Принцип наилучшего развития событий: различия между версиями
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
{{Q|Оптимисты считают, что мы живём в лучшем из возможных миров, а пессимисты опасаются, что так и есть.|Анекдот}} | {{Q|Оптимисты считают, что мы живём в лучшем из возможных миров, а пессимисты опасаются, что так и есть.|Анекдот}} | ||
'''Принцип наилучшего развития событий''' | '''Принцип наилучшего развития событий''' — один из основных элементов любого сеттинга, содержащего [[машина времени|путешествие во времени]] в любых его формах. Согласно принципу наилучшего развития событий, та история, которая уже произошла, и [[эффект бабочки|последствия которой мы сейчас расхлебываем]] — самое лучшее из того, что могло произойти. И все попытки изменить ход событий может быть не приведут к гибели Вселенной, но сделают жизнь значительно хуже. Так что как бы ни была плоха жизнь, не надо менять её с помощью машин времени — лучше всё равно не станет, только эпичный квест придётся проходить. Причём объективных причин существования этого принципа почти нигде не приводится, что переводит его в категорию [[моральный закон природы|моральных законов природы]], на которые опираются [[фантастические басни]]. Более логичный вариант — попытки исправить прошлое ничего не испортят, но попросту ни к чему не приведут, так как знание о будущем превратится в [[самосбывающееся пророчество]]. | ||
[[Закон Годвина для путешествий во времени|Имеет ли принцип наилучшего развития событий отношение к Гитлеру? Да, имеет.]] Закон | [[Закон Годвина для путешествий во времени|Имеет ли принцип наилучшего развития событий отношение к Гитлеру? Да, имеет.]] Закон Годвина — частный случай этого принципа, однако в отличие от закона Годвина, принцип наилучшего развития событий может применяться и к различным мелким бытовым ситуациям, и к сеттингам, где никакого Гитлера и вовсе нет. Часто принцип наилучшего развития событий применяется в различных мультфильмах. | ||
Надтроп: [[Зелен виноград]]. Возможность исправлять ошибки прошлого столь же желанна, сколь и недоступна, поэтому авторам и приходится придумывать оправдания, что «не очень-то и надо». | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Впервые этот принцип сформулировал Пол Андерсон в своем цикле «Патруль Времени». Там же описывается его природа. Согласно сеттингу цикла, | * Впервые этот принцип сформулировал Пол Андерсон в своем цикле «Патруль Времени». Там же описывается его природа. Согласно сеттингу цикла, время — достаточно инертная штука, и развивается оно полностью в соответствии с правилом минимума энергии, всегда возвращаясь в привычное русло в случае мелких потрясений. Поэтому-то и невозможно заранее убить Гитлера и предотвратить Вторую Мировую — конфигурация временного потока с Гитлером наиболее удачна. Патруль нужен только в самых экстренных случаях, когда ткань реальности рвется уж слишком сильно — например, как в рассказе «Единственная игра в городе». | ||
** В этом же цикле, впрочем, этот принцип и | ** В этом же цикле, впрочем, этот принцип и опровергается — иногда оперативникам Патруля удаётся спасти мирное население, которое бы неизбежно погибло в катастрофе. Правда, в дальнейшем весьма проблематично обосновывать его существование в реальности, но хитрый ум найдет выход из любой ситуации. | ||
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер и Проклятое дитя]] | * «[[Harry Potter|Гарри Поттер и Проклятое дитя]]» — этому там посвящён весь сюжет. | ||
* «11/22/63» Стивена Кинга. Протагонист полагает, что, предотвратив убийство Кеннеди в Далласе в | * «11/22/63» Стивена Кинга. Протагонист полагает, что, предотвратив убийство Кеннеди в Далласе в 1963 м, поможет США избежать втягивания во Вьетнамскую войну. В итоге, попав в порождённый своим вмешательством мир, видит картину, больше подходящую какой-нибудь «Зоне заражения» от Афанасьева. | ||
** Впрочем Кинг здесь просто считерил, развалив мир постоянными стихийными бедствиями, которые возникли просто потому что протагонист что-то там изменял. | ** Впрочем Кинг здесь просто считерил, развалив мир постоянными стихийными бедствиями, которые возникли просто потому что протагонист что-то там изменял. | ||
* Игра с тропом у Станислава Лема как минимум дважды. [[Всё так и было]], лихо скрещенное с предметом статьи: | * Игра с тропом у Станислава Лема как минимум дважды. [[Всё так и было]], лихо скрещенное с предметом статьи: | ||
** В пьесе «Чёрная | ** В пьесе «Чёрная дверь» — профессор Тарантога изобрёл машину времени. Одного за другим нанимает секретарей, отправляя их с секретными заданиями в прошлое, к примеру, заменить Исаака Ньютона (бабника, драчуна и пропойцу) на прилежного студента — физика. Открытие Тарантоги невозможно без гениального Ньютона, а теория Ньютона невозможна без Тарантоги. | ||
** В «Звёздных дневниках Ийона Тихого» протагонист ссылает в прошлые века проштрафившихся сотрудников Темпорального Института. Эти парни и создают цивилизацию как мы её знаем. | ** В «Звёздных дневниках Ийона Тихого» протагонист ссылает в прошлые века проштрафившихся сотрудников Темпорального Института. Эти парни и создают цивилизацию как мы её знаем. | ||
*** Цивилизацию?! Да там, как минимум, весь тот горький катаклизм который мы наблюдаем в Солнечной системе это последствия попытки оптимизировать исторические процессы. | *** Цивилизацию?! Да там, как минимум, весь тот горький катаклизм который мы наблюдаем в Солнечной системе это последствия попытки оптимизировать исторические процессы. | ||
* ''Печатавшийся в «Мире Фантастики» рассказ, название которого автор правки не помнит'', в котором подросткам-патриотам удаётся, попав в прошлое, убить кровавого нацистского палача Отто Зольдера. Вернувшись, они узнают, что в результате их вмешательства Великая Отечественная война закончилась не в | * ''Печатавшийся в «Мире Фантастики» рассказ, название которого автор правки не помнит'', в котором подросткам-патриотам удаётся, попав в прошлое, убить кровавого нацистского палача Отто Зольдера. Вернувшись, они узнают, что в результате их вмешательства Великая Отечественная война закончилась не в 1943 году, а в 1945, а Третий Рейх возглавил какой-то мелкий политикан по имени Адольф Гитлер, которого в изначальной истории Зольдер в ходе политической борьбы уничтожил задолго до того, как тот приобрёл серьёзные вес и влияние. | ||
** Это [[Закон Годвина для путешествий во времени|Леонид Каганов, рассказ «Дело правое»]]. | ** Это [[Закон Годвина для путешествий во времени|Леонид Каганов, рассказ «Дело правое»]]. | ||
* Также был рассказ (то ли из того же «Мира Фантастики», то ли из «Реальности Фантастики»… а может, из «Если»), в котором протагонист намеревался ликвидировать Сталина. Ему объяснили, что в этом случае к власти пришел Троцкий, а репрессии 30-х обернулись еще большей кровью. | * Также был рассказ (то ли из того же «Мира Фантастики», то ли из «Реальности Фантастики»… а может, из «Если»), в котором протагонист намеревался ликвидировать Сталина. Ему объяснили, что в этом случае к власти пришел Троцкий, а репрессии 30-х обернулись еще большей кровью. | ||
* Виктория Ледерман «Теория | * Виктория Ледерман «Теория невероятностей» — с прикрученным фитильком. Да, Милослава, в отличие от Матвея, совершенно другой человек — добрый, постоянно участвует в кружках и секциях, имеет подруг и не страдает мизантропией. Но в «оригинальном» мире Матвея его родители живут вместе и оба имеют высокооплачиваемую работу — а в мире Милославы ее родители поссорились и разошлись, мать от переживаний заболела и после выздоровления смогла устроиться лишь на низкооплачиваемую работу, отец пашет на Севере и пишет только дочке. | ||
* Инверсия в «Моих посмертных приключениях» Юлии Вознесенской. Главной героине во время воздушных мытарств показывают, как замечательно сложилась бы её судьба, не сделай она в юности аборт. | * Инверсия в «Моих посмертных приключениях» Юлии Вознесенской. Главной героине во время воздушных мытарств показывают, как замечательно сложилась бы её судьба, не сделай она в юности аборт. | ||
* Кейт Лаумер, «[[Берег динозавров]]». Любое путешествие во времени, даже без попыток что-либо изменить, [[Эффект бабочки|создаёт проблемы]] намного более серьёзные чем победа реакционера-обскуранта на президентских выборах: «Будущие эры имели дело с последствиями: пикник в | * Кейт Лаумер, «[[Берег динозавров]]». Любое путешествие во времени, даже без попыток что-либо изменить, [[Эффект бабочки|создаёт проблемы]] намного более серьёзные чем победа реакционера-обскуранта на президентских выборах: «Будущие эры имели дело с последствиями: пикник в палеозое — вещь приятная, но и плата в виде темпоральных разрывов, оборванных энтропийных последовательностей и вероятностных аномалий чересчур высока». А любые попытки учесть ошибки и всё исправить только создают новые проблемы. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* '''Финес и Ферб'''. В одной из серий уже взрослая Кэндис получает шанс прижучить | * '''Финес и Ферб'''. В одной из серий уже взрослая Кэндис получает шанс прижучить братьев — для этого она пользуется машиной времени и перемещается во время самой первой серии. Прижучивание удалось, однако по возвращении в родное будущее Кэндис обнаруживает, что власть захватил Фуфелшмерц, воспользовавшись шумихой вокруг американских горок Финеса и Ферба. Как итог — все носят лабораторные халаты и всех зовут Джо — для удобства великого диктатора. | ||
* '''[[Мои маленькие пони|My little pony]]'''. Последние две серии 5-ого сезона. Всякий раз, когда Старлайт меняет «правильную» версию истории, в который Рэйнбоу Дэш совершает свой Радужный Удар, настоящее Эквестрии меняется в худшую | * '''[[Мои маленькие пони|My little pony]]'''. Последние две серии 5-ого сезона. Всякий раз, когда Старлайт меняет «правильную» версию истории, в который Рэйнбоу Дэш совершает свой Радужный Удар, настоящее Эквестрии меняется в худшую сторону — причём, [[Темнее и острее|чем дальше, тем ужаснее будущее]], вплоть до [[Мёртвые земли|безжизненной пустоши]]. А Зекора ещё и лекции по этому принципу читает. Автор статьи сомневается, что Старлайт искренне желала уничтожения всей Эквестрии, а просто хотела отомстить Твайлайт. | ||
** А чего ожидать после целенаправленного разрушения той самой дружбы, которая неоднократно проявила себя как антизлодейская магия и спасла страну? Выходит, что без главных героев у Селестии хитрых планов на всех не хватит, и эффект тут как минимум [[с прикрученным фитильком]]. | ** А чего ожидать после целенаправленного разрушения той самой дружбы, которая неоднократно проявила себя как антизлодейская магия и спасла страну? Выходит, что без главных героев у Селестии хитрых планов на всех не хватит, и эффект тут как минимум [[с прикрученным фитильком]]. | ||
* Мультсериал '''[[Men in Black]]'''. В одной из серий ненавидящий пришельцев фанатик используя машину времени предотвращает первый контакт людей и пришельцев. В результате никаких нелегалов на Земле нет, однако технический прогресс человечества скатился чуть ли не до уровня стимпанка. Точнее, в серии показано постепенное уничтожение фанатиком агентов, занимавшихся налаживанием контакта, и с каждым убитым агентом Агентство становилось все более отсталым в технике. Последним в очереди должен был стать Кей. | * Мультсериал '''[[Men in Black]]'''. В одной из серий ненавидящий пришельцев фанатик используя машину времени предотвращает первый контакт людей и пришельцев. В результате никаких нелегалов на Земле нет, однако технический прогресс человечества скатился чуть ли не до уровня стимпанка. Точнее, в серии показано постепенное уничтожение фанатиком агентов, занимавшихся налаживанием контакта, и с каждым убитым агентом Агентство становилось все более отсталым в технике. Последним в очереди должен был стать Кей. | ||
* Троп несколько раз обыгрывался в мультсериале [[The Amazing World of Gumball| | * Троп несколько раз обыгрывался в мультсериале «[[The Amazing World of Gumball|Удивительный мир Гамбола]]» (например, в серии «Обратный отсчет»), причём всякий раз [[педаль в пол|доводился до абсурда]] | ||
* «[[Магазинчик БО]]», серия | * «[[Магазинчик БО]]», серия «Грузилово» — инопланетянин БО пытается повлиять на историю Земли, устранив одиозных деятелей прошлого (Сталина, Гитлера, Мао и т. п.) Не меняется по большому счёту ничего, кроме имён на памятниках {{spoiler|(например, вместо Ленина вождём мирового пролетариата становится некий Грушин)}}, поэтому всё приходится отмотать обратно. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* «[[Steins;Gate]] | * «[[Steins;Gate]]» — [[зигзаг]]. Попытки главгероев исправить мелкие и не очень проблемы своей и чужой жизни удаются вполне успешно, однако побочные последствия оказываются такими, что все изменения приходится отменять. Но в том, что касается основной сюжетной линии, им вполне удаётся достичь успеха — оригинальный мир не был лучшим. | ||
** «[[Steins;Gate 0]]». Из предыдущей части мы знаем, что принцип в этой вселенной применим не вполне. Тем не менее, Окабе об этом ещё не знает, и, судя по имеющейся у него информации, он уверен в нём на | ** «[[Steins;Gate 0]]». Из предыдущей части мы знаем, что принцип в этой вселенной применим не вполне. Тем не менее, Окабе об этом ещё не знает, и, судя по имеющейся у него информации, он уверен в нём на 200 %. | ||
** Здесь же Бета-Сузуха пополам с [[Осторожная наука|осторожной наукой]]. Она прилетела, несмотря ни на что, будущее изменить. Тем не менее, она достаточно твёрдо придерживается предосторожностей в духе «Тебе лучше не смотреть устройство машины времени, пока не изобретёшь её сам». | ** Здесь же Бета-Сузуха пополам с [[Осторожная наука|осторожной наукой]]. Она прилетела, несмотря ни на что, будущее изменить. Тем не менее, она достаточно твёрдо придерживается предосторожностей в духе «Тебе лучше не смотреть устройство машины времени, пока не изобретёшь её сам». | ||
* [[Mahou Shoujo Madoka Magica]] | * [[Mahou Shoujo Madoka Magica]] — сабж в исполнении Хомуры. Лучше первого таймлайна только последний, но и там… | ||
* [[Хроники восстановления королевства реалистом]] — {{spoiler|Почему протагонист стал королём в тот же день при перемещении? Почему королевская чета доверила ему власть? Это было именно что наилучшее развитие событий. Королева владеет магией, которая позволяет переносить своё сознание в прошлое. Например, в прошлой итерации Сома стал премьер-министром и из-за недостатка власти не смог провести все необходимые реформы, погрузив тем самым страну в гражданскую войну. В последствии выясняется, что магия королевы работает немного не так – она пораждает [[Альтернативный таймлайн]].}} | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Life is Strange]]. Из лучших побуждений Макс, переместившись в прошлое, смогла задержать отца Хлои, и тот не попал в ту злополучную аварию. Однако природа не терпит пустоты, и через какое-то время в аварию попадает уже сама | * [[Life is Strange]]. Из лучших побуждений Макс, переместившись в прошлое, смогла задержать отца Хлои, и тот не попал в ту злополучную аварию. Однако природа не терпит пустоты, и через какое-то время в аварию попадает уже сама Хлоя — причём [[участь хуже смерти|последствия куда серьёзнее]]: Хлоя полностью парализована, её жизнь, которую она ненавидит всем сердцем, поддерживают многочисленные приборы, а семья живёт по уши в долгах, работая только на лекарства для дочери. | ||
** Там же, последний выбор игры. {{spoiler|Сам факт того, что Макс, случайно переместившись в прошлое в первый раз, спасла Хлою, вызвал мощное возмущение, обрушившееся на Аркадия Бэй в лице мощного шторма. Если бы Макс не вмешалась в первый раз — шторм бы не возник. Перед игроком стоит выбор: вернуть ход истории в правильное русло, убив подругу, или же сохранить Хлое жизнь, обрекая город на полное уничтожение}}. | ** Там же, последний выбор игры. {{spoiler|Сам факт того, что Макс, случайно переместившись в прошлое в первый раз, спасла Хлою, вызвал мощное возмущение, обрушившееся на Аркадия Бэй в лице мощного шторма. Если бы Макс не вмешалась в первый раз — шторм бы не возник. Перед игроком стоит выбор: вернуть ход истории в правильное русло, убив подругу, или же сохранить Хлое жизнь, обрекая город на полное уничтожение}}. | ||
** Маленький, но показательный | ** Маленький, но показательный пример — Макс использовала свои способности, чтобы восстановить разбитую камеру. Но где-то через час эта камера оказалась безвозвратно разбита в потасовке. Можно было бы задуматься… | ||
* [[Red Alert]] 3. Гитлера нет в реальности уже с первой части, но в третьей части СССР пытается ослабить ненавистный Альянс, убив [[Дорогая, я убил Эйнштейна|Альберта Эйнштейна]]. У советов получилось, история изменена, [[медведь снова зол]]… Однако на политической арене появляется Япония, которая со своими нанотехнологиями и [[религия — это неплохо|верой в великую миссию своего народа]] [[Япония захватит мир|может стать гораздо опаснее, чем Альянс]]. А ядерных ракет в этой временной линии как назло в принципе нет. | * [[Red Alert]] 3. Гитлера нет в реальности уже с первой части, но в третьей части СССР пытается ослабить ненавистный Альянс, убив [[Дорогая, я убил Эйнштейна|Альберта Эйнштейна]]. У советов получилось, история изменена, [[медведь снова зол]]… Однако на политической арене появляется Япония, которая со своими нанотехнологиями и [[религия — это неплохо|верой в великую миссию своего народа]] [[Япония захватит мир|может стать гораздо опаснее, чем Альянс]]. А ядерных ракет в этой временной линии как назло в принципе нет. | ||
** Впрочем, у Альянса есть межконтинентальный лазер, по мощности сопоставимый ЯО, Советы грозятся баллистическими ракетами, а в одной из миссий привязывают 50 килотонные боеголовки к Кировым. Вакуумные? Похоже, что Японию защищает не отсутствие ядерного оружия, а нигде не упомянутый гигантский генератор наночастиц (сверх оружие Японии, позволяющее защитить свои строения от сверхоружия | ** Впрочем, у Альянса есть межконтинентальный лазер, по мощности сопоставимый ЯО, Советы грозятся баллистическими ракетами, а в одной из миссий привязывают 50 килотонные боеголовки к Кировым. Вакуумные? Похоже, что Японию защищает не отсутствие ядерного оружия, а нигде не упомянутый гигантский генератор наночастиц (сверх оружие Японии, позволяющее защитить свои строения от сверхоружия противника — протонного ускорителя Альянса или вакуумной бомбы Советов) | ||
* [[Warcraft]] | * [[Warcraft]] — бронзовые драконы охраняют главную временную линию потому что знают, что если события пойдут по другому наступит один из возможных концов света, один другого ужаснее. | ||
* [[Chrono Cross]] — [[пытка увеболлом|сомнительная]] «моральная» концепция «продолжения» Триггера. В оригинальной игре путешественники во времени уничтожили древнее зло {{spoiler|Лавоса. Однако авторы перечеркнули это их достижение, позволив Лавосу использовать захваченных Шалу и Драконобога как план Б. Отсюда получается что [[мир сквозь чёрные очки|любое сопротивление Лавосу бессмысленно, доисторический паразит-шахматист придумает как изогнуть временную линию, и откатить правки хрононавтов]], потому стоит прекратить сопротивление, и [[участь хуже смерти|познать тьму бесконечной смерти]]...}} | |||
== Где не встречается == | == Где не встречается == | ||
* Книги про [[Попаданец|попаданцев]] в прошлое в жанре [[Альтернативная история]]. Что бы ни делал попаданец — переигрывал Вторую Мировую, убивал Гитлера, спасал Николая II — в большинстве случаев все оборачивается к лучшему, {{spoiler|в соответствии с мировоззрением и убеждениями автора, конечно же.}} | |||
* Книги про [[Попаданец|попаданцев]] в прошлое в жанре [[Альтернативная история]]. Что бы ни делал | * [[Save scumming]] — инверсия тропа в промышленных масштабах. | ||
* [[Save scumming]] | * Многосерийный фильм «Тариф на прошлое» — изменения к лучшему возможны, хотя главному герою до самого последнего момента кажется, что это не так. Хотя он всё равно старается, поскольку его не устраивают реальности, где он — алкаш, зек, бомж-могильщик или олигарх-подонок. | ||
* Многосерийный фильм «Тариф на | |||
** Есть ешё фильм с похожим сюжетом про путешествие в прошлое через фотобудку в день сделанной фотографии. Название автор правки не помнит. | ** Есть ешё фильм с похожим сюжетом про путешествие в прошлое через фотобудку в день сделанной фотографии. Название автор правки не помнит. | ||
* «Назад в будущее» же! | * «Назад в будущее» же! | ||
** Кстати, не факт! Если речь о | ** Кстати, не факт! Если речь о кинотрилогии — то да. А вот в видеоигре-сиквеле (участие одного из оригинальных сценаристов позволяет так её называть) между Марти и Доком Брауном на эту тему состоялся серьёзный разговор, где последний интересовался у первого, по какому праву он считает этически допустимым менять вселенную, руководствуясь лишь благом семьи Макфлаев? | ||
* «Квантовый скачок» по мелочи. По крайней мере, в одной серии Беккетт попал в девушку, которая участвовала в конкурсе красоты и должна была занять третье место, чтобы получить премию и пойти учиться в колледж. Третье она не заняла. Заняла первое. | * «Квантовый скачок» по мелочи. По крайней мере, в одной серии Беккетт попал в девушку, которая участвовала в конкурсе красоты и должна была занять третье место, чтобы получить премию и пойти учиться в колледж. Третье она не заняла. Заняла первое. | ||
* Знаменитейшая сага о путешествия во | * Знаменитейшая сага о путешествия во времени — «Доктор Кто» — абсолютно против этого правила. Она в целом против идеи изменения истории, но даже там, где историю удаётся изменить, это может повлечь как хорошие, так и плохие последствия. | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Текущая версия на 09:01, 14 мая 2024
« | Всё к лучшему в этом лучшем из миров. | » |
— «Кандид, или Оптимизм», Вольтер |
« | Оптимисты считают, что мы живём в лучшем из возможных миров, а пессимисты опасаются, что так и есть. | » |
— Анекдот |
Принцип наилучшего развития событий — один из основных элементов любого сеттинга, содержащего путешествие во времени в любых его формах. Согласно принципу наилучшего развития событий, та история, которая уже произошла, и последствия которой мы сейчас расхлебываем — самое лучшее из того, что могло произойти. И все попытки изменить ход событий может быть не приведут к гибели Вселенной, но сделают жизнь значительно хуже. Так что как бы ни была плоха жизнь, не надо менять её с помощью машин времени — лучше всё равно не станет, только эпичный квест придётся проходить. Причём объективных причин существования этого принципа почти нигде не приводится, что переводит его в категорию моральных законов природы, на которые опираются фантастические басни. Более логичный вариант — попытки исправить прошлое ничего не испортят, но попросту ни к чему не приведут, так как знание о будущем превратится в самосбывающееся пророчество.
Имеет ли принцип наилучшего развития событий отношение к Гитлеру? Да, имеет. Закон Годвина — частный случай этого принципа, однако в отличие от закона Годвина, принцип наилучшего развития событий может применяться и к различным мелким бытовым ситуациям, и к сеттингам, где никакого Гитлера и вовсе нет. Часто принцип наилучшего развития событий применяется в различных мультфильмах.
Надтроп: Зелен виноград. Возможность исправлять ошибки прошлого столь же желанна, сколь и недоступна, поэтому авторам и приходится придумывать оправдания, что «не очень-то и надо».
Примеры[править]
Литература[править]
- Впервые этот принцип сформулировал Пол Андерсон в своем цикле «Патруль Времени». Там же описывается его природа. Согласно сеттингу цикла, время — достаточно инертная штука, и развивается оно полностью в соответствии с правилом минимума энергии, всегда возвращаясь в привычное русло в случае мелких потрясений. Поэтому-то и невозможно заранее убить Гитлера и предотвратить Вторую Мировую — конфигурация временного потока с Гитлером наиболее удачна. Патруль нужен только в самых экстренных случаях, когда ткань реальности рвется уж слишком сильно — например, как в рассказе «Единственная игра в городе».
- В этом же цикле, впрочем, этот принцип и опровергается — иногда оперативникам Патруля удаётся спасти мирное население, которое бы неизбежно погибло в катастрофе. Правда, в дальнейшем весьма проблематично обосновывать его существование в реальности, но хитрый ум найдет выход из любой ситуации.
- «Гарри Поттер и Проклятое дитя» — этому там посвящён весь сюжет.
- «11/22/63» Стивена Кинга. Протагонист полагает, что, предотвратив убийство Кеннеди в Далласе в 1963 м, поможет США избежать втягивания во Вьетнамскую войну. В итоге, попав в порождённый своим вмешательством мир, видит картину, больше подходящую какой-нибудь «Зоне заражения» от Афанасьева.
- Впрочем Кинг здесь просто считерил, развалив мир постоянными стихийными бедствиями, которые возникли просто потому что протагонист что-то там изменял.
- Игра с тропом у Станислава Лема как минимум дважды. Всё так и было, лихо скрещенное с предметом статьи:
- В пьесе «Чёрная дверь» — профессор Тарантога изобрёл машину времени. Одного за другим нанимает секретарей, отправляя их с секретными заданиями в прошлое, к примеру, заменить Исаака Ньютона (бабника, драчуна и пропойцу) на прилежного студента — физика. Открытие Тарантоги невозможно без гениального Ньютона, а теория Ньютона невозможна без Тарантоги.
- В «Звёздных дневниках Ийона Тихого» протагонист ссылает в прошлые века проштрафившихся сотрудников Темпорального Института. Эти парни и создают цивилизацию как мы её знаем.
- Цивилизацию?! Да там, как минимум, весь тот горький катаклизм который мы наблюдаем в Солнечной системе это последствия попытки оптимизировать исторические процессы.
- Печатавшийся в «Мире Фантастики» рассказ, название которого автор правки не помнит, в котором подросткам-патриотам удаётся, попав в прошлое, убить кровавого нацистского палача Отто Зольдера. Вернувшись, они узнают, что в результате их вмешательства Великая Отечественная война закончилась не в 1943 году, а в 1945, а Третий Рейх возглавил какой-то мелкий политикан по имени Адольф Гитлер, которого в изначальной истории Зольдер в ходе политической борьбы уничтожил задолго до того, как тот приобрёл серьёзные вес и влияние.
- Также был рассказ (то ли из того же «Мира Фантастики», то ли из «Реальности Фантастики»… а может, из «Если»), в котором протагонист намеревался ликвидировать Сталина. Ему объяснили, что в этом случае к власти пришел Троцкий, а репрессии 30-х обернулись еще большей кровью.
- Виктория Ледерман «Теория невероятностей» — с прикрученным фитильком. Да, Милослава, в отличие от Матвея, совершенно другой человек — добрый, постоянно участвует в кружках и секциях, имеет подруг и не страдает мизантропией. Но в «оригинальном» мире Матвея его родители живут вместе и оба имеют высокооплачиваемую работу — а в мире Милославы ее родители поссорились и разошлись, мать от переживаний заболела и после выздоровления смогла устроиться лишь на низкооплачиваемую работу, отец пашет на Севере и пишет только дочке.
- Инверсия в «Моих посмертных приключениях» Юлии Вознесенской. Главной героине во время воздушных мытарств показывают, как замечательно сложилась бы её судьба, не сделай она в юности аборт.
- Кейт Лаумер, «Берег динозавров». Любое путешествие во времени, даже без попыток что-либо изменить, создаёт проблемы намного более серьёзные чем победа реакционера-обскуранта на президентских выборах: «Будущие эры имели дело с последствиями: пикник в палеозое — вещь приятная, но и плата в виде темпоральных разрывов, оборванных энтропийных последовательностей и вероятностных аномалий чересчур высока». А любые попытки учесть ошибки и всё исправить только создают новые проблемы.
Мультсериалы[править]
- Финес и Ферб. В одной из серий уже взрослая Кэндис получает шанс прижучить братьев — для этого она пользуется машиной времени и перемещается во время самой первой серии. Прижучивание удалось, однако по возвращении в родное будущее Кэндис обнаруживает, что власть захватил Фуфелшмерц, воспользовавшись шумихой вокруг американских горок Финеса и Ферба. Как итог — все носят лабораторные халаты и всех зовут Джо — для удобства великого диктатора.
- My little pony. Последние две серии 5-ого сезона. Всякий раз, когда Старлайт меняет «правильную» версию истории, в который Рэйнбоу Дэш совершает свой Радужный Удар, настоящее Эквестрии меняется в худшую сторону — причём, чем дальше, тем ужаснее будущее, вплоть до безжизненной пустоши. А Зекора ещё и лекции по этому принципу читает. Автор статьи сомневается, что Старлайт искренне желала уничтожения всей Эквестрии, а просто хотела отомстить Твайлайт.
- А чего ожидать после целенаправленного разрушения той самой дружбы, которая неоднократно проявила себя как антизлодейская магия и спасла страну? Выходит, что без главных героев у Селестии хитрых планов на всех не хватит, и эффект тут как минимум с прикрученным фитильком.
- Мультсериал Men in Black. В одной из серий ненавидящий пришельцев фанатик используя машину времени предотвращает первый контакт людей и пришельцев. В результате никаких нелегалов на Земле нет, однако технический прогресс человечества скатился чуть ли не до уровня стимпанка. Точнее, в серии показано постепенное уничтожение фанатиком агентов, занимавшихся налаживанием контакта, и с каждым убитым агентом Агентство становилось все более отсталым в технике. Последним в очереди должен был стать Кей.
- Троп несколько раз обыгрывался в мультсериале «Удивительный мир Гамбола» (например, в серии «Обратный отсчет»), причём всякий раз доводился до абсурда
- «Магазинчик БО», серия «Грузилово» — инопланетянин БО пытается повлиять на историю Земли, устранив одиозных деятелей прошлого (Сталина, Гитлера, Мао и т. п.) Не меняется по большому счёту ничего, кроме имён на памятниках (например, вместо Ленина вождём мирового пролетариата становится некий Грушин), поэтому всё приходится отмотать обратно.
Аниме и манга[править]
- «Steins;Gate» — зигзаг. Попытки главгероев исправить мелкие и не очень проблемы своей и чужой жизни удаются вполне успешно, однако побочные последствия оказываются такими, что все изменения приходится отменять. Но в том, что касается основной сюжетной линии, им вполне удаётся достичь успеха — оригинальный мир не был лучшим.
- «Steins;Gate 0». Из предыдущей части мы знаем, что принцип в этой вселенной применим не вполне. Тем не менее, Окабе об этом ещё не знает, и, судя по имеющейся у него информации, он уверен в нём на 200 %.
- Здесь же Бета-Сузуха пополам с осторожной наукой. Она прилетела, несмотря ни на что, будущее изменить. Тем не менее, она достаточно твёрдо придерживается предосторожностей в духе «Тебе лучше не смотреть устройство машины времени, пока не изобретёшь её сам».
- Mahou Shoujo Madoka Magica — сабж в исполнении Хомуры. Лучше первого таймлайна только последний, но и там…
- Хроники восстановления королевства реалистом — Почему протагонист стал королём в тот же день при перемещении? Почему королевская чета доверила ему власть? Это было именно что наилучшее развитие событий. Королева владеет магией, которая позволяет переносить своё сознание в прошлое. Например, в прошлой итерации Сома стал премьер-министром и из-за недостатка власти не смог провести все необходимые реформы, погрузив тем самым страну в гражданскую войну. В последствии выясняется, что магия королевы работает немного не так – она пораждает Альтернативный таймлайн.
Видеоигры[править]
- Life is Strange. Из лучших побуждений Макс, переместившись в прошлое, смогла задержать отца Хлои, и тот не попал в ту злополучную аварию. Однако природа не терпит пустоты, и через какое-то время в аварию попадает уже сама Хлоя — причём последствия куда серьёзнее: Хлоя полностью парализована, её жизнь, которую она ненавидит всем сердцем, поддерживают многочисленные приборы, а семья живёт по уши в долгах, работая только на лекарства для дочери.
- Там же, последний выбор игры. Сам факт того, что Макс, случайно переместившись в прошлое в первый раз, спасла Хлою, вызвал мощное возмущение, обрушившееся на Аркадия Бэй в лице мощного шторма. Если бы Макс не вмешалась в первый раз — шторм бы не возник. Перед игроком стоит выбор: вернуть ход истории в правильное русло, убив подругу, или же сохранить Хлое жизнь, обрекая город на полное уничтожение.
- Маленький, но показательный пример — Макс использовала свои способности, чтобы восстановить разбитую камеру. Но где-то через час эта камера оказалась безвозвратно разбита в потасовке. Можно было бы задуматься…
- Command & Conquer: Red Alert 3. Гитлера нет в реальности уже с первой части, но в третьей части СССР пытается ослабить ненавистный Альянс, убив Альберта Эйнштейна. У советов получилось, история изменена, медведь снова зол… Однако на политической арене появляется Япония, которая со своими нанотехнологиями и верой в великую миссию своего народа может стать гораздо опаснее, чем Альянс. А ядерных ракет в этой временной линии как назло в принципе нет.
- Впрочем, у Альянса есть межконтинентальный лазер, по мощности сопоставимый ЯО, Советы грозятся баллистическими ракетами, а в одной из миссий привязывают 50 килотонные боеголовки к Кировым. Вакуумные? Похоже, что Японию защищает не отсутствие ядерного оружия, а нигде не упомянутый гигантский генератор наночастиц (сверх оружие Японии, позволяющее защитить свои строения от сверхоружия противника — протонного ускорителя Альянса или вакуумной бомбы Советов)
- Warcraft — бронзовые драконы охраняют главную временную линию потому что знают, что если события пойдут по другому наступит один из возможных концов света, один другого ужаснее.
- Chrono Cross — сомнительная «моральная» концепция «продолжения» Триггера. В оригинальной игре путешественники во времени уничтожили древнее зло Лавоса. Однако авторы перечеркнули это их достижение, позволив Лавосу использовать захваченных Шалу и Драконобога как план Б. Отсюда получается что любое сопротивление Лавосу бессмысленно, доисторический паразит-шахматист придумает как изогнуть временную линию, и откатить правки хрононавтов, потому стоит прекратить сопротивление, и познать тьму бесконечной смерти...
Где не встречается[править]
- Книги про попаданцев в прошлое в жанре Альтернативная история. Что бы ни делал попаданец — переигрывал Вторую Мировую, убивал Гитлера, спасал Николая II — в большинстве случаев все оборачивается к лучшему, в соответствии с мировоззрением и убеждениями автора, конечно же.
- Save scumming — инверсия тропа в промышленных масштабах.
- Многосерийный фильм «Тариф на прошлое» — изменения к лучшему возможны, хотя главному герою до самого последнего момента кажется, что это не так. Хотя он всё равно старается, поскольку его не устраивают реальности, где он — алкаш, зек, бомж-могильщик или олигарх-подонок.
- Есть ешё фильм с похожим сюжетом про путешествие в прошлое через фотобудку в день сделанной фотографии. Название автор правки не помнит.
- «Назад в будущее» же!
- Кстати, не факт! Если речь о кинотрилогии — то да. А вот в видеоигре-сиквеле (участие одного из оригинальных сценаристов позволяет так её называть) между Марти и Доком Брауном на эту тему состоялся серьёзный разговор, где последний интересовался у первого, по какому праву он считает этически допустимым менять вселенную, руководствуясь лишь благом семьи Макфлаев?
- «Квантовый скачок» по мелочи. По крайней мере, в одной серии Беккетт попал в девушку, которая участвовала в конкурсе красоты и должна была занять третье место, чтобы получить премию и пойти учиться в колледж. Третье она не заняла. Заняла первое.
- Знаменитейшая сага о путешествия во времени — «Доктор Кто» — абсолютно против этого правила. Она в целом против идеи изменения истории, но даже там, где историю удаётся изменить, это может повлечь как хорошие, так и плохие последствия.