Приключения Точки и Запятой
« | Безобразие! Позор! |
» |
— А «ваксы» тем временем были уже тут как тут... |
Приключения Точки и Запятой — советский рисованный мультфильм 1965 года выпуска, созданный режиссёром Николаем Фёдоровым и повествующий школьной аудитории о том, что происходит, когда недостаточно продуманно пытаешься обмануть учителей. Третьеклассник по имени Боря решает сжульничать, нарисовав на месте поставленных в диктанте Точки и Запятой свои собственные, обвинив преподавательницу в некомпетентности и уговорив её повысить оценку с двойки на тройку. За судьбу ничего не подозревающего Бориса развивается нешуточная борьба обитателей стола: на одной стороне — возмутившиеся недостойным поведением знаки препинания (к которым и принадлежат титульные герои), а на другой — банда харизматичных и крадущих шоу чернильных клякс, оставленных на скатерти и решивших помешать Точке с Запятой раскрыть обман пацана.
Персонажи
- Боря Иванов — третьеклассник-двоечник, непосредственный виновник всех событий произошедших в мультфильме. Воплощает все архетипы двоечника из советских мультфильмов: ленив, малограмотен (пишет с таким количеством ошибок, что порой красного цвета в его тетради больше чем фиолетового), раздолбаист, обманчив и невероятно неряшлив. По сути именно его небрежно оставленный на столе кусок сыра и пролитое молоко, образовавшее целое море были основной преградой для главных героев на пути к родной чернильнице. Стремился подделать исправления учителя для исправления оценки, но был смачно ткнут в лужу и опозорен на глазах у всего класса благодаря стараниям поставленных им же Точки и Запятой. Любит играть в казаки-разбойники. Озвучила Валентина Сперантова
- Учительница Бори — строгая и справедливая преподавательница, поставившая третьекласснику двойку за диктант. Озвучила также Сперантова
- Точка и Запятая — собственно точка и запятая, поставленные нерадивым учеником на месте аналогичных от учителя. Борис рассчитывал сказать, что его знаки стояли в диктанте изначально, что послужило бы поводом для исправления отметки с двойки на тройку. Главные герои этим возмутились и решили немедленно отправиться в чернильницу, сбежав из тетради, чтобы опозорить Борю перед классом. Предположительно являются братом и сестрой. Точка более наивный, эмоциональный, и хвастливый (не стесняется даже показывать характер перед кляксами: «Лучше в море захлебнёмся но в тетрадку не вернёмся!»). Запятая же более спокойна и рассудительна, за весь путь нередко спасала брата из трудностей, порой буквально утаскивая его из лап клякс. Озвучивают Мария Виноградова (Точка) и Клара Румянова (Запятая).
- Кляксы — главные антагонисты мультфильма. Представляют из себя четырёх клякс, оставленных Борей на скатерти и впоследствии оживших. Стремятся вернуть протагонистов из чернильницы в тетрадку, дабы не дать им опозорить Борю. Обладают сверхъестественной способностью к трансформации конечностей: могут их размножать, а лидер банды так и вообще умеет превращать руки по необходимости в клешни. Крадут шоу абсолютно у всех, во многом благодаря озвучке Вицина и Папанова и благодаря тому, что, действуя в интересах школьника, приобретают в глазах зрителей статус самых настоящих героических антагонистов. Особенно выделяется Клякса-Атаман — лидер всей шайки, имеющий на глазу чёрную повязку и во многом способствующий растаскиванию произведения на цитаты:
« | Не уйти им далеко! |
» |
Неоднократно пытались поймать главных героев, но раз за разом терпели нелепые поражения. Наконец в результате погони за Точкой и Запятой по молочному морю потерпели на корабле крушение, из-за чего погибли все кроме Кляксы-Атамана. Последнему удалось проследовать за героями до самой чернильницы (благодаря чему он ещё более закрепил за собой уважение зрителя) и почти поймать их, но уже на входе туда Атаман попросту растаял из-за частичного контакта с молоком.
Сюжет
Началось всё с того, что бездельник Боря Иванов пришёл после тяжёлого школьного дня домой и внимательно осмотрел свой крайне неудачно написанный диктант, с огромной кучей исправлений и заслуженной твёрдой двойкой! Долгое время пацан грустил из-за собственного косяка, но естественно, вместо надоедливой зубрёжки орфографических правил решил пойти хитрым и в какой-то степени подлым путём — просто поставить нужные знаки препинания на месте учительских исправлений. Помимо всего прочего Борис за время своего нахождения в комнате, успел также всласть поубивать мух, от ничегонеделания накалять на листе бумаги причудливой формы кляксы, а также смачно пожрать кусок сыра, запивая его молоком (естественно преображение стола от этого вышло неслабое, например из пролитого молока образовалось гигантское по меркам обитателей стола поле). Подделав-таки собственные исправления, школьник решает спокойно убежать играть в казаки-разбойники.
И стоит ему удалиться за дверь, как в мгновение все знаки препинания (и красные, и фиолетовые) поднимают настоящий бунт, возмутившись неуважением двоечника к себе. Старый вопросительный знак задаётся вопросом, как бы припугнуть плутишку, на что поддельные Точка с Запятой принимают решение совершить крёстный поход назад в чернильницу. Но в мгновение ока в игру вступают антагонисты: те самые, нарисованные на белоснежной скатерти кляксы. Обидевшись на оскорбление, нанесённое им знаками препинания, чернильные закорючки решают действовать и изловить героев, вернув их в тетрадь.
Распевая позитивную песню о борьбе с тунеядцами и плутами, брат и сестра вприпрыжку отправляются вперёд и банда клякс настигает своих врагов. Но Точке с Запятой удаётся выбраться, даже втащив люлей одному из зарвавшихся противников и, пытаясь изловить их, злодеи случайно связывают верёвками Атамана:
« | Атаман: Вот удача, окружай! |
» |
В результате погони дуэт таки-загоняют в угол и враги торжествуют:
« | Что? Попались? Ну и ну! |
» |
Но в мгновение ока знаки спасаются, сиганув вниз. И несутся прямо к разлитому Борей молоку, образовавшему целое море. Герои решают преодолеть преграду на семечках, которые используют как лодки. Кляксы в конце концов предпринимают то же решение. На сделанном из семечка корабле (с дополнительно приделанным к нему пиратским флагом) антагонисты догоняют положительных персонажей, но терпят крушение, вследствие чего все злодеи (кроме Атамана) погибают, растворившись в молоке. В попытке догнать своих врагов обезумевший от злобы Атаман оступается на берегу и также попадает в молоко, вследствие чего он начинает медленно таять. [2]
Когда герои добегают-таки до чернильницы, их ждёт препятствие: забраться внутрь (куда уже добрались остальные знаки препинания) можно только спрыгнув с будто бы специально поставленного рядом карандаша, а тем временем до чернильницы добирается наконец Атаман. Но из-за контакта с молоком он постепенно становится меньше и наконец (на подступах к чернильнице) окончательно исчезает. Радостные Точка с Запятой спрыгивают вниз и на следующий день радостно кайфуют, видя как Борис, не заметив их на поставленном ранее месте краснеет под смех всего класса. Заканчивается мультфильм уже исполненной ранее оптимистичной песней знаков препинания:
« | Любой из нас всегда готов |
» |
Тропы и штампы
- Великолепный мерзавец — абсолютно все кляксы, но особенно выделяется Атаман. Харизматичен, с выдающимися лидерскими качествами, находчив, превосходно поёт, а главное — целеустремлён и практически никогда не унывающ. Ну и озвучка Папанова делает своё дело. На взгляд автора правки Анатолий Дмитриевич (конечно на пару с Вициным в роли остальных клякс) проделали здесь уникальную работу, превратив в общем-то непримечательный детский мультфильм в интересное зрелище. Пополам со Смешной злой.
- Вечная загадка — каким образом остальные знаки препинания смогли самостоятельно (отдельно от протагонистов) добраться до чернильницы, преодолев молочное море? Семечки они явно не использовали, ведь их на момент обнаружения Точкой и Запятой их остаётся ровно столько сколько рассыпал Борис! Да и почему Точка с Запятой отправились в поход отдельно от всех, когда можно было всей толпой пройти путь и легко уделать какую-то жалкую кучку клякс?
- Кошка по имени Нэко — педаль в пол: абсолютно никто (ни знаки, ни кляксы) своих как таковых имён не имеют. Точка и Запятая именуются собственно Точкой и Запятой (притом, что среди членов их семьи аналогичных точек и запятых вагон и маленькая тележка!), а кляксы так и вообще никак друг к другу не обращаются и на всех сайтах с описаниями именуются: Маленькая Клякса, Худая Клякса, Клякса-атаман, Клякса в форме слезинки соответственно. Так мало того — никто из них за весь хронометраж даже по имени друг друга не назвал!
- Крутой шкет и Крутой в дурацком колпаке — Точка. С виду он выглядит мило и непримечательно (как было уже указано выше, часто вынужден быть спасённым сестрой от опасных врагов) и любит подурачиться, к примеру становясь на разные места в предложениях и меняя их смысл. Но, когда приходит опасность, маленький человечек сразу преображается: может и равную по росту кляксу одним ударом завалить, и план по преодолению молочного моря придумывает также именно он. Да и вообще именно Точке принадлежит сама идея побега из тетрадки в целях преподания урока лентяю!
- Музыкальный триппер — помимо вышеупомянутого гимна Точки и Запятой, в мозг западает пиратская песня клякс виртуозно исполненная Вициным и Папановым:
« | Атаман: |
» |
- Одноглазый крутой — с прикрученным фитильком: Клякса-Атаман бесспорно крут, но оба глаза у него на месте, просто он косит под пирата, надевая чёрную повязку на один из них. Также перед плаванием за беглецами на корабле он (для создания нужного образа) на пару секунд превращает одну из ног в некое подобие деревянной.
Страдания унитаза — основным конфликтом мульта становится возмущение знаков препинания тем, что школьник всё время не узнаёт их в лицо и суёт куда не попадя, а также ценит выше них гадких и зелёных клякс.
Примечания
- ↑ Бонус для взрослых: это, разумеется, отсылка к одесской хулиганской песне «Школа танцев Соломона Кляра». Там поётся (с карикатурным еврейским акцентом): «Эй, скорее помогите Боре. Помогите Боре, вам говорят! Боря сделал море — лужу в коридоре, опозорил всех ребят». Школа танцев, видимо, была задумана чуть ли не для всех возрастов сразу.
- ↑ А до этого он, вероломно предав своих же соратников (не потому, что настолько подл, а потому, что до безумия увлёкся погоней), спрыгнул прямо с собственного корабля и прямо вплавь (!) преследовал героев аж до самого берега! Так что контакт с молоком у него был не частичный, а вполне себе нормальный.