Батальное порно: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показано 5 промежуточных версий 3 участников)
Строка 3: Строка 3:
{{Youtube|p9kvyWf9NG4|Наглядно и под подходящую музыку}}
{{Youtube|p9kvyWf9NG4|Наглядно и под подходящую музыку}}
{{Youtube|WKYhi6Om5wg|Во [[Властелин Колец|Властелине Колец]]}}
{{Youtube|WKYhi6Om5wg|Во [[Властелин Колец|Властелине Колец]]}}
'''Батальное порно''' это подробное, масштабное, развернутое, а главное — вдохновенное изображение боевых сцен. Нет, поединок двух ратоборцев, стычка двух взводов или рейд карателей на партизанский отряд еще не тянут на батальное порно. Тут меньше, чем дивизией, не обойтись, а в идеале — столкнуть две армии. А то и больше. Чтоб колонны маршировали, знамена реяли, пушки палили, паруса рвались, мачты трещали, звездные дестроеры рассекали друг друга плазменными лучами, а супердредноуты швырялись звездами при помощи силовых баллист.
'''Батальное порно''' — это подробное, масштабное, развернутое, а главное — вдохновенное изображение боевых сцен. Нет, поединок двух ратоборцев, стычка двух взводов или рейд карателей на партизанский отряд еще не тянут на батальное порно. Тут меньше, чем дивизией, не обойтись, а в идеале — столкнуть две армии. А то и больше. Чтоб колонны маршировали, знамена реяли, пушки палили, паруса рвались, мачты трещали, звездные дестроеры рассекали друг друга плазменными лучами, а супердредноуты швырялись звездами при помощи силовых баллист.


Батальное порно — неизменная примета авторов, считающих, что [[Война — это круто]]. Но, как ни странно, [[:tv:DoNotDoThisCoolThing|нередко получается]] и у авторов, желающих показать, что [[Война — это кошмар]]. Подводит главным образом любовь к эстетике или страх перед цензурой: ядреное [[Батальное гуро]] на экраны могут и не пустить.
Батальное порно — неизменная примета авторов, считающих, что [[Война — это круто]]. Но, как ни странно, [[:tv:DoNotDoThisCoolThing|нередко получается]] и у авторов, желающих показать, что [[Война — это кошмар]]. Подводит главным образом любовь к эстетике или страх перед цензурой: ядреное [[Батальное гуро]] на экраны могут и не пустить.


Характерные приметы тропа:
Характерные приметы тропа:


* [[Пафос]]. Тонны его.
* [[Пафос]]. Тонны его.
* [[Больше и эпичнее]] едва ли не надтроп. Батальное порно грандиозно по определению.
* [[Больше и эпичнее]] — едва ли не надтроп. Батальное порно грандиозно по определению.
* Не обязательно, но весьма часто: [[бескровная резня]]. Тысячи рубятся друг с другом — но кровищи на удивление мало.
* Не обязательно, но весьма часто: [[бескровная резня]]. Тысячи рубятся друг с другом — но кровищи на удивление мало.
* [[Оркестровая бомбёжка]] характерное музыкальное сопровождение в тех родах искусства, где это возможно.
* [[Оркестровая бомбёжка]] — характерное музыкальное сопровождение в тех родах искусства, где это возможно.


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 19: Строка 19:
* [[Конец света|Рагнарёк]]. Нужны ли комментарии?
* [[Конец света|Рагнарёк]]. Нужны ли комментарии?
* «Махабхарата». Да и «Рамаяна» тоже.
* «Махабхарата». Да и «Рамаяна» тоже.
* «[[Илиада]]» — пополам с [[Батальное гуро|другим тропом]]. Кроме пафосных речей и громких эпитетов есть и описания кровавых ран и предсмертных конвульсий.
* «[[Илиада]]» — пополам с [[Батальное гуро|другим тропом]]. Кроме пафосных речей и громких эпитетов есть и описания кровавых ран и предсмертных конвульсий.
* «Титаномахия».
* «Титаномахия».
* «[[Песнь о Роланде]]». Кто-нибудь, намекните Снайдеру, что из этого может получиться эпик похлеще [[300]]!
* «[[Песнь о Роланде]]». Кто-нибудь, намекните Снайдеру, что из этого может получиться эпик похлеще [[300]]!
* «Витязь в тигровой шкуре» Руставели балуется таким приёмом в меру, но полноценно — одна сцена взятия крепости Каджети чего стоит…
* «Витязь в тигровой шкуре» Руставели балуется таким приёмом в меру, но полноценно — одна сцена взятия крепости Каджети чего стоит…
* «[[Песнь о Нибелунгах]]» основана на этом чуть менее чем полностью. И ни один обиженный не ушёл…
* «[[Песнь о Нибелунгах]]» основана на этом чуть менее чем полностью. И ни один обиженный не ушёл…


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
В силу камерности этого вида искусства в театре довольно трудно устроить батальное порно. Но некоторые авторы справлялись, описывая масштабные действия словами.
В силу камерности этого вида искусства в театре довольно трудно устроить батальное порно. Но некоторые авторы справлялись, описывая масштабные действия словами.
* Шекспир, «Генрих V» — битва при Азенкуре.
* Шекспир, «Генрих V» — битва при Азенкуре.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «Повесть о доме Тайра» (XIII в.), «Повесть о великом мире», да и весь жанр гунки-моногатари в целом. На то они и гунки, сиречь «воинские летописи».
{{Q|Если смаковать трагедь, читая литератур(-к-)у, называется «жевать стекло», то точно такое же упоение батальными сценами должно называться «жевать стегло<ref>Стёганую куртку, надевавшуюся под, [[версия для бедных|а иногда и вместо]] доспехов.</ref>». Похрустывая доспехами и ковыряясь в зубах мечом до крови из дёсен.|https://vk.com/wall57418705_11283}}
* «[[Троецарствие (роман)|Троецарствие]]» (XIV в.) не меньше десяти сражений разной степени эпичности, среди которых центральным по месту в композиции романа и значимости является Битва у Красной Скалы.
* «Повесть о доме Тайра» (XIII в.), «Повесть о великом мире», да и весь жанр гунки-моногатари в целом. На то они и гунки, сиречь «воинские летописи».
* «[[Троецарствие (роман)|Троецарствие]]» (XIV в.) — не меньше десяти сражений разной степени эпичности, среди которых центральным по месту в композиции романа и значимости является Битва у Красной Скалы.
* «Полтава» [[Наше Всё|А. С Пушкина]].
* «Полтава» [[Наше Всё|А. С Пушкина]].
* «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
* «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
* И. Лажечников, «[[Последний Новик]]» — битва под Гуммельсгофом.
* И. Лажечников, «[[Последний Новик]]» — битва под Гуммельсгофом.
* Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба]]» в версии 1842 г. битва казаков под стенами Дубно показана как батальное порно.
* Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба]]» в версии 1842 г. — битва казаков под стенами Дубно показана как батальное порно.
* «Трилогия» Сенкевича (написанная, как подозревает автор правки, в качестве масштабной ответки на Тараса Бульбу). Троп на троне из кровавых тропов сидит, кровавым тропом закусывает и порабощённым тропом погоняет. Oт начала и до так-таки конца.
* «Трилогия» Сенкевича (написанная, как подозревает автор правки, в качестве масштабной ответки на Тараса Бульбу). Троп на троне из кровавых тропов сидит, кровавым тропом закусывает и порабощённым тропом погоняет. Oт начала и до так-таки конца.
* П. Н. Краснов, «От Двуглавого орла к красному знамени» — некоторые боевые эпизоды Первой мировой, чего стоит, хотя бы, отражение атаки венгерской кавалерии под Владимир-Волынским в начале войны. Правда, чем дальше — тем больше скатывается в [[Батальное гуро|противоположный троп]], а уж гражданская война — беспросветный мрак.
* П. Н. Краснов, «От Двуглавого орла к красному знамени» — некоторые боевые эпизоды Первой мировой, чего стоит, хотя бы, отражение атаки венгерской кавалерии под Владимир-Волынским в начале войны. Правда, чем дальше — тем больше скатывается в [[Батальное гуро|противоположный троп]], а уж гражданская война — беспросветный мрак.
* «[[Arda/Lord of the Rings|Властелин Колец]]» — битва за Хельмову Падь, Пеленнорская битва и сражение при Моранноне.
* «[[Arda/Lord of the Rings|Властелин Колец]]» — битва за Хельмову Падь, Пеленнорская битва и сражение при Моранноне.
* [[Sharpe]] не меньше половины романов содержат объемистые описания битв Наполеоновских войн и предшествующей им Индийской кампании. Как правило, сцена масштабной битвы служит кульминацией романа, в которой Шарп ставит на карту все и зарабатывает очередную звезду на погоны.
** [[Фанфик]]райтеры впечатлились и превзошли:
* «[[Гарри Поттер]]» — битва за Хогвартс вышла именно такой, хотя показана незначительно. И здесь как раз тот самый случай, когда Роулинг хотела продемонстрировать [[Война — это кошмар|ужасы войны]], и у неё это получилось.
** Перумовскую трилогию «[[Кольцо Тьмы]]» [[Знают именно за это/Литература|знают именно за это]], наравне с [[Орлангур]]ом. Излишне подробно описанные баталии, числом далеко за десяток, что вкупе со [[Не знает матчасти|слабым знанием матчасти]], привело к массе ляпов и бафоса. [[Список кораблей|Списки всех родов войск]], включая, разумеется, конных арбалетчиков и [[У нас именно такие гномы|Хирд]] — это оттуда.
* «[[Circle_of_the_World/Heroes|Герои]]» — чуть менее чем полностью, книга о трехдневной битве. От ежедневных пафосных сражений Бремен дан Горста и Жужела из Блая, первого применения пушек и сражений за стратегические точки (старые мосты и деревенские домики), до сидения в болоте или шкафу.
** «[[По ту сторону рассвета]]» Чигиринской — битва у Бешеного Брода и битва в долине Хогг. Более-менее реалистично, без перегибов, но и эпос и символизм почти, как у Профессора. Однако, самое масштабное столкновение армии Моргота с войсками Союза Маэдроса остаётся за кадром, известно только, что благодаря двум описанным сражениям под предводительством Берена, Маэдрос победил.
* [[Sharpe]] — не меньше половины романов содержат объемистые описания битв Наполеоновских войн и предшествующей им Индийской кампании. Как правило, сцена масштабной битвы служит кульминацией романа, в которой Шарп ставит на карту все и зарабатывает очередную звезду на погоны.
* «[[Гарри Поттер]]» — битва за Хогвартс вышла именно такой, хотя показана незначительно. И здесь как раз тот самый случай, когда Роулинг хотела продемонстрировать [[Война — это кошмар|ужасы войны]], и у неё это получилось.
* «[[Circle of the World/Heroes|Герои]]» — чуть менее чем полностью, книга о трехдневной битве. От ежедневных пафосных сражений Бремен дан Горста и Жужела из Блая, первого применения пушек и сражений за стратегические точки (старые мосты и деревенские домики), до сидения в болоте или шкафу.
** Да и в оригинальной трилогии сражения описаны довольно масштабно.
** Да и в оригинальной трилогии сражения описаны довольно масштабно.
* Р. Скотт Бэккер в своём цикле «[[Князь Пустоты]]» грамотно играет на контрастах — эпичные сражения Священного Похода и Великой Ордалии описаны в лучших традициях героического фэнтези — великие герои возглавляют отряды и пафосно гибнут в центре схватки, десятки тысяч людей сходятся в рукопашной, маги поливают всё заклинаниями… А с другой стороны грабежи, изнасилования, убийство рабов и жен ради экономии воды во время перехода через пустыню, людоедство в осажденном городе, гибель людей от болезней и это не говоря уж от том, до чего докатилась Ордалия, вынужденная {{spoiler|питаться шранками}}.
* Р. Скотт Бэккер в своём цикле «[[Князь Пустоты]]» грамотно играет на контрастах — эпичные сражения Священного Похода и Великой Ордалии описаны в лучших традициях героического фэнтези — великие герои возглавляют отряды и пафосно гибнут в центре схватки, десятки тысяч людей сходятся в рукопашной, маги поливают всё заклинаниями… А с другой стороны грабежи, изнасилования, убийство рабов и жен ради экономии воды во время перехода через пустыню, людоедство в осажденном городе, гибель людей от болезней и это не говоря уж от том, до чего докатилась Ордалия, вынужденная {{spoiler|питаться шранками}}.
* [[Сага о ведьмаке]] Сапковского — битва под Старыми Жо… простите, под Бренной. Автор описывает битву сразу с нескольких точек зрения, создавая полную картину эпического побоища, ставшего поворотной точкой Второй Северной войны.
* [[Сага о ведьмаке]] Сапковского — битва под Старыми Жо… простите, под Бренной. Автор описывает битву сразу с нескольких точек зрения, создавая полную картину эпического побоища, ставшего поворотной точкой Второй Северной войны.
* «[[Малазанская Книга Павших]]» — книга «Память Льда». Почти полностью состоит из беспрерывных битв.
* «[[Малазанская Книга Павших]]» — книга «Память Льда». Почти полностью состоит из беспрерывных битв.
* «[[Сказания Меекханского пограничья]]» — описания сражений Горной Стражи с кочевниками в первой книге «Север и Юг», и война Фургонщиков с Кочевниками в книге «Небо Цвета Стали».
* «[[Сказания Меекханского пограничья]]» — описания сражений Горной Стражи с кочевниками в первой книге «Север и Юг», и война Фургонщиков с Кочевниками в книге «Небо Цвета Стали».
* Владимир Возовиков, «Поле Куликово» — масштабно описана Куликовская битва, с большим размахом, и при том с точки зрения разных персонажей из обеих армий.
* Владимир Возовиков, «Поле Куликово» — масштабно описана Куликовская битва, с большим размахом, и при том с точки зрения разных персонажей из обеих армий.
* «[[Хроники Края]]» — трилогия о Плуте. Битва между гоблинами и шрайками во второй книге и сражения за Вольную Пустошь в третей.
* «[[Хроники Края]]» — трилогия о Плуте. Битва между гоблинами и шрайками во второй книге и сражения за Вольную Пустошь в третей.
* Ник Перумов как таковой — одна из причин его популярности как раз в красочном и подробном описании битв.
* Ник Перумов как таковой — одна из причин его популярности как раз в красочном и подробном описании битв.
* «[[Отблески Этерны]]» Веры Камши. Попытка в батальное порно, результат — батальное хоум видео.
* «[[Отблески Этерны]]» Веры Камши. Попытка в батальное порно, результат — батальное хоум видео.
* Традиционно — подавляющее большинство книг [[Александр Афанасьев|Александра Афанасьева]] (потому что меньшинство о локальных конфликтах).
* Традиционно — подавляющее большинство книг [[Александр Афанасьев|Александра Афанасьева]] (потому что меньшинство о локальных конфликтах).
* [[Метавселенная Рудазова]]. Некоторые книги состоят из сабжа чуть более чем наполовину. У этого писателя могут провисать [[не знает матчасти|некоторые моменты]], но как баталист он гениален.
* [[Метавселенная Рудазова]]. Некоторые книги состоят из сабжа чуть более чем наполовину. У этого писателя могут провисать [[не знает матчасти|некоторые моменты]], но как баталист он гениален.
** И, кстати, признавался в интервью, что как раз батальные сцены даются ему труднее всего.
** И, кстати, признавался в интервью, что как раз батальные сцены даются ему труднее всего.
* У Джо Аберкромби в его цикле «[[Земной Круг]]» тоже множество описаний масштабных битв.
* У Джо Аберкромби в его цикле «[[Земной Круг]]» тоже множество описаний масштабных битв.
* Внутримировой пример в «Фантастической саге» Гаррисона — в снимаемом протагонистом фильме «Викинг Колумб» использовались запечатленные кадры реальных баталий, но это не помешало одному критику, посмотревшего этот фильм, обвинить в нереалистичности батальных сцен.
* Внутримировой пример в «Фантастической саге» Гаррисона — в снимаемом протагонистом фильме «Викинг Колумб» использовались запечатленные кадры реальных баталий, но это не помешало одному критику, посмотревшего этот фильм, обвинить в нереалистичности батальных сцен.
* Цикл «[[Destroyermen|Эсминец „Уокер“]]» — автор любовно описывает батальные сцены на суше, на море и в воздухе, а то и все три одновременно, если флот поддерживает высадку десанта, в то время как авиация старается обрести господство над небесами.
* Цикл «[[Destroyermen|Эсминец „Уокер“]]» — автор любовно описывает батальные сцены на суше, на море и в воздухе, а то и все три одновременно, если флот поддерживает высадку десанта, в то время как авиация старается обрести господство над небесами.
* [[Super Powereds]] в финале четвёртой части, {{spoiler|десятки Героев сражаются с людьми главгада, которым тоже дали временные суперсилы. В битве участвуют студенты и даже деканы всех пяти школ. А потом появляется персонаж из спин-оффа верхом на огнедышащем кролике-кайдзю.}}
* [[Super Powereds]] — в финале четвёртой части, {{spoiler|десятки Героев сражаются с людьми главгада, которым тоже дали временные суперсилы. В битве участвуют студенты и даже деканы всех пяти школ. А потом появляется персонаж из спин-оффа верхом на огнедышащем кролике-кайдзю.}}
* Литература по [[Warhammer 40,000]] отличается подвидом тропа под названием болтер-порно, в котором смакуются конкретно [[Сарказм|превозмогания]] [[Унылая непобедимость|уныло непобедимых]] [[пафос]]маринов.
* Литература по [[Warhammer 40,000]] отличается подвидом тропа под названием болтер-порно, в котором смакуются конкретно [[Сарказм|превозмогания]] [[Унылая непобедимость|уныло непобедимых]] [[пафос]]маринов.
* «Пробудись, железо!» Дмитрия Овсянникова. Сражения конца XV века во всей красе, с подробным описанием тактики (иногда складывается впечатление, что писал полководец). Сражаются в основном ранние прообразы испанских терций (по лору книги тогда-то и обратил на них внимание совсем ещё юный Гонсало де Кордова, будущий Великий Капитан — изобретатель тех самых терций в реальной жизни).


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Александр Невский]]» Эйзенштейна.
* «[[Александр Невский]]» Эйзенштейна.
* Опять-таки «Трилогия Сенкевича», снятая в обратном порядке Ежи Гоффманом. Помимо великолепных батальных сцен, можно получить немалое удовольствие от сабельного мастерства. В калифорнийском университете, в классе фехтования, автор правки показывал когда-то приятелям *как* летала сабля пана Михала Володыёвского в дуэлях с Богуном и Кмицицем…
* Опять-таки «Трилогия Сенкевича», снятая в обратном порядке Ежи Гоффманом. Помимо великолепных батальных сцен, можно получить немалое удовольствие от сабельного мастерства. В калифорнийском университете, в классе фехтования, автор правки показывал когда-то приятелям *как* летала сабля пана Михала Володыёвского в дуэлях с Богуном и Кмицицем…
* «[[Освобождение]]» Юрия Озерова же! Сотни единиц техники, толпы массовки, набранной из ближайших к местам съемок воинских частей, и желание режиссера живописать победу Красной Армии в Великой Отечественной — все это на выходе порождает незамутненный эпик.
* «[[Освобождение]]» Юрия Озерова же! Сотни единиц техники, толпы массовки, набранной из ближайших к местам съемок воинских частей, и желание режиссера живописать победу Красной Армии в Великой Отечественной — все это на выходе порождает незамутненный эпик.
* «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Западные продюсеры так вдохновились постановкой батальных сцен в экранизации [[Война и мир|«Войны и мира»]], что позвали маэстро режиссировать фильм о последнем сражении Наполеона. Результат — пожалуй, самый эпичный фильм на тему [[Наполеоновские войны|Наполеоники]]. И да, описываемый троп — это почти весь хронометраж фильма.
* «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Западные продюсеры так вдохновились постановкой батальных сцен в экранизации «[[Война и мир|Войны и мира]]», что позвали маэстро режиссировать фильм о последнем сражении Наполеона. Результат — пожалуй, самый эпичный фильм на тему [[Наполеоновские войны|Наполеоники]]. И да, описываемый троп — это почти весь хронометраж фильма.
* «Илья Муромец» — фильм 1956 года. В съёмках участвовало больше ста тысяч человек, и застилающая горизонт армия Калин-царя в этом фильме — не спецэффект.
* «Илья Муромец» — фильм 1956 года. В съёмках участвовало больше ста тысяч человек, и застилающая горизонт армия Калин-царя в этом фильме — не спецэффект.
** На самом деле участвовало 2 тысячи людей массовки, и армия до горизонта как раз спецэффект — размноженный отряд в кадре.
** На самом деле участвовало 2 тысячи людей массовки, и армия до горизонта как раз спецэффект — размноженный отряд в кадре.
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]». В основном в космосе.
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]». В основном в космосе.
* Джексоновская экранизация «[[Arda/LotR/Фильм|Властелина Колец]]». Этим и славится.
* Джексоновская экранизация «[[Arda/LotR/Фильм|Властелина Колец]]». Этим и славится.
** [[Arda/The_Hobbit_Trilogy|Хоббита]] забывать не стоит тоже. Битва Пяти Армий вышла на славу. Да даже потасовка с троллями или вообще побег в бочках [[Экшн-понос|превратились]] в полномасштабное сражение.
** [[Arda/The Hobbit Trilogy|Хоббита]] забывать не стоит тоже. Битва Пяти Армий вышла на славу. Да даже потасовка с троллями или вообще побег в бочках [[Экшн-понос|превратились]] в полномасштабное сражение.
* [[Lawrence of Arabia|Лоуренс Аравийский]]
* [[Lawrence of Arabia|Лоуренс Аравийский]]
* «[[Chi Bi|Битва у Красной Скалы]]» Джона Ву.
* «[[Chi Bi|Битва у Красной Скалы]]» Джона Ву.
* «Плоть и кровь» — штурм замка в начале.
* «Плоть и кровь» — штурм замка в начале.
* «Храброе сердце» же!
* «Храброе сердце» же!
* «Троя».
* «Троя».
Строка 80: Строка 85:
* [[300]]. Да, спартанцев всего три сотни, но персов несколько миллионов, и это не считая разные боевых животных. И всю эту массу в течение полутора часов спартанцы режут в слоу-мо на фоне восхитительно красивых пейзажей. Зак Снайдер любит, умеет и могёт.
* [[300]]. Да, спартанцев всего три сотни, но персов несколько миллионов, и это не считая разные боевых животных. И всю эту массу в течение полутора часов спартанцы режут в слоу-мо на фоне восхитительно красивых пейзажей. Зак Снайдер любит, умеет и могёт.
* «[[Индийские песни и пляски|Бахубали]]». Правда, эффект несколько подпорчен [[Такой крутой, что уже смешно|привкусом комизма]].
* «[[Индийские песни и пляски|Бахубали]]». Правда, эффект несколько подпорчен [[Такой крутой, что уже смешно|привкусом комизма]].
* [[Мстители]] и [[Мстители: Эра Альтрона]] брутальность баталистики подчеркивается тем, что со стороны героев выступают от 6 до 10 человек, а со стороны врагов — несметные толпы.
* [[Мстители]] и [[Мстители: Эра Альтрона]] — брутальность баталистики подчеркивается тем, что со стороны героев выступают от 6 до 10 человек, а со стороны врагов — несметные толпы.
** Примерно то же нам обещают в [[Avengers: Infinity War]]. Но на самом деле разве что финальная битва. Больше было попыток запинать толпой одного [[Непобеждаемый злодей|Таноса]].
** Примерно то же нам обещают в [[Avengers: Infinity War]]. Но на самом деле разве что финальная битва. Больше было попыток запинать толпой одного [[Непобеждаемый злодей|Таноса]].
*** [[Мстители: Финал]] здесь силы примерно равны, но эпичности не убавляется: с одной стороны Мстители, Стражи Галактики, Камар-Тадж, Опустошители, армии Ваканды и Асгардцы, с другой стороны — Танос, Чёрный Орден, Читаури, Аутрайдеры и Сакараанцы.
*** [[Мстители: Финал]] — здесь силы примерно равны, но эпичности не убавляется: с одной стороны Мстители, Стражи Галактики, Камар-Тадж, Опустошители, армии Ваканды и Асгардцы, с другой стороны — Танос, Чёрный Орден, Читаури, Аутрайдеры и Сакараанцы.
* Почти любой фильм Майкла Бэя, но тоже [[Экшн-понос|с привкусом]].
* Почти любой фильм Майкла Бэя, но тоже [[Экшн-понос|с привкусом]].
* Удивительно, но даже студия Дисней не чужда тропу — сцена битвы людей и волшебных деревьев из «Малефисенты» снята на уровне Питера Джексона и выглядит неимоверно круто. Жаль, что такая крутая битва всего одна на фильм.
* Удивительно, но даже студия Дисней не чужда тропу — сцена битвы людей и волшебных деревьев из «Малефисенты» снята на уровне Питера Джексона и выглядит неимоверно круто. Жаль, что такая крутая битва всего одна на фильм.
* Первые два фильма по «[[Хроники Нарнии|хроникам Нарнии]]».
* Первые два фильма по «[[Хроники Нарнии|хроникам Нарнии]]».
* «[[Беспредел]]» — финальная сцена бунта. Революция, как завещал Витя Филателист.
* «[[Беспредел]]» — финальная сцена бунта. Революция, как завещал Витя Филателист.
* «Битва на Неретве». Самый дорогой фильм в истории [[Братушки-славяне|СФРЮ]].
* «Битва на Неретве». Самый дорогой фильм в истории [[Братушки-славяне|СФРЮ]].
* «Аквамен» — огромное подводное сражение с альянсом из Атлантиды, Ксебеля и Рыбаков против Солёноводных. {{spoiler|Затем появляется Аквамен верхом на кайдзю.}}
* «Аквамен» — огромное подводное сражение с альянсом из Атлантиды, Ксебеля и Рыбаков против Солёноводных. {{spoiler|Затем появляется Аквамен верхом на кайдзю.}}
* «Миссия „Серенити“» — в финале, когда Мэл сотоварищи стравливают флот Альянса с флотом Пожирателей.
* «Миссия „Серенити“» — в финале, когда Мэл сотоварищи стравливают флот Альянса с флотом Пожирателей.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Game of Thrones (TV)|Игра престолов]]», с конца 2-го сезона и битвы при Черноводной. До того [[Бюджет пишет сюжет|бюджет был скудный]], поэтому битвы оставались за кадром, а армии ограничивались парой десятков солдат и упоминанием остальных.
* «[[Рим (телесериал)|Рим]]» (2005) — битвы не только масштабны, но, как почти всё остальное в данной программе — исторически точны.
* «Рим». Битвы не только масштабны но--как и всё почти всё остальное в данной программе--исторически точны.
* «[[Игра престолов (телесериал)|Игра престолов]]» (2011) — с конца 2-го сезона и битвы при Черноводной. До того [[Бюджет пишет сюжет|бюджет был скудный]], поэтому битвы оставались за кадром, а армии ограничивались парой десятков солдат и упоминанием остальных.
* «[[Викинги]]»
* Китайское «Троецарствие» 2010 года. Создатели не зря смотрели «Властелин колец».
* «[[The Last Kingdom|Последнее королевство]]»
* Китайское «Троецарствие» 2010 года. Создатели не зря смотрели «Властелин колец».
* [[Star Gate]] знает толк в космическом батальном порно! Особенно развернулись к «Атлантиде», где и со стороны землян, и со стороны их врагов есть по флоту.
* [[Star Gate]] знает толк в космическом батальном порно! Особенно развернулись к «Атлантиде», где и со стороны землян, и со стороны их врагов есть по флоту.
* [[Star Trek]] тоже не остался в стороне — вспомним, например, войну с боргами.
* [[Star Trek]] тоже не остался в стороне — вспомним, например, войну с боргами.
** Достаточно масштабных боев показаны в «Глубоком космосе-9»
** Достаточно масштабных боев показаны в «Глубоком космосе-9»
* «[[Доктор Кто]]» и «[[Вавилон-5]]» тоже имеют в своем арсенале немало великолепных образчиков космического батального порно разной степени масштабности.
* «[[Доктор Кто]]» и «[[Вавилон-5]]» тоже имеют в своем арсенале немало великолепных образчиков космического батального порно разной степени масштабности.
* «[[The Orville|Орвилл]]» первоначально задумывался как стёб над «[[Star Trek]]». В результате, многие «треккеры» считают его полноценным наследником сеттинга в духе Родденберри и откровенно презирают официальный сериал «[[Star Trek/Discovery|Дискавери]]». Большинство батальных сцен — между двумя кораблями. Однако и здесь можно увидеть два сражения между флотами: короткий бой между двумя враждующими расами и полноценное сражение со множеством жертв в районе Луны, между космофлотом Союза и {{spoiler|кайлонами}}. А потом появляется ещё и третий флот в виде [[Появление кавалерии|подоспевшей кавалерии]] криллы. В общем, совершенно ясно на что угрохали большую часть бюджета сезона.
* «[[Орвилл]]» первоначально задумывался как стёб над «[[Star Trek]]». В результате, многие «треккеры» считают его полноценным наследником сеттинга в духе Родденберри и откровенно презирают официальный сериал «[[Звёздный путь: Дискавери|Дискавери]]». Большинство батальных сцен — между двумя кораблями. Однако и здесь можно увидеть два сражения между флотами: короткий бой между двумя враждующими расами и полноценное сражение со множеством жертв в районе Луны, между космофлотом Союза и {{spoiler|кайлонами}}. А потом появляется ещё и третий флот в виде [[Появление кавалерии|подоспевшей кавалерии]] — криллы. В общем, совершенно ясно на что угрохали большую часть бюджета сезона.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Большой Тылль». Да, показывают [[Война - это кошмар|чудовищную мясорубку]], но попробуйте скажите, что не эпическую!
* «Большой Тылль». Да, показывают [[Война - это кошмар|чудовищную мясорубку]], но попробуйте скажите, что не эпическую!
* Советский «[[Маугли]]» — битва волчьей стаи, Маугли, Балу и Багиры с ордой рыжих собак. Наибольшую эпичность создаёт невероятно точно подобранная музыка.
* Советский «[[Маугли]]» — битва волчьей стаи, Маугли, Балу и Багиры с ордой рыжих собак. Наибольшую эпичность создаёт невероятно точно подобранная музыка.
* «[[Крепость: Щитом и мечом]]» — образец батальной сцены штурма укреплений XVII в.
* «[[Крепость: Щитом и мечом]]» — образец батальной сцены штурма укреплений XVII в.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
Строка 112: Строка 115:
** И «[[Хроники чёрной луны]]». Оливье Ледруа умеет и любит.
** И «[[Хроники чёрной луны]]». Оливье Ледруа умеет и любит.
* «[[Метабароны]]» местами почти не уступают вахе, а это чего-нибудь да значит.
* «[[Метабароны]]» местами почти не уступают вахе, а это чего-нибудь да значит.
* [[The Red Star]] в духе советских батальных картин.
* [[The Red Star]] — в духе советских батальных картин.


=== [[Манга]] и [[аниме]] ===
=== [[Манга]] и [[аниме]] ===
* [[Berserk]] Причём с развитием изобразительного мастерства Миуры батальные сцены делаются все многофигурней и замороченней.
* [[Berserk]] — Причём с развитием изобразительного мастерства Миуры батальные сцены делаются все многофигурней и замороченней.
** Особенно удачно битвы отображены в полнометражной трилогии.
** Особенно удачно битвы отображены в полнометражной трилогии.
* [[Drifters]].
* [[Drifters]].
* [[Hellsing]] с прибытием крестоносцев и Алукарда в [[Великий Смог|Лондон]]е началось это самое.
* [[Hellsing]] — с прибытием крестоносцев и Алукарда в [[Великий Смог|Лондоне]] началось это самое.
* [[Gunbuster]] битва в центре Галактики в последней серии. Впрочем, и в предыдущих присутствует.
* [[Gunbuster]] — битва в центре Галактики в последней серии. Впрочем, и в предыдущих присутствует.
* [[Evangelion]] тоже. Есть что-то восхитительно красивое в спецоперациях с участием громадных органических мех.
* [[Evangelion]] тоже. Есть что-то восхитительно красивое в спецоперациях с участием громадных органических мех.
* [[Legend of Galactic Heroes]] тактика космических сражений — [[Фанатская кнопка берсерка|тема взырвоопасная]], но уж в масштабности и зрелищности (по меркам 90-х годов) им не откажешь — сотни космических крейсеров, разрывающих друг элегантными энергетическими лучами под классическую музыку и команды своих адмиралов. Троп играется на полную, пока нам не показывают, [[инверсия|что происходит внутри]] [[батальное гуро|подбитого корабля]].
* [[Legend of Galactic Heroes]] — тактика космических сражений — [[Фанатская кнопка берсерка|тема взырвоопасная]], но уж в масштабности и зрелищности (по меркам 90-х годов) им не откажешь — сотни космических крейсеров, разрывающих друг элегантными энергетическими лучами под классическую музыку и команды своих адмиралов. Троп играется на полную, пока нам не показывают, [[инверсия|что происходит внутри]] [[батальное гуро|подбитого корабля]].
* [[Uchuu senkan Yamato|«Космический линкор Ямато»]] примерно то же самое. Причём в эпичности не откажешь даже сражениям одинокого Ямато против флотов Гамилуса. А уж когда на экране начинаются бои флот на флот…
* «[[Uchuu senkan Yamato|Космический линкор Ямато]]» — примерно то же самое. Причём в эпичности не откажешь даже сражениям одинокого Ямато против флотов Гамилуса. А уж когда на экране начинаются бои флот на флот…
* [[Übel Blatt]].
* [[Übel Blatt]].
* [[Gundam]], естественно.
* [[Gundam]], естественно.
* Last Exile — битва воздушных флотов Анатоля и Дизита в начале сериала и их общее сражение против Гильдии в последних сериях. Бой «Сильваны» против «Урбанусов» тоже впечатляет, даром что участников не так много.
* Last Exile — битва воздушных флотов Анатоля и Дизита в начале сериала и их общее сражение против Гильдии в последних сериях. Бой «Сильваны» против «Урбанусов» тоже впечатляет, даром что участников не так много.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Mount & Blade]] [[зигзаг]]: игра подразумевает большие эпичные битвы, но из-за тупости ИИ и упрощенной боевой модели начинается обычно бестолковая куча мала. В мультиплеере аналогично: большие сражения возможны только при наличии жестких ограничений (держать строй, не атаковать без приказа), зато стычки до 20 человек порой проходят очень интересно.
* [[Mount & Blade]] — [[зигзаг]]: игра подразумевает большие эпичные битвы, но из-за тупости ИИ и упрощенной боевой модели начинается обычно бестолковая куча мала. В мультиплеере аналогично: большие сражения возможны только при наличии жестких ограничений (держать строй, не атаковать без приказа), зато стычки до 20 человек порой проходят очень интересно.
** [[Получилась реальность]]: в мелких феодальных разборках обычно участвовали [[Крошечная армия|крошечные армии]], а большие в средневековье были малоуправляемы.
** [[Получилась реальность]]: в мелких феодальных разборках обычно участвовали [[Крошечная армия|крошечные армии]], а большие в средневековье были малоуправляемы.
** Начиная с Warband уже не так уж и бестолково. А в модах (в первую очередь Nova Aetas, Warsword Conquest и особенно The Last Days: Overhoul) есть и бои строй на строй, и хитрые тактические уловки.
* Ultimate Epic Battle Simulator. Просто Ultimate Epic Battle Simulator, ибо вся игра исключительно про сабж.
* Ultimate Epic Battle Simulator. Просто Ultimate Epic Battle Simulator, ибо вся игра исключительно про сабж.
* Вся серия [[Total War]]. Причём в старых частях солдаты не просто тыкали наносящим урон хитбоксом в сторону противника, а реально сцеплялись в специальных фехтовальных анимациях. Десятками и сотнями. В Warhammer же внезапно так умеют только одиночные монстры.
* Вся серия [[Total War]]. Причём в старых частях солдаты не просто тыкали наносящим урон хитбоксом в сторону противника, а реально сцеплялись в специальных фехтовальных анимациях. Десятками и сотнями. В Warhammer же внезапно так умеют только одиночные монстры.
** Захватом движения (mo-cap) начали пользоватсья только со времён Emperor. До этого действительнго пользовались хитбоксами. Это позволяло нескольким солдатам бить одного врага. В Emperor такой фокус уже не пройдёт.
** Захватом движения (mo-cap) начали пользоватсья только со времён Emperor. До этого действительнго пользовались хитбоксами. Это позволяло нескольким солдатам бить одного врага. В Emperor такой фокус уже не пройдёт.
* [[Total Annihilation]] со своими [[Идейный продолжатель|прямыми потомками]] [[Supreme Commander]] и [[Planetary Annihilation]]. В то время как более знаменитые серии RTS сделали упор на тактику и микроконтроль отдельных стычек, эти славны [[Спам (тактика)|мясорубками]] и [[Зашивание|противостояниями]], растягивающимися поперёк всей карты. Происходящее настолько эпично, что в играх есть функция разделения экрана, без которой за всем уследить бывает невозможно.
* [[Total Annihilation]] со своими [[Идейный продолжатель|прямыми потомками]] [[Supreme Commander]] и [[Planetary Annihilation]]. В то время как более знаменитые серии RTS сделали упор на тактику и микроконтроль отдельных стычек, эти славны [[Спам (тактика)|мясорубками]] и [[Зашивание|противостояниями]], растягивающимися поперёк всей карты. Происходящее настолько эпично, что в играх есть функция разделения экрана, без которой за всем уследить бывает невозможно.
** Planetary Annihilation — [[Педаль в пол|педаль в ядро планеты!]] Бои разворачиваются на поверхности, в воздухе и на орбите вокруг планет, которых может быть много и всяких.
** Planetary Annihilation — [[Педаль в пол|педаль в ядро планеты!]] Бои разворачиваются на поверхности, в воздухе и на орбите вокруг планет, которых может быть много и всяких.
* Lineage 2 — при всем неуважении многих людей к этой игре, благодаря Ричарду Гэрриоту осада замка здесь действительно выглядит как осада замка, а не как типичный баттлграунд c корейской спецификой.
* Lineage 2 — при всем неуважении многих людей к этой игре, благодаря Ричарду Гэрриоту осада замка здесь действительно выглядит как осада замка, а не как типичный баттлграунд c корейской спецификой.
* Eve online — Даёт прикурить предыдущему пункту. Когда в одном сражении участвует буквально несколько тысяч людей одновременно, а стоимость потерь явно превышает скорость типичной кредитоповозки — становится понятно, зачем люди идут в эту игру.
* Eve online — Даёт прикурить предыдущему пункту. Когда в одном сражении участвует буквально несколько тысяч людей одновременно, а стоимость потерь явно превышает скорость типичной кредитоповозки — становится понятно, зачем люди идут в эту игру.
* Все игры студии Paradox interactive и Europa Universalis 4 в частности — полная инверсия тропа. Ни в одной из игр серии вы не увидите батальных сцен, даром что большая часть геймплея — именно что война. Все что вам покажут- условные фигурки армий на глобальной карте, весело скачущие цифры потерь, да схематичное изображение расположения армий друг относительно друга.
* Все игры студии Paradox interactive и Europa Universalis 4 в частности — полная инверсия тропа. Ни в одной из игр серии вы не увидите батальных сцен, даром что большая часть геймплея — именно что война. Все что вам покажут- условные фигурки армий на глобальной карте, весело скачущие цифры потерь, да схематичное изображение расположения армий друг относительно друга.
** А вот в Hearts Of Iron — уже субверсия. Да, вместо отдельных дивизий все еще условные фигурки на карте — но глядя на огромные фронта, прорывы, окружения и «котлы» невольно проникаешься масштабом войны.
** А вот в Hearts Of Iron — уже субверсия. Да, вместо отдельных дивизий все еще условные фигурки на карте — но глядя на огромные фронта, прорывы, окружения и «котлы» невольно проникаешься масштабом войны.
** Зигзаг в Stellaris. Космические битвы очень красивы и масштабны, особенно с участием павших империй, левиафанов или кризиса. Но командовать ими напрямую нельзя. А вот планетарная война выглядит как [[Аверсия|фишечки армий с убывающим здоровьем]].
** Зигзаг в Stellaris. Космические битвы очень красивы и масштабны, особенно с участием павших империй, левиафанов или кризиса. Но командовать ими напрямую нельзя. А вот планетарная война выглядит как [[Аверсия|фишечки армий с убывающим здоровьем]].
* Серия [[Final Fantasy]]
* Серия [[Final Fantasy]]
** [[Final Fantasy VIII]] эпичная битва между студентами Баламб и Галбадия в конце второго диска.
** [[Final Fantasy VIII]] — эпичная битва между студентами Баламб и Галбадия в конце второго диска.
** [[Final Fantasy XII]]
** [[Final Fantasy XII]]
* [[Nexus: The Jupiter Incident]] огромная битва в предпоследней миссии. Игроку даётся полдесятка кораблей, а враги постоянно прибывают. И всё это сделано на довольно продвинутом для того времени движке.
* [[Nexus: The Jupiter Incident]] — огромная битва в предпоследней миссии. Игроку даётся полдесятка кораблей, а враги постоянно прибывают. И всё это сделано на довольно продвинутом для того времени движке.
* Musou (Серия Warriors от Koei и подражатели) как жанр: сотни персонажей, схватывающихся на одной карте, и главный персонаж, одним взмахом меча укладывающий десятки врагов.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer]] (любой [[Warhammer Fantasy|из]] [[Warhammer Age of Sigmar|трёх]]). [[Warhammer 40000|Сорокатысячный]] педаль в пол.
* [[Warhammer]] (любой [[Warhammer Fantasy|из]] [[Warhammer Age of Sigmar|трёх]]). [[Warhammer 40000|Сорокатысячный]] — педаль в пол.
** По-настоящему педаль в пол выжимают фанаты с их CGI-ными фанатскими мультфильмами. Death of Hope Марка Спарка, Astartes Шьямы Педерсена, машинимы SODAZ... их немало появилось в последние годы.  
** По-настоящему педаль в пол выжимают фанаты с их CGI-ными фанатскими мультфильмами. Death of Hope Марка Спарка, Astartes Шьямы Педерсена, машинимы SODAZ… их немало появилось в последние годы.
* [[Dust 1947]] на первый взгляд, выглядит как разборки Механикусов по вопросам правильного использования ксенотехнологии и параллельное решение проблемы с культом Хаоса.
* [[Dust 1947]] — на первый взгляд, выглядит как разборки Механикусов по вопросам правильного использования ксенотехнологии и параллельное решение проблемы с культом Хаоса.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* [[Sabaton]]. [[Знают именно за это|А кто-то сомневался, что они тут будут?]]
* [[Sabaton]]. [[Знают именно за это|А кто-то сомневался, что они тут будут?]]
* [[Manowar]] ещё в большей степени, чем предыдущий пункт.
* [[Manowar]] — ещё в большей степени, чем предыдущий пункт.
* Triarii. Сабатон на стероидах.
* Triarii. Сабатон на стероидах.
** Ну как на стероидах. В то время как «сапог» [[Орато|грызёт реквизит]], эти [[Зловеще-пафосное песнопение|пафосно декламируют]] под [[Поступь рока|флейты и барабаны]] (что вживую [[Читать, как пономарь|смотрится не очень]]), демонстрируя другой аспект сабжа.
** Ну как на стероидах. В то время как «сапог» [[Орато|грызёт реквизит]], эти [[Зловеще-пафосное песнопение|пафосно декламируют]] под [[Поступь рока|флейты и барабаны]] (что вживую [[Читать, как пономарь|смотрится не очень]]), демонстрируя другой аспект сабжа.
* Чайковский, «Увертюра 1812». Его же симфоническая картина, «Полтавская Битва» в «Мазепе».
* Чайковский, «Увертюра 1812». Его же симфоническая картина, «Полтавская Битва» в «Мазепе».
* [[Amon Amarth]] многие песни отлично ложатся на видеоряд Властелина колец, Игры престолов, Викингов и т. д.
* [[Amon Amarth]] — многие песни отлично ложатся на видеоряд Властелина колец, Игры престолов, Викингов и т. д.
* Ensiferum. Особенно Into Battle.
* Ensiferum. Особенно Into Battle.
* Turisas
* Turisas
* [[Эпидемия]] «Сказание на все времена».
* [[Эпидемия]] — «Сказание на все времена».
* Английская народная песня [https://www.youtube.com/watch?v=1EuP8o99ruw|"When cannons are roaring"]
* Английская народная песня [https://www.youtube.com/watch?v=1EuP8o99ruw|«When cannons are roaring"]


=== Изобразительное искусство ===
=== Изобразительное искусство ===
Строка 168: Строка 173:
* «Грюнвальдская битва» Яна Матейки.
* «Грюнвальдская битва» Яна Матейки.
* «Полтавское сражение» М. В.. Ломоносова.
* «Полтавское сражение» М. В.. Ломоносова.
* Ф. А. Рубо́ — «Оборона Севастополя» (в Крымскую), «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
* Ф. А. Рубо́ — «Оборона Севастополя» (в Крымскую), «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
* А. Дейнека, «Оборона Севастополя» (уже во Вторую мировую).
* А. Дейнека, «Оборона Севастополя» (уже во Вторую мировую).



Текущая версия на 00:48, 4 декабря 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Big Badass Battle Sequence. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я знаю человека, который снял антивоенный фильм. Очень хороший. Когда этот фильм показали в его родном городе, число добровольцев выросло на 600 % »
— Из фильма «Трюкач»

Наглядно и под подходящую музыку

Батальное порно — это подробное, масштабное, развернутое, а главное — вдохновенное изображение боевых сцен. Нет, поединок двух ратоборцев, стычка двух взводов или рейд карателей на партизанский отряд еще не тянут на батальное порно. Тут меньше, чем дивизией, не обойтись, а в идеале — столкнуть две армии. А то и больше. Чтоб колонны маршировали, знамена реяли, пушки палили, паруса рвались, мачты трещали, звездные дестроеры рассекали друг друга плазменными лучами, а супердредноуты швырялись звездами при помощи силовых баллист.

Батальное порно — неизменная примета авторов, считающих, что Война — это круто. Но, как ни странно, нередко получается и у авторов, желающих показать, что Война — это кошмар. Подводит главным образом любовь к эстетике или страх перед цензурой: ядреное Батальное гуро на экраны могут и не пустить.

Характерные приметы тропа:

  • Пафос. Тонны его.
  • Больше и эпичнее — едва ли не надтроп. Батальное порно грандиозно по определению.
  • Не обязательно, но весьма часто: бескровная резня. Тысячи рубятся друг с другом — но кровищи на удивление мало.
  • Оркестровая бомбёжка — характерное музыкальное сопровождение в тех родах искусства, где это возможно.

Примеры[править]

Мифология, фольклор и его переработка[править]

  • Рагнарёк. Нужны ли комментарии?
  • «Махабхарата». Да и «Рамаяна» тоже.
  • «Илиада» — пополам с другим тропом. Кроме пафосных речей и громких эпитетов есть и описания кровавых ран и предсмертных конвульсий.
  • «Титаномахия».
  • «Песнь о Роланде». Кто-нибудь, намекните Снайдеру, что из этого может получиться эпик похлеще 300!
  • «Витязь в тигровой шкуре» Руставели балуется таким приёмом в меру, но полноценно — одна сцена взятия крепости Каджети чего стоит…
  • «Песнь о Нибелунгах» основана на этом чуть менее чем полностью. И ни один обиженный не ушёл…

Театр[править]

В силу камерности этого вида искусства в театре довольно трудно устроить батальное порно. Но некоторые авторы справлялись, описывая масштабные действия словами.

  • Шекспир, «Генрих V» — битва при Азенкуре.

Литература[править]

« Если смаковать трагедь, читая литератур(-к-)у, называется «жевать стекло», то точно такое же упоение батальными сценами должно называться «жевать стегло[1]». Похрустывая доспехами и ковыряясь в зубах мечом до крови из дёсен. »
https://vk.com/wall57418705_11283
  • «Повесть о доме Тайра» (XIII в.), «Повесть о великом мире», да и весь жанр гунки-моногатари в целом. На то они и гунки, сиречь «воинские летописи».
  • «Троецарствие» (XIV в.) — не меньше десяти сражений разной степени эпичности, среди которых центральным по месту в композиции романа и значимости является Битва у Красной Скалы.
  • «Полтава» А. С Пушкина.
  • «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
  • И. Лажечников, «Последний Новик» — битва под Гуммельсгофом.
  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» в версии 1842 г. — битва казаков под стенами Дубно показана как батальное порно.
  • «Трилогия» Сенкевича (написанная, как подозревает автор правки, в качестве масштабной ответки на Тараса Бульбу). Троп на троне из кровавых тропов сидит, кровавым тропом закусывает и порабощённым тропом погоняет. Oт начала и до так-таки конца.
  • П. Н. Краснов, «От Двуглавого орла к красному знамени» — некоторые боевые эпизоды Первой мировой, чего стоит, хотя бы, отражение атаки венгерской кавалерии под Владимир-Волынским в начале войны. Правда, чем дальше — тем больше скатывается в противоположный троп, а уж гражданская война — беспросветный мрак.
  • «Властелин Колец» — битва за Хельмову Падь, Пеленнорская битва и сражение при Моранноне.
    • Фанфикрайтеры впечатлились и превзошли:
    • Перумовскую трилогию «Кольцо Тьмы» знают именно за это, наравне с Орлангуром. Излишне подробно описанные баталии, числом далеко за десяток, что вкупе со слабым знанием матчасти, привело к массе ляпов и бафоса. Списки всех родов войск, включая, разумеется, конных арбалетчиков и Хирд — это оттуда.
    • «По ту сторону рассвета» Чигиринской — битва у Бешеного Брода и битва в долине Хогг. Более-менее реалистично, без перегибов, но и эпос и символизм почти, как у Профессора. Однако, самое масштабное столкновение армии Моргота с войсками Союза Маэдроса остаётся за кадром, известно только, что благодаря двум описанным сражениям под предводительством Берена, Маэдрос победил.
  • Sharpe — не меньше половины романов содержат объемистые описания битв Наполеоновских войн и предшествующей им Индийской кампании. Как правило, сцена масштабной битвы служит кульминацией романа, в которой Шарп ставит на карту все и зарабатывает очередную звезду на погоны.
  • «Гарри Поттер» — битва за Хогвартс вышла именно такой, хотя показана незначительно. И здесь как раз тот самый случай, когда Роулинг хотела продемонстрировать ужасы войны, и у неё это получилось.
  • «Герои» — чуть менее чем полностью, книга о трехдневной битве. От ежедневных пафосных сражений Бремен дан Горста и Жужела из Блая, первого применения пушек и сражений за стратегические точки (старые мосты и деревенские домики), до сидения в болоте или шкафу.
    • Да и в оригинальной трилогии сражения описаны довольно масштабно.
  • Р. Скотт Бэккер в своём цикле «Князь Пустоты» грамотно играет на контрастах — эпичные сражения Священного Похода и Великой Ордалии описаны в лучших традициях героического фэнтези — великие герои возглавляют отряды и пафосно гибнут в центре схватки, десятки тысяч людей сходятся в рукопашной, маги поливают всё заклинаниями… А с другой стороны грабежи, изнасилования, убийство рабов и жен ради экономии воды во время перехода через пустыню, людоедство в осажденном городе, гибель людей от болезней и это не говоря уж от том, до чего докатилась Ордалия, вынужденная питаться шранками.
  • Сага о ведьмаке Сапковского — битва под Старыми Жо… простите, под Бренной. Автор описывает битву сразу с нескольких точек зрения, создавая полную картину эпического побоища, ставшего поворотной точкой Второй Северной войны.
  • «Малазанская Книга Павших» — книга «Память Льда». Почти полностью состоит из беспрерывных битв.
  • «Сказания Меекханского пограничья» — описания сражений Горной Стражи с кочевниками в первой книге «Север и Юг», и война Фургонщиков с Кочевниками в книге «Небо Цвета Стали».
  • Владимир Возовиков, «Поле Куликово» — масштабно описана Куликовская битва, с большим размахом, и при том с точки зрения разных персонажей из обеих армий.
  • «Хроники Края» — трилогия о Плуте. Битва между гоблинами и шрайками во второй книге и сражения за Вольную Пустошь в третей.
  • Ник Перумов как таковой — одна из причин его популярности как раз в красочном и подробном описании битв.
  • «Отблески Этерны» Веры Камши. Попытка в батальное порно, результат — батальное хоум видео.
  • Традиционно — подавляющее большинство книг Александра Афанасьева (потому что меньшинство о локальных конфликтах).
  • Метавселенная Рудазова. Некоторые книги состоят из сабжа чуть более чем наполовину. У этого писателя могут провисать некоторые моменты, но как баталист он гениален.
    • И, кстати, признавался в интервью, что как раз батальные сцены даются ему труднее всего.
  • У Джо Аберкромби в его цикле «Земной Круг» тоже множество описаний масштабных битв.
  • Внутримировой пример в «Фантастической саге» Гаррисона — в снимаемом протагонистом фильме «Викинг Колумб» использовались запечатленные кадры реальных баталий, но это не помешало одному критику, посмотревшего этот фильм, обвинить в нереалистичности батальных сцен.
  • Цикл «Эсминец „Уокер“» — автор любовно описывает батальные сцены на суше, на море и в воздухе, а то и все три одновременно, если флот поддерживает высадку десанта, в то время как авиация старается обрести господство над небесами.
  • Super Powereds — в финале четвёртой части, десятки Героев сражаются с людьми главгада, которым тоже дали временные суперсилы. В битве участвуют студенты и даже деканы всех пяти школ. А потом появляется персонаж из спин-оффа верхом на огнедышащем кролике-кайдзю.
  • Литература по Warhammer 40,000 отличается подвидом тропа под названием болтер-порно, в котором смакуются конкретно превозмогания уныло непобедимых пафосмаринов.
  • «Пробудись, железо!» Дмитрия Овсянникова. Сражения конца XV века во всей красе, с подробным описанием тактики (иногда складывается впечатление, что писал полководец). Сражаются в основном ранние прообразы испанских терций (по лору книги тогда-то и обратил на них внимание совсем ещё юный Гонсало де Кордова, будущий Великий Капитан — изобретатель тех самых терций в реальной жизни).

Кино[править]

  • «Александр Невский» Эйзенштейна.
  • Опять-таки «Трилогия Сенкевича», снятая в обратном порядке Ежи Гоффманом. Помимо великолепных батальных сцен, можно получить немалое удовольствие от сабельного мастерства. В калифорнийском университете, в классе фехтования, автор правки показывал когда-то приятелям *как* летала сабля пана Михала Володыёвского в дуэлях с Богуном и Кмицицем…
  • «Освобождение» Юрия Озерова же! Сотни единиц техники, толпы массовки, набранной из ближайших к местам съемок воинских частей, и желание режиссера живописать победу Красной Армии в Великой Отечественной — все это на выходе порождает незамутненный эпик.
  • «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Западные продюсеры так вдохновились постановкой батальных сцен в экранизации «Войны и мира», что позвали маэстро режиссировать фильм о последнем сражении Наполеона. Результат — пожалуй, самый эпичный фильм на тему Наполеоники. И да, описываемый троп — это почти весь хронометраж фильма.
  • «Илья Муромец» — фильм 1956 года. В съёмках участвовало больше ста тысяч человек, и застилающая горизонт армия Калин-царя в этом фильме — не спецэффект.
    • На самом деле участвовало 2 тысячи людей массовки, и армия до горизонта как раз спецэффект — размноженный отряд в кадре.
  • «Звёздные войны». В основном в космосе.
  • Джексоновская экранизация «Властелина Колец». Этим и славится.
    • Хоббита забывать не стоит тоже. Битва Пяти Армий вышла на славу. Да даже потасовка с троллями или вообще побег в бочках превратились в полномасштабное сражение.
  • Лоуренс Аравийский
  • «Битва у Красной Скалы» Джона Ву.
  • «Плоть и кровь» — штурм замка в начале.
  • «Храброе сердце» же!
  • «Троя».
  • И «Гладиатор».
  • «Последний самурай».
  • «Робин Гуд» (2010).
  • 300. Да, спартанцев всего три сотни, но персов несколько миллионов, и это не считая разные боевых животных. И всю эту массу в течение полутора часов спартанцы режут в слоу-мо на фоне восхитительно красивых пейзажей. Зак Снайдер любит, умеет и могёт.
  • «Бахубали». Правда, эффект несколько подпорчен привкусом комизма.
  • Мстители и Мстители: Эра Альтрона — брутальность баталистики подчеркивается тем, что со стороны героев выступают от 6 до 10 человек, а со стороны врагов — несметные толпы.
    • Примерно то же нам обещают в Avengers: Infinity War. Но на самом деле разве что финальная битва. Больше было попыток запинать толпой одного Таноса.
      • Мстители: Финал — здесь силы примерно равны, но эпичности не убавляется: с одной стороны Мстители, Стражи Галактики, Камар-Тадж, Опустошители, армии Ваканды и Асгардцы, с другой стороны — Танос, Чёрный Орден, Читаури, Аутрайдеры и Сакараанцы.
  • Почти любой фильм Майкла Бэя, но тоже с привкусом.
  • Удивительно, но даже студия Дисней не чужда тропу — сцена битвы людей и волшебных деревьев из «Малефисенты» снята на уровне Питера Джексона и выглядит неимоверно круто. Жаль, что такая крутая битва всего одна на фильм.
  • Первые два фильма по «хроникам Нарнии».
  • «Беспредел» — финальная сцена бунта. Революция, как завещал Витя Филателист.
  • «Битва на Неретве». Самый дорогой фильм в истории СФРЮ.
  • «Аквамен» — огромное подводное сражение с альянсом из Атлантиды, Ксебеля и Рыбаков против Солёноводных. Затем появляется Аквамен верхом на кайдзю.
  • «Миссия „Серенити“» — в финале, когда Мэл сотоварищи стравливают флот Альянса с флотом Пожирателей.

Телесериалы[править]

  • «Рим» (2005) — битвы не только масштабны, но, как почти всё остальное в данной программе — исторически точны.
  • «Игра престолов» (2011) — с конца 2-го сезона и битвы при Черноводной. До того бюджет был скудный, поэтому битвы оставались за кадром, а армии ограничивались парой десятков солдат и упоминанием остальных.
  • Китайское «Троецарствие» 2010 года. Создатели не зря смотрели «Властелин колец».
  • Star Gate знает толк в космическом батальном порно! Особенно развернулись к «Атлантиде», где и со стороны землян, и со стороны их врагов есть по флоту.
  • Star Trek тоже не остался в стороне — вспомним, например, войну с боргами.
    • Достаточно масштабных боев показаны в «Глубоком космосе-9»
  • «Доктор Кто» и «Вавилон-5» тоже имеют в своем арсенале немало великолепных образчиков космического батального порно разной степени масштабности.
  • «Орвилл» первоначально задумывался как стёб над «Star Trek». В результате, многие «треккеры» считают его полноценным наследником сеттинга в духе Родденберри и откровенно презирают официальный сериал «Дискавери». Большинство батальных сцен — между двумя кораблями. Однако и здесь можно увидеть два сражения между флотами: короткий бой между двумя враждующими расами и полноценное сражение со множеством жертв в районе Луны, между космофлотом Союза и кайлонами. А потом появляется ещё и третий флот в виде подоспевшей кавалерии — криллы. В общем, совершенно ясно на что угрохали большую часть бюджета сезона.

Мультфильмы[править]

  • «Большой Тылль». Да, показывают чудовищную мясорубку, но попробуйте скажите, что не эпическую!
  • Советский «Маугли» — битва волчьей стаи, Маугли, Балу и Багиры с ордой рыжих собак. Наибольшую эпичность создаёт невероятно точно подобранная музыка.
  • «Крепость: Щитом и мечом» — образец батальной сцены штурма укреплений XVII в.

Комиксы[править]

Манга и аниме[править]

  • Berserk — Причём с развитием изобразительного мастерства Миуры батальные сцены делаются все многофигурней и замороченней.
    • Особенно удачно битвы отображены в полнометражной трилогии.
  • Drifters.
  • Hellsing — с прибытием крестоносцев и Алукарда в Лондоне началось это самое.
  • Gunbuster — битва в центре Галактики в последней серии. Впрочем, и в предыдущих присутствует.
  • Evangelion тоже. Есть что-то восхитительно красивое в спецоперациях с участием громадных органических мех.
  • Legend of Galactic Heroes — тактика космических сражений — тема взырвоопасная, но уж в масштабности и зрелищности (по меркам 90-х годов) им не откажешь — сотни космических крейсеров, разрывающих друг элегантными энергетическими лучами под классическую музыку и команды своих адмиралов. Троп играется на полную, пока нам не показывают, что происходит внутри подбитого корабля.
  • «Космический линкор Ямато» — примерно то же самое. Причём в эпичности не откажешь даже сражениям одинокого Ямато против флотов Гамилуса. А уж когда на экране начинаются бои флот на флот…
  • Übel Blatt.
  • Gundam, естественно.
  • Last Exile — битва воздушных флотов Анатоля и Дизита в начале сериала и их общее сражение против Гильдии в последних сериях. Бой «Сильваны» против «Урбанусов» тоже впечатляет, даром что участников не так много.

Видеоигры[править]

  • Mount & Blade — зигзаг: игра подразумевает большие эпичные битвы, но из-за тупости ИИ и упрощенной боевой модели начинается обычно бестолковая куча мала. В мультиплеере аналогично: большие сражения возможны только при наличии жестких ограничений (держать строй, не атаковать без приказа), зато стычки до 20 человек порой проходят очень интересно.
    • Получилась реальность: в мелких феодальных разборках обычно участвовали крошечные армии, а большие в средневековье были малоуправляемы.
    • Начиная с Warband уже не так уж и бестолково. А в модах (в первую очередь Nova Aetas, Warsword Conquest и особенно The Last Days: Overhoul) есть и бои строй на строй, и хитрые тактические уловки.
  • Ultimate Epic Battle Simulator. Просто Ultimate Epic Battle Simulator, ибо вся игра исключительно про сабж.
  • Вся серия Total War. Причём в старых частях солдаты не просто тыкали наносящим урон хитбоксом в сторону противника, а реально сцеплялись в специальных фехтовальных анимациях. Десятками и сотнями. В Warhammer же внезапно так умеют только одиночные монстры.
    • Захватом движения (mo-cap) начали пользоватсья только со времён Emperor. До этого действительнго пользовались хитбоксами. Это позволяло нескольким солдатам бить одного врага. В Emperor такой фокус уже не пройдёт.
  • Total Annihilation со своими прямыми потомками Supreme Commander и Planetary Annihilation. В то время как более знаменитые серии RTS сделали упор на тактику и микроконтроль отдельных стычек, эти славны мясорубками и противостояниями, растягивающимися поперёк всей карты. Происходящее настолько эпично, что в играх есть функция разделения экрана, без которой за всем уследить бывает невозможно.
    • Planetary Annihilation — педаль в ядро планеты! Бои разворачиваются на поверхности, в воздухе и на орбите вокруг планет, которых может быть много и всяких.
  • Lineage 2 — при всем неуважении многих людей к этой игре, благодаря Ричарду Гэрриоту осада замка здесь действительно выглядит как осада замка, а не как типичный баттлграунд c корейской спецификой.
  • Eve online — Даёт прикурить предыдущему пункту. Когда в одном сражении участвует буквально несколько тысяч людей одновременно, а стоимость потерь явно превышает скорость типичной кредитоповозки — становится понятно, зачем люди идут в эту игру.
  • Все игры студии Paradox interactive и Europa Universalis 4 в частности — полная инверсия тропа. Ни в одной из игр серии вы не увидите батальных сцен, даром что большая часть геймплея — именно что война. Все что вам покажут- условные фигурки армий на глобальной карте, весело скачущие цифры потерь, да схематичное изображение расположения армий друг относительно друга.
    • А вот в Hearts Of Iron — уже субверсия. Да, вместо отдельных дивизий все еще условные фигурки на карте — но глядя на огромные фронта, прорывы, окружения и «котлы» невольно проникаешься масштабом войны.
    • Зигзаг в Stellaris. Космические битвы очень красивы и масштабны, особенно с участием павших империй, левиафанов или кризиса. Но командовать ими напрямую нельзя. А вот планетарная война выглядит как фишечки армий с убывающим здоровьем.
  • Серия Final Fantasy
  • Nexus: The Jupiter Incident — огромная битва в предпоследней миссии. Игроку даётся полдесятка кораблей, а враги постоянно прибывают. И всё это сделано на довольно продвинутом для того времени движке.
  • Musou (Серия Warriors от Koei и подражатели) как жанр: сотни персонажей, схватывающихся на одной карте, и главный персонаж, одним взмахом меча укладывающий десятки врагов.

Настольные игры[править]

  • Warhammer (любой из трёх). Сорокатысячный — педаль в пол.
    • По-настоящему педаль в пол выжимают фанаты с их CGI-ными фанатскими мультфильмами. Death of Hope Марка Спарка, Astartes Шьямы Педерсена, машинимы SODAZ… их немало появилось в последние годы.
  • Dust 1947 — на первый взгляд, выглядит как разборки Механикусов по вопросам правильного использования ксенотехнологии и параллельное решение проблемы с культом Хаоса.

Музыка[править]

Изобразительное искусство[править]

Есть целый отдельный батальный жанр, в котором особо прославлены:

  • Гобелен из Бойе, на котором придворные дамы супруги Вильгельма Завоевателя вышили битву при Гастингсе.
  • «Битва под Оршей» неизвестного автора
  • «Грюнвальдская битва» Яна Матейки.
  • «Полтавское сражение» М. В.. Ломоносова.
  • Ф. А. Рубо́ — «Оборона Севастополя» (в Крымскую), «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
  • А. Дейнека, «Оборона Севастополя» (уже во Вторую мировую).
  1. Стёганую куртку, надевавшуюся под, а иногда и вместо доспехов.