Великолепный мерзавец

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Magnificent Bastard. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Злодей настолько умён, крут и успешен, что вызывает у публики невольное восхищение.

(link)

Диментио показывает, как надо отыгрывать троп. Этот и ещё один.
« — Откровенно признаюсь, я восхищаюсь им; и, когда пробьёт его час, я непременно куплю на память о нём кусок верёвки, на которой его повесят. »
Марк Твен о Сесиле Родсе
« Это человек храбрый, острого и быстрого ума, целеустремлённый. И, если уж говорить о целях, наверняка действующий по убеждению, уверенный в своей правде. Что можно к этому прибавить из опыта личного общения? Незаурядный административный талант. Обаяние.

Просто идеал какой-то, мысленно усмехнулся Фандорин. Если б не две малости: расчётливая жестокость и вероломство. Как сильно бы ты ни верил в свою правду, но вонзать нож в спину человеку, который тебе доверился, — гнусность.

»
— Б. Акунин, «Алмазная Колесница»

Всё именно так, как и написано: персонаж — мерзавец. Вот только с виду он не так уж омерзителен. У него есть харизма, за счёт которой он успешно достигает своих целей. Да, цель оправдывает средства — и в средствах великолепный мерзавец не стесняется: бессовестные манипуляции людьми и не только, шантаж, подкупы, убийства — всё сгодится. В итоге получается кажущееся противоречие: с одной стороны мы имеем совершенно очевидного злодея или просто почти беспринципную личность, но с другой — к нему почему-то испытываешь симпатию. Как правило, великолепный мерзавец отличается от просто мерзавчика тем, что имеет в личном зачёте больше одного коронного момента.

Пополняя список примеров, помните: люди, у которых «другая система мер и весов», могут счесть названного вами персонажа или недостаточно великолепным, или недостаточно мерзавцем.

Высший пилотаж со стороны автора — великолепный мерзавец ещё и полное чудовище и/или сексуальный злодей.

Родственный троп — Зло — это круто.

Противоположный, как несложно догадаться — Самоуверенный мерзавчик.

Если же отрицательный персонаж действительно крут, но не является полноценным злодеем, то это Крутой козёл.

Следует помнить, что ВМ не должен быть слишком хорош, иначе получается Злая Сью.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — Сатана, он же Дьявол. Нет, правда, парень чертовски харизматичен. Если рассматривать Святое Писание как объект литературы.
    • Есть и другое мнение: харизма у Сатаны — только в фанфиках вроде «Потерянного рая», а в Библии подробностей о Сатане мало. Более того, нет уверенности, что это вообще изначально один персонаж, а не три разных (1. ангел, поспоривший насчёт Иова, 2. «князь мира сего», который по сути прокурор бога, и 3. падший ангел, который явно сам отбывает наказание) — «сатаной», т. е. «противником» или «обвинителем», названы первые два, и это не имя.
      • Зато в Библии упоминается, что он бывший ангел, один из бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», а это само по себе будоражит воображение.
    • Белиал. Этот демон свиреп и лицемерен, но обычно является в юном, прекрасном, безобидном облике, что заставляет в этом усомниться. Считается самым сильным падшим ангелом, превосходящим даже Люцифера. В Библии упомянут мельком, и ни слова про облик, но в «Гоэтии» — именно великолепный мерзавец.
  • Про Локи из скандинавской мифологии тоже не забываем.
  • Уладский цикл — королева Коннахта Медб.
    • И конечно же Морриган.
  • Русская пословица блестяще иллюстрирует разницу между сабжем и самоуверенным мерзавчиком: «За бестию — двести, а за каналью ничего».

Театр[править]

  • Опера (и пьеса) «Тóска» — хитроумный интриган барон Скарпиа, обладатель суперкрутого злодейского монолога «Va, Tosca» в финале 1-го действия и не менее крутой сцены с Тоской в середине 2-го. Наивеликолепнейший мерзавец на всей оперной сцене, провернувший отличный гамбит Ксанатоса, к тому же крутой баритон. Да просто послушайте его злодейский монолог на фоне зловеще-пафосного песнопения.
  • «Трубадур» — граф ди Луна. С фитильком — он, в общем-то, не самый отмороженный на фоне предыдущего пункта, так, высокомерная аристократическая сволочь. Но весьма эффектная.
  • Рок-опера «Моцарт» — Сальери. Из-за своей не то любви, не то ненависти к Моцарту он то толкает его к успеху, то неожиданно решает убрать с пути.
  • Мюзикл «Последнее испытание» — конечно же, Рейстлин Маджере. Впрочем, великая Такхизис не уступает.
  • А. Н. Островский, «Бесприданница» — Сергей Сергеич Паратов.
  • Евгений Шварц, «Дракон» — сам Дракон. Хотя он и тиран, но не лишён обаяния, не глуп, «самодур, солдафон, паразит, всё, что угодно, только не трус», Ланцелоту задал трёпку. В общем, хотя и убили его заслуженно, но даже среди тех, кто обожает Ланцелота, найдутся симпатизирующие Дракону больше, чем Бургомистру и Генриху, что заняли его место.
    • В общем-то, подсвечено автором. Один из главных посылов пьесы: Бургомистр/Генрих на самом деле куда опаснее и страшнее, чем Дракон.
  • Лев Славин, «Интервенция» — Филипп-«анархист».

Литература[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Литература

Сетевая[править]

  • «Worm» Дж. Маккрэя — Бойня № 9, целая банда таких. Конченные отморозки без единой положительной черты, но до чего круты и харизматичны…
    • Собственно, великолепные мерзавцы там Джек Остряк и Ампутация. Душечка — самоуверенная мерзавка, а, скажем, Манекен немой и не слишком человекоподобный, так что его проще считать монстром, чем злодеем.
    • Кайзер — ещё один великолепный мерзавец. Правда, был автором слит, едва успев в произведении появиться.
    • К тропу близки Выверт и Маркиз, но первый недостаточно великолепен (слишком уж неприятное у него хобби), второй недостаточно мерзавец (его кодекс (злодейской) чести пусть и своеобразен, но нерушим).
    • Все признаки такового демонстрирует одна из апокалиптических угроз, Симург. В то время, как Бегемот и Левиафан тупо крушат города, эта ведет против человечества многоходовую интригу.

Фанфики[править]

Кино[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Кино

Телесериалы[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Телесериалы

Мультфильмы и мультсериалы[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Мультфильмы и мультсериалы

Комиксы[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Комиксы

Аниме и манга[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Аниме и манга

Видеоигры[править]

Примеры вынесены в подстатью Великолепный мерзавец/Видеоигры

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa — два слова: Эношима Джунко. В экранизации, впрочем, уровень великолепия подрастеряла.
    • Монака Това тоже подходит под троп.
    • Как и Кокичи Ома.
      • Кокичи Ома на самом-то деле антигерой. Все его злые поступки продиктованы «всеобщим благом» (и это работает... по большей части).
  • Dies Irae — Рейнхард Гейдрих (чья нечеловеческая харизма много раз подсвечивается в тексте) и Карл Крафт/Меркурий. Туда же в меньшей степени Валерия Трифа и Русалка Швагёлин.
  • THE DELUCA FAMILY — консильери криминальной семьи Де Люка, Уилфред. А еще он серый кардинал и мастер хитрых планов: чтобы захватить территории, которые контролировала союзная семья Фацио, спровоцировал при помощи подложного письма на мятеж старшего (приемного) сына их дона Джакобе. В итоге мятежника убил собственный отец и затем, чтобы сгладить конфликт между Семьями, был вынужден пойти на серьёзные уступки, в том числе и сдать территорию. Самое главное — ДеЛюка формально остались пострадавшей стороной, к которой у Фацио нет никаких претензий.

Книги-игры[править]

  • Д. Браславский, «Верховный жрец Айригаля» — лунный эльф Эстендар, один из главных помощников злого жреца Веденекоса.
  • Он же: Барлад Дэрт из «Подземелья Чёрного Замка». И капитан Зелёных Рыцарей.

Настольные игры[править]

  • В мире Warhammer 40,000 таких мерзавцев хватает:
    • Боги Хаоса Тзинч и Слаанеш, а также особо крутые их адепты.
    • Видные фигуры Тёмных Эльдар. Архонты, лидеры кабалов и суккубы, возглавляющие культы ведьм, на любом из них пробы ставить негде, настолько они мерзавцы, а поднялись так высоко, потому что великолепны. Самые одиозные:
      • Лелит Гесперакс, правящий суккуб культа Раздора — является таковой в глазах своих сородичей. Лелит люто завидуют и ненавидят ведьмы-соперницы, но обожают все прочие тёмные эльдар.
      • Несравненный Асдрубаэль Вект. Чтобы успешно править Комморагом, нужно быть именно великолепным и именно мерзавцем. Только Вект не просто великолепный мерзавец, а самый великолепный мерзавец из всей своей расы общепризнанных великолепных мерзавцев.
      • Впрочем, Леди Малис из кабала Ядовитого Языка не сильно от него отстаёт.
        • Уже сильно. Она в бегах и в долгах, а Вект — в буквальном смысле полубожественен. Впрочем, Вект не сильно спешит её найти и прикончить... А то скучно.
    • Архиеретик Хорус/Горус/Гор Луперкаль. Очень многие пошли за ним именно за счёт его харизмы.
      • Лоргар не отстает. Пусть у него не такие невероятные лидерские качества, как у Хоруса, он также был одним из самых харизматичных примархов. Написал книгу, по которой Империум впоследствии жил 10000 лет, одним лишь этим оказав существенное влияние на сеттинг, да и вообще был достойным зависти интеллигентом и интеллектуалом с благородными идеалами. И как вишенка на торте — единственный из примархов-предателей, про которого можно сказать, что он пришел к успеху (ибо с Альфарием все сложно). Возможно даже, что по пути он манипулировал Эребом и Кором Фаэроном, кося под дурачка.
      • Некоторые считают представителем тропа Лемана Русса. Есть за что.
    • Доктрина Альфа-Легиона (сомнительной достоверности, между прочим) подразумевает выращивание таких мерзавцев в значительных количествах.
    • Некронский владыка Тразин Неисчислимый. Чуть ли не единственный персонаж Вахи, регулярно побеждающий в чужих кодексах[1].
    • Некоторые считают таковым Тифуса Странника, как ни странно.
  • Warhammer Fantasy Battles не отстаёт в этом плане. Практически каждого видного деятеля злых фракций можно назвать таковым — король темных эльфов Малекит, его мать Морати, Малус Темный Клинок, Локхир Жестокосердный, Архаон Навеки Избранный, Манфред фон Карштайн, к чёрту Манфреда, Влад, Влад фон Карштейн!, Гримгор Железношкур, гоблин Скарсник, лорд скавенов Скролк… Список можно продолжать и продолжать.
  • Magic: The Gathering: обаятельнейшая некромантка Лилиана Весс и дракон-мироходец Никол Болас.
    • Отчасти — древний вампир Сорин Марков, но в последних выпусках он уже и не мерзавец, а благородный защитник созданного им же мира.
      • Только для тех, кто там живёт.

Прочее[править]

  • SCP Foundation — Доктор Альто Клеф. Тролль, любящий досаждать фонду и, возможно, самой реальности.
    • А Брайт Клефа в троллинге переплюнет.
    • Вот только Клеф и Брайт — антигерои, а не антагонисты.
    • Да, так что будем называть их «лайт-версией», ладно?
    • Ещё «Лайт-версия» — Кондраки.

Реальная жизнь[править]

Настоятельно просим не добавлять сюда современных политических деятелей (XX—XXI веков)

В общем и целом — все великие завоеватели и просвещённые тираны прошлого выглядят именно так с точки зрения изменившейся морали (или глазами уважающих их противников)

  • Аттила. Пришёл к власти через труп собственного брата. Устроил Риму такой шухер, какого там не видали со времён Ганнибала. Учитывая варварское происхождение, даже тянет на великолепного зверя.
  • Викинги в целом. Наводили такой ужас на Европу, что в наши дни считались бы международными террористами, но при этом были безусловно круты.
    • Лично Ролло Нормандский. Будучи викингом, умудрился взять и ограбить Париж. В итоге был практически нанят Францией отгонять других викингов.
    • А его правнук Вильгельм на чистой наглости захватил Англию, удачно выбрав момент.
  • Альбрехт фон Валленштайн.
  • И Шарль Морис де Талейран-Перигор.
  • Чингисхан и его генерал Субэдэй (командовавший позже войсками Батыя). Великолепные завоеватели, мастера военного дела — да! Фантастически жестокие мерзавцы — и с этим не поспоришь! От Чингисхана остался ещё и ряд цитат-бастардов, изображающих его как эдакого мудрого философа… ну, знаете, типичный философ, орды которого стирают города с лица земли.
    • Тамерлан продолжил их дело полтора века спустя и в том же стиле.
  • Эрнан Кортес. Уничтожил целую американскую цивилизацию, но для начала — напал на целую цивилизацию с многократно меньшим отрядом, оцените сталь его cojones!
    • Да и Христофор Колумб, хотя у него отдельно величие (великое географическое открытие), отдельно мерзавец (его «эффективное руководство» колониями, превратившееся в геноцид карибских индейцев).
  • Иоанн Грозный, за жестокость прозванный Васильевичем. Успешный завоеватель, увеличивший свою державу втрое, развивший дипломатию и печатное дело. Вместе с тем — параноик, которому заговоры мерещились везде, и садист, с удовольствием каравший правого и неправого. Вместе с тем — блестящий игрок в престолы (который дважды отрекался от трона, а в результате каждый раз получал больше полномочий) и один из образованнейших людей своего времени, мастер троллинга по переписке. Да вымышленные тёмные властелины — его жалкие подражатели!
  • Ода Нобунага. Рафинированный вариант. Эталон. Беречь и сдувать пыль. Хотелось бы подробностей в статье.
  • Сесиль Родс (см. эпиграф).
  • Григорий Распутин. Аверсия: такова его репутация в западной поп-культуре, но малейшее изучение реальных воспоминаний о нём показывает, что и не великолепный (никакой магией он не владел, вёл себя непристойно и нагло), и не мерзавец (его самое страшное «преступление» — бурная половая жизнь и неудачные попытки лезть в политику).
  • Отто Скорцени.
  • Аль Капоне. Неуловимый гангстер, которого все знали, но посадить не могли.
  • Фрэнк Эбигнейл. Гений мошенничества и мастер маскировки, биография которого легла в основу фильма Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь», с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

Примечания[править]

  1. Случаи, когда фракция в чужом кодексе хоть и не побеждает, но «даёт прикурить» и не дает победить фракции, которой посвящен кодекс, проскакивают (Тау в дополнении Йандена (это где войска Йандена летят давать большим-хорошим кинзюлей за Лиларсус), Гвардия Смерти в кодексе Тау).