Милорд на побегушках: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
0ncnjqybr (обсуждение | вклад) (Доперенос) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Assassin's-Creed-Игры-comics-песочница-1129131.jpeg|мини|справа|Они могут проводить артподготовку вражеских позиций из корабельных орудий по приказу | [[Файл:Assassin's-Creed-Игры-comics-песочница-1129131.jpeg|мини|справа|Они могут проводить артподготовку вражеских позиций из корабельных орудий по приказу ассасина — и то спасибо]] | ||
'''Милорд на побегушках''' (Милорд фактотум<ref>Доверенное лицо, слуга (устар.).</ref>) | '''Милорд на побегушках''' (Милорд фактотум<ref>Доверенное лицо, слуга (устар.).</ref>) — это чисто видеоигровой троп. Персонаж игрока становится Самым Главным. Но игра не того жанра, чтобы адекватно играть за Самого Главного — не [[TBS|стратегия]]. Поэтому игрок по-прежнему выполняет [[FedEx-квест|квесты типа «подай-принеси»]], которые ему дают «приближённые». Фактически получается, что мы играем не за Самого Главного, а за порученца по разным делам, то есть фактотума, одного или нескольких неписей. См. также [[бревно Ильича]], когда лидер с нормальными полномочиями периодически косплеит милорд-фактотума из личных побуждений. | ||
Грязный | Грязный костыль — милорд тычет пальцем со словами «Вась, ну-ка сбегай-разберись», и игрок… [[поиграй пока вот этим|управляет весь квест этим Васей]]. Сюжет соблюдён, жанр тоже, геймплей не калечится, вот только ощущение какое-то безысходное — только дорос до главного инженера, как тут же [[Олег Рыбаченко|сажают в пчелу]]. | ||
Есть также не только (и не столько) видеоигровой троп [[бог на побегушках]], когда могущественная сущность служит простому смертному. | Есть также не только (и не столько) видеоигровой троп [[бог на побегушках]], когда могущественная сущность служит простому смертному. | ||
Близкий троп вне | Близкий троп вне видеоигр — [[начальник куда пошлют]]. | ||
Инверсия, какую поискать | Инверсия, какую поискать надо — [[внезапная смена геймплея]]: когда часть за подчиненного была для галочки, и большую часть игры нужно проходить за полноценного начальника, в формате [[Пошаговая стратегия|стратегии]]. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
* [[Fallout 4]] | * [[Fallout 4]] — самый триумфальный пример. «Генерал, ещё одно поселение нуждается в помощи. Я отмечу его на вашей карте». И так — бесконечно. | ||
** Справедливости ради, следует заметить, что кое-какие важные решения в качестве генерала Минитменов Выживший принять может. Например, решить, с кем Минитмены войдут в | ** Справедливости ради, следует заметить, что кое-какие важные решения в качестве генерала Минитменов Выживший принять может. Например, решить, с кем Минитмены войдут в союз — с Братством Стали, Подземкой или ни с кем, и какая будет их политика в отношении синтов, и где что строить, и какие города развивать. Но всё это — в промежутках между самоличной беготнёй по уничтожению очередных диких гулей, которые беспокоят очередной хутор Переплюйкино. | ||
** На самом деле фактический лидер Минитменов это Престон, а ГГ что-то вроде боевого знамени для скрепления боевого духа. Один из минитменов в квесте Института так и говорит, что ГГ ему не указ, и требует «объяснитесь, генерал» (sic!). | ** На самом деле фактический лидер Минитменов это Престон, а ГГ что-то вроде боевого знамени для скрепления боевого духа. Один из минитменов в квесте Института так и говорит, что ГГ ему не указ, и требует «объяснитесь, генерал» (sic!). | ||
* [[Fallout/Fallout: New Vegas|Fallout: New Vegas]] в варианте прохождения «за себя» пытается изящно уйти от проблемы, обосновав похождения героя тем, что он пока ещё не утвердил себя в качестве преемника мистера Хауса, и должен наладить отношения с кланами Вегаса и окружающими фракциями, чтобы те его поддержали в войне. А по итогам войны главгероя и признают. Тем не менее, приходить к кланам в качестве «особы, приближённой к императору» и выполнять их задания в стиле «там-то расплавь оружейный склад, там-то поймай людоеда» всё равно не очень. А с Бомбистами и Братством Стали нормально, игрок для них изначально никто и звать никак. | * [[Fallout/Fallout: New Vegas|Fallout: New Vegas]] в варианте прохождения «за себя» пытается изящно уйти от проблемы, обосновав похождения героя тем, что он пока ещё не утвердил себя в качестве преемника мистера Хауса, и должен наладить отношения с кланами Вегаса и окружающими фракциями, чтобы те его поддержали в войне. А по итогам войны главгероя и признают. Тем не менее, приходить к кланам в качестве «особы, приближённой к императору» и выполнять их задания в стиле «там-то расплавь оружейный склад, там-то поймай людоеда» всё равно не очень. А с Бомбистами и Братством Стали нормально, игрок для них изначально никто и звать никак. | ||
Строка 18: | Строка 18: | ||
** А если присмотреться к личности своего ИИ-советника Yes-Manа, то троп выползает на свет в чистом виде. По лору игры, Yes-Man изначально полностью подчиняется главгерою. Фактически, он раздаёт квесты. | ** А если присмотреться к личности своего ИИ-советника Yes-Manа, то троп выползает на свет в чистом виде. По лору игры, Yes-Man изначально полностью подчиняется главгерою. Фактически, он раздаёт квесты. | ||
*** Yes-Man, в отличие от Курьера, хорошо знает, что нужно сделать для захвата власти, и всего лишь дает советы. Квестами они являются просто по игромеханике. Более того, часть можно официально не выполнять. | *** Yes-Man, в отличие от Курьера, хорошо знает, что нужно сделать для захвата власти, и всего лишь дает советы. Квестами они являются просто по игромеханике. Более того, часть можно официально не выполнять. | ||
* [[Mount & Blade]]: | * [[Mount & Blade]]: Warband — с прикрученным фитильком. Вассалы игрока-короля сами прекрасно самоуправляются. Но вот поднимать экономику королевства придётся лично бегая по мануфактурам и пивоварням, подвозя на них сырьё и продавая готовую продукцию. | ||
** Без обид, но сказанное выше свидетельствует о том, что | ** Без обид, но сказанное выше свидетельствует о том, что вы — паршивый король. Экономика простого города способна без труда вытянуть и огромную армию (свыше 200 душ) для игрока и полутысячный гарнизон, а мануфактуры способны самостоятельно производить и реализовывать свои товары. Если вы хотите основать пивоварню или что-то подобное — сперва смотрите на цены и спрашивайте у ваших советников про ситуацию в городе. Они укажут, какой товар выгоднее сбывать в вашем городе. Да и не забывайте, что это феодализм и ваши вассалы в первую очередь пекутся о своих владениях. Если у вас город беднеет в мирное время, значит в данном районе много разбойников. Сколотите армию и ищите их убежище. Ваши вассалы не будут убивать разбойников за вас (Если конечно рядом с вашим городом есть деревня или крепость другого вашего вассала. Тогда он будет отгонять разбойников прочь). | ||
* [[Mount & Blade]] II: | * [[Mount & Blade]] II: Bannerlord — аверсия для квестов про кровную месть и контрабанду. Если браться за них, будучи лордом-владельцем этого поселения, то помимо обычного пути решения появится еще один — приказать семье убитого принять виру под страхом смерти и отменить монополию своим указом. | ||
* Ну конечно же [[The Elder Scrolls]]! Разве что в Oblivion вяло попытались уйти от данной традиции (например, квесты Слушающего Темного Братства сводятся к тому, чтобы получить список имен у Матери Ночи и передать их подчиненным), но впали в другую крайность: свели статус главы гильдии к периодическому получению дохода. | * Ну конечно же [[The Elder Scrolls]]! Разве что в Oblivion вяло попытались уйти от данной традиции (например, квесты Слушающего Темного Братства сводятся к тому, чтобы получить список имен у Матери Ночи и передать их подчиненным), но впали в другую крайность: свели статус главы гильдии к периодическому получению дохода. | ||
** Для [[Morrowind]], в котором проблема была особенно актуальна, ее решили разработчики огромного отечественного [[аддон]]а Chaos Heart. Постепенно делая себе имя, игрок не просто зарабатывает циферки в параметре «Репутация», но и постепенно обретает недюжинную возможность влиять на обстановку на острове и лезть в | ** Для [[Morrowind]], в котором проблема была особенно актуальна, ее решили разработчики огромного отечественного [[аддон]]а [[TES/The Elder Scrolls III: Morrowind/Chaos Heart|Chaos Heart]]. Постепенно делая себе имя, игрок не просто зарабатывает циферки в параметре «Репутация», но и постепенно обретает недюжинную возможность влиять на обстановку на острове и лезть в политику — вернее, даже необходимость, если он не хочет после прохождения главного квеста оставить на месте половины Вварденфелла дымящиеся руины (ну или, наоборот, [[Апокалиптический маньяк|хочет]]). Делая карьеру в Великих Домах, вы рано или поздно получаете в свое распоряжение уже не крохотный замок или башню, а целый город, управлять которым тоже придется не только на уровне «поди-принеси». А если главе Гильдии или Дома влом самому убивать какого-нибудь грязекраба на другом конце острова, можно взять с собой отряд подчиненных и предоставить им грязную работу, а самому постоять в стороне, контролируя ситуацию и позевывая. | ||
* The Force Unleashed: Ultimate Sith Edition. Ну хорошо, главгерой убивает Дарта Вейдера и занимает его место. Вы уже размечтались, что брать базу повстанцев на планете Хот придётся так же, как это делал | * The Force Unleashed: Ultimate Sith Edition. Ну хорошо, главгерой убивает Дарта Вейдера и занимает его место. Вы уже размечтались, что брать базу повстанцев на планете Хот придётся так же, как это делал Вейдер — душа адмиралов и триумфально входя в пролом при поддержке тысяч штурмовиков? Счаз. Проходите обычный уровень, в одиночку и со светошашкой. А штурмовики будут подсоблять лишь изредка и только мешаться под ногами. И адмирал Нида будет подкидывать задания по радио: «Милорд, впереди вас в туннеле штурмовики попали в окружение. Может, подсобите ребятам?» | ||
* Fable 3. Герой сверг своего злобного брата и сам стал королём, но игра на этом не заканчивается: оказывается, брат был злобным не просто так, а потому, что ему надо было выбить деньги на отражение нашествия [[Лавкрафтианские ужасы|лавкрафтианских ужасов]]. Собственно, все королевские обязанности сводятся к тому, чтобы время от времени приходить в тронный зал и делать выбор между злым, но прибыльным или добрым, но недоходным | * Fable 3. Герой сверг своего злобного брата и сам стал королём, но игра на этом не заканчивается: оказывается, брат был злобным не просто так, а потому, что ему надо было выбить деньги на отражение нашествия [[Лавкрафтианские ужасы|лавкрафтианских ужасов]]. Собственно, все королевские обязанности сводятся к тому, чтобы время от времени приходить в тронный зал и делать выбор между злым, но прибыльным или добрым, но недоходным решением — и если не наберёте нужное количество денег, всех ваших подданных сожрёт древнее зло. {{spoiler|На самом деле можно скомбинировать две фичи - пожертвование личного золота в казну и доход от недвижимости, просто оставив компьютер включённым на время, достаточное, чтобы накапало нужное количество золота. Так можно получить достаточно золота для того, чтобы полностью отразить нашествие, и без злодейств от имени Короны.}} В остальном же — как бегали по лесам, горам и пустыням исполняя квесты, так и бегаем, только [[Эффект горностаевой мантии|мантию и корону]] при этом можем напялить. Однако из дополнения становится ясно, что протагонист откровенно скучает на бесконечных королевских приёмах и при первой возможности сбегает навстречу новым приключениям. | ||
* [[Overlord]]. Гнарл всю игру направляет протагониста, а перед финальной битвой и вовсе давит педаль в пол: «Если Вы убьете старого Властелина, я приму Вас обратно… то есть, буду служить». | * [[Overlord]]. Гнарл всю игру направляет протагониста, а перед финальной битвой и вовсе давит педаль в пол: «Если Вы убьете старого Властелина, я приму Вас обратно… то есть, буду служить». | ||
* «[[Механоиды]] 2: война кланов» упирает не столько на главность, сколько на то, что [[всё приходится делать самому]]. Потому что [[Меня окружают идиоты|боты ТУПЫЕ]], и толку от этих [[Искусственный идиот|молектронных идиотов]] при поддержании экономики и вербовке новых механоидов почти никакого. Одних торговцев нужно 15 на здание при том что глава клана в одиночку может поддерживать сразу несколько если решит заморочиться. | * «[[Механоиды]] 2: война кланов» упирает не столько на главность, сколько на то, что [[всё приходится делать самому]]. Потому что [[Меня окружают идиоты|боты ТУПЫЕ]], и толку от этих [[Искусственный идиот|молектронных идиотов]] при поддержании экономики и вербовке новых механоидов почти никакого. Одних торговцев нужно 15 на здание при том что глава клана в одиночку может поддерживать сразу несколько если решит заморочиться. | ||
* [[Dragon Age|Dragon Age: Инквизиция]]. [[Dragon Age/Inquisitor|Герой третьей части]] | * [[Dragon Age|Dragon Age: Инквизиция]]. [[Dragon Age/Inquisitor|Герой третьей части]] — не объявленный врагом государства Серый Страж и не обычный горожанин Киркволла, а глава могущественной организации, имеющей в подчинении кучу воинов, разведчиков, агентов и т. д. Но это не имеет никакого значения, всё равно дают множество разных второстепенных квестов «подай-принеси» (их, конечно, можно не выполнять, но от них есть плюшки). В общем, классическая партия аж из 4 бойцов в роли «каждой бочке затычка». | ||
** Более чем оправдано такое положение разве что только в первой четверти игры, где протагонист еще не встал во главе Инквизиции, а имеет славу избранника Андрасте и считается символом, вокруг которого сплотились многие разумные. Боец он в любом случае крайне хороший, личный пример может привлечь еще людей к новой Инквизиции, к тому же Вестник единственный способен закрывать Разрывы в Тень, что во множестве расползлись по всему свету. Так что его место в авангарде, в составе небольшого летучего отряда из элитных бойцов вполне себе логично. Рискованно, но в той ситуации ничего лучше придумать не смогли. | ** Более чем оправдано такое положение разве что только в первой четверти игры, где протагонист еще не встал во главе Инквизиции, а имеет славу избранника Андрасте и считается символом, вокруг которого сплотились многие разумные. Боец он в любом случае крайне хороший, личный пример может привлечь еще людей к новой Инквизиции, к тому же Вестник единственный способен закрывать Разрывы в Тень, что во множестве расползлись по всему свету. Так что его место в авангарде, в составе небольшого летучего отряда из элитных бойцов вполне себе логично. Рискованно, но в той ситуации ничего лучше придумать не смогли. | ||
** Тут [[зигзаг]] | ** Тут [[зигзаг]] — помимо квестов, имеются задачи на столе ставки командования, в которых мы именно что даём команды агентам, солдатам и прочему зверинцу. | ||
** В аддоне первой игры тоже хватает. Разбойники похитили дочь нашего вассала и требуют выкуп? Мы лично заплатим или перебьём их. В нашем городе развелись контрабандисты? Мы лично спустимся в канализацию и вырежем всех. Городская церковь обещает золото тому, кто снабдит её припарками? Кто же будет этим заниматься? | ** В аддоне первой игры тоже хватает. Разбойники похитили дочь нашего вассала и требуют выкуп? Мы лично заплатим или перебьём их. В нашем городе развелись контрабандисты? Мы лично спустимся в канализацию и вырежем всех. Городская церковь обещает золото тому, кто снабдит её припарками? Кто же будет этим заниматься? | ||
* Серия [[Dynasty Warriors]] и его спин- | * Серия [[Dynasty Warriors]] и его спин-оффы — в кои-то веки [[аверсия]]. В каждой игре вместе с вашим персонажем почти всегда будут сражаться офицеры и простые солдаты, а отсутствовать будут только когда это обоснованно сюжетом. | ||
* [[Bully]] | * [[Bully]] — язвительная пародия на троп. Когда протагонист становится главой одной из группировок, ему говорят: «Эй, иди и сдай это бельё в прачечную», «Но ведь я главный?», «Мой отец всегда говорит — начальник должен заботиться о своих подчинённых, а ты ведь начальник?», «Да, я начальник, и я отнесу это бельё в прачечную». | ||
* [[World of Warcraft]] | * [[World of Warcraft]] — явление «спаситель Азерота и других миров убивает 8 пауков лично по просьбе какого-то фермера» было в игре с самого начала, но в последние годы его мало-помалу устраняют, то вводя личные гарнизоны для игроков с такими же подопечными «героями на побегушках», то вводя классовые оплоты, где уже для игроков боевые задания выполняют «друзья по классу». | ||
* Star Wars: The Old Republic давит педаль в галактическое ядро. В дополнении The Knights of Eternal Throne герой может стать императором государства, несколько лет назад победившим Империю и Республику ОДНОВРЕМЕННО. Как это отображается на игровом процессе? Никак. | * Star Wars: The Old Republic давит педаль в галактическое ядро. В дополнении The Knights of Eternal Throne герой может стать императором государства, несколько лет назад победившим Империю и Республику ОДНОВРЕМЕННО. Как это отображается на игровом процессе? Никак. | ||
* Игра The Godfather (типа GTA про семью Корлеоне) | * Игра The Godfather (типа GTA про семью Корлеоне) — педаль в бездну. После того, как вы '''в одиночку''' разгромите все пять конкурирующих семейств (для этого нужно зачистить огромное количество локаций), вас объявят главой клана Корлеоне ([[Не в ладах с криминологией|хотя сами вы вообще не из этой семьи]]). И дадут новый квест: подмять под себя все заведения, которые раньше принадлежали другим. Да, всё верно, величайший босс должен бегать '''по всему Нью-Йорку''', пока лично не отмудохает всех лавочников и парикмахеров. Чем занимается в это время его криминальная империя, неизвестно. | ||
** Во второй части фитилек | ** Во второй части фитилек прикручен — можно назначать задания подручным, и они сами будут отжимать лавки и парикмахерские. Даже приговоренного подчиненного убивать самому не обязательно — подручные с удовольствием убьют недавнего соратника. Единственные вещи, что придется делать самому — сюжетные квесты и руководство штурмами штаб-квартир вражеских семей. | ||
* Pathfinder: Kingmaker | * [[Pathfinder: Kingmaker]] — с одной стороны, фитилек прикручен, поскольку изрядную часть текущих проблем вроде нападений разбойников или конфликтов между подданными разруливают в меру своих представлений о порядке специально назначенные советники, а лично правитель с ближней дружиной выдвигается только на особые вызовы вроде нашествия варваров или исследования древних гробниц. С другой — поскольку государство строится фактически на пустом месте, налоги и сборы очень вяло пополняют госбюджет, и выходит, что большую часть средств от продажи трофеев и выполнения квестов правитель вынужден вносить в казну, дабы тратить на инфраструктурные проекты. Получается не правление, а какое-то индивидуальное предпринимательство… | ||
** Увы, но в полном соответствии с | ** Увы, но в полном соответствии с реальностью — почти всегда новому государству или режиму приходится начинать с быстрых способов «сравнительно честного отъема денег». Да и если вспомнить Киевскую Русь, Священную Римскую империю или иное образование Средневековья — проблема налогообложения всегда составляла головную боль, так что князь\феодал с дружиной был вынужден лично объезжать владения и в числе прочего собирать дань (поначалу). Тем более что и населения в Украденных Землях полтора человека — в остальном одна нечисть да редкие отшельники, которых оброком и налогами не особо обложишь. | ||
** Следует добавить, что и квест квесту | ** Следует добавить, что и квест квесту рознь — правитель должен лично как сражаться с древним проклятием или нашествием троллей, так и… искать ювелиру бухло. | ||
** ГГ кстати может сам подсветить: мол какая разница, король он теперь или нет, все равно придется по лесам и оврагам шататься. | ** ГГ кстати может сам подсветить: мол какая разница, король он теперь или нет, все равно придется по лесам и оврагам шататься. | ||
* [[Assassin's Creed]] | * [[Pathfinder: Wrath of the Righteous]] — как и в прошлой части все не так однозначно. ГГ командор крестового похода и опционально король/королева Серкориса, если послали Нероссиан с его проблемами нафиг. Соот-но, по логике ГГ это прежде всего король-стратег, что не мешает ГГ лично лезть во все доступные щели, когда это можно разрешить армией. | ||
* [[Disgaea/Disgaea Hour of Darkness|Disgaea: Hour of Darkness]] | * [[Assassin's Creed]] Odyssey — с сииииильным таким фитильком. Брат/сестра протагониста представляется псевдонимом «Деймос» и возглавляет Культ Космоса (древнегреческих тамплиеров). Точнее, это они Деймосу так сказали, что он их всех возглавляет. Сами же они его считают не более чем оперативником на побегушках и готовы от него избавиться, как только он станет ненужным. | ||
* [[Disgaea/Disgaea Hour of Darkness|Disgaea: Hour of Darkness]] — [[Подсветка|подсвечено]] в квесте по спасению некого супер-зомби. Мол, раз уж вы начальник, то извольте заботиться обо всех делах своих подчинённых. | |||
** Однако в играх данной серии присутствует даже [[инверсия]], так как вы не обязаны лично выходить на бой. И так может выйти, что будут чествовать протагониста, в то время как всю работу выполнили ваши подчинённые. | ** Однако в играх данной серии присутствует даже [[инверсия]], так как вы не обязаны лично выходить на бой. И так может выйти, что будут чествовать протагониста, в то время как всю работу выполнили ваши подчинённые. | ||
* [[Saints Row: The Third]] | * [[Saints Row: The Third]] — обосновано, так как поручения нужны для захвата районов, то есть вы абстрактным путём захватываете город, возя проституток и наркоторговцев. Кроме того, многие поручения слишком весёлые (разгром, танковый разгром, СЭКР Профессора Генки), чтобы поручать это подчинённым. | ||
* The Legend of Heroes: [[Trails of Cold Steel]] | * The Legend of Heroes: [[Trails of Cold Steel]] III — чтобы пригласить классы 1 и 7 на императорский прием, к ним пожаловал лично Канцлер Империи, второй, если не первый, человек в стране. | ||
* «Корсары: Каждому | * «Корсары: Каждому Свое» — в отличие от примера с иллюстрации про AC IV, здесь инверсия. Протагонист, будучи капитаном корабля, не стесняется брать на берег не только троих офицеров-абордажников, но и целую абордажную роту, если знает, что это действительно необходимо — например, предстоит мирно, но жестко вразумлять слишком хитрого пиратского барона, или есть подозрение на засаду у места переговоров. | ||
* Karryn’s Prison — Карин вынуждена всегда лично и в одиночку зачищать уровни тюрьмы от взбунтовавшихся заключенных, хотя в казарме сидит минимум десяток стражников…которые служат справкой об атрибутах игры и не более того. Конечно, она успела продемонстрировать свою крутость, а стражники тут и вправду никудышные, проворонившие бунт, но это не оправдание. Разве что два стражника у входа в штаб снижают шансы нападения зэков на него (и только на него — казарму зэки почему-то никогда не штурмуют. Видимо, заключили втихаря пакт о ненападении). | |||
** Да, бюджет тюрьмы, мягко говоря, ограничен, работающие на его территории бар и некоторые другие заведения надо еще восстановить, а после они приносят сущие гроши, а субсидии от императора столь малы, что хватает их чисто свести концы с концами. Чтобы раздобыть денег на прокачку и восстановление тюремных помещений, Карин надо…устроиться на подработку, работая официанткой в тюремном же баре или регистратором в приемной для посещений заключенных знакомыми. Справедливости ради, тот же бар после сеанса подработки начинает сам по себе работать лучше и приносить больше денег в бюджет. | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Games}} | {{Nav/Games}} |
Версия 18:15, 2 ноября 2022
Милорд на побегушках (Милорд фактотум[1]) — это чисто видеоигровой троп. Персонаж игрока становится Самым Главным. Но игра не того жанра, чтобы адекватно играть за Самого Главного — не стратегия. Поэтому игрок по-прежнему выполняет квесты типа «подай-принеси», которые ему дают «приближённые». Фактически получается, что мы играем не за Самого Главного, а за порученца по разным делам, то есть фактотума, одного или нескольких неписей. См. также бревно Ильича, когда лидер с нормальными полномочиями периодически косплеит милорд-фактотума из личных побуждений.
Грязный костыль — милорд тычет пальцем со словами «Вась, ну-ка сбегай-разберись», и игрок… управляет весь квест этим Васей. Сюжет соблюдён, жанр тоже, геймплей не калечится, вот только ощущение какое-то безысходное — только дорос до главного инженера, как тут же сажают в пчелу.
Есть также не только (и не столько) видеоигровой троп бог на побегушках, когда могущественная сущность служит простому смертному.
Близкий троп вне видеоигр — начальник куда пошлют.
Инверсия, какую поискать надо — внезапная смена геймплея: когда часть за подчиненного была для галочки, и большую часть игры нужно проходить за полноценного начальника, в формате стратегии.
Где встречается
- Fallout 4 — самый триумфальный пример. «Генерал, ещё одно поселение нуждается в помощи. Я отмечу его на вашей карте». И так — бесконечно.
- Справедливости ради, следует заметить, что кое-какие важные решения в качестве генерала Минитменов Выживший принять может. Например, решить, с кем Минитмены войдут в союз — с Братством Стали, Подземкой или ни с кем, и какая будет их политика в отношении синтов, и где что строить, и какие города развивать. Но всё это — в промежутках между самоличной беготнёй по уничтожению очередных диких гулей, которые беспокоят очередной хутор Переплюйкино.
- На самом деле фактический лидер Минитменов это Престон, а ГГ что-то вроде боевого знамени для скрепления боевого духа. Один из минитменов в квесте Института так и говорит, что ГГ ему не указ, и требует «объяснитесь, генерал» (sic!).
- Fallout: New Vegas в варианте прохождения «за себя» пытается изящно уйти от проблемы, обосновав похождения героя тем, что он пока ещё не утвердил себя в качестве преемника мистера Хауса, и должен наладить отношения с кланами Вегаса и окружающими фракциями, чтобы те его поддержали в войне. А по итогам войны главгероя и признают. Тем не менее, приходить к кланам в качестве «особы, приближённой к императору» и выполнять их задания в стиле «там-то расплавь оружейный склад, там-то поймай людоеда» всё равно не очень. А с Бомбистами и Братством Стали нормально, игрок для них изначально никто и звать никак.
- Обоснуй: У нас тут крайний дефицит специалистов, которым мы можем доверять.
- А если присмотреться к личности своего ИИ-советника Yes-Manа, то троп выползает на свет в чистом виде. По лору игры, Yes-Man изначально полностью подчиняется главгерою. Фактически, он раздаёт квесты.
- Yes-Man, в отличие от Курьера, хорошо знает, что нужно сделать для захвата власти, и всего лишь дает советы. Квестами они являются просто по игромеханике. Более того, часть можно официально не выполнять.
- Mount & Blade: Warband — с прикрученным фитильком. Вассалы игрока-короля сами прекрасно самоуправляются. Но вот поднимать экономику королевства придётся лично бегая по мануфактурам и пивоварням, подвозя на них сырьё и продавая готовую продукцию.
- Без обид, но сказанное выше свидетельствует о том, что вы — паршивый король. Экономика простого города способна без труда вытянуть и огромную армию (свыше 200 душ) для игрока и полутысячный гарнизон, а мануфактуры способны самостоятельно производить и реализовывать свои товары. Если вы хотите основать пивоварню или что-то подобное — сперва смотрите на цены и спрашивайте у ваших советников про ситуацию в городе. Они укажут, какой товар выгоднее сбывать в вашем городе. Да и не забывайте, что это феодализм и ваши вассалы в первую очередь пекутся о своих владениях. Если у вас город беднеет в мирное время, значит в данном районе много разбойников. Сколотите армию и ищите их убежище. Ваши вассалы не будут убивать разбойников за вас (Если конечно рядом с вашим городом есть деревня или крепость другого вашего вассала. Тогда он будет отгонять разбойников прочь).
- Mount & Blade II: Bannerlord — аверсия для квестов про кровную месть и контрабанду. Если браться за них, будучи лордом-владельцем этого поселения, то помимо обычного пути решения появится еще один — приказать семье убитого принять виру под страхом смерти и отменить монополию своим указом.
- Ну конечно же The Elder Scrolls! Разве что в Oblivion вяло попытались уйти от данной традиции (например, квесты Слушающего Темного Братства сводятся к тому, чтобы получить список имен у Матери Ночи и передать их подчиненным), но впали в другую крайность: свели статус главы гильдии к периодическому получению дохода.
- Для Morrowind, в котором проблема была особенно актуальна, ее решили разработчики огромного отечественного аддона Chaos Heart. Постепенно делая себе имя, игрок не просто зарабатывает циферки в параметре «Репутация», но и постепенно обретает недюжинную возможность влиять на обстановку на острове и лезть в политику — вернее, даже необходимость, если он не хочет после прохождения главного квеста оставить на месте половины Вварденфелла дымящиеся руины (ну или, наоборот, хочет). Делая карьеру в Великих Домах, вы рано или поздно получаете в свое распоряжение уже не крохотный замок или башню, а целый город, управлять которым тоже придется не только на уровне «поди-принеси». А если главе Гильдии или Дома влом самому убивать какого-нибудь грязекраба на другом конце острова, можно взять с собой отряд подчиненных и предоставить им грязную работу, а самому постоять в стороне, контролируя ситуацию и позевывая.
- The Force Unleashed: Ultimate Sith Edition. Ну хорошо, главгерой убивает Дарта Вейдера и занимает его место. Вы уже размечтались, что брать базу повстанцев на планете Хот придётся так же, как это делал Вейдер — душа адмиралов и триумфально входя в пролом при поддержке тысяч штурмовиков? Счаз. Проходите обычный уровень, в одиночку и со светошашкой. А штурмовики будут подсоблять лишь изредка и только мешаться под ногами. И адмирал Нида будет подкидывать задания по радио: «Милорд, впереди вас в туннеле штурмовики попали в окружение. Может, подсобите ребятам?»
- Fable 3. Герой сверг своего злобного брата и сам стал королём, но игра на этом не заканчивается: оказывается, брат был злобным не просто так, а потому, что ему надо было выбить деньги на отражение нашествия лавкрафтианских ужасов. Собственно, все королевские обязанности сводятся к тому, чтобы время от времени приходить в тронный зал и делать выбор между злым, но прибыльным или добрым, но недоходным решением — и если не наберёте нужное количество денег, всех ваших подданных сожрёт древнее зло. На самом деле можно скомбинировать две фичи - пожертвование личного золота в казну и доход от недвижимости, просто оставив компьютер включённым на время, достаточное, чтобы накапало нужное количество золота. Так можно получить достаточно золота для того, чтобы полностью отразить нашествие, и без злодейств от имени Короны. В остальном же — как бегали по лесам, горам и пустыням исполняя квесты, так и бегаем, только мантию и корону при этом можем напялить. Однако из дополнения становится ясно, что протагонист откровенно скучает на бесконечных королевских приёмах и при первой возможности сбегает навстречу новым приключениям.
- Overlord. Гнарл всю игру направляет протагониста, а перед финальной битвой и вовсе давит педаль в пол: «Если Вы убьете старого Властелина, я приму Вас обратно… то есть, буду служить».
- «Механоиды 2: война кланов» упирает не столько на главность, сколько на то, что всё приходится делать самому. Потому что боты ТУПЫЕ, и толку от этих молектронных идиотов при поддержании экономики и вербовке новых механоидов почти никакого. Одних торговцев нужно 15 на здание при том что глава клана в одиночку может поддерживать сразу несколько если решит заморочиться.
- Dragon Age: Инквизиция. Герой третьей части — не объявленный врагом государства Серый Страж и не обычный горожанин Киркволла, а глава могущественной организации, имеющей в подчинении кучу воинов, разведчиков, агентов и т. д. Но это не имеет никакого значения, всё равно дают множество разных второстепенных квестов «подай-принеси» (их, конечно, можно не выполнять, но от них есть плюшки). В общем, классическая партия аж из 4 бойцов в роли «каждой бочке затычка».
- Более чем оправдано такое положение разве что только в первой четверти игры, где протагонист еще не встал во главе Инквизиции, а имеет славу избранника Андрасте и считается символом, вокруг которого сплотились многие разумные. Боец он в любом случае крайне хороший, личный пример может привлечь еще людей к новой Инквизиции, к тому же Вестник единственный способен закрывать Разрывы в Тень, что во множестве расползлись по всему свету. Так что его место в авангарде, в составе небольшого летучего отряда из элитных бойцов вполне себе логично. Рискованно, но в той ситуации ничего лучше придумать не смогли.
- Тут зигзаг — помимо квестов, имеются задачи на столе ставки командования, в которых мы именно что даём команды агентам, солдатам и прочему зверинцу.
- В аддоне первой игры тоже хватает. Разбойники похитили дочь нашего вассала и требуют выкуп? Мы лично заплатим или перебьём их. В нашем городе развелись контрабандисты? Мы лично спустимся в канализацию и вырежем всех. Городская церковь обещает золото тому, кто снабдит её припарками? Кто же будет этим заниматься?
- Серия Dynasty Warriors и его спин-оффы — в кои-то веки аверсия. В каждой игре вместе с вашим персонажем почти всегда будут сражаться офицеры и простые солдаты, а отсутствовать будут только когда это обоснованно сюжетом.
- Bully — язвительная пародия на троп. Когда протагонист становится главой одной из группировок, ему говорят: «Эй, иди и сдай это бельё в прачечную», «Но ведь я главный?», «Мой отец всегда говорит — начальник должен заботиться о своих подчинённых, а ты ведь начальник?», «Да, я начальник, и я отнесу это бельё в прачечную».
- World of Warcraft — явление «спаситель Азерота и других миров убивает 8 пауков лично по просьбе какого-то фермера» было в игре с самого начала, но в последние годы его мало-помалу устраняют, то вводя личные гарнизоны для игроков с такими же подопечными «героями на побегушках», то вводя классовые оплоты, где уже для игроков боевые задания выполняют «друзья по классу».
- Star Wars: The Old Republic давит педаль в галактическое ядро. В дополнении The Knights of Eternal Throne герой может стать императором государства, несколько лет назад победившим Империю и Республику ОДНОВРЕМЕННО. Как это отображается на игровом процессе? Никак.
- Игра The Godfather (типа GTA про семью Корлеоне) — педаль в бездну. После того, как вы в одиночку разгромите все пять конкурирующих семейств (для этого нужно зачистить огромное количество локаций), вас объявят главой клана Корлеоне (хотя сами вы вообще не из этой семьи). И дадут новый квест: подмять под себя все заведения, которые раньше принадлежали другим. Да, всё верно, величайший босс должен бегать по всему Нью-Йорку, пока лично не отмудохает всех лавочников и парикмахеров. Чем занимается в это время его криминальная империя, неизвестно.
- Во второй части фитилек прикручен — можно назначать задания подручным, и они сами будут отжимать лавки и парикмахерские. Даже приговоренного подчиненного убивать самому не обязательно — подручные с удовольствием убьют недавнего соратника. Единственные вещи, что придется делать самому — сюжетные квесты и руководство штурмами штаб-квартир вражеских семей.
- Pathfinder: Kingmaker — с одной стороны, фитилек прикручен, поскольку изрядную часть текущих проблем вроде нападений разбойников или конфликтов между подданными разруливают в меру своих представлений о порядке специально назначенные советники, а лично правитель с ближней дружиной выдвигается только на особые вызовы вроде нашествия варваров или исследования древних гробниц. С другой — поскольку государство строится фактически на пустом месте, налоги и сборы очень вяло пополняют госбюджет, и выходит, что большую часть средств от продажи трофеев и выполнения квестов правитель вынужден вносить в казну, дабы тратить на инфраструктурные проекты. Получается не правление, а какое-то индивидуальное предпринимательство…
- Увы, но в полном соответствии с реальностью — почти всегда новому государству или режиму приходится начинать с быстрых способов «сравнительно честного отъема денег». Да и если вспомнить Киевскую Русь, Священную Римскую империю или иное образование Средневековья — проблема налогообложения всегда составляла головную боль, так что князь\феодал с дружиной был вынужден лично объезжать владения и в числе прочего собирать дань (поначалу). Тем более что и населения в Украденных Землях полтора человека — в остальном одна нечисть да редкие отшельники, которых оброком и налогами не особо обложишь.
- Следует добавить, что и квест квесту рознь — правитель должен лично как сражаться с древним проклятием или нашествием троллей, так и… искать ювелиру бухло.
- ГГ кстати может сам подсветить: мол какая разница, король он теперь или нет, все равно придется по лесам и оврагам шататься.
- Pathfinder: Wrath of the Righteous — как и в прошлой части все не так однозначно. ГГ командор крестового похода и опционально король/королева Серкориса, если послали Нероссиан с его проблемами нафиг. Соот-но, по логике ГГ это прежде всего король-стратег, что не мешает ГГ лично лезть во все доступные щели, когда это можно разрешить армией.
- Assassin's Creed Odyssey — с сииииильным таким фитильком. Брат/сестра протагониста представляется псевдонимом «Деймос» и возглавляет Культ Космоса (древнегреческих тамплиеров). Точнее, это они Деймосу так сказали, что он их всех возглавляет. Сами же они его считают не более чем оперативником на побегушках и готовы от него избавиться, как только он станет ненужным.
- Disgaea: Hour of Darkness — подсвечено в квесте по спасению некого супер-зомби. Мол, раз уж вы начальник, то извольте заботиться обо всех делах своих подчинённых.
- Однако в играх данной серии присутствует даже инверсия, так как вы не обязаны лично выходить на бой. И так может выйти, что будут чествовать протагониста, в то время как всю работу выполнили ваши подчинённые.
- Saints Row: The Third — обосновано, так как поручения нужны для захвата районов, то есть вы абстрактным путём захватываете город, возя проституток и наркоторговцев. Кроме того, многие поручения слишком весёлые (разгром, танковый разгром, СЭКР Профессора Генки), чтобы поручать это подчинённым.
- The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III — чтобы пригласить классы 1 и 7 на императорский прием, к ним пожаловал лично Канцлер Империи, второй, если не первый, человек в стране.
- «Корсары: Каждому Свое» — в отличие от примера с иллюстрации про AC IV, здесь инверсия. Протагонист, будучи капитаном корабля, не стесняется брать на берег не только троих офицеров-абордажников, но и целую абордажную роту, если знает, что это действительно необходимо — например, предстоит мирно, но жестко вразумлять слишком хитрого пиратского барона, или есть подозрение на засаду у места переговоров.
- Karryn’s Prison — Карин вынуждена всегда лично и в одиночку зачищать уровни тюрьмы от взбунтовавшихся заключенных, хотя в казарме сидит минимум десяток стражников…которые служат справкой об атрибутах игры и не более того. Конечно, она успела продемонстрировать свою крутость, а стражники тут и вправду никудышные, проворонившие бунт, но это не оправдание. Разве что два стражника у входа в штаб снижают шансы нападения зэков на него (и только на него — казарму зэки почему-то никогда не штурмуют. Видимо, заключили втихаря пакт о ненападении).
- Да, бюджет тюрьмы, мягко говоря, ограничен, работающие на его территории бар и некоторые другие заведения надо еще восстановить, а после они приносят сущие гроши, а субсидии от императора столь малы, что хватает их чисто свести концы с концами. Чтобы раздобыть денег на прокачку и восстановление тюремных помещений, Карин надо…устроиться на подработку, работая официанткой в тюремном же баре или регистратором в приемной для посещений заключенных знакомыми. Справедливости ради, тот же бар после сеанса подработки начинает сам по себе работать лучше и приносить больше денег в бюджет.
Примечания
- ↑ Доверенное лицо, слуга (устар.).