Чёрная книга Арды
« | У сказителей нет мечей. | » |
— Предисловие к Канонической ЧКА |
« | Если бы Профессор Толкин при своей жизни прочитал эту книгу — он бы сильно расстроился. | » |
— Грибные эльфы о ЧКА |
Чёрная книга Арды — апокрифический фанфик-антифанфик по «Сильмариллиону» Дж. Толкина, написанный Натальей Васильевой (Элхэ Ниэннах). Над ранней редакцией книги (сейчас известна как «каноническая»), изданной небольшим тиражом в 1995 году, она работала совместно с Наталией Некрасовой (Иллет), но позже их взгляды на Арду/Арту разделились. Следующая редакция ЧКА появилась в 2001 году (именно на ней выросли многие ниеннисты 2000-х). Окончательным вариантом стало издание 2008 г.
Изначальные «Чёрные хроники Арды», лёгшие в основу книги, найти в сети практически невозможно, поскольку автором их распространение не приветствуется. По непроверенным данным, изначально в качестве «консультантов» к написанию первоначального варианта привлекалось в разной степени до 100 человек, и был тот вариант очень, очень непохож на то, что получилось в итоге. По тем же данным, узрев конечный результат, все сто от участия в создании шедевра открестились. Кое-где можно встретить разные версии «Крыльев чёрного ветра» или «Чёрного Сильмариллиона», тоже отличающиеся от оригинальной ЧКА-1995: насколько помнит автор статьи, стиль текста там немного ближе к толкиновскому «летописному» изложению, Гортхауэр называется Сауроном, есть расхождения в деталях и сама книга меньше по объёму.
Что здесь есть
- Мелькор был хорошим — кодификатор.
- Ангст — Мелькор там находится где-то с середины книги. Да ещё бы…
- Всемогущий наблюдатель — часто им считают Мелькора. На самом деле физически и душевно сломленный Властелин вряд ли может серьёзно повлиять на то, что творится вокруг. Его собственные силы на исходе, черпать энергию из внешней Тьмы ему мешают наручники Ангайнор, а использовать для подзарядки Арту он не хочет из-за последствий.
- Ментор — Мелькор для многих героев, смертных и бессмертных. По сути, это его «профессиональный долг». Если кто-то и не повернул направо после личного разговора с Властелином, то, по крайней мере, многое осознал и многое пересмотрел.
- Утренняя Звезда — собственно главный герой, Мелькор — Возлюбивший Мир. И Прометей он же.
- Ай, молодца! — неосмотрительно было со стороны Учителя отослать Гортхауэра из Хэлгор. А потом ведь то же самое повторилось и при штурме Твердыни, причём теперь Мелькор отдал ученику даже собственный меч.
- Ангелы, демоны и кальмары — помимо незлой Тьмы и доброго в целом истинного Света, который из этой Тьмы рождается, в мире есть ещё Пустота. И вот она-то, неумело имитирующая и Тьму, и Свет, является настоящим злом.
- Недобрый свет, незлая тьма — да вся ж книга об этом.
- Свет не есть добро — большинство воителей света (кстати говоря, не все). Из Валар, например, адекватны только Намо (даже подружился с Мелькором), Ирмо и Ниенна, остальные сумасшедшие храмовники и эрупослушные фанатики.
- Официальный Свет скрывает то, что за пределами чертогов Эру и окружающей их Пустоты лежит не мёртвое пространство, но Тьма, где горят звёзды, где звучит свободная Песнь и существуют тысячи обитаемых миров.
- А он вовсе не такой — что, воины Света, ждёте громилу в чёрной броне, восседающего на троне из черепов, злобно хохочущего и потрясающего неподъёмным молотом? Что, воины Тьмы, ждёте легендарного бога-воителя из сказаний, в чьём следе укрылись бы двадцать коней? Ну как. Трон, хоть и не из черепов, в наличии, на троне валяется железная корона (тяжёлая, неудобная, снял), а по залу, грея бокал хорошего вина в обожжённой сильмариллом руке, прохаживается красавец в чёрной мантии, с седой шевелюрой и с элегантным Мечом-Отмщением на поясе. Только раны на лице, да неровная хромающая походка выдадут в нём «чёрного врага мира».
- Верность до конца — практически все сторонники Мелькора. А особенно рыцари Аст Ахэ.
- Военный социопат — Оромэ и Тулкас. Первый — генерал Потрошиллинг, главком эскадронов смерти; второй — узколобый убийца и рыцарь крови, не умеющий кроме мордобития, никаких чудес.
- Воссоединиться в смерти — Мелькор и Элхэ
- Высокое наречие — язык Ах’энн (дословно — «слова из тьмы»). При этом он же играет и роль Чёрного наречия.
- Гад за Гадом — тот же Эру, который действует лично только в начале книги.
- Злой Яхве — Эру Единый, который совсем не един и не совсем Эру.
- Генерал Фейлор — по сути, все полководцы нолдор. А как ещё объяснить тот факт, что ни один из них не представляет, с кем конкретно они воюют? И в то время как эльфы уверены, что идёт противостояние их княжеств с Аст Ахэ, представители самой Аст Ахэ понимают, что и у эльфов, и у них самих один враг — племена диких
орковирхи, обитающих где-то между твердыней Мелькора и эльфийскими владениями. - Голем — тролли. Первый тролль был создан Гортхауэром, состоял из скалы и живой ящерицы, случайно угодившей между камней и попавшей под заклятие.
- Дракон (персонаж) — Манве. Не так ярко — Варда.
- Друг всему живому — Эллери Ахэ.
- Дыры в сюжете Сильмариллиона — довольно умело использованы Ниенной. А примеры?
- Живая планета — Арта.
- Избранный — да не один, а целых девять. Хранители Арты.
- Крутой генерал — довольно много их. Мелькор (до ранения), Гортхауэр, Нээрэ, а среди светлых особенно выделяется Тулкас.
- Мэнгст — Гортхауэр сутками не вылезает из седла (разве что для превращения в волка), сражаясь на юго-западных рубежах. Между боями он страдает не меньше, а то и больше самого Учителя.
- Налево кругом — Сэйор Морхэллэн. Вот кого уж не стали оправдывать даже в ЧКА. Впрочем, в поздних версиях книги его предательство тоже предстаёт в более мягком свете.
- Да и вообще Сэйор-Курумо типичный моральный вертихвост. Ведь в Третью-то эпоху он успел ещё вернуться на сторону Тьмы, теперь уже к Гортхауэру, а потом опять его предать.
- Что значит «даже»? Есть и у этого персонажа свой фан-клуб. В конце концов, тот же Перумов в «Кольце Тьмы» записывает его в лагерь положительных героев. В ЧКА и первоисточнике — отрицательный, да.
- Ещё Ауле, хотя тут скорее «пытки ломают личность».
- Невезучий изобретатель — мастер Гэлеон.
- Профессор Выбегалло — Феанор, присвоивший себе все изобретения Гэлеона. В сочетании с Феаноровым храмовничеством и горячим характером даёт гремучую смесь.
- Непреднамеренное совпадение — С фильмом «Страна Фей». Неизвестно, был кто-то из съёмочной бригады знаком с русскоязычным фанфикшеном, но когда эльфы гибнут в битве с лепреконами маки в поле чернеют.
- Оборотень — субверсия: алхоры не оборотни, а обыкновенные волки, телепатически управляемые Гортхауэром. А сам Гортхауэр, как майя, полноценный метаморф.
- Они не геи — Мелькор и Гортхауэр.
- Опасный и запретный приём — по идее, Валар способны забирать силы у Арты и использовать их в своих целях. Для этого требуется «обратить в ничто» какую-то часть мира и взять себе её энергию. Мелькор так никогда не сделает, хотя бы потому, что боль Арты передастся ему самому. А вот деятели вроде Манве или Варды — «те и Арду бы рвали», но им пока что хватает собственных сил.
- Предсмертная песня — фирменный приём всех Чёрных менестрелей, начиная с эльфа Гэлрэна. Что характерно, даже отпетые храмовники света часто на какое-то время прозревают и задумываются о содеянном, слыша такую песню. И только после завершающего аккорда решаются разделаться с певцом.
- Промывание мозгов — цветёт и пахнет в части мира под контролем Верных. Введено самим Единым, который в своё время снабдил всех Валар (кроме Мелькора, с которым так и не смог совладать) «обручами» для экстренного телепатического вмешательства.
- Хейтдом считает, что тем же самым якобы занимается и Мелькор (дескать, чем иначе объяснить нечеловеческую храбрость и преданность рыцарей Аст Ахэ).
- Пурпурная проза — текст очень витиеват, эмоционален и пересыпан метафорами. Стиль узнаваемый и такой, что равнодушным остаться трудно: обычно он или нравится, или жутко бесит.
- Кошмар для переводчика — как следствие.
- Самоуверенный мерзавчик — рыцарь-ренегат Дейрел.
- Слезогонка — дозами разбросана по всему сюжету. Мало кто (ну, идейные правоверные толкинисты не в счёт) не пустил где-нибудь хотя бы скупую мужскую слезу.
- Тупое самопожертвование — Элхэ, Элхэ, чего ж ты так… Бросилась закрывать собой бессмертного учителя, погибла, воскресла, разорвала Круг Девятерых.
- А по большому счёту, и все Эльфы Тьмы — они вполне могли уйти из Хэлгор, и Мелькор мог бы развернуться там на всю мощь (ладно, не на всю: Арте больно), не боясь никому повредить.
- Холодная ярость — фирменная черта тёмного воинства. Пример подал сам Тано в битве за Хэлгор.
- Участь хуже смерти — на неё Валар пытались обречь Эльфов Тьмы, а потом и самого Мелькора. Не получилось
- Шкатулочный роман — редакция книги 2008 года. Все офигительные мелькорианские истории рассказывает безымянный рассказчик безымянному слушателю, и периодически они беседуют и комментируют рассказанное. «Тихо — только потрескивает свечной фитиль…» Не хватает только кота с лампой.
- Эффект голубого щенка — «Арта» на военном жаргоне — сокращение от «артиллерия» (пошло в штатский народ с популяризацией World of Tanks). Никогда ещё Мелькор не был так близок к провалу…