Неживая франшиза

Материал из Posmotrelisu
Версия от 13:57, 9 апреля 2022; ГришкаМразев (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{TVTropes|FranchiseZombie|Franchise Zombie}} {{Video|dMJm1x3R6ag|На примере Симпсонов}} Некоторые франшизы — денежные коровы. Каждый новый продукт под заветной маркой фанаты сметают на ура. Фильм «Космобольцы»? Мультсериал «Космобольцы»? Огнем...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Franchise Zombie. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

На примере Симпсонов

Некоторые франшизы — денежные коровы. Каждый новый продукт под заветной маркой фанаты сметают на ура. Фильм «Космобольцы»? Мультсериал «Космобольцы»? Огнемёт «Космобольцы» (детишкам очень нравится)? Всё сметут, не задумываясь. И добавки попросят.

Вот только человек, который придумал эту вселенную и с любовью написал историю к первым частям — не станок с ЧПУ и не может производить ценный продукт с нарастающей скоростью. Но продюсеры, гендиректоры, маркетологи и прочие люди, не имеющие никакого отношения к творчеству и всё возможное отношение к бизнесу, сурово запрещают ему подводить гранд-финал. Show must go on, и точка. В результате истории перестают быть сделанными с любовью, изначальный автор сбегает или работает с отвращением, и качество продукта резко падает. А нового автора, способного производить столь же качественный продукт, не наблюдается. Конечно, франшизу можно восстановить, но это очень тяжело.

Важно: критерий этого явления — изначальный автор, с которым ассоциируется рождение серии, либо берёт расчёт и уходит, либо публично высказывает свое отвращение к происходящему. Если просто упало качество франшизы, а автор в ус не дует и продолжает штамповать продолжения — это другой троп, Опухание сиквелов.

Где встречается

Литература

  • «Дюна» — ах, если бы смерть Фрэнка Герберта действительно поставила точку… Но нет, сыну покойного, Брайану, захотелось пойти по стопам Кристофера Толкина, он пригласил известного новеллизатора Кевина Андерсона в соавторы (хотя по стилю написания хорошо заметно, что Андерсон скорее автор, а от Герберта-младшего главным вкладом является фамилия на обложке), и началось — трилогия приквелов, потом трилогия пре-приквелов, потом дилогия сиквелов[1], потом мидквелы. Все это производное творчество не только не имеет ничего общего с литературным стилем[2] и философией оригинальных книг, но еще и страдает ужасающей вторичностью по отношению к типовой космооперной беллетристике, откуда надерганы сюжетные ходы, неровностью слога (в тех местах, где Брайан Герберт влезал в написание) и тяжелой формой орлангурии, а также кишит роялями в кустах и скатывается в самоцитирование.
  • Серия «Миф» Роберта Асприна. Последние книги автор откровенно вымучивал из себя, да и то — только потому, что издатель требовал.
  • Роджер Желязны очень не хотел, чтобы его «Хроники Амбера» превратились в сабж, а потому завещал всем друзьям ни в коем случае их не продолжать. Джордж Мартин, располагаюший черновиками сиквелов, завещание своего друга исполнил в точности, даже сами идеи никому не рассказывает. А вот Джон Грегори Бетанкур, которому достались черновики приквелов, таки взялся писать пятикнижие[3] Оберона. Закончилось это плохо — уже готовая пятая книга так и не была издана по причине нерентабельности.
  • Dragonlance же. Сколько книг вышло в серии? Более сотни. Сколько книг признают большинство фанатов? Семь, плюс-минус пара книг по вкусу. Впрочем, среди не признаваемого есть и книги от сторонних авторов, и от изначальных.

Кино

  • «Эммануэль» — ну да, в части фильмов снималась Сильвия Кристель. Но сколько под этой франшизой наштамповали без неё!
  • «Челюсти» же! После мега-успеха оригинала вышло ещё три сиквела: средний, но в целом динамичный и не скучный «Челюсти 2», такой плохой, что даже хороший и к тому же трёхмерный «Челюсти 3» и запредельно ужасный «Челюсти 4», породивший мем «Акула вуду». Разумеется, ни Стивен Спилберг, ни Питер Бенчли (по чьей книге сняли фильм) к этому отношения не имели.
  • «Богатыри» от студии «Мельница» — по наиболее распространенному мнению, вершиной стали «Три богатыря и Шемаханская царица», на чем можно было бы и закрывать франшизу. Тем не менее, каждый год исправно снимали все новые и новые части, пытаясь то вновь ввести в сюжет старых злодеев, то добавить новых и все время расщирять место действия. В 2018 г. наступил переломный момент, когда к работе над очередной частью вернули режиссера самой первой картины Константина Бронзита. Насколько удачным получился крайний фильм, судить сложно (недостатки в виде зверских рож и туповатых персонажей все еще есть, хотя и сумели неожиданно удачно вернуть в сюжет и показать судьбы гонца Елисея, его жены княжны Забавы и Соловья-Разбойника), но рейтинг у него выше, чем у всех фильмов после «…Шемаханской царицы».
    • «Иван-царевич и Серый Волк» от той же студии — первая часть сама по себе была неоднозначным мультфильмом с не всегда понятными героями, непривычно мрачным злодеем и взрослыми отсылками на Эдварда Радзинского. Вторая запомнилась феерической фантасмагорией сюжета, в котором герои отправлялись на Луну, следом на ядрах тридцать три богатыря и заканчивалось все межпланетной войной. Третью часть доверили сочинять «Квартету И» и поделили бюджет с очередными Богатырями — в итоге запомнилась неоднозначной сатирой и слабой графикой.

Телесериалы

  • «Сверхъестественное» — после пятого сезона создатель сериала, Эрик Крипке, покинул проект. И понеслось…
    • А если учесть, что изначально Крипке хотел ограничиться только тремя сезонами… Вообще забавно, что среди фанатов нет четкого разделения на «торт и не торт»: кто-то считает, что надо было закончить историю уже после 3 сезона, кто-то после ухода Крипке (5), но многие дотерпели и до конца 7, а то и только после 9 почувствовали что-то неладное.
  • Отечественные «Улицы разбитых фонарей». Начиная с середины второго сезона началось опухание сиквелов, а с шестого сезона от прежних «ментов» остались только три человека — вечный дежурный Чердынцев, Соловец и Волков, а остальные: Ларин и Дукалис погибли, Абдулову и «Мухомора» в расстроенных чувствах отправили на автобусе в неизвестном направлении. А если взять 12-й сезон, то от «ментов» только название и осталось.
  • В ту же копилку идут и «Тайны Следствия». После 8 сезона сериал начал форсированно скатываться, 17-й сезон не лезет уже ни в какие ворота.
  • Попытка вернуть «ЗнаТоКов» на экран в начале «нулевых» не увенчалась успехом: сняли только два «дела», да и те были слишком затянуты, в отличие от предыдущих, которые раскрывались за 1-2 серии.
  • «Возвращение Мухтара». Сериал начал давать слабину (но ещё оставался смотрибельным), когда стали менять исполнителей роли Максима Жарова. После 8 сезона Василису Романову заменили Екатериной Калитиной, в результате чего понеслось основательное опухание. А потом вообще из старых команд никого не осталось.

Мультсериалы

  • The Simpsons. Мэтт Грюнинг никуда не уходил, но в интервью постоянно жалуется, что сериал становится несвежим и поддерживать его на уровне всё труднее и труднее, а продюсеры требуют ещё и ещё.
  • Сюда можно отнести и «Ну, погоди!» 17-20 выпуски. Как-то они проигрывают по сравнению с первыми 16-ю. Может быть, потому, что 17-й и 18-й — явные филлеры, напичканные продакт-плейсментом, а 19-й и 20-й созданы не Вячеславом Котёночкиным (к тому времени уже покойным), а его сыном Алексеем?
    • Кое-кто (в том числе и из целевой аудитории) может сюда отнести и современные сиквелы советских мультфильмов: «Возвращение блудного попугая», «Весна в Простоквашино», «Новые приключения кота Леопольда». Хотя это можно считать и опуханием сиквелов.
    • Хотя журнал «Простоквашино» (с рассказами и комиксами про Дядю Федора, Матроскина и Шарика) и рассказы про другие приключения Кеши не так уж и плохи.
  • «Лило и Стич» тоже подпадает под троп. «Лерой и Стич» создавался при минимальном участии Сандерса и ДеБлуа (первого позвали только на озвучку). Впоследствии оба ушли работать на Dreamworks, а Дисней дал права на создание аниме по мотивам франшизы японской студии Madhouse. Многие фанаты оказались не в восторге от новой версии (преимущественно, потому что вместо Лило им подсунули другую девочку с Окинавы). В 2017 вышел ещё один мультсериал — «Stitch & Ai» (на этот раз производством занялась непосредственно Disney), где почти всё тоже самое, только в Китае. Оба продолжения кладут болт на канон, успели породить несколько Орлангуров, а также плюют на понятие оханы (шутка ли, сменить три семьи за три мультсериала).
  • «Губка Боб Квадратные Штаны». Полнометражка стала гранд-финалом, а выпущенный после неё четвёртый сезон ещё соответствует первым трём. А дальше же понеслось ни пойми что.

Видеоигры

  • Devil May Cry — создатели вместо прямого продолжения выпустили переосмысление. И, несмотря на приличные оценки критиков, игра продалась крайне скудно, поэтому «DMC: Devil May Cry» на этом и застопорилась. А вот оригинальная серия подыхать не собирается, ибо в 2018 году анонсировали пятую часть. Что из неё выйдет — поживём-увидим.
    • Свежие новости с полей — пятую часть встретили с восторгом. 90% отзывов в Steam — положительные.
  • Final Fantasy. Хиронобу Сакагути, автор всех FF с 1 по 10, ушёл из Square Enix, а его преемники, вроде Ториямы, имеюшего статус марателя канона, стали штамповать игры для телефонов с кучей доната и крайне неоднозначную сагу про Лайтнинг. В последнее время, когда Торияму не допускают в операционную, франшиза подает явные признаки жизни (переработанные 14 и 15 части), но покинет ли она реанимацию — большой и тяжелый вопрос, особенно если учесть, что последняя часть плохо продалась.
  • Серия игр Leisure Suit Larry. После выхода седьмой части игры[4], создатель серии Эл Лоу отошёл от дел. После него сделали средней паршивости восьмую часть, откровенно неудачную девятую и паршиво портировали на мобильники седьмую. В конце концов, Лоу всё это надоело и он, собрав на Кикстартере денег, сделал ремейк самой первой игры.
  • Space Quest. После выхода напрочь ломающей канон 6-ой части At The Spinal Frontier стало ясно, что дела у Sierra пошли неважно (см. выше про Leisure Suit Larry), разработка седьмой части была свернута на стадии черновиков, а "восьмой спейс" и вовсе превратился в шутку для посвященных.
  • Mass Effect. Увы, но после ухода старой команды BioWare и выхода «Mass Effect: Andromeda» дела пошли под откос и шансов на возрождение великой серии крайне мало.
  • Sacred 3. Сделавшая первые две части студия развалилась, но издателю захотелось денег. Результат — блеклая игра без вменяемого сюжета, ролевой системы, и много негативных отзывов в Стиме.
  • Dungeon Siege 3. Почти та же история, что и пример выше, только случилось это на три года раньше.
  • Overlord — c момента перехода Рианны Пратчетт из Codemasters в Eidos — оно самое.
  • Sonic the Hedgehog. Игры выходят до сих пор. Но, после того как Sega ушла с рынка игровых консолей и стала делать игры про Соника для своего извечного «врага» Nintendo, их качество оставляет желать лучшего.
  • Valkyrie Profile. Последняя полноценная игра серии выходила в далеком 2006, а последний релиз был только в Японии и только для мобильных устройств.
  • Suikoden. Аналогично предыдущему примеру, последняя полноценная игра серии выходила еще в 2006, а сейчас игры серии выходят только в Японии и для портативных приставок.
  • Front Mission — почти аналогичная предыдущим двум история. И окончательный гвоздь в крышку гроба серии вбил маратель канона серии Final Fantasy Мотому Торияма, превратив великую серию тактических RPG в бессмысленный экшен игрой Front Mission Evolved.
  • Crono — аналогично. В этой серии последняя игра ещё в 1999, с тех пор о продолжении ни слуху ни духу.
  • Breath of Fire — та же история.
  • Parasite Eve — не избежала подобной участи и эта серия. Спустя 10 лет после выхода второй части, вышла сомнительная The 3rd Birthday (привет, Торияма) и с тех пор никаких новостей о продолжении нет. Такое чувство, что почти все японские серии игр 80-х и 90-х сейчас прокляты.
  • Серия Metal Gear. Сам Хидео Кодзима закончил на MGS V: Phantom Pain, кое-как связав сюжетные узелки огромной серии, при этом игра вышла откровенно недоделанной. Конами же попыталось продолжить без Кодзимы, создав неудачный Metal Gear Survive, банальный выживастик с кучей зомби (однако, какая ирония!).
  • Unreal — Несмотря на успешную первую часть (и Аддон Return to Na Pali) вышедшая в 2003 г. Unreal 2, обладавшая передовой на время своего выхода графикой и красочной атмосферой, но страдающая от скомканности и малой продолжительности (из-за спешки из игры было вырезано больше половины контента) не смогла повторить успех первой части и стала последней синглплеерной игрой серии. Мультиплеерная серия Tournament ненадолго пережила её — после успешного Unreal Tournament 2004 вышел неоднозначно воспринятый Unreal Tournament 3 и серия постепенно заглохла. На сегодняшний день, от серии Unreal осталось лишь название движков Unreal Engine, используемых в других играх.
    • При всей любви автора правки к «Анрилу» стоит заметить, что изначатьльно Unreal — это была скорей реклама Unreal Engine, но т. к. Unreal и UT были хорошо восприняты публикой, были сделаны продолжения игр. Компания же зарабатывает много больше именно на движках, чем на играх, потому новый UT так и остаётся, и судя по всему и останется пре-пре-пре-альфой. Sad but true…
  • Deus Ex, просто Deus Ex. Выход Human Revolution дал франшизе вторую жизнь, но оборванное на самом интересном месте продолжение Mankind Divided (по слухам, игру поделили надвое из финансовых соображений) даёт мало шансов на возрождение при текущей политике Square Enix. Хотя создателям Hitman и удалось сбежать на вольные хлеба, но культовой киберпанк-серии, это, увы, не грозит.
  • Command & Conquer — после откровенно слитой четвёртой части, Electronic Arts сначала отменили C&C: Generals 2, а затем взяли долгий перерыв… дабы анонсировать мобильную дрочильню Rivals (что симпатии фанатов оригинальной серии, мягко говоря, не добавило). Хотя ходят слухи о ремастере самой первой части к 25-летию серии (т. е. в 2020 году), перспективы у франшизы очень печальные.
  • Серия Sudden Strike ака Противостояние. В 2000 году эта игра была прорывом, а дальнейшее развитие шло серии на пользу. Но к 2005 году устаревание игры, развивавшейся во многом за счёт перескиновки, стало совсем очевидным — что вовсе не остановило штамповку трэша, в котором преуспели как Fireglow, так и Red Ice, не на шутку спорившие на предмет плагиата. В итоге, игру как бы перезапустили в виде четвёртой части — со спорными результатами: от «неплохо» до «на безрыбье и рак рыба».
  • King’s Bounty — печальный пример, как отечественная российская студия, возродившая бренд 20-летней давности, сама же его и погубила. Оригинальная игра 2008 года прославила Katauri Interactive и геймдизайнера Дмитрия Гусарова, став хитом в России и получив хорошие отзывы и за рубежом. Увы, после первого продолжения-спиноффа Гусаров ушел разрабатывать Royal Quest, но уже через год и-за разногласий с издателем ушел на вольные хлеба. В итоге триквел-спинофф еще последовал от самой Katauri, а два последующих спиноффа — от сторонних студий. В итоге ориентировочно с 2013 г. Katauri пропадает с радаров, вскоре исчезают и любые намеки на разработку новых спиноффов или полноценной второй части.
  • Космические рейнджеры — аналогичная история, усгубленная тем, что разработчики этой и предыдушей серии работали вместе. И первая (2002), и вторая (2004) части стали безусловными хитами продаж, но дальше часть коллектива образовала Katauri Interactive. Совместными усилиями они допилили «Космические Рейнджеры 2: Доминаторы. Перезагрузка» (сборник 1+дополненная 2 часть), но далее наступила тишина. В 2017 г. СНК Games, внутренняя студия 1С, выпустила на базе фанатской модификации дополнение «Космические Рейнджеры HD: Революция», отличившаяся исключительно элементами сюжета и антипиратской фичей, когда жар от звезд и кол-во метеоритов росли в геометрической прогрессии, сметая все живое на своем пути. Финалом стало портирование урезанной версии на планшеты, о котором слышали полтора фаната.
  • Tony Hawk’s — серия видеоигр про скейтеров. Уникальна тем, что умирала дважды — в 2000-ых после провальной Tony Hawk’s American Wasteland и в 2010-ых после Tony Hawk’s Pro Skater 3.
  • Guitar Hero, Rock Band — суперпопулярные франшизы ритм-игр с почти настоящими гитарами-контролерами умерли вместе с бумом ритм-игр: платить каждый год за почти ту же игру с обязательно новым контролером удавалось лишь 3-4 года, далее последовал взрыв мобильных устройств, и ритм-игры на консолях ушли в прошлое.
  • Zynga — самая могущественная корпорация отрасли социальных игр с сомнительной репутацией отъявленного плагиатора сдулась вместе с бумом игр для социальных сетей.
  • Периметр — самая новаторская игра-2004, для которой придумали на Западе термин RTS reborn, так и не смогла перерасти в нечто большее. Аддон «Завет Императора» оказался спорным набором новых миссий, Периметр 2 вышел в 2010 г. на том же движке, лишившись почти всех уникальных черт и оставшись со спорным балансом.

Примечания

  1. Изначально Герберт-младший обещал только дилогией сиквелов и ограничиться. Лучше бы он так и поступил, а по возможности вбил сюжет двух книг в одну, чтобы мы просто узнали, чем же Герберт-старший хотел всё закончить.
  2. Если бы! Без постоянных попыток закоса под Герберта-старшего с философическим угаром приквелы были бы гораздо читабельней.
  3. Изначально планировалась трилогия, но потом Бетанкур сделал из второй и третей книг по две.
  4. Фактически, это шестая игра. Четвёртая часть (Leisure Suit Larry 4: The Missing Floppies) существует только в виде названия.