Вымышленная вселенная: различия между версиями
(Новая страница: «'''Вымышленная вселенная''' или вымышленный мир — структурный элемент художественного произведения, определяющий его онтологию. На Википедии написано [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80 более подробно], однако та статья З...») |
Annonymm (обсуждение | вклад) (Дополнение) |
||
(не показано 7 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Вкусовщина}} | |||
'''Вымышленная вселенная''' или вымышленный мир — структурный элемент художественного произведения, определяющий его онтологию. На Википедии написано [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80 более подробно], однако та статья [[Зрители — гении|для литературоведов]], потому что не каждый читатель сходу вспомнит, что такое онтология, а часть читателей и вовсе может не знать это слово. | '''Вымышленная вселенная''' или вымышленный мир — структурный элемент художественного произведения, определяющий его онтологию. На Википедии написано [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80 более подробно], однако та статья [[Зрители — гении|для литературоведов]], потому что не каждый читатель сходу вспомнит, что такое онтология, а часть читателей и вовсе может не знать это слово. | ||
Строка 32: | Строка 33: | ||
* Базовая экономика. Откуда берутся деньги, что персонажи едят, чем зарабатывают на жизнь? | * Базовая экономика. Откуда берутся деньги, что персонажи едят, чем зарабатывают на жизнь? | ||
* Географическая константа — физический объект, который в этом мире знают многие и в котором могут разворачиваться часть приключений. Для фэнтези это может быть замок, населенный пункт, страна или край ([[Гарри Поттер|Хогвартс]], [[Arda|Шир, Мордор]], Каэр Морхен), для фантастики планета, космический корабль или станция ([[Вавилон-5]], Татуин, Барраяр, [[Дюна|Арракис]], [[MYTHs|Базар-на-Деве]]). | * Географическая константа — физический объект, который в этом мире знают многие и в котором могут разворачиваться часть приключений. Для фэнтези это может быть замок, населенный пункт, страна или край ([[Гарри Поттер|Хогвартс]], [[Arda|Шир, Мордор]], Каэр Морхен), для фантастики планета, космический корабль или станция ([[Вавилон-5]], Татуин, Барраяр, [[Дюна|Арракис]], [[MYTHs|Базар-на-Деве]]). | ||
* Расслоение общества и наличие представителей разных профессий. | * Расслоение общества и наличие представителей разных профессий. [[Аристократ]]ия (и монарх), [[Купец|купцы]], чиновники, бедняки, [[крестьяне]], горожане — как минимум они должны мелькать на заднем плане. Для немонархического общества это могут быть политики (в т. ч. президент), [[олигарх]]и, мелкие предприниматели, начальники, обычный средний класс, работяги и бедняки. | ||
{{ | == Примеры== | ||
{{Примеры}} | |||
{{Nav/Место действия}} | {{Nav/Место действия}} |
Текущая версия на 00:37, 11 марта 2025
Вымышленная вселенная или вымышленный мир — структурный элемент художественного произведения, определяющий его онтологию. На Википедии написано более подробно, однако та статья для литературоведов, потому что не каждый читатель сходу вспомнит, что такое онтология, а часть читателей и вовсе может не знать это слово.
Ниже приведено одно зрительско-читательское мнение:
Вымышленные миры можно разделить на несколько типов:
- Маскарадные — нечто магическое/фантастическое прячется в нашем мире.
- Альтернативные — действие разворачивается в мире, очень похожем на наш, но всё же не нашем.
- Миры будущего — от звёздных империй до антиутопий.
- Фэнтези-миры — другие миры, не связанные с нашим или связанные условно.
По создателям:
- Авторская — автор работал над ней в одиночку. Пример — Барраяр.
- Дополненная — оригинальное произведение дополняется официально одобренными работами фанатов. Примеры: книжный цикл «Метро».
- Коллективная — произведение изначально создается группой людей, пример — многие сериалы, над которыми работает несколько сценаристов. Яркий пример «Доктор Кто».
С формальной точки зрения «вымышленная вселенная» это любой мир, придуманый автором. Однако, не каждый вымышленный мир способен качественно подавлять недоверие, и не каждый мир является хорошо проработанным. Автор может увлечься чем-то одним в своем мире и забыть про все остальное.
В свою очередь миры можно разделить на
- проработанные — по таким можно создавать сиквелы и приквелы, добавлять новых персонажей и всячески адаптировать.
- непроработанные — возможно это мир хорош для конкретной истории, но продолжения для него будет придумать крайне сложно.
- гибриды — мир частично проработан, нередко это выливается в хронически рваную канву.
Некоторые признаки проработанного мира:
- Продуманная история. Наличие нескольких значимых событий, происходивших в прошлом и слабо влияющих на героев. Если какое-то масштабное историческое событие прошлого напрямую связано с героем, это не то. Для масштабности в мире может быть еще множество событий в качестве исторического фона.
- Для подростковых и юмористических произведений пункт не обязательный. А если автор замахнулся на серьезное произведение с войной Синей и Зеленой розы, то этот пункт желателен.
- Наличие нескольких государств (социальных групп) в рамках одной расы и разделение территории, при условии, что эти расы многочисленные. Если раса малочисленна, то неудивительно, что они будут держаться вместе. См. Единство у нелюдей, раздробленность у людей.
- Расстояние. Из точки А в точку Б нужно добираться долго и с использованием транспорта или хотя бы телепорта. Во-первых, дороги и тропы это повод добавить приключений героям, а вторых хороший способ показать насколько выдуманный мир огромен.
- Взаимное расположение локаций должно иметь сюжетное значение, причем желательно, чтобы оно не было линейным (если, конечно, это не обосновано какими-то особыми свойствами данного мира).
- Несколько конфликтов. Например, конфликты, которые нельзя решить ко всеобщему удовлетворению, в которых будет победитель и проигравший, а иногда и невинно пострадавший. Межличностные конфликты, социальные конфликты, противостояние врагу, монстрам, стихии — можно все вместе, если вселенная большая.
- Наличие шоу внутри шоу, собственной литературы, музыки, песен и творческих личностей, которые этим занимаются.
- Базовая экономика. Откуда берутся деньги, что персонажи едят, чем зарабатывают на жизнь?
- Географическая константа — физический объект, который в этом мире знают многие и в котором могут разворачиваться часть приключений. Для фэнтези это может быть замок, населенный пункт, страна или край (Хогвартс, Шир, Мордор, Каэр Морхен), для фантастики планета, космический корабль или станция (Вавилон-5, Татуин, Барраяр, Арракис, Базар-на-Деве).
- Расслоение общества и наличие представителей разных профессий. Аристократия (и монарх), купцы, чиновники, бедняки, крестьяне, горожане — как минимум они должны мелькать на заднем плане. Для немонархического общества это могут быть политики (в т. ч. президент), олигархи, мелкие предприниматели, начальники, обычный средний класс, работяги и бедняки.
Примеры[править]
![]() | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |