Лавкрафт-лайт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Lovecraft Lite. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

— Дьявол из Внешней Темноты, — проворчал Конан. — Они совсем не редкость. Они скрываются в таких количествах как блохи за поясом света, который окружает этот мир. Я слышал как о них говорили мудрецы из Заморы. Некоторые из них пробираются на землю, но когда им это удается, им приходится принять какую-то земную форму и обрести какую-нибудь плоть. Такой мужчина как я, с мечом, годится на любое количество клыков и когтей, потусторонних и земных. Пошли, мои люди ждут меня у края долины.

»
— Роберт Говард, «Долина потерянных женщин»
Обычная история «бездельник встречает чужеродных инопланетян».

Лавкрафтианские ужасы в наши дни неожиданно вышли из статуса бульварной литературы, в рамках которой писались, стали модными и подверглись сопутствующим эффектам, включая, конечно же, подражательство. Однако, в полной мере выдержать дух оригинальных творений маэстро могут или хотят далеко не все, в результате чего получаются произведения Лавкрафт-лайт. У этого явления две составляющих, которые могут встречаться вместе или по отдельности:

Первый — подрыв идейной составляющей. Вселенная холодна и безразлична? Ничего, мы заставим ее нас уважать! В огороде проснулось Древнее зло со щупальцами? Сейчас докурю и пойду его бить. Могущественное существо, которое старше Вселенной и которое раздавит Землю и не заметит? О, я знаю заклинание, чтобы его вызывать, Гига Слейв называется, очень полезная штука. Гримуары, от которых сходят с ума? Да бросьте, это всё преувеличено, я их читал, и вроде ничего. Кстати, сыру всем! Все признаки вселенских ужасов вроде бы налицо, но крутые герои в пальто с завидной регулярностью ухитряются наводить во Вселенной конституционный порядок, а Ктулху регулярно остается с фингалом под глазом.

Второй — культ карго по принципу «знают именно за это». Лавкрафт у нас это ктулхи с тентаклями и мраккультисты с непонятными заклинаниями. Значит, про них и сделаем. Что, чудища это не хохочущее сатанинское зло и враг всего живого, а безразличная сила и достаточно развитые инопланетяне? Людишки никому не нужны и нет никаких добрых богов, которые помогут от чудищ отбиться? И злых тоже нет, а это всё по незнанию верят? И даже магия — не магия и без всякого оккультрёпа? Но как же так, вот жеж хентай с тентаклями и культисты, значит, подходит! Ай, только не бейте!

На самом деле, конечно, и Лавкрафт не был настолько мизантропом и пораженцем, как можно себе представить исходя из текста статьи. Поэтому первый пункт с победимостью монстров кое-где всё же встречается (в одном из рассказов, в частности, с древним злом разделались при помощи огнемётов и серной кислоты, а в самом известном самого Ктулху протаранили пароходом), но в наше время жанр Лавкрафт-лайт может быть встречен в «чистом», оптимистичном и разбавленном классическим фентези (пусть и тёмным) или научной фантастикой виде.

Примеры[править]

Мифология[править]

Да любая языческая мифология, на самом деле. Много где есть хтонический ужас, который хочет уничтожить мир, да и остальные боги не очень и воюют с ним не ради великого добра, конец света неизбежно наступит и будет после него совсем другой новый мир, а людей в этом создали на пофиг и по приколу если вообще создавали специально. Но педаль во вневселенские бездны ужаса продавили ацтеки, чьи воззрения и священнодействия достали всех соседних индейцев до предпочтения испанских завоевателей этим: наш мир — аж пятый по счёту, солнце постоянно пытаются сожрать звёздные демоны, а защищает его и приводит в движение магия крови богов, поэтому чтобы они там не загнулись и продолжали исполнять свои функции, надо приносить в жертву уже людей, которые должны за своё сотворение (будучи при этом потомками тех самых демонов).

Литература[править]

  • Как ни странно, некоторые рассказы самого Лавкрафта: например, «Ужас Данвича» или «Заброшенный дом». Иногда герои Лавкрафта хорошо готовятся к битве, и монстр оказывается им по силам. В «Снах в ведьмином доме» протагонисту даже крест помогает, что для циника-материалиста ГФЛ почти немыслимо.
    • Почти. Обоснование настолько прозрачно, что оказывается невидимым для многих читателей и критиков: ведьма боится креста, потому что выросла в пуританской среде и верит, что ей, как прислужнице Чёрного Человека, подобает его бояться. Стереотипы и ноцебо, ага.
  • Произведения о Конане-киммерийце. Мир совершенно лавкрафтовский, Ужасные Древние Боги и их почти такие же ужасные жрецы налицо — но стоит Конану обнажить свой верный меч…
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — весь большой сюжет строится на сначала подготовке к войне, а потом и победе над теми самыми сущностями.
    • «Яцхен» — пара эпизодических демонов из пантеона таки получили своё.
  • «Тайный город» Вадима Панова. Впрочем, от Лавкрафта там у одной фракции даже не только оболочка(это мутировавшие от магического наркотика гиперборейские колдуны), а по большому счёту некоторые имена, взятые из пары фейковых «Некрономиконов». Тех же самых, к слову, которые курил вышеупомянутый Рудазов.
  • Вселенная Стивена Кинга: первобытный хаос aka Прим обуздали технологией Древние. Нынешнее вселенское зло, Алого Короля, способен победить крутой нигга Стрелок на пару с художником, под баффами доброй Белизны.
  • «Dresden Files» Джима Батчера.
  • Своего рода инверсия — пополам с пародией — во второй книге «Приключений лисёнка Лиско» («Лиско на море»). Гигантская королева медуз Глагоабазубадуза отчётливо отдаёт Лавкрафтом (читая, можно кирпичей отложить!) — но она не антагонист, ЕЙ ПРОСТО ПОФИГ. Против неё не сражаются, и её не побеждают (хотя и стоило бы, но поди пойми как) — нет, её долго пытаются натравить на главгада, НО ЕЙ ПОФИГ, и добиться своего «хорошим» удалось только с помощью откровенной манипулятивной провокации. И поэтому в финале книги встаёт тревожный вопрос: Глагоабазубадузу и её стрекающих бойцов впервые использовали как живое оружие, а если после этого случая медузы почуют силу и начнут кого-то атаковать (а то и завоёвывать) уже по своей инициативе, что тогда начнётся?..
  • Творчество Юрия Петухова — зигзагом. Сеттинг по уровню кошмарности пытается потягаться с сабжевым маэстро, но выходит скорее смешно, чем страшно. А протагонист «Звёздной мести» крошит порождений злого космоса, аки матёрый спейсмарин.
  • С прикрученным фитильком — творчество Клайва Баркера. Иногда героям удаётся усмирить иномировые силы, но страдают хомосапиенсы нешуточным образом.
  • Цикл «Сварог» А. Бушкова. Местного Кракена успокоили специальными торпедами, с остальными воплощениями Великого Мастера тоже разобрались, ему самому навсегда запечатали проход в данную Вселенную. Потери в пределах расчётных.
  • Все книги Майкла Муркока о Коруме, Элрике и Эрекозе. Каждый из них хоть одного бога Хаоса/Порядка да убил, а уж когда эти трое встретились…
    • В одном из произведений для победы над противниками из иной Вселенной потребовалась встреча сразу четырёх инкарнаций Великого Воителя.
  • «Сэр Вэграль Невкусный» Артёма Сидорова — в игре, которую ведут ребята, их персонажи борются именно с таким вот злом. В реальной жизни ближе к оригиналу: тёмные существа не злые, и не уничтожаются бравыми героями — они просто голодные и жрут души простых смертных. Но их всё равно можно достаточно легко обмануть — откуда взяться мозгам у падальщиков?

Кино[править]

  • «Хеллбой», «Тихоокеанский рубеж» и в целом фильмы Гильермо Дель Торо. Гильермо обожает Лавкрафта, но в собственных произведениях вместо непобедимого ужаса демонстрирует ужас вполне победимый. Появились невыразимые хтонические чужеродные чудища из иного мира? Что ж, пора набить им морду! А в «Форме воды» глубоководное чудище можно даже трахнуть (а свихнувшийся црушник мучает эту зверюгу электрошокером).
    • Исключение «Лабиринт Фавна». Тут чудовища непобедимы (и то, потому что против них маленькая девочка).
  • Серия фильмов про Чужого. Особенно «Чужие» Кэмерона, где, при всей их крутизне, отдельные ксеноморфы — просто юниты противника, которых можно и нужно убивать.
  • «Хижина в лесу» того же Джосса Уэдона. В принципе тянуло бы на вполне хард-лавкрафтианскую фантазию, если бы не дикое количество фирменного Уэдон-стёба.

Телесериалы[править]

  • «Баффи» и «Ангел» Джосса Уэдона разворачиваются в лайт-лавкрафтианском Уэдонверсе. С одной стороны, налицо Первичное Зло, у которого нет ни лица, ни имени, и полностью отсутсвует в наличии Первичное Добро хоть в каком-либо виде. Имеют место Силы, Что Пребывают, но они отличаются какой-то подозрительной серобуромалиновой моралью. Мир граничит с несколькими адскими и демоническими измерениями, откуда время от времени сквозит и просачивается. Тем не менее, зло регулярно отползает назад с побитой мордой.
  • «Доктор Кто» — Десятый в «Невозможной планете» до унизительного просто, почти мимоходом уничтожает некое Заключенное зло, имеющее облик самого что ни на есть Дьявола (намекается что это Сатана и есть). В каком-нибудь «Сверхъестественном» за этим Сатаной бы охотились не меньше сезона, здесь же полетом в черную дыру все и окончилось.
    • Истинная внешность далеков выдержана вполне в стилистике Лавкрафта — розово-зеленые комки плоти со щупальцами и одним большим глазом — и вообще они вполне могут претендовать на роль «сил, от которых стоит держаться подальше, а лучше вовсе не знать», и не дотягивают до Лавкрафтианских ужасов лишь потому, что их главные враги — не менее могущественная, загадочная и зловещая раса.
    • Сами Повелители времени, хоть и выглядят как люди, на самом деле живут по глубоко иной морали. Даже для самого Доктора из-за свободных путешествий туда-обратно во времени, человечество — не более чем призраки, просто потому люди для него не родились и мертвы миллиарды лет одновременно. Хоть он и говорит, что люди — единственная тайна, достойная разгадки. Для других таймлордов же вообще не является моральной дилеммой вернуться в нашу вселенную, например, разломав своей планетой Землю. Или заточить Доктора в пыточной на кучу миллиардов лет — хотя, здесь сыграло свою роль и упрямство Доктора.
    • А ещё в той же вселенной существует некий Великий Разум (по одной из теорий-лафкрафтовский Йог-сотот), который является одним из врагов Доктора.
    • А Повелители времени давно-давно, еще на заре своей истории, победили весь, самый настоящий, лавкрафтовский пантеон и отправили Великих Древних «В тот закуток пространства и времени, где умирают мифы»!
  • «Lexx» — с прикрученным фитильком. Остановить Гига-Тень и Мантрида удаётся, но если вся Вселенная Света двинется в наступление…

Мультсериалы[править]

  • Мультсериал «Самурай Джек» — чего там только нет.
  • «Охотники на драконов»: эталонный пример истории, где, в целом, непретенциозные ребята воспринимают как рутину регулярную необходимость побеждать чрезвычайно опасных тварей (в том числе не только из плоти и крови). И да, любая жуткая трагедия с их лёгкой руки перестраивается в комедию для детей.
  • «Скуби-ду: мистическая корпорация» — получи по морде, Нибиру!
  • «Непобедимая команда суперобезьянок» — особенно 3 сезон, где команда гоняется по космосу за червём Короля-Скелета. А ещё на планете Шугазум есть свой собственный Дагон — морской демон Крогго-Йофф.
  • «Настоящие охотники за приведениями»: в эпизоде «Russian about» два советских ученых вызывают в маленьком сибирском городке Днепропáтровске тех самых лавкрафтовских Древних (вернее одного)! Конечно, американские специалисты их легко загнали обратно. А в другой серии охотники загоняли обратно Кту… то есть Катулу.
  • «South Park»: фирменное стебалово, как обычно. С проснувшимся Ктулху задружился Картман, потопав ему на пузе в костюме енота.
  • RWBY балансирует между этим и полноценным гримдарком (в первых двух сезонах больше первого, в следующих трёх — последнего, дальше — время покажет…).
  • «Gravity Falls».

Комиксы[править]

  • «Хеллбой» Майка Миньолы состоит из этого и деконструкции этого чуть более, чем полностью.
  • Top Cow Universe — герои пускают под нож в том числе инсектоидных гигантов Древних.
  • «The Goon» (Головорез) Эрика Пауэлла с его грубым и простым, как железная дубина, главным героем, проживающим в мистической эпохе гангстеров и бутлегеров и уделывающим всякую сверхъестественную мерзость на раз-два. В основном голыми руками. Иногда, если врагов немерено, к нему приходит на помощь Фрэнки, малорослый кореш детства с таким же мелким автоматом наперевес. Когда работа закончена, оба неизменно топают в бар, единственное светлое для них пятно на карте родного унылого городка.

Веб-комиксы[править]

Что может быть сильнее Ктулху? Китти!
  • «Hello Cthulhu» — Ктулху попадает в ванильную вселенную Hello Kitty и пытается здесь злодействовать. Получается у него так себе.

Аниме и манга[править]

  • Mahou Shoujo Madoka Magica — в какой-то степени.
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — кто спасет мир от, ни много ни мало, раскрытия врат Ада и коллапса пространства-времени? Правильно, полсотни (в этой версии не говорится точно, сколько, но на вскидку около того) повстанцев против не совсем понятно, чего, во главе с человеком, ведомым исключительно своими тараканами. Правда, все довольно ангстово, но в итоге успешно.
  • Getter Robo — сущность, угрожающая поглотить Вселенную, выступила на стороне человечества. Для всех остальных цивилизаций мир Геттер Робо — это космический хоррор без всякого там «лайт».
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — Антиспиральщик кажется натуральным древним непобедимым хтоническим злом. Но главные герои его всё таки побеждают, хоть и лёгкой эту битву не получится назвать даже с огромной натяжкой.
  • «Укротители дигимонов» — кульминация аниме-сериала: Цифровой Жнец является чрезвычайно мощным и кажущемся непобедимым чудовищем, которое пытается уничтожить Вселенную. Тем не менее, главные герои с огромным трудом всё же смогли его победить.
  • Naruto — девять Хвостатых Зверей. Натуральные чужеродные чудовища… используемые как боевые звери.

Видеоигры[править]

  • Doom же! Набить морду Иконе греха, отрядам личной гвардии Сатаны, летающим круглым демонам и киберпаукам? Подайте мне мою двустволку!
  • Heretic/Hexen. Главными антагонистами выступают хтонические Змеиные Всадники и их легионы, успешно побеждаемые по одному за игру. Однако, мурашек добавляют намеки на некие силы, для которых сами Всадники не более чем пешки в их вселенской игре.
  • Первый Quake, где нужно победить Шубб-Ниггурат, разрубив изнутри топором!
  • Soul knight — на первом этаже уровней можно открыть второй биом «Болото», чтобы это сделать нужно пожертвовать свои оружия в фонтан подношений, победить видоизменённого Гоблина Шамана и зайти во второй портал. В данном измерении встречаются новые враги, такие как одержимые гоблины у который из глазниц вылезают тентакли, огромные щупальца торчащие из земли, болота которые замедляют вашего героя и конечно же босс под именем «Повелитель вечной тьмы» внешностью очень похожий на лавкрафтовского монстра Хастур, при победе над этим боссом, дропается оружие способное призывать огромные щупальца из под земли.
  • Risen. Особенно вторая часть, где в качестве главгада выступает повелительница титанов Мара с щупальцами.
  • Eternal Darkness: Sanity’s Requiem. Аж три псевдолафкрафтских бога. А ещё продавшийся им маг-лич (бывший римский центурион) Пиус Максимус. Причём от действия игрока зависит, какого именно бога в конце игры выпустит на волю лич-центурион.
  • World of WarCraft — Древние Боги. Чего только стоят их имена: Йогг-Сарон, К’тун и Н’Зот. И более того, все они уже побеждены, а Азерот очищен от них, что как бы показывает лайтовость. Кроме того, вся Бездна, её Повелители и их детища Древние Боги — порождения той Тьмы, которая есть понятное зло, ответственна также за демонов и вполне используется жрецами в рамках (абсолютно истинной, не выдуманной персонажами) псевдохристианской мифологии вселенной, в которой равна по природе и силам Свету.
    • В Hearthstone есть карты с указанными богами. Они крайне мощны, но убить в карточках можно, как понимаете, любого юнита. Ну, и атмосфера дворфского кабака переводит баталии аддона про Древних в режим «Лавкрафт-ультра-лайт».
  • Серия «Forbidden siren» — что Датацуши из первой части, что «Мать» и «Отошиго» и породившая их Большая Небесная Рыба из второй. Отошиго даже в какой-то найденной в игре записке прямым текстом сравнивают с Ктулху. Так же упоминается Йог-Сотот.
  • TES — принц Даэдра Хермиус Мора и его план бытия. Впрочем, сам Мора, как и прочие принцы даэдра, героям не по зубам, так что зигзаг.
  • StarCraft. Зерги — вполне себе лавкрафтовские создания… которых можно не только побить, но и поиграть за них. Во второй части придется уделать еще более лавкрафтообразного Амуна.
  • Clive Barker's Undying — главный герой вполне успешно навалял иномировому ужасу Неумирающему Королю, и даже, несмотря на его имя, убил этого Короля. Другие иномировые ужасы, видимо, существуют, но пока что в наш мир не пролезли.
  • Clive Barker's Jericho — тоже всё об этом.
  • Serious Sam — массовое выпиливание тысяч и тысяч инопланетных монстров. Во «Втором пришествии» можно усмирить ацтекского бога Кукулькана.
  • Stirring Abyss — пошаговая тактика по мотивам рассказа Лавкрафта «Храм». Американским подводникам приходится исследовать подводный город чтобы закрыть портал в другое измерение, попутно отбиваясь от сошедших с ума местных жителей и оскверненной фауны. Пример с прикрученным фитильком, так как максимум что команда может сделать это отдалить кризис до следующего раза, даже ядерная дезинфекция не поможет.
  • «Ведьмак» — можно усмирить Дагона. Правда, он совсем уж хлипкий, и убивается через аддов-глубоководных.
  • Экшн-адвенчура «Арабские ночи» — среди врагов есть воистину криповые лавкрафтианские твари. Естественно, по сюжету их надо убить.
  • «Penny Arcade Adventures: On the Rain-Slick Precipice of Darkness» — чёрная-пречёрная комедия про героев вебкомикса «Penny Arcade», которые предстают в амплуа нуар-детективов в стимпанковом мире и борются с лавкрафтовскими монстрами. Здесь и к смерти отношение соответствующее: в третьей части игры случился апокалипсис, и герои успешно продолжают приключаться в загробном мире.
  • Darkest Dungeon — хоть герои и могут сойти с ума и умереть от сердечного приступа, но игроку все равно придется вырезать полчища различных тварей и боссов. А вот концовку можно понимать и как Лавкрафт-лайт, и как чистый лавкрафтианский ужас. В любом случае, Сердце Тьмы окончательно не победить.
  • Call of Cthulhu: Dark corners of the Earth — Джек Уолтерс в середине игры расстреливает Дагона из артиллерийской пушки, а в конце-расправляется с Матерью Гидрой. От последствий своих приключений не оправился.
  • Bloodborne — несмотря на свои знания и могущество, Великие вполне убиваемы для бравого охотника, да и в одной из концовок он сам может вознестись до Великого]]. Впрочем, насколько эту (как и все остальные в игре) концовку можно назвать хорошей — зависит от интерпретаций игрока.
  • Chronicle of Innsmouth — поинт-энд-клик квест, который сочетает лавкрафтовские сюжеты с юмористической атмосферой в духе адвенчур LucasArts.
  • Gibbous: A Cthulhu Adventure. Еще один юмористичный мультипликационный пародийный конспирологический квест.
    • На самом деле аверсия. Лавкрафтианские ужасы, как они есть, просто подача нарочито пародийная, а так, кровь льется рекой и вдобавок этому трещит четвертая стена.
  • El Viento — старая видеоигра, где главная героиня пытается остановить секту поклонников Хастура.
  • Fallen London весь об этом.
  • Terraria — педаль в Австралию. Авторы игры явно вдохновлялись Лавкрафтом, о чём свидетельствуют дизайны боссов (парочка из них напрямую ссылаются на творчество писателя), описание вселенского ужаса, паранормальщина и мраккультисты. И тем не менее все хтонические чудовища рано или поздно падут от руки игрока. Зачем ему нужно? Да чтобы получить новую крутую броню и не помереть от скуки!
  • Tesla vs Lovecraft (от создателей знаменитого Crimsonland) — Никола Тесла, которым управляет игрок, отстреливает полчища глубоководных, летающих полипов, шогготов, ми-го и прочих монстров из произведений Лавкрафта. Да и самому Лавкрафту тоже можно навалять.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000 — Силы Добра в данной вселенной отсутствуют как класс, а Силы Зла почти всемогущи. Легионы безумных культистов-сверхчеловеков в футуристических доспехах, демоны, неуязвимые для обычного оружия, Высшие Демоны, одно появление которых в реальности может привести к уничтожению целой звёздной системы. «Нет мира среди звёзд, лишь бесконечность резни и хохот тёмных богов»… однако, раз за разом вся эта братия уползает обратно в Варп с побитой мордой, вырванными щупальцами и изрядно пониженной самооценкой. В Империуме за это профессионально отдуваются Серые Рыцари, но частенько Чу-Чу получает и от простых Астартес, проходивших мимо и даже от полков Имперской Гвардии (все-таки заряд плазмы из танковой башни или обстрел из десятка зениток кого угодно отправят обратно в Варп). Вне Империума гуляет также эпический маг-нагибатор Азек Ариман, всегда готовый побить демона до бессознательного состояния одним ударом мизинца на левой ноге, подчинить себе и внести в список пушечного мяса, которое он пустит в бой в следующей операции. Досталось даже Первому Демон-Принцу Бе’Лакору, сильнейшей демонической сущности после Богов Хаоса.
  • Сюда же настольные игры по мотивам вселенной Лавкрафта — «Ужас Аркхема» и его бесчисленные клоны. Там, где многие герои Лавкрафта сходили бы от ужаса с ума, игроки расследуют сверхъестественную активность и запинывают Великих Древних обратно в их измерения.
    • Скорее субверсия — лайтовость этих адаптаций лавкрафтианских ужасов прямо пропорциональна количеству игроков. Судьба одинокого сыщика редко сильно отличается от судеб героев Лавкрафта.
    • Лайтовость в этих играх относительна. Даже в собственно настольных вариациях сыщики постепенно сходят с ума или погибают. А уж в ролевом «Зове Ктулху» всё зависит от ведущего…

Музыка[править]

  • Творчество The H. P. Lovecraft Historical Society, в частности их ремейки рождественских напевов по мотивам Лавкрафта. Да и мюзикл «A Shoggoth on the Roof» — тот еще балаган.
  • В альбоме «Black in Mind» немецкой группы Rage тексты некоторых песен непосредственно посвящены Лавкрафту, однако в бодром спид-метал исполнении атмосферой ужасов и не пахнет.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — зигзаг: с одной стороны большинство хтонических ужасов сдержано, каталогизировано и запрятано по камерам. А с другой стороны, тех кого Фонду не по силам сдерживать тоже хватает. Да и процедуры сдерживания порой требуют регулярных жертв, а последствия их нарушения разнятся от локальной катастрофы до вселенского апокалипсиса. И это не говоря о тех чудовищах, которые в любом случае освободятся даже не смотря на усилия Фонда их сдержать.