Искусственно сконструированная история

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Герой переживает какие-то невероятные приключения, часто мистического или детективного свойства, со множеством характерных деталей, персонажей и предметов, после чего все эти персонажи и предметы всплывают в совсем другом (обычно более прозаическом) контексте, и таким образом мы понимаем, что имеем дело с ненадёжным рассказчиком. Например, ребёнок увлечённо рассказывает про свои приключения в космосе и в сказочном королевстве, а затем нам показывают в его комнате игрушечный космический корабль и фигурки сказочных существ — и становится понятно, что он всё нафантазировал. Или герой после всех пережитых событий приходит в себя в больнице и видит в палате знакомые предметы и узнаёт во врачах и медсёстрах людей, которых он встречал — это говорит нам, что всё произошедшее привиделось ему, пока он лежал в коме.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст» — мозговыносящий вариант, где сабж скорее дополнительно запутывает сюжет, чем проясняет. Главный герой, советский парторг Владимир Дунаев, в годы войны контужен и оказывается в лесу, где питается психоделическими грибами и переживает в галлюцинациях странные приключения, сражаясь на стороне русских сказочных героев (Колобка, Лисы-Патрикеевны, Мухи-Цокотухи, Кощея Бессмертного) против героев западных сказок, выступающих за нацистов (Мэри Поппинс, Алисы Лидделл, Пеппи Длинныйчулок, Карлсона, Винни-Пуха). Много лет спустя, пережив войну и дожив до девяностых, он находит свою внучку — и обнаруживает в её комнате игрушечного Колобка, Карлсона, Винни-Пуха, кукол в виде Алисы и Пеппи…
  • Уильям Берроуз, «Города красной ночи» — странный детективный сюжет про исчезнувшего подростка, похищенного зловещей графиней-международной преступницей, оказывается бредом подростка-наркомана. Графиня была его дилером, пропавший мальчик — его другом (тоже наркоманом), а полицейский, фигурирующий в сюжете — врачом, который за ним ухаживал. Впрочем, уже через несколько страниц оказывается, что не всё так просто…
  • Хорхе Борхес, «Анализ творчества Герберта Куэйна» — вымышленная пьеса «The Secret Mirror», где первое действие оказывается графоманским творением персонажа второго, преломляющим окружающую его реальность и лиц (включая его самого как Марти Стю).

Кино[править]

  • «Малхолланд Драйв» — в первой половине фильма главная героиня (молодая талантливая актриса) ведёт детективное расследование в лучших традициях Хичкока, помогая новой подруге — загадочной незнакомке, потерявшей память. Во второй половине она оказывается актрисой-неудачницей, которая из ревности и зависти заказала убийство этой самой подруги, а всевозможные улики и подозрительные личности, встречавшиеся ей в расследовании, всплывают как случайные детали (намекается, что первая половина фильма ей приснилась, хотя, возможно, не всё так просто).
  • «Подозрительные лица» — большую часть фильма полиция допрашивает мелкого мошенника Болтуна, случайно оказавшегося свидетелем по делу, в котором замешан неуловимый международный преступник Кайзер Созе. Уже отпустив Болтуна, полицейские обнаруживают у себя в кабинете множество мелких деталей и названий из его рассказа (вплоть до того, что имя зловещего японца-приспешника Кайзера Кобаяси оказывается названием фирмы-производителя на кружке кофе) — стало быть, Болтун всё сочинил на ходу, и он сам и есть Кайзер.
  • «Истории призраков» — исследователь паранормальных явлений расследует три случая, связанных с призраками, и расследование приобретает всё более странный оборот. В конце выясняется, что он лежит в больнице полностью парализованный после неудачной попытки самоубийства, и детали паранормального расследования сконструированы его сознанием из людей и предметов, которые он видит в палате.
  • «Страна призраков» — на героинь и их маму (в исполнении Милен Фармер) напали двое маньяков, но матери удалось завладеть ножом и убить садистов. Впоследствии младшая дочь стала знаменитой писательницей ужасов, обзавелась мужем и ребёнком, а вот старшая так и не смогла оправиться от потрясения… Точнее, так мы думаем примерно до середины фильма, где выясняется, что всё гораздо, гораздо хуже: на самом деле мать погибла, обе девочки находятся в руках злодеев, старшая как раз осознает происходящее, а младшая, не в силах принять случившееся, погрузилась в мир собственных грёз. В её комнате мы видим фотографию привлекательного мужчины, ставшего в её мечтах «мужем», и рыжую куклу — «ребёнка». К счастью, в итоге героиня всё же оклемалась и дала маньякам отпор.

Видеоигры[править]

  • The Binding of Isaac: Afterbirth — в истинной концовке объясняется, что всех этих ужасных монстров и сражения с ними Айзек придумал. Но вот печальная история его семьи — чистая правда.