Не в ладах с дресскодом
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Underdressed for the Occasion. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Одежда или доспехи в произведении не соответствуют историческому периоду или сословному положению героя |
![]() | Прошу помощь зала. Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
Как известно, «встречают по одежке», а в былые времена эта поговорка работала на все 100 % ввиду сословной морали. По богатству и, в некоторых случаях, цвету одежды, можно было практически безошибочно определить положение и даже род занятий ее носителя. Однако в современных медиа данный факт часто игнорируется ради создания визуального образа или из-за недостатка бюджета. Особенно выделяются авторы, пихающие анахронизмы, врагов в рогатых шлемах и прочие бронелифчики в произведение, на полном серьёзе продвигаемое как историческое.
Что не подпадает под троп: произведения жанра фэнтези, ибо в иных мирах дресс-код вполне может отличаться от земного, даже если речь идёт о СФК. Аналогично — фантастические произведения, действие которых разворачивается в будущем и/или альтернативном прошлом. Так как история костюма отражает все перемены в обществе, мода в таких сеттингах может меняться самым причудливым образом. И это непременно наложит отпечаток на дресс-код.
Где встречается
Наиболее типичные ошибки
- Отсутствие головных уборов у героев до начала Второй мировой. До войны головной убор — обязательный предмет и для мужчин и для женщин, и выйти на улицу без шляпы (или хотя бы кепки) — как в наше время гулять без штанов. А мусульманки, иудейки, часть язычниц (Европа, Индия) и христианки (порядочные женщины) простоволосыми не показывались не только на улице, но и в помещении при посторонних (не родственниках). Хотя могут быть и исключения:
- В СССР. Хотя в 20-е даже пролетарии старались носить хотя бы кепку, но уже к началу 30-х нравы в этом плане стали довольно свободными, и многие перестали носить головные уборы, особенно в тёплое время года.
- В Америке, особенно в период Великой Депрессии, нравы были несколько более вольные, чем в Европе, и в фильмах Чаплина даже вполне состоятельные люди бывают с непокрытой головой. Например, оратор в самом начале «Огней большого города»: даже не кто-либо в толпе, а человек прямо у всех на виду. Есть и пример женщины оттуда же: девушка с цветами, причем и в самом конце фильма, то есть она уже зрячая и работает во вполне респектабельном магазине, и на голове у неё ничего нет.
- Где-нибудь у себя в саду. Есть примеры довоенных фотографий: семьи Толстого, Чехова и Мизиновой, или семьи Кюри.
- Очень неформальная обстановка, вроде пляжа или пикника на природе.
- Стоя в раскрытой двери своего дома или выйдя на улицу всего на несколько минут.
- В Японии и Китае люди обоих полов могли ходить с непокрытой головой, это было вполне нормально. Голову могли покрывать в утилитарных целях — для защиты от пыли и солнца.
- Вообще-то, китайский этикет до маньчжуров требовал наличие на голове шапки, но пучок волос на голове считался за «шапку» и назывался «сяо-гуань» = «маленькая шапочка».
- Отголоски этого заметны у Носова в «Незнайке на Луне». Бомжей определяют по отсутствию хотя бы одной детали костюма: ботинок, штанов, рубашки или шляпы.
- Пополам с другим тропом — наперсный крест у католических священников, на деле положенный только епископам. Впрочем, последним тоже досталось — в качестве повседневного облачения их обряжают в литургические альбы, казулы и митры. Ну и посох, конечно же…
- В наши дни большинство женщин носит джинсы и вообще брюки; лишь сравнительно немногие появляются в обществе в юбках или платьях, но, тем не менее, не вызывают этим ни малейшего осуждения ни со стороны закона, ни со стороны простых людей. Дело не только в моде, но и в практичности подобной одежды. Так длинные юбки цепляются за всё подряд, узкие — мешают широкому шагу, а короткие — задираются. Однако до середины 1960-х в СССР брюки на женщине были допустимы лишь на тяжёлой «мужской работе» или в турпоходе.
- Путаница между камзолом и кафтаном/сюртуком. Камзол (даже если у него были рукава) — одежда среднего слоя, предназначенная для ношения под кафтаном; в одном камзоле было прилично сидеть только в неформальной обстановке. В конце XVII — начале XVIII в. камзол окончательно теряет рукава, а потом и вытесняется более коротким жилетом. Называть верхнюю одежду того времени камзолом нельзя.
- То, что называют «камзолом» у персонажей Позднего Средневековья и Возрождения — узкую приталенную куртку по пояс, часто с подвязками для шоссов — это не камзол, это дублет. Часто носился как поддоспешник, в этом случае мог быть кожаным или набитым льном/конским волосом, и имел петли и завязки для прикрепления к нему лат.
- Разновидностью дублета был жиппон, который, напротив, в основном носился под верхней одеждой. Впоследствии дублет и жиппон как раз слились в виде камзола.
- Жилет, как жиппон без рукавов, имел хождение уже в XIV веке.
- То, что называют «камзолом» у персонажей Позднего Средневековья и Возрождения — узкую приталенную куртку по пояс, часто с подвязками для шоссов — это не камзол, это дублет. Часто носился как поддоспешник, в этом случае мог быть кожаным или набитым льном/конским волосом, и имел петли и завязки для прикрепления к нему лат.
- Отсутствие сюртука/пиджака или хотя бы камзола/жилета поверх сорочки у мужчин XVIII—XIX вв. Исключений немного: персонаж в одной сорочке — рабочий, разбойник, нищий или на худой конец участвует в дуэли на холодном оружии.
- Демонстрация подтяжек до 1930-х. Их считали разновидностью белья, вроде подвязок для чулок, поэтому с подтяжками поверх рубашки было допустимо копаться в саду или возиться в гараже, но никак не выходить в люди. Поверх подтяжек носили жилеты.
- В сеттинге Дикого Запада:
- Старые вестерны (черно-белой эпохи и первые цветные) изображали ковбоев/ганфайтеров/бандитов/шерифов одетыми в куртки, брюки и чуть ли не шляпы с бахромой, нередко в полуштанах-чапах, сапожищах с бряцающими шпорами и тому подобном реквизите цирковых трупп вроде шоу Баффало Билла. В реальности подавляющее большинство ганфайтеров одевалось в шерстяные костюмы с жилетами и плащи-пыльники, и даже на головах обычно носили не стетсоны, а обычные котелки.
- Ношение рубашки на голое тело, особенно без сюртука или жилета поверх нее. По тогдашним понятиям между кожей и видимым окружающим платьем должен был быть еще один слой (это еще и весьма гигиенично в условиях пыльной степи). Поэтому под ковбойкой в качестве белья обычно носили union suit (нательное трико на пуговицах). В современных США сельские жители под ковбойкой обычно носят майку или даже футболку.
- Сапоги (и тем более ботфорты) в XVII—XVIII вв. носили кавалеристы, охотники и прочие наездники. Все остальные (включая солдат и матросов!) ходили в башмаках или туфлях с чулками, поверх которых могли надеваться гамаши.
- Это обстоятельство стоило жизни нескольким эскадронам французских драгун в битве при Рамильи. Драгуны, хоть и числились пехотой, сами считали себя кавалерией и потому предпочитали носить ботфорты. Вот только в бою им пришлось идти в пешую атаку по раскисшей грязи…
- Короткое платье/юбка (чуть ниже колен) в XVI—XIX в. встречается либо у кампенфрау в компании наёмников, либо какая-нибудь у бой-бабы вроде Энни Оукли, работавшей у Баффало Билла стрелком.
- Голые ноги у западных женщин в 1920-40-х гг. — все приличные женщины носили чулки!
- Во Вторую Мировую в Великобритании с чулками случилась напряжёнка. Поэтому, выходя в люди, приличные, но небогатые британские леди натирали ноги для цвета ореховым маслом (масло грецкого ореха горячего отжима в те времена было достаточно распространённым и недорогим даже в условиях военного дефицита) и рисовали углём шов сзади на ноге.
- Но в СССР того периода многие девушки в тёплое время надевали носки с туфлями, что хорошо видно на многочисленных фотографиях тех времён.
- Пиджачный костюм на приеме блэк-тай. Где по дресс-коду положен фрак или смокинг.
- Кстати, смокинг вплоть до Первой мировой — неформальная одежда, в которой можно было сидеть в курительной комнате. К обеду[1] или ужину — только фрак!
- Это потому, что изначальный смокинг и выглядел довольно неформально, из той же категории, что твидовый пиджак. Была даже разновидность домашнего смокинга, мягкого, уютного и похожего на укороченный халат — вы его наверняка видели в фильмах про XIX век, такой бархатистый пиджак со стегаными лацканами и манжетами, как у халата. Свой нынешний солидный вид смокинг приобрел как раз ради универсальности.
- Всё немножко посложнее. Это в русском языке слово «смокинг» обозначает формальный пиджак с атласными лацканами, а в английском вышеуказанные предметы одежды различаются. Тот самый, по типу халата — это как раз smoking jacket, а тот помпезный, что у нас чаще всего понимается под смокингом в наши дни — это dinner suit, путаница произошла потому, что в Англии в начале XX века в этих самых пиджаках стало модно сидеть в курилках вместо первоначальных smoking jacket.
- И ещё: фрак — это уайт тай: к нему полагается белая бабочка. Чёрную бабочку с фраком носит исключительно обслуга. Блэк тай — смокинг в вариации dinner suit.
- Всё немножко посложнее. Это в русском языке слово «смокинг» обозначает формальный пиджак с атласными лацканами, а в английском вышеуказанные предметы одежды различаются. Тот самый, по типу халата — это как раз smoking jacket, а тот помпезный, что у нас чаще всего понимается под смокингом в наши дни — это dinner suit, путаница произошла потому, что в Англии в начале XX века в этих самых пиджаках стало модно сидеть в курилках вместо первоначальных smoking jacket.
- История с портретом княгини Демишевой авторства Перова — Дягилев, первым увидевший эту картину, обвинил автора в нарушении этикета: так как декольте полагалось к вечернему платью, а днём носить платья с декольте не полагалось.
- Нелады с причёсками: не соответствующий эпохе стиль или нерелистичные укладки в (псевдо)историческом сеттинге. Например, в «Доводах рассудка» Дакота Джонсон рассекает со своей обычной причёской, то есть с распущенными волосами и прямой чёлкой, что совершенно немыслимо во времена Джейн Остин. В «Игре престолов» парики Дейнерис явно завивают на плойку.
Кино
- Клюква как жанр. Мало того, что у нас тут всегда зима, так герои ещё и не считают нужным правильно одеться. А потому либо рассекают без шапки в мороз, либо шапку-таки надевают, но не считают нужным надеть шарф или хотя бы застегнуться. Ну а выбор самой одежды — это уже отдельный анекдот. Либо вся страна будет ходить в послевоенной рванине вплоть до перестройки, либо среди унылой советской серости будут попадаться совсем не советские вещи, притом у людей, которые по сюжету с фарцовкой не связаны никак. Ну а если речь заходит об армии… впрочем, это уже соседний троп.
- Причём русские же режиссеры этим грешат чаще американских (потому что снимают чаще): по голливудскому учению персонажи фильмов ходят по заснеженным городам в куртках нараспашку и лёгких рубашках/блузках (и ладно ещё, по Москве, так ведь и по Питеру, где традиционно сырой климат, а значит, намного сильнее ощущается мороз!). А уж во что выряжают персонажей советской эпохи — словно все массово «понаехали» в 2000-х и о Союзе даже родителей расспросить не могут.
- Хэллоубобщина как явление. В лучшем случае персонажи-иностранцы выглядят жертвами моды, имеющими привычку надевать всё лучшее сразу. В худшем — похожи на городских сумасшедших.
- «Д’Артаньян и три мушкетёра» Юнгвальд-Хилькевича:
- На очаровательных ножках французских благородных дам XVII в. в сцене бала надеты туфли-лодочки, примерно 1960-70-х годов.
- В сцене казни Миледи она обута в босоножки тех же годов.
- Фильм «Детство Тёмы» (1989) — когда отец сдергивает с бедного Тёмы штаны, чтобы его выпороть, под ними оказываются не употребимые в середине XIX в. кальсоны, а аккуратные трусики явно советского пошива.
- Гарри Поттер — по книгам, у волшебников принят дресс-код. В своём кругу они предпочитают одеваться в мантии, как в Средневековье, хотя среди молодёжи встречаются любители маггловской моды, но это всё же редкость. В первых фильмах это более-менее соблюдалось, но, начиная части так с третьей, сначала детишки, а потом — и значительная часть взрослых магов, даже маглоненавистников (кроме разве что главных злодеев да части преподавателей Хогвартса) носят практически такую же одежду, что и обычные люди, ну разве что слегка затейливее в фасонах и расцветках. Студенты вовсю рассекают в джинсах, куртках и свитерах даже по школе (хотя и во внеурочное время).
- Причём в серии «Фантастические твари» мода в волшебном мире не отличается от современной моды 1920-х у магглов.
- «Грязные танцы» — Детка щеголяет в коротких джинсовых шортах по моде 1980-х, хотя действие фильма происходит в 1960-х. Для 1960-х такие шорты на девочке — слишком откровенно: теоретически возможно, но все будут обращать внимание и ни одна мать не позволит дочке так ходить. Субверсия: есть пара кадров, в которых случайные прохожие таращатся на Детку во все глаза, как в наше время таращились бы на красотку в бикини на городской улице.
- «Пёрл-Харбор» — те самые голые ноги у женщин 1940-х.
- «Мемуары гейши» — наряд и причёска гейши достаточно стандартизированы и выбираются в соответствии с её рангом, временем года, мероприятием и так далее. Однако костюмеры явно не стали заморачиваться такими мелочами. Наряды, причёски и украшения героинь почти никогда не соответствуют ситуации: порой выбраны просто «от балды», а порой — по принципу «как создателям фильма показалось красивше». Фильм даже получил «Оскар» за лучшие костюмы, так что киноакадемики тоже не стали вникать в тонкие восточные материи.
- «47 ронинов» — на таком фоне предыдущий пример выглядит документальным фильмом. У кимоно главной героини внезапно образуется стоячий воротник-труба, а в сцене свадьбы есть даже европейская фата! Доспехи и шлемы лишь очень отдалённо похожи на японские и украшены всякими декоративными рогами от балды — видимо, чтобы было удобнее снимать, а о плечи накидки главгада, кажется, можно порезаться.
- «Маленькие женщины» Греты Гервиг (2019) — по достоверности примерно те же «Мемуары гейши», но в Америке. Откуда у небогатых сестёр Марч взялось столько прекрасных платьев? В крайне стеснённой в средствах семье у всех девочек свой гардероб, ни одна не донашивает за старшими, ни один наряд не выглядит заношенным — наоборот, все очень яркие. Ничего криминального в том, чтобы выйти в люди с распущенными волосами или без капора. Оверсайз на Тимоти Шаламе тоже имеет мало общего с тем, как тогда должен был сидеть костюм на мужчине.
- Костюмер Жаклин Дюран в интервью сказала, что в фильме, по ее задумке, Джо и Лори иногда менялись элементами одежды вроде жилета. Надо ли говорить о том, что в середине XIX в. факт того, что женщина и мужчина делят на двоих гардероб, был немыслимым?
- «Фантастические твари и где они обитают» — хоть фильм и относится к жанру фэнтези, основное действие разворачивается на обычных улицах Нью-Йорка 1926. Ньют, Якоб и Грейвз ходят по этим самым улицам без головных уборов, а Куинни — с голыми ногами. То, что по сюжету на дворе декабрь, только усиливает эффект.
- Ньют — британский маг, а у них, судя по «Гарри Поттеру», извечная проблема с маггловским дресс-кодом. А вот сотрудники местного Министерства Грейвз и Куинни заслуженно вызывает удивление. Костюм Якоба, типичного пролетария с консервного завода, как раз правильный — но в банк за кредитом он бы всенепременно надел к своему костюму котелок или хотя бы рабочую кепку!
- «Эвиленко» (итальянские фантазии о Чикатиле) — дааа, конечно, в 1984 детишки в школе одеты не в форму, а во всё понаряднее…
- «Великий Гэтсби» (1974) — струящиеся бесформенные платья Дэйзи совершенно не похожи на женскую моду 1920-х. Жизнь пишет сюжет: Мия Фэрроу была беременна, причём двойней, поэтому одевали и снимали так, чтобы меньше был виден округлившийся живот.
- Фильм 2013 года и подавно скорее современные фантазии на тему «ревущих двадцатых» от Миуччи Прады, чем что-то близкое к реальности.
- Освобождение (2022) — даже белые дети надевали обувь лишь раз в неделю для посещения церкви в праздничных одеждах, и никому не пришло бы в голову выдавать обувь детям рабов. Да и взрослые рабы поголовно обуты.
Телесериалы
- «Игра престолов» (2011) — платья аристократок часто надеты прямо на голое тело, особенно в Королевской Гавани. Любого историка костюма подобное возмутит: дорогие платья никогда не носились на голое тело, под них надевали сорочки, чтобы уберечь платья от пота и прочих выделений и тем самым продлить срок их службы.
- «Великолепный век» и сиквел — наряды совсем не похожи на то, как одевались реальные османские женщины XVI—XVII вв. На европейскую моду тех лет — тоже. Словом, оригинальный стиль, ассоциирующийся скорее с фэнтези.
- «Ответный удар», 4 сезон — Скотта и Стоунбриджа задерживают московские полицейские (слава б-гу, хоть машинам синие номера и надписи «УВД по ЮВАО» без ошибок нарисовали). Одетые в зимнюю форму (бушлаты с меховым воротником). Летом. В 2014.
- «В лесах и на горах» — притом, что действие сериала происходит в весьма строгой к дресс-коду среде волжского крестьянства и купечества первой половины XIX в., приличная незамужняя девушка появляется на людях с непокрытой головой, замужние женщины разгуливают в одежде девушек, а девушки — в одежде замужних женщин. Также в наличии купцы второй гильдии, почему-то одетые по европейской, а не по русской моде. Ну и просто глупости и анахронизмы типа стереотипных красных рубах навыпуск и вездесущих картузов (которые в изображаемый период были новомодной немецкой штучкой, а не русской народной традицией).
- Незамужним как раз и принято было ходить с непокрытыми головами — потому что их красота ещё «ничейная». Но в данном случае все равно ляп, потому что девушка ещё и живёт при монастыре.
- Мини-сериал «В поисках капитана Гранта» (1985). Майор Мак-Наббс почему-то одет в военную форму образца 1881 (это на четверть века позже событий романа). Но самое главное, что он одет в цвета другого клана: красный, двойной зелёный, золотой — это Ройал Стюарт! Впрочем, издалека тартан Мак-Наббсов похож: двойной красный, тройной зелёный. Эx, не нужно было давать крупный план на шапочку!
- Мак-Наббс двоюродный брат лорда Гленарвана, клан которого ни разу не указан. Может он как раз из Стюартов?
- Правда, это скорее бонус для гениев.
- «Застава Жилина» — пилотки на головах пограничников летом 1941. Не получилось что-то с фуражками, то ли бракованные привезли, то ли ещё что, выкрутились как могли (кто-то из съёмочной группы давал интервью об этом). Погоны у красноармейцев в 1942 — это чистой воды ляп, хоть бы последнюю цифирьку года изменили, сюжет-то позволял. После этой сцены некоторое время герой пребывает в отечественных застенках.
- «Острые козырьки» (возможно, внутримировой пример) — Томми Шелби имеет обыкновение носить зажим для галстука в сочетании с жилетом. Вероятно, это из-за цыганско-бандитского происхождения персонажа, так как зажим с жилетом носить не следует точно так же, как брючный ремень вместе с подтяжками — это избыточно.
- «Царство» — часть костюмов плюс-минус исторические, но многие женские платья — откровенно современные. В итоге возникает впечатление, что часть костюмов не успели дошить к съёмкам, но у актрис, как нельзя кстати, завалялись оставшиеся со школьного выпускного платья…
Видеоигры
- Dynasty Warriors и её спин-офф. Если в первых частях ещё ничего, то в последных выходит порой адовый трэш. Sengoku Basara ещё хуже.
- Справедливости ради: все перечисленные циклы видеоигр намеренно создавались как «весёлый около-(псевдо-)исторический, а по сути фэнтезийный трэш», чуть ли не как пародии на серьёзные литературные памятники, современные исторические романы и фильмы, описывающие соответствующие эпохи. Так что тут, похоже, опора на троп.
- Mount & Blade — доспехи в целом вполне реалистичны, но понадёрганы из разных исторических периодов: от раннесредневековых коротких кольчуг и норманнских шлемов до латных доспехов.
- Возможно, причина в том, что Кальрадия на момент действия игры — лишь отголосок самой себя прежней, распавшейся на несколько независимых государств. Раньше в ней были развитые ремёсла, «доросшие» до производства тяжёлой латной брони образца нашего Позднего Средневековья. После распада единого государства те, кто остался сам по себе на периферии/в регионах без развитой металлургии или без рудных залежей, вынуждены вооружаться тем и одеваться в то, что способен осилить любой деревенский кузнец. Соответственно, знатные полководцы, элитные наёмники и вообще все, кто может себе это позволить, так и продолжают пользоваться дорогими доспехами, изготовленными лучшими мастерами или вообще оставшимися ещё с тех самых времён.
- Серию «Yakuza» настоящие якудза упрекали в слишком вульгарном стиле главного героя, так как реальные якудза стараются походить на респектабельных бизнесменов, даже когда общаются «среди своих».
- Call of Duty Modern Warfare — союзный российский спецназ в зимней форме ГАИ (от спецназа только шлемы), причем летом.
- Ватсонианское объяснение: Учитывая гражданскую войну, могли переодеться специально, чтобы не походить на противника — такой же русский спецназ, но за другого атамана. Причем специально выбрали самую неожиданную, хотя бы и кретинскую, форму — чтобы железобетнооно слуайно ни с кем не совпасть. Дойлистское: «хорошие» русские должны были визуально отличаться от «плохих», при этом сохранять узнаваемый русский «вайб» — а игроки в CoD в тонкостях военной формы и снаряжения едва ли разбираются. Подобрали по фоткам, что подошло под задачу.
- Assassin’s Creed III: Liberation — отец главной героини завтракает в цилиндре. Мужчины тогда (да и сейчас) не носили головные уборы помещении, особенно за столом, особенно цилиндры.
- Ghost of Tsushima — японские доспехи периода Камакура выглядели гораздо более громоздко и не так кинематографично, как в игре, но здесь создатели честно признались, что пошли на вольность. В частности, фамильный доспех Дзина вдохновлён самураем Хондой Тадакацу, который жил вообще в XVI веке.
Разное
- Минск, площадь Якуба Колоса, скульптуры, посвященные писателю и героям его произведений. Конкретно, Сымон-музыка и Ганна. Такое платье деревенская девушка могла носить в 1972, когда эта композиция была создана, но не в 1925, когда это произведение было написано. Плюс кроме платья на ней ничего (я про передник какой-нибудь), особенно какого-либо платка. Что босая — то ладно, это и в 1972, особенно в свободное время было не так уж эксцентрично.
Внутримировые примеры
Литература
- Тирсо де Молина, «Дон Хиль Зелёные штаны» — необычный цвет штанов привлекает всеобщее внимание и осуждение. Зелёные штаны у молодого человека? Вот выпендрёжник!
- Забавная аллюзия: подобный же ненормальный цвет штанов возникает у Незнайки (сеттинг, естественно, вымышленный, но восприятие подобных деталей соответствует времени написания книг). Канареечные штаны Незнайки выглядят необычно, хотя их и не осуждают (а в Солнечном городе они даже вошли в моду).
- А. Чехов, юмореска «Шляпный сезон» (1885): человек никак ни мог определиться с головным убором, в конце концов стал ходить без шляпы, за что получил замечание от полицейского: «в благоустроенном государстве нельзя ходить по улицам без шапки».
- В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — поскольку на дворе 1905 год, дресс-код достаточно выраженный, и несоответствия заметно бросаются в глаза.
- Беглого матроса сразу выдают флотские сапоги, к которым совершенно не идут картузик с пуговкой, типичный для мастеровых, и вышитая рубаха, какие носили батраки.
- Агент охранного отделения явно выделяется из числа прочих пассажиров парохода — картуз вроде как у помещика, но на плечах пиджак, а не пыльник; под пиджаком рубаха и галстук-шнурок (тесёмки с кисточками или помпонами, будто с малороссийской сорочки-вышиванки, характерная примета представителей националистических кругов), как у чиновника или сельского учителя, но брюки в полосочку (вместо шаровар), и сандалии они не носили.
- Солдаты, патрулирующие улицы Одессы, безошибочно определяют Петю как гимназиста по характерной, «казённой» (и несвойственной обычному городскому мальчишке) стрижке, удобной для ношения форменной фуражки. Ранец и шинель тоже дополняют образ.
- Во второй книге «настоящая флотская фланелька» Пети мгновенно распознаётся как «настоящая флотская», а не подделка. Вот они какие, большевики-то! Бдительные!
- «Волкодав» М. Семёновой — главный герой опознает подбирающегося к охраняемой персоне убийцу: наряжен был в целом как сегван, но вышивка на рубашке причисляла его к одному конкретному племени, а синие кисточки на сапогах — к другому. Но Волкодав не решается озвучить такое подозрение, понимая, что итогом может стать хохот толпы, возмущение кнесинки и совершенно неповинный толмач, второпях купивший хорошие сапоги, да вот незадача, не успевшего переменить кисточки. И вообще, в большом торговом городе никто бы не удивился даже сольвеннским (славянским) штанам с мономатанскими (африканскими) сандалиями.
- Клим Жуков, Екатерина Антоненко, «Солдат императора» — странно одетому подозрительному попаданцу попытались за это набить морду. Одежда как раз была вполне обычной для того времени, разве что со смешением элементов костюма горожанина и сельского человека (не мешанина ли деталей народной одежды разных областей Германии?). Так его экипировали консультанты. И всё бы ничего, но с этой заурядной внешностью никак не сочетался вызывающе дорогой меч. Именно это и вызвало вопросы и негодование солдат из таверны.
- Керстин Гир, «Трилогия драгоценных камней» — члены Общества графа Сен-Жермена очень серьёзно относятся к достоверности нарядов путешественников во времени. А вот сами молодые люди — не очень. Чего вы хотите от подростков?
- Роберт Асприн, Линда Эванс, «Разведчики времени»:
« | — Если вы пройдете через Британские Врата в этом наряде, то первое, что скорее всего случится — какая-нибудь породистая леди на противоположной стороне улицы либо завизжит, либо грохнется в обморок. Шлюхи обычно не разгуливают по Бэттерси-парку. |
» |
— Достоверность — прежде всего! |
- Андрей Белянин, Галина Чёрная, цикл про оборотней — главные герои стабильно не в ладах с дресс-кодом любого места и эпохи, в которую перемещаются. Чего только стоит костюм ортодоксального еврея для визита в современную Россию или роскошное придворное кимоно для сельской глубинки в средневековой Японии! Но им по большей части везёт, и аборигены если и косятся с недоумением, то никак не комментируют и сдать подозрительных незнакомцев властям не пытаются.
- Елена Первушина, «Черная месса Арканара» (фанфик на понятно что): протагонист Киун вычисляет земного агента именно таким образом. «Вот, например, дворянин, а камзол носить не умеет, локти оттянул, рукава подвязаны кое-как».
- Питер Клайнс, «Paradox Bound» ― попав в прошлое, Илай ожидает, что будет носить стетсон в стиле Дикого Запада, однако Гарри даёт ему котелок и объясняет, что именно подобный головной убор носили в XIX в.
- «Кондуит и Швамбрания» — восторг у холодильника: второгодник оторвал две пуговицы с шитого на заказ мундира главгероя не только/не столько из хулиганских побуждений, а по причине несоответствия тех пуговиц форме. Чуть позже инспектор ампутирует ещё две пуговицы, так что теперь я был весь по уставу.
Кино
- «Назад в будущее 3» — Когда Марти Макфлай отправляется из 1955 в 1885 год в «ковбойском» наряде, обитатели Хилл-Вэлли воспринимают его как ряженного.
- Да и в первом фильме жилет из 1985 воспринимается окружающими, как неуместный предмет униформы. «Ты что, моряк?»
- Всё дело в том, что наряжал его Док Браун из 1955, который видел ковбоев только в чёрно-белом кино, а актёры в таких фильмах намеренно одевались пёстро чтобы получались хорошие оттенки серого.
Телесериалы
- «Солдаты» — на учениях против условного противника, замаскированного спецназовца узнают по армейским берцам, т.к тогда все солдаты носили высокие сапоги — «кирзачи». Сейчас уже неактуально, поскольку берцы носят большинство родов войск, никак не связанные со спецназом.
Аниме, манга и ранобэ
- «Реинкарнация безработного» — Рудэус долгие годы косплеил героя песни Пикника «Моё имя стёршийся иероглиф, Мои одежды залатаны ветром». Его забытое имя и правда было иероглифом, а многие годы он носил рваную и многократно латанную серую хламиду, являясь в ней и к полубогам, и к королям, и к ректорам. За это получил одно из своих прозвищ — «Могучий Замарашка».
Примечания
- ↑ До 1880-х, когда в моду как раз вошёл парадный смокинг — тогда он стал допустим к обеду