Мужественное Добро, женственное Зло: различия между версиями
Кейн (обсуждение | вклад) (Новая страница: «В традиционных обществах маскулинность нередко ассоциируется с честью, долгом, храбростью, верностью, а феминность — с коварством, распутством, хитростью и стремлением свернуть героя-воина с Истинног...») |
|||
Строка 3: | Строка 3: | ||
Троп играется [[на минималках]], если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, [[Пацанка и леди|простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы]] или [[ГАР|правильный мужественный мужик]] против [[Думать о красе ногтей|манерного]] [[Бисёнэн|феминного андрогина]]. | Троп играется [[на минималках]], если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, [[Пацанка и леди|простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы]] или [[ГАР|правильный мужественный мужик]] против [[Думать о красе ногтей|манерного]] [[Бисёнэн|феминного андрогина]]. | ||
В современном обществе | В современном обществе этому тропу появился [[Женственное Добро, мужественное Зло|противоположный]]. | ||
Родственный троп [[Муж — добрый, жена — злая]]. | Родственный троп [[Муж — добрый, жена — злая]]. | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
* Мардук vs Тиамат! | * Мардук vs Тиамат! | ||
* Согласно [[Библия|Библии]], именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу. | * Согласно [[Библия|Библии]], именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу. | ||
* Мерлин и Моргана в [[Arthurian cycle|легендах о короле Артуре]]. | * Мерлин и Моргана в [[Arthurian cycle|легендах о короле Артуре]]. | ||
Строка 27: | Строка 26: | ||
* [[Dragonlance]] — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в [[заливать горе|худшие годы]] сохраняет безупречный [[этический компас]], а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его ({{spoiler|дважды}}). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок. | * [[Dragonlance]] — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в [[заливать горе|худшие годы]] сохраняет безупречный [[этический компас]], а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его ({{spoiler|дважды}}). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок. | ||
** Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис. | ** Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Судья Дредд же!([[Дредд|который 2012 года]]) «Ма-Ма не закон. <del>Папа</del> Я — закон.» | * Судья Дредд же!([[Судья Дредд|который 2012 года]]) «Ма-Ма не закон. <del>Папа</del> Я — закон.» | ||
* [[Майор Гром: Чумной Доктор]] — мужественный [[Крутой полицейский|Игорь Гром]] и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено [[Педаль в пол|ещё сильнее]]. | * [[Майор Гром: Чумной Доктор]] — мужественный [[Крутой полицейский|Игорь Гром]] и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено [[Педаль в пол|ещё сильнее]]. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Строка 45: | Строка 41: | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer]] | * [[Warhammer 40,000]] — Голодная Сука vs Бог-Император. С фитильком, потому [[Слаанеш]] — [[гермафродит]], да и Импи — [[Чёрно-серая мораль|«добро»]] [[Все оттенки чёрного|весьма]] [[Зло против зла|сомнительное]] (особенно [[Негодяйский моральный стриптиз|в свете последних редакций]], где, вероятно, он {{spoiler|пошёл на [[Сделка с дьяволом|сделку с богами Хаоса]] и [[Адский папаша|де-факто продал им часть сыновей]]}}). | ||
** Примерно так могут видеть [[Кхорн|кхорниты]] (те из них, что ещё сохранили способность соображать) своё противостояние со слаанешитами. | |||
*** Кхорнопоклонники, с их кличами о [[Псих с топором|крови, резне и убийствах]], способны считать себя хорошими? Тут больше в их понимании «[[Зло — это круто|сильный]] и [[отважный злодей]] [[Все оттенки чёрного|против]] [[Самоуверенный мерзавчик|женоподобно-нарциссичного]]». | |||
**** ''«Кто сохранил возможность соображать»'' же! Среди кхорнопоклонников есть и вполне [[Антизлодей|достойные]] (или хотя бы [[Даже у зла есть стандарты|пытающиеся такими быть]]) индивиды. Поклоняются ему не одни лишь полоумные берсерки — его довольно часто почитает и [[снайпер]], и офицер (который со стороны Хаоса, разумеется). Есть даже [[Warhammer 40,000/Кровавый договор|целая армия таких]]. Как и среди слаанешитов не все являюстся копиями [[Плохие эльфы|тёмных Эльдар]] [[С прикрученным фитильком|на минималках]] — среди них есть и творческие люди (музыканты/художники/%свой_вариант%), и ценящие качество своих изделий ремесленники, и даже стремящиеся к воинскому мастерству бойцы! Ну и просто [[Месье знает толк в извращениях|тонкие ценители]], конечно. | |||
*** В случае противостояния Кхорна и Слаанеш тут [[зигзаг]] либо вообще [[аверсия]], так как среди кхорнитов хватает женщин (Валькия Кровавая передает привет), среди слаанешитов — мужчин (причём, не обязательно женственных или даже [[Бисёнэн|бисёнэнов]] — [[ГАР]]ов среди них тоже хватает). | |||
** Туда же и эльдарские арлекины с последним живым эльдарским богом Цегорахом (хоть в этом [[трикстер]]е особо мачизма не замечено, да и добрый он, как и все «добрые» в этом сеттинге, постольку-поскольку). Противник… правильно, опять Та-Что-Жаждет. | |||
*** Если вам хочется увидеть на [[GAR]]ов от эльдарского пантеона, смотрите в сторону [[Никто не любит Ареса|Кхейна]] и [[Все уважают труд Гефеста|Ваула]]. | |||
** Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «[[Сделать добро из зла|злое]] [[Херой|добро]], [[Благонамеренный экстремист|доброе]] [[Даже у зла есть стандарты|зло]]», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны. | |||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} | ||
{{Nav/Gender}} | {{Nav/Gender}} |
Версия 10:37, 9 апреля 2022
В традиционных обществах маскулинность нередко ассоциируется с честью, долгом, храбростью, верностью, а феминность — с коварством, распутством, хитростью и стремлением свернуть героя-воина с Истинного Пути. Один из архетипических сюжетов — смелый приключенец, для которого самым тяжёлым испытанием оказываются именно чары соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний.
Троп играется на минималках, если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы или правильный мужественный мужик против манерного феминного андрогина.
В современном обществе этому тропу появился противоположный.
Родственный троп Муж — добрый, жена — злая.
Примеры
Мифология и фольклор
- Мардук vs Тиамат!
- Согласно Библии, именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу.
- Мерлин и Моргана в легендах о короле Артуре.
Театр
- Моцарт, «Волшебная флейта» — Царица Ночи против светлого мага Зарастро. Моцарт в целом к женщинам относился довольно свысока.
Литература
- «Три мушкетёра» — Миледи, чья беспринципность и склонность пользоваться красотой в личных целях явно противопоставляются мушкетёрским ценностям «один за всех, и все за одного».
- «Она» или «Аэша» Генри Райдера Хаггарда — мужественный и честный Лео Винси и коварная королева Аэша. Ценности викторианской эпохи, чего вы хотите.
- «Хроники Нарнии»:
- «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Аслан против Белой Колдуньи. Лев — традиционный архетип мужества и воинственности, а Колдунья, хоть это и не проговаривается явно, использует свои женские чары (эпизод, где она угощает Эдмунда рахат-лукумом и тем самым промывает ему мозги, делая предателем — явная метафора). И более того, образ Колдуньи был вдохновлён вышеупомянутой Аэшей, и она является потомком той самой Лилит из библейских апокрифов!
- И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию).
- На минималках — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная дева-воительница, а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает переход на тёмную сторону, поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война).
- Dragonlance — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в худшие годы сохраняет безупречный этический компас, а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его (дважды). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
- Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
Кино
- Судья Дредд же!(который 2012 года) «Ма-Ма не закон.
ПапаЯ — закон.» - Майор Гром: Чумной Доктор — мужественный Игорь Гром и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено ещё сильнее.
Аниме и манга
- Berserk — брутальный Гатс против откровенно андрогинного (причём бывшего таковым ещё до трансформации в Фемто) Гриффита. Возможно, с некоторым фитильком, поскольку самого Гатса добряком назвать всё-таки сложно, но тем не менее, он скорее на правильной стороне и противостоит злу как может. Там же:Гатс против девушки-апостола, убившей Коркуса.
Видеоигры
- «Jagged Alliance 2» — наследник трона Арулько в бегах Энрико Чивалдори и лидер повстанцев Мигель Кордона против неадекватной и бессердечной тиранши Дейдраны, узурпировавшей власть в Арулько и по совместительству бывшая жёнушка Энрико.
- Старенький шутер 1998-го года «SiN» и его несостоявшийся сиквел «SiN Episodes» — лидер наёмной полиции «HardCorps» Джон Блейд против сумасшедшей и неэтичной учёной Элексис Синклер, желающей превратить человечество в мутантов.
- Тургор — подвид «мужественный альтруизм, женственный эгоизм»: Братья стремятся поддерживать хотя бы какой-то, пусть и слегка странный, порядок в Промежутке, тогда как Сёстры плевать на всё и всех хотели и заботятся только о том, чтобы вырваться и сбежать не ясно куда и не ясно зачем. И это всё ещё помножено, что все Братья — сплошь одни калеки (а некоторые — калеки даже по меркам остальных братьев), считающие Промежуток местом своего заслуженного праведностью покоя, а сёстры, для которых Промежуток кстати является родным домом, но при том каждая из них его считает своим персональным Адом, способны лишь на самые примитивные заговоры вида «наговорить Гостю гадостей о Братьях и наобещать золотые горы».
Настольные игры
- Warhammer 40,000 — Голодная Сука vs Бог-Император. С фитильком, потому Слаанеш — гермафродит, да и Импи — «добро» весьма сомнительное (особенно в свете последних редакций, где, вероятно, он пошёл на сделку с богами Хаоса и де-факто продал им часть сыновей).
- Примерно так могут видеть кхорниты (те из них, что ещё сохранили способность соображать) своё противостояние со слаанешитами.
- Кхорнопоклонники, с их кличами о крови, резне и убийствах, способны считать себя хорошими? Тут больше в их понимании «сильный и отважный злодей против женоподобно-нарциссичного».
- «Кто сохранил возможность соображать» же! Среди кхорнопоклонников есть и вполне достойные (или хотя бы пытающиеся такими быть) индивиды. Поклоняются ему не одни лишь полоумные берсерки — его довольно часто почитает и снайпер, и офицер (который со стороны Хаоса, разумеется). Есть даже целая армия таких. Как и среди слаанешитов не все являюстся копиями тёмных Эльдар на минималках — среди них есть и творческие люди (музыканты/художники/%свой_вариант%), и ценящие качество своих изделий ремесленники, и даже стремящиеся к воинскому мастерству бойцы! Ну и просто тонкие ценители, конечно.
- В случае противостояния Кхорна и Слаанеш тут зигзаг либо вообще аверсия, так как среди кхорнитов хватает женщин (Валькия Кровавая передает привет), среди слаанешитов — мужчин (причём, не обязательно женственных или даже бисёнэнов — ГАРов среди них тоже хватает).
- Кхорнопоклонники, с их кличами о крови, резне и убийствах, способны считать себя хорошими? Тут больше в их понимании «сильный и отважный злодей против женоподобно-нарциссичного».
- Туда же и эльдарские арлекины с последним живым эльдарским богом Цегорахом (хоть в этом трикстере особо мачизма не замечено, да и добрый он, как и все «добрые» в этом сеттинге, постольку-поскольку). Противник… правильно, опять Та-Что-Жаждет.
- Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «злое добро, доброе зло», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны.
- Примерно так могут видеть кхорниты (те из них, что ещё сохранили способность соображать) своё противостояние со слаанешитами.