Паук-деньгоед
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Money Spider. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Добыча вываливается из существ, которые в принципе не могут иметь таких вещей. Например, деньги из животных. |
(link)
Как бы это выглядело в реальной жизниПаук-деньгоед — монстр в видеоиграх (в первую очередь, в RPG), из которого дропаются дензнаки, если его убить. Это явно неразумное существо, не обладающее руками, не занимающееся ремеслами, не умеющее говорить и не способное ни с кем торговать. Тем не менее, в инвентаре этого монстра обязательно лежат деньги, которые достаются персонажу игрока после того, как он убьет этого монстра. В результате охота на пауков-деньгоедов становится основной профессией и источником пропитания для персонажа, и совершенно непонятно, почему всё население RPG-королевства до сих пор не побросало свои ремёсла и не пошло бить пауков-деньгоедов. Наверное, крестьяне, ремесленники и бюргеры разбираются в законах рыночной экономики и знают, что массовая охота на паука-деньгоеда вызовет гиперинфляцию.
Деньгоедом называется потому, что распространенный обоснуй, подводимый под необъяснимое богатство монстра — «он съел путника с деньгами, и деньги у него в желудке». Другой популярный обоснуй:
- «Перед нами условность, сделанная для удобства: на самом деле в описываемом мире, добыв шкуру или потроха монстра, нужно ещё сходить к скупщику таких трофеев и получить свою мзду; но этот шаг не моделируется зримо, а вместо этого происходит вручение денег герою напрямую. Так сказать, переходим сразу к результату. В конце концов, не обязательно показывать всякую повторяющуюся рутину — ведь герой, например, наверняка регулярно какает, но не хотим же мы это лицезреть и отыгрывать!»
Но не всех это убеждает. Особенно если речь идёт об играх, где продажа волчьих шкур и паучьих челюстей поставлена на конвейер, а деньгоеды всё равно встречаются. И потому штамп иногда может играться с прикрученным фитильком: деньги могут иметься при себе у существ, когда-то бывших людьми: зомби, неразумных мутантов, и т. д. Завалялась в карманах мелочь со времен, когда они были людьми. Впрочем, в некоторых случаях одежда на этих существах настолько истлела, что совершенно непонятно, где она могла заваляться: ни одного уцелевшего кармана не видать. Видимо за щекой, как хомяки, деньги держат.
Также с лёгкой руки Эрнеста Адамса штамп известен под названием цыплята с мечами.
« | Ох! Наша компания на Скотном Дворе Кафузалума нарвалась на группу Злых Цыплят. Мы в опасности, нас могут заклевать, как Типпи Хедрен! Мы рубим. Мы колем. Мы накладываем заклинание «Микроволновка +3». Один из нас ранен странным, цифровым образом — без боли и крови. В конце концов мы убиваем последнего цыплёнка (ни у одного врага не хватает ума, чтобы убежать, даже если превосходство на чужой стороне — хорошее чувство долга, как для птиц). Обыскиваем трупы — и что бы вы думали? — все враги, даже слепые пещерные червяки, носят при себе деньги и человеческое оружие и доспехи. Как повезло! У третьего слева цыплёнка (по-другому его никак не отличишь от первого, второго и четвёртого), оказался Большой Великий Скверный Меч Тяжёлого Удара +5! Интересно, я не видел меча у пернатого врага! А если он был так тяжело вооружён, почему не применил его в бою? А деньги где держал? В зобу, что ли? | » |
— Эрнест Адамс. Bad Game Designer, No Twinkie! |
А с лёгкой руки российского игрожура, это явление носило название Жирафа с ружьем.
Родственное явление — Металлолом и макулатура, когда из мобов выпадают (или находятся в данжонах) бесполезные предметы, которые можно только сдать неписям за деньги.
Еще одна родственная проблема — Time Paradox, при котором современные на момент происходящих событий деньги оказываются в старых гробницах, у уже упомянутых истлевших зомби, в древних кладах и пр. Даже если в упомянутом мире монеты стоят столько, сколько весят, помножить на удельную стоимость металла, все равно за сотни лет эти монеты превратились бы в антиквариат, стоящий куда больше этого номинала. А если учесть, что в большинстве миров с развитой цивилизацией на монетах чеканится портрет правителя…
Где встречается
Видеоигры
- В игре Bard’s Tale (2004), активно пародировавшей штампы action-rpg, этот троп был обыгран в одной из первых локаций. Протагонист сражается с волками, а «рассказчик» комментирует происходящее: «Прикончив очередного волка, Бард обнаружил, что животное хранило в желудке содержимое небольшой сокровищницы и разные бытовые предметы… секундочку, я правильно прочитал? Быть такого не может!», на что Бард без тени смущения отвечает: «Это ещё что, как-то раз из крысы выпал целый сундук!» Рассказчик объявляет троп слишком неправдоподобным, и далее из монстров выпадают более правдоподобные вещи (например, убив волка, получаешь шкуру), которые тут же для удобства конвертируются в деньги. Но изредка из тех же волков выпадают и другие, смутно знакомые вещи: красная шапочка-капюшон и корзинка с пирожками.
- А ещё — овечьи шкуры, что имеет очень давнюю историю…
- Серия The Elder Scrolls — многие монстры (в т. ч. пауки) дропают небольшое количество септимов. В Morrowind, что характерно, этого безобразия не было, и деньги дропались только с разумных противников; в массовом порядке оно пошло с Oblivion. В Skyrim педаль и вовсе ушла в пол: с пещерных монстров можно собрать не только монетки, но и, иной раз, оружие/доспехи. При этом во второй игре серии, Daggerfall, на пауках, медведях и прочих неразумных созданиях можно было прокачивать навыки скрытности и карманных краж, получая от добычи море удовольствия: в их несуществующих карманах можно было обнаружить не только деньги, но и такие трогательные вещи как счета из трактиров, письма из дома и даже наброски неоконченных любовных стихов. Но, если ограбить животное (крыску, к примеру, уличную) на людях, те пожалуются в гринпис и стража бросится наказывать за нарушение прав животных.
- Серия Final Fantasy — единственными частями, где пауков-деньгоедов не водилось, были восьмая и двенадцатая. (В восьмой главному герою платили зарплату, а в двенадцатой деньги добывались только с трупов солдат Империи, прочие монстры роняли лут в форме собственных органов.) Во всех остальных все герои были профессиональными охотниками на деньгоедов, и именно за счет этого покупали себе оружие, броню и магию.
- Neverwinter Nights — деньги выпадают из нежити. В данном случае, прикручен фитилёк — на зомби есть остатки истлевшей одежды (как минимум штаны); а упыри как известно не слишком умны, и вместе с мясом порой глотают совершенно несъедобные предметы. Непонятка лишь со скелетами, поскольку у них нет ни желудков, ни одежды, максимум — шлем и нагрудник.
- С прикрученным фитильком — и в новых Fallout (3 и New Vegas), где крышки имеются при себе у диких гулей (неразумных зомбиобразных мутантов). Тут логическая непонятка как раз в том, что одежда на диких гулях истлела и ни одного кармана, где они могли бы прятать крышки, не видно.
- В большинстве RPG, включая корейские MMO (Lineage 2 и её клоны), дроп полностью рандомный. Поэтому появляется такая нелепая на 2014 год ситуация, когда с пауков падают топоры, с кабанов — свитки магии, а с разбойников-бомжей — эпические мечи.
- Ragnarok Online выжимает педаль в пол, поскольку поринги (и многие другие монстры, но знаменитым стал именно поринг) подбирают лут прямо на поле боя и возвращают его при смерти. Деньгоедство в пугающих масштабах! Правда, лут, естественным образом генерируемый, по большей части вполне разумен и скорее попадает под соседний троп, диссонанс вызывают только достаточно редкие предметы.
- В Resident Evil 4 рядом с домом первого убитого Ганадо (его модель используют другие крестьяне), есть вороны, у которых в зобу мешочки с мелочью.
- Star Wars: Knights of Old Republic II. Нужные по сюжету детали фазового конвертера находятся в трупах свежеубитых ящериц. Находятся по сюжету, так как ящерицы их съели. Вполне очевидный стёб над штампом.
- Sacred 2: когда при игре высшей эльфийкой из паучка выпадает горсть золота, пара лечебных зелий, ростовой щит и двухметровый посох одновременно, героиня может задать риторический вопрос: «Интересно, откуда все это из животных вываливается?»
- В Gothic 2 на трупах волков изредка можно найти пару золотых. Именно так. В первой и третьей частях сего явления не наблюдается, да и во второй, убив любую другую зверушку, никаких денег вы не найдёте — золотыми по непонятным причинам обедают только волки.
- Если золото у волков можно объяснить багом отдельной игры серии, то гоблины обладали местными дензнаками вполне легально во всех играх. Зачем оно им, если всё равно ничего и ни у кого не купят?
- Ну, нашли в карманах у убитого человека и тоже решили с собой носить.
- В серии Risen, которая той же Готикой, по сути, и является, традиция продолжена, но уже дан обоснуй — гномы (так тут зовут гоблинов) вообще тянут в карманы всё блестящее, аки сороки. А начиная со второй части серии мы узнаём, что эти самые гномы — вполне интеллектуально развитая раса. В третьей части гномы даже начинают сосуществовать с людьми.
- А ещё в третьей части можно убить паука-кубкоеда. Встреченный паладин расскажет, что нёс один из кубков огня, пока ночью на его лагерь не напал ползун и не сожрал его (кубок) с остальным скарбом. Если же нарваться на ползуна до встречи с паладином. можно немало удивиться, обнаружив в трупе простого монстра посреди пустыни столь важный квестовый предмет, который обычно только после выполнения задания и получаешь.
- Если золото у волков можно объяснить багом отдельной игры серии, то гоблины обладали местными дензнаками вполне легально во всех играх. Зачем оно им, если всё равно ничего и ни у кого не купят?
- Dragon Age: Origins же! Что характерно, среди животных деньги чаще всего дропаются именно с пауков.
- Might and Magic. VI—VIII части придерживаются хоть какой-то логики. Из рыцарей выпадают мечи и латы, а из мышек герой без продвинутого навыка «восприятие» не достанет ничего, хотя деньги выпадают исправно даже из стрекоз. В девятой части рандом становится совершенно корейским: из жуков выпадают книги заклинаний и навыков.
- Серия Baldur's Gate. В основном, игра избегает этого тропа — в большинстве случаев трофеи добываются с тел разумных противников вроде кобольдов и разбойников, убитые животные не принесут вам ничего кроме опыта (разве что с тел снежных волков можно подобрать шкуры, а с трупов виверн их бошки). Фитилёк есть, но очень маленький — деньги и вещи могут выпадать из гибберлингов (полуразумные обезьянособаки) и некоторых представителей нежити (упырей и вурдалаков). Эти создания тупы как как пробки, и поэтому жрут что попало; также, с тел воинов-скелетов можно подобрать кольца и амулеты (но не деньги).
- Phoenotopia: с какой-то вероятностью (а после получения Пояса удачи — почти всегда) монеты могут падать почти с любого врага, прежде всего с разумных. В большинстве случаев это, впрочем, объяснимо. Лягушка или тот же паук вполне могли случайно заглотить медный рей, который кто-то когда-то обронил на дороге. Гарпии вообще любят блестящие предметы (в Скрытой Деревне они довольно быстро научились обращаться с деньгами). И так далее. Смущает только одно: откуда земные деньги у инопланетных наёмников-кобольдов? Вряд ли они получают жалование в реях.
- Dark Souls — аверсия. Волк Сиф во время боя держит меч в зубах, но оружие не дропает напрямую, две версии можно создать из души босса.
- А вот во второй части сыграно прямо до буквальности: из пауков-паразитов в бухте Тселдора падает самое разнообразное оружие, вплоть до цвайхендера.
- Серия Borderlands: лут в игре рандомный, так что из скага размером с мелкую собаку может выпасть базука, в которую этот самый самый скаг залезет полностью. В игре есть обоснуй: живность Пандоры (планеты на которой происходят события серии) жрет все подряд. Особенно скаги.
- World of Warcraft — разумные раки Makrura технически относятся к гуманоидам. Но не являются таковыми даже физически: ну не две пары конечностей у них! Однако с них, как с любых гуманоидов, падают деньги. Обоснуй: т. к. раса разумная, может клешнями прятать монетки с морского дна под пластины панциря.
- Также иногда падает экипировка с животных.
- Чуть менее прямо, но тоже сюда. Со всех гуманоидов падает ткань соответствующего уровня. Типа обрывки одежды. При этом падает она даже с голых макрур и наг. Кроме того, сложновато представить, чтобы какие-нибудь огры или дрогбары одевались в шелка.
- Проклятые Земли — не пойми что. Нет, ни с одного животного денег вы не выбьете, но прокачанным навыком Ловкости рук можно стырить, скажем, волчьи клыки…. И зверь не среагирует. Запасные в кисете носил, что ли?
- Упомянутый выше Ragnarok Online и здесь выжимает педаль в пол. С помощью навыка воровства можно отобрать у летучей мыши крыло, а затем… убить её и снять с трупа ещё два. Это не считая того, что разбойник может специальным навыком стырить деньги у кого угодно (в отличие от всех прочих персонажей, которые, видимо, не обладают навыком конвертации потрохов в монеты).
- А в одной из таверен первого Baldur’s Gate у двух NPC-бандитов можно стащить их собственные скальпы.
- Zenith — развесёлые пауки-деньгоеды, поющие тенором.
- MOBA. Любая, по определению.
- Assassin's Creed: Brotherhood — возможно, с прикрученным фитильком: из вражеских стражников можно подобрать деньги и расходуемые предметы. И если лекарства ещё можно объяснить, то зачем стражникам метательные ножи, болты (если это не арбалетчик), пули (если это не стрелок с ружьём или папский гвардеец) и дымовые шашки, решительно непонятно.
- Dead Island (включая Riptide). В принципе у зомбарей лут здесь настолько реалистичный (деньги, батареи, изолента и всё такое), что при всех прочих пример можно было бы записать в разряд аверсии. Если бы не одно НО: иногда в числе этого самого лута встречается… блин от штанги! Для тех, кто не понял над чем смеяться — попробуйте положить в кармашек пляжных шортов хотя бы самый маленький блин от штанги и в таком виде прогуляться хотя бы метров так с десять, не потеряв при этом штаны и не порвав карман. Да правда, чем ещё заняться отдыхающему или аборигену на тропическом острове? А ещё иногда в карманах одинокого зомбаря лежит ни много ни мало… циркулярная пила!
- Не аверсия даже близко: помимо вышеупомянутого те же деньги крайне часто можно найти даже в…мусорках. Очень реалистично, ага.
- Granado Espada — типичная корейская RPG, которую от своих же конкурентов отличает только то, что в качестве моба там присутствует не слишком-то большая медовая пчела, размером примерно с два сжатых кулака персонажа. Вообще пчела вставлена в игру для того, чтобы игроки могли приручить её и отвезти к себе на фазенду делать мёд, но с точки зрения игромеханики это точно такой же монстр как и все остальные. Из которого точно так же может выпасть ЗДОРОВЕННЫЙ кусок какого-нибудь местного минерала, больше её самой в несколько раз.
- Diablo с продолжениями — Панцирь с топором, падающие из убитого пчелиного роя, это явный перебор.
- Yume Nikki — если бить NPC ножом, то из них вывалятся монетки, на которые можно купить напиток здоровья в торговом автомате. Но поскольку никто не способен причинить Мадоцуки ни малейшего вреда — максимум, торинингены или УБОА закинут в тупик, они в этой игре нужны как собаке пятая нога. Издержки движка, такие дела. Либо намёк на то, что Мадоцуки вне мира снов очень любила видеоигры.
- Deus Ex (новодел; классика таким особо не грешила) - достаточно небогатый мир отличается какой-то подозрительной щедростью. Протеиновые батончики кидают чуть ли не в туалетах, кредитные чипы раскидывают везде где можно, мусорные баки ломятся от непочатых бутылок пива и других ништяков. Ну а всякие персональные читалки вообще за девайс не считаются, так как валяются там, где логичнее было бы кинуть газету.
- Но особенно отличились на этом фоне дизайнеры уровней The Fall, где деньгами швыряются не где-нибудь, а в дистопичной киберпанковской Панаме. Непонятно, откуда в городе гетто и бедность, если существенно поправить своё финансовое положение можно просто прогулявшись по городу, глядя себе под ноги.
Не из игр
- Пародируется в комиксе The Noob, повествующем о новичке в мире MMORPG: обыскав труп первой убитой крысы, герой находит маленький бумажник, а в бумажнике…
- «Голубой карбункул» — старше, чем радио: заглавный камень «дропнулся» с гуся, которому его скормил вор, чтобы безопасно пронести.
- Михаил Зощенко знал толк в жадинах-златоедах.
Аверсия
- Вся серия Fallout. Никаких обоснуев — надо без дураков пообрывать конечности или шкуру, чтобы продать либо сделать ингредиентом полезного предмета. Вот прямо так дойти до персонажа, отдать ему и только тогда получить результат. Никаких денег и аптечек в готовом виде ни из радскорпиона, ни из ящерицы не выпадет.
- К сожалению, в Fallout 4 из т. н. «легендарных» противников вполне себе выпадает абсолютно необъяснимый с точки зрения здравого смысла лут. Автор правки извлекал из дутня (овод-переросток размером с баскетбольный мяч) огромную двуручную кувалду с реактивным усилителем удара. Где дутень её взял? Атом его знает.
- Nox же! Денежный дроп не предусмотрен, только опыт, и то, чем дальше, тем меньше. Зато со всех убитых (и с некоторых умерших на глазах протагониста) падает их снаряжение. С магов — мантии и посохи, с воинов — полный доспех, с монстров — либо ничего, либо их оружие.
- Той же логики придерживается и дилогия «Санитары подземелий». Звери — это в первую очередь всевозможные трофеи на продажу (от крысиных хвостиков до панцирей гигантских блох), хотя из кабанов и обезьян вполне можно получить и порцию мяса для поправки здоровья.
- Космические рейнджеры. Потроха клисан — ценнейшее сырьё, которое даже просто так продавать неразумно — это валюта на порядок твёрже и универсальнее, чем галактические кредиты. За неё можно купить то, что ни за какие миллионы не купишь.
- Deus Ex. С животных здесь снять нечего. А деньги можно тырить тоько в банкоматах. С неписей не снимете, будущее-с!
- Как ни странно, Minecraft. Из всех мобов выпадает то, что по логике и должно выпадать. Разве что лопата или железный слиток у зомбей смотрится подозрительно. Хотя чего подозрительного? Эти самые зомби иногда пользуются инструментами в качестве оружия.
- Добавленные зимой 2019 лисы воруют любые лежащие на земле предметы, которые видят, и эти же предметы из них выпадают. Самое смешное, что лиса может использовать предмет, который держит в зубах — стырив оружие, она будет бить им кур и кроликов!
- Titan Quest и его идейный наследник Grim Dawn: в противников можно обмародерствовать только надетую на них броню и используемое ими оружие. Поэтому с кабанов и прочей живности можно подобрать только их «компоненты», а с противников-гуманоидов — их текущее снаряжение. Если хочется, чтобы с врага выпал эпичный меч — сначала надейся, что рандом подбросит его врагу, а потом изволь победить этого врага, пока он тебя бьет этим мечом.
- Упомянутая выше серия Gothic. Да, во второй части из-за бага золотые есть на волках. Да, можно собрать с относительно разумных гоблинов. Но в целом как раз аверсия. Хочешь нажиться на отстреле диких тварей — изволь не только освежевать добычу, но и сперва обучиться этому искусству у профессиональных охотников.
- ATOM RPG. В пережившем ядерный апокалипсис осколке Советского Союза все довольно схоже с американскими пустошами — Кадет с убитых монстров может собрать только их части тела, и то, только имея при себе нож, либо обладая специальным навыком. Найти же в пожитках, например, новенький наган можно только у того, кто из него (при жизни) отстреливался.
- LISA — у животных (как правило, змей) нет ни журналов, ни еды, ни оружия. Единственное, что с ними хорошо — экспа прокачивается быстро.
- Серия Disgaea — с врагов обычно ничего и не выпадает[4], оружие и прочие предметы можно либо купить, либо получить в качестве награды за победу в битве. И присвоить себе можно лишь те предметы, которые враг носит у себя.
Реальная жизнь
- У крупных хищных акул в периоды особо лютого голода включается инстинкт кушать все, что опускается с поверхности океанской на дно морское. Чего только не находили в их желудках! Пальто, брёвна, пушечные ядра, номера от автомашин, сундучки с компроматом, там-тамы, рыцарские доспехи, электронные устройства для отпугивания акул, окаменевшую черепушку динозавра, глубинную бомбу с часовым механизмом и т.д и т. п.
- Страусы иногда глотают металлические предметы и камни за отсутствием зубов птицы заглатывают камни, которые в мускульном желудке служат для перетирания пищи. За домашними курами тоже такое водится.
- В общем-то, деньги и прочие несъедобные предметы — явно не норма для желудка собрата нашего Хомо Сапиенса. Но затейников масса, вплоть до тех, кто годами жил с ворохом столовых приборов в животе, и оно обнаруживалось врачами после жалоб на «лёгкое покалывание». Это психическое заболевание такое, да.
- А в тюрьмах, бывает, глотают что придется, чтобы попасть в местную больницу.
- И да, как вы думаете, почему пластик для конструкторов "Лего" покрывают сульфатом бария? Чтобы, если ребенок проглотит маленькую деталь, ее было видно на рентгене?
- А в тюрьмах, бывает, глотают что придется, чтобы попасть в местную больницу.
Примечания
- ↑ почти все медикаменты в фоллауте это так же наркотики, в том числе и стимулятор. А их то гули вполне себе используют.
- ↑ Весьма спорное утверждение, с учётом того что наркотик — это вещество, вызывающее наркотическую зависимость. Ну-ка, кто зависимость от стимпаков лечил?
- ↑ Нормальное утверждение, если учесть, что ИРЛ наркотиками считаются галлюциногены, а в первых двух Фоллаутах стимпаки таки описаны в файлах прототипов как наркотики.
- ↑ В пятой части есть перк, который позволяет с некоторой вероятностью дропать снаряжение с убитого врага. Но именно то, которое он носил при себе.