Рыцарь

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Рыцарь — это меч верхом на коне! Все прочее — обеты, помазание и поклонение прекрасным дамам — всего лишь ленточки, которые повязывают на этот меч. »
— Сандор «Пёс» Клиган
Рыцарское «копьё» на марше:
1) боевой конь;
2) рыцарь в походном шлеме на верховом коне;
3) оруженосец везущий копьё, щит, и прочее снаряжение;
4) вооружённый слуга одетый в кое-какой доспех;
5) наёмный лучник, едет на своём коне, хотя воюет пешком;
6) слуга на коне, без доспеха, но с кое-каким оружием;
7) конь с припасами и слугой;
8) вьючная лошадь;
9) пешие воины.
Учебник фехтования начала XIV века (написан в Рейхе и сохранился в Лондонском Уэйт-Тауэр)

(link)

Реконструкция Тауэрского учебника фехтования

Благородный рыцарь — средневековый и фэнтезийный особо навороченный вариант дворянина. В средние века обычный дворянин в 7 лет мог попасть в пажи[1], а в 14 становился оруженосцем, ну а в 21 год или около того, как правило, проходил посвящение в рыцари. Можно было и не получить рыцарское звание, но принадлежать к благородному роду[2]; однако в средние века поначалу это были скорее исключения, чем правило. Шли века, и таких «просто дворян» (не-рыцарей) становилось всё больше.

До появления рыцарства были конные племенные дружины. В тёмные века их было достаточно, но очень скоро оказалось, что как попало вооружённое ополчение, которое питается тем, что удаётся отобрать у населения по месту дислокации, решительно сливает всем обидчикам: византийцам, викингам и арабам. Доходило до того, что викинги захватывали целые графства и герцогства... но вслед за ними приплывали новые бородатые искатели счастья.

В итоге методом проб и ошибок было найдено оптимальное решение. Ставим на опасном месте замок (можно деревянный, без драконов и артиллерии всё равно осаждать замучаются), сажаем туда барона и делаем запасы лошадей, кольчуг и прочей амуниции. Если приходит враг, местные жители оперативно эвакуируются в замок вместе со скотом и прочим имуществом, так что противник вынужден сидеть под стенами без снабжения и добычи. А если враг не рискует сунуться к замку, группа быстрого реагирования оперативно седлает коней и скачут наперехват. Обнаружив противника, рыцари пересаживаются на свежих коней (у противника их нет), надевают кольчуги и начинается битва, исход которой немного предсказуем.

Если же враги не явились (а любой рыцарь знает, что враги не могут закончиться, они либо нападают, либо готовятся напасть), рыцарь всё равно занят. Потому что он же как правило и участковый, и судья, и надзирает за порядком и обеспечивает порядок на дорогах. А особо продвинутые рыцари доходили до того, что умели читать.

Разумеется, тогдашнее рыцарство не нуждалось в каких-то специальных кодексах и уставах. Это была крайне опасная, уважаемая профессия для настоящих мужчин, и мудаки и лентяи попросту не имели шанса закрепиться в таком коллективе. В результате такого вот отбора сформировались ударные отряды европейской тяжёлой конницы при поддержке пехоты с пиками и дубинами и лучниками на флангах (которые в те времена были вместо современных снайперов).

В отличие от «просто дворянина» (благородного, но не посвящённого в рыцари и уж подавно не имеющего титула)[3], которого обычно сопровождает верный слуга, благородного рыцаря[4] сопровождает не простой слуга, а оруженосец[5].
В отличие от «просто дворянина», чья небогатость подчёркивается, чтобы заслужить сочувствие и послужить мотивом, финансовое состояние рыцаря, как правило, не упоминается — считается, что он достаточно обеспечен, чтобы иметь полный комплект рыцарских доспехов и оружия, а также (отнюдь не дешёвого) боевого коня.
Но самое главное, что в отличие от простого дворянина со шпагой, который может и на пулю нарваться, рыцарь, благодаря своим доспехам, и один в поле воин. Ну а то, что рыцаря помимо оруженосца может сопровождать полное копьё[6], как правило, не упоминается. Как следствие, рыцарь является очень крутым героическим персонажем.

На рыцарстве были построены средневековые европейские армии, собиравшиеся ad hoc пофеодно. Закат рыцарства наступил с созданием и распространением регулярных армий, в которых нужда в личных отрядах отпала; не столько пуля, сколько стандартизация и унификация убила рыцарство. Однако еще довольно долго некоторой атрибутикой рыцарства пользовались офицеры (которые, к примеру, даже в пехотных частях носили кавалерийское оружие — сабли и пистолеты).

На протяжении практически всей тысячелетней эпохи рыцарства от благородного воина ожидалось обладание «семью рыцарскими добродетелями». Ими были:

1. Конный бой на копьях (джостинг);

2. Фехтование;

3. Верховая езда;

4. Плавание;

5. Охота;

6. Стихосложение;

7. Игра в шахматы и в шашки.

В качестве развлечения рыцарь так же мог практиковать следующие занятия (но эти навыки не входили в число обязательных):

1. Стрельба из лука или арбалета (но только ради развлечения или на охоте - в бою использование метательного оружия строго порицалось);

2. Борьба;

3. Игра на музыкальных инструментах и пение.

Любопытно, что этот список почти полностью совпадал с перечнем навыков, необходимых японскому самураю (а с учетом дополнительных пунктов - совпадал полностью).

Разновидности

Упадок рыцарства

В эпоху Возрождения и Нового времени началось безобразие: уже можно было носить рыцарское звание (для почёту, который в стакане не булькает), но при этом не иметь земли или иметь её с гулькин нос, и потому не мочь наскрести даже на слугу (!) и на нормального коня; кое-как содержать «самообеспечивающегося» жулика под видом слуги (который временами и хозяину пожрать-выпить украдёт), а самому разъезжать на кошмарной полудохлой кляче.

  • Ярчайший пример этого упадка рыцарства — шевалье (то есть формально рыцарь) Шарль де Бац д’Артаньян.
  • Ну а Дон Кихот — это вообще комедия: по закону он «простой дворянин», и не более того, а рыцарское звание присвоил себе самовольно, да ещё косплеил сказочного «странствующего рыцаря», борца против Сил Зла (в Испании XVI в., ага).

Обнищание рыцарей в Рейхе привело к тому что Франц фон Зиккинген поднял восстание… рыцарей (sic)! против князей, возглавляемых князем Церкви — под лозунгом усиления власти Императора и ослабления власти князей, однако, Император в эту гражданскую войну между рыцарями и князьями предпочёл не вмешиваться.

Во Франции пытались сохранить рыцарство хотя бы в количестве двух ордонансных рот жандармерии, одетой в полные рыцарские доспехи и на тяжёлых рыцарских конях, тоже облачённых в латы. Вооружение жандармов, в связи с духом времени, дополнялось парой тяжёлых кавалерийских пистолетов метровой длины — таких же, как у кирасиров и рейтаров. Однако, когда в 30-летней войны обнаружилось, что жандармам критически не хватает скорости — их перевооружили по кирасирскому образцу.

В Англии, славящейся своей любовью к традициям, вплоть до гражданской войны, тот кто был удостоен королём или королевой рыцарского звания должен был заказать себе пафосный полный рыцарский доспех. Что показательно, этот доспех в полном комплекте в бой никогда не надевался, а надевался лишь частично в комплектации а ля кирасир или дэми-лэнсер. В полной же комплектации этот доспех надевался лишь в качестве парадного и турнирного (английские любители традиций продолжали проводить рыцарские турниры вплоть до гражданской войны).

Что любопытно, в Речи Посполитой рыцарское «копьё» (личный отряд рыцаря) превратилось в то, что гусар, именующийся товарищ, поступая на службу должен был привести с собой небольшой личный отряд из нескольких гусар, именующихся пахоликами (они же «почтовые»). Причём жалование платилось только товарищу, который должен был содержать и снаряжать пахоликов за свой личный счёт[7].

А на Руси шёл другой процесс: гордый «витязь» раннего Средневековья (имевший право менять место службы) в конце 14 века превратился в «сына боярского». Таковой не обязательно был рождён на свет именно от чресл боярина; да и сеньором его мог быть не только боярин, но и православный церковный иерарх. Термин «сын» употреблялся в переносном смысле: дескать, тот «старший», которому воин служит — он такому воину вместо отца. Сыны (aka «дети») боярские уже не имели права покидать «старшего» и переходить к другому — это посчитали бы изменой, и тогда… старшего меч — твоя, сыне боярский, голова с плеч.

Рыцари наших дней

В наше время там, где институт рыцарства сохранился (например, в Великобритании), он используется просто как разновидность государственной награды. Современного британца могут посвятить в рыцари за заслуги в науке, культуре, искусстве.
Сохранились и некоторые духовно-рыцарские ордена (например, орден госпитальеров), в качестве общественных организаций, иногда с полугосударственным статусом; в доспехах и они тоже давно не скачут.
Естественно, всё это имеет мало что общего с рыцарством, каким оно было когда-то.

Обращение «дон» в ряде стран и культур

Внимание: в повести Трудно быть богом Стругацких «дон» — это титул любого благородного, с рыцарским званием или без оного.

В реальной феодальной Японии «-доно» (например, «Ёсида-доно!», «Санада-доно!») — это обращение к самураю любого ранга и статуса, просто чтобы отличить благородного от простолюдина… но и от ещё более благородного кугэ (= вельможи), которому все эти самураи — что пыль под ногами.

  • После того, как император Муцухито в 1884 году реформировал японское дворянство, введя новую систему «кадзоку» и отменив кугэ как факт — было велено обращаться «-доно» ко всем дворянам в тех случаях, когда не говоришь им «-сама» (= «великий мой господин»).
  • А в 1947 году, когда в Японии ввели конституцию и система «кадзоку» накрылась медным тазом, «-доно» превратился в один из знаков формальной учтивости в строго определённых ситуациях:
    • в официальных документах и деловой переписке — после имени получателя;
    • если сообщаешь плохие новости — титулуешь так их адресата;
    • так обращаются к высшим лицам государств, если только они (скажем, японский император) не имеют права на ещё более почтительное титулование;
    • в армии солдат всегда говорит так при обращении к офицеру;
    • в офисе подчинённые говорят так своему начальнику, но только если сильно его уважают;
    • слуга говорит так родственникам своего хозяина (самому хозяину он говорит «-сама»).

В реальной Италии «доном» (от латинского dominus — господин) титуловали сначала рыцаря (cavaliere), а потом — любого влиятельного человека с деньгами и статусом (откуда и пошёл в наши дни титул главарей мафии).

Но! В реальной Испании во все века «доном» называли исключительно и только рыцаря (caballero), а «простому дворянину» могли почтительно сказать «сеньор» (= сударь) — как, впрочем, и рыцарю, — но никак не «дон». Горделивость испанцев общеизвестна, и у них с этим было строго.

  • В самом названии романа Сервантеса — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — содержится стёб: по закону и обычаю, если Алонсо Кихано идальго (то есть «просто дворянин» без рыцарского звания), то он никоим образом не дон.
    • Кстати, Алонсо Кихано предельно простодушен, а не хитроумен, и эпитет «хитроумный» в применении к нему — это ещё один стёб, указывающий на то, что наш идальго определённо ку-ку (а точнее, непроходимо дивнюч — впрочем, грань тонка).

См. также

  • Принцесса и рыцарь — легитимный способ стать королём.
  • Warlord — тоже способ стать королём, правда, в отличие от первого случая враги будут называть его самозванец или узурпатор.
  • Тауэрский Фехтбук — манускрипт 1300 года, описывающий тогдашние приёмы фехтования (написан в Рейхе на латыни, сохранился в Лондонском Уэйт-Тауэр).

Примечания

  1. Становиться пажом было не так обязательно, как оруженосцем
  2. Тем более что поначалу право на ношение рыцарского звания было тесно связано с тем, крепок ли ты здоровьем (то есть являешься ли реально боеспособным) и есть ли у тебя деньги на коня, оружие и доспех.
  3. Простой дворянин: англ. gent (в более поздние века esquire, если владеет землёй), франц. petit noble, нем. Junker, исп. hidalgo, рус. жилец или сын боярский.
  4. Рыцарь: англ. knight, франц. chevalier, нем. Ritter, исп. caballero; на Руси — витязь, а с конца 14 века название поменялось на «сын боярский», одновременно поубавилось прав.
  5. Оруженосец: англ. squire, франц. écuyer, нем. Knappe, исп. escudero, рус. отрок.
  6. «Копьё» — личный отряд рыцаря, состоящий из одного или нескольких оруженосцев, простых неблагородных слуг, и нескольких неблагородных воинов. А если рыцарь родовитый (например, младший сын барона без прав на наследование титула) или очень прославленный, возможно также наличие благородных пажей (в отличие от оруженосцев, держатся в стороне от битвы и выполняют роль благородных слуг). Помимо своего «копья» родовитый рыцарь может иметь ещё и нескольких вассалов-рыцарей, не входящих в его копьё, а имеющих свои собственные копья. Такой рыцарь с собственными вассалами в Англии и Франции назывался banneret (баннерет, баннерэ). Могли в баннереты произвести и менее родовитого рыцаря, за военные успехи предоставив ему право носить баннеретское знамя и брать других рыцарей в вассалы. Баннерет имел право на собственное знамя именуемое баннер, под которым и вёл свой отряд. А бакалав имел право лишь на личный флажок именуемый пеннон — в форме треугольника или ласточкиного хвоста (баннерет — в качестве личного знака тоже имел пеннон, а отряд свой вёл под баннером)
  7. Автор читал в какой-то из польских хроник о поиздержавшемся шляхтиче, который явился на войну «конно, людно и оружно», имея в отряде одного человека, вооружённого палкой.