В каждой бочке затычка: различия между версиями
(Новая страница: «{{вкусовщина}} Этот второстепенный персонаж (не протагонист и не POV) появляется едва ли не в каждой сцене. Не оттого, что он мастер на все руки или составляет неотъемлемую часть сеттинга — как разумный бортов...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{вкусовщина}} | {{вкусовщина}} | ||
Этот второстепенный персонаж (не [[протагонист]] и не [[POV-персонаж|POV]]) появляется едва ли не в каждой сцене. Не оттого, что он [[Дилетант широкого профиля|мастер на все руки]] или составляет неотъемлемую часть [[сеттинг]] | Этот второстепенный персонаж (не [[протагонист]] и не [[POV-персонаж|POV]]) появляется едва ли не в каждой сцене. Не оттого, что он [[Дилетант широкого профиля|мастер на все руки]] или составляет неотъемлемую часть [[сеттинг]]а — как разумный бортовой компьютер космического корабля. И не для комического эффекта, как в тропе «[[Всё приходится делать самому]]». Ну и не оттого, что у нашего персонажа [[синдром хронического героизма]]. | ||
Просто автор вставляет его во все сцены из лени: вводить ещё один персонаж? Снова описывать внешность, раскрывать характер? Не-а. Вот у меня в прошлой главе был колоритный ассенизатор, а в этой сделаю-ка его же поваром. А дальше он же будет и почтальоном. | Просто автор вставляет его во все сцены из лени: вводить ещё один персонаж? Снова описывать внешность, раскрывать характер? Не-а. Вот у меня в прошлой главе был колоритный ассенизатор, а в этой сделаю-ка его же поваром. А дальше он же будет и почтальоном. | ||
В малобюджетном кино и театре часто бывает, что один и тот же актёр вынужден играть несколько персонажей или участвовать в других сценах в качестве статиста. При наличии таланта и фантазии можно сделать это изящно. Или поступить, как делают в [[Фрик-шоу|цирке]]: между собственными номерами акробат приклеивает усы и надевает униформу работника арены, а клоун во время акробатического номера стоит на подстраховке. Ну а если фантазии и вкуса не | В малобюджетном кино и театре часто бывает, что один и тот же актёр вынужден играть несколько персонажей или участвовать в других сценах в качестве статиста. При наличии таланта и фантазии можно сделать это изящно. Или поступить, как делают в [[Фрик-шоу|цирке]]: между собственными номерами акробат приклеивает усы и надевает униформу работника арены, а клоун во время акробатического номера стоит на подстраховке. Ну а если фантазии и вкуса не хватает — получается наш троп! | ||
Под троп подходит и ситуация, когда [[МТА]] непременно хочется выдать [[Попаданец|попаданцу]] в голову [[Не в ладах с бюрократией|министра финансов]] ещё и чуток [[Мэри-цзы]]. И вот уже наш великий экономист-реформатор учит генералов командовать армией, а | Под троп подходит и ситуация, когда [[МТА]] непременно хочется выдать [[Попаданец|попаданцу]] в голову [[Не в ладах с бюрократией|министра финансов]] ещё и чуток [[Мэри-цзы]]. И вот уже наш великий экономист-реформатор учит генералов командовать армией, а геологов — искать уран, а то и лично за рычагами танка ведёт в атаку мехкорпус против рыцарей Возрождения. | ||
Если второстепенный персонаж не появляется в каждой сцене, но многократно воскресает в сиквелах, это другой троп: [[Клизменный персонаж]]. | Если второстепенный персонаж не появляется в каждой сцене, но многократно воскресает в сиквелах, это другой троп: [[Клизменный персонаж]]. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «28 панфиловцев». В неплохом и свежем фильме о войне [[нет протагониста]], зато есть | * «28 панфиловцев». В неплохом и свежем фильме о войне [[нет протагониста]], зато есть затычка — вездесущий Добробабин. И это тем более странно, что в реале этот человек оказался перебежчиком и полицаем (два раза: второй раз сбежал уже от немцев и под другим именем опять зачислен в РККА), был прижизненно лишён ''посмертного'' звания Героя Советского Союза и отсидел (в СССР не реабилитирован, но получил-таки реабилитацию в самостийной). | ||
** Главная странность не в том, что он перебежал, а в том, что человека с такой биографией режиссёр столь активно выставляет героем. Было бы удивительно, если бы сняли фильм про защиту Москвы с героическим генералом Власовым на первых | ** Главная странность не в том, что он перебежал, а в том, что человека с такой биографией режиссёр столь активно выставляет героем. Было бы удивительно, если бы сняли фильм про защиту Москвы с героическим генералом Власовым на первых ролях — при том, что исторически такое действительно имело место. | ||
* «[[Малефисента]]: Владычица | * «[[Малефисента]]: Владычица тьмы» — Герда же! Появляется в каждой второй сцене, хоть как-то имеющей отношение к королевскому замку Ульстеда, а уж если там есть королева Ингрид — то и вовсе в каждой первой. [[Воин и ремесленник|Да]] [[Единственный, кому я доверяю|просто]] [[Божественный музыкант|вспомните]] [[Зловещий музыкант|список]] [[Крутой лучник|её]] [[Смертельное приглашение|занятий]]… | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Глухарь. Пятницкий. Карпов|Глухарь]]»: ёшкин кот, да есть ли на районе хоть что-то, чего НЕ крышует [[Оборотень в погонах|Стас Карпов]]?! | * «[[Глухарь. Пятницкий. Карпов|Глухарь]]»: ёшкин кот, да есть ли на районе хоть что-то, чего НЕ крышует [[Оборотень в погонах|Стас Карпов]]?! | ||
* «[[Папины дочки]] | * «[[Папины дочки]]» — Аллигатор-Федотов: если происходит что-то незаконное или связанное с большими деньгами, то он обычно в этом участвует или это возглавляет. | ||
* «[[Game of Thrones (TV)|Игра престолов]] | * «[[Game of Thrones (TV)|Игра престолов]]» — проститутка Роз. Заменяет чуть ли не половину половину статистов-женщин, а в постельных сценах — так и явно больше половины. К слову, [[Презренный Джа-Джа|фанатам это не понравилось]]. | ||
* | * «Аванпост» — Ченза. Пивовар/бармен/лекарь/полиглот/наркоторговец/детектив/[[Разрядка смехом|комик-релиф]], а также штатный [[умник]] и штатный [[Тупой приспешник|дурачок]] одновременно. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Happy Tree Friends]] | * [[Happy Tree Friends]] — Лампи. | ||
* [[My Little Pony]] | * [[My Little Pony]] — В первом сезоне мораль каждому эпизоду подавалась в виде «докладов» Твайлайт на имя Селестии, поэтому даже если в сюжете эпизода она и не фигурировала вообще, то всё равно как-то принимала участие, чтобы обоснованно письмо написать. Некоторых фанатов это излишне коробило. Похоже, коробило и некоторых сценаристов: в сезонах после четвёртого маятник качнулся в обратную крайность, и роль Твайлайт урезалась вплоть до мягкой [[Посадить в автобус|посадки в автобус]]. | ||
** «Детская шестёрка» из восьмого-девятого сезонов в ту же степь, ибо вставлялась почти в каждый эпизод по поводу и без и даже потеснили с главных ролей тех самых вечных героинь. Что забавно, кончили так же: посреди девятого сезона резко пропали из кадра и возникли уже только в гранд-финале. Учитывая [[Мягкий перезапуск|природу]] [[Производственный ад|последних двух]] сезонов, к сожалению, не удивительно. | ** «Детская шестёрка» из восьмого-девятого сезонов в ту же степь, ибо вставлялась почти в каждый эпизод по поводу и без и даже потеснили с главных ролей тех самых вечных героинь. Что забавно, кончили так же: посреди девятого сезона резко пропали из кадра и возникли уже только в гранд-финале. Учитывая [[Мягкий перезапуск|природу]] [[Производственный ад|последних двух]] сезонов, к сожалению, не удивительно. | ||
** В мета-смысле в основном именно за сабж так сильно не любили фанатов сериала в некоторых частях интернета, по крайней мере в период расцвета фан-сообщества. Брони [[Правило 85|ухитрялись ввинтить поняш практически везде, где можно и особенно где нельзя]], то обеспечивая [[бафос-нежданчик]], то просто выбешивая [[Мужчины не плачут|гордящихся]] [[Не мужское это дело|брутальностью]] граждан своим амплуа [[Взрослый мужик с игрушкой|взрослых с игрушками]] и/или [[Вечный ребёнок|вечных детей]]. С тех пор поутихло, но память о нашествии поней осталась. | ** В мета-смысле в основном именно за сабж так сильно не любили фанатов сериала в некоторых частях интернета, по крайней мере в период расцвета фан-сообщества. Брони [[Правило 85|ухитрялись ввинтить поняш практически везде, где можно и особенно где нельзя]], то обеспечивая [[бафос-нежданчик]], то просто выбешивая [[Мужчины не плачут|гордящихся]] [[Не мужское это дело|брутальностью]] граждан своим амплуа [[Взрослый мужик с игрушкой|взрослых с игрушками]] и/или [[Вечный ребёнок|вечных детей]]. С тех пор поутихло, но память о нашествии поней осталась. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[Gothic|Готика I,II,III]] | * «[[Gothic|Готика I,II,III]]» — Торус. Во всех трёх «Готиках» охраняет ворота. Во всех трёх «Готиках» игрок может его убить (но по сюжету это делать не обязательно), что не помешает ему «возродиться» в следующей игре. | ||
* Rise of the Tomb Raider: оказывается, что Троица приложила руку [[Так всё и было|ко многим историческим событиям]]. Например, устроила нашествие монголов на Русь, не говоря уже о всех бедах Крофтов. | * Rise of the Tomb Raider: оказывается, что Троица приложила руку [[Так всё и было|ко многим историческим событиям]]. Например, устроила нашествие монголов на Русь, не говоря уже о всех бедах Крофтов. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer 40,000]] | * [[Warhammer 40,000]] — ультрамарины же! И вообще см. раздел в статье «[[Пуффендуй]]» — там в делах каждой расы своя такая затычка есть. | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* На этом самом сайте есть такие произведения, которые за его пределами мало кому известны, но зато упоминаются в примерах чуть ли не каждой статьи о каком-либо тропе. Не будем указывать пальцем, тем более что их и так легко заметить. | * На этом самом сайте есть такие произведения, которые за его пределами мало кому известны, но зато упоминаются в примерах чуть ли не каждой статьи о каком-либо тропе. Не будем указывать пальцем, тем более что их и так легко заметить. | ||
** Справедливости ради, среди них есть не только всякий шлак, добавляемый из-за фанатского комплекса недооценённости/неполноценности, [[Лицемерный юмор|но и вполне годные, достойные внимания вещи]]. | ** Справедливости ради, среди них есть не только всякий шлак, добавляемый из-за фанатского комплекса недооценённости/неполноценности, [[Лицемерный юмор|но и вполне годные, достойные внимания вещи]]. | ||
* У DC этим некоторое время был Отряд Самоубийц: его пихали везде, где только можно. Со временем додумались, что в целом трешовый фильм почти единолично вытянула в популярность [[Сексуальный злодей|Харли]] [[Офелия|Квинн]] | * У DC этим некоторое время был Отряд Самоубийц: его пихали везде, где только можно. Со временем додумались, что в целом трешовый фильм почти единолично вытянула в популярность [[Сексуальный злодей|Харли]] [[Офелия|Квинн]] — и с тех пор стали усиленно педалировать уже [[Фансервис|её образ и прелести]] чуть ли не больше, чем [[Batman|первостепенных]] [[Batman/Joker|персонажей]] её франшизы. | ||
* Исторический анекдот: если при Петре I что-то где-то разворовывают, то замешан Меншиков. | * Исторический анекдот: если при Петре I что-то где-то разворовывают, то замешан Меншиков. Не редко так и было. | ||
** Сам | ** Сам Петр ни на секунду не переставал выдавать очередные модернизационные инициативы по мельчайшим поводам уровня "обязать крестьян каждое десятое бревно не колоть, а пилить, чтобы познали преимущества новой технологии". | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Версия 16:41, 27 марта 2022
Этот второстепенный персонаж (не протагонист и не POV) появляется едва ли не в каждой сцене. Не оттого, что он мастер на все руки или составляет неотъемлемую часть сеттинга — как разумный бортовой компьютер космического корабля. И не для комического эффекта, как в тропе «Всё приходится делать самому». Ну и не оттого, что у нашего персонажа синдром хронического героизма.
Просто автор вставляет его во все сцены из лени: вводить ещё один персонаж? Снова описывать внешность, раскрывать характер? Не-а. Вот у меня в прошлой главе был колоритный ассенизатор, а в этой сделаю-ка его же поваром. А дальше он же будет и почтальоном.
В малобюджетном кино и театре часто бывает, что один и тот же актёр вынужден играть несколько персонажей или участвовать в других сценах в качестве статиста. При наличии таланта и фантазии можно сделать это изящно. Или поступить, как делают в цирке: между собственными номерами акробат приклеивает усы и надевает униформу работника арены, а клоун во время акробатического номера стоит на подстраховке. Ну а если фантазии и вкуса не хватает — получается наш троп!
Под троп подходит и ситуация, когда МТА непременно хочется выдать попаданцу в голову министра финансов ещё и чуток Мэри-цзы. И вот уже наш великий экономист-реформатор учит генералов командовать армией, а геологов — искать уран, а то и лично за рычагами танка ведёт в атаку мехкорпус против рыцарей Возрождения.
Если второстепенный персонаж не появляется в каждой сцене, но многократно воскресает в сиквелах, это другой троп: Клизменный персонаж.
Примеры
Кино
- «28 панфиловцев». В неплохом и свежем фильме о войне нет протагониста, зато есть затычка — вездесущий Добробабин. И это тем более странно, что в реале этот человек оказался перебежчиком и полицаем (два раза: второй раз сбежал уже от немцев и под другим именем опять зачислен в РККА), был прижизненно лишён посмертного звания Героя Советского Союза и отсидел (в СССР не реабилитирован, но получил-таки реабилитацию в самостийной).
- Главная странность не в том, что он перебежал, а в том, что человека с такой биографией режиссёр столь активно выставляет героем. Было бы удивительно, если бы сняли фильм про защиту Москвы с героическим генералом Власовым на первых ролях — при том, что исторически такое действительно имело место.
- «Малефисента: Владычица тьмы» — Герда же! Появляется в каждой второй сцене, хоть как-то имеющей отношение к королевскому замку Ульстеда, а уж если там есть королева Ингрид — то и вовсе в каждой первой. Да просто вспомните список её занятий…
Телесериалы
- «Глухарь»: ёшкин кот, да есть ли на районе хоть что-то, чего НЕ крышует Стас Карпов?!
- «Папины дочки» — Аллигатор-Федотов: если происходит что-то незаконное или связанное с большими деньгами, то он обычно в этом участвует или это возглавляет.
- «Игра престолов» — проститутка Роз. Заменяет чуть ли не половину половину статистов-женщин, а в постельных сценах — так и явно больше половины. К слову, фанатам это не понравилось.
- «Аванпост» — Ченза. Пивовар/бармен/лекарь/полиглот/наркоторговец/детектив/комик-релиф, а также штатный умник и штатный дурачок одновременно.
Мультсериалы
- Happy Tree Friends — Лампи.
- My Little Pony — В первом сезоне мораль каждому эпизоду подавалась в виде «докладов» Твайлайт на имя Селестии, поэтому даже если в сюжете эпизода она и не фигурировала вообще, то всё равно как-то принимала участие, чтобы обоснованно письмо написать. Некоторых фанатов это излишне коробило. Похоже, коробило и некоторых сценаристов: в сезонах после четвёртого маятник качнулся в обратную крайность, и роль Твайлайт урезалась вплоть до мягкой посадки в автобус.
- «Детская шестёрка» из восьмого-девятого сезонов в ту же степь, ибо вставлялась почти в каждый эпизод по поводу и без и даже потеснили с главных ролей тех самых вечных героинь. Что забавно, кончили так же: посреди девятого сезона резко пропали из кадра и возникли уже только в гранд-финале. Учитывая природу последних двух сезонов, к сожалению, не удивительно.
- В мета-смысле в основном именно за сабж так сильно не любили фанатов сериала в некоторых частях интернета, по крайней мере в период расцвета фан-сообщества. Брони ухитрялись ввинтить поняш практически везде, где можно и особенно где нельзя, то обеспечивая бафос-нежданчик, то просто выбешивая гордящихся брутальностью граждан своим амплуа взрослых с игрушками и/или вечных детей. С тех пор поутихло, но память о нашествии поней осталась.
Видеоигры
- «Готика I,II,III» — Торус. Во всех трёх «Готиках» охраняет ворота. Во всех трёх «Готиках» игрок может его убить (но по сюжету это делать не обязательно), что не помешает ему «возродиться» в следующей игре.
- Rise of the Tomb Raider: оказывается, что Троица приложила руку ко многим историческим событиям. Например, устроила нашествие монголов на Русь, не говоря уже о всех бедах Крофтов.
Настольные игры
- Warhammer 40,000 — ультрамарины же! И вообще см. раздел в статье «Пуффендуй» — там в делах каждой расы своя такая затычка есть.
Прочее
- На этом самом сайте есть такие произведения, которые за его пределами мало кому известны, но зато упоминаются в примерах чуть ли не каждой статьи о каком-либо тропе. Не будем указывать пальцем, тем более что их и так легко заметить.
- Справедливости ради, среди них есть не только всякий шлак, добавляемый из-за фанатского комплекса недооценённости/неполноценности, но и вполне годные, достойные внимания вещи.
- У DC этим некоторое время был Отряд Самоубийц: его пихали везде, где только можно. Со временем додумались, что в целом трешовый фильм почти единолично вытянула в популярность Харли Квинн — и с тех пор стали усиленно педалировать уже её образ и прелести чуть ли не больше, чем первостепенных персонажей её франшизы.
- Исторический анекдот: если при Петре I что-то где-то разворовывают, то замешан Меншиков. Не редко так и было.
- Сам Петр ни на секунду не переставал выдавать очередные модернизационные инициативы по мельчайшим поводам уровня "обязать крестьян каждое десятое бревно не колоть, а пилить, чтобы познали преимущества новой технологии".