Хтоническое чудовище

Материал из Posmotrelisu
Версия от 16:58, 31 марта 2022; Александр Вербицкий (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Близкие родственники чужеродных чудовищ. В отличие от чу-чу, хтонические чудовища отнюдь не чужды нашему миру: напротив, они жили в нём всегда, со времён додревней тьмы, только по каким-то причинам утратили господ...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Близкие родственники чужеродных чудовищ. В отличие от чу-чу, хтонические чудовища отнюдь не чужды нашему миру: напротив, они жили в нём всегда, со времён додревней тьмы, только по каким-то причинам утратили господство. Возможно, они давно вымерли, а может быть, и до сих пор грызут корни земли, сокрытые от человеческих глаз.

В любом случае, от них нас отделяет бездна времени, и того, кто с ними встретится, не ждёт ничего хорошего. Хтонических чудищ укрощают (заточают, лишают силы) более современные и антропоморфные персонажи: например, греческих титанов низвергли в Тартар олимпийские боги. Важно не путать хтоническую сущность с сатанинским архетипом: первая древнее светлых сил, второй — продукт отпадения от добра. К тому же хтонические существа в оригинальной мифологии (языческой) — не стопроцентное зло, а тёмно-серые, демоны же находятся в рамках монотеистической морали в роли чёрных персонажей (если, конечно, мы не имеем дело с оправданием падших ангелов).

Суть хтонических чудовищ проста: они воплощают разрушительные силы природы. Они не являются злыми с точки зрения нашей морали, но опасными и сеющими смерть — безусловно. Хтоническое чудовище подобно урагану или впавшему в ярость дикому зверю — просто прёт вперёд, оставляя за собой руины и мёртвые тела.

Основные признаки:

  • Сила есть — ума не надо — хтонические чудовища обходятся без хитрых планов и сложной магии. Они, чаще всего, имеют набор простых, но крайне мощных атак, которыми разносят всё на своём пути.
  • Сверхгигант — великаны, драконы, змеи и так далее. Хорошо соотносится с предыдущим признаком.
  • Стихии — чаще всего воплощает или использует одну из стихий.
  • Экотеррорист — может пробудиться или впасть в ярость из-за нарушения природного баланса. Или же более современных версиях — возник из-за радиации или иных технологических воздействий на нормальное течение природных процессов.

Чудовище может быть одновременно чужеродным и хтоническим, например, если у нас Дофига миров, и в мультивселенной в целом они жили до начала времён — но для данного конкретного мира, куда их призывают культисты, они чужеродные. У Лавкрафта зачастую именно такая ситуация.

Возможен и другой вариант сочетания хтоничности и чужеродности — с дилеммой понаехавших. Если монстр прибыл с другой планеты или из иной вселенной, но сделал это так давно, что успел натурализоваться. Скажем, упал с метеоритом, уничтожившим динозавров. С его точки зрения, это как раз люди — понаехавшие однодневки, он был здесь раньше. Опять же, многократно обкатано Лавкрафтом — и Ктулху, и Старцы спустились со звёзд, но сделали это так давно, что успели прожить на Земле куда больше нас. В ту же степь и «Оно» Стивена Кинга.

Примеры

Мифология и фольклор

  • Сыновья Урана в древнегреческой мифологии: титаны, циклопы и гекатонхейры. А также Тифон.
  • Фоморы у ирландцев.
  • Ёрмунганд и много кто ещё (драконы, великаны…) у скандинавов.
    • Ёрмунганд и Фенрир — сыновья совсем не хтонического Локи и, при всей своей разрушительности, на роль додревних чудищ не тянут. А вот великан Имир, который древнее первых богов, из которого был построен наш мир и в крови которого тонули йотуны подходит безоговорочно.
  • «Сага о Беовульфе»: Грендель. Произведение находится на стыке языческой (причём и германской, и кельтской) и христианской вселенных, потому Грендель назван потомком Каина (что противоречит Библии, т. к. они все погибли в ходе Потопа). Его мамаша тоже, кстати.
    • Согласно еврейским апокрифам, не все: великан Ог спасся, сев верхом на Ноев Ковчег, а первый кузнец Тувалкаин и его сестра Ноема спаслись в огромной пещере на горе Этна, временно замуровав вход.

Литература

Русскоязычная

  • «Отблески Этерны» — Зверь Раканов.
    • Вряд ли это реальное существо, скорее — магически направленный удар всех четырёх стихий, созданный всеми четырьмя Повелителями и их координатором — Раканом. А вот Изначальные Твари из гальтарских подземелий больше тянут на сабж.
Постоялец наелся, проснулся и вылез наружу в поисках новой пищи
  • Антон Орлов, «Убийца наваждений» — на карте города обозначены места, где запрещено копать или строить что-либо без особого согласования со жрецами Пятерых. Эти места ещё называют «неуживчивыми», поскольку там никто не может долго находиться из-за постоянной депрессии или плохого предчувствия. Демея и Луджереф устроили своё логово в старой сети тоннелей, начатую без должного согласования и заброшенную после «удачной находки», после чего принялись откармливать «постояльца» бродягами-наркоманами, дабы тот проснулся, вылез наружу и устроил массовые разрушения. Уничтожить «постояльца» смогла только сама Богиня Кошка.
  • Метавселенная Рудазова — хтоники зарождаются в качестве «осадка» Хаоса, остающегося, когда бог(-и) создал(-и) мир. Иногда их сразу уничтожают, иногда позволяют жить — тогда они рано или поздно вырождаются в обычных смертных.
    • Хигйджайя — пример именно последнего случая.
    • На архипелаге Кромаку спит Таннин — циклопическая черепаха ста сорока километров в диаметре.
    • Парифатские Всерушители во главе с Малигнитатисом — это самое.
    • Побеждённая Мардуком Тиамат, а также некоторые князья тьмы Ада, такие как Раав, Бегемот и Левиафан — тоже оно.
  • Михаил Успенский, трилогия о Жихаре — Мироед. С вышеупомянутой Тиамат и др. в качестве испостасей.

На других языках

  • Многие лавкрафтианские чудовища. Ситуация у Лавкрафта описана выше — есть дофига планет и дофига миров, в мироздании в целом лавкрафтовские монстры — додревние, но далеко не все из них додревние для Земли, большинство — чужеродные.
  • «Властелин колец» — Балрог, пришелец из настолько далёкого прошлого, что гномы, некогда пробудившие его, так и не поняли, кто это.
    • Глубинный Страж из той же Мории, обитающий на дне привратного озера. Явная отсылка к Лавкрафту.
      • Живущие глубоко под туннелями гномов существа «грызущие корни земли», которые, по словам Гэндальфа, даже древнее Саурона.
  • «Братья Львиное Сердце» Астрид Линдгрен: дракониха Катла и её враг — водяной змей Карм.
  • Клайв Баркер «Имаджика» — женщины — изначально совершенно отдельный вид живности (и весьма опасный!). Однако в незапамятные времена предпочли мимикрировать под человека, и к нашему времени о том забыли. В случае сильных потрясений могут показать коготки… а также клыки и щупальца.

Сетевая литература

  • «Мать ученья» — Первозданные, аналог титанов из греческой мифологии, только круче. По одной из догадок — каждый первозданный или отдельный мир (такой же, как мир произведения, который находится с первозданными в родстве), или его зародыш. Впрочем, в этом мире они — просто мощные гигантские существа странной физиологии, сложно убиваемые и оставляющие после смерти зону заражения, настолько неприятную, что даже боги предпочли заключать их, а не убивать. При этом не обладают особым интеллектом и вполне могут быть остановлены силами людей.

Мультсериалы

  • RWBY — в каком-то смысле Салем, главная антагонистка. Вечность назад была человеком. Была проклята бессмертием, натравила человечество на богов, которые убили всех людей просто щёлкнув пальцами сжав кулак. С той поры бродила по миру, как-то раз сиганула в омут рождения Гримм — где и мутировала — в итоге дожила до второго человечества.
  • «Динозаврик Динк» — Страшила aka Тираннор, главный антагонист большинства серий. Единственный из всех динозавров (включая других хищников) не умеет говорить — фактически даже не злодей, а именно что слепая стихия, движимая исключительно желанием пожрать.
  • «Трансформеры: Прайм» — предаконы. Они обитали на Кибертроне миллионы лет назад и вымерли в результате жуткого катаклизма. На появление клона-Предакинга десептиконы и автоботы реагируют примерно также, как реагировал бы человек на появление живого динозавра.
  • «Амфибия» — несколько появляются уже во вступительной заставке.
  • «Морики Дорики» — рыба удильщик.

Комиксы

Аниме и манга

  • Chocolate Cosmos — уже в первой главе, когда Юши ведёт себя на пляже как идиот, Саюки спрашивает «Он вообще человек?» И как оказалось, неспроста. На самом деле он — монстр, состоящий из миллион щупалец, обладающий мощнейшей регенерацией, левитацией и способностью принимать облик красивого парня. И его цель — глаза Саюки. Создатель Юши — ещё более ужасное чудовище, чем он считает, что у Саюки буквально убийственный взгляд, поэтому отправил его к ней, чтобы он втёрся к ней в доверие и принёс ему её глаза.

Видеоигры

  • WarCraft — Древние Боги и Элементальные Лорды Азерота. А также драконы (с привкусом фансервиса из-за маскировки; добрые, пока крыша не поедет (практически все злые в игре драконы — сумасшедшие)) и особенно протодраконы.
    • С Древними Богами, внезапно, субверсия. Хоть они и жили на Азероте раньше любых других смертных рас, но не являются его коренными обитателями, т. к. были засланы на планету Повелителями Бездны ещё до пришествия титанов.
  • StarCraft — Зел-Нага как таковые и их злой сородич Амун.
  • Spore — сразу несколько примеров. Во-первых, на всех стадиях, кроме разве что клеточной, ибо там всё несколько иначе, в мире живут т. н. монстры — колоссального размера звери ростом почти с город, благо что единичные. Во-вторых, в родном мире расы-протагониста ещё к моменту выхода на сушу где-то будет валяться древний скелет, у которого один только череп крупнее самой громадной из ныне живущих тварей[1].
  • Dark Souls — древние (они же каменные, они же бессмертные) драконы, истреблённые Гвином сотоварищи в начале Эры огня. Единицы, пережившие геноцид, все входят в топ самых сложных боссов серии[2].
  • Mass Effect 3 — Калрос, гигантский червь-молотильщик с Тучанки. Описывается как идеальный убийца, и заслуженно: обернуться кольцом вокруг Жнеца и смять его в железных объятиях — это вам не хухры-мухры.
  • «Ведьмак 3» — ведьмы с Кривоуховых топей. Настолько древние, что говорят, что видели даже приход первых эльфов. Обожают держать людей Велена в страхе и варить суп из человечины.
    • Ещё хтоничнее их Мать, Та, Кто Знает. Тот самый призрак в дереве, Чёрная Мара.
  • Stellaris — к ним можно отнести Эфирного Дракона и Пожирателя Звёзд, а также некоторую космическую живность (?) поменьше.
    • В масштабах планеты — титаническая жизнь.

Настольные игры

Прочее

  • SCP Foundation — SCP-169 (Левиафан), гигантское морское существо, которое очень древнее, настолько огромное, и если или когда оно проснется, ничто не сможет его остановить. Единственная процедура сдерживания в основном: «Надеемся что оно продолжит спячку. И если оно проснется, надеемся что оно дружелюбное».

Реальная жизнь

  • Динозавры и их соседи, а с прикрученным фитильком — также заметная часть кайнозойской фауны. По сравнению со многими зверятками минувших дней даже современный слон выглядит не особенно внушительным, а иногда и вовсе карликом.
  • В астрономии есть понятие «хтоническая планета». Имеется в виду планета земной группы, которая образовалась из газового гиганта в результате исчезновения газов из атмосферы, после чего от планеты остается только каменное или металлическое ядро. Причина, как правило, в небольшом расстоянии от звезды. Ранее это понятие носило гипотетический характер. Но в 2020 году впервые такая планета была обнаружена и названа TOI-849b.

См. также

Примечания

  1. В дополнении «Космические приключения» таких вполне можно создавать, используя читерские программки, чтобы увеличивать существ сверх установленной меры — причём это совершенно законно.
  2. Один и вовсе неубиваем, но зато сам никуда не лезет, сидит медитирует в секретной локации