Маленькие синие пульки

Материал из Posmotreli
Версия от 01:01, 26 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Q|noanon=1|Чем убить маленького синего слоника? Маленькими синими пульками.}} Во многих играх урон оружия определяется одним числом. При каждом попадании противник теряет определённое количество хитов, и всё. Создавать такие игры просто, но возникает множ...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Чем убить маленького синего слоника? Маленькими синими пульками. »

Во многих играх урон оружия определяется одним числом. При каждом попадании противник теряет определённое количество хитов, и всё. Создавать такие игры просто, но возникает множество проблем. Начиная с подавления недоверия: в реальности-то разное оружие имеет разные поражающие факторы, которые зависят от различных условий! Продолжая разнообразием: если вооружение просто отнимает хиты цели, то любую пушку можно охарактеризовать dps[1]'ом. В таком случае оружие с самыми лучшими числами урона самое крутое, а остальное… вовсе не нужно, так как делает то же самое в тех же условиях, только хуже. Тактика при таком раскладе тоже не блещет: все игровые возможности игрока и его противника измеряются четырьмя числами: их здоровьем и уроном. Не особо развернёшься[2]. Именно в таких играх танки и боссы имеют много хитов, а игроки их затыкивают. И зачастую это уныло.

Поэтому игроделы начали придумывать новые способы нанесения урона. Общая идея — выстрел характеризуется не одним числом (количеством снятых хитов), а несколькими. Какими и что именно они обозначают — зависит от игры. При грамотной реализации разное оружие становится крутым или вовсе бесполезным в зависимости от врага, условий или даже времени суток, что делает игру более интересной, а тактики — более разнообразными. А ещё принуждает игрока не только стрелять, но и собирать, и копить: ведь может статься, что для убийства маленького синего слоника сколько-нибудь оптимальным образом на самом деле необходимо найти маленькие синие пульки.

В суровом случае синие пульки снимаются с коричневого слоника, коричневые — с зелёного слоника, зелёные — с красного и т. д. Приходится грамотно выбирать порядок забоя хоботных. В садистском случае переключаться нельзя, и надо расчищать дорогу к красному слоняре от мелких мобов, выбивать из фиолетового слоника красные пульки и стремглав бежать бить красного, и не ровён час убьёшь по дороге мелкого моба, из которого серые пульки выпадут.

Резист — родственный троп. Определяет устойчивость цели к определённым типам урона — причём, как правило, не только от оружия, а вообще. Естественно, присутствует везде, где присутствует сабж, поскольку разделение повреждения на несколько типов подразумевает разделение защиты на несколько типов. Обратное — вовсе не факт.

Как правило, троп является фундаментальной частью более-менее развитой боевой механики в любой игре. Стоит приводить или особо достойные (ранние, развитые, необычные или популярные) примеры, или примеры аверсии.

Примеры

  • Doom, Episode II. Кибердемон устойчив к сплэшу ракет, иначе бы он быстро ушарашил самого себя. К прямому попаданию — нет, но троп уже возник: лучше всего жечь его принесённым с других уровней плазмаганом. Ну, а если погиб (в ванили арсенал при этом обнуляется) — долго ковыряться ракетами, потому что синих пулек на уровне с синим слоником не положили (он всё-таки босс, а не чучело для битья).
    • Doom RL — есть аж шесть резистов (рукопашная, пулевая, картечная, огненная, плазменная и кислотная атаки), плюс «просто броня» (общее ослабление урона), ну и соответствующее оружие, которое по-разному поглощается резистами и вдобавок с разным коэффициентом задерживается «просто бронёй».
  • Freelancer — у звездолётов в игре есть три типа щитов (молекулярный, гравитонный и позитронный) и восемь видов вооружения, каждый из которых эффективен против определённого щита (например, фотонные и лазерные пушки эффективны против позитронных щитов, при этом они скорострельны и экономят энергию корабля, а плазменные — хороши против гравитонных щитов, наносят огромный урон, но медленные и энергоёмкие). Также имеются специальные импульсные пушки, которые гораздо быстрее остальных орудий снимают щиты, но практически бесполезны против корабельной брони.
  • Heretic — выстрелы из определенного «не-магического» оружия проходят сквозь призрачные версии врагов. Огненная Булава, усиленная томиком, ваншотит обычных врагов независимо от их здоровья, но боссы имеют иммунитет к этому эффекту.
  • Серия игр «В тылу врага», и прочие игры на GEM Engine: Для 20-мм (как однозарядных, так и у автоматических) орудий есть «БР 20ММ», «БР 20ММ зенитное» и «Крупнокалиберные патроны». «Зенитное» встречается чаще, ведь в мелкокалиберных зенитках его уйма, встречается также в Sd.Kfz-232, по сути это фугас (взрываются, оставляя после себя облако дыма). «Бронебойные» встречаются в более увесистом варианте пушки вроде той, что на Pz-2 (тот самый танк в WoT, что летает, но низенько-низенько), и обладает большей пробивной мощью, ведь ими, как предполагал военпром, будут стрелять по более крепкой технике, а не по картонным самолётам, «Патроны» встречаются в тяжёлых пулемётах и не рыбо, не мясо: брони пробивают меньше Бронебойных, но не взрываются. У остальных пушек кроме таких мощных, что брони нужной толщины нет (береговая артиллерия) есть деление на Бронебойные, Фугасные и Подкалиберные: первые пробивают броню и ими нужно стрелять по тяжёлой технике, вторые сильно взрываются, нанося больше урона но обладая меньшим бронепробитием, ими стреляем по пехоте и лёгкой для данного орудия технике, подкалиберные по сути те же бронебойные, но их гораздо меньше, и они ещё лучше пробивают броню.
    • Особые боеприпасы также имеются у «Базуки». Всего их 3: легкий боеприпас (почти все виды ракет за некоторыми исключениями, пробивает 120 ММ, по пехоте бьет крайне слабо), средний (винтовочная граната, сирьч заряд от наствольного гранатомета, помимо пробивания брони дает взрыв осколков сравнимый с обычной ПП гранатой) и тяжёлый (граната от супер-базуки: помимо бронепробития создает огромный взрыв, сметает пехоту и высунувшиеся танковые экипажи и крушит все здания на своем пути, находится в редакторе). [1].
  • Fallout I/II. Отдельно damage, отдельно AC modifier, отдельно DR modifier. Для увёртливых целей важен AC mod, для бронированных — DR mod, а просто «мясные» (с высокими хитами) требуют много damage. При этом свойства конкретного выстрела складываются из параметров оружия, типа боеприпасов (большинство имеет два разных типа на выбор) и удобства/неудобства того органа, в который собираешься влепить пулю.
  • Fallout Tactics — особняком стоят патроны для дробовика. Красные (собственно с дробью) — хороши для пальбы по слабо защищённым противникам, а заодно поражают не одного, а нескольких врагов; зелёные (пулевые) лучше использовать на бронированных противников. Ну а жёлтые, с электромагнитными зарядами, имеет смысл выпускать только и исключительно в роботов — для железяк они чрезвычайно опасны, а тратить эти немногочисленные патроны на кого-то другого… ну, собственно и будет напрасной тратой невосполнимого боезапаса.
  • Minecraftдля нежити урон/лечение от зелий инвертируются, адские мобы иммунны к огню, и даже оружие, повреждающее путём падения с высоты, с недавних пор завезли (таким образом, обычный резист к падению стал предметом статьи).
  • Ведьмак — стальное оружие бьет без штрафа людей (ну, и эльфов-гномов-краснолюдов-нимф) и обычных животных, серебряное — только чудовищ.
    • Это в игре, где механику немного упростили. В книге же даже подсвечивается, что и стальной (точнее, из метеоритного железа), и серебряный мечи предназначены для чудовищ — для разных видов чудовищ.
    • В третьей части упрощено также визуально: враги с красной полоской хитов (здоровьем) бьются стальным мечом, с белой (эссенцией) — серебряным.
  • Pillars of Eternity — множество типов урона, и отдельные резисты под каждый из них.
  • DotA — во все дыры. «Чего БКБ не собираешь? — У Пуджа два дисейбла, и оба пробивают БКБ». Пять орб-эффектов (причём ранее они сочетались по сложным правилам), три основных вида урона и три дополнительных, защита от магии (Black King Bar = БКБ и прочее, которая к тому же не абсолютная). И это ещё не упоминали тактику игры — не зря Дота стала вершиной киберспорта.
  • Armored Warfare — разномастные боеприпасы, помноженные на несколько типов брони:
    • Синяя пуля — бронебойный подкалиберный снаряд (на ранних уровнях просто бронебойная болванка, на поздних отрастает оперение). Позиционируется как уныло-практичное решение, каковым и является за счёт хорошей скорости полёта, умеренного урона и неплохого бронепробития. Единственный минус — склонность к непробитию при очень больших углах встречи с бронёй. В обновлении 0.27 некоторым танкам (в основном советской и американской школы) завезли урановые «ломы», которые можно утопить во ртути обладают некоторым зажигательным эффектом (что при правильных командирах и выцеливании уязвимых мест позволяет поджигать и подрывать вражеские танки).
    • Жёлтая пуля — осколочно-фугасный снаряд. Обладает очень высоким уроном, но весьма низким бронепробитем — что компенсируется возможностью нанесения урона и без пробития брони. Из-за этого имеет строго два применения — заковыривание ОБТ, которых в лоб по-другому не пробить совсем[3] (уныло, но практично) и очень болезненные плюхи для обладетелей брони символичной (круто, но трудно).
      • После обновления 0.27 у фугасы поляризовались — меньше 150 мм довольно бестолковы по сколь-нибудь толстой броне, зато больший калибр способен устрашить даже самых крепких бегемотов типа Challenger 2 ATDU.
    • Красная пуля — кумулятивный снаряд. Явные плюсы вроде высокого урона (и по модулям тоже) и бронепробития сочетаются с не менее очевидными минусами — комбинированная броня обладает высоким резистом и нивелирует огромные цифры бронепробития, а ведь ещё есть всевозможные экраны и динамическая защита. Существуют также экзотические кумулятивно-осколочные снаряды для 120-мм пушек НАТО (при непробитии работают как ослабленная версия фугасов) и китайские тандемные снаряды, плевать хотевшие на ДЗ.
    • Зёленая пуля — бронебойно-фугасный снаряд, этакий гибрид кумулятива и фугаса. Отличная штука против ранних танков с гомогенной бронёй[4] (особенно если посадить командиров с усилением урона по модулям), но в дальнейшем из-за появления экранов и комбинированной брони переходит в разряд почти бесполезных (за исключением монструозного 140-мм снаряда для Challenger 2 ATDU). Распространены на британских танках и всех 105-мм пушках (ибо они суть варианты британской же L7). Так же существует эксклюзивный 120-мм снаряд PELE, который технически является «ломом», но имеет ещё и добавочный эффект, аналогичный БФСам.
    • Красная ракета — ПТУР с кумулятивной боевой частью. За счёт (обычно) повышенного калибра обладает отличным уроном и бронепробитием, однако недостатки кумулятивных снарядов никуда не деваются… пока не появляются тандемные боеголовки. ПТУРы летят медленно (ранние модели — ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО), зато есть возможность «завести» ракету через рельеф и/или в уязвимые места противнику. С другой стороны — у враг есть КАЗ и/или КОЭП для недопущения этого, а возможность быстро выпустить повторную ракету есть не всегда. Существуют экзотические варианты вроде британских Swingfire с вертикальным стартом и крышебойных вариантов TOW.
    • Зелёная ракета — ПТУР с термобарической боеголовкой. Этакий управляемый БФС, одно время был эффективен в руках читерского ИИ — но не обычных игроков.
    • Разноцветные дробинки — указанные выше снаряды (за вычетом кумулятивов) применяются и в малокалиберных автоматических пушках, берущих своё сугубо скорострельностью. Но там вовсю действует принцип «дым пожиже, труба пониже» и разница уже не столь принципиальна (хотя VBL с лентой из 25-мм PELE по-прежнему имба, ну или близка к ней).
  • War Thunder — здесь система снарядов и брони ещё сложнее:
    • Броня делится на комбинированную, сварную гомогенную, литую гомогенную (немного хуже сварной при той же толщине), конструкционную сталь и алюминиевые сплавы (заметно уступают в прочности гомогенной броне). Также имеются экраны и динамическая защита.
    • Великое разнообразие бронебойных «болванок» — имеются каморные и сплошные (первые радуют зарядом взрывчатки внутри, эффективно превращая внутренности танка в фарш, правда на тонкой броне могут не взвестись), остроголовые и тупоголовые (отличаются разной эффективностью по прямой и наклонной броне), с со специальными насадками (бронебойные наконечники и баллистические колпачки) и без.
    • Подкалиберные снаряды также сильно различаются — если примитивные «катушки» применяют только от лютой безысходности (уж очень сильно падает пробитие с расстоянием), то более продвинутые «ломы» с отделяемым поддоном и/или оперением в итоге становятся мейнстримом на поздних машинах.
    • Кумулятивы радуют постоянным пробитием на любом расстоянии. Но если ранние вращающиеся снаряды обладают не очень хорошим пробитем и при хорошем заброневом воздействии, то поздних оперённых всё наоборот.
    • Управляемые ракеты аналогичны кумулятивам по воздействию, но делятся на первое и второе поколение, отличающиеся удобством управления.
    • Бронебойно-фугасные снаряды достаточно ситуативны и применяются только на некоторых британских танках.
    • А вот обычные фугасы балансируют на грани «круто, но не практично» и «круто, но трудно». Даже 122-мм «таблэтка» от ИС-2 способна эффективно пробивать тонкую крышу многих танков, а чего уж говорить о 152-мм «дуде» легендарного КВ-2…
  • Jagged Alliance 2 — буквально: магазины с красной полоской бронебойные, синие — экспансивные. Поскольку целей без бронежилетов раз-два и обчёлся, на практике в основном используют первые.
  • Fallout: New Vegas — можно покупать, делать и заряжать в оружие разные боеприпасы: против брони, против целей без нее, эконом-варианты и т. д.
  • Nuclear Throne — инверсия: присутствуют виды оружия, испускающие при выстреле токсичный газ, убивающий всё живое… кроме боллгаев. Если одна такая лягушка зайдёт в облако, то мутирует и начнёт стрелять пулями во все стороны, чем доставит игроку много трудностей.
    • Напрямую уже троп играется с лазерами, арбалетами и рукопашным оружием — они идеально подходят, чтобы бить полицейских-щитовиков: остальные снаряды рикошетят от их щитов и могут угодить обратно в игрока.
  • Mega Man — каждый из боссов уязвим к определённому оружию, а от некоторых вообще не получает урона. Причём оружие берётся с других боссов, образуя ту самую цепочку слоников.
    • Оружие-пасхалка из DoomRL относится к садистскому варианту. Только заставишь его плазмой стрелять, как подвернётся мелкий моб и здрасте-привет.
  • Angry Birds — желтая птица лучше пробивает дерево, синяя — лёд, а чёрная — камень.
  • World of Tanks — Осколочно-фугасные снаряды, за исключением некоторых случаев, практически бесполезны против бронированной техники. Но стоит в прицел попасть какой-нибудь САУ или «хрустальной пушке»…
  • Borderlands — разные виды стихийного урона. Огонь против обычных врагов, кислота против роботов, электричество против щитов. Исключение — шлак, который делает врагов более уязвимыми к другим видам урона. Красавичк Джек напоминает, что взрывы тоже считаются за стихию.
  • Shadow Warrior 2 — еще более вырожденный вариант. Красные слоны устойчивы к красным пулям и уязвимы к синим, желтые слоны устойчивы к желтым пулям и уязвимы к зеленым, и наоборот. Других комбинаций не предусмотрено, и цвет все враги получают случайно, так что извольте носить полный комплект разноцветных ружей.
  • Warframe — три типа физического урона, четыре базовых типа стихийного урона, которые можно скомбинировать еще в шесть типов, у каждой вражеской фракции по четыре типа здоровья, каждый с со своими резистами и уязвимостями (а некоторые боссы еще и заимствуют типы чужих фракций). Также у каждого типа урона есть статус-эффект, срабатывающий с определенной вероятностью, зависящей от оружия — режущий урон вызывает кровотечение, взрыв сбивает с ног, холод замораживает.
  • System Shock 2 — красные пули против живых целей, зеленые против роботов (бронебойные). Синие — универсальные. Так как это, в общем-то, horror survival, то пулек постоянно в обрез.
  • Поздние игры серии Avernum и Genoforge вбивают педаль в пол. Под конец игры встречаются пилоны, чрезвычайно больно бьющее и уязвимые только к одному определённому типу дамага. И никак не различимые от другого, рядом стоящего пилона.

Примеры вне игр

  • Анекдот-эпиграф, разумеется.
  • Да собственно гладкоствольные дробовики как есть. Против мелких зверей и птиц нужна мелкая дробь, на зверя покрупнее — уже картечь, а для особо крупных животных и вовсе подавай тяжёлую пулю.
  • И не только дробовики. В армии тоже по разным целям эффективнее разные боеприпасы. Скажем, из пушек по пехоте лучше стрелять осколочными снарядами, по танку бронебойными, и это только начало списка. Аналогично — разнообразные бомбы, мины и всё такое прочее. Да что там, даже к ручному стрелковому оружию выпускаются разные виды пуль.
  • А ещё до огнестрела и пулек как таковых лучники изощрялись как могли. Заходим в любой музей с наконечниками стрел и приобщаемся: вот тебе граненый бронебойный наконечник, вот тебе «гудящий», благодаря полости внутри издающий жуткие звуки в полете, вот тебе полулунный — что-нибудь стратегически перерезать…
    • В книге «День триффидов», кстати говоря, против этих самых триффидов разработали специальные пушки, стреляющие бумерангами, мини-циркулярками и другими штуками для перерезания стеблей. Другие цели от такого оружияя получают гораздо меньше урона, а самим триффидам наплевать на обычные пули, растения же.
  • Средневековые охотники с арбалетами тоже имели специальные куоррелы — тупой (оглушающий) для мелкой птицы, короновидный для зайца или фазана.
  • До них изощрялись пращники: обожжённый глиняный шарик летит по наиболее предсказуемой траектории, камень прочнее и дешевле, но из-за неидеальной аэродинамики сильнее гуляет, свинцовая пуля (ага, свинцовый заряд для пращи тоже называется пулей) тяжелее и, соответственно, больнее бьёт, но стоит дорого.
  • И что-то подсказывает, что даже у доисторических охотников были разные копья для охоты на разных зверей: потолще и покрепче на кабана, рогатина на медведя, тонкое метательное с наконечником, который не выпадает из раны, на оленя…

Примечания

  1. Damage Per Second — урон в секунду
  2. Есть в принципе ещё такая вещь как дозирование урона. Например, снайперская винтовка бьёт сильно, но редко, из-за чего против 3872 орков менее полезна, чем ракетница. Ракетница, в свою очередь, не использует потенциал урона по области если цель одна, а ещё ракета летит медленно, и против шустрого врага нужен пулемёт.
  3. Лобовое противостояние двух Объектов 279 как раз про это — обычные бронебойные «болванки» против собственной брони абсолютно бесполезны, а из альтернативы только фугасы.
  4. Именно наличие 120-мм БФС на Chieftain Mk.2 не позволило стать Объекту 279 ужасающей имбой — там где другие снаряды не пробивали, британский HESH наносил жуткий урон с критами.