Магия в мире «Ведьмака»

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Saga o wiedźminie. Плашки и навигационные шаблоны (кроме тематического) тут не нужны.

Магические особенности сеттинга[править]

Большинство существ, обычаев и поверий, описанных в саге, почти целиком и полностью относятся к европейскому фольклору. Автор любит брать монстров из мифологии разных стран, от западнославянских до западноевропейских, от лешего до мантикоры.

Магия[править]

Магия в мире Ведьмака устроена довольно специфически. Теоретически ей может выучиться любой, но реально ей хорошо владеют только чародеи, друиды, священники и ведуны. Ведьмаки тоже используют в своей практике простейшие заклинания, но не делают на волшебстве особого акцента. У чародеев есть собственная система образования — в частности, знаменитые школы волшебства (Аретуза в Темерии и Бан Ард в Каэдвене). Однако, кроме чародеев, в мире есть множество ворожеев и ворожеек, ведьм и знахарей, которые не входят в официальные институты магического сообщества и обслуживают обычно местные вопросы в небольшом сообществе соседей.

Ведьмачье ремесло[править]

Из-за появления в мире различных чудовищ, многие из которых крайне опасны, был создан особый вид бойцов — ведьмаков, мутантов, чьи тела изменены с помощью особых трав и эликсиров. Благодаря этому ведьмаки обладают улучшенными рефлексами, повышенной физической силой, способностью видеть в темноте, и потому способны весьма эффективно бороться с чудовищами. Кроме того, направленные мутации даруют всем ведьмакам «незаболеваемость», особый обмен веществ (в частности, ведьмак не набирает жир), возможность пользоваться эликсирами, смертельными для обычного человека, продлённый срок жизни и замедленно-ослабленные процессы старения, а также, возможно, некоторую регенерацию. Также ведьмакам доступны некоторые прикладные виды заклинаний — такие, как телекинез, пирокинез, простейшая магическая защита, ловушки, манипулирование чужим разумом и проч.

Обучение, превращающее человека в ведьмака, крайне жёсткое. Мальчиков для этого отбирают с детства, в течение долгих лет подвергают их усиленным тренировкам, а после подвергают их испытанию Травами, в результате которого выживает один из четырёх, проходящих данный ритуал. Побочными эффектами являются отсутствие (скорее всё-таки сглаживание[1]) эмоций и бесплодие (а также, возможно, увеличенное либидо, по крайней мере конкретно у Геральта, который проходил через дополнительные мутации, «какие не для всех»). Именно поэтому в мире, где процветают предрассудки и расизм, к ведьмакам относятся чуть ли не хуже, чем к нелюдям.

Известно, что ведьмачье сообщество состояло из нескольких школ или цехов, в зависимости от традиций воспитания и стиля работы. Знак принадлежности к той или иной школе — серебряный медальон с изображением тотемного животного. В книгах упоминаются школы Волка (к ней принадлежит Геральт и другие ведьмаки Каэр Морхена), Кота (эпизодический персонаж Бреген) и Грифона (по крайней мере, медальон такой школы есть у Лео Бонарта). В играх к ним добавились школы Змеи, Медведя и Мантикоры.

Около 1180-х в Каэдвене произошёл погром фанатиками «волчьей» ведьмачьей крепости Каэр Морхен, который пережили немногие. Прочие ведьмачьи школы также пришли в запустение, а представителей их ремесла очень мало. Полностью обучение ведьмаков в Каэр Морхене прекратилось в 1230—1240-х годах, теперь он используется только как место зимовки.

Примечания[править]

  1. На протяжении многих книг — а потом игр — Геральту случалось и гневаться, и раздражаться, и радоваться, и тосковать, и грустить, и депрессовать, и отчаиваться… и пр. и пр. У него всего лишь всё это протекает «без внешних эксцессов». Так что «отсутствие» эмоций — это скорее миф о ведьмаках (в том числе внутримировой), чем действительно «канонический факт». Но вместе с тем очевидно: проявления сглажены, и у Геральта, во-первых, есть какой-то особый биохимический фон, который ПОМОГАЕТ ему владеть собой (так, чтобы переживания были, но ничуть не мешали успешным боям и вообще деятельности), а во-вторых, у Геральта подавлены/«преобразованы» естественные реакции брезгливости, так что он может без проблем сидеть в засаде буквально «в дерьме», или «в дерьме по пояс драться с риггером», и у Геральта от этого никакого психологического шока (хотя и радости ему от этого никакой, и ему не то чтобы «совсем наплевать»). В бесчувственного монстра ведьмачьи мутации уж точно никого не превращают.