Трагическая импульсивность: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
м (1 версия импортирована) |
(доперенос) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|ATragedyOfImpulsiveness|A Tragedy of Impulsiveness}} | {{TVTropes|ATragedyOfImpulsiveness|A Tragedy of Impulsiveness}} | ||
Этот | Этот персонаж — человек действия в худшем смысле этого слова. То есть он сначала делает что-то, а потом уже думает, правильно ли он поступил. Если вообще думает. Стоит ли упоминать, что результатом его действий обычно является [[троп]] «[[Ай, молодца!]]»? Пожалуй, стоит. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Н. | * Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба]]» — главная черта характера Тараса. | ||
* «Потоп» | * «Потоп» Сенкевича — Анджей Кмициц. С точки зрения этого человеческого качества чуть ли не вся книга являет собой длинный и прэлестный балет на граблях, пока он болезненно (для себя и ещё более для окружающих) учится держать себя в руках. | ||
* «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]». Турин, сын Хурина, прозванный «Турамбар» и ещё множеством | * «[[Arda/The Silmarillion|Сильмариллион]]». Турин, сын Хурина, прозванный «Турамбар» и ещё множеством прозвищ — эталон тропа. В значительной мере основан на образе Куллерво из «[[Kalevala|Калевалы]]». | ||
** Все феаноринги. Вообще все. | ** Все феаноринги. Вообще все. | ||
* [[Элрик из Мелнибонэ]] [[Муркок]]а. Живёт за счёт своих эгоистичных чувств. Это стоило ему всего: любимой, империи, душевного и телесного здоровья. Логика в нём просыпается только уже ближе к самому концу его жизни, когда начался [[Апокалипсис|апокалипсис]] в его мире. Вот тогда, осознав весь кошмар происходящего, он понимает, что натворил. К сожалению, в его случае даже [[Искупление равносильно смерти|смерть не поможет]]. Апокалипсис начал не он, но являлся одной из его причин. | * [[Элрик из Мелнибонэ]] [[Муркок]]а. Живёт за счёт своих эгоистичных чувств. Это стоило ему всего: любимой, империи, душевного и телесного здоровья. Логика в нём просыпается только уже ближе к самому концу его жизни, когда начался [[Апокалипсис|апокалипсис]] в его мире. Вот тогда, осознав весь кошмар происходящего, он понимает, что натворил. К сожалению, в его случае даже [[Искупление равносильно смерти|смерть не поможет]]. Апокалипсис начал не он, но являлся одной из его причин. | ||
* [[ПЛиО]] (и телесериал Game of Thrones). На раннем этапе своей | * [[ПЛиО]] (и телесериал Game of Thrones). На раннем этапе своей биографии — Джейме Ланнистер, [[с прикрученным фитильком]] и [[Кнопка берсерка|лишь временами]], например когда ему покажется, что угрожают дорогим ему людям; а в целом довольно рассудителен. После потери кисти правой руки (которую злодеи отрезали, в частности, и за то, что он начал этих злодеев троллить, полагая, что его никто не посмеет тронуть<ref>Впрочем, они отрезали бы ему руку в любом случае: им казалось, что это годный план, реализация которого и удачно выведет их из подчинения Ланнистерам (т. е. из ловушки), и убережёт их от будущей мести самого Джейме (он больше не мечник!), и старших родичей Джейме убедит, что злодеи не шутят и что выкуп за Джейме заплатить надо, и т. п. В книге и в сериале это разные злодеи. Сериальным злодеям этот поступок с рук сошёл. Книжным — [[Топливо ночного кошмара|ох…]] нет.</ref>) — [[оздоровительная порка|поневоле поуспокоился]] и полюбил предварительное обдумывание своих действий. | ||
** А в экранизации такой сделали Шаю. Книжной было пофиг и на Тириона, и на Сансу, и она банально готова была стелиться под того, под кого в данный момент стелиться выгоднее. Сериальная же живёт инстинктами, а не головой. Любит Тириона, а за Сансу убить готова. Безосновательно начинает ревновать и вынуждает Тириона [[Оттолкнуть, чтобы спасти|сплавить её для её же безопасности]]. На что смертельно обижается и совершает всё возможное, чтобы Тириона угробить (окажись там | ** А в экранизации такой сделали Шаю. Книжной было пофиг и на Тириона, и на Сансу, и она банально готова была стелиться под того, под кого в данный момент стелиться выгоднее. Сериальная же живёт инстинктами, а не головой. Любит Тириона, а за Сансу убить готова. Безосновательно начинает ревновать и вынуждает Тириона [[Оттолкнуть, чтобы спасти|сплавить её для её же безопасности]]. На что смертельно обижается и совершает всё возможное, чтобы Тириона угробить (окажись там Санса — прилетело бы и Сансе). Всё это приводит Шаю в итоге к смерти. | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Star Wars]] | * [[Star Wars]] — Энакин постоянно рвется в бой, не думая. Один такой заход стоил ему руки. Второй — всех оставшихся конечностей, кожи и легких. | ||
** Его сын Люк поначалу тоже излишне импульсивен, но для него всё обходится в целом удачно. | ** Его сын Люк поначалу тоже излишне импульсивен, но для него всё обходится в целом удачно. | ||
*** {{spoiler|Кайло Рен же! Он вообще ничего больше от дедушки и мамы не унаследовал…}} | *** {{spoiler|Кайло Рен же! Он вообще ничего больше от дедушки и мамы не унаследовал…}} | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
** Мэйс Винду — не зря же хитрый ситх выбрал его, убрав со сцены Оби-Вана и Йоду, чтобы открыться джедаям, зная что Винду помчится на врага с мечом наголо и в критический момент поддастся эмоциям. Может не стоило ходить по грани Темной Стороны? | ** Мэйс Винду — не зря же хитрый ситх выбрал его, убрав со сцены Оби-Вана и Йоду, чтобы открыться джедаям, зная что Винду помчится на врага с мечом наголо и в критический момент поддастся эмоциям. Может не стоило ходить по грани Темной Стороны? | ||
*** Эм, в книгах он связался с Йодой, и тот сказал, что Палыча надо арестовать. | *** Эм, в книгах он связался с Йодой, и тот сказал, что Палыча надо арестовать. | ||
* «[[Назад в будущее]] | **** Но вероятно не таким способом, особенно решив в результате убить безоружного. | ||
* «[[Назад в будущее]]» — «Никто… не смеет… называть меня… трусом!» гарантированно означает, что сейчас всё станет очень плохо, ''особенно'' за секунду до хэппи-энда. | |||
** С аверсией в конце: Марти осознает, что не нужно пускать псу под хвост свою жизнь из-за людей, которые ему безразличны, и дважды отказывается принимать вызов. Правда, с Бешеным Псом Танненом ему таки пришлось подраться, потому что тот взял в заложники Дока, но связываться с компашкой любителей быстрой езды он уже не стал. | ** С аверсией в конце: Марти осознает, что не нужно пускать псу под хвост свою жизнь из-за людей, которые ему безразличны, и дважды отказывается принимать вызов. Правда, с Бешеным Псом Танненом ему таки пришлось подраться, потому что тот взял в заложники Дока, но связываться с компашкой любителей быстрой езды он уже не стал. | ||
* | * «Тор» — заглавный герой: сначала полез в Ётунхейм наводить справедливость, чуть не огреб там люлей от превосходящих сил ётунов, а затем выступил перед спасшим его Одином с речью в стиле «всё пропало» и «Один слил» и вообще Один — старый дурак… Дальше импульсивность взыграла уже в Одине, и полетел Тор на Землю, [[Аварийное приветствие|навстречу бамперу машины Джейн Фостер]]. | ||
** Черта семейная, в общем-то: Локи вполне мог бы смеяться последним, если бы не позволял злости на Тора становиться выше холодного расчета. Чего стоит хотя бы готовое слабое место, созданное за счет болезненной, но ненужной и легко проверяемой лжи о смерти Одина. | ** Черта семейная, в общем-то: Локи вполне мог бы смеяться последним, если бы не позволял злости на Тора становиться выше холодного расчета. Чего стоит хотя бы готовое слабое место, созданное за счет болезненной, но ненужной и легко проверяемой лжи о смерти Одина. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «Учитель в законе» (все сезоны). Приступы сабжа несколько раз случались с Ваней Богомоловым. Бывало, что и с его | * «Учитель в законе» (все сезоны). Приступы сабжа несколько раз случались с Ваней Богомоловым. Бывало, что и с его отцом — протагонистом сериала. И это при том, что протагонист — мужчина зрелый и собой владеть, в общем, умеет. | ||
* «Лесник». Именно в приступе сабжа главный герой взял да свернул шею киллеру, убившему его возлюбленную. (Подбежавшие менты аж офигели: «Мужик, ты чё сделал-то?..») Потом мотал срок на зоне по 105-й | * «Лесник». Именно в приступе сабжа главный герой взял да свернул шею киллеру, убившему его возлюбленную. (Подбежавшие менты аж офигели: «Мужик, ты чё сделал-то?..») Потом мотал срок на зоне по 105-й статье — за предумышленное убийство. | ||
* «[[Глухарь. Пятницкий. Карпов|Пятницкий]]». В одной из серий четвёртого сезона Измайлова, которая к тому времени уже [[Королева драмы|начала деградировать]], случайно услышала телефонный разговор Игоря, в котором тот употреблял уголовный слэнг. Потом она обнаружила в комнате пасынка пистолет и рассказала обо всём Савицкому, в результате чего между отцом и сыном произошёл скандал. И тут оказалось, что мальчик просто решил стать актёром и репетировал роль, а пистолет был не более чем реквизитом. [[Ай, молодца!|Ай, молодца]], Лена! | * «[[Глухарь. Пятницкий. Карпов|Пятницкий]]». В одной из серий четвёртого сезона Измайлова, которая к тому времени уже [[Королева драмы|начала деградировать]], случайно услышала телефонный разговор Игоря, в котором тот употреблял уголовный слэнг. Потом она обнаружила в комнате пасынка пистолет и рассказала обо всём Савицкому, в результате чего между отцом и сыном произошёл скандал. И тут оказалось, что мальчик просто решил стать актёром и репетировал роль, а пистолет был не более чем реквизитом. [[Ай, молодца!|Ай, молодца]], Лена! | ||
* «[[Бумажный дом]]»: наломать дров на эмоциях, заставив всю команду расхлебывать последствия — в этом вся Токио. Хотя иногда иногда её порывы имеют и положительные последствия (как правило, в обстоятельствах, где как раз требуется действовать быстро и без раздумий). | * «[[Бумажный дом]]»: наломать дров на эмоциях, заставив всю команду расхлебывать последствия — в этом вся Токио. Хотя иногда иногда её порывы имеют и положительные последствия (как правило, в обстоятельствах, где как раз требуется действовать быстро и без раздумий). | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Ну, погоди!]] | * [[Ну, погоди!]] — Волк часто оказывается в опасности, потому что теряет контроль над ситуацией (например, вылетает из своего транспортного средства) поддавшись гневу или буйному восторгу. | ||
* | * Wakfu — по сути, именно из-за этого Юго делал очень спорные вещи в Ова и 3 сезоне: вот тут ляпнул лишнего, здесь сделал не обдумав последствия — и заверте… | ||
** Да и главные злодеи сезонов тоже из-за этого творят что творят, и страдают. Нокс, Килби, Огрест, Ороппо. «Ты такой же как мы» говорили образы Нокса и Килби в ментальной ловушке Оропо в 3 серии 3 сезона, и не просто так… | ** Да и главные злодеи сезонов тоже из-за этого творят что творят, и страдают. Нокс, Килби, Огрест, Ороппо. «Ты такой же как мы» говорили образы Нокса и Килби в ментальной ловушке Оропо в 3 серии 3 сезона, и не просто так… | ||
*[[Стар против сил зла]] — на первый взгляд сюда просится сама главная героиня, но нет, в этом плане её обошла родная мать, которая вступила заговор с Высшей Магической Комиссией и Миной Лавбери, чтобы сместить Эклипсу с королевского поста, что в итоге привело к решению Стар уничтожить магию, так как это было единственной возможностью спасти монстров и им сочувствующим. | *[[Стар против сил зла]] — на первый взгляд сюда просится сама главная героиня, но нет, в этом плане её обошла родная мать, которая вступила в заговор с Высшей Магической Комиссией и Миной Лавбери, чтобы сместить Эклипсу с королевского поста, что в итоге привело к решению Стар уничтожить магию, так как это было единственной возможностью спасти монстров и им сочувствующим. | ||
**Сюда же и Мина Лавбери, которая привыкла жить в состоянии вечной войны с монстрами. Даже после поражения не смогла смириться. | **Сюда же и Мина Лавбери, которая привыкла жить в состоянии вечной войны с монстрами. Даже после поражения не смогла смириться. | ||
***Ну и Метеору можно отнести к тропу. Ох, лучше бы она послушалась свою мать... Зато с другой стороны получила в итоге шанс на достойное детство. | ***Ну и Метеору можно отнести к тропу. Ох, лучше бы она послушалась свою мать... Зато с другой стороны получила в итоге шанс на достойное детство. | ||
***Эклипса тоже умудрилась отличиться, когда из-за страха за дочь подставила Мун и вынудила её в состоянии бабочки скрыться в магическом измерении, что в итоге привело к его заряжению. | ***Эклипса тоже умудрилась отличиться, когда из-за страха за дочь подставила Мун и вынудила её в состоянии бабочки скрыться в магическом измерении, что в итоге привело к его заряжению. | ||
****А как же Людо наш Авариус, который эталон злодея-неудачника? | ****А как же Людо наш Авариус, который эталон злодея-неудачника? | ||
=== [[Комиксы]] === | |||
* «[[Метабароны]]» — метабароны давят педаль в ядро планеты! За честь, месть и просто от сильных чувств убью родных, убью друзей, убью себя, убью полгалактики! | |||
=== [[Веб-комиксы]] === | === [[Веб-комиксы]] === | ||
Строка 56: | Строка 60: | ||
*** А на заднем плане рядом с ними шарится [[Code Geass|Лелуш]]. | *** А на заднем плане рядом с ними шарится [[Code Geass|Лелуш]]. | ||
* [[Legend of the Galactic Heroes]]: адмирал Биттенфельд. Хорошо, что хотя бы к концу 110-серийного аниме включил в лексикон своего флота слово «разумное отступление». | * [[Legend of the Galactic Heroes]]: адмирал Биттенфельд. Хорошо, что хотя бы к концу 110-серийного аниме включил в лексикон своего флота слово «разумное отступление». | ||
* [[Space Pirate Captain Harlock]] (2013) | * [[Space Pirate Captain Harlock]] (2013) — прежде чем бросаться [[Что за идиот!|крутить вентиль, перемотанный лентой с предупреждающей надписью]], главному герою стоило вспомнить, зачем человеку нужна голова. Несправедливее всего то, что расплачиваться за идиотизм ГГ пришлось не ему самому, отделавшемуся легкими травмами, а брату и любимой девушке: первый лишился возможности ходить, вторая {{spoiler|превратилась в картошку}}. | ||
** [[Фанатская кнопка берсерка|Можно долго спорить]], является ли Ямма развитием образа Тадаши Дайбы, но последний под троп тоже подходит. Серьезные сюжетные последствия это имело в The Ring of the Nibelung: если бы Тадаши не сделал Альбериху кольцо (да, он не знал, зачем Альбериху это нужно, но согласиться иметь дело с человеком, который пытался тебя убить, просто потому, что он намекнул, что ты не так крут, как твой | ** [[Фанатская кнопка берсерка|Можно долго спорить]], является ли Ямма развитием образа Тадаши Дайбы, но последний под троп тоже подходит. Серьезные сюжетные последствия это имело в The Ring of the Nibelung: если бы Тадаши не сделал Альбериху кольцо (да, он не знал, зачем Альбериху это нужно, но согласиться иметь дело с человеком, который пытался тебя убить, просто потому, что он намекнул, что ты не так крут, как твой отец — не самое умное решение; [[несовместимая с жизнью гордость|несовместимой с жизнью гордость]] в итоге не стала, но могла стать, и не только для самого Тадаши), то, судя по словам персонажей, и сюжета бы не было (даже если еще кто-то во Вселенной и умеет структурно уплотнять металлы нужным Альбериху способом, вероятно, за время поисков его бы успели отловить). Но в в сериале 1978 тоже весьма заметно. | ||
* [[Mo Dao Zu Shi|«Основатель Тёмного пути»]] | * [[Mo Dao Zu Shi|«Основатель Тёмного пути»]] — на грани с [[Что за идиот!|идиотизмом]] Сун Лань. Не то, чтобы его нельзя было понять, но угробить себя самого и подставить под смерть и раскол души лучшего друга (который ради тебя пожертвовал глазами) и невинную девушку, просто из-за нежелания хоть немного проанализировать обстановку (причём когда речь идёт о человеке от которого ты уже однажды огрёб по полной — из-за чего собственно жертва с глазами и понадобилась) — это надо было суметь. | ||
** Собственно вся история падения Вей | ** Собственно вся история падения Вей Усяня — это череда недопониманий, помноженных на интриги и таки излишнюю импульсивность. | ||
* [[Given]] | * [[Given]] — финал истории и романа Юки и Мафую — троп в концентрированном виде. | ||
* Kamisama ni Natta Hi - Ёте Наруками такое свойственно, хотя и не так часто. Больше всего это проявилось в 11 серии, где он раз за разом слишком энергичными действиями или громкими словами доводил деградировавшую до уровня маленького ребенка Хину до истерики. | * Kamisama ni Natta Hi - Ёте Наруками такое свойственно, хотя и не так часто. Больше всего это проявилось в 11 серии, где он раз за разом слишком энергичными действиями или громкими словами доводил деградировавшую до уровня маленького ребенка Хину до истерики. | ||
* Kanojo, Okarishimasu — Кадзуя Киносита | * Kanojo, Okarishimasu — Кадзуя Киносита | ||
Строка 66: | Строка 70: | ||
** Юки Ямаямада тоже предпочитает сперва бить Сайто, потом уже слушать. Особенно трагически это чуть не обернулось, когда опаздывающий на регистрацию их клуба эсперов Сайто ворвался в кабинет, [[Извращенец поневоле|случайно споткнулся и стянул с главы клуба Коидзуми юбку]], за что Юки [[Мегатонный удар|отправила его в полет за окно]]...а [https://readmanga.live/saito_kun_wa_esper_rashii/vol2/9?mtr=1#page=14 президент школьного совета деликатно напомнил, что у них всего минута до конца регистрации]. Если бы не вице-президент и ее способность телепортироваться, Юки сама бы и вырыла яму себе и подругам. | ** Юки Ямаямада тоже предпочитает сперва бить Сайто, потом уже слушать. Особенно трагически это чуть не обернулось, когда опаздывающий на регистрацию их клуба эсперов Сайто ворвался в кабинет, [[Извращенец поневоле|случайно споткнулся и стянул с главы клуба Коидзуми юбку]], за что Юки [[Мегатонный удар|отправила его в полет за окно]]...а [https://readmanga.live/saito_kun_wa_esper_rashii/vol2/9?mtr=1#page=14 президент школьного совета деликатно напомнил, что у них всего минута до конца регистрации]. Если бы не вице-президент и ее способность телепортироваться, Юки сама бы и вырыла яму себе и подругам. | ||
* Kishuku Gakkou no Juliet — Ромио вздумал прямо сказать своей верной Хазуки, что любит девушку-лидера противоборствующего клана Джульетту. Она улыбнулась, надела на него белое кимоно...и вручила катану - за отношения с вражеским кланом по правилам полагается сеппуку. А когда Ромио отказался, решила помочь ему смыть позор кровью и погналась за ним с катаной. | * Kishuku Gakkou no Juliet — Ромио вздумал прямо сказать своей верной Хазуки, что любит девушку-лидера противоборствующего клана Джульетту. Она улыбнулась, надела на него белое кимоно...и вручила катану - за отношения с вражеским кланом по правилам полагается сеппуку. А когда Ромио отказался, решила помочь ему смыть позор кровью и погналась за ним с катаной. | ||
* Tsuma, Shougakusei ni Naru — Кэйсукэ после реинкарнации жены решил, что теперь будет как можно больше времени проводить с ней и готов даже во всеуслышанье объявить о своей любви к ней. Вот только физически и юридически она совершенно чужая ему младшеклассница и в итоге ей приходится постоянно остужать его пыл, напоминать, что за такое он проведет следующие несколько лет не с ней, а в тюрьме или дурдоме, и играть младшеклассницу (например, их в кино заметили его коллеги, и ей пришлось вместо желаемой мелодрамы попросить билеты на мультик, чтобы развеять их подозрения, что он не просто дальний родственник). Его дочь Май, хотя тоже тяжело переживала смерть матери и стала почти хикки, оказалась куда благоразумнее отца. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Тревор Филипс из «GTA 5». Настолько импульсивен, что в одном из вариантов развития сюжета {{spoiler|его в конце убьют самым жестоким образом его же собственные соратники, потому что ну нет больше сил терпеть его.}} | * Тревор Филипс из «GTA 5». Настолько импульсивен, что в одном из вариантов развития сюжета {{spoiler|его в конце убьют самым жестоким образом его же собственные соратники, потому что ну нет больше сил терпеть его.}} | ||
* [[Tales of Vesperia]] | * [[Tales of Vesperia]] — Гарри. Нет, его, в сложившихся обстоятельствах, даже можно понять — он и так всю жизнь прожил в тени своего деда и под давлением ожиданий, а тут у него появился реальный шанс себя проявить… но как ни крути, а Рейвен весьма резонно заметил, что полученную информацию всегда надо проверять. В итоге угробить своими действиями лидеров '''ДВУХ''' мощных гильдий (один из которых, по совместительству, ещё и лидером Союза был, а до кучи ещё и собственно дедом Гарри) и едва не развязать между ними войну — это, безусловно, весьма «впечатляющий» результат. | ||
* [[Cyberpunk 2077]] | * [[Cyberpunk 2077]] — Джуди Альварес из-за своей страстной натуры может влипнуть в конкретные неприятности. | ||
** {{spoiler|Ёринобу Арасака в гневе убивает своего отца. Это ни в коем случае не было спланированным актом, и если бы не Ви и Джеки, очень вовремя появившиеся в это время, для младшего сына Императора всё могло бы закончиться очень плохо. А так он смог найти козлов отпущения, на которых и свалил всё.}} | ** {{spoiler|Ёринобу Арасака в гневе убивает своего отца. Это ни в коем случае не было спланированным актом, и если бы не Ви и Джеки, очень вовремя появившиеся в это время, для младшего сына Императора всё могло бы закончиться очень плохо. А так он смог найти козлов отпущения, на которых и свалил всё.}} | ||
** Джонни Сильверхенду всё же не стоило так сразу отключать Альт от сети. Очень многое тогда бы в его жизни изменилось в далеко не худшую сторону. | ** Джонни Сильверхенду всё же не стоило так сразу отключать Альт от сети. Очень многое тогда бы в его жизни изменилось в далеко не худшую сторону. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Fate/Stay Night]] | * [[Fate/Stay Night]] — чем [[темнее и острее]] сценарий, тем больше риск нарваться на бед-энд, если действовать, когда нужно думать (что в первом сценарии прокатывает почти всегда). Особенно показательный пример в Heaven’s Feel: {{spoiler|Когда Синдзи захватит Сакуру в заложники, если у Широ не будет союза с Рин, он полезет в ловушку в одиночестве и без плана. И будет убит Медузой.}} | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === |
Версия 19:56, 9 августа 2023
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья A Tragedy of Impulsiveness. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Этот персонаж — человек действия в худшем смысле этого слова. То есть он сначала делает что-то, а потом уже думает, правильно ли он поступил. Если вообще думает. Стоит ли упоминать, что результатом его действий обычно является троп «Ай, молодца!»? Пожалуй, стоит.
Примеры
Фольклор
- Русская народная сказка «Коза Дереза». В одном из вариантов Дед (Мужик) сначала убивает Бабку (Жену), а на следующий день Внучку (Дочку) за то, что те плохо пасли козу. При этом козе Дерезе он верит безоговорочно, хотя та врёт весьма нагло.
- Есть вариант сказки и помягче, где Дед не убивает, а выгоняет из дома домочадцев.
Литература
- Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» — главная черта характера Тараса.
- «Потоп» Сенкевича — Анджей Кмициц. С точки зрения этого человеческого качества чуть ли не вся книга являет собой длинный и прэлестный балет на граблях, пока он болезненно (для себя и ещё более для окружающих) учится держать себя в руках.
- «Сильмариллион». Турин, сын Хурина, прозванный «Турамбар» и ещё множеством прозвищ — эталон тропа. В значительной мере основан на образе Куллерво из «Калевалы».
- Все феаноринги. Вообще все.
- Элрик из Мелнибонэ Муркока. Живёт за счёт своих эгоистичных чувств. Это стоило ему всего: любимой, империи, душевного и телесного здоровья. Логика в нём просыпается только уже ближе к самому концу его жизни, когда начался апокалипсис в его мире. Вот тогда, осознав весь кошмар происходящего, он понимает, что натворил. К сожалению, в его случае даже смерть не поможет. Апокалипсис начал не он, но являлся одной из его причин.
- ПЛиО (и телесериал Game of Thrones). На раннем этапе своей биографии — Джейме Ланнистер, с прикрученным фитильком и лишь временами, например когда ему покажется, что угрожают дорогим ему людям; а в целом довольно рассудителен. После потери кисти правой руки (которую злодеи отрезали, в частности, и за то, что он начал этих злодеев троллить, полагая, что его никто не посмеет тронуть[1]) — поневоле поуспокоился и полюбил предварительное обдумывание своих действий.
- А в экранизации такой сделали Шаю. Книжной было пофиг и на Тириона, и на Сансу, и она банально готова была стелиться под того, под кого в данный момент стелиться выгоднее. Сериальная же живёт инстинктами, а не головой. Любит Тириона, а за Сансу убить готова. Безосновательно начинает ревновать и вынуждает Тириона сплавить её для её же безопасности. На что смертельно обижается и совершает всё возможное, чтобы Тириона угробить (окажись там Санса — прилетело бы и Сансе). Всё это приводит Шаю в итоге к смерти.
Театр
- Отелло. Очень умно было закалывать супругу, не допросив для начала всех остальных участников событий!
Кино
- Star Wars — Энакин постоянно рвется в бой, не думая. Один такой заход стоил ему руки. Второй — всех оставшихся конечностей, кожи и легких.
- Его сын Люк поначалу тоже излишне импульсивен, но для него всё обходится в целом удачно.
- Кайло Рен же! Он вообще ничего больше от дедушки и мамы не унаследовал…
- Если присмотреться, то Кайло подводит не столько импульсивность, сколько самоуверенность.
- Кайло Рен же! Он вообще ничего больше от дедушки и мамы не унаследовал…
- Мэйс Винду — не зря же хитрый ситх выбрал его, убрав со сцены Оби-Вана и Йоду, чтобы открыться джедаям, зная что Винду помчится на врага с мечом наголо и в критический момент поддастся эмоциям. Может не стоило ходить по грани Темной Стороны?
- Эм, в книгах он связался с Йодой, и тот сказал, что Палыча надо арестовать.
- Но вероятно не таким способом, особенно решив в результате убить безоружного.
- Эм, в книгах он связался с Йодой, и тот сказал, что Палыча надо арестовать.
- Его сын Люк поначалу тоже излишне импульсивен, но для него всё обходится в целом удачно.
- «Назад в будущее» — «Никто… не смеет… называть меня… трусом!» гарантированно означает, что сейчас всё станет очень плохо, особенно за секунду до хэппи-энда.
- С аверсией в конце: Марти осознает, что не нужно пускать псу под хвост свою жизнь из-за людей, которые ему безразличны, и дважды отказывается принимать вызов. Правда, с Бешеным Псом Танненом ему таки пришлось подраться, потому что тот взял в заложники Дока, но связываться с компашкой любителей быстрой езды он уже не стал.
- «Тор» — заглавный герой: сначала полез в Ётунхейм наводить справедливость, чуть не огреб там люлей от превосходящих сил ётунов, а затем выступил перед спасшим его Одином с речью в стиле «всё пропало» и «Один слил» и вообще Один — старый дурак… Дальше импульсивность взыграла уже в Одине, и полетел Тор на Землю, навстречу бамперу машины Джейн Фостер.
- Черта семейная, в общем-то: Локи вполне мог бы смеяться последним, если бы не позволял злости на Тора становиться выше холодного расчета. Чего стоит хотя бы готовое слабое место, созданное за счет болезненной, но ненужной и легко проверяемой лжи о смерти Одина.
Телесериалы
- «Учитель в законе» (все сезоны). Приступы сабжа несколько раз случались с Ваней Богомоловым. Бывало, что и с его отцом — протагонистом сериала. И это при том, что протагонист — мужчина зрелый и собой владеть, в общем, умеет.
- «Лесник». Именно в приступе сабжа главный герой взял да свернул шею киллеру, убившему его возлюбленную. (Подбежавшие менты аж офигели: «Мужик, ты чё сделал-то?..») Потом мотал срок на зоне по 105-й статье — за предумышленное убийство.
- «Пятницкий». В одной из серий четвёртого сезона Измайлова, которая к тому времени уже начала деградировать, случайно услышала телефонный разговор Игоря, в котором тот употреблял уголовный слэнг. Потом она обнаружила в комнате пасынка пистолет и рассказала обо всём Савицкому, в результате чего между отцом и сыном произошёл скандал. И тут оказалось, что мальчик просто решил стать актёром и репетировал роль, а пистолет был не более чем реквизитом. Ай, молодца, Лена!
- «Бумажный дом»: наломать дров на эмоциях, заставив всю команду расхлебывать последствия — в этом вся Токио. Хотя иногда иногда её порывы имеют и положительные последствия (как правило, в обстоятельствах, где как раз требуется действовать быстро и без раздумий).
Мультсериалы
- Ну, погоди! — Волк часто оказывается в опасности, потому что теряет контроль над ситуацией (например, вылетает из своего транспортного средства) поддавшись гневу или буйному восторгу.
- Wakfu — по сути, именно из-за этого Юго делал очень спорные вещи в Ова и 3 сезоне: вот тут ляпнул лишнего, здесь сделал не обдумав последствия — и заверте…
- Да и главные злодеи сезонов тоже из-за этого творят что творят, и страдают. Нокс, Килби, Огрест, Ороппо. «Ты такой же как мы» говорили образы Нокса и Килби в ментальной ловушке Оропо в 3 серии 3 сезона, и не просто так…
- Стар против сил зла — на первый взгляд сюда просится сама главная героиня, но нет, в этом плане её обошла родная мать, которая вступила в заговор с Высшей Магической Комиссией и Миной Лавбери, чтобы сместить Эклипсу с королевского поста, что в итоге привело к решению Стар уничтожить магию, так как это было единственной возможностью спасти монстров и им сочувствующим.
- Сюда же и Мина Лавбери, которая привыкла жить в состоянии вечной войны с монстрами. Даже после поражения не смогла смириться.
- Ну и Метеору можно отнести к тропу. Ох, лучше бы она послушалась свою мать... Зато с другой стороны получила в итоге шанс на достойное детство.
- Эклипса тоже умудрилась отличиться, когда из-за страха за дочь подставила Мун и вынудила её в состоянии бабочки скрыться в магическом измерении, что в итоге привело к его заряжению.
- А как же Людо наш Авариус, который эталон злодея-неудачника?
- Сюда же и Мина Лавбери, которая привыкла жить в состоянии вечной войны с монстрами. Даже после поражения не смогла смириться.
Комиксы
- «Метабароны» — метабароны давят педаль в ядро планеты! За честь, месть и просто от сильных чувств убью родных, убью друзей, убью себя, убью полгалактики!
Веб-комиксы
- Ноосфера — Для Семёна трагическая импульсивность - практически жизненный девиз. Она в итоге его и погубила.
Аниме и манга
- Три имени: Наруто, Луффи и Ичиго!
- Legend of the Galactic Heroes: адмирал Биттенфельд. Хорошо, что хотя бы к концу 110-серийного аниме включил в лексикон своего флота слово «разумное отступление».
- Space Pirate Captain Harlock (2013) — прежде чем бросаться крутить вентиль, перемотанный лентой с предупреждающей надписью, главному герою стоило вспомнить, зачем человеку нужна голова. Несправедливее всего то, что расплачиваться за идиотизм ГГ пришлось не ему самому, отделавшемуся легкими травмами, а брату и любимой девушке: первый лишился возможности ходить, вторая превратилась в картошку.
- Можно долго спорить, является ли Ямма развитием образа Тадаши Дайбы, но последний под троп тоже подходит. Серьезные сюжетные последствия это имело в The Ring of the Nibelung: если бы Тадаши не сделал Альбериху кольцо (да, он не знал, зачем Альбериху это нужно, но согласиться иметь дело с человеком, который пытался тебя убить, просто потому, что он намекнул, что ты не так крут, как твой отец — не самое умное решение; несовместимой с жизнью гордость в итоге не стала, но могла стать, и не только для самого Тадаши), то, судя по словам персонажей, и сюжета бы не было (даже если еще кто-то во Вселенной и умеет структурно уплотнять металлы нужным Альбериху способом, вероятно, за время поисков его бы успели отловить). Но в в сериале 1978 тоже весьма заметно.
- «Основатель Тёмного пути» — на грани с идиотизмом Сун Лань. Не то, чтобы его нельзя было понять, но угробить себя самого и подставить под смерть и раскол души лучшего друга (который ради тебя пожертвовал глазами) и невинную девушку, просто из-за нежелания хоть немного проанализировать обстановку (причём когда речь идёт о человеке от которого ты уже однажды огрёб по полной — из-за чего собственно жертва с глазами и понадобилась) — это надо было суметь.
- Собственно вся история падения Вей Усяня — это череда недопониманий, помноженных на интриги и таки излишнюю импульсивность.
- Given — финал истории и романа Юки и Мафую — троп в концентрированном виде.
- Kamisama ni Natta Hi - Ёте Наруками такое свойственно, хотя и не так часто. Больше всего это проявилось в 11 серии, где он раз за разом слишком энергичными действиями или громкими словами доводил деградировавшую до уровня маленького ребенка Хину до истерики.
- Kanojo, Okarishimasu — Кадзуя Киносита
- Saito-kun wa Esper Rashii — Сайто.
- Юки Ямаямада тоже предпочитает сперва бить Сайто, потом уже слушать. Особенно трагически это чуть не обернулось, когда опаздывающий на регистрацию их клуба эсперов Сайто ворвался в кабинет, случайно споткнулся и стянул с главы клуба Коидзуми юбку, за что Юки отправила его в полет за окно...а президент школьного совета деликатно напомнил, что у них всего минута до конца регистрации. Если бы не вице-президент и ее способность телепортироваться, Юки сама бы и вырыла яму себе и подругам.
- Kishuku Gakkou no Juliet — Ромио вздумал прямо сказать своей верной Хазуки, что любит девушку-лидера противоборствующего клана Джульетту. Она улыбнулась, надела на него белое кимоно...и вручила катану - за отношения с вражеским кланом по правилам полагается сеппуку. А когда Ромио отказался, решила помочь ему смыть позор кровью и погналась за ним с катаной.
- Tsuma, Shougakusei ni Naru — Кэйсукэ после реинкарнации жены решил, что теперь будет как можно больше времени проводить с ней и готов даже во всеуслышанье объявить о своей любви к ней. Вот только физически и юридически она совершенно чужая ему младшеклассница и в итоге ей приходится постоянно остужать его пыл, напоминать, что за такое он проведет следующие несколько лет не с ней, а в тюрьме или дурдоме, и играть младшеклассницу (например, их в кино заметили его коллеги, и ей пришлось вместо желаемой мелодрамы попросить билеты на мультик, чтобы развеять их подозрения, что он не просто дальний родственник). Его дочь Май, хотя тоже тяжело переживала смерть матери и стала почти хикки, оказалась куда благоразумнее отца.
Видеоигры
- Тревор Филипс из «GTA 5». Настолько импульсивен, что в одном из вариантов развития сюжета его в конце убьют самым жестоким образом его же собственные соратники, потому что ну нет больше сил терпеть его.
- Tales of Vesperia — Гарри. Нет, его, в сложившихся обстоятельствах, даже можно понять — он и так всю жизнь прожил в тени своего деда и под давлением ожиданий, а тут у него появился реальный шанс себя проявить… но как ни крути, а Рейвен весьма резонно заметил, что полученную информацию всегда надо проверять. В итоге угробить своими действиями лидеров ДВУХ мощных гильдий (один из которых, по совместительству, ещё и лидером Союза был, а до кучи ещё и собственно дедом Гарри) и едва не развязать между ними войну — это, безусловно, весьма «впечатляющий» результат.
- Cyberpunk 2077 — Джуди Альварес из-за своей страстной натуры может влипнуть в конкретные неприятности.
- Ёринобу Арасака в гневе убивает своего отца. Это ни в коем случае не было спланированным актом, и если бы не Ви и Джеки, очень вовремя появившиеся в это время, для младшего сына Императора всё могло бы закончиться очень плохо. А так он смог найти козлов отпущения, на которых и свалил всё.
- Джонни Сильверхенду всё же не стоило так сразу отключать Альт от сети. Очень многое тогда бы в его жизни изменилось в далеко не худшую сторону.
Визуальные романы
- Fate/Stay Night — чем темнее и острее сценарий, тем больше риск нарваться на бед-энд, если действовать, когда нужно думать (что в первом сценарии прокатывает почти всегда). Особенно показательный пример в Heaven’s Feel: Когда Синдзи захватит Сакуру в заложники, если у Широ не будет союза с Рин, он полезет в ловушку в одиночестве и без плана. И будет убит Медузой.
Настольные игры
- Такое поведение зачастую воспринимается игроками в DnD как правильный отыгрыш Хаотичных персонажей. Выходит плохо, жалко, и зачастую портит окружающим игру.
Прочее
- Интернет-мем, происходящий из World of Warcraft: «Ладно, чуваки, давайте сделаем это! ЛИРОООООООЙ ДЖЕЕЕЕНКИНС!!!» Но ему хотя бы достался цыплёнок…
Примечания
- ↑ Впрочем, они отрезали бы ему руку в любом случае: им казалось, что это годный план, реализация которого и удачно выведет их из подчинения Ланнистерам (т. е. из ловушки), и убережёт их от будущей мести самого Джейме (он больше не мечник!), и старших родичей Джейме убедит, что злодеи не шутят и что выкуп за Джейме заплатить надо, и т. п. В книге и в сериале это разные злодеи. Сериальным злодеям этот поступок с рук сошёл. Книжным — ох… нет.