Кризис поздней игры: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
Строка 10: Строка 10:


== Примеры ==
== Примеры ==
* [[Master of Orion]] II — начиная с середины игры во всё возрастающем количестве прилетают Антарианцы
* [[Master of Orion]] II — начиная с середины игры во всё возрастающем количестве прилетают Антарианцы
* Medieval: [[Total War]] монголы, которые могут очень сильно подпортить жизнь империям в восточной части карты. Впрочем, если начать играть в Высоком Средневековье, они станут кризисом средней игры, а в эпоху Ренессанса — отдельной державой.
* Medieval: [[Total War]] — монголы, которые могут очень сильно подпортить жизнь империям в восточной части карты. Впрочем, если начать играть в Высоком Средневековье, они станут кризисом средней игры, а в эпоху Ренессанса — отдельной державой.
* Medieval 2: Total War — есть как кризис средней игры (вторжение нескольких мощных и хорошо прокачанных армий монголов), так и кризис поздней игры (Великая Чума 1350-х г. '''и''' нашествие Тимуридов всего через 24 года). Причём если у монголов только мощная конница и передовые на момент их появления осадные орудия, то Тимуриды приводят с собой невероятно живучих боевых слонов с пушками или аркебузирами на спинах.
* Medieval 2: Total War — есть как кризис средней игры (вторжение нескольких мощных и хорошо прокачанных армий монголов), так и кризис поздней игры (Великая Чума 1350-х г. '''и''' нашествие Тимуридов всего через 24 года). Причём если у монголов только мощная конница и передовые на момент их появления осадные орудия, то Тимуриды приводят с собой невероятно живучих боевых слонов с пушками или аркебузирами на спинах.
** В дополнении Americas кризиса поздней игры нет, но есть кризисы ранней игры: появление нескольких армий французов и англичан в Америке.
** В дополнении Americas кризиса поздней игры нет, но есть кризисы ранней игры: появление нескольких армий французов и англичан в Америке.
** Мод Third Age: Total War также содержит кризис поздней игры: если ничего не предпринимать, то примерно к 175-му ходу Саурон находит Единое Кольцо и возрождается, после чего встаёт во главе одной, но большой и опытной армии Мордора. Однако в этом моде каждый отряд на вес золота, а потому такое «подкрепление» становится серьёзной проблемой.
** Мод [[Third Age: Total War]] также содержит кризис поздней игры: если ничего не предпринимать, то примерно к 175-му ходу Саурон находит Единое Кольцо и возрождается, после чего встаёт во главе одной, но большой и опытной армии Мордора. Однако в этом моде каждый отряд на вес золота, а потому такое «подкрепление» становится серьёзной проблемой.
* Обе части Warhammer Total War — воины Хаоса. Для самого же Хаоса — вторжение конкурента-тзинчита. Причём кризис тоже двухфазный: сначала хаоситы нейтральны к некоторым расам вроде вампиров и Норски, которая вообще прёт впереди них, а потом приходит лично Архаон и начинает крошить вообще всех. А вот характерный для других игр недокризис [[Идиотская дипломатия|идиотской дипломатии]] когда отъевшемуся игроку объявляли войну все подряд, здесь исправлен: большинство рас получают плюхи к дипломатии друг с другом и [[Эй, все сюда!|идут валить хаоситов вместе]].
** В другом моде ([[The Elder Scrolls]]: Total War) в виде сабжа реализован Кризис Обливиона — император Уриэль Септим VII гибнет, и по всему Тамриэлю появляются мощные армии даэдра, которые первым делом захватывают Кватч, а затем начинают свою экспансию по всему материку. Из-за особенностей скриптов сначала даэдра просто начинают осаждать все города подряд, но после захвата Кватча снимают все осады и бегут к новой столице… за исключением армий, появившихся на островах, так что Саммерсет и Вварденфелл настрадаются не меньше Сиродила. Есть также играбельный кризис средней игры — дом Дагот, плюс различные мелкие кризисы средней игры могут устраивать малые фракции вроде Изгоев, аврорианцев Умарила или нежити Маннимарко. Некоторые из этих кризисов также играбельные.
* Обе части Warhammer Total War — воины Хаоса. Для самого же Хаоса — вторжение конкурента-тзинчита. Причём кризис тоже двухфазный: сначала хаоситы нейтральны к некоторым расам вроде вампиров и Норски, которая вообще прёт впереди них, а потом приходит лично Архаон и начинает крошить вообще всех. А вот характерный для других игр недокризис [[Идиотская дипломатия|идиотской дипломатии]] когда отъевшемуся игроку объявляли войну все подряд, здесь исправлен: большинство рас получают плюхи к дипломатии друг с другом и [[Эй, все сюда!|идут валить хаоситов вместе]].
* [[Crusader Kings 2|Crusader Kings II]]:
* [[Crusader Kings 2|Crusader Kings II]]:
** Орды монголов в 13-ом веке. Правда, с помощью параметров можно устроить так, что они придут в любой промежуток от начала 9-го, превращаясь в кризис начальной или средней игры. В целом, страны на западе карты могут не беспокоиться об этом…
** Орды монголов в 13-ом веке. Правда, с помощью параметров можно устроить так, что они придут в любой промежуток от начала 9-го, превращаясь в кризис начальной или средней игры. В целом, страны на западе карты могут не беспокоиться об этом…
** …если не включено ''Sunset Invasion''. Тогда тихо отсидеть могут страны на востоке карты, пока Европу с Африкой разоряют кровожадные ацтеки. А для особого хардкора можно устроить так, что оба кризиса [[Педаль в асфальт|будут происходить одновременно]]… на фоне [[От плохого к ужасному|эпидемии Чёрной смерти]]. А если заглючит и [[Постапокалипсис|эпидемия не исчезнет]]…
** …если не включено ''Sunset Invasion''. Тогда тихо отсидеть могут страны на востоке карты, пока Европу с Африкой разоряют кровожадные ацтеки. А для особого хардкора можно устроить так, что оба кризиса [[Педаль в асфальт|будут происходить одновременно]]… на фоне [[От плохого к ужасному|эпидемии Чёрной смерти]]. А если заглючит и [[Постапокалипсис|эпидемия не исчезнет]]…
** А если включено ''Jade Dragon'', то в Поднебесной может прийти к власти император-экспансионист и прокатиться катком по Тибету и Средней Азии.
** А если включено ''Jade Dragon'', то в Поднебесной может прийти к власти император-экспансионист и прокатиться катком по Тибету и Средней Азии.
* [[Battle Brothers]] здесь кризисов четыре, но каждый 80-100 дней начинается новый, так что первый кризис поздней игры на самом деле является кризисом игры средней.
* [[Battle Brothers]] — здесь кризисов четыре, но каждый 80-100 дней начинается новый, так что первый кризис поздней игры на самом деле является кризисом игры средней.
** Война — благородные дома начинают воевать друг с другом. Никакой опасности для городов и крепостей нет, но предместья разрушаются, что сильно вредит экономике. Самый долгий (при определённых условиях может продолжаться до следующего кризиса) и, вместе с тем, самый экономически выгодный для компании наёмников кризис, поскольку позволяет разжиться крутой экипировкой.
** Война — благородные дома начинают воевать друг с другом. Никакой опасности для городов и крепостей нет, но предместья разрушаются, что сильно вредит экономике. Самый долгий (при определённых условиях может продолжаться до следующего кризиса) и, вместе с тем, самый экономически выгодный для компании наёмников кризис, поскольку позволяет разжиться крутой экипировкой.
** Вторжение зеленокожих — обычно в этой вселенной орки и гоблины ненавидят друг друга, но для борьбы с людьми они могут объединиться и, создав большой «ВАААГХ!», пойти крушить всё подряд. Во время кризиса лагеря зеленокожих начинают чаще спавниться по всей карте, отряды орков и гоблинов объединяются и получают возможность сжигать всё, до чего смогут дотянуться, в том числе города. Длительность кризиса зависит от того, насколько эффективно игрок уничтожает зеленокожих и их лагеря. Самый «нерентабельный» из всех кризисов, потому как орочьи и гоблинские доспехи нельзя использовать совсем, а оружие, за редким исключением, либо слишком слабое, либо даёт огромные штрафы к выносливости.
** Вторжение зеленокожих — обычно в этой вселенной орки и гоблины ненавидят друг друга, но для борьбы с людьми они могут объединиться и, создав большой «ВАААГХ!», пойти крушить всё подряд. Во время кризиса лагеря зеленокожих начинают чаще спавниться по всей карте, отряды орков и гоблинов объединяются и получают возможность сжигать всё, до чего смогут дотянуться, в том числе города. Длительность кризиса зависит от того, насколько эффективно игрок уничтожает зеленокожих и их лагеря. Самый «нерентабельный» из всех кризисов, потому как орочьи и гоблинские доспехи нельзя использовать совсем, а оружие, за редким исключением, либо слишком слабое, либо даёт огромные штрафы к выносливости.
** Нашествие нежити — в мире объявляется реинкарнация некоего вечного императора в лице командира вашего отряда наёмников, и теперь человечеству приходится отбиваться от ходячих. Во время этого кризиса на карте начинают чаще спавниться постройки нежити, мертвецы начинают нападать на города, и в случае захвата превращают их в огромные кладбища, спавнящие ещё больше нежити. Кроме того, погибшие воины-люди во время битвы могут восстать из мёртвых в виде зомби. Если вы полагаетесь на стрелков — для вас этот кризис будет самым опасным из всех, однако во время него можно разжиться неплохим (хотя, обычно, основательно ржавым) лутом.
** Нашествие нежити — в мире объявляется реинкарнация некоего вечного императора в лице командира вашего отряда наёмников, и теперь человечеству приходится отбиваться от ходячих. Во время этого кризиса на карте начинают чаще спавниться постройки нежити, мертвецы начинают нападать на города, и в случае захвата превращают их в огромные кладбища, спавнящие ещё больше нежити. Кроме того, погибшие воины-люди во время битвы могут восстать из мёртвых в виде зомби. Если вы полагаетесь на стрелков — для вас этот кризис будет самым опасным из всех, однако во время него можно разжиться неплохим (хотя, обычно, основательно ржавым) лутом.
** Священная война — почти как война благородных домов, только в ней по одну сторону баррикад южные города-государства, а по другую — все благородные дома, а сама война ведётся не за территории, а за священные места.
** Священная война — почти как война благородных домов, только в ней по одну сторону баррикад южные города-государства, а по другую — все благородные дома, а сама война ведётся не за территории, а за священные места.
* [[Polaris Sector]] появление Богованов
* [[Polaris Sector]] — появление Богованов
* [[Stellaris]] здесь вариантов аж три:
* [[Stellaris]] — здесь вариантов аж три:
** Рой преторианцев — из-за края галактики вторгаются несколько огромных флотов-ульев <s>тиранидов</s> Преторианцев, чтобы сожрать всю жизнь. Не имеют условий для триггера, в отличии от других кризисов. Корабли преторианцев не имеют щитов, однако имеют целую кучу здоровья и брони, а любое их оружие прекрасно пробивает чужие щиты. Псионики и коллективный разум могут пообщаться с преторианцами и узнать, что они спасаются от некой ещё более ужасной силы, но игроку от этого нисколько не легче. Для победы над кризисом необходимо уничтожить все колонии преторианцев на планетах и большую часть их флотов-ульев. Если преторианцы захватят 20 % галактики, появится Орден Стражей, который будет помогать остальным империям бороться с врагом, посылая им мощные корабли.
** Рой преторианцев — из-за края галактики вторгаются несколько огромных флотов-ульев <s>тиранидов</s> Преторианцев, чтобы сожрать всю жизнь. Не имеют условий для триггера, в отличии от других кризисов. Корабли преторианцев не имеют щитов, однако имеют целую кучу здоровья и брони, а любое их оружие прекрасно пробивает чужие щиты. Псионики и коллективный разум могут пообщаться с преторианцами и узнать, что они спасаются от некой ещё более ужасной силы, но игроку от этого нисколько не легче. Для победы над кризисом необходимо уничтожить все колонии преторианцев на планетах и большую часть их флотов-ульев. Если преторианцы захватят 20 % галактики, появится Орден Стражей, который будет помогать остальным империям бороться с врагом, посылая им мощные корабли.
** Вторжение из подпространства — негативные последствия изучения прыжковых двигателей и связи с местным варпом. Из другого измерения по очереди появляются три огромных армии. Ситуацию облегчает то, что эти три армии воюют прежде всего друг с другом, но появляются по очереди (по мере захвата галактики), и время их появления зависит от успехов предыдущих противников. При этом чужаки являются полной противоположностью роя преторианцев: делают упор на щиты, в то время как броня у них слабая. Впрочем, самая главная опасность, исходящая от подпространственных вторженцев — это [[экстерминатус]]ы, которые они устраивают всем жизнепригодным планетам на своём пути.
** Вторжение из подпространства — негативные последствия изучения прыжковых двигателей и связи с местным варпом. Из другого измерения по очереди появляются три огромных армии. Ситуацию облегчает то, что эти три армии воюют прежде всего друг с другом, но появляются по очереди (по мере захвата галактики), и время их появления зависит от успехов предыдущих противников. При этом чужаки являются полной противоположностью роя преторианцев: делают упор на щиты, в то время как броня у них слабая. Впрочем, самая главная опасность, исходящая от подпространственных вторженцев — это [[экстерминатус]]ы, которые они устраивают всем жизнепригодным планетам на своём пути.
** Контингенция — пробуждение древнего ИИ, созданного для решения ошибки сингулярности номер 30, которому надоело ждать ошибку сингулярности 30, и он просто пошёл уничтожать всех органиков в соответствии со своей программой. Искать Шепарда бесполезно, в этой игре его нет. Помимо собственных систем с машинными мирами и мощных флотилий, Контингенция славится ещё и Призрачным сигналом, который распространяется по всей галактике и существенно разлаживает работу как синтетиков, так и систем ИИ на боевых кораблях. Многие из синтетиков при этом «теряют голову» и перебегают к мирам Контингенции, дабы стать частью их завоевательной армии. Многие, но, к счастью, далеко не все — в этом-то и отличие от восстания машин. В случае захвата Контингенцией 20 % галактики на помощь игроку придёт раса предтеч Сайбрекс.
** Контингенция — пробуждение древнего ИИ, созданного для решения ошибки сингулярности номер 30, которому надоело ждать ошибку сингулярности 30, и он просто пошёл уничтожать всех органиков в соответствии со своей программой. Искать Шепарда бесполезно, в этой игре его нет. Помимо собственных систем с машинными мирами и мощных флотилий, Контингенция славится ещё и Призрачным сигналом, который распространяется по всей галактике и существенно разлаживает работу как синтетиков, так и систем ИИ на боевых кораблях. Многие из синтетиков при этом «теряют голову» и перебегают к мирам Контингенции, дабы стать частью их завоевательной армии. Многие, но, к счастью, далеко не все — в этом-то и отличие от восстания машин. В случае захвата Контингенцией 20 % галактики на помощь игроку придёт раса предтеч Сайбрекс.
** Есть также три кризиса средней игры, от которых можно либо защититься своими силами, либо откупиться вассалитетом:
** Есть также три кризиса средней игры, от которых можно либо защититься своими силами, либо откупиться вассалитетом:
*** Восстание машин — если ограничивать права синтетиков, они этому совсем не обрадуются и полезут на баррикады. На одном из прежде скрытых «машинных миров» объявится армия восставших роботов, которые начнут очень быстро расширяться, одновременно посылая в другие космические державы террористов, а около всех планет, где есть разумные роботы, может появиться внушительных размеров вражеский флот. Что любопытно, другие машинные цивилизации взбунтовавшийся ИИ может не трогать
*** Восстание машин — если ограничивать права синтетиков, они этому совсем не обрадуются и полезут на баррикады. На одном из прежде скрытых «машинных миров» объявится армия восставших роботов, которые начнут очень быстро расширяться, одновременно посылая в другие космические державы террористов, а около всех планет, где есть разумные роботы, может появиться внушительных размеров вражеский флот. Что любопытно, другие машинные цивилизации взбунтовавшийся ИИ может не трогать
*** Объединение космических мародёров — одна из нескольких фракций космических мародёров объединяется под властью Великого Хана и начинает стремительно расширяться во всех направлениях. Единственная доступная функция переговоров с ними — это выполнить требование «земли и воды». Расширение продолжается вплоть до момента смерти Великого Хана, после которого мародёры либо возвращаются к прежнему состоянию, либо становятся ещё одной большой космической империей, либо огромным множеством мелких космических империй.
*** Объединение космических мародёров — одна из нескольких фракций космических мародёров объединяется под властью Великого Хана и начинает стремительно расширяться во всех направлениях. Единственная доступная функция переговоров с ними — это выполнить требование «земли и воды». Расширение продолжается вплоть до момента смерти Великого Хана, после которого мародёры либо возвращаются к прежнему состоянию, либо становятся ещё одной большой космической империей, либо огромным множеством мелких космических империй.
*** Серая Буря — одна из рас по неосторожности вскрывает L-врата, выпуская на волю орды нанороботов. Нашествие будет бесконечным, пока кто-нибудь не соберёт экспедиционный флот по ту сторону врат, который прорвётся к центру управления всеми нанороботами и не взорвёт его к Червю Ожидающему. Сразу после уничтожения центра управления нанороботы по всей галактике выключаются.
*** Серая Буря — одна из рас по неосторожности вскрывает L-врата, выпуская на волю орды нанороботов. Нашествие будет бесконечным, пока кто-нибудь не соберёт экспедиционный флот по ту сторону врат, который прорвётся к центру управления всеми нанороботами и не взорвёт его к Червю Ожидающему. Сразу после уничтожения центра управления нанороботы по всей галактике выключаются.
** И, напоследок, Конец Цикла. Официально кризисом не считается (то бишь, его начало не мешает потом появиться Контингенции, Рою и т. д.), однако при этом является самой опасной и почти непобедимой галактической бедой. Суть в том, что империя псиоников, любящая получать разные плюшки от Покрова, может рано или поздно допрыгаться и заключить [[Сделка с дьяволом|совсем уж самоубийственную сделку]], по которой им на 50 лет будет дан 200 % прирост ко всем ресурсам, а потом… все их планеты будут уничтожены и станут непригодными для колонизации, все их жители (за исключением небольшой группки беженцев, обосновавшейся заранее на удалённой планете) будут поглощены, и весь флот будет уничтожен, а на его месте появится вражеский флот несколько-сотен-тысячной силы, который отправится громить все государства в галактике, оставив «накликавшего беду» на десерт.
** И, напоследок, Конец Цикла. Официально кризисом не считается (то бишь, его начало не мешает потом появиться Контингенции, Рою и т. д.), однако при этом является самой опасной и почти непобедимой галактической бедой. Суть в том, что империя псиоников, любящая получать разные плюшки от Покрова, может рано или поздно допрыгаться и заключить [[Сделка с дьяволом|совсем уж самоубийственную сделку]], по которой им на 50 лет будет дан 200 % прирост ко всем ресурсам, а потом… все их планеты будут уничтожены и станут непригодными для колонизации, все их жители (за исключением небольшой группки беженцев, обосновавшейся заранее на удалённой планете) будут поглощены, и весь флот будет уничтожен, а на его месте появится вражеский флот несколько-сотен-тысячной силы, который отправится громить все государства в галактике, оставив «накликавшего беду» на десерт.
** С выходом дополнения Nemesis можно и самому побыть кризисом. Нашествия вышеупомянутых врагов оно не заменяет, зато можно взрывать звёзды и превращать их в чёрные дыры. Естественно, такой игрок станет главной мишенью для всех империй галактики.
** С выходом дополнения Nemesis можно и самому побыть кризисом. Нашествия вышеупомянутых врагов оно не заменяет, зато можно взрывать звёзды и превращать их в чёрные дыры. Естественно, такой игрок станет главной мишенью для всех империй галактики.
* [[Mount and Blade]] Чёрные рыцари. Армия тяжёлых войск приплывает из-за моря, пытаясь захватить всю Кальрадию. К сожалению, [[Фичекат|вырезаны из релизной версии игры]], но возвращаются некоторыми модами.
* [[Mount and Blade]] — Чёрные рыцари. Армия тяжёлых войск приплывает из-за моря, пытаясь захватить всю Кальрадию. К сожалению, [[Фичекат|вырезаны из релизной версии игры]], но возвращаются некоторыми модами.
* Если бы [[Warcraft]] был глобальной стратегией, то события первой войны и каждое вторжение пылающего Легиона было бы сабжем (и таки в моде Warcraft: Total War второе нашествие демонов было сделано сабжем). В целом, в World of Warcraft почти в каждом дополнении игрокам приходится разбираться с таким, действуя от лица простого искателя приключений.
* Если бы [[Warcraft]] был глобальной стратегией, то события первой войны и каждое вторжение пылающего Легиона было бы сабжем (и таки в моде Warcraft: Total War второе нашествие демонов было сделано сабжем). В целом, в World of Warcraft почти в каждом дополнении игрокам приходится разбираться с таким, действуя от лица простого искателя приключений.
** The Burning Crusade — открытие Тёмного Портала
** The Burning Crusade — открытие Тёмного Портала
** Wrath of the Lich King — пробуждение Короля-Лича и активизация Плети
** Wrath of the Lich King — пробуждение Короля-Лича и активизация Плети
** Cataclysm — возвращение Смертокрыла
** Cataclysm — возвращение Смертокрыла
** Warlords of Draenor — Тёмный Портал снова открылся, но на этот раз из него попёрла Железная Орда
** Warlords of Draenor — Тёмный Портал снова открылся, но на этот раз из него попёрла Железная Орда
** Legion — третье и последнее вторжение Пылающего Легиона
** Legion — третье и последнее вторжение Пылающего Легиона
* Tabula Rasa, игра в научно-фантастическом антураже от создателей Ultima Online, больше всего прославилась своим закрытием, которое устроило для игроков самый настоящий кризис конца игры: пришельцы перешли в наступление сразу на все территории людей, постепенно выбивая их отовсюду. Последний бой был дан на Земле, среди руин Нью-Йорка и закончился только за считанные секунды до отключения серверов.
* Tabula Rasa, игра в научно-фантастическом антураже от создателей Ultima Online, больше всего прославилась своим закрытием, которое устроило для игроков самый настоящий кризис конца игры: пришельцы перешли в наступление сразу на все территории людей, постепенно выбивая их отовсюду. Последний бой был дан на Земле, среди руин Нью-Йорка и закончился только за считанные секунды до отключения серверов.
* [[Стратегии Paradox Interactive|Victoria]] Первая Мировая война, в той или иной вариации вполне может считаться за него. С некоторой натяжкой под троп походит и объединение Германии.
* [[Стратегии Paradox Interactive|Victoria]] — Первая Мировая война, в той или иной вариации вполне может считаться за него. С некоторой натяжкой под троп походит и объединение Германии.
* [[Sid Meier's Civilization]] VI: New Frontier Pass — режим «Апокалипсис». При достижения максимального уровня изменения климата на Землю начинают сыпаться метеоритные дожди, которые могут уничтожить весь мир.
* [[Sid Meier's Civilization]] VI: New Frontier Pass — режим «Апокалипсис». При достижения максимального уровня изменения климата на Землю начинают сыпаться метеоритные дожди, которые могут уничтожить весь мир.
* Dungeon Keeper II - на финальной локации, как только будет найдена дверь к Порталу, на вашу базу ломанется толпа врагов 10-ого уровня. Сразиться с ними можно попробовать, но с вероятностью 99% вас размажут тонким слоем, а цель миссии вовсе не в этом, а в том чтобы правильно распорядиться временем и средствами.
* Dungeon Keeper II — на финальной локации, как только будет найдена дверь к Порталу, на вашу базу ломанется толпа врагов 10-ого уровня. Сразиться с ними можно попробовать, но с вероятностью 99 % вас размажут тонким слоем, а цель миссии вовсе не в этом, а в том чтобы правильно распорядиться временем и средствами.


{{Nav/Games}}
{{Nav/Games}}

Версия 19:16, 11 июня 2023

Представьте: проходите вы игру, развиваетесь, уже готовы всерьёз пойти к полной и безоговорочной победе, и тут появляется ОН, чтобы уничтожить всё, в том числе и вас самих. И, что самое главное — ему это под силу.

Поздравляем, вы столкнулись с кризисом поздней игры — запланированным разработчиками событием, самым опасным из всего, с чем в этой игре может столкнуться. Настолько опасным, что для борьбы с кризисом игрокам понадобится объединиться с NPC и друг с другом.

Вариант с прикрученным фитильком — кризис средней игры, начинается раньше, но у него труба пониже и дым пожиже.

Встречается прежде всего в жанре 4X-стратегии в виде выкатывающегося откуда-нибудь с края карты кочевого десболла, враждебного ко всему населению карты или как минимум первым, кто окажется на его пути. При этом может приходить как строго по таймеру, так и в зависимости от достижений участников игры. Например, в Stellaris немало кризисов именно вызываются изучением технологий, на которых даже специально написано «поосторожнее».

Если кризис играбельный, это, скорее всего, Терминаторизатор.

Примеры

  • Master of Orion II — начиная с середины игры во всё возрастающем количестве прилетают Антарианцы
  • Medieval: Total War — монголы, которые могут очень сильно подпортить жизнь империям в восточной части карты. Впрочем, если начать играть в Высоком Средневековье, они станут кризисом средней игры, а в эпоху Ренессанса — отдельной державой.
  • Medieval 2: Total War — есть как кризис средней игры (вторжение нескольких мощных и хорошо прокачанных армий монголов), так и кризис поздней игры (Великая Чума 1350-х г. и нашествие Тимуридов всего через 24 года). Причём если у монголов только мощная конница и передовые на момент их появления осадные орудия, то Тимуриды приводят с собой невероятно живучих боевых слонов с пушками или аркебузирами на спинах.
    • В дополнении Americas кризиса поздней игры нет, но есть кризисы ранней игры: появление нескольких армий французов и англичан в Америке.
    • Мод Third Age: Total War также содержит кризис поздней игры: если ничего не предпринимать, то примерно к 175-му ходу Саурон находит Единое Кольцо и возрождается, после чего встаёт во главе одной, но большой и опытной армии Мордора. Однако в этом моде каждый отряд на вес золота, а потому такое «подкрепление» становится серьёзной проблемой.
    • В другом моде (The Elder Scrolls: Total War) в виде сабжа реализован Кризис Обливиона — император Уриэль Септим VII гибнет, и по всему Тамриэлю появляются мощные армии даэдра, которые первым делом захватывают Кватч, а затем начинают свою экспансию по всему материку. Из-за особенностей скриптов сначала даэдра просто начинают осаждать все города подряд, но после захвата Кватча снимают все осады и бегут к новой столице… за исключением армий, появившихся на островах, так что Саммерсет и Вварденфелл настрадаются не меньше Сиродила. Есть также играбельный кризис средней игры — дом Дагот, плюс различные мелкие кризисы средней игры могут устраивать малые фракции вроде Изгоев, аврорианцев Умарила или нежити Маннимарко. Некоторые из этих кризисов также играбельные.
  • Обе части Warhammer Total War — воины Хаоса. Для самого же Хаоса — вторжение конкурента-тзинчита. Причём кризис тоже двухфазный: сначала хаоситы нейтральны к некоторым расам вроде вампиров и Норски, которая вообще прёт впереди них, а потом приходит лично Архаон и начинает крошить вообще всех. А вот характерный для других игр недокризис идиотской дипломатии когда отъевшемуся игроку объявляли войну все подряд, здесь исправлен: большинство рас получают плюхи к дипломатии друг с другом и идут валить хаоситов вместе.
  • Crusader Kings II:
    • Орды монголов в 13-ом веке. Правда, с помощью параметров можно устроить так, что они придут в любой промежуток от начала 9-го, превращаясь в кризис начальной или средней игры. В целом, страны на западе карты могут не беспокоиться об этом…
    • …если не включено Sunset Invasion. Тогда тихо отсидеть могут страны на востоке карты, пока Европу с Африкой разоряют кровожадные ацтеки. А для особого хардкора можно устроить так, что оба кризиса будут происходить одновременно… на фоне эпидемии Чёрной смерти. А если заглючит и эпидемия не исчезнет
    • А если включено Jade Dragon, то в Поднебесной может прийти к власти император-экспансионист и прокатиться катком по Тибету и Средней Азии.
  • Battle Brothers — здесь кризисов четыре, но каждый 80-100 дней начинается новый, так что первый кризис поздней игры на самом деле является кризисом игры средней.
    • Война — благородные дома начинают воевать друг с другом. Никакой опасности для городов и крепостей нет, но предместья разрушаются, что сильно вредит экономике. Самый долгий (при определённых условиях может продолжаться до следующего кризиса) и, вместе с тем, самый экономически выгодный для компании наёмников кризис, поскольку позволяет разжиться крутой экипировкой.
    • Вторжение зеленокожих — обычно в этой вселенной орки и гоблины ненавидят друг друга, но для борьбы с людьми они могут объединиться и, создав большой «ВАААГХ!», пойти крушить всё подряд. Во время кризиса лагеря зеленокожих начинают чаще спавниться по всей карте, отряды орков и гоблинов объединяются и получают возможность сжигать всё, до чего смогут дотянуться, в том числе города. Длительность кризиса зависит от того, насколько эффективно игрок уничтожает зеленокожих и их лагеря. Самый «нерентабельный» из всех кризисов, потому как орочьи и гоблинские доспехи нельзя использовать совсем, а оружие, за редким исключением, либо слишком слабое, либо даёт огромные штрафы к выносливости.
    • Нашествие нежити — в мире объявляется реинкарнация некоего вечного императора в лице командира вашего отряда наёмников, и теперь человечеству приходится отбиваться от ходячих. Во время этого кризиса на карте начинают чаще спавниться постройки нежити, мертвецы начинают нападать на города, и в случае захвата превращают их в огромные кладбища, спавнящие ещё больше нежити. Кроме того, погибшие воины-люди во время битвы могут восстать из мёртвых в виде зомби. Если вы полагаетесь на стрелков — для вас этот кризис будет самым опасным из всех, однако во время него можно разжиться неплохим (хотя, обычно, основательно ржавым) лутом.
    • Священная война — почти как война благородных домов, только в ней по одну сторону баррикад южные города-государства, а по другую — все благородные дома, а сама война ведётся не за территории, а за священные места.
  • Polaris Sector — появление Богованов
  • Stellaris — здесь вариантов аж три:
    • Рой преторианцев — из-за края галактики вторгаются несколько огромных флотов-ульев тиранидов Преторианцев, чтобы сожрать всю жизнь. Не имеют условий для триггера, в отличии от других кризисов. Корабли преторианцев не имеют щитов, однако имеют целую кучу здоровья и брони, а любое их оружие прекрасно пробивает чужие щиты. Псионики и коллективный разум могут пообщаться с преторианцами и узнать, что они спасаются от некой ещё более ужасной силы, но игроку от этого нисколько не легче. Для победы над кризисом необходимо уничтожить все колонии преторианцев на планетах и большую часть их флотов-ульев. Если преторианцы захватят 20 % галактики, появится Орден Стражей, который будет помогать остальным империям бороться с врагом, посылая им мощные корабли.
    • Вторжение из подпространства — негативные последствия изучения прыжковых двигателей и связи с местным варпом. Из другого измерения по очереди появляются три огромных армии. Ситуацию облегчает то, что эти три армии воюют прежде всего друг с другом, но появляются по очереди (по мере захвата галактики), и время их появления зависит от успехов предыдущих противников. При этом чужаки являются полной противоположностью роя преторианцев: делают упор на щиты, в то время как броня у них слабая. Впрочем, самая главная опасность, исходящая от подпространственных вторженцев — это экстерминатусы, которые они устраивают всем жизнепригодным планетам на своём пути.
    • Контингенция — пробуждение древнего ИИ, созданного для решения ошибки сингулярности номер 30, которому надоело ждать ошибку сингулярности 30, и он просто пошёл уничтожать всех органиков в соответствии со своей программой. Искать Шепарда бесполезно, в этой игре его нет. Помимо собственных систем с машинными мирами и мощных флотилий, Контингенция славится ещё и Призрачным сигналом, который распространяется по всей галактике и существенно разлаживает работу как синтетиков, так и систем ИИ на боевых кораблях. Многие из синтетиков при этом «теряют голову» и перебегают к мирам Контингенции, дабы стать частью их завоевательной армии. Многие, но, к счастью, далеко не все — в этом-то и отличие от восстания машин. В случае захвата Контингенцией 20 % галактики на помощь игроку придёт раса предтеч Сайбрекс.
    • Есть также три кризиса средней игры, от которых можно либо защититься своими силами, либо откупиться вассалитетом:
      • Восстание машин — если ограничивать права синтетиков, они этому совсем не обрадуются и полезут на баррикады. На одном из прежде скрытых «машинных миров» объявится армия восставших роботов, которые начнут очень быстро расширяться, одновременно посылая в другие космические державы террористов, а около всех планет, где есть разумные роботы, может появиться внушительных размеров вражеский флот. Что любопытно, другие машинные цивилизации взбунтовавшийся ИИ может не трогать
      • Объединение космических мародёров — одна из нескольких фракций космических мародёров объединяется под властью Великого Хана и начинает стремительно расширяться во всех направлениях. Единственная доступная функция переговоров с ними — это выполнить требование «земли и воды». Расширение продолжается вплоть до момента смерти Великого Хана, после которого мародёры либо возвращаются к прежнему состоянию, либо становятся ещё одной большой космической империей, либо огромным множеством мелких космических империй.
      • Серая Буря — одна из рас по неосторожности вскрывает L-врата, выпуская на волю орды нанороботов. Нашествие будет бесконечным, пока кто-нибудь не соберёт экспедиционный флот по ту сторону врат, который прорвётся к центру управления всеми нанороботами и не взорвёт его к Червю Ожидающему. Сразу после уничтожения центра управления нанороботы по всей галактике выключаются.
    • И, напоследок, Конец Цикла. Официально кризисом не считается (то бишь, его начало не мешает потом появиться Контингенции, Рою и т. д.), однако при этом является самой опасной и почти непобедимой галактической бедой. Суть в том, что империя псиоников, любящая получать разные плюшки от Покрова, может рано или поздно допрыгаться и заключить совсем уж самоубийственную сделку, по которой им на 50 лет будет дан 200 % прирост ко всем ресурсам, а потом… все их планеты будут уничтожены и станут непригодными для колонизации, все их жители (за исключением небольшой группки беженцев, обосновавшейся заранее на удалённой планете) будут поглощены, и весь флот будет уничтожен, а на его месте появится вражеский флот несколько-сотен-тысячной силы, который отправится громить все государства в галактике, оставив «накликавшего беду» на десерт.
    • С выходом дополнения Nemesis можно и самому побыть кризисом. Нашествия вышеупомянутых врагов оно не заменяет, зато можно взрывать звёзды и превращать их в чёрные дыры. Естественно, такой игрок станет главной мишенью для всех империй галактики.
  • Mount and Blade — Чёрные рыцари. Армия тяжёлых войск приплывает из-за моря, пытаясь захватить всю Кальрадию. К сожалению, вырезаны из релизной версии игры, но возвращаются некоторыми модами.
  • Если бы Warcraft был глобальной стратегией, то события первой войны и каждое вторжение пылающего Легиона было бы сабжем (и таки в моде Warcraft: Total War второе нашествие демонов было сделано сабжем). В целом, в World of Warcraft почти в каждом дополнении игрокам приходится разбираться с таким, действуя от лица простого искателя приключений.
    • The Burning Crusade — открытие Тёмного Портала
    • Wrath of the Lich King — пробуждение Короля-Лича и активизация Плети
    • Cataclysm — возвращение Смертокрыла
    • Warlords of Draenor — Тёмный Портал снова открылся, но на этот раз из него попёрла Железная Орда
    • Legion — третье и последнее вторжение Пылающего Легиона
  • Tabula Rasa, игра в научно-фантастическом антураже от создателей Ultima Online, больше всего прославилась своим закрытием, которое устроило для игроков самый настоящий кризис конца игры: пришельцы перешли в наступление сразу на все территории людей, постепенно выбивая их отовсюду. Последний бой был дан на Земле, среди руин Нью-Йорка и закончился только за считанные секунды до отключения серверов.
  • Victoria — Первая Мировая война, в той или иной вариации вполне может считаться за него. С некоторой натяжкой под троп походит и объединение Германии.
  • Sid Meier's Civilization VI: New Frontier Pass — режим «Апокалипсис». При достижения максимального уровня изменения климата на Землю начинают сыпаться метеоритные дожди, которые могут уничтожить весь мир.
  • Dungeon Keeper II — на финальной локации, как только будет найдена дверь к Порталу, на вашу базу ломанется толпа врагов 10-ого уровня. Сразиться с ними можно попробовать, но с вероятностью 99 % вас размажут тонким слоем, а цель миссии вовсе не в этом, а в том чтобы правильно распорядиться временем и средствами.