Мины издают звук перед взрывом: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
common>Aikr
 
(Новая страница: «{{TVTropes|LandMineGoesClick|Land Mine Goes "Click!"}} Очень частая ситуация в произведениях разного рода: кто-то из группы персонажей слышит звук, резко останавливается и обнаруживает, что стоит на мине. Союзникам, в таком случае, приходится думать, как бы так вытащить бедола...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|LandMineGoesClick|Land Mine Goes "Click!"}}
{{TVTropes|LandMineGoesClick|Land Mine Goes "Click!"}}


Очень частая ситуация в произведениях разного рода: кто-то из группы персонажей слышит звук, резко останавливается и обнаруживает, что стоит на мине. Союзникам, в таком случае, приходится думать, как бы так вытащить бедолагу, чтобы его не разорвало на кусочки. И вот чудо — поблизости лежит здоровенный камень, которым персонажи заменяют ногу несчастного на мине, а затем стремительно бегут и спасаются.
Очень частая ситуация в произведениях разного рода: кто-то из группы персонажей слышит звук, резко останавливается и обнаруживает, что стоит на мине. Союзникам, в таком случае, приходится думать, как бы так вытащить бедолагу, чтобы его не разорвало на кусочки. И вот чудо — поблизости лежит здоровенный камень, которым персонажи заменяют ногу несчастного на мине, а затем стремительно бегут и спасаются.


Если вместо главного персонажа на мину попадает какая-нибудь [[Красные рубашки|красная рубашка]] (чтобы показать опасность, ждущую основных персонажей), то скорее всего этот персонаж [[Ты уже мёртв|уже обречён]], и единственное, что он успеет, услышав щелчок мины, — это сказать: «[[Ой, бл...]]».
Если вместо главного персонажа на мину попадает какая-нибудь [[Красные рубашки|красная рубашка]] (чтобы показать опасность, ждущую основных персонажей), то скорее всего этот персонаж [[Ты уже мёртв|уже обречён]], и единственное, что он успеет, услышав щелчок мины, это сказать: «[[Ой, бл...]]».


В [[Видеоигры|видеоиграх]] мины значительно упрощают. К примеру, мина сначала пропищит и взорвется лишь через несколько секунд, дав возможность игроку среагировать, и получается нечто близкое к данному тропу. Ну не может же персонаж в одиночку собственноручно обезвредить мину! Да и внезапно [[Ваншот|ваншотнуть]] игрока тоже не очень честно выходит. Более того, мину в данном случае может быть [[Очевидно взрывоопасный объект|прекрасно видно даже до срабатывания]], например, по яркому цвету или лампочке (!).
В [[Видеоигры|видеоиграх]] мины значительно упрощают. К примеру, мина сначала пропищит и взорвется лишь через несколько секунд, дав возможность игроку среагировать, и получается нечто близкое к данному тропу. Ну не может же персонаж в одиночку собственноручно обезвредить мину! Да и внезапно [[Ваншот|ваншотнуть]] игрока тоже не очень честно выходит. Более того, мину в данном случае может быть [[Очевидно взрывоопасный объект|прекрасно видно даже до срабатывания]], например, по яркому цвету или лампочке (!).


Пятиминутка [[IRL|реальности]]: если брать классические противопехотные мины (серия от ПМН-1 до ПМН-4), то все без исключения они являются нажимными, то есть срабатывают в момент создания давления на мембрану. Понять, что человек наступил на мину, можно по разлетевшимся ошметкам ноги и крикам наступившего<ref>Это если ПМН установлена сама по себе, а не в качестве взрывателя для ТМ, щедро обложенной мешочками с гвоздями. Тогда всему живому в радиусе 5-10 метров от такого сюрприза приходит смерть.</ref>. В случае направленных (МОН-50, МОН-90, очень редких МОН-100) и выпрыгивающих (ОЗМ-72) мин всё примерно так же — и в управляемом, и в неуправляемом виде взрыватели (МУВ, накольник, ЭДПр) издают характерные звуки, вот только мины срабатывают почти мгновенно (задержка между взрывом от 0.5 секунд для МОН до 2 секунд у ОЗМ), что в сочетании с радиусом поражения не даёт почти никакой возможности воспользоваться этим знанием. Распространённая байка о том, что у выпрыгивающих мин есть «мёртвая зона» под самой миной, куда осколки не летят, является не более чем байкой. Всем сомневающимся можно предложить сходить на полигон и уложить вокруг мины ростовые мишени, а после посчитать дырки от осколков.<br />
Пятиминутка [[IRL|реальности]]: если брать классические противопехотные мины (серия от ПМН-1 до ПМН-4), то все без исключения они являются нажимными, то есть срабатывают в момент создания давления на мембрану. Понять, что человек наступил на мину, можно по разлетевшимся ошметкам ноги и крикам наступившего<ref>Это если ПМН установлена сама по себе, а не в качестве взрывателя для ТМ, щедро обложенной мешочками с гвоздями. Тогда всему живому в радиусе 5-10 метров от такого сюрприза приходит смерть.</ref>. В случае направленных (МОН-50, МОН-90, очень редких МОН-100) и выпрыгивающих (ОЗМ-72) мин всё примерно так же — и в управляемом, и в неуправляемом виде взрыватели (МУВ, накольник, ЭДПр) издают характерные звуки, вот только мины срабатывают почти мгновенно (задержка между взрывом от 0.5 секунд для МОН до 2 секунд у ОЗМ), что в сочетании с радиусом поражения не даёт почти никакой возможности воспользоваться этим знанием. Распространённая байка о том, что у выпрыгивающих мин есть «мёртвая зона» под самой миной, куда осколки не летят, является не более чем байкой. Всем сомневающимся можно предложить сходить на полигон и уложить вокруг мины ростовые мишени, а после посчитать дырки от осколков.<br />
Уточнение — «голова» ОЗМ-72 взрывается от рывка тросика при достижении миной верхнего положения. Если не дать мине улететь (так ловко наступить/упасть на неё, чтобы она остановилась, не натянув тросик) — не взорвётся. У американского аналога — надёжней, пиротехнический замедлитель и мина рванёт независимо от того, как и куда вылетела.
Уточнение — «голова» ОЗМ-72 взрывается от рывка тросика при достижении миной верхнего положения. Если не дать мине улететь (так ловко наступить/упасть на неё, чтобы она остановилась, не натянув тросик) не взорвётся. У американского аналога — надёжней, пиротехнический замедлитель и мина рванёт независимо от того, как и куда вылетела.
Впрочем, мины, срабатывающие на разгрузку в армии тоже существуют — это мины-ловушки (МЛ-7 и МЛ-8) и мины-сюрпризы (МС-3), вот только работают они совсем не так, как описывает троп. Сначала устанавливают мину, снимают предохранительную чеку, на нажимной датчик кладут предмет — другую мину, ценную вещь, препятствие и прочее — после чего мина взводится и становится неизвлекаемой. С этого момента, исчезновение давления на датчике хоть на долю секунды приводит к мгновенному взрыву, тоже без всяких щелчков и писков.
Впрочем, мины, срабатывающие на разгрузку в армии тоже существуют — это мины-ловушки (МЛ-7 и МЛ-8) и мины-сюрпризы (МС-3), вот только работают они совсем не так, как описывает троп. Сначала устанавливают мину, снимают предохранительную чеку, на нажимной датчик кладут предмет — другую мину, ценную вещь, препятствие и прочее — после чего мина взводится и становится неизвлекаемой. С этого момента, исчезновение давления на датчике хоть на долю секунды приводит к мгновенному взрыву, тоже без всяких щелчков и писков.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «[[Досье Дрездена|Ритуалы на крови]]» — установленная вампирами мина, когда Кинкейд задел лазер детонатора, пискнула, щёлкнула… и тут же рванула, покрошив осколками всё живое и немёртвое в помещении. Гарри, Кинкейд, Мёрфи и заложники спаслись лишь потому, что [[Не рой другому яму|взорвали её намеренно]], и первый держал наготове [[Волшебный барьер|магический щит]], а второй в момент срабатывания детонатора уже летел под защиту со всей дури.
* «[[Досье Дрездена|Ритуалы на крови]]» — установленная вампирами мина, когда Кинкейд задел лазер детонатора, пискнула, щёлкнула… и тут же рванула, покрошив осколками всё живое и немёртвое в помещении. Гарри, Кинкейд, Мёрфи и заложники спаслись лишь потому, что [[Не рой другому яму|взорвали её намеренно]], и первый держал наготове [[Волшебный барьер|магический щит]], а второй в момент срабатывания детонатора уже летел под защиту со всей дури.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Screamers]] — противопехотные автоматические самодвижущиеся многоразовые мины, при атаке издают жуткий визг, закладывающий уши. Это звук издаётся дисковой пилой, заменяющей взрывчатку, обеспечивая многоразовость.
* [[Screamers]] противопехотные автоматические самодвижущиеся многоразовые мины, при атаке издают жуткий визг закладывающий уши. Это звук издаётся дисковой пилой заменяющей взрывчатку, обеспечивая многоразовость.
* [[Iron Man Trilogy|Железный человек 2]] — установленные Иваном Ванко на боевые машины Хаммера мины перед взрывом моргают красным. Кстати, мины на удивление надёжные: как бы Тони с Роудсом ни корёжили дронов — ни один без сигнала не взорвался!
* [[Iron Man Trilogy|Железный человек 2]] установленные Иваном Ванко на боевые машины Хаммера мины перед взрывом моргают красным. Кстати, мины на удивление надёжные: как бы Тони с Роудсом не корёжили дронов — ни один без сигнала не взорвался!
* Именно такие мины играют важную роль в финале фильма «Колония» с Ван Даммом и Микки Рурком. Щёлкают, если на них наступить, и взрываются только если с них сойти.
* Именно такие мины играют важную роль в финале фильма Колония с Ван Даммом и Микки Рурком. Щелкают, если на них наступить и взрываются только если с них сойти.
* [[Именно то, что написано на упаковке|Мина]] (2016) — главный герой 52 часа стоит на «щёлкнувшей» у него под ногой мине посреди пустыни.
* «В тылу врага» (2001) — здесь на такую мину наступает второстепенный персонаж, напарник антагониста. Сам антагонист трусливо сбегает<ref>Во всяком случае, авторы явно подразумевали именно такую оценку его поступка, хотя если подумать — а что он мог сделать?</ref> и через несколько минут [[Закадровое гуро|слышит взрыв]].


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Arrow|Стрела]]» — Малкольм Мерлин в финале 5 сезона резко сбрасывает с мины свою дочь, Тею, и встаёт вместо неё, тем самым совершив [[героическое самопожертвование]].
* «[[Arrow|Стрела]]» — Малкольм Мерлин в финале 5 сезона резко сбрасывает с мины свою дочь, Тею, и встаёт вместо неё, тем самым совершив [[героическое самопожертвование]].
** Ранее, в сезоне первом или втором, Слэйд Уилсон спасает [[Протагонист|Оливера]], наступившего на мину, подложив вместо него труп.
** Ранее, в сезоне первом или втором, Слэйд Уилсон спасает [[Протагонист|Оливера]], наступившего на мину, подложив вместо него труп.
* «[[Sons of Anarchy|Сыны анархии]]» — так умирает Герман Козик. Характерное «[[Ой, бл…]]» присутствует. К слову, актёр тоже был в тот момент занят, и поэтому от его персонажа решили избавиться.
* «[[Sons of Anarchy|Сыны анархии]]» — так умирает Герман Козик. Характерное «[[Ой, бл…]]» присутствует. К слову, актёр тоже был в тот момент занят, и поэтому от его персонажа решили избавиться.
* «Убойная сила-3» — в третьей серии сезона Жора Любимов (один из главных героев) наступил на противопехотную мину, который издала характерный звук. Это позволило его напарнику приказать замереть, а потом и пригласить других солдат для спасения путём привязывания Жоры к БТР (мина взрывалась только если с неё сойти).
* «Убойная сила-3» — в третьей серии сезона Жора Любимов (один из главных героев) наступил на противопехотную мину, который издала характерный звук. Это позволило его напарнику приказать замереть, а потом и пригласить других солдат для спасения путём привязывания Жоры к БТР (мина взрывалась только если с неё сойти).


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[TMNT]] 2003 — Леонардо в одной из серий попадает на мину-ловушку, установленную охотником. Донателло отдаёт свой Бо Микеланджело, который резко заменяет на мине ногу Леонардо на посох. Затем Донателло, Рафаэль и Леонардо шутки ради делают вид, что уходят, оставив Микеланджело на мине, однако затем возвращаются, забирают Микеланджело и резко отбегают от неё.
* [[TMNT]] 2003 — Леонардо в одной из серий попадает на мину-ловушку, установленную охотником. Донателло отдаёт свой Бо Микеланджело, который резко заменяет на мине ногу Леонардо на посох. Затем Донателло, Рафаэль и Леонардо шутки ради делают вид, что уходят, оставив Микеланджело на мине, однако затем возвращаются, забирают Микеланджело и резко отбегают от неё.
* Roughnecks: Starship Troopers Chronicles — боевой робот, поняв суть человечности, сбрасывает застрявшего на мине бойца, встает на его место, чтобы сдерживать багов, а когда у него заканчиваются патроны и его окружают — убирает ногу. Возможно то, что мина хорошо заметна, включая щелчок, объясняется тем, что она была земной и рассчитана на неразумных багов.
* Roughnecks: Starship Troopers Chronicles — боевой робот, поняв суть человечности, сбрасывает застрявшего на мине бойца, встает на его место, чтобы сдерживать багов, а когда у него заканчиваются патроны и его окружают — убирает ногу. Возможно то, что мина хорошо заметна, включая щелчок, объясняется тем, что она была земной и рассчитана на неразумных багов.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[ARMA 3]] — {{spoiler|Сержант Адамс}} перед смертью на мине успел выругаться.
* [[ARMA 3]] - {{spoiler|Сержант Адамс}} перед смертью на мине успел выругаться.
** Дополнение «Законы войны» про сапёра — и этим всё сказано.
** Дополнение "Законы войны" про сапера - и этим всё сказано.
* Восьмибитная [[Lethal Weapon]] — мины хорошо видны, и на них мигают яркие лампочки. Условность.
* Восьмибитная [[Lethal Weapon]] мины хорошо видны, и на них мигают яркие лампочки. Условность.
* [[Call of Duty]]: Modern Warfare 2 — в миссии по захвату Макарова в Грузии есть «прыгающая Бетти», и прежде, чем игрок на ней взорвётся, она издаёт звук, а игра замедляется, что даёт игроку время лечь на землю и пережить взрыв.
* [[Call of Duty]]: Modern Warfare 2 — в миссии по захвату Макарова в Грузии есть «прыгающая Бетти», и прежде, чем игрок на ней взорвётся, она издаёт звук, а игра замедляется, что даёт игроку время лечь на землю и пережить взрыв.
** А вот в мультиплеере вам никто время замедлять не будет, если вы услышали звук мины и ещё не отбежали, то вы — труп.
** А вот в мультиплеере вам никто время замедлять не будет, если вы услышали звук мины и ещё не отбежали, то вы — труп.
** В CoD 1, аддоне United Offensive и CoD 2 границы карты обозначались минными полями. Самыми соответствующими тропу: есть и щелчок, и задержка детонации, позволяющая даже успеть отпрыгнуть обратно без всякой детонации. Проверено — автор правки так развлекался.
** В CoD 1, аддоне United Offensive и CoD 2 границы карты обозначались минными полями. Самыми соответствующими тропу: есть и щелчок, и задержка детонации, позволяющая даже успеть отпрыгнуть обратно без всякой детонации. Проверено — автор правки так развлекался.
* [[Duck Game]] — если вы наступите на мину, то она пропищит и не взорвётся, пока вы не отойдете от неё или не прыгнете.
* [[Duck Game]] если вы наступите на мину, то она пропищит и не взорвётся, пока вы не отойдете от неё или не прыгнете.
* [[Deus Ex]] — часть первая. Мин, как таковых, не было, но в них можно было превращать гранаты, закрепляя на вертикальной плоскости (и только на ней!). Такие «мины» было отлично видно издалека, благодаря светящимся индикаторам, и срабатывали они по датчику движения, с оттяжкой с две секунды и характерным звуком «пии-пии-пи-пи-пи-пи». Боты-то их принципиально не замечали, а вот игроку ничего не стоило успеть подбежать и разрядить гранату одним кликом (вторым — пополнить свой арсенал динамитчика).
* [[Deus Ex]] часть первая. Мин, как таковых, не было, но в них можно было превращать гранаты, закрепляя на вертикальной плоскости (и только на ней!). Такие «мины» было отлично видно издалека, благодаря светящимся индикаторам, и срабатывали они по датчику движения, с оттяжкой с две секунды и характерным звуком «пии-пии-пи-пи-пи-пи». Боты-то их принципиально не замечали, а вот игроку ничего не стоило успеть подбежать и разрядить гранату одним кликом (вторым — пополнить свой арсенал динамитчика).
* [[Fallout 3]], [[Fallout: New Vegas]] и [[Fallout 4]] — собственно, мины, если на них наступить, сначала пищат, а потом взрываются. Стоит, однако, отдать должное, ибо некоторые мины запрятаны в полу, в темноте, в конусах на дороге или даже под трупами, что делает их недосягаемыми и внезапными. Но всё равно, можно успеть их обезвредить и пополнить ими арсенал. Параметры писка сильно зависят от скилла Explosives — если он 15, мина работает «как в жизни», писк практически сливается со взрывом, а при 100 мина пищит достаточно долго, чтобы спокойно её найти, обезвредить и забрать с собой на память. Не реально, но рост скилла вознаграждается именно так.
* [[Fallout 3]], [[Fallout: New Vegas]] и [[Fallout 4]] собственно, мины, если на них наступить, сначала пищат, а потом взрываются. Стоит, однако, отдать должное, ибо некоторые мины запрятаны в полу, в темноте, в конусах на дороге или даже под трупами, что делает их недосягаемыми и внезапными. Но всё равно, можно успеть их обезвредить и пополнить ими арсенал. Параметры писка сильно зависят от скилла Explosives — если он 15, мина работает «как в жизни», писк практически сливается со взрывом, а при 100 мина пищит достаточно долго, чтобы спокойно ее найти, обезвредить и забрать с собой на память. Не реально, но рост скилла вознаграждается именно так.
* [[Half-Life 2]] — прыгающие мины Альянса давят педаль в пол: подсвечиваются, пищат, при приближении чуть не цветомузыку играют, принципиально не закапываются и имеют размер с небольшую табуретку. Какой бы гуманист их ни проектировал, он явно не хотел, чтобы враги на них подрывались. Считается, что они изначально созданы не для того чтобы на них подрывались, а для ограничения передвижения по территории. Ну какой идиот попрёт туда, где приветливо светятся и пищат мины? В реальности для таких целей гораздо дешевле и эффективнее работала табличка «ACHTUNG MINEN!».
* [[Half-Life 2]] прыгающие мины Альянса давят педаль в пол: подсвечиваются, пищат, при приближении чуть не цветомузыку играют, принципиально не закапываются и имеют размер с небольшую табуретку. Какой бы гуманист их ни проектировал, он явно не хотел, чтобы враги на них подрывались. Считается что они изначально созданы не для того чтобы на них подрывались, а для ограничения передвижения по территории. Ну, какой идиот попрет туда, где приветливо светятся и пищат мины? В реальности, для таких целей гораздо дешевле и эффективнее работала табличка «ACHTUNG MINEN!».
** Любопытно, что в первой части сыграно с аверсией — вкопанные мины взрывались безо всякого предупреждения, если Фримен на них наступил (также можно было подорвать их стрельбой из пистолета в песок).
*** Любопытно, что в первой части сыграно с аверсией - вкопанные мины взрывались безо всякого предупреждения, если Фримен на них наступил (также можно было подорвать их стрельбой из пистолета в песок).
** Обоснуй: мины — изначально и не оружие никакое вовсе, а инструмент для расчистки шахт, сноса строений и так далее (либо да, оружие, но не против людей, а против неразумной нечисти вроде муравьиных львов, которые на минах спокойно подрываются), а в городских боях их комбайны в спешке переделали в эрзац защитного вооружения, добавив систему свой-чужой.
** Обоснуй: мины — изначально и не оружие никакое вовсе, а инструмент для расчистки шахт, сноса строений и так далее (либо да, оружие, но не против людей, а против неразумной нечисти вроде муравьиных львов, которые на минах спокойно подрываются), а в городских боях их комбайны в спешке переделали в эрзац защитного вооружения, добавив систему свой-чужой.
** Обоснуй получше: Это для Фримена с гравипушкой эти мины не более чем светомузыка с фейрверком, а для остальных бойцов сопротивления это непроходимая преграда. Судите сами, мина бронирована, так что выстрелами не обезвредить, извлекается только с расстояния, но верёвкой не подцепишь, когти-с. Так что всем, кроме Гордона, она явно говорит две вещи: «Что, решил ко мне лезть, дерьмо собачье? Ну давай, попробуй…» и «Ты не пройдёшь».
** Обоснуй получше: Это для Фримена с гравипушкой эти мины не более чем светомузыка с фейрверком, а для остальных бойцов сопротивления это непроходимая преграда. Судите сами, мина бронирована, так что выстрелами не обезвредить, извлекается только с расстояния, но верёвкой не подцепишь, когти-с. Так что всем, кроме Гордона она явно говорит две вещи: "Что решил ко мне лезть, дерьмо собачье, ну давай, попробуй..." и "Ты не пройдёшь".
* [[StarCraft]] — паучьи мины, выскакивая, издают характерный звук.
* [[StarCraft]] паучьи мины, выскакивая, издают характерный звук.
* [[Spore]] — зигзаг: незамаскированные мины мигают и пищат, если к ним приблизиться. А вот замаскированные под объект или скрытые никак себя не выдают. Все мины взрываются сразу после касания.
* [[Spore]] зигзаг: незамаскированные мины мигают и пищат, если к ним приблизиться. А вот замаскированные под объект или скрытые никак себя не выдают. Все мины взрываются сразу после касания.
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] — противопехотные мины нажимного действия. Спрятаны и непредсказуемо разбросаны по карте. Перед взрывом издают резкий щелчок, после чего мгновенно взрываются.
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] противопехотные мины нажимного действия. Спрятаны и непредсказуемо разбросаны по карте. Перед взрывом издают резкий щелчок, после чего мгновенно взрываются.
** При этом щелкают при попадании болта, но не взрываются, что в теории позволяет прощупать безопасный маршрут на минных полях.
** При этом щелкают при попадании болта, но не взрываются, что в теории позволяет прощупать безопасный маршрут на минных полях.
* Star Wars Batlefront 2 2005 года — писк мин слышен только союзным игрокам, и то не всегда, а если игрок случайно наткнётся на одну из таких мин, погибнет сразу, даже если под его контролем герой-джедай.
* Star Wars Batlefront 2 2005 года — писк мин слышен только союзным игрокам, и то не всегда, а если игрок случайно наткнётся на одну из таких мин, погибнет сразу, даже если под его контролем герой-джедай.
* Серия игр [[Worms]] — здесь мины прекрасно видны и характерно пищат от одной до пяти секунд перед взрывом (или не взрывом, а громким пшиком — старые, наверное). Активируются они не нажатием, а ощущая присутствие червячка в определённом радиусе от себя. Но поскольку это пошаговые игры, там мины нужны главным образом для того, чтобы подталкивать к ним временно неподвижных врагов — или наоборот, бить по таким минам, чтобы они сами летели к цели.
* Серия игр Worms здесь мины прекрасно видны и характерно пищат от одной до пяти секунд перед взрывом (или не взрывом, а громким пшиком — старые наверное). Активируются они не нажатием, а ощущая присутствие червячка в определённом радиусе от себя. Но поскольку это пошаговые игры, там мины нужны главным образом для того, чтобы подталкивать к ним временно неподвижных врагов — или наоборот, бить по таким минам, чтобы они сами летели к цели.
* Hogs of War — мины здесь не видны (хотя минные поля на некоторых картах отмечены) и вы услышите только два звука: «щёлк» и «бабах», притом почти одновременно.
* Hogs of War — мины здесь не видны (хотя минные поля на некоторых картах отмечены) и вы услышите только два звука: «щелк» и «бабах», притом почти одновременно.
* Syphon Filter 3 — аверсия. Мины не издают никаких звуков и в целом незаметны (игра на диво реалистична и в других мелочах), но отображаются с применением миноискателя.
* Syphon Filter 3 — аверсия. Мины не издают никаких звуков и в целом незаметны (игра на диво реалистична и в других мелочах), но отображаются с применением миноискателя.
* [[Dota 2]] — ну как сбалансировать этих ''Гоблинов-техников''? Долгое время самоцвет-детектор почти полностью [[контра|контрил]] их. Последняя масштабная переделка дала Техникам мины, не обнаруживаемые ничем, но пикающие перед взрывом.
* [[Dota 2]] ну как сбалансировать этих ''Гоблинов-техников''? Долгое время самоцвет-детектор почти полностью [[контра|контрил]] их. Последняя масштабная переделка дала Техникам мины, не обнаруживаемые ничем, но пикающие перед взрывом.
* Timeshift демонстрирует достаточно реалистичные выпрыгивающие мины. Единственный вариант пройти поле — на квадроцикле и [[Мастер времени|включив замедление времени]].
* Timeshift демонстрирует достаточно реалистичные выпрыгивающие мины. Единственный вариант пройти поле — на квадроцикле и [[Мастер времени|включив замедление времени]].
* [[Bloodrayne]] — инверсия — мины не издают звука перед взрывом, не видны и снимают много здоровья.
* [[Bloodrayne]] — инверсия — мины не издают звука перед взрывом, не видны и снимают много здоровья.
* Первая часть [[Red Alert]] — что советские противопехотные мины, что противотанковые мины Союзников издают при взрыве характерные звуки.
* Первая часть [[Red Alert]] что советские противопехотные мины, что противотанковые мины Союзников издают при взрыве характерные звуки.
* Enslaved: Odyssey to the West — с обоснованием: мины пищат и светятся, но это потому, что сканер на голове героя таким образом их визуализирует. Без этого сканера мины не видны и не слышны.
* Enslaved: Odyssey to the West — с обоснованием: мины пищат и светятся, но это потому, что сканер на голове героя таким образом их визуализирует. Без этого сканера мины не видны и не слышны.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Самодельные растяжки из обычных ручных гранат могут предупредить о себе характерным хлопком капсюль-детонатора внутри УЗРГМ (особенно если дело происходит в тишине или внутри помещения). Если неизвестный Кулибин не убрал замедлитель из запала (что нетрудно, но крайне опасно), то у потенциальной жертвы есть несколько секунд чтобы спастись. Распространённая среди сапёров шутка гласит: «Люби врага своего — поставь растяжку рядом с укрытием, куда успеет нырнуть противник. А вот в укрытие уже положи противопехотную мину».
* Самодельные растяжки из обычных ручных гранат могут предупредить о себе характерным хлопком капсюль-детонатора внутри УЗРГМ (особенно если дело происходит в тишине или внутри помещения). Если неизвестный Кулибин не убрал замедлитель из запала (что нетрудно, но крайне опасно), то у потенциальной жертвы есть несколько секунд чтобы спастись. Распространённая среди сапёров шутка гласит: «Люби врага своего — поставь растяжку рядом с укрытием, куда успеет нырнуть противник. А вот в укрытие уже положи противопехотную мину».
* Немецкие авиабомбы для психологического эффекта оснащались свистками, а пикирующие бомбардировщики имели сирены.
* Немецкие авиабомбы для психологического эффекта оснащались свистками, а пикирующие бомбардировщики имели сирены.
** «Сирена» Ju-87 — привод автомата пикирования, считающего располагаемую перегрузку и точку вывода из полупетли. Воет пропеллер крыльчатки, а от неё вращается вал счётного механизма. А вот насчет бомб сочинять не стану.
** «Сирена» Ju-87 — привод автомата пикирования, считающего располагаемую перегрузку и точку вывода из полупетли. Воет пропеллер крыльчатки, а от неё вращается вал счётного механизма. А вот насчет бомб сочинять не стану.
** Насчёт бомб — даже на большинстве современных стоит простейший предохранитель: крыльчатка, вращаемая набегающим потоком и разблокирующаяся механически после сброса. Ну и в принципе проталкивание даже очень аэродинамичной бомбы сквозь воздух с терминальной скоростью — не самый тихий в мире процесс. А вот громкий вой — наверняка изобретение киношников. В реале же оснащать бомбы свистками — не самая здравая идея, незачем предупреждать противника (особенно при бомбометании с высоты нескольких тысяч метров, когда бомбы падают не один десяток секунд) заранее и давать ему дополнительное время найти убежище.
** Насчёт бомб — даже на большинстве современных стоит простейший предохранитель: крыльчатка, вращаемая набегающим потоком и разблокирующаяся механически после сброса. Ну и в принципе проталкивание даже очень аэродинамичной бомбы сквозь воздух с терминальной скоростью — не самый тихий в мире процесс. А вот громкий вой — наверняка изобретение киношников. В реале же оснащать бомбы свистками — не самая здравая идея, незачем предупреждать противника (особенно при бомбометании с высоты нескольких тысяч метров, когда бомбы падают не один десяток секунд) заранее и давать ему дополнительное время найти убежище.


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 18:02, 27 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Land Mine Goes "Click!". Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Очень частая ситуация в произведениях разного рода: кто-то из группы персонажей слышит звук, резко останавливается и обнаруживает, что стоит на мине. Союзникам, в таком случае, приходится думать, как бы так вытащить бедолагу, чтобы его не разорвало на кусочки. И вот чудо — поблизости лежит здоровенный камень, которым персонажи заменяют ногу несчастного на мине, а затем стремительно бегут и спасаются.

Если вместо главного персонажа на мину попадает какая-нибудь красная рубашка (чтобы показать опасность, ждущую основных персонажей), то скорее всего этот персонаж уже обречён, и единственное, что он успеет, услышав щелчок мины, — это сказать: «Ой, бл...».

В видеоиграх мины значительно упрощают. К примеру, мина сначала пропищит и взорвется лишь через несколько секунд, дав возможность игроку среагировать, и получается нечто близкое к данному тропу. Ну не может же персонаж в одиночку собственноручно обезвредить мину! Да и внезапно ваншотнуть игрока тоже не очень честно выходит. Более того, мину в данном случае может быть прекрасно видно даже до срабатывания, например, по яркому цвету или лампочке (!).

Пятиминутка реальности: если брать классические противопехотные мины (серия от ПМН-1 до ПМН-4), то все без исключения они являются нажимными, то есть срабатывают в момент создания давления на мембрану. Понять, что человек наступил на мину, можно по разлетевшимся ошметкам ноги и крикам наступившего[1]. В случае направленных (МОН-50, МОН-90, очень редких МОН-100) и выпрыгивающих (ОЗМ-72) мин всё примерно так же — и в управляемом, и в неуправляемом виде взрыватели (МУВ, накольник, ЭДПр) издают характерные звуки, вот только мины срабатывают почти мгновенно (задержка между взрывом от 0.5 секунд для МОН до 2 секунд у ОЗМ), что в сочетании с радиусом поражения не даёт почти никакой возможности воспользоваться этим знанием. Распространённая байка о том, что у выпрыгивающих мин есть «мёртвая зона» под самой миной, куда осколки не летят, является не более чем байкой. Всем сомневающимся можно предложить сходить на полигон и уложить вокруг мины ростовые мишени, а после посчитать дырки от осколков.
Уточнение — «голова» ОЗМ-72 взрывается от рывка тросика при достижении миной верхнего положения. Если не дать мине улететь (так ловко наступить/упасть на неё, чтобы она остановилась, не натянув тросик) — не взорвётся. У американского аналога — надёжней, пиротехнический замедлитель и мина рванёт независимо от того, как и куда вылетела. Впрочем, мины, срабатывающие на разгрузку в армии тоже существуют — это мины-ловушки (МЛ-7 и МЛ-8) и мины-сюрпризы (МС-3), вот только работают они совсем не так, как описывает троп. Сначала устанавливают мину, снимают предохранительную чеку, на нажимной датчик кладут предмет — другую мину, ценную вещь, препятствие и прочее — после чего мина взводится и становится неизвлекаемой. С этого момента, исчезновение давления на датчике хоть на долю секунды приводит к мгновенному взрыву, тоже без всяких щелчков и писков.

Примеры

Литература

  • «Ритуалы на крови» — установленная вампирами мина, когда Кинкейд задел лазер детонатора, пискнула, щёлкнула… и тут же рванула, покрошив осколками всё живое и немёртвое в помещении. Гарри, Кинкейд, Мёрфи и заложники спаслись лишь потому, что взорвали её намеренно, и первый держал наготове магический щит, а второй в момент срабатывания детонатора уже летел под защиту со всей дури.

Кино

  • Screamers — противопехотные автоматические самодвижущиеся многоразовые мины, при атаке издают жуткий визг закладывающий уши. Это звук издаётся дисковой пилой заменяющей взрывчатку, обеспечивая многоразовость.
  • Железный человек 2 — установленные Иваном Ванко на боевые машины Хаммера мины перед взрывом моргают красным. Кстати, мины на удивление надёжные: как бы Тони с Роудсом не корёжили дронов — ни один без сигнала не взорвался!
  • Именно такие мины играют важную роль в финале фильма Колония с Ван Даммом и Микки Рурком. Щелкают, если на них наступить и взрываются только если с них сойти.

Телесериалы

  • «Стрела» — Малкольм Мерлин в финале 5 сезона резко сбрасывает с мины свою дочь, Тею, и встаёт вместо неё, тем самым совершив героическое самопожертвование.
    • Ранее, в сезоне первом или втором, Слэйд Уилсон спасает Оливера, наступившего на мину, подложив вместо него труп.
  • «Сыны анархии» — так умирает Герман Козик. Характерное «Ой, бл…» присутствует. К слову, актёр тоже был в тот момент занят, и поэтому от его персонажа решили избавиться.
  • «Убойная сила-3» — в третьей серии сезона Жора Любимов (один из главных героев) наступил на противопехотную мину, который издала характерный звук. Это позволило его напарнику приказать замереть, а потом и пригласить других солдат для спасения путём привязывания Жоры к БТР (мина взрывалась только если с неё сойти).

Мультсериалы

  • TMNT 2003 — Леонардо в одной из серий попадает на мину-ловушку, установленную охотником. Донателло отдаёт свой Бо Микеланджело, который резко заменяет на мине ногу Леонардо на посох. Затем Донателло, Рафаэль и Леонардо шутки ради делают вид, что уходят, оставив Микеланджело на мине, однако затем возвращаются, забирают Микеланджело и резко отбегают от неё.
  • Roughnecks: Starship Troopers Chronicles — боевой робот, поняв суть человечности, сбрасывает застрявшего на мине бойца, встает на его место, чтобы сдерживать багов, а когда у него заканчиваются патроны и его окружают — убирает ногу. Возможно то, что мина хорошо заметна, включая щелчок, объясняется тем, что она была земной и рассчитана на неразумных багов.

Видеоигры

  • ARMA 3 - Сержант Адамс перед смертью на мине успел выругаться.
    • Дополнение "Законы войны" про сапера - и этим всё сказано.
  • Восьмибитная Lethal Weapon — мины хорошо видны, и на них мигают яркие лампочки. Условность.
  • Call of Duty: Modern Warfare 2 — в миссии по захвату Макарова в Грузии есть «прыгающая Бетти», и прежде, чем игрок на ней взорвётся, она издаёт звук, а игра замедляется, что даёт игроку время лечь на землю и пережить взрыв.
    • А вот в мультиплеере вам никто время замедлять не будет, если вы услышали звук мины и ещё не отбежали, то вы — труп.
    • В CoD 1, аддоне United Offensive и CoD 2 границы карты обозначались минными полями. Самыми соответствующими тропу: есть и щелчок, и задержка детонации, позволяющая даже успеть отпрыгнуть обратно без всякой детонации. Проверено — автор правки так развлекался.
  • Duck Game — если вы наступите на мину, то она пропищит и не взорвётся, пока вы не отойдете от неё или не прыгнете.
  • Deus Ex — часть первая. Мин, как таковых, не было, но в них можно было превращать гранаты, закрепляя на вертикальной плоскости (и только на ней!). Такие «мины» было отлично видно издалека, благодаря светящимся индикаторам, и срабатывали они по датчику движения, с оттяжкой с две секунды и характерным звуком «пии-пии-пи-пи-пи-пи». Боты-то их принципиально не замечали, а вот игроку ничего не стоило успеть подбежать и разрядить гранату одним кликом (вторым — пополнить свой арсенал динамитчика).
  • Fallout 3, Fallout: New Vegas и Fallout 4 — собственно, мины, если на них наступить, сначала пищат, а потом взрываются. Стоит, однако, отдать должное, ибо некоторые мины запрятаны в полу, в темноте, в конусах на дороге или даже под трупами, что делает их недосягаемыми и внезапными. Но всё равно, можно успеть их обезвредить и пополнить ими арсенал. Параметры писка сильно зависят от скилла Explosives — если он 15, мина работает «как в жизни», писк практически сливается со взрывом, а при 100 мина пищит достаточно долго, чтобы спокойно ее найти, обезвредить и забрать с собой на память. Не реально, но рост скилла вознаграждается именно так.
  • Half-Life 2 — прыгающие мины Альянса давят педаль в пол: подсвечиваются, пищат, при приближении чуть не цветомузыку играют, принципиально не закапываются и имеют размер с небольшую табуретку. Какой бы гуманист их ни проектировал, он явно не хотел, чтобы враги на них подрывались. Считается что они изначально созданы не для того чтобы на них подрывались, а для ограничения передвижения по территории. Ну, какой идиот попрет туда, где приветливо светятся и пищат мины? В реальности, для таких целей гораздо дешевле и эффективнее работала табличка «ACHTUNG MINEN!».
      • Любопытно, что в первой части сыграно с аверсией - вкопанные мины взрывались безо всякого предупреждения, если Фримен на них наступил (также можно было подорвать их стрельбой из пистолета в песок).
    • Обоснуй: мины — изначально и не оружие никакое вовсе, а инструмент для расчистки шахт, сноса строений и так далее (либо да, оружие, но не против людей, а против неразумной нечисти вроде муравьиных львов, которые на минах спокойно подрываются), а в городских боях их комбайны в спешке переделали в эрзац защитного вооружения, добавив систему свой-чужой.
    • Обоснуй получше: Это для Фримена с гравипушкой эти мины не более чем светомузыка с фейрверком, а для остальных бойцов сопротивления это непроходимая преграда. Судите сами, мина бронирована, так что выстрелами не обезвредить, извлекается только с расстояния, но верёвкой не подцепишь, когти-с. Так что всем, кроме Гордона она явно говорит две вещи: "Что решил ко мне лезть, дерьмо собачье, ну давай, попробуй..." и "Ты не пройдёшь".
  • StarCraft — паучьи мины, выскакивая, издают характерный звук.
  • Spore — зигзаг: незамаскированные мины мигают и пищат, если к ним приблизиться. А вот замаскированные под объект или скрытые никак себя не выдают. Все мины взрываются сразу после касания.
  • S.T.A.L.K.E.R. — противопехотные мины нажимного действия. Спрятаны и непредсказуемо разбросаны по карте. Перед взрывом издают резкий щелчок, после чего мгновенно взрываются.
    • При этом щелкают при попадании болта, но не взрываются, что в теории позволяет прощупать безопасный маршрут на минных полях.
  • Star Wars Batlefront 2 2005 года — писк мин слышен только союзным игрокам, и то не всегда, а если игрок случайно наткнётся на одну из таких мин, погибнет сразу, даже если под его контролем герой-джедай.
  • Серия игр Worms — здесь мины прекрасно видны и характерно пищат от одной до пяти секунд перед взрывом (или не взрывом, а громким пшиком — старые наверное). Активируются они не нажатием, а ощущая присутствие червячка в определённом радиусе от себя. Но поскольку это пошаговые игры, там мины нужны главным образом для того, чтобы подталкивать к ним временно неподвижных врагов — или наоборот, бить по таким минам, чтобы они сами летели к цели.
  • Hogs of War — мины здесь не видны (хотя минные поля на некоторых картах отмечены) и вы услышите только два звука: «щелк» и «бабах», притом почти одновременно.
  • Syphon Filter 3 — аверсия. Мины не издают никаких звуков и в целом незаметны (игра на диво реалистична и в других мелочах), но отображаются с применением миноискателя.
  • Dota 2 — ну как сбалансировать этих Гоблинов-техников? Долгое время самоцвет-детектор почти полностью контрил их. Последняя масштабная переделка дала Техникам мины, не обнаруживаемые ничем, но пикающие перед взрывом.
  • Timeshift демонстрирует достаточно реалистичные выпрыгивающие мины. Единственный вариант пройти поле — на квадроцикле и включив замедление времени.
  • Bloodrayne — инверсия — мины не издают звука перед взрывом, не видны и снимают много здоровья.
  • Первая часть Command & Conquer: Red Alert — что советские противопехотные мины, что противотанковые мины Союзников издают при взрыве характерные звуки.
  • Enslaved: Odyssey to the West — с обоснованием: мины пищат и светятся, но это потому, что сканер на голове героя таким образом их визуализирует. Без этого сканера мины не видны и не слышны.

Реальная жизнь

  • Самодельные растяжки из обычных ручных гранат могут предупредить о себе характерным хлопком капсюль-детонатора внутри УЗРГМ (особенно если дело происходит в тишине или внутри помещения). Если неизвестный Кулибин не убрал замедлитель из запала (что нетрудно, но крайне опасно), то у потенциальной жертвы есть несколько секунд чтобы спастись. Распространённая среди сапёров шутка гласит: «Люби врага своего — поставь растяжку рядом с укрытием, куда успеет нырнуть противник. А вот в укрытие уже положи противопехотную мину».
  • Немецкие авиабомбы для психологического эффекта оснащались свистками, а пикирующие бомбардировщики имели сирены.
    • «Сирена» Ju-87 — привод автомата пикирования, считающего располагаемую перегрузку и точку вывода из полупетли. Воет пропеллер крыльчатки, а от неё вращается вал счётного механизма. А вот насчет бомб сочинять не стану.
    • Насчёт бомб — даже на большинстве современных стоит простейший предохранитель: крыльчатка, вращаемая набегающим потоком и разблокирующаяся механически после сброса. Ну и в принципе проталкивание даже очень аэродинамичной бомбы сквозь воздух с терминальной скоростью — не самый тихий в мире процесс. А вот громкий вой — наверняка изобретение киношников. В реале же оснащать бомбы свистками — не самая здравая идея, незачем предупреждать противника (особенно при бомбометании с высоты нескольких тысяч метров, когда бомбы падают не один десяток секунд) заранее и давать ему дополнительное время найти убежище.

Примечания

  1. Это если ПМН установлена сама по себе, а не в качестве взрывателя для ТМ, щедро обложенной мешочками с гвоздями. Тогда всему живому в радиусе 5-10 метров от такого сюрприза приходит смерть.