Старый приём — если в бою сходятся два персонажа (маги, духи, демоны или же божества), чтобы одолеть друг друга, они начинают менять облик. Первый стал зайцем, второй превратился в лису, первый обратился волком, второй медведем…
Родственный троп — Однокрылый ангел.
Иногда разница в видах «звероформы» имеет символический смысл. См. Волки — враги собак, Кошки — враги собак, Противостояние млекопитающих и рептилий.
С прикрученным фитильком — если у каждого только одна форма. Но символизм от этого не обязательно убывает.
Примеры
- Сказка про парня, который после обучения у колдуна научился превращаться во что угодно. Вернувшись к родителям, он превращался в коня, отец его продавал, затем юноша возвращался обратно, сменив облик. Однажды коня купил сам колдун, и понеслась: конь стал зайцем, колдун — волком, заяц — окунем, волк — щукой, окунь — воробьём, щука — орлом, воробей — пшеном, орёл — петухом и начал клевать пшено, одно зерно стало лисой и задушило петуха, после чего утратило силу и опять стало человеком… В разных формах эта сказка известна во многих сказках, в том числе в России. Сюжет использован в книге «Крабат. Легенды старой мельницы».
- «Калевала» — своеобразный вариант: Лемминкяйнен, придя на свадебный пир в Похъёлу, начинает вести себя заносчиво и поэтому вступает в потасовку с хозяином Похъёлы… Однако, они не сами превращаются в животных, а призывают/материализуют их магией, но по схеме этот поединок очень похож на описанный пунктом выше.
- Субверсия — легенда о бенанданти, оборотнях-христианах. Культ существовал IRL в Северной Италии XVI века. В звериной форме выходили ночью на поле и бились «стенка на стенку» против ведьм. Те, можно предположить, тоже пользовались чем-то феральным. По собственным показаниям, бенанданти то ли физически принимали облик животных (разных, вплоть до насекомых), то ли «заряжались» их духом во сне, но не используя магию. Чего не скажешь на допросе инквизиции… кстати, их в конечном итоге помиловали, если точнее — махнули рукой.
- В «Тысяче и одной ночи» иногда встречается. Вот например, фрагмент из сцены поединка царевны-волшебницы с ифритом в «Сказке о завистнике и внушившем зависть»:
«
|
…женщина обратилась в большую змею и ринулась на этого проклятого, который имел вид скорпиона, и между ними завязался жестокий бой. И потом скорпион превратился в орла, а змея в ястреба, и она полетела за орлом и преследовала его некоторое время, и тогда орёл сделался чёрным котом, а девушка превратилась в полосатого волка, и они долго бились во дворце.
|
»
|
— И это только один абзац, после которого сражение ещё долго продолжалось в том же духе.
|
- Украинские рожденные оборотни и упыри могут драться в волчьем виде с такими же из соседнего села. Кто выиграет, у того села лучше урожай будет.
- Виктор Пелевин, «Проблемы верволка в средней полосе». Финал рассказа посвящен именно этому.
- Гофман, «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» — поединок феи Розабельверде и профессора Альпануса.
- «Гарри Поттер и Узник Азкабана» — профессор Люпин в облике волка и Сириус Блэк в облике большого пса. Второй себя контролирует, первый — нет.
- Второй — анимаг (сущность типа остаётся человеческой в зверином теле), первый — оборотень. Если Люпин накануне принял Волчью микстуру, он тоже сохраняет рассудок и «лежит себе в постели как вполне обычный волк» — о чём и упоминается в романе.
- А. Сапковский, «Сага о Рейневане» — поединок последних в мире оборотней: Птицы и Волка. Однако собственно поединок они вели, будучи оба в человеческом обличье.
- Сергей Лукьяненко, «Звёздная тень» — на одной из планет Тени главгерой, обладавший способностями Метаморфа благодаря симбиозу с куалькуа, подрался насмерть с другим метаморфом.
- «Досье Дрездена» — поединок Индейца Джо и злого духа-перевертыша нааглоши. Для справки — чтобы убить нааглоши, нужна атомная бомба. А чтобы заставить его удирать, поджав хвост и рыдая, достаточно одного крутого, старого индейца.
- Так же во второй книге , "Луна светит безумцам" сам Гарри на короткое время становится оборотнем в волчьем облике сражается с антагонистом Дентаном , тоже оборотнем.
- В той же книге за кадром происходит бой между истинным оборотнем Тарой Уэсен и луп-гару Харли Макфинном
- Дин Кунц, рассказ Hardcase: полицейский преследует маньяка-убийцу, причём оба они — представители нечеловеческой расы метаморфов, притворяющиеся людьми. В конце они сходятся в поединке, и более опытный полицейский побеждает, потому что умеет создавать твёрдый панцирь-оболочку по всему своему телу: он заключает маньяка внутри себя, и тот задыхается.
- В серии «Архимаг» — излюбленный способ ведения поединка между джиннами, поскольку магия превращений им даётся особенно хорошо. К сожалению, обе показанных в книгах дуэли подходят под троп только частично. Креол магией превращений не владеет вовсе, поэтому трансформирующегося противника предпочитает поливать магическим огнём (льдом, молниями). А Хубаксис умеет превращаться только в людей — но даже с таким ограничением ухитряется довольно долго продержаться против одного из сильнейших бойцов Правого Крыла Огня.
- Лев Прозоров, «Мечеслав»: классический случай — поединок печенежского «кудесника» Кури и славянского волхва Бояна.
- «Ван Хельсинг» — протагонист-оборотень против Дракулы. Второй тоже считается, т. к. превратился в летучую мышь (хоть и с остаточными гуманоидными чертами).
- «Лига выдающихся джентльменов» — Мистер Хайд против мутанта Данте.
- «Человек-волк» — в конце фильма оба оборотня принимают чудовищную форму и начинают рвать друг друга.
- «Mortal Kombat: Annihilation» — в финале происходит поединок главного героя и главного злодея, обратившихся в дракона и гидру, соответственно. А вот в игре-первоисточнике поединков между двумя бойцами в животной форме нет: в зверя может превращаться только кто-то один, когда добивает второго.
- «Волк» — в финале оба оборотня-самца в антропоморфной животной форме сцепляются в смертельной схватке.
- Диснеевский «Меч в камне» по мотивам одноимённой книжки Теренса Хэнбери Уайта — поединок Мерлина и Мадам Мим. Ведьма ставит условие «Только обычные животные, никаких розовых драконов», и, в общем-то, выполняет его…
- Советско-российский цикл мультфильмов «Приключения Мюнхгаузена» (1972—95, реж. Солин и Лернер), эпизод «Павлин» (1974) — поединок с джинном за павлина.
- «Крабат. Ученик колдуна» — жуткие битвы между Колдуном и очередным старшим учеником. Перед битвой ученик роет себе могилу. Дык, экзамен.
- Белорусский мультфильм «Про рыцаря, который никого не боялся» — поединок чёрта, вынужденного служить главному герою, и вампира, который намеревается рыцарем полакомиться.
- «Beast Wars» — весь об этом. Время от времени подсвечивается.
- «Teen Titans» — Бист-бой против своего злого двойника в финале четвёртого сезона.
- «Шехерезада» — Битва джинна Тиля против Шайтана.
- «Любовь, смерть и роботы» — оборотни-американцы против оборотней-талибов в Афганистане.
- «Крутые бобры» — серия про жуткий ночной кошмар Дэга, в которой Норб превращается в зомби-утку.
- «Первобытный» — глава шабаша ведьм из восьмого эпизода атакует главных героев в облике огромного волка, но спасшая Копьё и Клык ведьма защищает их, приняв облик гигантского ворона.
- «Fables» — субверсия. В одной из арок Бигби рвёт целую толпу обычных оборотней.
- Серия файтингов «Bloody Roar» — тут превращение в животных (слегка антропоморфных) является отличительной особенностью геймплея. Где ещё увидишь драку здоровенного кролика с не менее здоровенным насекомым.
- Simon the Sorcerer — в первой игре Саймон сражается с ведьмой в таком поединке. Поединок проходит по принципу «камень-ножницы-бумага»: ведьме и Саймону доступны формы кошки, мангуста и змеи, причём кошка боится змеи, змея — мангуста, а мангуст — кошки. Кроме того, у Саймона есть форма мыши, которая проигрывает всем остальным трём. Зато она поможет, когда ведьма решит сжульничать и превратится в дракона.
- С прикрученным фитильком — The Elder Scrolls V: Dawnguard. Для финального противостояния с Довакином лорд Харкон принимает облик лорда-вампира. Если Довакин — не ставший лечиться от ликантропии Соратник, он может обернуться вервольфом.
«
|
Испугался сам паша решать да по понятиям вопрос,
Обернулся полозом-змеёй да под прилавками пополз.
Грянулся о землю со всей дури Парамонов-атаман,
Полетел он соколом, да побежал он соболем, да ой змею-гадюку он поймал!
|
»
|
— Дальше атаман Парамонов и Басурман-паша сражались уже по-человечески
|
Суперспособности и магия |
---|
Происхождение |
Магия (Sorcery) • Антимагия (Гаситель сверхспособностей (Криптонит повсюду) • Магоед • Твоя магия здесь бесполезна) • Антирегенерация • Аспект • Бытовая магия • В руках государя целебная сила • Ведьмовство (Гадание, приворот, заговор) • Вклиниться в чужой спеллкаст • Герметическая магия • Данный свыше дар • Друидизм • Инициация • Источник магии (Альтернативный источник силы/Мана/Мидихлорианы) • Магия вероятностей • Магия крови • Магия подобна радиации • Маг-фу • Матемагия • Метамагия (суперспособности к суперспособностям) • Нацистский оккультизм vs Советская магия vs Колдуны из НАТО • Некромантия • Не магия • Оммёдо • Призыв духов • Псионические способности • Расовая магия • Религия — это магия • Родомагия • Сексуальная магия • Сила денег • Стандартные магические проблемы (Психологические эффекты магии) • Супергеройство • Суповой набор заклинаний • Техномагия (Технология получения суперспособностей • Чудеса от науки) • Чернокнижие • Шаманизм • Шкала комфортности бытия магом • Шкала могущества богов • Шкала могущества магов • Шкала способностей персонажей
Превращение: Асимметричная метаморфоза • Анимагия vs Оборотень (Поединок оборотней) • Болезненная трансформация • Доппельгангер • Окаменение • Превратить в животное |
---|
Форм-фактор |
Адаптация к урону • Астральная проекция • Всеведение • Всемогущество • Дальновидение • Дурной глаз • Дышит в космосе • Желание • Звукоимитатор • Изменение реальности (Всесильная бюрократия) • Истинное зрение/Нечеловеческое зрение • Копирование сверхспособностей/Скопировать материю • Кроме мордобития — никаких чудес • Левитация • Летучий кирпич • Лучи из глаз • Люди-плюс • Монстр-жижица • Невидимость (Гад-невидимка • Хороший невидимка) • Не чувствует боли • Няшная суперсила • Очень твёрдое тело • Волшебный барьер • Отражение урона/Перенос урона • Паразит сверхспособностей/Даритель сверхспособностей/Убил — забрал способность • Регенерация (утебяжрегенерация) • Руки-ножницы • Самокопирование • Самоуничтожение • Сверхчувствительные чувства • Сверхэластичность • Симпатическая магия • Созидание/Призыв и Магия Материи (трансфигурация) vs волшебная дезинтеграция • Стенолаз • Суперскорость • Технопатия • Убойное дыхание • Управление голосом • Ураганный чих • Физическая неуязвимость • Физическая суперсила • Ходить по воде • Хождение сквозь стены • Ядовитая персона |
---|
Элементалистика |
Ветродуй • Взрывная сила • Всех замочу (Ледяная душа • Заморозить и разбить) • Геокинез (Кристаллокинез) • Игра с огнём (Мощь лавы • файербол и его история • Ходячий крематорий • Холодное пламя vs. Адский и Солнечный огонь) • Мастер бумаги • Окаменение • Повелитель металла • Погодная магия • Пятая стихия/Пятый элемент (эфир • пустотная сингулярность) • Распад и гниение vs Биомагия • Сила лепестков • Сила природы • Человек-сонар/Вибромантия • Шок и трепет (демон электричества • псих-электрик) vs. Не электричество • Ща как засвечу (Мощь Солнца) vs Тёмная энергия |
---|
Экзистенциалика |
Божественный бэкап • Внепричинность • Демонология (режим демона) • Магическое подчинение • Магия иллюзий • Магия имени (Истинное имя • тот, кого нельзя называть) • Манипуляция воспоминаниями • Массовый гипноз • Похититель душ/Похитители тел • Предсказание • Принудительный сон • Ретрокогниция vs Ясновидение (тактическое • ясновидящий детектив) • Семантическая сверхспособность • Творчество меняет реальность/Эмоциональное миротворение • Телепатия |
---|
Структуристика |
Алхимия • Артефакторика (исходный код Мироздания • программный язык Мироздания) • Магия воображения • Манипуляция возрастом • Музыка — это магия • Телепортация (боевая • через ад • экстренная) • Телекинез • Чародей-тополог |
---|
Управление временем |
Мастер времени (Вернуться и переиграть • Остановка времени) • Ретрокинез |
---|
Маги и Ко. |
Алхимик (Фулканелли) • Армия магов • Архимаг/Маг широкого профиля • Астролог • Боевой маг/Военный маг/Колдун и стрелок • Босоногий маг • Варлок • Ведьма (Баба-Яга) • Верховный маг • Гадалка (Слепой прорицатель) • Звероуст • Добрый волшебник vs Злой колдун • Карга vs Прекрасная волшебница (Готическая волшебница • Милая ведьмочка) • Изобретатель заклинаний • Ковен • Лидер и маг • Лич • Магл • Маг-недоучка • Маг-разбойник • Медиум • Нарушитель теории вероятностей • Некромант (Некромант-изобретатель) • Неуклюжий маг • Придворный маг vs Чернокнижника вызывали? • Ребёнок со сверхспособностями • Робот-маг • Следопыт • Сноходец • Спирит • Телосложение (в отличной боевой форме • толстый • хлипкий) • Убийца магов • Чудак со сверхспособностями/Просветлённый со сверхспособностями
Волшебники против ведьм • Миллионер-оккультист • Президент-супергерой • Смертный не может быть так крут vs Реалистичные суперспособности • Тело не по навыкам (Для магии нужна сила) |
---|
Магические предметы и вещества |
Аксессуар для трансформации • Бездонный мешок • Бутылочка зелья • Волшебная книга (Гримуар • Книга заклинаний • Книга запретных знаний • Книга судеб и пророчеств) • Волшебная палочка • Волшебная татуировка • Волшебное зеркало • Волшебный цветок • Карты Таро • Ковёр-самолёт • Магический колокол • Магический пейджер • Машина лотофагов • Множитель силы • Непонятная штуковина • Рука славы • Священное древо • Средство Макропулоса • Филактерия • Фэнтезийные металлы (Адамантиум • Метеоритное железо/Холодное железо • Мифрил • Орихалк • Проклятое золото • Серебро — светлый металл) • Фэнтезийные неметаллы (Адский камень • Вечный лёд • Ихор • Обсидиан • Философский камень • Энергетические кристаллы)
Артефакт: Античитерский артефакт • Бесполезный артефакт • Злобный артефакт • Копирующий артефакт • Узнаваемый артефакт (Священный Грааль) • Читерский артефакт
Магическая одежда и аксессуары: Артефактная броня • Волшебная накидка • Волшебная шляпа • Магическая цепь • Магические ботинки • Магический браслет • Магический посох • Магический пояс • Магическое кольцо • Плащ невидимости • Талисман и амулет • Хрустальный шар
Оружие: Зачарованное оружие vs Колдовской клинок • Магический посох • Огненный меч • Одушевлённое оружие • Ритуальный клинок • Флеботические пули
Транспорт: Летучий Голландец • Мистическая карусель • Мистический транспорт • Поезд-призрак |
---|
Магические места |
Агентство паранормальных исследований • Азкабан • Аномальная зона • Башня мага • Волшебный водоём • Дом-бестиарий • Магазинчик, которого вчера здесь не было • НИИ магии • Мистический лес (Чудесный лес • Тёмный лес) • Проклятый старый дом • Чужеродное место • Школа волшебства |
---|
Прочее |
Автозащита • Активация через страдание • Антимист-фильтр • Без пяти полуночная спецспособность • Бесконечная выносливость • Борьба внутри (Прочь из моей головы!) • Вернуть силу • Взрослые не верят в волшебство • Волшебная аптека • Деньги тоже сверхспособность • Жертва сверхспециализации • Запретная магия • Забыл про сверхспособности (Сюжетоломающая способность) • Заявленная способность (Заявленная опасность / Заявленное проклятие / Заявленный интеллект) vs заявленная слабость • Иммунитет к магии • Как использовать суперсилу • Маги — мудрые • Магией владеют дети • Магическая ломка • Магию может победить только магия vs Сила против магии • Магом можно только родиться vs Любой тренированный — маг • Магический дозор • Магия против науки vs. Магия — фэнтезийная наука • Магия уходит vs. Пришествие магии • Магия — это плохо • Магл под опекой мага • Магутор сломался • Медитация/Азиатские волшебные мантры • Ментальная защита • Может, магия, а может, реальность vs Внезапная мистика • Мозаика сверхспособностей • Морально нейтральная сила • Моя способность — совсем не это • Название заклинания произносится вслух • Не в ладах со всемогуществом • Невероятно клёвое проклятие vs Невероятно отстойный дар (Ироничная способность • Не такой уж отстойный дар) • Незамеченное чудо • Нестандартное использование магии (Магия не действует на живое) • Неуправляемая сила (Аварийная трансформация • Конечность или жизнь) • Низведён до простого смертного (до крутого смертного) • Новая сила взамен старой • Носитель • Обязательные побочные способности (бессонница) • Одолжить ману • Оккультрёп • Орёл — сверхсила, решка — могила • Отметина мага/Одарённый — значит, с недостатком • Ошибка в ритуале • Парадокс магократии • Плохие силы, хорошие люди • Подцепить паранормальщину • Портал (живой портал) • Правило 34 для сверхспособностей • Пространство берёт своё • Роман магла с магом • Сверхспособности — это плохо • Сила ёжика • Сквиб • Скомбинировать сверхспособности (летучий кирпич) • Сорвать ритуал • Стазис-броня • Суперсилы провоцируют конфликты • Тошнотворная суперсила • У магии нет инерции vs Проклятие-паразит (Инкубационный период проклятия) • Уровень силы • Фиговая суперспособность • Цвета магии • Человек массового поражения • Хозяин своего тела • Шкала могущества магов
Проклятие: Нечаянное проклятие • Проклятие по эстафете
Сверхъестественное зло, обыденное добро |
---|
← |
Комиксы • Штамп • Основы |
---|