За гранью времен

Материал из Posmotreli
< LovecraftLovecraft/The Shadow Out of Time
Перейти к навигации Перейти к поиску
Обложка первого издания

«За гранью времен» (The Shadow Out of Time) — повесть Говарда Лавкрафта. Написана зимой 1934-35 года, впервые опубликована в июне 1936 года в американском журнале Astounding Stories. В русском переводе также известна под названиями «Тень безвременья» и «Тень из безвременья».

В повести раскрывается история и сущность Великой Расы и их заклятых врагов — полуматериальных летающих полипов.

Герои[править]

  • Натаниэль Уингейт Пизли — протагонист и рассказчик, профессор политической экономики в Мискатоникском Университете и отец троих детей. По общепринятой версии, с 1908 по 1913 год пребывал в странной амнезии, полностью забросив все свои прошлые дела и увлечения и погурзившись в изучение истории, естественных наук и фольклора. На самом деле, в течение этого времени в его теле находился представитель Великой Расы, а сам Натаниэль был узником его народа в далеком-далеком прошлом.
  • Уингейт Пизли — сын Натаниэля, профессор психологии в Мискатоникском Университете.
  • Уильям Дайер — профессор геологии, собравший экспедицию в Австралию и пригласивший Натаниэля поучаствовать в ней.
  • Узники Великой Расы — люди и представители других цивилизаций и эпох, с которыми Натаниэль контактировал, будучи заключенным.

Сюжет[править]

Повествование ведется от лица Натаниэля Уингейта Пизли, который стал жертвой технологии обмена телами, изобретенной Великой Расой с планеты Йит. Технология действовала на расстоянии и через время, и в течение пяти лет сознание Натаниэля было заключено в теле представителя Великой Расы, которая населяла Землю много миллионов лет тому назад. Тело Натаниэля же оккупировал йитианец; получив доступ ко всевозможным источником, он кропотливо изучал историю человечества, науки и фольклор, связанный с некоторыми культами. Пока он проводил свои исследования, главный герой был вынужден жить с Великой Расой и делать записи о своей эпохе. Когда же Натаниэль Пизли получил свое тело обратно в свое распоряжение, его воспоминания об этих событиях были стерты. Однако не так просто вырвать из человеческой памяти пять лет жизни, и видения особо ярких моментов стали являться мистеру Пизли во снах. Он начал исследовать этот феномен и вскоре начал подозревать, что странные сны — это не сны, а самое что ни на есть отражение реальности. Его случай получил большую огласку, и вскоре он был приглашен участвовать в экспедиции и австралийскую пустыню, в которой были обнаружены загадочные древние плиты, похожие на те, что он видел во снах.

Натаниэль Пизли согласился поехать в Австралию и в одну из ночей в пустыне обнаружил вход в древние руины большого города, занесенные песками. Спустившись туда, он понял, что это город из его снов; он нашел помещение, в котором, согласно его сновидениям, хранились записи заключенных, и из нужного шкафа извлек тетрадь со своими собственными записями, сделанными миллионы лет тому назад. Кроме записей он обнаружил, что полуматериальные летающие полипы — ужасные твари, которых до безумия боялись йитианцы — вырвались на свободу. Спасаясь от одного из них бегством, он растерял все свои находки. Позднее тот район пустыни был исследован с аэроплана, но ничего интересного археологи не обнаружили — блуждающие пески сделали свое дело, засыпав вход в подземные руины.

Интересные факты[править]

Повесть является в некотором роде автобиографической — годы «амнезии» Пизли соответствуют периоду в жизни Лавкрафта, когда он перенес нервное расстройство; из-за него юный Говард ушел из школы и замкнулся в себе. Позднее Лавкрафт описал чувство, которое он испытал по возвращении в Провиденс после двух лет жизни в Нью-Йорке: «пробуждение от странного сна о том, как я был вдали от дома». Это чувство назвали краеугольным камнем, на котором Лавкрафт основал свою повесть.

Также параллели можно провести между Натаниэлем Пизли и отцом Лавкрафта, Уинфилдом Скоттом Лавкрафтом, который целых пять лет находился в состоянии безумия, демонстрируя примеры странного эксцентричного поведения.