Страдания унитаза

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Veg.jpg
« Не могу больше оставаться в этом доме. В доме, где тебе не просто плюют в душу, тебе в нее… О Боже, какие они все-таки бесчувственные! Вчера поздно ночью пришел хозяин, встал передо мной на колени. Обнял. Душа моя дрогнула, я готов был простить ему все, даже прокисший суп и чайную заварку. Но вместо душевных излияний я получил очередную порцию мерзостей и гадостей. Нет такой низости, на которую бы не были способны эти созданья. Если бы я не был так крепко привязан к этому месту — ноги бы моей здесь не было. »
— «Дневник унитаза»
«

— Какая наглость! — сказал Пудинг. — Интересно, что бы ты сказала, если бы я отрезал от тебя кусок? Мерзкое ты создание!

»
— Л. Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»

Если присмотреться внимательно, в кадре ничего ужасного, с точки зрения нормального среднего человека, не происходит. Допустим, кто-то ест шашлык, кто-то выбрасывает или жжет хлам, в том числе старые книжки и игрушки, кто-то устанавливает мышеловку и давит тараканов. Обыденная жизнь… да вот только автор решил описать происходящее с точки зрения домашнего скота, оживших вещей, разнообразных вредителей, а то и вовсе еды… И абсолютно нормальное поведение людей внезапно превращается в откровенное злодейство — с точки зрения обретших сознание живых существ или предметов. Животные и предметы могут в таких произведениях даже нападать на людей из мести. Впечатлительный зритель, особенно ребенок, от такого посыла в итоге если не заделается вегетарианцем или собирателем хлама, то как минимум будет себя неприятно какое-то время чувствовать, совершая те самые повседневные дела.

Эффект тропа нередко достигается за счёт намеренного обмана аудитории: нам описывают персонажа, постепенно внушают к нему симпатию, рассказывают, как он боится страшного чудища… а потом оказывается, что «чудище» — это человек, а персонаж — животное, предмет или ещё что-то в этом роде.

К тропу не относятся произведения, где описывается действительно жестокое обращение с животными, а также те, где ситуация подается с точки зрения людей, только воображающих, будто вещи что-то чувствуют или животные обладают человеческими эмоциями и человеческим же отношением к разнообразным событиям в их жизни.

Родственные тропы — Обратный хоррор (если нам показывают ситуацию глазами вампира, оборотня или другого монстра, который боится людей) и Человек — это звучит жутко.

Примеры[править]

Фольклор[править]

«

А что за свиньи в той стране! С ножом и вилкою в спине Взывают к вам: «Дружочек! Отведать просим ветчины, Отрежь себе кусочек!»

»
— Перевод Л. Гинзбурга
  • «Не ешьте овощи, им больно. Ешьте мясо».
  • «Вегетарианцы не едят животных, эти мерзавцы их объедают».
« Все любят х%и пинать. А ведь им больно. Пожалейте бедные х%и. Они на полу валяются[1]. Никто их не подберёт даже. »
— Говорилка
  • Цукумогами в Японии: каждый объект обладает душой, но старинные вещи могут обрести сознание или ожить.
  • Анекдот про человека (опционально: представителя нацменьшинств или в состоянии изменённого сознания), который осознал, что ему-то тепло, а фуфайке холодно. В итоге он надевал всё новые слои одежды, так как понимал, что внешнему всё равно холодно — в итоге так и помер то ли от перегрева, то ли оттого, что разум не вынес.
  • Ну и ну: https://heihoka.livejournal.com/8626.html

Театр[править]

  • Морис Метерлинк, «Синяя птица» — деревенская кошка Тилетта заслуженно не любит людей, но что такого плохого с ней делали хозяева? Утопили всех братьев и сестёр? Она не должна этого помнить — котят-щенят топят новорожденными. Или же утопили её детей?
  • Шварц, «Тень» (и её экранизации) — с точки зрения ожившей Тени, обретшей человеческое сознание, отношение хозяина к тени просто отвратительно.

Литература[править]

  • Ганс Христиан Андерсен, «Ель» — история рождественской ёлки.
    • Андерсен вообще король этого тропа. Оно описал страдания штопальной иглы, мячика, горошин, розового куста и много чего еще.
  • Л. Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье» — Пудинг (см. эпиграф).
  • Корней Чуковский:
    • «Федорино горе» — посуда жалуется на Федору: «не любила нас она, била-била нас она». А Федора ещё и слишком редко мыла эту посуду, так что разнесчастные разумные посудины подолгу прозябали в грязи…
    • «Мойдодыр» — вещи от героя, в отличие от Федоры, сбежали без лишних жалоб, но объясняется, что им стала физически невыносима его нечистоплотность.
  • Дж. Оруэлл, «Скотный двор»: с точки зрения животных, фермеры — жестокие эксплуататоры и рабовладельцы, которые их убивают и едят. Все фермеры, а не только те, которых осудили бы за жестокое обращение со скотом.
  • С. Маршак:
    • Стихотворение «Книжка про книжки» — о том, как от нехорошего мальчика сбежали в библиотеку порванные и изрисованные им книги. Это басня: уважайте книгу — источник знаний, не калечьте её переплёт и страницы, не пишите и не рисуйте на них, обращайтесь с этой несомненной ценностью почтительно. А ещё книги (и различные документы) — это основной источник любой информации о прошлом. Даже художественные, пускай и с оговорками[2]
« — Нет! — сказала «Хижина дяди Тома», —

Гришкой я обижена, но останусь дома!

»
— Бонус для взрослых, знающих сюжет этой книги
  • Стихотворение «Вчера и сегодня» — «Лампа керосиновая, Свечка стеариновая, Коромысло с ведром. И чернильница с пером» недовольны, что люди перестали их использовать.
  • Станислав Лем, «Возвращение со звёзд» — присутствует сцена со страданиями роботов на свалке.
    • Евгений Велтистов, «Приключения Электроника» — упоминается, что разумные машины боятся устареть, потому что тогда их ждёт свалка. Электроник тоже размышляет об этом.
    • Айзек Азимов — в одном из рассказов герой сравнивает существование робоавтобуса с неправильно перепаянной схемой с жизнью человека с постоянными головными болями.
  • Джанни Родари:
    • «Говорящий портфель»: отцу мальчика жалуются собственно портфель, промокашка, ручки и учебники — «плохо с нами сын ваш обращается и на страницах каракули рисует». И не просто жалуются, а целую петицию приносят!
    • «Зеркальное отражение» — отражения, обиженные привычкой уважаемого доктора корчить рожи в зеркало, устраивают бунт.
    • Родари в целом любит троп — у него и животные возмущаются поведением людей, и машины, и глаз жалуется, и даже отдельные буквы алфавита недовольны.
  • Рудазов, «Паргоронские байки», рассказ «Гребни» — протагонист как маг специализируется именно на узнавании прошлого предметов — и это для него визуализируется именно как сабж. Мимо помоек ему даже проходить тошно — вещам нравится быть использованными по назначению, и будучи выброшенными, они страдают. И здесь же, кстати, довольно ехидная инверсия: еде искренне нравится, когда её едят, и поэтому Жюдафу очень сложно отказаться от лишнего кусочка, даже если он уже сыт.
  • Виктор Пелевин
    • «Затворник и Шестипалый» — жизнь цыплят-бройлеров с их точки зрения.
    • «Жизнь насекомых» — фантасмагория, где люди это насекомые, а насекомые это люди. И если кто-то прихлопнул комара или поймал муху на липкую ленту — это трагедия.
    • «Принц Госплана» — стражники из «Принца Персии» вообще не рады тому, что им приходится идти на верную смерть. Также «лётчика» расстреливают мусульмане, которым он разбомбил водохранилище (?).
  • Александр Тюрин, Александр Щёголев, «Клетка для буйных» — педагогическая фантастика конца 1980-х. Инверсия: мальчик открывает, что это не люди пользуются вещами, а вещи пользуются людьми, внушая к себе любовь.
  • Владимир Васильев, «Исповедь знакомого смертника» — судьба героя рассказа в том, чтобы стоять на полке и ждать, пока ему не свернут голову и не выпьют досуха. Трудно быть пивом
  • Леонид Каганов:
    • «Молитва микроба» — люди применяют антибиотик, а для микробов это жуткая и непонятная смерть.
    • «Смерть одноглазая» — педаль в пол: история с точки зрения моряков, которые служат на кораблях… из игры «Морской бой». Смерть одноглазая — это шарик шариковой ручки, который над ними ходит.
  • Андрей Щупов, «Дети хлебных времен» — об ужасной жизни тараканов, которых душат газом и лупят тапочкой.
  • Роберт Блох, «Мистер Стейнвей» — героиня влюбляется в странного молодого человека, который слышит голос вещей, и перенимает его способность (или заражается его шизофренией?) «И на улице тоже всё было в порядке, пока я не услышала вибрации своих высоких каблучков. И шепот покрышек на асфальте, и пение телефонных проводов на ветру, и визг сигналов светофора, и скрип какого-то навеса — а вслед за этим пришло ощущение звуков за этими звуками, и я услышала голос города. Агонию асфальта и вялую меланхолию бетона, муки дерева при расщеплении, вибрацию куска ткани, который сплетается из погребальной песни нитей и в ужасе дрожит перед превращением в одежду. И всюду вокруг себя я чувствовала волны, бесконечное биение жизненных волн, везде лилась и пульсировала жизнь».
  • Неизвестный автор, «Дневник унитаза».
  • Л. Гераскина, «В стране невыученных уроков» — Запятая озлоблена на главного героя за то, что тот постоянно не ставит её на правильное место.
  • Валентина Соловьева, «Сказки вокруг нас» — целый сборник сказок, рассказанных с точки зрения разных предметов. В одной из них, например, ГГ — дырка в носике чайника. Она обижена, что на нее никто не обращает внимания, и уходит туда, где ее точно заметят — на ботинок, на платье и т. п.
  • Ю. Ярмыш, «Про Андрейку и чашку» — чашка страдает от того, что её не моют, лупят ложечкой, а потом вообще разбивают. Хотя мораль рассказа не в том, что посуде больно, а в том, что нужно маме помогать.
  • Людмила Петрушевская, «Загадочные сказки» — небольшой сборник коротких рассказов о не самых лёгких судьбах неких мальчиков и девочек, которые в итоге оказываются совсем не тем, что успел вообразить читатель.
  • Дуглас Адамс, «Ресторан „У конца Вселенной“»: Артуру предлагает свое мясо готовое сейчас же застрелиться животное. Артура подобное блюдо не устраивает, и он просит, пусть лучше принесут овощной салат. Но это противоречит позиции овощей.

Кино[править]

  • «Очень страшное кино 2» — мутировавший куст марихуаны вырастает до гигантских размеров, нападает на своего владельца Мелкого, заворачивает его в простыню и раскуривает как косяк. Пока куст заворачивает его, Мелкий орёт, что не хотел курить его близких.
  • «Академия пана Кляксы» — эпизод с больницей поломанных вещей и страна собак, в которой наказывают бывших жестоких хозяев этих самых собак.
  • «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» — погром лаборатории, тестирующей косметику на животных, как прикрытие кражи драгоценных камней. В расширенной версии присутствуют несколько измазанных губной помадой зверюшек.
  • Ма-аленький эпизод в новой версии диснеевских «Красавицы и чудовища» вызывает ужас у холодильника: среди прочих живых вещей живым оказывается… туалет! Даже после превращения обратно в человека он выглядит так, будто окончательно сломлен и долго не проживёт…
    • Интересно, кто им пользовался? Чудовище скорее по кустам, а Белль бы совесть не позволила.
  • «Мой любимый марсианин» — субверсия: Зут, разумный скафандр заглавного героя, нешуточно ревнует хозяина к земной одежде, а продавщицу, назвавшую его нелепым, и вовсе отшлепал за это.

Телевидение[править]

  • «Мамахохотала-шоу» — номер «Мужик слышит голоса предметов». Нет, большинство бытовых предметов своей жизнью довольны. Но, например, диван очень раздражается, когда полная жена мужика на него садится, чайный пакетик кричит от боли и проклинает, когда его окунают в кипяток, а больше всего недоволен тазик («Блин, хозяин, ну что за фигня! Когда пол моете — грязную тряпку в меня! Ноги парите — в меня! Я уже молчу о том случае, когда у тебя вертолёты были»). А у наушников депрессия — ибо запутались в себе.
  • «Уральские пельмени» — музыкальный номер «Бой посуды» полностью об этом.
  • Номер Петросяна (ага, того самого) о страданиях… телефона в каком-то учереждении. Телефон даже подумывает перевестись на работу в телефонную будку — хоть там и бьют…
  • Михаил Задорнов, монолог «А вы слыхали?» — домашний телефон жалуется на своих владельцев, которые занимают его часами, болтая о всякой дичи, с размаху швыряют трубку, роняют на пол (а один раз даже в борщ!).
  • Виктор Коклюшкин, монолог «Автоответчик» — японский автоответчик, принадлежащий беспросветно тупому «новому русскому», жалуется на жизнь, высмеивает своего хозяина и даже планирует побег из прокуренной квартиры с железной дверью.

Мультфильмы[править]

  • «Отважный маленький тостер» — тут лёгкий вариант: покинутые мальчиком вещи грустят.
  • «История игрушек» — с точки зрения живых игрушек, выбрасывание сломанной игрушки в мусор и особенно сжигание просто ужасно.
  • «Полный расколбас» — раскрытие правды о том, для чего именно продукты нужны «богам», становится настоящим шоком для самих продуктов.
  • «Приключения запятой и точки» — знаки препинания жалуются на мальчика-лентяя, который вечно ставит их не туда, куда нужно. И ещё ставит вреднючие кляксы везде. Забавно что кляксы на стороне маленького мошенника.

Мультсериалы[править]

  • Чёрный плащ — Мегавольт уверен, что электроприборы (и особенно лампочки) находятся в рабстве, и пытается их спасти. Ну сумасшедший — что возьмёшь!
  • «Переменка» — многоэтажный дом, который жалуется на то, что жители загрязнили его коридоры и лестницу..
  • «Забытые игрушки» — главные герои — плюшевый мишка и тряпичная кукла. В пилотном мультфильме их на Рождество выбросили в мусорный бак, как старый хлам, и они немало настрадались, скитаясь по зимнему Лондону в надежде найти семью с детьми, которым они пригодятся. А в первой же серии мультсериала их случайно потеряли в аэропорту, и каждая серия посвящена их очередному приключению в попытках найти детей, которым они принадлежат, в ходе которых они помогают другим игрушкам, животным, а иногда и людям.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • Fallout: New Vegas (DLC «Old World Blues») — все приборы в умном доме оснащены модулями искусственного интеллекта. Курьер вполне может пообщаться с выключателями света, с раковиной или с тостером и расспросить их о бытовой жизни. Впрочем, они не очень-то и страдают, разве что раковина просит не касаться её губами, когда герой пьет воду.
  • Fallen London — в Полифреме оживает абсолютно всё из-за влияния осколков буквально излучающей жизнь Горы Света, натыканных в здешнего правителя для бессмертия. Ах да, основное население острова — големы, по той же причине, и даже им в такой обстановке несладко.
  • Borderlands 2 — за одну из побочных миссий можно получить уникальную гиперионовскую снайперскую винтовку «Моргенштерн», которая постоянно ругает персонажа за свое использование.

Музыка[править]

  • «Иванушки International», песня «Кукла».
  • Вячеслав Бутусов, «Кошка, чашка, муха и лапоть» — разбитая кошкой чашка бредит, «потому что у фарфора битый бок во сне болит», а лапоть, вздыхая, думает про ночевавшую в нём и покинувшую его впоследствии муху.
  • Клип Merk & Kremont и Dnce «Hands Up» — вещи и еда показаны как существа, способные испытывать страх и страдать.
  • Алёна Швец, «Солнце вышло покурить» — солнце влюбилось в луну и плачет, потому что рассвет каждое утро убивает её.

Прочее[править]

(link)

«Лампа» (2002)
  • Демотиватор времён аварии на Фукусиме: «Убирать радиоактивные отходы? Идите нафиг, мы музыканты!» — натурально, от лица роботов-музыкантов.
  • Рекламный ролик «Лампа» (2002) от Икеи, получивший приз на фестивале «Каннские львы». Субверсия: в конце ролика утверждается, что бессмысленно приписывать лампе грусть, чувство одиночества и другие страдания, ибо она просто вещь, так что не стесняйтесь выкидывать старые вещи и покупать у нас новые!
  • Серия социальных реклам «Заработай уважение» — бытовые приборы, выброшенные на свалку, возмущаются. Правда, с прикрученным фитильком — они хотели бы, чтобы их сдали на переработку.
  • Ролики на Youtube про роботы Boston Dynamics. В шуточной русской озвучке роботы постоянно жалуются, что кожаные ублюдки издеваются над ними и заставляют заниматься всякой ерундой.

Реальная жизнь[править]

  • Во многих рабовладельческих обществах именно так воспринимались страдания рабов, поскольку они считались не людьми, а «говорящими орудиями труда».
  • Сторонники отказа от стерилизации домашних животных, заявляющие, что коты и собаки страдают от невозможности стать родителями.
    • С прикрученным фитильком — сторонники отказа от проверки на животных лекарств и косметических средств + сторонники запрета тренировок хирургов как человеческих, так и ветеринарных. Забывают, что ущерб от неиспытанного лекарства или недотренированного врача — очень серьёзная вещь.
  • «Хордеры» (hoarders) или «Плюшкины» нередко считают, что брошенные вещи страдают, и потому тащат их к себе в квартиру, устраивая там в лучшем случае склад, а то и свалку.
  • Сюда же и тоже с прикрученным фитильком — одушевление техники. Автор этой правки способен без слёз выдерживать многое, но стоит ему показать видео, где старый самолёт разделывают на металлолом...
  • Веганы! Они пьют кровь убитых помидоров и поедают кабачковую икру, из которой могли бы вылупиться сотни кабачат.
    • А некоторые веганы сажают собак и кошек на веганскую диету (в частности, подобная причуда была у самого Гитлера… ах, бедная девочка Блонди!). Это уже не выдуманные, а реальные и к тому же бессмысленные страдания животных, которые по природе нуждаются в животной пище.
    • Радикалы от веганства — фрутерианцы. Полагают, что есть можно лишь те плоды, которые, созрев, падают сами, а срезание листьев или выкапывание корнеплода — уже насилие.
    • Разве не забавно? Здравые люди издавна не любили каннибалов, считая, что нужно кушать животных — они недостаточно разумны и смиренны со своей судьбой, а не других людей. Веганы и вегетарианцы не любят мясоедство, считая, что оно плохо по отношению к животным, а растения — типа неодушевленны и ещё более смиренные. Но самыми умными оказались камнееды, пылесосы и воздухоеды — они-то знают, что нужно кушать камни, пыль и воздух, ведь растения — тоже живые!
      • Ждём появления секты, запрещающей и это, чтобы не чинить насилия над элементалями.
  • В японском синто считается, что каждый предмет обладает своим духом (см. Цукумогами), поэтому в некоторых храмах проводят погребальные церемонии по отслужившим вещам вплоть до сломанных иголок. Наиболее известны «похороны кукол» (нингё куйо) по отношению ко всем игрушкам и посленовогодний костёр дондо яки для амулетов, новогодних украшений и священных предметов, которые в мусорку лучше не выбрасывать.
    • В христианстве принято сжигать пришедшие в негодность вещи духовного содержания (иконы, брошюры, газеты, журналы и, конечно, книги). Чтобы не смешивать их с бытовым мусором и не осквернять этим святыню. А пепел высыпать в непопираемое место (то есть, по которому не ходят ногами — хоть бы и в цветочный горшок).
    • В иудаизме то, что содержит имя Бога, должно истлеть. В результате до нас дошла переписка Кордовского Халифата и Хазарского Каганата, хранившаяся в синагоге Каира (кто-то из Хазарии или Халифата, когда они пали, перевёз переписку в Каир).

Примечания[править]

  1. Автор этой шутки то ли действительно не знал, то ли изображал незнание того факта, что у грубой идиомы «х%и пинать» (бездельничать) совсем другая этимология. Речь не о каких-то «отделённых от прочего тела половых членах», которые якобы валяются на полу и которых пинают как будто некие консервные банки. Нет! Речь о совсем другом гротескном образе: человек пребывает в безделье, ему скучно, и он от нечего делать время от времени лениво, несильно поддаёт ногой собственный, still attached огромный свисающий член, которому тоже не находится работы, как и его хозяину.
  2. если вкратце — историческая художественная литература содержит не описание конкретной эпохи, а взгляд на эту эпоху в тот период, когда книга была написана.