Цвет из иных миров

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fictional Colour. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Этот свет сводит людей с ума или иным негативным образом влияет на них. Или просто выглядит чужеродно.

Если вы ищете одноимённый рассказ, вам сюда.

« Это Цвет-Король, по отношению к которому все менее важные цвета есть не более чем неполные и застиранные оттенки. Это октарин, цвет магии. Он жил, сиял, вибрировал, являясь в то же самое время пигментом воображения. Где бы он ни появлялся, его возникновение всегда служило признаком того, что простая материя стала служанкой сил, порожденных магическим разумом. Это было само волшебство.

Но Ринсвинд всегда считал, что октарин чем-то смахивает на зеленоватый пурпур.

»
— Терри Пратчетт, «Цвет волшебства»

Буйство красок и тонов этого завораживающего свечения просто сводит с ума. Буквально, а не метафорически. Человек теряет волю и со временем превращается в овощ, не в силах отвести взор …МЫ… как мотылек, летящий на …ТВОЯ… огонь. Это может быть разновидность психотронного оружия …ИСТИНА…, выглядящая как источник видимого …НЕ… для человека излучения, поток чужеродной …СОПРОТИВЛЯЙСЯ… для нашей вселенной энергии или же это часть …ПРОСТО… некой приманки, используемой монстром …ПРОДОЛЖАЙ… для того, чтобы …СМОТРЕТЬ… собирать добычу. Все это не важно. Важно другое — НЕ СМОТРИТЕ НА СВЕТ!

Почему в каком-то другом мире есть электромагнитные волны оптического диапазона[1] (ну ладно, длинноволновый ультрафиолет тоже пойдёт — на Земле есть существа, способные его видеть), которые вдруг дают такой эффект на Homo sapiens — вечная загадка. Если же речь идёт не о постоянном свете, а об импульсах разной продолжительности и яркости, то обоснование вполне убедительное: помните, как одна из серий буржуйского мультсериала вызывала судорожные припадки у маленьких зрителей?

С прикрученным фитильком — если цвет не вредит людям, а просто выглядит «иномирно» и не вписывается в привычный оптический спектр. Родственные тропы — Цвета зловещей радуги и Нечеловеческое зрение.

Примеры[править]

Инструкция по наблюдению трёх невозможных цветов

Литература[править]

Русскоязычная[править]

«

Светало. Ветер разогнал тучи. На востоке показалась заря, но она имела не розоватый, а какой-то совершенно новый цвет. Профессор Вагнер вспоминал все цвета и оттенки, но не находил ничего похожего. Основные цвета — красный, жёлтый и синий — ни в парных соединениях: оранжевом, фиолетовом, зелёном, ни в сложных, дающих всё разнообразие красочного мира, не могли создать ничего подобного. Когда взошло солнце, эффект получился ещё более изумительный: диск солнца состоял из ослепительно-яркого калейдоскопа неведомых цветов. Не менее изумителен был и ландшафт. Он приобрёл какой-то негативный характер. Теневые краски были ярче освещённых мест. Не было ни одного знакомого светового сочетания. Будто за одну ночь какой-то волшебник-футурист перекрасил весь мир, пользуясь палитрой, унесённой из другого мира.

»
— IV. Человек-призрак
  • Михаил Булгаков, «Роковые яйца». При рассматривании препарата в несфокусированный микроскоп можно увидеть цветной завиток. Профессор Персиков обратил внимание, что из завитка выпадал ярко-красный луч. Организмы, попав в этот луч, становятся крупными и плодовитыми, но агрессивными. В солнечном свете луч почему-то отсутствует.
  • Фельетон Ильфа и Петрова «Директивный бантик» — обыгрывается с юмором: «Платье было того цвета, который дети во время игры в „краски“ называют бурдовым. Это не бордовый цвет. Это не благородный цвет вина бордо. Это неизвестно какой цвет. Во всяком случае, солнечный спектр такого цвета не содержит».
  • Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, «Мифогенная любовь каст» — главному герою после употребления грибочков довелось увидеть так называемый «берлеевый цвет», непохожий ни на один цвет радуги.
  • Сергей Лукьяненко, «Лабиринт отражений» . Нет, визуально дип-программа состояла из обычных нам известных цветов — да и как излучение оптического диапазона в более-менее твёрдой sci-fi может включать в себя цвета неизвестные? — но вот сочетание их, меняющийся перед глазами узор вводил человека в особый транс и заставлял его воспринимать любую хотя бы немного реалистичную видеоигру с видом «от первого лица» как реальность. При этом происхождение дип-программы не до конца было ясно даже её создателю, высказывались прямым текстом догадки о возможном вмешательстве сил за гранью нашего понимания.
  • Виктор Ночкин, «Слепое пятно» — антагонист использовал действующее подобным образом психотронное оружие для того, чтобы парализовывать сталкеров, грабить их, а затем оставлять на поживу мутантам. С главным героем-дальтоником не сработало.
  • Александр Шакилов, «Война кротов» — лампы на заброшенной станции метро «Арсенальная» незаметно для человеческого глаза пульсирует с частотой, которая очень пагубно влияет на психику. Было ли это сделано специально или это произошло случайно из-за сбоя в оборудовании — неизвестно.
  • «Роза Мира» — «Гистург, Великий Мучитель… Как бы возлежащий на бушующем лиловом океане, с чёрными крыльями, раскинутыми от горизонта до горизонта, он поднимает своё тёмно-серое лицо в зенит, где полыхают инфралиловые зарева, раскачиваются и гаснут протуберанцы, а в самом зените блещет светило непредставимого цвета, отдалённо напоминающего фиолетовый».
  • Ежи Тумановский, Александр Дядищев, «Клык» (из литературного цикла S.T.A.L.K.E.R) — «впереди, над прогалинкой в траве, стояла маленькая радуга. Яркая, семицветная, двойная, высотой не больше метра, она была очень красива и очень опасна. Ходят слухи, что возле наиболее удачных экземпляров этой ловушки находили сразу по несколько трупов умерших от жажды и голода сталкеров. С выражением бесконечного удовольствия на исхудавших и засохших лицах».

На других языках[править]

  • Г. Ф. Лавкрафт, «Цвет из иных миров» — тропнеймер и кодификатор. На Землю упал метеорит, в котором прибыли инопланетные газообразные создания, излучающие невиданный нигде доселе на нашей планете свет, от которого люди сходят с ума, а затем эти твари (судя по всему, неразумные) пожирают их жизненную силу.
  • Эдгар Берроуз, Барсумский цикл — вся чудесная марсианская техника работает благодаря восьмому и девятому цветам спектра, которые марсиане научились извлекать из обычного света.
  • «Плоский мир» — октарин, восьмой цвет радужного спектра, связанный с магией, который способны видеть только волшебники (и кошки).
  • Стивен Кинг, «Оно». Настоящий облик монстра — бесконечное существо, состоящее из мёртвых огней (что бы это ни значило). И взгляд на эти «огоньки» запросто вводит человека в ступор, из которого потом без посторонней помощи не выбраться.
  • Стивен Танни, «Стопроцентно лунный мальчик» — глаза людей, родившихся на Луне, имеют особый цвет, способный свести с ума и убить того, кто его увидит.
  • Чайна Мьевиль, «Вокзал потерянных снов» — переливчатые крылья мотыльков настолько прекрасны, что от них невозможно оторвать взгляд. В буквальном смысле невозможно — это буйство красок полностью подавляет волю и обычно является последним, что жертва видит в своей жизни. Психотропный эффект сводится на нет обычным зеркалом.
  • Ларри Нивен, «Четвёртая профессия» — среди знаний из «таблеток памяти», которыми угостили главгероя, были в том числе воспоминания о пяти базовых цветах инопланетного зрения, которых не дано увидеть ни одному человеку.
  • Грэм Джойс, «Индиго».
  • Джош Рейнольдс, «Фабий Байл: Прародитель» — варп во всём многообразии. Особо выделяется свет замершего взрыва Грандиозной, поскольку в месте взрыва физическая реальность крайне близко граничит с варпом.

Сетевая[править]

Кино[править]

  • Экранизация «Цвета из иных миров» от Ричарда Стэнли. Невозможный цвет показан переливающимся кислотно-розовым, как и в экранизации «Извне».
  • «Люди в чёрном» — нейрализаторы (sic!) агентов MIB стирают и редактируют память людей путем яркой вспышки. В буквальном смысле «свет из иных миров» — технология инопланетная.
  • Skyline — пришельцы используют световые устройства контроля разума, которые лишают людей воли.
  • «Ковбои против пришельцев» — инопланетяне используют для подавления воли захваченных ими людей особое световое излучение. Побочный эффект — амнезия у тех, кого спасли и вытащили из под этого «светильника».
  • «Викинги» — субверсия: инопланетный хищник мурвен, который лютует в фильме, обладает способностью испускать свет самых невероятных раскрасок и тонов, но это свечение не оказывает на людей негативного психологического влияния. Максимум может ослепить. Впрочем, менее опасным это мурвена не делает.
  • «Аннигиляция» — Мерцание. Сильно «бьёт» по мозгам, а также вызывает со временем у всех живых существ весьма заметные мутации.
  • «Зигота» — свет, до которого докопались шахтёры-полярники, необратимо уродует психику (и, похоже, вызывает физические изменения). Один из героев, мельком увидевший сияние, предпочёл тут же вырезать себе глаза. Не помогло.

Телесериалы[править]

  • Stargate: SG-1 — однажды Первый отряд обнаружил на одной из планет световое устройство гоа’улдов, которые эти создания использовали как аналог легкого наркотика. На обычных людей же данный свет действовал именно как сабж статьи — лишал их воли к жизни и они тихо угасали от голода и жажды, продолжая смотреть на эту божественно прекрасную радугу.

Мультсериалы[править]

  • Samurai Jack — при помощи специальных ламп критчилайты поработили вулли, подавляя их разум до животного уровня.
  • Аватар: Легенда об Аанге — драконы умеют выдыхать очень красочное пламя, и Зуко прямо сказал, что никогда не видел таких цветов.
  • «Магазинчик БО», серия «иммерз» — инопланетный заяц распечатал на лазерном принтере такое сочетание цветов, что посмотревший на листик будет смотреть на него, не в силах оторваться.

Аниме и манга[править]

  • Neon Genesis Evangelion: ангел Араил, выглядящий как объект из чистого света на орбите Земли, «посветил» прямо в голову Ас(у)ке. Та сломалась.
  • JoJo's Bizarre Adventure, шестая часть: радуга, создаваемая стендом Weather Report, превращает людей в улиток. Да, с боди-хоррором.
  • Pumpkin Scissors — именно такая репутация у голубого фонаря 901-х, но тут субверсия, потому как светит фонарь просто банальным бледным голубым, а его воздействие на самих 901-х к этому свету вообще отношения не имеет. Впрочем для противников всё равно выглядит зловеще.

Видеоигры[править]

  • Вселенная Fallen London — так называемая Neathbow, Нижняя Радуга — семь цветов, возникающие там, куда солнечный свет не проникает. Воздействуют на психику того, кто их созерцает:
    • Ирриго — цвет забвения. Вызывает потерю памяти вплоть до полного уничтожения личности, что сопровождается зарастанием глазниц.
    • Виолант — противоположность ирриго, цвет неприятных, но необходимых связей. Написанное чернилами цвета виолант практически невозможно забыть.
    • Космогон — цвет запомненного солнечного света, благотворно влияет на флору, но неудержимо привлекает зазеркальных обитателей.
    • Пелигин — цвет вод Нижнего Моря, чёрный за гранью света.
    • Апоциан — цвет кораллов, памяти снов и раскрытия тайн.
    • Вирик — цвет неглубокого сна, связанный с одержимостью и владыками мира по ту сторону яви.
    • Гант — цвет, остающийся, когда все остальные цвета пожраны. Им окрашены врата Алчного Горизонта, соединяющие Нижнее Море с Бессолнечными Небесами.
  • Darkest Dungeon — дополнение Color of Madness как раз и вдохновлено той самой историей Лавкрафта.
  • Subnautica — инопланетная рыбка-гипнотизёр своими радужными плавниками вводит протагониста в транс.
  • Bloodborne — Священный клинок лунного света, используемый Людвигом, охотником Церкви. Это оружие присутствует и в других играх разработчика, но связь с космосом имеет только здесь.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — иногда подобное наблюдается в местах, где в обычную реальность прорывается энергия Варпа. Помимо негативного влияния на психику, такой «не-свет» также часто корежит живую плоть, порождая мутации.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — на содержании Фонда находится довольно много светящихся «цып», как относительно безобидных, так и объектов, способных в перспективе спровоцировать событие класса К. В том числе и почти одноименный SCP-1014-RU «Цветок из иных миров», он неземного происхождения, и генерирует как обычные цвета, так и полностью альтернативную палитру, есть и SCP-712 «Невозможные цвета» — устройство, созданное в лаборатории, создающее два необычных цвета. А SCP-558 «Странные контактные линзы» в числе прочего позволяют видеть инфракрасное излучение как «не совсем красный цвет». SCP-8900-EX «Синее небо над головой» — аверсия, якобы в результате некоего события все человечество перестало видеть реальные цвета, и только некоторые старые фотографии показывают, как было раньше.
  • Андивионский Научный Альянс — описаны как цвета обычного спектра, невидимые нашими глазами, так и расположенные вообще за его пределами, но нередко различимые простым глазом. Впрочем, не совсем простым — свет аномального оттенка временно меняет структуру зрительных пигментов и прочего, порождая аномальный же сигнал.
  • Mortasheen — и такое здесь тоже есть.

Реальная жизнь[править]

  • Некоторое количество невозможных цветов, работающих на несовершенстве сетчатки и зрительных долей мозга как биологических объектов.
    • Химерические цвета — те аномальные оттенки с картинки-инструкции в начале статьи. Используют усталость клеток сетчатки: если долго смотреть на некий цвет, на сетчатке остается «призрак» противоположного цвета. Если сразу после этого посмотреть на другой цвет, из-за смешения насыщенностей появляется невозможный оттенок: «стигийский» (чёрный-но-цветной), если смотреть на чёрный, «светящийся», если смотреть на белый, и «гиперболический» (с более чем стопроцентной насыщенностью), если смотреть на тот же цвет, что и у «призрака».
    • Теоретически возможный гиперзелёный. Зелёные цвета частично воспринимаются рецепторами красного и синего, поэтому некое гипотетическое воздействие, возбуждающее только зелёные рецепторы, позволило бы увидеть зелёный-ярче-зелёного.
    • Спорные свидетельства о красно-зелёных и сине-жёлтых цветах, возникающих уже в коре головного мозга.
  • На минималках — восприятие ультрафиолета при отсутствии хрусталика или старых/дешёвых имплантатах. Сетчатка глаза сама по себе к ультрафиолету чувствительна, воспринимая его как синий или лиловый, а мешает его видеть нам непрозрачный для него хрусталик. Самый известный и документированный пример: Клод Моне после операции по лечению катаракты удалением хрусталика начал писать картины так, как будто бы ближний ультрафиолет стал для него голубым/лиловым. Заметно, например, на «Водяных лилиях», которые у него голубые вместо белых.
  • ██ — вот этого цвета в природе на самом деле не существует, то есть вообще никак. Он возникает только в наших собственных мозгах, когда мы видим одновременно красный и синий — а они расположены в противоположных концах спектра.
    • Не существует длины волны, соответствующей данному цвету. Сам по себе цвет — вещь комплексная, и фуксиевый цвет вполне себе сушествует. Например, на лепестках фуксии.


Примечания[править]

  1. Очень хлипкий обоснуй — разница в составе атмосферы. К примеру, полностью отсутствует аргон. Соответственно, в доходящем до поверхности свете присутствуют линии поглощения аргона, отсутствующие на Земле.