Super Mario Bros: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
Метка: отменено
Строка 3: Строка 3:
{{video|T9iGuePCobo|Вот с чего начиналось...}}
{{video|T9iGuePCobo|Вот с чего начиналось...}}
{{video|5kcdRBHM7kM|...и вот до чего выросло}}
{{video|5kcdRBHM7kM|...и вот до чего выросло}}
'''Super Mario Bros''' — главная медиафраншиза компании Nintendo, созданная геймдизайнером Сигеру Миямото, повествующая о приключениях водопроводчика [[Mario|Марио]] и его друзей. До выхода Nintendo Switch в России про Марио знали только как игру на Денди, поскольку консоли Большой N не пользовались спросом. А ведь игр про бравого сантехника выпущено ТАК МНОГО, что для этого потребуется целый список! Серьезно, у Марио больше 100 игр с его участием! И что самое примечательное, серия игр не скатывается в бесконечный конвеер аля Call of Duty, до сих пор продолжая радовать игроков. А секрет успеха прост: {{spoiler|Большинство игр серии - это малобюджетные спин-оффы вроде гонок или спортивных игр, а основных 3D игр было выпущено семь}}. Кстати говоря, самая первая игра про Марио - Donkey Kong 1983 года. Так что да, перед вами гигантский спин-офф менее популярной серии Donkey Kong.
{{Компьютерная игра
| заголовок = ''Super Mario Bros.''
| изображение = Super Mario Bros box.jpg
| подпись = Обложка игры для североамериканского региона.
| разработчик = [[Nintendo Entertainment Analysis and Development|Nintendo R&D4]]
| издатель = [[Nintendo]]
| серия = ''[[Super Mario (серия игр)|Super Mario]]''
| руководитель = [[Миямото, Сигэру|Сигэру Миямото]]
| продюсер = Сигэру Миямото
| дизайнеры = Сигэру Миямото <br> [[Тэдзука, Такаси|Такаси Тэдзука]]
| композитор = [[Кондо, Кодзи|Кодзи Кондо]]
| дата выпуска = {{collapsible list|title=13 сентября 1985|'''NES/Famicom''': <br>
{{Выпуск игры|JP=13 сентября 1985|NA=18 октября 1985|EU=15 мая 1987|AUS=1 июля 1987}}
'''Famicom Disk System''': <br>
{{Выпуск игры|JP=21 февраля 1986}}
'''Аркадный автомат:''' <br>
{{Выпуск игры|JP=Январь 1986|NA=Февраль 1986}}
'''Game Boy Color''': <br>
{{Выпуск игры|NA=10 мая 1999|EU=1 июля 1999|JP=1 марта 2000}}
'''Game Boy Advance''': <br>
{{Выпуск игры|JP=14 февраля 2004|NA=2 июня 2004|EU=9 июля 2004}}
}}
| платформы = {{collapsible list|title=[[Nintendo Entertainment System|Famicom/NES]]|'''порты и переиздания:''' <br>
[[Famicom Disk System|FDS]], [[аркадный автомат]], [[SNES]], [[Game Boy Color]], [[Game Boy Advance]], Virtual Console (Wii, 3DS, Wii U)
}}
| жанр = [[платформер]]
| режимы = [[Однопользовательская игра|однопользовательский]], [[Многопользовательская игра|многопользовательский]]
| рейтинги = {{Рейтинги игры|CERO=A|ESRB=E|PEGI=3|USK=0}}
| носители = [[игровой картридж|картридж]], [[дискета]]
| управление = [[геймпад]]
| сайт =
}}


Действия игры обычно происходят в Грибном Королевстве и прилегающих к нему территориях. По сюжету Марио спасает королевство от козней Драконо-черепахи Боузера, правителя королевства черепах Купа. Чаще всего Боузер занимается тем, что он похищает Принцессу Пич для своих корыстных целей (как мы узнаем из Odyssey, Боузер хочет на ней жениться). В принципе сюжет игр серии крайне простой, и отличаются они по принципу [[Теперь БАНАНОВЫЙ!]] То ли действия происходят в курортном городке, то в космосе и т.д. К счастью, столь бедный сюжет компенсируют богатым и веселым геймплеем, который уникален в каждой части. Однако встречаются и игры серии, где есть хоть какое-либо развитие сюжета, особенно если это касается игр жанра RPG. И уж поверьте, в дилогии Mario and Luigi сюжет очень интересный и юморной!
{{нихонго|'''''Super Mario Bros.'''''|スーパーマリオブラザーズ|су:па: марио бурадза:дзу|{{lang-ru|Супербратья Марио}}}} — [[видеоигра]] в жанре [[платформер]]а, разработанная и выпущенная в 1985 году японской компанией [[Nintendo]] для платформы [[Famicom]]. Занесена в «[[Книга рекордов Гиннесса|Книгу рекордов Гиннесса]]» как самая продаваемая игра в истории. После успеха игры её главный герой, [[Марио (персонаж игр)|Марио]], стал символом компании Nintendo и одним из самых известных игровых персонажей в мире.


Основные игры серии представляют собой платформеры в 2D и 3D пространствах. В двухмерных играх серии, как вы помните в игре на Денди, Марио бегает по уровню, бьёт головой <ref>На самом деле он бьет кирпичи кулаком. Чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться к спрайту Марио поближе.</ref>кирпичи, собирает монетки, прыгает на [[Гумба]] и лазит по трубам. Но это в игре 1985 года. А вот в более современных 2D играх всё куда интереснее. Помимо улучшенной графики, геймплей становится сложнее и интереснее, а уровни более комплексными. Помните Павер-апы, которые превращают вас в Огненного Марио? Так вот, таких Павер-Апов в играх ну очень много! И они дают различные способности нашему усатому герою вроде замораживанию противников, полёта, скольжения и т.д. Собственно, многие головоломки в играх базируются на правильном использовании Павер-Апов. Для любителей 2D платформеров советуем New Super Mario Bros U.
== Сюжет ==
Марио (или Луиджи) отправляется в путешествие по Грибному Королевству, чтобы найти принцессу Пич, которую Боузер заточил в своём за́мке. Во время путешествия он встречает таких врагов, как Гумба и Купа Трупа, и после схватки с Боузером в первых семи замках находит Тоада, который подсказывает, что Пич заточена в другом замке. В восьмом замке (уровень 8-4) Марио (или Луиджи) находит самого Боузера и сражается с ним. После этого он находит принцессу Пич. На этом этапе сюжет игры заканчивается.


А есть еще и 3D игры серии, которые кардинально отличаются от таковых в 2D. Вместо того, чтобы добежать от точки А до точки Б, Марио должен собирать на каждом уровне звезды. Многочисленных кирпичей со знаком вопроса тут намного меньше, а геймплей направлен больше на исследование. Тут-то Марио проявляет все навыки паркура: лахает по деревьям, выполняет сальто, прыгает от стены и т.д. Чтобы получить звезду, Марио должен найти её, либо пройти испытание, или же решить головоломку. А еще в 3D играх придется частенько искать потаённые места. Первой 3D игрой серии была Super Mario 64.
== Игровой процесс ==
Главными героями игры являются водопроводчик [[Марио (персонаж игр)|Марио]] и его брат [[Луиджи]] (в качестве игрового персонажа для второго игрока). Цель игры — пройти через Грибное королевство, ускользая или уничтожая солдат черепашьего Короля Купы (также известного как [[Боузер]]), чтобы спасти захваченную им в плен [[Принцесса Пич|Принцессу]].


А еще целая куча спин-оффов вроде гонок, RPG, спортивных игр и даже особого варианта монополии. И все они (за исключением обучалок и треша на Philips CD-I) хороши! Так что удачи вам, если собираетесь пройти ВСЕ игры. На их прохождение уйдет как минимум одна жизнь.
Марио (или Луиджи) атакует противников, прыгая на них сверху (такой способ убивает грибов [[Гумба]] и временно нейтрализует [[Черепахи Купа|черепах Купа]], заставляя их прятаться в свои панцири) или ударяя снизу по платформе, на которой находится противник. «Испугавшихся» черепах можно использовать как оружие против других врагов, подтолкнув панцирь впереди себя: разогнавшись, он сметает всех на своём пути, но когда встречает преграду, меняет направление и может ударить самого Марио. На некоторых врагов, например дикобразов Спайни, нельзя запрыгивать, так как это ранит Марио. Их можно убить, выстрелив огненными шарами, или пнув в них черепаху. То же самое касается хищных растений, регулярно показывающихся из торчащих в земле труб. Некоторые из этих труб являются проходом в бонусный уровень, подземелье, в котором можно найти небольшое количество монет, а заодно сократить путь до выхода с уровня. Также встречаются ростки, по которым Марио поднимается на облака, бонусный уровень, на котором большое количество монет и нет противников.


== Персонажи ==
[[Файл:Super Mario 3-1.jpg|thumb|250px|Первый уровень «третьего мира». Огненный Марио.]]
Несмотря на достаточно простой сюжет, серия игр обладает достаточно богатой Вселенной, и персонажи весьма интересны.
* '''Марио''' — главный герой серии. Веселый усатый водопроводчик, спортсмен, джентльмен и просто [[Человек эпохи Возрождения]]. Несмотря на свой избыточный вес, Марио совершает невероятные акробатические трюки похлеще Альтаира. В целом, он является воплощением идеального героя, спасающий на протяжении десятилетии Грибное Королевство, а то и целый мир. И он очень любит поесть.
* '''Луиджи''' — младший брат Марио. В отличие от старшего брата, Луиджи не любит приключения и предпочитает сидеть дома. Труслив, особенно когда речь касается привидений Бу. Но тем не менее он добрый человек. Также стоит отметить, что среди фанатов Луиджи пользуется куда уж большей популярностью, и про него выходят игры с ним в главной роли.
* '''Принцесса Пич Тоадстул''' — принцесса Грибного Королевства, выполняющая роль [[Дева в беде|Damsel in distress]]. Возможно, [[Правящая принцесса|глава королевства]]<ref>В RPG играх можно встретить местного премьер-министра. Так что Грибное Королевство можно смело назвать конституционной монархией. Хотя вполне возможно, что Пич также участвует в политической жизни.</ref>. Однако Пич не такая уж и беспомощная на первый взляд, и она может иногда давать отпор. Да что тут говорить, в Super Princess Peach она спасает Марио от Боузера!
* '''Принцесса Дейзи''' — дебютировала в игре Super Mario Land для Game Boy. В отличие от спокойной и женственной Пич, Дейзи более бойкая и спортивная. Но чаще она появляется в спин-оффах, особенно в спортивных.
* '''Боузер''' — [[Ниндзя-пират-зомби-робот|Огнедышащая драконо-черепаха]], король Королевства Купа, который время от времени похищает Принцессу Пич. Хоть он и носит титул главного антагониста серии, но в [[Гад за гадом|некоторых играх серии он уступает другим более коварным злодеям]]. Да и вообще, если углубиться, то Боузер является [[Даже у зла есть стандарты|злодеем со стандартами]], [[Смешной злой|и он достаточно смешной персонаж]]. <s>[[Знают именно за это|А еще он умеет превращаться в сексапильную принцессу Боузетту]]</s>.
** А еще у него есть сын Боузер младший, который мало чем отличается от папы.
** И Купалинги, элитный отряд солдат.
* '''Тоады''' — жители Грибного Королевства. Выглядят как маленькие человечки, носящие шапочки гриба. В общем, антропоморфные прямоходящие грибы, выполняющие роль массовки. Однако в некоторых играх серии нам дают поиграть за одного из них.
* '''Король Бу''' — предводитель привидений Бу и заклятый враг Луиджи, главный антагонист спин-оффа Luigi's Mansion. Выглядит как огромное привидение с короной. Любит, как вы догадались, <s>пытать</s> пугать людишек. [[Полное чудовище|Один из самых злых злодеев серии]].
* '''Принцесса Розалина'''. Дебютировала в Super Mario Galaxy. Хозяйка Обсерватории, которая держит её в качестве приюта для осиротевших звезд "Люма" ([[Слезогонка|и надо сказать, неспроста]]). Обладает сверхъестественными способностями вроде телекинеза, левитации и телепатии, что делает её крутым магом.
* '''Паулина''' — дебютировала в Donkey Kong как [[дама в беде]], но в Odyssey пошла по карьерной лестнице и стала мэром города Нью-Донк Сити. Также она отлично поёт: лично выступала с песней «[https://youtu.be/PhciLj5VzOk Jump Up, Super Star!]».


== Что здесь есть ==
По пути Марио собирает монеты и бонусы, ударяя по блокам со знаком вопроса, а также выискивая секретные хранилища монет в кирпичных стенах. При наборе ста монет Марио получает дополнительную «[[очки жизни|жизнь]]», изначально у Марио есть три «жизни». За поверженных врагов начисляются очки, которые не приносят какой-либо практической пользы, а служат лишь для отражения мастерства игрока. При наборе 1 миллиона очков шестизначное табло увеличивается до семизначного. При последовательном поражении врагов одним черепашьим панцирем очки начисляются по возрастающей за каждого убитого: от 500 до 8000 очков, а затем (при поражении восьмого персонажа) Марио начисляется дополнительная «жизнь».
* [[Антизлодей]] - Боузер и его сын.  
 
* [[Билингвальный бонус]] и [[Говорящее имя]] — имя Варио образовано от японского «悪い» (варуи), что значит «плохой».
Среди бонусов может встретиться оранжевый гриб, взяв который, персонаж увеличивается в размерах, превращаясь в Супер Марио ({{lang-en|Super Mario}}), и может разбивать головой кирпичи. Если взять после этого цветок, то Супер Марио становится Огненным Марио ({{lang-en|Fire Mario}}) и получает возможность стрелять огненными шарами, то есть поражать противника на расстоянии. Если Супер Марио или Огненный Марио дотрагиваются до противника, то они возвращаются в стадию обычного Марио. Если же противник ранит Марио или кончается время, выделенное для прохождения уровня, то игрок теряет одну «жизнь» и игра начинается заново (либо с начала уровня, либо с его середины). В уровнях, которые расположены в за́мках, погибший Марио начинает игру всегда с начала уровня.
* [[Босс, который ни при чём]] — Бундт, гигантский… [[Вывих мозга|оживший торт]]. Обязателен для прохождения, но про него ничего не понятно. Как он ожил? Зачем он напал? А потом после боя Бустер его съедает. [[Момент губастого аллигатора|И потом о нём не говорит никто.]]
 
** Bundt cake - это формовой тортик, типа нашего столичного кекса или кулича. Другой вопрос почему тут так обозвали свадебный, Карл, торт - многослойный (даже валится в 2 приёма) и с богатым декором. Возможный обоснуй - как bundt у этой твари обозначен именно его нижний корж, вторая стадия босса, которую и съел злодей
Ещё один встречающийся в игре бонус — звезда. Она не «вырастает» из блока, как гриб, а выскакивает из него и начинает перемещаться высокими и короткими прыжками. Заполучив её, Марио становится на некоторое время неуязвимым для врагов: противники погибают от одного его прикосновения. Но он всё равно погибнет, если упадёт в яму, или если закончится время.
* [[Великолепный мерзавец]] - Диментио, Фавфул и, в несколько меньшей степени, Боузер.
 
* [[Визуальный разрыв канвы]] — Принцесса Пич в первой части — рыжеволосая девушка в белом платье, во второй части у японцев она осталась такой же, а у американцев и европейцев превратилась в шатенку в фиолетовом платье (хотя события второй части в европейской и в американской версии считаются сном Марио), в третьей части она стала шатенкой в фиолетовом во всём мире. Однако после этого Пич во всех играх стала стала изображаться золотистой блондинкой в розовом платье.
На некоторых уровнях встречаются также скрытые бонусы в виде зелёного гриба «1-up», который добавляет Марио одну «жизнь».
** Обоснуй: расила волосы, потом сочла что перекрашиваться из блондинки слишком муторно.  
 
* [[Высокий и худой как жердь]] — Луиджи (когда он не является перекрашенным Марио). А Валуиджи, кажется ещё выше (этот ещё и [[Злодейская сутулость|сутулится]]).
[[Файл:Super Mario 8-4.png|thumb|Схватка с Королём Купой, уровень 8-4. На изображении обычный Марио|left]]
** Там же — Игги Купа, после New Super Mario Bros. Wii.
 
* [[Гумба]] — кодификатор.
Игра состоит из восьми миров по четыре уровня в каждом. В конце каждого четвёртого уровня, на мосту через озеро с лавой, Марио встречается с [[Боузер]]ом(Королём Купой) ({{lang-en|Bowser}}, {{lang-en|King Koopa}}) — огромным черепаховидным драконом. Он дышит огнём, а начиная с шестого мира — ещё и метает огромные молоты. Победить Боузера можно двумя способами: дотронуться до топора, находящегося за Купой (тот перерубит трос и Король Купа упадёт в лаву), либо поразить короля Купу с безопасного расстояния огненными шарами. В случае победы над Купой в первых семи мирах с помощью огня, выясняется, что это на самом деле переодетый простой враг, как черепаха, Гумба и т. д. После этого Марио встречает [[Тоад]]а — жителя Грибного королевства, который говорит ему: «Thank you Mario! But our princess is in another castle!» ({{lang-ru|Спасибо, Марио, но наша принцесса в другом замке!}})
* [[Двурукий спрайт]] — в гоночных играх у Марио на кепке симметричная буква «M», всё в порядке. А у Луиджи — несимметричная «L».
 
* [[Дева в беде]] - принцесса Peach, самый канонический пример. В одном из её писем к Марио даже встречается строчка «Из-за моих периодических похищений». Создаётся впечатление, что это для неё обычные будни.
В игре существуют три секретных перехода, называемые Зоной Перемещения ({{lang-en|Warp Zone}}) и позволяющих быстро переместиться в другие миры. Марио может туда попасть, пробив потолок в подземелье и пройти до конца уровня. При попадании в секретную комнату на экране появляется надпись «Welcome to warp zone!» ({{lang-ru|Добро пожаловать в зону искривления!}}) и трубы с номерами миров, в которые можно перенестись. Также на некоторых уровнях в за́мках имеются ловушки — постоянно повторяющиеся комнаты, которые необходимо проходить в определённом порядке.
** Кстати, в силу регулярности таких событий и спокойного к ним отношения принцессы множество фанатов задаются закономерным вопросом: а так ли уж Пич против этого? И не может ли быть так, что они с Боузером — полноправные партнеры в этом спектакле, а Марио — просто ничего не подозревающий простак, которым пользуются как деталью антуража для добавления обстановке пущей «натуралистичности»?
 
*** Подтверждается некоторыми играми (например, серия Super Mario Kart), где Боузер является одним из друзей принцессы и игровых персонажей.
После того, как игрок пройдёт последний уровень восьмого мира, он получит возможность начать игру в более сложном режиме ({{lang-en|Second quest}}— второе задание). Отличия от основного задания:
**** А в Super Mario RPG, когда принцесса похищается по-настоящему антагонистом Смитти, Боузер присоединяется к отряду Марио для ее спасения.
 
* [[Девушки любят розовый цвет]] — Пич и Тоадетта.
* Все противники передвигаются с большей скоростью;
* [[День сурка]] — [[с прикрученным фитильком]], уровни 4-4, 7-4 и 8-4 из первой игры зацикливаются до тех пор, пока не будут пройдены по единственно правильному маршруту. При чём таких зацикливаемых участков там от 2 и больше.
* Все грибы Гумба заменяются на жуков Баззи;
* [[Закадычные враги]] — Марио и Боузер.
* Все платформы-лифты уменьшаются в размерах;
* [[Золотые волосы, золотое сердце]] — принцессы Пич и Розалина (у последней волосы, скорее, платиновые).
* Регенерация оглушённых врагов происходит быстрее;
* [[Квинтет]]:
* Огненные стержни появляются во всех отведённых местах, и в некоторых случаях становятся длиннее;
** Super Mario RPG: Марио — герой, Мэллоу — напарник, Боузер — силач (и в то же время какой ни есть, а он за нас), Гено — умник, Тоадстул (она же Принцесса Пич) — девчонка.
* Некоторые карты усложнены (например, пушечными ядрами, которых нет в классической версии);
** Super Paper Mario: Марио — герой, Луиджи — напарник, Боузер — силач (и в то же время какой ни есть, а он за нас), Типпи — умница, Принцесса Пич — девчонка.
* В некоторых случаях, большая численность врагов (водоём, рыбки Чипы);
* [[Концентратор ненависти]] — Серия Paper Mario: отец Блека из Super Paper Mario и Грубба из the thousand years door.
* Более редки контрольные пункты (check-point) в середине уровня.
* [[Коронная фраза]] — Марио: «It’s-a me, Mario!», «Mamma mia!», «Here we go!», «Let’s-a go!» (Луиджи также её использует) и «So long, [[Эффект голубого щенка|gay]] bowser!».
 
** Луиджи: «Okey-dokey!», «Go Luigi!»
== Разработка игры ==
** Диментио: «Ciao!»
[[Файл:Takashi Tezuka, Shigeru Miyamoto and Kōji Kondō.jpg|мини|223x223пкс|Такаси Тэдзука, Сигэру Миямото и Кодзи Кондо на фестивале в честь 30-летия Super Mario Bros. в Сибуя, Токио (13 сентября 2015)]]
** Варио: «Wah!»
За дизайн Super Mario Bros. отвечало подразделение [[Nintendo Entertainment Analysis and Development|Nintendo Research & Development]] во главе с [[Сигэру Миямото]] и [[Такаси Тэдзука|Такаси Тэдзукой]]. Помощь в программной части игры оказывала компания SRD Company, Ltd. с Тосихико Накаго<ref name="iwataasks25_1">{{cite web |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/0 |title= Using the D-pad to Jump |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary Vol. 5: Original Super Mario Developers |deadlink= no |publisher= [[Nintendo of America]] |date= 2011-02-01 |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/0 }}</ref>.
** В серии Mario & Luigi Фавфул прославился своей фразой «I HAVE FURY!» В Bowser’s Inside Story он променял эту фразу на «I HAVE CHORTLES!»
 
** Тоуд: «YA-HOOOOOOOOOOOOOOOOOO!!!» и знаменитое «Твоя принцесса в другом замке!»
Разработка Super Mario Bros. началась после того, как [[Сигэру Миямото]] и [[Такаси Тэдзука]] завершили работу над играми [[Excitebike]] и Devil World<ref name="NES Classic">{{cite web |title=Super Mario Bros. and Super Mario Bros. 3 developer interviews - NES Classic Edition |url=https://www.nintendo.com/nes-classic/super-mario-bros-and-super-mario-bros-3-developer-interview |deadlink=no |archive-url=https://web.archive.org/web/20171201032653/https://www.nintendo.com/nes-classic/super-mario-bros-and-super-mario-bros-3-developer-interview|archive-date=2017-12-01 |access-date= 2021-07-05 |website=Nintendo.com |publisher=[[Nintendo of America]] |lang=en}}</ref>. Эти игры, включая Kung Fu (порт аркадной игры [[Kung-Fu Master]] от команды Миямото на [[Famicom]]), стали основополагающими при разработке. Ключевыми элементами проекта должны были стать крупные спрайты главного персонажа, как в Devil World, и прокручивающийся экран, наподобие [[Excitebike]] и Kung Fu. Последние две игры вдохновили Миямото на создание концепта, по которому игрок мог «продумывать стратегию, пока экран прокручивается на большие расстояния», а также добавить надземные и подземные уровни и сделать задний фон цветным (до этого в играх Миямото фон был в основном чёрным)<ref>{{cite video |people=[[Сигэру Миямото]] |date=December 2010 |title=Super Mario Bros. 25th Anniversary - Interview with Shigeru Miyamoto #2 |url=https://www.youtube.com/watch?v=DNa0M1gymgA |deadlink=no |publisher=Nintendo Channel |access-date=2021-07-05 |time=00:52 |lang=ja }} {{Wayback|url=https://www.youtube.com/watch?v=DNa0M1gymgA |date=20210818032229 }}</ref>. По замыслу Миямото, Super Mario Bros. должна была стать «главной кульминацией» для эры игр на картриджах для Famicom, так как к выпуску на тот момент готовилось дополнение для консоли – [[Famicom Disk System]], позволяющее запускать игры на дискетах. По этой причине Миямото и Тэдзука хотели упаковать различные технологии, освоенные с момента выхода Famicom, в одной игре<ref name="NES Classic" /><ref name="Miyamoto Reveals All">{{cite web |last=Gifford |first=Kevin |title=Super Mario Bros.' 25th: Miyamoto Reveals All |url=http://www.ugo.com/games/super-mario-bros-25th-miyamoto-reveals-all.html |deadlink=no |website=[[1UP.com]] |access-date=2021-07-05 |archive-url=https://web.archive.org/web/20150105015455/http://www.ugo.com/games/super-mario-bros-25th-miyamoto-reveals-all.html |archive-date= 2015-01-05 |lang=en}}</ref>.
** Ну и куда же без фирменного смеха Боузера: «Gwah-hah-hah (Bwah-hah-hah)!»
 
* [[Крутая шляпа]] — Знаменитая красная шапка Марио с буквой «М». А у Луиджи на шапке буква «Ж» «L». А у их злых копий Варио и Валуиджи, соответственно, «W» и «Г».
Производство Super Mario Bros. шло параллельно с разработкой [[The Legend of Zelda (игра)|The Legend of Zelda]], директором которой также выступал Сигэру Миямото. Некоторые элементы из The Legend of Zelda были использованы для Super Mario Bros., например, Огненные стержни ({{lang-en|Fire Bars}}), исполняющие функцию объекта в Zelda, выступают как препятствие в Super Mario Bros.<ref name="Iwata Asks New_02">{{cite web |url=https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/3 |title=It Started With a Square Object Moving |work=Iwata Asks: New Super Mario Bros. Vol. 2 |deadlink=no |publisher=[[Nintendo of America]] |date=2009 |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2019-08-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/3 }}</ref>
** В Super Mario Odyssey кепка Марио была порвана в открывающем ролике, и её заменила разумная шляпа [[кошка по имени Нэко|по имени Кэппи]].
 
* [[Милый злодей]] - Боузер, из Super Paper Mario - Граф Блек, Фрэнсис и мистер Л.
Первоначально в проекте Марио не выступал в качестве главного персонажа. В раннем прототипе игры, созданном Тосихико Накаго из SRD по просьбе Миямото в качестве эксперимента, игрок управлял прямоугольником с расширением 16x32 пикселя. Прямоугольник мог двигаться, но не был способен прыгать. Тэдзука, ознакомившись с хорошими показателями продаж Mario Bros. на Famicom, предложил Миямото использовать Марио в качестве героя, на что тот согласился<ref name="Iwata Asks New_02"/>. Игре дали название «Super Mario Bros.» в честь новой формы главного персонажа – Супер Марио (после получения Супер Гриба)<ref name="NES Classic"/>.
* [[Не люди]] - люди есть, но их раз-два, и обчёлся: собственно главный герой, его брат, принцессы и ещё некоторые менее известные; роль же «простых граждан» играют [[гриболюди]] тоды.
 
* [[Невинные голубые глаза]] — вселенная изобилует ими. Особенно выделяются Марио, Луиджи, Пич, Дейзи (с фитильком) и Розалина.
Для Super Mario Bros. были предложены различные идеи, многие из которых не попали в игру. Так, на начальной стадии разработки было предложено создать бонус-уровень, где Марио или Луиджи верхом на ракете собирали монетки, обстреливая противников. Позже ракета была заменена на облако, а через время концепт и вовсе откинули<ref name="iwataasks25_1" />. Бонус-уровень в облаках с монетками – то, что осталось от первоначальной концепции в игре<ref name="Miyamoto Reveals All" />. Миямото изначально представлял Боузера как вола, вдохновившись Королём Волов из аниме 1960 года «[[Alakazam the Great]]». Однако, Тэдзука представлял его больше в облике черепахи, и вместе они выработали окончательный дизайн<ref>{{cite web |title=My First Project: Draw a Rug |work=Iwata Asks: Nintendo DSi Vol. 8: Yoichi Kotabe |url=https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/ds/dsi/7/3 |deadlink=no |publisher=[[Nintendo of America]] |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2019-08-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/ds/dsi/7/3 }}</ref>.
* [[Одушевлённое оружие]] — сюжет одной из игр завязан на том, что Грибное Королевство атаковано войском железного короля Смити из другого измерения. Почти все боссы в игре (и довольно многие противники ближе к её концу) — живое оружие.
 
* [[Пиратская нежить]] — призрак-пират по кличке Кортес, обитающий на своём корабле.
Миямото не желал делать Марио меньше, чем было задумано, но первые прототипы игры не удовлетворяли команду, так как персонаж был слишком большим. Дизайн уровней создавался под маленького Марио с задумкой сделать его больше в финальной версии<ref name="Miyamoto Reveals All"/>. Но позже команда посчитала, что было бы забавнее дать Марио возможность изменяться в размерах с помощью усилителя<ref name="NES Classic"/>. Идея гриба, увеличивающего главного героя, пришла из японских народных сказок, в которых персонажи путешествовали по лесу и подбирали волшебные грибы, оттуда же пришла идея для названия мира Super Mario Bros. – «Грибное Королевство». Для того, чтобы сделать получение гриба более приятным для игрока, команда решила сделать Марио маленьким в начале первого уровня.
* [[Подпрыгнув, присесть]] — в оригинальной игре в этой [[багофича|багофиче]] потребности нет, но многие из нарисованных хакерами новых [[хардкор]]ных уровней предусматривают её использование для прохождения.
 
* [[Полное чудовище]] - Король Бу и Диментио.
На момент создания Super Mario Bros. графических редакторов не существовало. Для создания уровней Миямото и Тэдзука использовали миллиметровую бумагу, нанося на неё дизайн локаций. Если было необходимо внести изменения, поверх миллиметровки накладывалась прозрачная бумага, на которую намечали исправления. Позже команда Нагако вставляла уровни в саму игру<ref name="iwataasks25_1"/><ref>{{cite video |people=[[Сигэру Миямото]], [[Такаси Тэдзука]] |date=2015-09-13 |title=Super Mario Bros. 30th Anniversary Special Interview ft. Shigeru Miyamoto & Takashi Tezuka |url=https://www.youtube.com/watch?v=DLoRd6_a1CI |deadlink=no |publisher=[[Nintendo]] |access-date=2021-07-05 |lang=en }} {{Wayback|url=https://www.youtube.com/watch?v=DLoRd6_a1CI |date=20210709194033 }}</ref>.
* [[Прыжок веры]] — на одном из пустынных уровней в третьей части, если погрузиться в зыбучие пески, окажешься в подземелье. Необходимо догадаться для прохождения уровня.
 
* [[Птичку жалко]] - Как ни странно, тот же отец Блека.
Носителем для Super Mario Bros. был картридж, вмещающий 256 килобитов памяти, 64 из которых занимали спрайты и графика заднего фона. Из-за ограничений хранилища дизайнеры искали способы для экономии места, что, как подметили сами разработчики, было похоже на весёлое соревновательное ТВ-шоу<ref name="Iwata Asks Culmination">{{cite web |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/2 |title= The Grand Culmination |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary Vol. 5: Original Super Mario Developers |deadlink= no |publisher= [[Nintendo of America]] |date= 2011-02-01 |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/2 }}</ref>. Так, облака и кусты на заднем фоне имеют одинаковые спрайты, но разные цветовые палитры. Декорации для заднего фона сгенерированы с помощью автоматического алгоритма<ref>{{cite web |url=https://www.gamasutra.com/view/news/253377/The_long_shadow_of_Super_Mario_Bros.php |title=The long shadow of Super Mario Bros. |website=[[Gamasutra]] |first=Nathan |last=Altice |date=2015-09-11 |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2020-09-25 |archive-url=https://web.archive.org/web/20200925040532/https://www.gamasutra.com/view/news/253377/The_long_shadow_of_Super_Mario_Bros.php |deadlink=no }}</ref>. Звуковые эффекты также были повторно использованы. Например, звук получения урона и входа в трубу одинаков, или  звук попадания Марио на врага и гребка под водой<ref name="simple">{{cite web |title= Keeping It Simple |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/0/8 |deadlink= no |publisher= [[Nintendo]] |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/0/8 }}</ref>.
* [[Рушится царство кощеево]] — почти в каждой игре замков по восемь, и там этот троп сделан даже каким-то дешёвым, разрушение замков не выглядит эффектно. Отдельно можно выделить игру Super Mario World: после победы над каждым боссом-Купалингом Марио уничтожает его замок каким-нибудь изобретательным мультяшным образом.
 
* [[Ряженые под Рейх]] - солдаты Боузера носят характерные шлемы.
Последним противником в Super Mario Bros., которого добавили в игру, является [[Гумба]]. К концу разработки команда решила, что в игре не хватает обучающего противника, которого можно было бы раздавить одним прыжком. К тому моменту, для нового противника почти не оставалось места в памяти игры, поэтому спрайт Гумбы представляет собой постоянное изображение, которое пролистывается туда-сюда<ref>{{cite web |url=http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/5 |title= Applying A Single Idea To Both Land And Sky |work= Iwata Ask: New Super Mario Bros. Wii Vol. 6 |publisher=[[Nintendo of America]] |access-date=2021-07-05 |deadlink=no |archive-url=https://web.archive.org/web/20160927194716/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/5 |archive-date= 2016-09-27 }}</ref>
* [[Самоуверенный мерзавчик]] - Людовик Вон Купа.
. После добавления музыки [[Кодзи Кондо]], оставалось 20 свободных байтов в памяти картриджа. Миямото использовал оставшееся место для добавления короны в качестве вознаграждения для игроков, кто смог набрать от 10 жизней и больше<ref name="Iwata Asks Culmination"/>.
* [[Сиквел хуже, триквел лучше]] — первая часть — классика, вторая — не более чем набор новых, более хардкорных уровней для неё (её даже не сразу выпустили на западе, вместо неё под названием SMB2 продавая [[перескиновка|перескиновку]] другой игры, не связанной с «Марио», а затем выпустили под названием «Lost Levels»), третья же — весомое расширение концепции первой, с новой графикой.
 
* [[Слезогонка]] — как-то не вяжется троп с Марио? Ну-ну, Super Paper Mario (одна из самых сюжетно серьезных игр), граф Блэк, все вот это. Автор правки наицрально рыдал в финале.
=== Разработчики ===
** [[Сломать стоика|Настасья тоже]].
* [[Сигэру Миямото]] — руководитель проекта, дизайнер
* [[Смертельная яма]] — каноничный пример.
* [[Такаси Тэдзука]] — помощник руководителя, дизайнер
* [[Страшные рыбёшки]] — прыгающие рыбы Чип-Чипы.
* [[Кондо, Кодзи|Кодзи Кондо]] — композитор
* [[Сюжетный буревестник]]:
* Тосихико Накаго — программист
** Paper Mario: The Thousand-Year Door: сэр Гродус — лидер Тайного Общества X-Навтов. Мало того, что он совсем некомичен, в отличие от остальных X-Навтов и [[Дракон (персонаж)|лорда Крампа]], он ещё и пересёк [[моральный горизонт событий]], приказав выключить Т. Е. К.а, который стал другом Принцессе Пич. {{spoiler|А потом ещё и Теневая Королева — демонесса, уничтожившая Роугпорт тысячи лет назад.}}
* Кадзуаки Морита — программист
** Super Paper Mario: граф Блэк со слезливой историей о том, как он докатился до того, чтобы уничтожить мир, и Диментио. Против них с Марио опять же объединяется его постоянный враг — Боузер.
* [[Хироси Ямаути]] — исполнительный продюсер
** Сюжетные буревестники встречаются даже в серии Mario & Luigi.
 
*** Грибы-пришельцы в Partners in Time (в английской версии непереводимо названы «Shroobs»). В предыдущей части у нас была грызущая реквизит ведьма, которая хотела захватить мир, а чудовищно чужеродные грибы-пришельцы не только ''смогли захватить'' Грибное королевство, они разрушали целые города и похищали Тоадов, и высасывали их жизненную энергию для того, чтобы использовать её как топливо для своих кораблей.
=== Музыка ===
*** В Bowser’s Inside Story у нас есть Фавфул, забавно говорящий на ингрише, Мидбус с его глуповатым соперничеством с Боузером и загипнотизированные приспешники Боузера, которые слишком уж одержимо почитают Фавфула — все являются [[смешной злой|источниками смеха]]. А теперь у нас есть [[Чужеродное чудовище|Тёмная Звезда]], которую Фавфул хочет пробудить. Её история: давным-давно она чуть не уничтожила Грибное королевство, пока её не заключили Звёздные феи, потом, пробудившись в настоящем времени, она чуть не задушила братьев Марио до смерти, когда те близко подходили к её испарениям, а когда у неё появилась речь, стало ясно, что у неё нет никакого юмора или чего-либо ещё, кроме [[Апокалиптический маньяк|одержимости уничтожить всё]].
{{main|Super Mario Bros. (саундтрек)}}
*** Сам Боузер стал таким в Dream Team и Paper Jam. Хоть он и всё тот же [[смешной злой]] Боузер, в прошлой игре он был показан абсолютно угрожающим злодеем, который {{spoiler|[[стремящийся в ГлавГады|низверг текущего]] [[ГлавГад]]а игры}}, в то время как в следующей он и его бумажная версия были показаны как крупные угрозы, перешедшие [[моральный горизонт событий]] в первый раз во франшизе, {{spoiler|показав их поработителями и апокалиптическими маньяками}}.
 
** И ещё раз Боузер стал таким в Super Mario Galaxy и Super Mario Galaxy 2. Ну да, он всё ещё забавно грызёт реквизит, но при этом он всё равно является угрожающим главгадом.
== Сиквелы ==
** Luigi’s Mansion: Dark Moon: король Бу подпал под троп, когда стал сильнее, опаснее и [[Полное чудовище|намного, намного злее]].
* ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels]]'' (в Японии вышла под названием ''Super Mario Bros. 2'')
*** А в Luigi’s Mansion 3 он поднял уровень ужаса.
* ''[[Super Mario Bros. 2]]'' (в Японии вышла под названием Super Mario USA)
* [[Терминаторизатор]] - большой гриб секунд на десять превращает Марио в великана ростом во весь экран. И на своём пути одним прикосновением он начинает сметать всё — врагов, любые кирпичи, даже трубы!
 
* [[Файербол]] — при подборе огненного цветка Марио приобретает способность кастовать фаерболы.
== Другие версии игры ==
* [[Чёрно-белая мораль]] — Обычно Братья Марио — герои, которые отправляются в приключения, чтобы остановить Боузера, который насквозь злодей.
 
** [[Бело-серая мораль]] — Хотя иногда Боузер предстаёт в виде [[Антизлодей|антизлодея]]. Его приспешники тоже не являются злыми, [[Я просто исполнял приказ|они просто делают свою работу]], и с удовольствием будут собираться вместе в Грибном королевстве в свободное время. В то время Братья Марио всё ещё однозначные герои.
=== Ремейки ===
*** В Super Paper Mario однозначно так. Братья Марио и Принцесса Пич бесспорно хорошие. Боузер [[Враг моего врага|присоединился к ним]], потому что у [[Даже у зла есть стандарты|него есть стандарты]]. Граф Блек — [[апокалиптический бедняжка]], но в конце он и его приспешники совершают [[Направо кругом|поворот напрово]]. Единственный однозначный злодей — {{spoiler|это [[Полное чудовище|Диментио]], который хочет [[Апокалиптический маньяк|уничтожить старый мир и создать новый по своему образу и подобию]]}}.
* ''[[Super Mario All-Stars]]'' — сборник из [[ремейк]]ов четырёх первых игр серии ''Super Mario'', включая японскую версию ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels|Super Mario Bros. 2]]'', для платформы [[Super Nintendo Entertainment System|SNES]]. Обладает улучшенной графикой и звуком по сравнению с оригиналами.
* [[Четыре героя — четыре темперамента]]: Марио — сангвиник, Луиджи — меланхолик, Пич — флегматик, Дейзи — холерик.
* ''[[Super Mario Bros. Deluxe]]'' — сборник из ремейков «Super Mario Bros.» и «Super Mario Bros.: The Lost Levels» (''The Lost Levels'' доступна только для прохождения в [[Многопользовательская игра|многопользовательской игре]]) для [[Game Boy Color]]. Отличается от оригинала возможностью сохранения и продолжения игры после того, как все «жизни» израсходованы. Графика и звук были перенесены из оригинала.
 
=== Альтернативные версии ===
* ''Vs. Super Mario Bros.''
* ''All Night Nippon Super Mario Bros.''
* ''Super Mario Bros. Special''
 
=== Переиздания ===
В начале 2004 года Nintendo переиздала игру на Game Boy Advance в Японии, как часть их Famicom Minis коллекции и в США как часть Classic NES Series. Эти переиздания не содержали графических обновлений и имели все ошибки оригинальной игры. Согласно данным NPD Group это переиздание «Super Mario Bros.» было самым продаваемым для Game Boy Advance с июня по декабрь 2004 года<ref>[http://www.gamespot.com/news/chartspot-june-2004-6103856 ChartSpot: June 2004] {{Wayback|url=http://www.gamespot.com/news/chartspot-june-2004-6103856 |date=20120125233718 }}. — [http://www.gamespot.com Gamespot.com] {{Wayback|url=http://www.gamespot.com/ |date=19961105034129 }}</ref>.
 
В 2005 году Nintendo снова переиздала эту игру для Game Boy Advance в честь 20-летнего юбилея игры в специальной редакции<ref>[http://www.gamasutra.com/php-bin/news_index.php?story=6766 Japanese Sales Charts, Week Ending October 2] {{Wayback|url=http://www.gamasutra.com/php-bin/news_index.php?story=6766 |date=20201126075301 }}. — [http://www.gamasutra.com Gamasutra.com] {{Wayback|url=http://www.gamasutra.com/ |date=20080610015414 }}</ref>.
 
«Super Mario Bros.» является одной из 19 игр включённых в Nintendo GameCube. Игра была издана 2 декабря 2006 в Японии, 25 декабря 2006 года в Северной Америке для Wii’s Virtual Console и являлась оригинальной копией игры со всеми ошибками<ref>[http://wii.ign.com/articles/770/770594p1.html Super Mario Bros. VC Review: The one that started it all] {{Wayback|url=http://wii.ign.com/articles/770/770594p1.html |date=20081207094043 }}. — [http://wii.ign.com Wii.ign.com] {{Wayback|url=http://wii.ign.com/ |date=20061231175051 }}</ref>.
 
Super Mario Bros. является одной из trial-игр доступных в «Masterpieces» секции в Super Smash Bros. Brawl<ref>[http://www.smashbros.com/en_us/gamemode/various/various23.html Masterpieces] {{webarchive|url=https://web.archive.org/web/20080128095218/http://www.smashbros.com/en_us/gamemode/various/various23.html |date=2008-01-28 }}. — [http://www.smashbros.com Smashbros.com] {{Wayback|url=http://www.smashbros.com/ |date=20050305230613 }}</ref>.
Для Nintendo 3DS игра была издана в сентябре 2011 года для участников Nintendo’s 3DS Ambassador Program.
 
== Отзывы ==
{{написать|дата=2021-05-30}}
 
== Влияние ==
«Super Mario Bros.» долгое время была самой продаваемой игрой в мире после [[Тетрис]]а. Всего по данным [[Nintendo]] было продано около 40 миллионов копий игры<ref>{{cite web |url=http://www.gamecubicle.com/features-mario-units_sold_sales.htm Super Mario Sales Data |title=Mario Sales Data |work=gamecubicle.com news |publisher=gamecubicle |accessdate=2015-03-26 |archive-date=2015-05-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20150521080625/http://www.gamecubicle.com/features-mario-units_sold_sales.htm |deadlink=no }}</ref>, что позволило ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Игра занимает первое место в списке «200 величайших видеоигр своего времени» журнала [[Electronic Gaming Monthly|EGM]]<ref>{{Cite web |url=http://www.1up.com/do/feature?pager.offset=10&cId=3147448 |title=The Greatest 200 Games of Their Time |access-date=2009-05-03 |archive-date=2012-06-29 |archive-url=https://archive.today/20120629011651/http://www.1up.com/do/feature?pager.offset=10&cId=3147448 |deadlink=no }}</ref>, неоднократно занимала первое место в списке «100 игр всех времён» по версии сайта [[IGN|Imagine Games Network]]<ref name="ign">{{cite web |url=http://top100.ign.com/2005/001-010.html |title=IGN's Тор 100 Games |work=ign.com |publisher=[[IGN|IGN Entertainment, Inc.]] |accessdate=2015-03-26 |archiveurl=https://www.webcitation.org/61AZGOTgL?url=http://top100.ign.com/2005/001-010.html |archivedate=2011-08-24 |deadlink=yes }}</ref>. Марио стал символом компании Nintendo и одним из самых известных игровых персонажей в мире<ref>{{cite web |url=http://kotaku.com/5636283/happy-25th-birthday-super-mario-bros |title=Happy 25th Birthday, Super Mario Bros. |author=Plunkett L. |date=2010-09-13 |publisher=[[Kotaku]] |archiveurl = https://www.webcitation.org/5ta9egREn?url=http://kotaku.com/5636283/happy-25th-birthday-super-mario-bros |archivedate = 2010-10-18 |lang=en }}</ref>.
 
Первый уровень ''Super Mario'' считается классическим примером, как можно обучить игре простым дизайном уровня: Марио появляется в левом углу и экран пуст — нужно идти вправо, после чего игрок встречает первого противника — [[Гумба|Гумбу]], перепрыгивая через которого игрок с большой вероятностью заденет секретный кирпич, и оттуда вылетит гриб увеличения.
 
На сайте [[The Cutting Room Floor]] нашли баг, из-за которого Лакиту действовал не как надо<ref>{{cite web|author=Donald Theriault|title=New Error Found In Super Mario Bros.|url=http://www.nintendoworldreport.com/news/42586/new-error-found-in-super-mario-bros|website=Nintendo World Report|accessdate=2018-03-28|date=2016-04-24|archive-date=2018-03-28|archive-url=https://web.archive.org/web/20180328164541/http://www.nintendoworldreport.com/news/42586/new-error-found-in-super-mario-bros|deadlink=no}}</ref>, вместе с ссылкой на файл, исправляющий ошибку.
 
Super Mario Bros. стала одной из самых известных игр в [[Скоростное прохождение игры|спидраннинге]], так как она считается хорошо изученной игроками. На данный момент, рекорд в категории "'''Any %'''" (прохождение игры наибыстрейшим способом, можно использовать [[баг]]и, [[глитч]]и, пропускать уровни) составляет 4 минуты 54,798 секунды, поставленный игроком ''Niftski''.
 
== Наследие ==
Успех ''Super Mario Bros.'' привел к созданию множества продолжений в серии видеоигр ''[[Super Mario (серия игр)|Super Mario]]'', которые, в свою очередь, составляют основу всей франшизы ''[[Mario (медиафраншиза)|Mario]]''. Два из этих продолжений, ''[[Super Mario Bros. 2]]'' и ''[[Super Mario Bros. 3]]'', являются прямыми продолжениями игры и были выпущены для игровой системы Nintendo Entertainment System, и достигли аналогичного коммерческого успеха. Другое продолжение, вначале также названное ''Super Mario Bros. 2'', было выпущено в 1986 году исключительно в Японии для системы [[Family Computer Disk System|Famicom Disk System]], а затем позже было выпущено в других странах в составе сборника ''[[Super Mario All-Stars]]'' под названием ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels|Super Mario Bros: The Lost Levels]]''. Игровые концепции и элементы, заложенные в ''Super Mario Bros.'', преобладают почти в каждой игре серии ''Super Mario''. Серия насчитывает более 15 игр; как минимум на каждой игровой системе Nintendo была выпущена хотя бы одна игра серии ''Super Mario''. ''[[Super Mario 64]]'' считается одной из величайших игр, созданных когда-либо, и во многом благодаря ей произошла революция в жанре видеоигр-платформеров и переход от 2D к 3D. Серия игр является одной из самых продаваемых: по состоянию на сентябрь 2015 года в мире было продано более 310 миллионов экземпляров<ref>{{cite web|lang=en|url=https://www.yahoo.com/tech/happy-birthday-super-mario-181332681.html?nf=1|title=Happy 30th birthday, 'Super Mario Bros.'!|author=Morris, Chris|work=Yahoo! Tech|date=2015-09-13|publisher=[[Yahoo!]]|archive-url=https://web.archive.org/web/20160531170505/https://www.yahoo.com/tech/happy-birthday-super-mario-181332681.html?nf=1|archive-date=2016-05-31|access-date=2016-05-15}}</ref>.
 
''Super Mario Bros.'' послужила вдохновением для создания нескольких [[Фанатская игра|фанатских игр]]:
*В 2009 году французская компания Swing Swing Submarine выпустила [[браузерная игра|браузерную игру]] под названием ''[[Tuper Tario Tros.]]'', которая сочетает в себе элементы из видеоигр ''Super Mario Bros.'' и ''[[Tetris]]''<ref>{{cite web|last=McWhertor|first=Michael|title=Tuper Tario Tros. Puts A Little Tetris In Your Mushroom Kingdom|url=http://kotaku.com/5436334/tuper-tario-tros-puts-a-little-tetris-in-your-mushroom-kingdom|website=[[Kotaku]]|access-date=2021-03-13|date=2009-12-29|archive-url=https://web.archive.org/web/20140201185620/http://kotaku.com/5436334/tuper-tario-tros-puts-a-little-tetris-in-your-mushroom-kingdom|archive-date=2014-02-01}}</ref><ref name="edge">{{cite web|last=Donlan|first=Chris|title=Tuper Tario Tros.|url=http://www.edge-online.com/features/friday-game-tuper-tario-tros|work=Edge|access-date=2021-03-13|date=2011-09-02 |archive-url=https://web.archive.org/web/20120328080922/http://www.edge-online.com/features/friday-game-tuper-tario-tros |archive-date=2012-03-28}}</ref>.
*В 2010 году разработчиком Джеем Павлиной была создана бесплатная, браузерная, фанатская игра с названием ''[[Super Mario Bros. Crossover]]''. Она является полным воссозданием Super Mario Bros — это позволяет игроку альтернативно управлять другими, различными персонажами из игр компании [[Nintendo]], включая [[Мегамен]]а, [[Линк (персонаж)|Линка]] из игр серии ''[[The Legend of Zelda]]'', Самус из серии ''[[Metroid (серия)|Metroid]]'' и Саймона из серии ''[[Castlevania]]''<ref>{{cite web|url=https://gamerant.com/super-mario-bros-crossover-game-benk-19406/|title=GR Pick: Super Mario Bros. Crossover Game|date=2010-04-29|website=gamerant.com|access-date=2021-03-13|archive-date=2018-06-15|archive-url=https://web.archive.org/web/20180615111000/https://gamerant.com/super-mario-bros-crossover-game-benk-19406/|deadlink=no}}</ref>.
*В марте 2012 года вышла фанатская компьютерная игра ''[[Mari0]]'', которая сочетает в себе элементы игрового процесса из игр серий Super Mario и ''[[Portal (серия игр)|Portal]]''. В игре Марио вооружен [[портальная пушка|портальной пушкой]], с помощью которой он может создавать [[портал (фантастика)|порталы]] и телепортироваться через них и телепортировать других персонажей<ref>{{cite web|url=http://kotaku.com/5835600/mari0-puts-a-portal-gun-in-super-mario-bros|title=Mari0 Is What Happens When Mario Gets a Portal Gun|first=Michael|last=McWhertor|website=kotaku.com|access-date=2021-03-13|archive-date=2017-08-12|archive-url=https://web.archive.org/web/20170812100830/http://kotaku.com/5835600/mari0-puts-a-portal-gun-in-super-mario-bros|deadlink=no}}</ref>.
*В 2013 году вышла браузерная игра ''[[Full Screen Mario]]''. Главным отличием в от оригинальной видеоигры является большой экран видеокадра, а также [[редактор уровней]]<ref>{{cite web |title=Full Screen Mario Web Game Closed Down Following Nintendo's Copyright Complaint |url=http://www.nintendolife.com/news/2013/11/full_screen_mario_web_game_closed_down_following_nintendos_copyright_complaint |website=[[Nintendo Life]] |access-date=2021-03-13 |date=2013-11-11 |archive-date=2018-10-11 |archive-url=https://web.archive.org/web/20181011014028/http://www.nintendolife.com/news/2013/11/full_screen_mario_web_game_closed_down_following_nintendos_copyright_complaint |deadlink=no }}</ref>.
*В 2015 году геймдизайнер Джош Миллард выпустил небольшую браузерную фанатскую игру ''[[Ennuigi]]''. Это метафизическая игра с комментариями к оригинальной видеоигре, которые связаны с неспособностью [[Луиджи (персонаж)|Луиджи]] смириться с общим отсутствием в повествовании игры<ref>{{cite web|url=http://www.avclub.com/article/one-mario-bros-has-existential-crisis-new-game-enn-223496 |title=One of the Mario Bros. has an existential crisis in the new game Ennuigi |work=[[The A.V. Club]] |publisher=The Onion |date=2015-08-06 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160831000522/http://www.avclub.com/article/one-mario-bros-has-existential-crisis-new-game-enn-223496 |archive-date=2016-08-31 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://motherboard.vice.com/read/uh-oh-luigi-read-some-derrida-and-now-hes-ennuigi |title=Uh Oh, Luigi Read Some Derrida and Now He's 'Ennuigi' |work=Motherboard |publisher=[[Vice (magazine)|Vice]] |date=2015-08-17 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20161010135753/http://motherboard.vice.com/read/uh-oh-luigi-read-some-derrida-and-now-hes-ennuigi |archive-date=2016-10-10 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://dangerousminds.net/comments/ennuigi_nintendo_for_pretentious_existentialists |title='Ennuigi': Nintendo for pretentious existentialists |work=Dangerous Minds |date=2015-08-06 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160903010105/http://dangerousminds.net/comments/ennuigi_nintendo_for_pretentious_existentialists |archive-date=2016-09-03 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://www.pcgamer.com/ennuigi-mario-flash-game/ |title=In Ennuigi you play a depressed, chain-smoking Luigi who's lost all hope |work=[[PC Gamer]] |publisher=[[Future plc]] |date=2016-08-29 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160901124530/http://www.pcgamer.com/ennuigi-mario-flash-game/ |archive-date=2016-09-01 }}</ref>.
 
== Влияние вне игрового мира ==
Название вида веслоногих ракообразных из семейства Canthocamptidae латин. [[Maraenobiotus supermario|supermario]] дано в честь персонажа видеоигры, который, как и этот вид, часто уходит под землю и носит забавные усы<ref name="Wells">Wells J. B. J. (2007) An annotated checklist and keys to the species of Copepoda Harpacticoida (Crustacea). ''[[Zootaxa]]'' '''1568'''(1)^ 1—872. {{doi|10.11646/zootaxa.1568.1.1}}.</ref>{{значимость факта?}}.
 
Немец. ''SuperMario'' — прозвище немецкого футболиста [[Гомес, Марио|Mario Gómez García]]{{значимость факта?}}
 
Англ. ''SuperMario'' — прозвище канадского хоккеиста [[Лемьё, Марио|Mario Lemieux]]{{значимость факта?}}


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}
 
== Ссылки ==
{{внешние ссылки}}
{{Серия игр Super Mario}}


{{Nav/Платформер}}
[[Категория:Компьютерные игры по алфавиту]]
[[Категория:Компьютерные игры 1985 года]]
[[Категория:Игры для Game Boy Advance]]
[[Категория:Игры для Virtual Console]]
[[Категория:Игры для NES]]
[[Категория:Игры для Famicom Disk System]]
[[Категория:Игры Mario]]
[[Категория:Платформеры]]
[[Категория:Компьютерные игры, разработанные в Японии]]
[[Категория:Компьютерные игры, разработанные Nintendo]]
[[Категория:Компьютерные игры, изданные Nintendo]]
[[Категория:Компьютерные игры, включённые во Всемирный зал славы видеоигр]]

Версия 10:23, 15 февраля 2023

Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

(link)

Вот с чего начиналось...

(link)

...и вот до чего выросло

Шаблон:Компьютерная игра

Шаблон:Нихонго — видеоигра в жанре платформера, разработанная и выпущенная в 1985 году японской компанией Nintendo для платформы Famicom. Занесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая продаваемая игра в истории. После успеха игры её главный герой, Марио, стал символом компании Nintendo и одним из самых известных игровых персонажей в мире.

Сюжет

Марио (или Луиджи) отправляется в путешествие по Грибному Королевству, чтобы найти принцессу Пич, которую Боузер заточил в своём за́мке. Во время путешествия он встречает таких врагов, как Гумба и Купа Трупа, и после схватки с Боузером в первых семи замках находит Тоада, который подсказывает, что Пич заточена в другом замке. В восьмом замке (уровень 8-4) Марио (или Луиджи) находит самого Боузера и сражается с ним. После этого он находит принцессу Пич. На этом этапе сюжет игры заканчивается.

Игровой процесс

Главными героями игры являются водопроводчик Марио и его брат Луиджи (в качестве игрового персонажа для второго игрока). Цель игры — пройти через Грибное королевство, ускользая или уничтожая солдат черепашьего Короля Купы (также известного как Боузер), чтобы спасти захваченную им в плен Принцессу.

Марио (или Луиджи) атакует противников, прыгая на них сверху (такой способ убивает грибов Гумба и временно нейтрализует черепах Купа, заставляя их прятаться в свои панцири) или ударяя снизу по платформе, на которой находится противник. «Испугавшихся» черепах можно использовать как оружие против других врагов, подтолкнув панцирь впереди себя: разогнавшись, он сметает всех на своём пути, но когда встречает преграду, меняет направление и может ударить самого Марио. На некоторых врагов, например дикобразов Спайни, нельзя запрыгивать, так как это ранит Марио. Их можно убить, выстрелив огненными шарами, или пнув в них черепаху. То же самое касается хищных растений, регулярно показывающихся из торчащих в земле труб. Некоторые из этих труб являются проходом в бонусный уровень, подземелье, в котором можно найти небольшое количество монет, а заодно сократить путь до выхода с уровня. Также встречаются ростки, по которым Марио поднимается на облака, бонусный уровень, на котором большое количество монет и нет противников.

Файл:Super Mario 3-1.jpg
Первый уровень «третьего мира». Огненный Марио.

По пути Марио собирает монеты и бонусы, ударяя по блокам со знаком вопроса, а также выискивая секретные хранилища монет в кирпичных стенах. При наборе ста монет Марио получает дополнительную «жизнь», изначально у Марио есть три «жизни». За поверженных врагов начисляются очки, которые не приносят какой-либо практической пользы, а служат лишь для отражения мастерства игрока. При наборе 1 миллиона очков шестизначное табло увеличивается до семизначного. При последовательном поражении врагов одним черепашьим панцирем очки начисляются по возрастающей за каждого убитого: от 500 до 8000 очков, а затем (при поражении восьмого персонажа) Марио начисляется дополнительная «жизнь».

Среди бонусов может встретиться оранжевый гриб, взяв который, персонаж увеличивается в размерах, превращаясь в Супер Марио (англ. Super Mario), и может разбивать головой кирпичи. Если взять после этого цветок, то Супер Марио становится Огненным Марио (англ. Fire Mario) и получает возможность стрелять огненными шарами, то есть поражать противника на расстоянии. Если Супер Марио или Огненный Марио дотрагиваются до противника, то они возвращаются в стадию обычного Марио. Если же противник ранит Марио или кончается время, выделенное для прохождения уровня, то игрок теряет одну «жизнь» и игра начинается заново (либо с начала уровня, либо с его середины). В уровнях, которые расположены в за́мках, погибший Марио начинает игру всегда с начала уровня.

Ещё один встречающийся в игре бонус — звезда. Она не «вырастает» из блока, как гриб, а выскакивает из него и начинает перемещаться высокими и короткими прыжками. Заполучив её, Марио становится на некоторое время неуязвимым для врагов: противники погибают от одного его прикосновения. Но он всё равно погибнет, если упадёт в яму, или если закончится время.

На некоторых уровнях встречаются также скрытые бонусы в виде зелёного гриба «1-up», который добавляет Марио одну «жизнь».

Файл:Super Mario 8-4.png
Схватка с Королём Купой, уровень 8-4. На изображении обычный Марио

Игра состоит из восьми миров по четыре уровня в каждом. В конце каждого четвёртого уровня, на мосту через озеро с лавой, Марио встречается с Боузером(Королём Купой) (англ. Bowser, англ. King Koopa) — огромным черепаховидным драконом. Он дышит огнём, а начиная с шестого мира — ещё и метает огромные молоты. Победить Боузера можно двумя способами: дотронуться до топора, находящегося за Купой (тот перерубит трос и Король Купа упадёт в лаву), либо поразить короля Купу с безопасного расстояния огненными шарами. В случае победы над Купой в первых семи мирах с помощью огня, выясняется, что это на самом деле переодетый простой враг, как черепаха, Гумба и т. д. После этого Марио встречает Тоада — жителя Грибного королевства, который говорит ему: «Thank you Mario! But our princess is in another castle!» (Шаблон:Lang-ru)

В игре существуют три секретных перехода, называемые Зоной Перемещения (англ. Warp Zone) и позволяющих быстро переместиться в другие миры. Марио может туда попасть, пробив потолок в подземелье и пройти до конца уровня. При попадании в секретную комнату на экране появляется надпись «Welcome to warp zone!» (Шаблон:Lang-ru) и трубы с номерами миров, в которые можно перенестись. Также на некоторых уровнях в за́мках имеются ловушки — постоянно повторяющиеся комнаты, которые необходимо проходить в определённом порядке.

После того, как игрок пройдёт последний уровень восьмого мира, он получит возможность начать игру в более сложном режиме (англ. Second quest— второе задание). Отличия от основного задания:

  • Все противники передвигаются с большей скоростью;
  • Все грибы Гумба заменяются на жуков Баззи;
  • Все платформы-лифты уменьшаются в размерах;
  • Регенерация оглушённых врагов происходит быстрее;
  • Огненные стержни появляются во всех отведённых местах, и в некоторых случаях становятся длиннее;
  • Некоторые карты усложнены (например, пушечными ядрами, которых нет в классической версии);
  • В некоторых случаях, большая численность врагов (водоём, рыбки Чипы);
  • Более редки контрольные пункты (check-point) в середине уровня.

Разработка игры

Файл:Takashi Tezuka, Shigeru Miyamoto and Kōji Kondō.jpg
Такаси Тэдзука, Сигэру Миямото и Кодзи Кондо на фестивале в честь 30-летия Super Mario Bros. в Сибуя, Токио (13 сентября 2015)

За дизайн Super Mario Bros. отвечало подразделение Nintendo Research & Development во главе с Сигэру Миямото и Такаси Тэдзукой. Помощь в программной части игры оказывала компания SRD Company, Ltd. с Тосихико Накаго[1].

Разработка Super Mario Bros. началась после того, как Сигэру Миямото и Такаси Тэдзука завершили работу над играми Excitebike и Devil World[2]. Эти игры, включая Kung Fu (порт аркадной игры Kung-Fu Master от команды Миямото на Famicom), стали основополагающими при разработке. Ключевыми элементами проекта должны были стать крупные спрайты главного персонажа, как в Devil World, и прокручивающийся экран, наподобие Excitebike и Kung Fu. Последние две игры вдохновили Миямото на создание концепта, по которому игрок мог «продумывать стратегию, пока экран прокручивается на большие расстояния», а также добавить надземные и подземные уровни и сделать задний фон цветным (до этого в играх Миямото фон был в основном чёрным)[3]. По замыслу Миямото, Super Mario Bros. должна была стать «главной кульминацией» для эры игр на картриджах для Famicom, так как к выпуску на тот момент готовилось дополнение для консоли – Famicom Disk System, позволяющее запускать игры на дискетах. По этой причине Миямото и Тэдзука хотели упаковать различные технологии, освоенные с момента выхода Famicom, в одной игре[2][4].

Производство Super Mario Bros. шло параллельно с разработкой The Legend of Zelda, директором которой также выступал Сигэру Миямото. Некоторые элементы из The Legend of Zelda были использованы для Super Mario Bros., например, Огненные стержни (англ. Fire Bars), исполняющие функцию объекта в Zelda, выступают как препятствие в Super Mario Bros.[5]

Первоначально в проекте Марио не выступал в качестве главного персонажа. В раннем прототипе игры, созданном Тосихико Накаго из SRD по просьбе Миямото в качестве эксперимента, игрок управлял прямоугольником с расширением 16x32 пикселя. Прямоугольник мог двигаться, но не был способен прыгать. Тэдзука, ознакомившись с хорошими показателями продаж Mario Bros. на Famicom, предложил Миямото использовать Марио в качестве героя, на что тот согласился[5]. Игре дали название «Super Mario Bros.» в честь новой формы главного персонажа – Супер Марио (после получения Супер Гриба)[2].

Для Super Mario Bros. были предложены различные идеи, многие из которых не попали в игру. Так, на начальной стадии разработки было предложено создать бонус-уровень, где Марио или Луиджи верхом на ракете собирали монетки, обстреливая противников. Позже ракета была заменена на облако, а через время концепт и вовсе откинули[1]. Бонус-уровень в облаках с монетками – то, что осталось от первоначальной концепции в игре[4]. Миямото изначально представлял Боузера как вола, вдохновившись Королём Волов из аниме 1960 года «Alakazam the Great». Однако, Тэдзука представлял его больше в облике черепахи, и вместе они выработали окончательный дизайн[6].

Миямото не желал делать Марио меньше, чем было задумано, но первые прототипы игры не удовлетворяли команду, так как персонаж был слишком большим. Дизайн уровней создавался под маленького Марио с задумкой сделать его больше в финальной версии[4]. Но позже команда посчитала, что было бы забавнее дать Марио возможность изменяться в размерах с помощью усилителя[2]. Идея гриба, увеличивающего главного героя, пришла из японских народных сказок, в которых персонажи путешествовали по лесу и подбирали волшебные грибы, оттуда же пришла идея для названия мира Super Mario Bros. – «Грибное Королевство». Для того, чтобы сделать получение гриба более приятным для игрока, команда решила сделать Марио маленьким в начале первого уровня.

На момент создания Super Mario Bros. графических редакторов не существовало. Для создания уровней Миямото и Тэдзука использовали миллиметровую бумагу, нанося на неё дизайн локаций. Если было необходимо внести изменения, поверх миллиметровки накладывалась прозрачная бумага, на которую намечали исправления. Позже команда Нагако вставляла уровни в саму игру[1][7].

Носителем для Super Mario Bros. был картридж, вмещающий 256 килобитов памяти, 64 из которых занимали спрайты и графика заднего фона. Из-за ограничений хранилища дизайнеры искали способы для экономии места, что, как подметили сами разработчики, было похоже на весёлое соревновательное ТВ-шоу[8]. Так, облака и кусты на заднем фоне имеют одинаковые спрайты, но разные цветовые палитры. Декорации для заднего фона сгенерированы с помощью автоматического алгоритма[9]. Звуковые эффекты также были повторно использованы. Например, звук получения урона и входа в трубу одинаков, или звук попадания Марио на врага и гребка под водой[10].

Последним противником в Super Mario Bros., которого добавили в игру, является Гумба. К концу разработки команда решила, что в игре не хватает обучающего противника, которого можно было бы раздавить одним прыжком. К тому моменту, для нового противника почти не оставалось места в памяти игры, поэтому спрайт Гумбы представляет собой постоянное изображение, которое пролистывается туда-сюда[11] . После добавления музыки Кодзи Кондо, оставалось 20 свободных байтов в памяти картриджа. Миямото использовал оставшееся место для добавления короны в качестве вознаграждения для игроков, кто смог набрать от 10 жизней и больше[8].

Разработчики

Музыка

Основная статья: Super Mario Bros. (саундтрек)

Сиквелы

Другие версии игры

Ремейки

  • Super Mario All-Stars — сборник из ремейков четырёх первых игр серии Super Mario, включая японскую версию Super Mario Bros. 2, для платформы SNES. Обладает улучшенной графикой и звуком по сравнению с оригиналами.
  • Super Mario Bros. Deluxe — сборник из ремейков «Super Mario Bros.» и «Super Mario Bros.: The Lost Levels» (The Lost Levels доступна только для прохождения в многопользовательской игре) для Game Boy Color. Отличается от оригинала возможностью сохранения и продолжения игры после того, как все «жизни» израсходованы. Графика и звук были перенесены из оригинала.

Альтернативные версии

  • Vs. Super Mario Bros.
  • All Night Nippon Super Mario Bros.
  • Super Mario Bros. Special

Переиздания

В начале 2004 года Nintendo переиздала игру на Game Boy Advance в Японии, как часть их Famicom Minis коллекции и в США как часть Classic NES Series. Эти переиздания не содержали графических обновлений и имели все ошибки оригинальной игры. Согласно данным NPD Group это переиздание «Super Mario Bros.» было самым продаваемым для Game Boy Advance с июня по декабрь 2004 года[12].

В 2005 году Nintendo снова переиздала эту игру для Game Boy Advance в честь 20-летнего юбилея игры в специальной редакции[13].

«Super Mario Bros.» является одной из 19 игр включённых в Nintendo GameCube. Игра была издана 2 декабря 2006 в Японии, 25 декабря 2006 года в Северной Америке для Wii’s Virtual Console и являлась оригинальной копией игры со всеми ошибками[14].

Super Mario Bros. является одной из trial-игр доступных в «Masterpieces» секции в Super Smash Bros. Brawl[15]. Для Nintendo 3DS игра была издана в сентябре 2011 года для участников Nintendo’s 3DS Ambassador Program.

Отзывы

Шаблон:Написать

Влияние

«Super Mario Bros.» долгое время была самой продаваемой игрой в мире после Тетриса. Всего по данным Nintendo было продано около 40 миллионов копий игры[16], что позволило ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Игра занимает первое место в списке «200 величайших видеоигр своего времени» журнала EGM[17], неоднократно занимала первое место в списке «100 игр всех времён» по версии сайта Imagine Games Network[18]. Марио стал символом компании Nintendo и одним из самых известных игровых персонажей в мире[19].

Первый уровень Super Mario считается классическим примером, как можно обучить игре простым дизайном уровня: Марио появляется в левом углу и экран пуст — нужно идти вправо, после чего игрок встречает первого противника — Гумбу, перепрыгивая через которого игрок с большой вероятностью заденет секретный кирпич, и оттуда вылетит гриб увеличения.

На сайте The Cutting Room Floor нашли баг, из-за которого Лакиту действовал не как надо[20], вместе с ссылкой на файл, исправляющий ошибку.

Super Mario Bros. стала одной из самых известных игр в спидраннинге, так как она считается хорошо изученной игроками. На данный момент, рекорд в категории "Any %" (прохождение игры наибыстрейшим способом, можно использовать баги, глитчи, пропускать уровни) составляет 4 минуты 54,798 секунды, поставленный игроком Niftski.

Наследие

Успех Super Mario Bros. привел к созданию множества продолжений в серии видеоигр Super Mario, которые, в свою очередь, составляют основу всей франшизы Mario. Два из этих продолжений, Super Mario Bros. 2 и Super Mario Bros. 3, являются прямыми продолжениями игры и были выпущены для игровой системы Nintendo Entertainment System, и достигли аналогичного коммерческого успеха. Другое продолжение, вначале также названное Super Mario Bros. 2, было выпущено в 1986 году исключительно в Японии для системы Famicom Disk System, а затем позже было выпущено в других странах в составе сборника Super Mario All-Stars под названием Super Mario Bros: The Lost Levels. Игровые концепции и элементы, заложенные в Super Mario Bros., преобладают почти в каждой игре серии Super Mario. Серия насчитывает более 15 игр; как минимум на каждой игровой системе Nintendo была выпущена хотя бы одна игра серии Super Mario. Super Mario 64 считается одной из величайших игр, созданных когда-либо, и во многом благодаря ей произошла революция в жанре видеоигр-платформеров и переход от 2D к 3D. Серия игр является одной из самых продаваемых: по состоянию на сентябрь 2015 года в мире было продано более 310 миллионов экземпляров[21].

Super Mario Bros. послужила вдохновением для создания нескольких фанатских игр:

  • В 2009 году французская компания Swing Swing Submarine выпустила браузерную игру под названием Tuper Tario Tros., которая сочетает в себе элементы из видеоигр Super Mario Bros. и Tetris[22][23].
  • В 2010 году разработчиком Джеем Павлиной была создана бесплатная, браузерная, фанатская игра с названием Super Mario Bros. Crossover. Она является полным воссозданием Super Mario Bros — это позволяет игроку альтернативно управлять другими, различными персонажами из игр компании Nintendo, включая Мегамена, Линка из игр серии The Legend of Zelda, Самус из серии Metroid и Саймона из серии Castlevania[24].
  • В марте 2012 года вышла фанатская компьютерная игра Mari0, которая сочетает в себе элементы игрового процесса из игр серий Super Mario и Portal. В игре Марио вооружен портальной пушкой, с помощью которой он может создавать порталы и телепортироваться через них и телепортировать других персонажей[25].
  • В 2013 году вышла браузерная игра Full Screen Mario. Главным отличием в от оригинальной видеоигры является большой экран видеокадра, а также редактор уровней[26].
  • В 2015 году геймдизайнер Джош Миллард выпустил небольшую браузерную фанатскую игру Ennuigi. Это метафизическая игра с комментариями к оригинальной видеоигре, которые связаны с неспособностью Луиджи смириться с общим отсутствием в повествовании игры[27][28][29][30].

Влияние вне игрового мира

Название вида веслоногих ракообразных из семейства Canthocamptidae латин. supermario дано в честь персонажа видеоигры, который, как и этот вид, часто уходит под землю и носит забавные усы[31]Шаблон:Значимость факта?.

Немец. SuperMario — прозвище немецкого футболиста Mario Gómez GarcíaШаблон:Значимость факта?

Англ. SuperMario — прозвище канадского хоккеиста Mario LemieuxШаблон:Значимость факта?

Примечания

Ссылки

Шаблон:Внешние ссылки Шаблон:Серия игр Super Mario