, нарвался в темноте на свою высокую пышнотелую жену. Последовавшая за этим ссора с криками, руганью и битьём посуды добавила ещё одну каплю в и без того уже почти полную чашу терпения будущего преступника, который просто хотел спокойно поспать.
* [[Шкаф]] — милиционер. Толщина шеи равна обхвату головы.
* [[Шкаф]] — милиционер. Толщина шеи равна обхвату головы.



Текущая версия на 20:44, 23 июня 2025

«История одного преступления» — советский сатирический мультфильм, режиссёрский дебют Фёдора Савельевича Хитрука, снятый в 1962 г. Сюжет чем-то напоминает классическое мультяшное «герою не дают заснуть, а он бесится» (как это случалось с Дональдом Даком, дятлом Вуди, а также героем мультфильма «Ш-ш-ш» Уолтера Лантца и Текса Эйвери). Но тут налицо игра с тропом: Хитрук подробно показывает как предысторию, так и последствия бессонной ночи.

Мультфильм вошёл в историю мультипликации не только благодаря драматургической, эмоциональной и притчевой насыщенности, но и ввиду совершенно неожиданного визуального решения. Хитрук дал задание художнику-постановщику: «Это будет творческий эксперимент. Нужно полностью сломать перспективу! Демонстративно отказываемся от имитации пространства. В тех кадрах, где у картинки должна бы быть иллюзорная „глубина“, как на всех нормальных рисунках — пусть этой „глубины“ просто не будет, вместо этого имитируем „схему, на которой все плоские и всё плоское“.»

Сюжет[править]

Утром во дворе громко перекрикиваются дворничихи. Внезапно откуда-то появляется злой-презлой мужик с чугунной сковородкой, и забивает ей обеих женщин. Тут прибегают соседи, двое хватают преступника за руки, чтобы тот не сбежал от милиционера… и здесь рассказчик решает объяснить нам, что происходит.

Мужика зовут Василий Васильевич Мамин. Он — главный герой, обычный советский гражданин, классический «маленький человек» и просто душка. Прошлым утром он отправился на работу в метро, уступил место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывал свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.

Сначала соседи во дворе курят паровозами и забивают козла в домино так, что чуть земля не трясётся. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся элвисовское «Long Tall Sally» вперемешку со всем, что только крутят по радио и ТВ. Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами, в которых, однако, угадываются конструкции вроде «Мне пох…!»; скромняга не отвечает ему взаимностью. Ночью издевательства соседей достигают апогея. Сверху пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз», потом танцуют. Далее муж-картёжник приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «романтично» перестукиваются по батареям. В итоге нервы Мамина натягиваются до предела, и, уже под утро, он пытается заснуть, но вздрагивает от каждого звука. Тут-то с улицы и раздаются крики дворничих — и бедняга выходит из себя.

Мы опять возвращаемся к утренней сцене: меломан и картёжник держат Мамина за руки, что с дворничихами — неизвестно; даже при самом благополучном исходе им гарантировано сотрясение мозга. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — приезжает грузовик, начинает разгружаться, «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а нашему Мамину всё равно, он уже «познал дзен».

Что тут есть[править]

Значимость мультфильма[править]

«История…» (явно испытавшая влияния югославского «Суррогата») породила волну минималистичной анимации в Советском Союзе, которая впоследствии стала не менее популярна, чем каноническая, околодиснеевская. Тут царит настоящий полёт рисованной фантазии, которая становится не менее важна, чем сюжет. Благодаря этому мультфильму у нас есть «Три толстяка» (сёстры Брумберг, 1963), «Кот в сапогах» (они же, 1968), «Храбрый портняжка», «Большие неприятности» и, конечно же, «Бременские музыканты» (первая часть, у второй уже стиль немного другой).