Маги — мудрые: различия между версиями
(не показаны 4 промежуточные версии 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Маги традиционно воспринимаются мудрыми. Считается что мудрость увеличивает их магические силы. Традиционно маг считается очень начитанным и имеет огромную библиотеку толстых магических книг, заклинания именно ''читают'', а само волшебство дословно называется '' | '''Маги традиционно воспринимаются мудрыми'''. Считается что мудрость увеличивает их магические силы. Традиционно маг считается очень начитанным и имеет огромную библиотеку [[волшебная книга|толстых магических книг]], заклинания именно ''читают'', а само волшебство дословно называется ''Grammary'' — созвучно «грамотности» и «грамматику» (отсюда же, кстати, и «[[гримуар]]»). В каком нибудь племени мумбо-юмбо самый умный и мудрый — это [[шаман]], а в [[Забытая богом деревня|богом забытой деревне]] неграмотная деревенская [[ведьма]] много ''ведает'', то есть знает, и опять же является мудрой. Собственно, даже внешний образ стереотипного чародея — это [[мудрый патриарх]] с [[мудрая плешь|сияющей от просветления лысиной]] и [[мудрая борода|вызывающей почтение бородой]]. | ||
Само слово «маг» пришло к нам из [[Библия|Библии]] через греческий язык. Так называли волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу. В греческий это слово перекочевало из персидского, а в персидском и означало «мудрец». | Само слово «маг» пришло к нам из [[Библия|Библии]] через греческий язык. Так называли волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу. В греческий это слово перекочевало из персидского, а в персидском и означало «мудрец». | ||
Забавный факт: слово «мудрость» этимологически имело смысловой оттенок медлительности, неспешности (суетливость мудрецу и впрямь не подобает… [[эксцентричный мудрец|хотя…]]) Так что троп «[[воины — по прямой, маги — по параболе]]» [[старше, чем грязь]]. | |||
== Пятиминутка реальности == | == Пятиминутка реальности == | ||
В обществе примерно до Средневековья так оно и было: учёные происходили в основном из священников и шаманов. Ну и, разумеется, [[ведьма]]ки-одиночки, которые встали на путь мудрости. Дело в том, что простым людям приходится выживать, а знати — выполнять свою часть договора, которая и [[Справочник автора/Феодализм|делает их феодалами]]. Богатое государство с мудрым правителем позволяет существовать профессиональным учёным. Случившееся после эпохи Возрождения развитие военного дела, лишившее «[[рыцарь|людей-танков]]» своих преимуществ, перебросило аристократов на другие дела, в том числе и в науку. А если нет ни того, ни другого, то служитель культа — лучшая кандидатура на учёного-любителя. Ну а ведьмак — он живёт если не наукой, то мудростью. | В обществе примерно до Средневековья так оно и было: учёные происходили в основном из [[учёный и священник|священников]] и шаманов. Ну и, разумеется, [[ведьма]]ки-одиночки, которые встали на путь мудрости. Дело в том, что простым людям приходится выживать, а знати — выполнять свою часть договора, которая и [[Справочник автора/Феодализм|делает их феодалами]]. Богатое государство с мудрым правителем позволяет существовать профессиональным учёным. Случившееся после эпохи Возрождения развитие военного дела, лишившее «[[рыцарь|людей-танков]]» своих преимуществ, перебросило аристократов на другие дела, в том числе и в науку. А если нет ни того, ни другого, то служитель культа — лучшая кандидатура на учёного-любителя. Ну а ведьмак — он живёт если не наукой, то мудростью. | ||
Впрочем, даже в мире, где магия как таковая отсутствует, всё ещё остаётся возможность [[великий Гудвин|выдать себя за чародея]] именно за счёт мудрости и хитрозадости. Широкая эрудиция, практическая смётка, жизненный опыт и здравый смысл в среде [[средневековые дебилы|тех, кто их лишён]], сами по себе тянут на суперспособность не хуже метания [[файербол]]ов или [[алхимия|превращения свинца в золото]]. | |||
== | == Где встречается == | ||
=== | === Предания === | ||
* Маг Мерлин из легенд о Короле Артуре. | * Маг Мерлин из легенд о Короле Артуре. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[Волшебник Изумрудного города]]» — Гуррикап, Виллина, Рамина, Стелла и мудрый Гудвин. Последний, конечно, | * «[[Волшебник Изумрудного города]]» — Гуррикап, Виллина, Рамина, Стелла и мудрый Гудвин. Последний, конечно, шарлатан… но да, не лишён мудрости. | ||
* «[[Властелин Колец]]» — все маги участвуют в Совете Мудрых. Их название, «истари», означает сразу «маги» и | * «[[Властелин Колец]]» — все маги участвуют в Совете Мудрых. Их название, «истари», означает сразу «маги» и «мудрецы» — прямая калька с родного Толкину английского, где слова ''wizard'' и ''witch'' этимологически родственны слову ''wisdom''. | ||
* «[[Дозоры]]» Лукьяненко — связь между магией и умственным коэффициентом не проговаривается напрямую, но почему-то практически все «маги вне категорий» оказываются хитромудрыми интриганами. Может быть, долгая жизнь и умение видеть линии вероятностей способствует. | |||
* [[Дозоры | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Heroes of Might | * [[Heroes of Might and Magic]] II — почти кодификатор. Все магические классы по умолчанию имеют навык Wisdom (мудрость). | ||
** Во всей серии, кроме четвертой и шестой части, параметр Knowledge (знание) очень важен для магов и требует обязательной прокачки, так как без него маги получаются очень слабые и их сил хватает очень ненадолго. А если короче — от него напрямую зависит количество маны. Только не надо путать параметр Knowledge (один из четырех базовых) и навык Wisdom, который позволяет изучать и использовать более сильные заклинания. Например, рыцарь без навыка Wisdom может получить через артефакты Spell Power более 20 и Knowledge столько же, но бить врага мощными молниями он сможет, а огненные шары, телепорт или оживление — увы. | ** Во всей серии, кроме четвертой и шестой части, параметр Knowledge (знание) очень важен для магов и требует обязательной прокачки, так как без него маги получаются очень слабые и их сил хватает очень ненадолго. А если короче — от него напрямую зависит количество маны. Только не надо путать параметр Knowledge (один из четырех базовых) и навык Wisdom, который позволяет изучать и использовать более сильные заклинания. Например, рыцарь без навыка Wisdom может получить через артефакты Spell Power более 20 и Knowledge столько же, но бить врага мощными молниями он сможет, а огненные шары, телепорт или оживление — увы. | ||
*** Разве что найдется соответствующий свиток. | *** Разве что найдется соответствующий свиток. | ||
* [[Star Wars: Knights of the Old Republic]] — для успешного использования Силы персонаж должен быть мудрым. Именно мудрость влияет на количество очков Силы, успех применения способностей и т. п. Интеллект в игре влияет на дополнительные навыки, такие как взлом компьютеров, обход систем безопасности, ремонт поломанных дроидов, в общем с использованием Силы никак не связанные. | * [[Star Wars: Knights of the Old Republic]] — для успешного использования Силы персонаж должен быть мудрым. Именно мудрость влияет на количество очков Силы, успех применения способностей и т. п. Интеллект в игре влияет на дополнительные навыки, такие как взлом компьютеров, обход систем безопасности, ремонт поломанных дроидов, в общем, с использованием Силы никак не связанные. | ||
=== | === [[Интернет-проекты]] === | ||
* Университет Пандоры — для магов этот троп — практически аксиома. Из-за того, что местная магия основывается на знании того, как правильно провести правильный ритуал, все вставшие на магический путь строго делятся на мудрых и кончивших [[Участь хуже смерти|ОЧЕНЬ плохо.]] | * Университет Пандоры — для магов этот троп — практически аксиома. Из-за того, что местная магия основывается на знании того, как правильно провести правильный ритуал, все вставшие на магический путь строго делятся на мудрых и кончивших [[Участь хуже смерти|ОЧЕНЬ плохо.]] | ||
== Где НЕ встречается == | == Где НЕ встречается == | ||
Строка 34: | Строка 33: | ||
* «Сонхийский цикл» Антона Орлова — наличие магических способностей никак не коррелирует с мудростью. Среди магов есть и крайне недалёкие, и мелочные, и лицемерные и просто откровенно тупые. Мудрые тоже встречаются — примерно в той же пропорции, что и среди обычных людей. | * «Сонхийский цикл» Антона Орлова — наличие магических способностей никак не коррелирует с мудростью. Среди магов есть и крайне недалёкие, и мелочные, и лицемерные и просто откровенно тупые. Мудрые тоже встречаются — примерно в той же пропорции, что и среди обычных людей. | ||
* [[Dungeons and Dragons]] — мудрые здесь [[клирик]]и, а маги интеллектуальные (колдуны и вовсе харизматичные). Более того: мудрость для магов чаще всего оказывается «dump stat» — характеристикой, на которой экономят очки. Потому что с точки зрения игромеханики польза от мудрости для мага даже меньше, чем [[Хлипкий маг|от силы]]. | * [[Dungeons and Dragons]] — мудрые здесь [[клирик]]и, а маги интеллектуальные (колдуны и вовсе харизматичные). Более того: мудрость для магов чаще всего оказывается «dump stat» — характеристикой, на которой экономят очки. Потому что с точки зрения игромеханики польза от мудрости для мага даже меньше, чем [[Хлипкий маг|от силы]]. | ||
** | ** Чаще всего dump stat все же харизма. Мудрость полезна для спасбросков | ||
* [[Dragonlance]], списанная с предыдущего примера — хорошие маги начитанны, обладают колоссальным запасом знаний в разных областях… а еще весь Кринн небезосновательно считает их [[Бездушный разум|бездуховными прагматиками]], примерно как современных ученых. Собственно, маги [[Магия — фэнтезийная наука|и есть]] такие ученые. | * [[Dragonlance]], списанная с предыдущего примера — хорошие маги начитанны, обладают колоссальным запасом знаний в разных областях… а еще весь Кринн небезосновательно считает их [[Бездушный разум|бездуховными прагматиками]], примерно как современных ученых. Собственно, маги [[Магия — фэнтезийная наука|и есть]] такие ученые. | ||
** По официальной ДнД раскидке самый известный маг цикла — Рейстлин — имеет стартовые значения мудрости 11 и интеллекта 17. На пике же могущества мудрость остается на значении 11, а интеллект доходит до 22, что в два раза больше. Это, в принципе, демонстрирует история Мира Песочных Часов: начинать войну со всем пантеоном не очень мудро, но чтобы выиграть ее, нужен выдающийся интеллект. | ** По официальной ДнД раскидке самый известный маг цикла — Рейстлин — имеет стартовые значения мудрости 11 и интеллекта 17. На пике же могущества мудрость остается на значении 11, а интеллект доходит до 22, что в два раза больше. Это, в принципе, демонстрирует история Мира Песочных Часов: начинать войну со всем пантеоном не очень мудро, но чтобы выиграть ее, нужен выдающийся интеллект. | ||
* [[Warcraft]] — маги по сюжету мудрые, а в игре откровенно тупят. | * [[Warcraft]] — маги по сюжету мудрые, а в игре откровенно тупят. | ||
** Да и в фильме особо не лучше. | ** Да и в фильме особо не лучше. | ||
* Веб-комикс «Gunshow» — волшебник не может найти свой дробовик? Ерунда, наколдует еще пять тысяч и разбросает повсюду. [http://gunshowcomic.com/30 Никакого понятия о том, что хорошо, а что плохо.] | * Веб-комикс «Gunshow» — волшебник не может найти свой дробовик? Ерунда, наколдует еще пять тысяч и разбросает повсюду. [http://gunshowcomic.com/30 Никакого понятия о том, что хорошо, а что плохо.] | ||
* [[Eclipse Phase]] — асинхронные не то чтобы именно классические маги, а скорее [[Псионические способности|псионики]], то есть своими способностями пользуются больше инстинктивно, нежели сознательно. Правда на игровой механике это особо не сказывается — игрок может заявлять использование конкретных способностей: считается, что какой-никакой самоконтроль у персонажа всё же есть. Вот только [[Технология получения суперспособностей|приобретаются эти способности]] через [[Подцепить паранормальщину|специфический штамм эксургентного вируса]], который помимо всего прочего [[Психологические эффекты магии|вызывает психические расстройства]] — а при лечении этих расстройств есть все шансы вместе с ними заодно и [[Низведён до простого смертного|''«вылечиться»'' от сверхспособностей]] (а при ''[[Сарказм|особом везении]]'' можно ''вылечиться'' только от сверхспособностей, а душевные недуги ''сохранить''). Потому ''«мудрый маг»'' в этом сеттинге в лучшем случае окажется шарлатаном, а в худшем {{spoiler|агентом ТИТАНов}} — ''[[Сарказм|нормальные]]'' асинхронные тут всегда [[Никак ку-ку!|немножечко того]]. Фактически асинхронность выступает своеобразным ''«экзистенциальным расстройством»'', превращающим персонажа в ходячую аномалию: расстройства психики — только верхушка айсберга. | |||
{{Nav/Superpowers}} | {{Nav/Superpowers}} | ||
{{Nav/Wisdom}} | {{Nav/Wisdom}} |
Текущая версия на 10:09, 22 мая 2023
Маги традиционно воспринимаются мудрыми. Считается что мудрость увеличивает их магические силы. Традиционно маг считается очень начитанным и имеет огромную библиотеку толстых магических книг, заклинания именно читают, а само волшебство дословно называется Grammary — созвучно «грамотности» и «грамматику» (отсюда же, кстати, и «гримуар»). В каком нибудь племени мумбо-юмбо самый умный и мудрый — это шаман, а в богом забытой деревне неграмотная деревенская ведьма много ведает, то есть знает, и опять же является мудрой. Собственно, даже внешний образ стереотипного чародея — это мудрый патриарх с сияющей от просветления лысиной и вызывающей почтение бородой.
Само слово «маг» пришло к нам из Библии через греческий язык. Так называли волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу. В греческий это слово перекочевало из персидского, а в персидском и означало «мудрец».
Забавный факт: слово «мудрость» этимологически имело смысловой оттенок медлительности, неспешности (суетливость мудрецу и впрямь не подобает… хотя…) Так что троп «воины — по прямой, маги — по параболе» старше, чем грязь.
Пятиминутка реальности[править]
В обществе примерно до Средневековья так оно и было: учёные происходили в основном из священников и шаманов. Ну и, разумеется, ведьмаки-одиночки, которые встали на путь мудрости. Дело в том, что простым людям приходится выживать, а знати — выполнять свою часть договора, которая и делает их феодалами. Богатое государство с мудрым правителем позволяет существовать профессиональным учёным. Случившееся после эпохи Возрождения развитие военного дела, лишившее «людей-танков» своих преимуществ, перебросило аристократов на другие дела, в том числе и в науку. А если нет ни того, ни другого, то служитель культа — лучшая кандидатура на учёного-любителя. Ну а ведьмак — он живёт если не наукой, то мудростью.
Впрочем, даже в мире, где магия как таковая отсутствует, всё ещё остаётся возможность выдать себя за чародея именно за счёт мудрости и хитрозадости. Широкая эрудиция, практическая смётка, жизненный опыт и здравый смысл в среде тех, кто их лишён, сами по себе тянут на суперспособность не хуже метания файерболов или превращения свинца в золото.
Где встречается[править]
Предания[править]
- Маг Мерлин из легенд о Короле Артуре.
Литература[править]
- «Волшебник Изумрудного города» — Гуррикап, Виллина, Рамина, Стелла и мудрый Гудвин. Последний, конечно, шарлатан… но да, не лишён мудрости.
- «Властелин Колец» — все маги участвуют в Совете Мудрых. Их название, «истари», означает сразу «маги» и «мудрецы» — прямая калька с родного Толкину английского, где слова wizard и witch этимологически родственны слову wisdom.
- «Дозоры» Лукьяненко — связь между магией и умственным коэффициентом не проговаривается напрямую, но почему-то практически все «маги вне категорий» оказываются хитромудрыми интриганами. Может быть, долгая жизнь и умение видеть линии вероятностей способствует.
Видеоигры[править]
- Heroes of Might and Magic II — почти кодификатор. Все магические классы по умолчанию имеют навык Wisdom (мудрость).
- Во всей серии, кроме четвертой и шестой части, параметр Knowledge (знание) очень важен для магов и требует обязательной прокачки, так как без него маги получаются очень слабые и их сил хватает очень ненадолго. А если короче — от него напрямую зависит количество маны. Только не надо путать параметр Knowledge (один из четырех базовых) и навык Wisdom, который позволяет изучать и использовать более сильные заклинания. Например, рыцарь без навыка Wisdom может получить через артефакты Spell Power более 20 и Knowledge столько же, но бить врага мощными молниями он сможет, а огненные шары, телепорт или оживление — увы.
- Разве что найдется соответствующий свиток.
- Во всей серии, кроме четвертой и шестой части, параметр Knowledge (знание) очень важен для магов и требует обязательной прокачки, так как без него маги получаются очень слабые и их сил хватает очень ненадолго. А если короче — от него напрямую зависит количество маны. Только не надо путать параметр Knowledge (один из четырех базовых) и навык Wisdom, который позволяет изучать и использовать более сильные заклинания. Например, рыцарь без навыка Wisdom может получить через артефакты Spell Power более 20 и Knowledge столько же, но бить врага мощными молниями он сможет, а огненные шары, телепорт или оживление — увы.
- Star Wars: Knights of the Old Republic — для успешного использования Силы персонаж должен быть мудрым. Именно мудрость влияет на количество очков Силы, успех применения способностей и т. п. Интеллект в игре влияет на дополнительные навыки, такие как взлом компьютеров, обход систем безопасности, ремонт поломанных дроидов, в общем, с использованием Силы никак не связанные.
Интернет-проекты[править]
- Университет Пандоры — для магов этот троп — практически аксиома. Из-за того, что местная магия основывается на знании того, как правильно провести правильный ритуал, все вставшие на магический путь строго делятся на мудрых и кончивших ОЧЕНЬ плохо.
Где НЕ встречается[править]
- Гарри Поттер — среди всех этих тысяч магов по-настоящему мудрых единицы.
- «Сонхийский цикл» Антона Орлова — наличие магических способностей никак не коррелирует с мудростью. Среди магов есть и крайне недалёкие, и мелочные, и лицемерные и просто откровенно тупые. Мудрые тоже встречаются — примерно в той же пропорции, что и среди обычных людей.
- Dungeons and Dragons — мудрые здесь клирики, а маги интеллектуальные (колдуны и вовсе харизматичные). Более того: мудрость для магов чаще всего оказывается «dump stat» — характеристикой, на которой экономят очки. Потому что с точки зрения игромеханики польза от мудрости для мага даже меньше, чем от силы.
- Чаще всего dump stat все же харизма. Мудрость полезна для спасбросков
- Dragonlance, списанная с предыдущего примера — хорошие маги начитанны, обладают колоссальным запасом знаний в разных областях… а еще весь Кринн небезосновательно считает их бездуховными прагматиками, примерно как современных ученых. Собственно, маги и есть такие ученые.
- По официальной ДнД раскидке самый известный маг цикла — Рейстлин — имеет стартовые значения мудрости 11 и интеллекта 17. На пике же могущества мудрость остается на значении 11, а интеллект доходит до 22, что в два раза больше. Это, в принципе, демонстрирует история Мира Песочных Часов: начинать войну со всем пантеоном не очень мудро, но чтобы выиграть ее, нужен выдающийся интеллект.
- Warcraft — маги по сюжету мудрые, а в игре откровенно тупят.
- Да и в фильме особо не лучше.
- Веб-комикс «Gunshow» — волшебник не может найти свой дробовик? Ерунда, наколдует еще пять тысяч и разбросает повсюду. Никакого понятия о том, что хорошо, а что плохо.
- Eclipse Phase — асинхронные не то чтобы именно классические маги, а скорее псионики, то есть своими способностями пользуются больше инстинктивно, нежели сознательно. Правда на игровой механике это особо не сказывается — игрок может заявлять использование конкретных способностей: считается, что какой-никакой самоконтроль у персонажа всё же есть. Вот только приобретаются эти способности через специфический штамм эксургентного вируса, который помимо всего прочего вызывает психические расстройства — а при лечении этих расстройств есть все шансы вместе с ними заодно и «вылечиться» от сверхспособностей (а при особом везении можно вылечиться только от сверхспособностей, а душевные недуги сохранить). Потому «мудрый маг» в этом сеттинге в лучшем случае окажется шарлатаном, а в худшем агентом ТИТАНов — нормальные асинхронные тут всегда немножечко того. Фактически асинхронность выступает своеобразным «экзистенциальным расстройством», превращающим персонажа в ходячую аномалию: расстройства психики — только верхушка айсберга.
Мудрецы и наставники | |
---|---|
Мудрецы и наставники | Босоногий мудрец • Духовник • Злой ментор • Ментор • Ментор-вредитель • Ментор-дурак • Ментор-козёл • Ментор-старший брат • Ментор-трикстер • Мудрая сова • Мудрый ворон • Прогрессор • Сэнсэй с палкой • Тайный ментор • Экзотический ментор • Эксцентричный мудрец • Пошёл ты, ментор!/Пошёл ты, ученик! … |
Связанные темы | Герой и наставница • Женщины мудрее • Знание о незнании • Маги — мудрые • Мудр не по годам • Мудрая борода • Мудрая плешь • Мудрость Америки • Мудрость Востока (буддистов • евреев • индуистов) • Мудрость Европы • Мудрость России • Озарение • Простая мудрость vs Умный — не значит мудрый • Профессиональный риск ментора • Умные люди знают латынь/Иврит — язык мудрости • Язык мудреца • … |