Батальное порно: различия между версиями
м (→Телесериалы) |
|||
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
{{Youtube|p9kvyWf9NG4|Наглядно и под подходящую музыку}} | {{Youtube|p9kvyWf9NG4|Наглядно и под подходящую музыку}} | ||
{{Youtube|WKYhi6Om5wg|Во [[Властелин Колец|Властелине Колец]]}} | {{Youtube|WKYhi6Om5wg|Во [[Властелин Колец|Властелине Колец]]}} | ||
'''Батальное порно''' | '''Батальное порно''' — это подробное, масштабное, развернутое, а главное — вдохновенное изображение боевых сцен. Нет, поединок двух ратоборцев, стычка двух взводов или рейд карателей на партизанский отряд еще не тянут на батальное порно. Тут меньше, чем дивизией, не обойтись, а в идеале — столкнуть две армии. А то и больше. Чтоб колонны маршировали, знамена реяли, пушки палили, паруса рвались, мачты трещали, звездные дестроеры рассекали друг друга плазменными лучами, а супердредноуты швырялись звездами при помощи силовых баллист. | ||
Батальное | Батальное порно — неизменная примета авторов, считающих, что [[Война — это круто]]. Но, как ни странно, [[:tv:DoNotDoThisCoolThing|нередко получается]] и у авторов, желающих показать, что [[Война — это кошмар]]. Подводит главным образом любовь к эстетике или страх перед цензурой: ядреное [[Батальное гуро]] на экраны могут и не пустить. | ||
Характерные приметы тропа: | Характерные приметы тропа: | ||
* [[Пафос]]. Тонны его. | * [[Пафос]]. Тонны его. | ||
* [[Больше и эпичнее]] | * [[Больше и эпичнее]] — едва ли не надтроп. Батальное порно грандиозно по определению. | ||
* Не обязательно, но весьма часто: [[бескровная резня]]. Тысячи рубятся друг с | * Не обязательно, но весьма часто: [[бескровная резня]]. Тысячи рубятся друг с другом — но кровищи на удивление мало. | ||
* [[Оркестровая бомбёжка]] | * [[Оркестровая бомбёжка]] — характерное музыкальное сопровождение в тех родах искусства, где это возможно. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
* [[Конец света|Рагнарёк]]. Нужны ли комментарии? | * [[Конец света|Рагнарёк]]. Нужны ли комментарии? | ||
* «Махабхарата». Да и «Рамаяна» тоже. | * «Махабхарата». Да и «Рамаяна» тоже. | ||
* «[[Илиада]] | * «[[Илиада]]» — пополам с [[Батальное гуро|другим тропом]]. Кроме пафосных речей и громких эпитетов есть и описания кровавых ран и предсмертных конвульсий. | ||
* «Титаномахия». | * «Титаномахия». | ||
* «[[Песнь о Роланде]]». Кто-нибудь, намекните Снайдеру, что из этого может получиться эпик похлеще [[300]]! | * «[[Песнь о Роланде]]». Кто-нибудь, намекните Снайдеру, что из этого может получиться эпик похлеще [[300]]! | ||
* «Витязь в тигровой шкуре» Руставели балуется таким приёмом в меру, но | * «Витязь в тигровой шкуре» Руставели балуется таким приёмом в меру, но полноценно — одна сцена взятия крепости Каджети чего стоит… | ||
* «[[Песнь о Нибелунгах]]» основана на этом чуть менее чем полностью. И ни один обиженный не ушёл… | * «[[Песнь о Нибелунгах]]» основана на этом чуть менее чем полностью. И ни один обиженный не ушёл… | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
В силу камерности этого вида искусства в театре довольно трудно устроить батальное порно. Но некоторые авторы справлялись, описывая масштабные действия словами. | В силу камерности этого вида искусства в театре довольно трудно устроить батальное порно. Но некоторые авторы справлялись, описывая масштабные действия словами. | ||
* Шекспир, «Генрих | * Шекспир, «Генрих V» — битва при Азенкуре. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
{{Q|Если смаковать трагедь, читая литератур(-к-)у, называется «жевать стекло», то точно такое же упоение батальными сценами должно называться «жевать стегло<ref>Стёганую куртку, надевавшуюся под, [[версия для бедных|а иногда и вместо]] доспехов.</ref>». Похрустывая доспехами и ковыряясь в зубах мечом до крови из дёсен.|https://vk.com/wall57418705_11283}} | {{Q|Если смаковать трагедь, читая литератур(-к-)у, называется «жевать стекло», то точно такое же упоение батальными сценами должно называться «жевать стегло<ref>Стёганую куртку, надевавшуюся под, [[версия для бедных|а иногда и вместо]] доспехов.</ref>». Похрустывая доспехами и ковыряясь в зубах мечом до крови из дёсен.|https://vk.com/wall57418705_11283}} | ||
* «Повесть о доме Тайра» (XIII в.), «Повесть о великом мире», да и весь жанр гунки-моногатари в целом. На то они и гунки, сиречь «воинские летописи». | * «Повесть о доме Тайра» (XIII в.), «Повесть о великом мире», да и весь жанр гунки-моногатари в целом. На то они и гунки, сиречь «воинские летописи». | ||
Строка 39: | Строка 39: | ||
* «Трилогия» Сенкевича (написанная, как подозревает автор правки, в качестве масштабной ответки на Тараса Бульбу). Троп на троне из кровавых тропов сидит, кровавым тропом закусывает и порабощённым тропом погоняет. Oт начала и до так-таки конца. | * «Трилогия» Сенкевича (написанная, как подозревает автор правки, в качестве масштабной ответки на Тараса Бульбу). Троп на троне из кровавых тропов сидит, кровавым тропом закусывает и порабощённым тропом погоняет. Oт начала и до так-таки конца. | ||
* П. Н. Краснов, «От Двуглавого орла к красному знамени» — некоторые боевые эпизоды Первой мировой, чего стоит, хотя бы, отражение атаки венгерской кавалерии под Владимир-Волынским в начале войны. Правда, чем дальше — тем больше скатывается в [[Батальное гуро|противоположный троп]], а уж гражданская война — беспросветный мрак. | * П. Н. Краснов, «От Двуглавого орла к красному знамени» — некоторые боевые эпизоды Первой мировой, чего стоит, хотя бы, отражение атаки венгерской кавалерии под Владимир-Волынским в начале войны. Правда, чем дальше — тем больше скатывается в [[Батальное гуро|противоположный троп]], а уж гражданская война — беспросветный мрак. | ||
* «[[Arda/Lord of the Rings|Властелин Колец]]» — битва за Хельмову Падь, Пеленнорская битва и сражение при Моранноне. | * «[[Arda/Lord of the Rings|Властелин Колец]]» — битва за Хельмову Падь, Пеленнорская битва и сражение при Моранноне. | ||
** [[Фанфик]]райтеры впечатлились и превзошли: | |||
** Перумовскую трилогию «[[Кольцо Тьмы]]» [[Знают именно за это/Литература|знают именно за это]], наравне с [[Орлангур]]ом. Излишне подробно описанные баталии, числом далеко за десяток, что вкупе со [[Не знает матчасти|слабым знанием матчасти]], привело к массе ляпов и бафоса. [[Список кораблей|Списки всех родов войск]], включая, разумеется, конных арбалетчиков и [[У нас именно такие гномы|Хирд]] — это оттуда. | |||
** «[[По ту сторону рассвета]]» Чигиринской — битва у Бешеного Брода и битва в долине Хогг. Более-менее реалистично, без перегибов, но и эпос и символизм почти, как у Профессора. Однако, самое масштабное столкновение армии Моргота с войсками Союза Маэдроса остаётся за кадром, известно только, что благодаря двум описанным сражениям под предводительством Берена, Маэдрос победил. | |||
* [[Sharpe]] — не меньше половины романов содержат объемистые описания битв Наполеоновских войн и предшествующей им Индийской кампании. Как правило, сцена масштабной битвы служит кульминацией романа, в которой Шарп ставит на карту все и зарабатывает очередную звезду на погоны. | * [[Sharpe]] — не меньше половины романов содержат объемистые описания битв Наполеоновских войн и предшествующей им Индийской кампании. Как правило, сцена масштабной битвы служит кульминацией романа, в которой Шарп ставит на карту все и зарабатывает очередную звезду на погоны. | ||
* «[[Гарри Поттер]]» — битва за Хогвартс вышла именно такой, хотя показана незначительно. И здесь как раз тот самый случай, когда Роулинг хотела продемонстрировать [[Война — это кошмар|ужасы войны]], и у неё это получилось. | * «[[Гарри Поттер]]» — битва за Хогвартс вышла именно такой, хотя показана незначительно. И здесь как раз тот самый случай, когда Роулинг хотела продемонстрировать [[Война — это кошмар|ужасы войны]], и у неё это получилось. | ||
Строка 58: | Строка 61: | ||
* Внутримировой пример в «Фантастической саге» Гаррисона — в снимаемом протагонистом фильме «Викинг Колумб» использовались запечатленные кадры реальных баталий, но это не помешало одному критику, посмотревшего этот фильм, обвинить в нереалистичности батальных сцен. | * Внутримировой пример в «Фантастической саге» Гаррисона — в снимаемом протагонистом фильме «Викинг Колумб» использовались запечатленные кадры реальных баталий, но это не помешало одному критику, посмотревшего этот фильм, обвинить в нереалистичности батальных сцен. | ||
* Цикл «[[Destroyermen|Эсминец „Уокер“]]» — автор любовно описывает батальные сцены на суше, на море и в воздухе, а то и все три одновременно, если флот поддерживает высадку десанта, в то время как авиация старается обрести господство над небесами. | * Цикл «[[Destroyermen|Эсминец „Уокер“]]» — автор любовно описывает батальные сцены на суше, на море и в воздухе, а то и все три одновременно, если флот поддерживает высадку десанта, в то время как авиация старается обрести господство над небесами. | ||
* [[Super Powereds]] — в финале четвёртой части {{spoiler|десятки Героев сражаются с людьми главгада, которым тоже дали временные суперсилы. В битве участвуют студенты и даже деканы всех пяти школ. А потом появляется персонаж из спин-оффа верхом на огнедышащем кролике-кайдзю.}} | * [[Super Powereds]] — в финале четвёртой части, {{spoiler|десятки Героев сражаются с людьми главгада, которым тоже дали временные суперсилы. В битве участвуют студенты и даже деканы всех пяти школ. А потом появляется персонаж из спин-оффа верхом на огнедышащем кролике-кайдзю.}} | ||
* Литература по [[Warhammer 40,000]] отличается подвидом тропа под названием болтер-порно, в котором смакуются конкретно [[Сарказм|превозмогания]] [[Унылая непобедимость|уныло непобедимых]] [[пафос]]маринов. | * Литература по [[Warhammer 40,000]] отличается подвидом тропа под названием болтер-порно, в котором смакуются конкретно [[Сарказм|превозмогания]] [[Унылая непобедимость|уныло непобедимых]] [[пафос]]маринов. | ||
* «Пробудись, железо!» Дмитрия Овсянникова. Сражения конца XV века во всей красе, с подробным описанием тактики (иногда складывается впечатление, что писал полководец). Сражаются в основном ранние прообразы испанских терций (по лору книги тогда-то и обратил на них внимание совсем ещё юный Гонсало де Кордова, будущий Великий Капитан — изобретатель тех самых терций в реальной жизни). | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Александр Невский]]» Эйзенштейна. | * «[[Александр Невский]]» Эйзенштейна. | ||
* Опять-таки «Трилогия Сенкевича», снятая в обратном порядке Ежи Гоффманом. Помимо великолепных батальных сцен, можно получить немалое удовольствие от сабельного мастерства. В калифорнийском университете, в классе фехтования, автор правки показывал когда-то приятелям *как* летала сабля пана Михала Володыёвского в дуэлях с Богуном и Кмицицем… | * Опять-таки «Трилогия Сенкевича», снятая в обратном порядке Ежи Гоффманом. Помимо великолепных батальных сцен, можно получить немалое удовольствие от сабельного мастерства. В калифорнийском университете, в классе фехтования, автор правки показывал когда-то приятелям *как* летала сабля пана Михала Володыёвского в дуэлях с Богуном и Кмицицем… | ||
* «[[Освобождение]]» Юрия Озерова же! Сотни единиц техники, толпы массовки, набранной из ближайших к местам съемок воинских частей, и желание режиссера живописать победу Красной Армии в Великой | * «[[Освобождение]]» Юрия Озерова же! Сотни единиц техники, толпы массовки, набранной из ближайших к местам съемок воинских частей, и желание режиссера живописать победу Красной Армии в Великой Отечественной — все это на выходе порождает незамутненный эпик. | ||
* «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Западные продюсеры так вдохновились постановкой батальных сцен в экранизации [[Война и мир| | * «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Западные продюсеры так вдохновились постановкой батальных сцен в экранизации «[[Война и мир|Войны и мира]]», что позвали маэстро режиссировать фильм о последнем сражении Наполеона. Результат — пожалуй, самый эпичный фильм на тему [[Наполеоновские войны|Наполеоники]]. И да, описываемый троп — это почти весь хронометраж фильма. | ||
* «Илья | * «Илья Муромец» — фильм 1956 года. В съёмках участвовало больше ста тысяч человек, и застилающая горизонт армия Калин-царя в этом фильме — не спецэффект. | ||
** На самом деле участвовало 2 тысячи людей массовки, и армия до горизонта как раз | ** На самом деле участвовало 2 тысячи людей массовки, и армия до горизонта как раз спецэффект — размноженный отряд в кадре. | ||
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]». В основном в космосе. | * «[[Star Wars|Звёздные войны]]». В основном в космосе. | ||
* Джексоновская экранизация «[[Arda/LotR/Фильм|Властелина Колец]]». Этим и славится. | * Джексоновская экранизация «[[Arda/LotR/Фильм|Властелина Колец]]». Этим и славится. | ||
** [[Arda/ | ** [[Arda/The Hobbit Trilogy|Хоббита]] забывать не стоит тоже. Битва Пяти Армий вышла на славу. Да даже потасовка с троллями или вообще побег в бочках [[Экшн-понос|превратились]] в полномасштабное сражение. | ||
* [[Lawrence of Arabia|Лоуренс Аравийский]] | * [[Lawrence of Arabia|Лоуренс Аравийский]] | ||
* «[[Chi Bi|Битва у Красной Скалы]]» Джона Ву. | * «[[Chi Bi|Битва у Красной Скалы]]» Джона Ву. | ||
* «Плоть и | * «Плоть и кровь» — штурм замка в начале. | ||
* «Храброе сердце» же! | * «Храброе сердце» же! | ||
* «Троя». | * «Троя». | ||
Строка 81: | Строка 85: | ||
* [[300]]. Да, спартанцев всего три сотни, но персов несколько миллионов, и это не считая разные боевых животных. И всю эту массу в течение полутора часов спартанцы режут в слоу-мо на фоне восхитительно красивых пейзажей. Зак Снайдер любит, умеет и могёт. | * [[300]]. Да, спартанцев всего три сотни, но персов несколько миллионов, и это не считая разные боевых животных. И всю эту массу в течение полутора часов спартанцы режут в слоу-мо на фоне восхитительно красивых пейзажей. Зак Снайдер любит, умеет и могёт. | ||
* «[[Индийские песни и пляски|Бахубали]]». Правда, эффект несколько подпорчен [[Такой крутой, что уже смешно|привкусом комизма]]. | * «[[Индийские песни и пляски|Бахубали]]». Правда, эффект несколько подпорчен [[Такой крутой, что уже смешно|привкусом комизма]]. | ||
* [[Мстители]] и [[Мстители: Эра Альтрона]] | * [[Мстители]] и [[Мстители: Эра Альтрона]] — брутальность баталистики подчеркивается тем, что со стороны героев выступают от 6 до 10 человек, а со стороны врагов — несметные толпы. | ||
** Примерно то же нам обещают в [[Avengers: Infinity War]]. Но на самом деле разве что финальная битва. Больше было попыток запинать толпой одного [[Непобеждаемый злодей|Таноса]]. | ** Примерно то же нам обещают в [[Avengers: Infinity War]]. Но на самом деле разве что финальная битва. Больше было попыток запинать толпой одного [[Непобеждаемый злодей|Таноса]]. | ||
*** [[Мстители: Финал]] | *** [[Мстители: Финал]] — здесь силы примерно равны, но эпичности не убавляется: с одной стороны Мстители, Стражи Галактики, Камар-Тадж, Опустошители, армии Ваканды и Асгардцы, с другой стороны — Танос, Чёрный Орден, Читаури, Аутрайдеры и Сакараанцы. | ||
* Почти любой фильм Майкла Бэя, но тоже [[Экшн-понос|с привкусом]]. | * Почти любой фильм Майкла Бэя, но тоже [[Экшн-понос|с привкусом]]. | ||
* Удивительно, но даже студия Дисней не чужда | * Удивительно, но даже студия Дисней не чужда тропу — сцена битвы людей и волшебных деревьев из «Малефисенты» снята на уровне Питера Джексона и выглядит неимоверно круто. Жаль, что такая крутая битва всего одна на фильм. | ||
* Первые два фильма по «[[Хроники Нарнии|хроникам Нарнии]]». | * Первые два фильма по «[[Хроники Нарнии|хроникам Нарнии]]». | ||
* «[[Беспредел]] | * «[[Беспредел]]» — финальная сцена бунта. Революция, как завещал Витя Филателист. | ||
* «Битва на Неретве». Самый дорогой фильм в истории [[Братушки-славяне|СФРЮ]]. | * «Битва на Неретве». Самый дорогой фильм в истории [[Братушки-славяне|СФРЮ]]. | ||
* | * «Аквамен» — огромное подводное сражение с альянсом из Атлантиды, Ксебеля и Рыбаков против Солёноводных. {{spoiler|Затем появляется Аквамен верхом на кайдзю.}} | ||
* «Миссия | * «Миссия „Серенити“» — в финале, когда Мэл сотоварищи стравливают флот Альянса с флотом Пожирателей. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[ | * «[[Рим (телесериал)|Рим]]» (2005) — битвы не только масштабны, но, как почти всё остальное в данной программе — исторически точны. | ||
* «[[Игра престолов (телесериал)|Игра престолов]]» (2011) — с конца 2-го сезона и битвы при Черноводной. До того [[Бюджет пишет сюжет|бюджет был скудный]], поэтому битвы оставались за кадром, а армии ограничивались парой десятков солдат и упоминанием остальных. | |||
* Китайское «Троецарствие» 2010 года. Создатели не зря смотрели «Властелин колец». | |||
* Китайское «Троецарствие» | |||
* [[Star Gate]] знает толк в космическом батальном порно! Особенно развернулись к «Атлантиде», где и со стороны землян, и со стороны их врагов есть по флоту. | * [[Star Gate]] знает толк в космическом батальном порно! Особенно развернулись к «Атлантиде», где и со стороны землян, и со стороны их врагов есть по флоту. | ||
* [[Star Trek]] тоже не остался в | * [[Star Trek]] тоже не остался в стороне — вспомним, например, войну с боргами. | ||
** Достаточно масштабных боев показаны в «Глубоком космосе-9» | ** Достаточно масштабных боев показаны в «Глубоком космосе-9» | ||
* «[[Доктор Кто]]» и «[[Вавилон-5]]» тоже имеют в своем арсенале немало великолепных образчиков космического батального порно разной степени масштабности. | * «[[Доктор Кто]]» и «[[Вавилон-5]]» тоже имеют в своем арсенале немало великолепных образчиков космического батального порно разной степени масштабности. | ||
* «[[ | * «[[Орвилл]]» первоначально задумывался как стёб над «[[Star Trek]]». В результате, многие «треккеры» считают его полноценным наследником сеттинга в духе Родденберри и откровенно презирают официальный сериал «[[Звёздный путь: Дискавери|Дискавери]]». Большинство батальных сцен — между двумя кораблями. Однако и здесь можно увидеть два сражения между флотами: короткий бой между двумя враждующими расами и полноценное сражение со множеством жертв в районе Луны, между космофлотом Союза и {{spoiler|кайлонами}}. А потом появляется ещё и третий флот в виде [[Появление кавалерии|подоспевшей кавалерии]] — криллы. В общем, совершенно ясно на что угрохали большую часть бюджета сезона. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Большой Тылль». Да, показывают [[Война - это кошмар|чудовищную мясорубку]], но попробуйте скажите, что не эпическую! | * «Большой Тылль». Да, показывают [[Война - это кошмар|чудовищную мясорубку]], но попробуйте скажите, что не эпическую! | ||
* Советский «[[Маугли]] | * Советский «[[Маугли]]» — битва волчьей стаи, Маугли, Балу и Багиры с ордой рыжих собак. Наибольшую эпичность создаёт невероятно точно подобранная музыка. | ||
* «[[Крепость: Щитом и мечом]] | * «[[Крепость: Щитом и мечом]]» — образец батальной сцены штурма укреплений XVII в. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 113: | Строка 115: | ||
** И «[[Хроники чёрной луны]]». Оливье Ледруа умеет и любит. | ** И «[[Хроники чёрной луны]]». Оливье Ледруа умеет и любит. | ||
* «[[Метабароны]]» местами почти не уступают вахе, а это чего-нибудь да значит. | * «[[Метабароны]]» местами почти не уступают вахе, а это чего-нибудь да значит. | ||
* [[The Red Star]] | * [[The Red Star]] — в духе советских батальных картин. | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
* [[Berserk]] | * [[Berserk]] — Причём с развитием изобразительного мастерства Миуры батальные сцены делаются все многофигурней и замороченней. | ||
** Особенно удачно битвы отображены в полнометражной трилогии. | ** Особенно удачно битвы отображены в полнометражной трилогии. | ||
* [[Drifters]]. | * [[Drifters]]. | ||
* [[Hellsing]] | * [[Hellsing]] — с прибытием крестоносцев и Алукарда в [[Великий Смог|Лондоне]] началось это самое. | ||
* [[Gunbuster]] | * [[Gunbuster]] — битва в центре Галактики в последней серии. Впрочем, и в предыдущих присутствует. | ||
* [[Evangelion]] тоже. Есть что-то восхитительно красивое в спецоперациях с участием громадных органических мех. | * [[Evangelion]] тоже. Есть что-то восхитительно красивое в спецоперациях с участием громадных органических мех. | ||
* [[Legend of Galactic Heroes]] | * [[Legend of Galactic Heroes]] — тактика космических сражений — [[Фанатская кнопка берсерка|тема взырвоопасная]], но уж в масштабности и зрелищности (по меркам 90-х годов) им не откажешь — сотни космических крейсеров, разрывающих друг элегантными энергетическими лучами под классическую музыку и команды своих адмиралов. Троп играется на полную, пока нам не показывают, [[инверсия|что происходит внутри]] [[батальное гуро|подбитого корабля]]. | ||
* [[Uchuu senkan Yamato| | * «[[Uchuu senkan Yamato|Космический линкор Ямато]]» — примерно то же самое. Причём в эпичности не откажешь даже сражениям одинокого Ямато против флотов Гамилуса. А уж когда на экране начинаются бои флот на флот… | ||
* [[Übel Blatt]]. | * [[Übel Blatt]]. | ||
* [[Gundam]], естественно. | * [[Gundam]], естественно. | ||
* Last | * Last Exile — битва воздушных флотов Анатоля и Дизита в начале сериала и их общее сражение против Гильдии в последних сериях. Бой «Сильваны» против «Урбанусов» тоже впечатляет, даром что участников не так много. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Mount & Blade]] | * [[Mount & Blade]] — [[зигзаг]]: игра подразумевает большие эпичные битвы, но из-за тупости ИИ и упрощенной боевой модели начинается обычно бестолковая куча мала. В мультиплеере аналогично: большие сражения возможны только при наличии жестких ограничений (держать строй, не атаковать без приказа), зато стычки до 20 человек порой проходят очень интересно. | ||
** [[Получилась реальность]]: в мелких феодальных разборках обычно участвовали [[Крошечная армия|крошечные армии]], а большие в средневековье были малоуправляемы. | ** [[Получилась реальность]]: в мелких феодальных разборках обычно участвовали [[Крошечная армия|крошечные армии]], а большие в средневековье были малоуправляемы. | ||
** Начиная с Warband уже не так уж и бестолково. А в модах (в первую очередь Nova Aetas, Warsword Conquest и особенно The Last Days: Overhoul) есть и бои строй на строй, и хитрые тактические уловки. | |||
* Ultimate Epic Battle Simulator. Просто Ultimate Epic Battle Simulator, ибо вся игра исключительно про сабж. | * Ultimate Epic Battle Simulator. Просто Ultimate Epic Battle Simulator, ибо вся игра исключительно про сабж. | ||
* Вся серия [[Total War]]. Причём в старых частях солдаты не просто тыкали наносящим урон хитбоксом в сторону противника, а реально сцеплялись в специальных фехтовальных анимациях. Десятками и сотнями. В Warhammer же внезапно так умеют только одиночные монстры. | * Вся серия [[Total War]]. Причём в старых частях солдаты не просто тыкали наносящим урон хитбоксом в сторону противника, а реально сцеплялись в специальных фехтовальных анимациях. Десятками и сотнями. В Warhammer же внезапно так умеют только одиночные монстры. | ||
** Захватом движения (mo-cap) начали пользоватсья только со времён Emperor. До этого действительнго пользовались хитбоксами. Это позволяло нескольким солдатам бить одного врага. В Emperor такой фокус уже не пройдёт. | ** Захватом движения (mo-cap) начали пользоватсья только со времён Emperor. До этого действительнго пользовались хитбоксами. Это позволяло нескольким солдатам бить одного врага. В Emperor такой фокус уже не пройдёт. | ||
* [[Total Annihilation]] со своими [[Идейный продолжатель|прямыми потомками]] [[Supreme Commander]] и [[Planetary Annihilation]]. В то время как более знаменитые серии RTS сделали упор на тактику и микроконтроль отдельных стычек, эти славны [[Спам (тактика)|мясорубками]] и [[Зашивание|противостояниями]], растягивающимися поперёк всей карты. Происходящее настолько эпично, что в играх есть функция разделения экрана, без которой за всем уследить бывает невозможно. | * [[Total Annihilation]] со своими [[Идейный продолжатель|прямыми потомками]] [[Supreme Commander]] и [[Planetary Annihilation]]. В то время как более знаменитые серии RTS сделали упор на тактику и микроконтроль отдельных стычек, эти славны [[Спам (тактика)|мясорубками]] и [[Зашивание|противостояниями]], растягивающимися поперёк всей карты. Происходящее настолько эпично, что в играх есть функция разделения экрана, без которой за всем уследить бывает невозможно. | ||
** Planetary | ** Planetary Annihilation — [[Педаль в пол|педаль в ядро планеты!]] Бои разворачиваются на поверхности, в воздухе и на орбите вокруг планет, которых может быть много и всяких. | ||
* Lineage | * Lineage 2 — при всем неуважении многих людей к этой игре, благодаря Ричарду Гэрриоту осада замка здесь действительно выглядит как осада замка, а не как типичный баттлграунд c корейской спецификой. | ||
* Eve | * Eve online — Даёт прикурить предыдущему пункту. Когда в одном сражении участвует буквально несколько тысяч людей одновременно, а стоимость потерь явно превышает скорость типичной кредитоповозки — становится понятно, зачем люди идут в эту игру. | ||
* Все игры студии Paradox interactive и Europa Universalis 4 в | * Все игры студии Paradox interactive и Europa Universalis 4 в частности — полная инверсия тропа. Ни в одной из игр серии вы не увидите батальных сцен, даром что большая часть геймплея — именно что война. Все что вам покажут- условные фигурки армий на глобальной карте, весело скачущие цифры потерь, да схематичное изображение расположения армий друг относительно друга. | ||
** А вот в Hearts Of | ** А вот в Hearts Of Iron — уже субверсия. Да, вместо отдельных дивизий все еще условные фигурки на карте — но глядя на огромные фронта, прорывы, окружения и «котлы» невольно проникаешься масштабом войны. | ||
** Зигзаг в Stellaris. Космические битвы очень красивы и масштабны, особенно с участием павших империй, левиафанов или кризиса. Но командовать ими напрямую нельзя. А вот планетарная война выглядит как [[Аверсия|фишечки армий с убывающим здоровьем]]. | ** Зигзаг в Stellaris. Космические битвы очень красивы и масштабны, особенно с участием павших империй, левиафанов или кризиса. Но командовать ими напрямую нельзя. А вот планетарная война выглядит как [[Аверсия|фишечки армий с убывающим здоровьем]]. | ||
* Серия [[Final Fantasy]] | * Серия [[Final Fantasy]] | ||
** [[Final Fantasy VIII]] | ** [[Final Fantasy VIII]] — эпичная битва между студентами Баламб и Галбадия в конце второго диска. | ||
** [[Final Fantasy XII]] | ** [[Final Fantasy XII]] | ||
* [[Nexus: The Jupiter Incident]] | * [[Nexus: The Jupiter Incident]] — огромная битва в предпоследней миссии. Игроку даётся полдесятка кораблей, а враги постоянно прибывают. И всё это сделано на довольно продвинутом для того времени движке. | ||
* Musou (Серия Warriors от Koei и подражатели) как жанр: сотни персонажей, схватывающихся на одной карте, и главный персонаж, одним взмахом меча укладывающий десятки врагов. | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer]] (любой [[Warhammer Fantasy|из]] [[Warhammer Age of Sigmar|трёх]]). [[Warhammer 40000|Сорокатысячный]] | * [[Warhammer]] (любой [[Warhammer Fantasy|из]] [[Warhammer Age of Sigmar|трёх]]). [[Warhammer 40000|Сорокатысячный]] — педаль в пол. | ||
** По-настоящему педаль в пол выжимают фанаты с их CGI-ными фанатскими мультфильмами. Death of Hope Марка Спарка, Astartes Шьямы Педерсена, машинимы | ** По-настоящему педаль в пол выжимают фанаты с их CGI-ными фанатскими мультфильмами. Death of Hope Марка Спарка, Astartes Шьямы Педерсена, машинимы SODAZ… их немало появилось в последние годы. | ||
* [[Dust 1947]] | * [[Dust 1947]] — на первый взгляд, выглядит как разборки Механикусов по вопросам правильного использования ксенотехнологии и параллельное решение проблемы с культом Хаоса. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* [[Sabaton]]. [[Знают именно за это|А кто-то сомневался, что они тут будут?]] | * [[Sabaton]]. [[Знают именно за это|А кто-то сомневался, что они тут будут?]] | ||
* [[Manowar]] | * [[Manowar]] — ещё в большей степени, чем предыдущий пункт. | ||
* Triarii. Сабатон на стероидах. | * Triarii. Сабатон на стероидах. | ||
** Ну как на стероидах. В то время как «сапог» [[Орато|грызёт реквизит]], эти [[Зловеще-пафосное песнопение|пафосно декламируют]] под [[Поступь рока|флейты и барабаны]] (что вживую [[Читать, как пономарь|смотрится не очень]]), демонстрируя другой аспект сабжа. | ** Ну как на стероидах. В то время как «сапог» [[Орато|грызёт реквизит]], эти [[Зловеще-пафосное песнопение|пафосно декламируют]] под [[Поступь рока|флейты и барабаны]] (что вживую [[Читать, как пономарь|смотрится не очень]]), демонстрируя другой аспект сабжа. | ||
* Чайковский, «Увертюра 1812». Его же симфоническая картина, «Полтавская Битва» в «Мазепе». | * Чайковский, «Увертюра 1812». Его же симфоническая картина, «Полтавская Битва» в «Мазепе». | ||
* [[Amon Amarth]] | * [[Amon Amarth]] — многие песни отлично ложатся на видеоряд Властелина колец, Игры престолов, Викингов и т. д. | ||
* Ensiferum. Особенно Into Battle. | * Ensiferum. Особенно Into Battle. | ||
* Turisas | * Turisas | ||
* [[Эпидемия]] | * [[Эпидемия]] — «Сказание на все времена». | ||
* Английская народная песня [https://www.youtube.com/watch?v=1EuP8o99ruw| | * Английская народная песня [https://www.youtube.com/watch?v=1EuP8o99ruw|«When cannons are roaring"] | ||
=== Изобразительное искусство === | === Изобразительное искусство === | ||
Строка 169: | Строка 173: | ||
* «Грюнвальдская битва» Яна Матейки. | * «Грюнвальдская битва» Яна Матейки. | ||
* «Полтавское сражение» М. В.. Ломоносова. | * «Полтавское сражение» М. В.. Ломоносова. | ||
* Ф. | * Ф. А. Рубо́ — «Оборона Севастополя» (в Крымскую), «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». | ||
* А. Дейнека, «Оборона Севастополя» (уже во Вторую мировую). | * А. Дейнека, «Оборона Севастополя» (уже во Вторую мировую). | ||
Текущая версия на 00:48, 4 декабря 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Big Badass Battle Sequence. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Я знаю человека, который снял антивоенный фильм. Очень хороший. Когда этот фильм показали в его родном городе, число добровольцев выросло на 600 % | » |
— Из фильма «Трюкач» |
Наглядно и под подходящую музыку
Батальное порно — это подробное, масштабное, развернутое, а главное — вдохновенное изображение боевых сцен. Нет, поединок двух ратоборцев, стычка двух взводов или рейд карателей на партизанский отряд еще не тянут на батальное порно. Тут меньше, чем дивизией, не обойтись, а в идеале — столкнуть две армии. А то и больше. Чтоб колонны маршировали, знамена реяли, пушки палили, паруса рвались, мачты трещали, звездные дестроеры рассекали друг друга плазменными лучами, а супердредноуты швырялись звездами при помощи силовых баллист.
Батальное порно — неизменная примета авторов, считающих, что Война — это круто. Но, как ни странно, нередко получается и у авторов, желающих показать, что Война — это кошмар. Подводит главным образом любовь к эстетике или страх перед цензурой: ядреное Батальное гуро на экраны могут и не пустить.
Характерные приметы тропа:
- Пафос. Тонны его.
- Больше и эпичнее — едва ли не надтроп. Батальное порно грандиозно по определению.
- Не обязательно, но весьма часто: бескровная резня. Тысячи рубятся друг с другом — но кровищи на удивление мало.
- Оркестровая бомбёжка — характерное музыкальное сопровождение в тех родах искусства, где это возможно.
Примеры[править]
Мифология, фольклор и его переработка[править]
- Рагнарёк. Нужны ли комментарии?
- «Махабхарата». Да и «Рамаяна» тоже.
- «Илиада» — пополам с другим тропом. Кроме пафосных речей и громких эпитетов есть и описания кровавых ран и предсмертных конвульсий.
- «Титаномахия».
- «Песнь о Роланде». Кто-нибудь, намекните Снайдеру, что из этого может получиться эпик похлеще 300!
- «Витязь в тигровой шкуре» Руставели балуется таким приёмом в меру, но полноценно — одна сцена взятия крепости Каджети чего стоит…
- «Песнь о Нибелунгах» основана на этом чуть менее чем полностью. И ни один обиженный не ушёл…
Театр[править]
В силу камерности этого вида искусства в театре довольно трудно устроить батальное порно. Но некоторые авторы справлялись, описывая масштабные действия словами.
- Шекспир, «Генрих V» — битва при Азенкуре.
Литература[править]
« | Если смаковать трагедь, читая литератур(-к-)у, называется «жевать стекло», то точно такое же упоение батальными сценами должно называться «жевать стегло[1]». Похрустывая доспехами и ковыряясь в зубах мечом до крови из дёсен. | » |
— https://vk.com/wall57418705_11283 |
- «Повесть о доме Тайра» (XIII в.), «Повесть о великом мире», да и весь жанр гунки-моногатари в целом. На то они и гунки, сиречь «воинские летописи».
- «Троецарствие» (XIV в.) — не меньше десяти сражений разной степени эпичности, среди которых центральным по месту в композиции романа и значимости является Битва у Красной Скалы.
- «Полтава» А. С Пушкина.
- «Бородино» М. Ю. Лермонтова.
- И. Лажечников, «Последний Новик» — битва под Гуммельсгофом.
- Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» в версии 1842 г. — битва казаков под стенами Дубно показана как батальное порно.
- «Трилогия» Сенкевича (написанная, как подозревает автор правки, в качестве масштабной ответки на Тараса Бульбу). Троп на троне из кровавых тропов сидит, кровавым тропом закусывает и порабощённым тропом погоняет. Oт начала и до так-таки конца.
- П. Н. Краснов, «От Двуглавого орла к красному знамени» — некоторые боевые эпизоды Первой мировой, чего стоит, хотя бы, отражение атаки венгерской кавалерии под Владимир-Волынским в начале войны. Правда, чем дальше — тем больше скатывается в противоположный троп, а уж гражданская война — беспросветный мрак.
- «Властелин Колец» — битва за Хельмову Падь, Пеленнорская битва и сражение при Моранноне.
- Фанфикрайтеры впечатлились и превзошли:
- Перумовскую трилогию «Кольцо Тьмы» знают именно за это, наравне с Орлангуром. Излишне подробно описанные баталии, числом далеко за десяток, что вкупе со слабым знанием матчасти, привело к массе ляпов и бафоса. Списки всех родов войск, включая, разумеется, конных арбалетчиков и Хирд — это оттуда.
- «По ту сторону рассвета» Чигиринской — битва у Бешеного Брода и битва в долине Хогг. Более-менее реалистично, без перегибов, но и эпос и символизм почти, как у Профессора. Однако, самое масштабное столкновение армии Моргота с войсками Союза Маэдроса остаётся за кадром, известно только, что благодаря двум описанным сражениям под предводительством Берена, Маэдрос победил.
- Sharpe — не меньше половины романов содержат объемистые описания битв Наполеоновских войн и предшествующей им Индийской кампании. Как правило, сцена масштабной битвы служит кульминацией романа, в которой Шарп ставит на карту все и зарабатывает очередную звезду на погоны.
- «Гарри Поттер» — битва за Хогвартс вышла именно такой, хотя показана незначительно. И здесь как раз тот самый случай, когда Роулинг хотела продемонстрировать ужасы войны, и у неё это получилось.
- «Герои» — чуть менее чем полностью, книга о трехдневной битве. От ежедневных пафосных сражений Бремен дан Горста и Жужела из Блая, первого применения пушек и сражений за стратегические точки (старые мосты и деревенские домики), до сидения в болоте или шкафу.
- Да и в оригинальной трилогии сражения описаны довольно масштабно.
- Р. Скотт Бэккер в своём цикле «Князь Пустоты» грамотно играет на контрастах — эпичные сражения Священного Похода и Великой Ордалии описаны в лучших традициях героического фэнтези — великие герои возглавляют отряды и пафосно гибнут в центре схватки, десятки тысяч людей сходятся в рукопашной, маги поливают всё заклинаниями… А с другой стороны грабежи, изнасилования, убийство рабов и жен ради экономии воды во время перехода через пустыню, людоедство в осажденном городе, гибель людей от болезней и это не говоря уж от том, до чего докатилась Ордалия, вынужденная питаться шранками.
- Сага о ведьмаке Сапковского — битва под Старыми Жо… простите, под Бренной. Автор описывает битву сразу с нескольких точек зрения, создавая полную картину эпического побоища, ставшего поворотной точкой Второй Северной войны.
- «Малазанская Книга Павших» — книга «Память Льда». Почти полностью состоит из беспрерывных битв.
- «Сказания Меекханского пограничья» — описания сражений Горной Стражи с кочевниками в первой книге «Север и Юг», и война Фургонщиков с Кочевниками в книге «Небо Цвета Стали».
- Владимир Возовиков, «Поле Куликово» — масштабно описана Куликовская битва, с большим размахом, и при том с точки зрения разных персонажей из обеих армий.
- «Хроники Края» — трилогия о Плуте. Битва между гоблинами и шрайками во второй книге и сражения за Вольную Пустошь в третей.
- Ник Перумов как таковой — одна из причин его популярности как раз в красочном и подробном описании битв.
- «Отблески Этерны» Веры Камши. Попытка в батальное порно, результат — батальное хоум видео.
- Традиционно — подавляющее большинство книг Александра Афанасьева (потому что меньшинство о локальных конфликтах).
- Метавселенная Рудазова. Некоторые книги состоят из сабжа чуть более чем наполовину. У этого писателя могут провисать некоторые моменты, но как баталист он гениален.
- И, кстати, признавался в интервью, что как раз батальные сцены даются ему труднее всего.
- У Джо Аберкромби в его цикле «Земной Круг» тоже множество описаний масштабных битв.
- Внутримировой пример в «Фантастической саге» Гаррисона — в снимаемом протагонистом фильме «Викинг Колумб» использовались запечатленные кадры реальных баталий, но это не помешало одному критику, посмотревшего этот фильм, обвинить в нереалистичности батальных сцен.
- Цикл «Эсминец „Уокер“» — автор любовно описывает батальные сцены на суше, на море и в воздухе, а то и все три одновременно, если флот поддерживает высадку десанта, в то время как авиация старается обрести господство над небесами.
- Super Powereds — в финале четвёртой части, десятки Героев сражаются с людьми главгада, которым тоже дали временные суперсилы. В битве участвуют студенты и даже деканы всех пяти школ. А потом появляется персонаж из спин-оффа верхом на огнедышащем кролике-кайдзю.
- Литература по Warhammer 40,000 отличается подвидом тропа под названием болтер-порно, в котором смакуются конкретно превозмогания уныло непобедимых пафосмаринов.
- «Пробудись, железо!» Дмитрия Овсянникова. Сражения конца XV века во всей красе, с подробным описанием тактики (иногда складывается впечатление, что писал полководец). Сражаются в основном ранние прообразы испанских терций (по лору книги тогда-то и обратил на них внимание совсем ещё юный Гонсало де Кордова, будущий Великий Капитан — изобретатель тех самых терций в реальной жизни).
Кино[править]
- «Александр Невский» Эйзенштейна.
- Опять-таки «Трилогия Сенкевича», снятая в обратном порядке Ежи Гоффманом. Помимо великолепных батальных сцен, можно получить немалое удовольствие от сабельного мастерства. В калифорнийском университете, в классе фехтования, автор правки показывал когда-то приятелям *как* летала сабля пана Михала Володыёвского в дуэлях с Богуном и Кмицицем…
- «Освобождение» Юрия Озерова же! Сотни единиц техники, толпы массовки, набранной из ближайших к местам съемок воинских частей, и желание режиссера живописать победу Красной Армии в Великой Отечественной — все это на выходе порождает незамутненный эпик.
- «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Западные продюсеры так вдохновились постановкой батальных сцен в экранизации «Войны и мира», что позвали маэстро режиссировать фильм о последнем сражении Наполеона. Результат — пожалуй, самый эпичный фильм на тему Наполеоники. И да, описываемый троп — это почти весь хронометраж фильма.
- «Илья Муромец» — фильм 1956 года. В съёмках участвовало больше ста тысяч человек, и застилающая горизонт армия Калин-царя в этом фильме — не спецэффект.
- На самом деле участвовало 2 тысячи людей массовки, и армия до горизонта как раз спецэффект — размноженный отряд в кадре.
- «Звёздные войны». В основном в космосе.
- Джексоновская экранизация «Властелина Колец». Этим и славится.
- Хоббита забывать не стоит тоже. Битва Пяти Армий вышла на славу. Да даже потасовка с троллями или вообще побег в бочках превратились в полномасштабное сражение.
- Лоуренс Аравийский
- «Битва у Красной Скалы» Джона Ву.
- «Плоть и кровь» — штурм замка в начале.
- «Храброе сердце» же!
- «Троя».
- И «Гладиатор».
- «Последний самурай».
- «Робин Гуд» (2010).
- 300. Да, спартанцев всего три сотни, но персов несколько миллионов, и это не считая разные боевых животных. И всю эту массу в течение полутора часов спартанцы режут в слоу-мо на фоне восхитительно красивых пейзажей. Зак Снайдер любит, умеет и могёт.
- «Бахубали». Правда, эффект несколько подпорчен привкусом комизма.
- Мстители и Мстители: Эра Альтрона — брутальность баталистики подчеркивается тем, что со стороны героев выступают от 6 до 10 человек, а со стороны врагов — несметные толпы.
- Примерно то же нам обещают в Avengers: Infinity War. Но на самом деле разве что финальная битва. Больше было попыток запинать толпой одного Таноса.
- Мстители: Финал — здесь силы примерно равны, но эпичности не убавляется: с одной стороны Мстители, Стражи Галактики, Камар-Тадж, Опустошители, армии Ваканды и Асгардцы, с другой стороны — Танос, Чёрный Орден, Читаури, Аутрайдеры и Сакараанцы.
- Примерно то же нам обещают в Avengers: Infinity War. Но на самом деле разве что финальная битва. Больше было попыток запинать толпой одного Таноса.
- Почти любой фильм Майкла Бэя, но тоже с привкусом.
- Удивительно, но даже студия Дисней не чужда тропу — сцена битвы людей и волшебных деревьев из «Малефисенты» снята на уровне Питера Джексона и выглядит неимоверно круто. Жаль, что такая крутая битва всего одна на фильм.
- Первые два фильма по «хроникам Нарнии».
- «Беспредел» — финальная сцена бунта. Революция, как завещал Витя Филателист.
- «Битва на Неретве». Самый дорогой фильм в истории СФРЮ.
- «Аквамен» — огромное подводное сражение с альянсом из Атлантиды, Ксебеля и Рыбаков против Солёноводных. Затем появляется Аквамен верхом на кайдзю.
- «Миссия „Серенити“» — в финале, когда Мэл сотоварищи стравливают флот Альянса с флотом Пожирателей.
Телесериалы[править]
- «Рим» (2005) — битвы не только масштабны, но, как почти всё остальное в данной программе — исторически точны.
- «Игра престолов» (2011) — с конца 2-го сезона и битвы при Черноводной. До того бюджет был скудный, поэтому битвы оставались за кадром, а армии ограничивались парой десятков солдат и упоминанием остальных.
- Китайское «Троецарствие» 2010 года. Создатели не зря смотрели «Властелин колец».
- Star Gate знает толк в космическом батальном порно! Особенно развернулись к «Атлантиде», где и со стороны землян, и со стороны их врагов есть по флоту.
- Star Trek тоже не остался в стороне — вспомним, например, войну с боргами.
- Достаточно масштабных боев показаны в «Глубоком космосе-9»
- «Доктор Кто» и «Вавилон-5» тоже имеют в своем арсенале немало великолепных образчиков космического батального порно разной степени масштабности.
- «Орвилл» первоначально задумывался как стёб над «Star Trek». В результате, многие «треккеры» считают его полноценным наследником сеттинга в духе Родденберри и откровенно презирают официальный сериал «Дискавери». Большинство батальных сцен — между двумя кораблями. Однако и здесь можно увидеть два сражения между флотами: короткий бой между двумя враждующими расами и полноценное сражение со множеством жертв в районе Луны, между космофлотом Союза и кайлонами. А потом появляется ещё и третий флот в виде подоспевшей кавалерии — криллы. В общем, совершенно ясно на что угрохали большую часть бюджета сезона.
Мультфильмы[править]
- «Большой Тылль». Да, показывают чудовищную мясорубку, но попробуйте скажите, что не эпическую!
- Советский «Маугли» — битва волчьей стаи, Маугли, Балу и Багиры с ордой рыжих собак. Наибольшую эпичность создаёт невероятно точно подобранная музыка.
- «Крепость: Щитом и мечом» — образец батальной сцены штурма укреплений XVII в.
Комиксы[править]
- Requiem Chevalier Vampire.
- И «Хроники чёрной луны». Оливье Ледруа умеет и любит.
- «Метабароны» местами почти не уступают вахе, а это чего-нибудь да значит.
- The Red Star — в духе советских батальных картин.
Манга и аниме[править]
- Berserk — Причём с развитием изобразительного мастерства Миуры батальные сцены делаются все многофигурней и замороченней.
- Особенно удачно битвы отображены в полнометражной трилогии.
- Drifters.
- Hellsing — с прибытием крестоносцев и Алукарда в Лондоне началось это самое.
- Gunbuster — битва в центре Галактики в последней серии. Впрочем, и в предыдущих присутствует.
- Evangelion тоже. Есть что-то восхитительно красивое в спецоперациях с участием громадных органических мех.
- Legend of Galactic Heroes — тактика космических сражений — тема взырвоопасная, но уж в масштабности и зрелищности (по меркам 90-х годов) им не откажешь — сотни космических крейсеров, разрывающих друг элегантными энергетическими лучами под классическую музыку и команды своих адмиралов. Троп играется на полную, пока нам не показывают, что происходит внутри подбитого корабля.
- «Космический линкор Ямато» — примерно то же самое. Причём в эпичности не откажешь даже сражениям одинокого Ямато против флотов Гамилуса. А уж когда на экране начинаются бои флот на флот…
- Übel Blatt.
- Gundam, естественно.
- Last Exile — битва воздушных флотов Анатоля и Дизита в начале сериала и их общее сражение против Гильдии в последних сериях. Бой «Сильваны» против «Урбанусов» тоже впечатляет, даром что участников не так много.
Видеоигры[править]
- Mount & Blade — зигзаг: игра подразумевает большие эпичные битвы, но из-за тупости ИИ и упрощенной боевой модели начинается обычно бестолковая куча мала. В мультиплеере аналогично: большие сражения возможны только при наличии жестких ограничений (держать строй, не атаковать без приказа), зато стычки до 20 человек порой проходят очень интересно.
- Получилась реальность: в мелких феодальных разборках обычно участвовали крошечные армии, а большие в средневековье были малоуправляемы.
- Начиная с Warband уже не так уж и бестолково. А в модах (в первую очередь Nova Aetas, Warsword Conquest и особенно The Last Days: Overhoul) есть и бои строй на строй, и хитрые тактические уловки.
- Ultimate Epic Battle Simulator. Просто Ultimate Epic Battle Simulator, ибо вся игра исключительно про сабж.
- Вся серия Total War. Причём в старых частях солдаты не просто тыкали наносящим урон хитбоксом в сторону противника, а реально сцеплялись в специальных фехтовальных анимациях. Десятками и сотнями. В Warhammer же внезапно так умеют только одиночные монстры.
- Захватом движения (mo-cap) начали пользоватсья только со времён Emperor. До этого действительнго пользовались хитбоксами. Это позволяло нескольким солдатам бить одного врага. В Emperor такой фокус уже не пройдёт.
- Total Annihilation со своими прямыми потомками Supreme Commander и Planetary Annihilation. В то время как более знаменитые серии RTS сделали упор на тактику и микроконтроль отдельных стычек, эти славны мясорубками и противостояниями, растягивающимися поперёк всей карты. Происходящее настолько эпично, что в играх есть функция разделения экрана, без которой за всем уследить бывает невозможно.
- Planetary Annihilation — педаль в ядро планеты! Бои разворачиваются на поверхности, в воздухе и на орбите вокруг планет, которых может быть много и всяких.
- Lineage 2 — при всем неуважении многих людей к этой игре, благодаря Ричарду Гэрриоту осада замка здесь действительно выглядит как осада замка, а не как типичный баттлграунд c корейской спецификой.
- Eve online — Даёт прикурить предыдущему пункту. Когда в одном сражении участвует буквально несколько тысяч людей одновременно, а стоимость потерь явно превышает скорость типичной кредитоповозки — становится понятно, зачем люди идут в эту игру.
- Все игры студии Paradox interactive и Europa Universalis 4 в частности — полная инверсия тропа. Ни в одной из игр серии вы не увидите батальных сцен, даром что большая часть геймплея — именно что война. Все что вам покажут- условные фигурки армий на глобальной карте, весело скачущие цифры потерь, да схематичное изображение расположения армий друг относительно друга.
- А вот в Hearts Of Iron — уже субверсия. Да, вместо отдельных дивизий все еще условные фигурки на карте — но глядя на огромные фронта, прорывы, окружения и «котлы» невольно проникаешься масштабом войны.
- Зигзаг в Stellaris. Космические битвы очень красивы и масштабны, особенно с участием павших империй, левиафанов или кризиса. Но командовать ими напрямую нельзя. А вот планетарная война выглядит как фишечки армий с убывающим здоровьем.
- Серия Final Fantasy
- Final Fantasy VIII — эпичная битва между студентами Баламб и Галбадия в конце второго диска.
- Final Fantasy XII
- Nexus: The Jupiter Incident — огромная битва в предпоследней миссии. Игроку даётся полдесятка кораблей, а враги постоянно прибывают. И всё это сделано на довольно продвинутом для того времени движке.
- Musou (Серия Warriors от Koei и подражатели) как жанр: сотни персонажей, схватывающихся на одной карте, и главный персонаж, одним взмахом меча укладывающий десятки врагов.
Настольные игры[править]
- Warhammer (любой из трёх). Сорокатысячный — педаль в пол.
- По-настоящему педаль в пол выжимают фанаты с их CGI-ными фанатскими мультфильмами. Death of Hope Марка Спарка, Astartes Шьямы Педерсена, машинимы SODAZ… их немало появилось в последние годы.
- Dust 1947 — на первый взгляд, выглядит как разборки Механикусов по вопросам правильного использования ксенотехнологии и параллельное решение проблемы с культом Хаоса.
Музыка[править]
- Sabaton. А кто-то сомневался, что они тут будут?
- Manowar — ещё в большей степени, чем предыдущий пункт.
- Triarii. Сабатон на стероидах.
- Ну как на стероидах. В то время как «сапог» грызёт реквизит, эти пафосно декламируют под флейты и барабаны (что вживую смотрится не очень), демонстрируя другой аспект сабжа.
- Чайковский, «Увертюра 1812». Его же симфоническая картина, «Полтавская Битва» в «Мазепе».
- Amon Amarth — многие песни отлично ложатся на видеоряд Властелина колец, Игры престолов, Викингов и т. д.
- Ensiferum. Особенно Into Battle.
- Turisas
- Эпидемия — «Сказание на все времена».
- Английская народная песня cannons are roaring"
Изобразительное искусство[править]
Есть целый отдельный батальный жанр, в котором особо прославлены:
- Гобелен из Бойе, на котором придворные дамы супруги Вильгельма Завоевателя вышили битву при Гастингсе.
- «Битва под Оршей» неизвестного автора
- «Грюнвальдская битва» Яна Матейки.
- «Полтавское сражение» М. В.. Ломоносова.
- Ф. А. Рубо́ — «Оборона Севастополя» (в Крымскую), «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
- А. Дейнека, «Оборона Севастополя» (уже во Вторую мировую).
Штампы: явления и идеи | |
---|---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка • Эффект Стрейзанд |
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Бог любит троицу • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
Явления | • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел (Огнемёты — это отстой)/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч • Каждому своя разгадка) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Джва года ждут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка (Спасительное знание преданий) • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Могущество (говорит басом, даёт эхо, левитирует, светится) • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • На пальцах (Жест "Виктория" • Средний палец) • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Ожидалочка • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Почерки (Почерк врача, Как курица лапой, Пишет печатными буквами, Каллиграфический почерк) • Праздник непослушания/Судная ночь • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх (Легкая карьера) • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью (Лечение через удар) • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая (непобедимость • успешность) • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) vs Фантастический интернационализм • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
Неволя | Брать живымvs.Пленных не брать • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули (Привязан к кровати) • Побег (Выгнан из плена • Хлипкие верёвки, слабые замки) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец vs Аболиционист • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона |
Жанровые условности | Анатомия свинки Пеппы • Взрывы в космосе • Графическое выделение • Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь • Мультяшная физика • Мультяшные точечные глаза • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
Двойники | Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон) Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
Мета-явления | Художественная камасутра: Есть отдельный шаблон Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром Рубинского • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона |
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
Переборы | Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
← | Штамп • Основы |
- ↑ Стёганую куртку, надевавшуюся под, а иногда и вместо доспехов.