Это был только сон: различия между версиями
(Новая страница: «{{Q|pre=1|— Эх, какой сон замечательный мне сегодня снился! — выруливая на стоянку, произнес Семён. — Еду я по Москве, почему-то на раздолбанном фургоне, рядом ещё кто-то из наших… И вдруг вижу — на дороге стоит Завулон. Почему-то одет как бомж. Я газую и пыта...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|pre=1|— Эх, какой сон замечательный мне сегодня снился! — выруливая на стоянку, произнес Семён. — Еду я по Москве, почему-то на раздолбанном фургоне, рядом ещё кто-то из наших… И вдруг вижу — на дороге стоит Завулон. Почему-то одет как бомж. Я газую и пытаюсь его задавить! А он — хренась! И барьер ставит! Нас подкидывает в воздух, делаем сальто и перескакиваем через Завулона. Едем дальше. | {{Q|pre=1|— Эх, какой сон замечательный мне сегодня снился! — выруливая на стоянку, произнес Семён. — Еду я по Москве, почему-то на раздолбанном фургоне, рядом ещё кто-то из наших… И вдруг вижу — на дороге стоит Завулон. Почему-то одет как бомж. Я газую и пытаюсь его задавить! А он — хренась! И барьер ставит! Нас подкидывает в воздух, делаем сальто и перескакиваем через Завулона. Едем дальше. | ||
— Что ж ты не развернулся? — съязвил я. | — Что ж ты не развернулся? — съязвил я. | ||
Строка 12: | Строка 11: | ||
Зачем авторы это делают? Ну, как правило, чтобы некоторым образом предсказать/подсказать дальнейшее развитие событий. Но бывает и так, что просто [[Шутки ради|ради шутки]], [[бафос]]а, [[Разрядка смехом|разрядки смехом]] — или, наоборот, нагнетания там, где обстановка обычным образом не нагнетается. | Зачем авторы это делают? Ну, как правило, чтобы некоторым образом предсказать/подсказать дальнейшее развитие событий. Но бывает и так, что просто [[Шутки ради|ради шутки]], [[бафос]]а, [[Разрядка смехом|разрядки смехом]] — или, наоборот, нагнетания там, где обстановка обычным образом не нагнетается. | ||
{{Q|pre=1|Не так давно прочёл «Последний дозор». Впечатления двойственные. Отчасти понравилось, отчасти напоминает театр абсурда. Предлагаю Лукьяненко написать новую книгу о снах персонажей. Завязка. | {{Q|pre=1|Не так давно прочёл «Последний дозор». Впечатления двойственные. Отчасти понравилось, отчасти напоминает театр абсурда. Предлагаю Лукьяненко написать новую книгу о снах персонажей. Завязка. | ||
Строка 38: | Строка 30: | ||
Немного погодя. | Немного погодя. | ||
— Товарищи Ночной дозор. Я собрал вас здесь сегодня, потому что произошло странное событие. Антон, маг вне категорий, убил и практически растерзал обычного человека. Между рук у умерщвлённого оказалась сковородка — судя по всему, она была раскалена, ибо на ладонях у смертного отчетливо виднеются ожоги. Человек этот — режиссёр средней известности, зовут его [[Маратель канона|Тимур Бекмабетов]]…|[http://www.anekdot.ru/id/205075/ Некий Михаил]}} | — Товарищи Ночной дозор. Я собрал вас здесь сегодня, потому что произошло странное событие. Антон, маг вне категорий, убил и практически растерзал обычного человека. Между рук у умерщвлённого оказалась сковородка — судя по всему, она была раскалена, ибо на ладонях у смертного отчетливо виднеются ожоги. Человек этот — режиссёр средней известности, зовут его [[Маратель канона|Тимур Бекмабетов]]…|[http://www.anekdot.ru/id/205075/ Некий Михаил]}} | ||
== Примеры == | |||
=== Театр === | === Театр === | ||
* | * «Ночь святого Валентина». | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»: большая часть сюжета — сон Додсона. Но и во сне, на Диком Западе, и наяву, в нью-йоркской маклерской конторе, он [[Боливар не вынесет двоих|делает один и тот же выбор]]. | * О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»: большая часть сюжета — сон Додсона. Но и во сне, на Диком Западе, и наяву, в нью-йоркской маклерской конторе, он [[Боливар не вынесет двоих|делает один и тот же выбор]]. | ||
* «[[В час, когда луна взойдёт]]»: Игорь, возвращаясь домой, обнаруживает, что все его друзья зверски убиты. Он смотрит на свои руки, видит, что они в крови, и… просыпается. Этот сон — предвестие обвала Лотереи, из-за которого вампирские власти могли казнить 18 тысяч человек. | * «[[В час, когда луна взойдёт]]»: Игорь, возвращаясь домой, обнаруживает, что все его друзья зверски убиты. Он смотрит на свои руки, видит, что они в крови, и… просыпается. Этот сон — предвестие обвала Лотереи, из-за которого вампирские власти могли казнить 18 тысяч человек. | ||
Строка 50: | Строка 43: | ||
* Брэдли Дентон «Территория»: Сэм видит вещий сон и всеми силами старается не допустить его повторения в реальности. Потому что все остальные сны у него сбывались на 100 %. | * Брэдли Дентон «Территория»: Сэм видит вещий сон и всеми силами старается не допустить его повторения в реальности. Потому что все остальные сны у него сбывались на 100 %. | ||
* Леонид Панасенко «Как горько плакала Елена»: да, сон и бред от солнечного удара… Но кто может поручиться, что девочку это не ждёт во взрослой жизни в реальности? | * Леонид Панасенко «Как горько плакала Елена»: да, сон и бред от солнечного удара… Но кто может поручиться, что девочку это не ждёт во взрослой жизни в реальности? | ||
* Раннесоветский фантаст Виктор Гончаров любил этот троп. Сном оказываются и события романа [[Пещерное_человечество| | * Раннесоветский фантаст Виктор Гончаров любил этот троп. Сном оказываются и события романа [[Пещерное_человечество|"Век гигантов"]] (1925), и приключения героев "Долины смерти"(1925). | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* | * «Аэлита» Якова Протазанова — путешествие на Марс произошло во сне инженера Лося, а радиосигнал с Марса, якобы пойманный земными радиостанциями, был лишь обрывком рекламного слогана, увиденного Лосем накануне. | ||
* «[[Иван Васильевич меняет профессию]]»: путешествие во времени, т. е. почти весь фильм, кроме пролога и эпилога — сон Шурика. В отличие от изначального варианта пьесы Булгакова, где события сном не являлись; так стало лишь во второй редакции, откуда и перекочевало в экранизацию. | |||
** «Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова (вышел раньше «Ивана Васильевича», так что нельзя исключать, что Гайдай позаимствовал прием «Сны цветные, реальность — ч/б» оттуда). | |||
* | |||
* «[[Кошмар на улице Вязов]]» — [[инверсия]]. Герои прекрасно знают, что они во сне (за редкими исключениями), а все физические травмы, полученные ими во сне, проявляются и в жизни. Даже смертельные. ''Особенно'' смертельные. | * «[[Кошмар на улице Вязов]]» — [[инверсия]]. Герои прекрасно знают, что они во сне (за редкими исключениями), а все физические травмы, полученные ими во сне, проявляются и в жизни. Даже смертельные. ''Особенно'' смертельные. | ||
* «[[Семь психопатов]]» — игра с тропом. Один из главных героев — сценарист, который не может понять, как ему закончить свою работу. Приятель даёт ему совет — сделать всё происходящее сном одного из персонажей. И это несмотря на то, что ранее тот же персонаж обоснованно считал концовки со снами полной чушью. Впрочем, придуманная им концовка со сном выглядит хорошо, и действительно помогает сценаристу. | * «[[Семь психопатов]]» — игра с тропом. Один из главных героев — сценарист, который не может понять, как ему закончить свою работу. Приятель даёт ему совет — сделать всё происходящее сном одного из персонажей. И это несмотря на то, что ранее тот же персонаж обоснованно считал концовки со снами полной чушью. Впрочем, придуманная им концовка со сном выглядит хорошо, и действительно помогает сценаристу. | ||
* «[[Сумерки|Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2]]»: {{spoiler|вся финальная битва}} есть пророческое видение Элис, которое заставляет Вольтури отступить, таким образом избежав кровопролития и предотвратив увиденное Элис развитие событий. | * «[[Сумерки|Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2]]»: {{spoiler|вся финальная битва}} есть пророческое видение Элис, которое заставляет Вольтури отступить, таким образом избежав кровопролития и предотвратив увиденное Элис развитие событий. | ||
* «Улица полна неожиданностей»: скромный студент-милиционер, замученный наездами на советскую милицию и неблагодарностью тех, кого спасал, видит во сне как милиция отказывалась бы всем помогать, раз так не устраивает рядовых граждан. По сути эта сцена — наверное то, ради чего фильм снимался, и его главная мораль. После сна у героя всё в голове встаёт на место (видимо потому что хотя бы во сне «пар спустил»), и появляется возможность оперативно сработать в критической ситуации. | |||
* Российский чернушный фильм «Консервы»: все ужасы, произошедшие с главным героем в тюрьме, оказались всего-лишь сном. К сожалению, зрителям приходилось наблюдать его кошмар на протяжении полутора часов. | |||
* Советский фильм «Сыщик» — главный герой выслеживает бандита, который ехал с ним в купе, попадает в малину, где неожиданно видит и своего давнего обидчика-хулигана. Казалось бы, все дорожки сошлись в одну, но на самом деле это оказался только сон главного героя, и выслеживать бандита из купе (которым, к слову, оказался другой из попутчиков) только предстоит. | |||
* «Необратимость» Гаспара Ноэ — в конце фильма показывают беременную Алекс, дремлющую солнечным летним днём, и это может являеться намёком, что все события фильма всего лишь её кошмарный сон. | * «Необратимость» Гаспара Ноэ — в конце фильма показывают беременную Алекс, дремлющую солнечным летним днём, и это может являеться намёком, что все события фильма всего лишь её кошмарный сон. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Buffy the Vampire Slayer|Баффи — истребительница вампиров]]»: | * «[[Buffy the Vampire Slayer|Баффи — истребительница вампиров]]»: | ||
** В четвёртом сезоне Баффи слушает лекцию профессора Уолш о невербальных коммуникациях. Уолш просит её выйти на кафедру и лечь на стол, чтобы послужить демонстрацией. Баффи выполняет указание профессора, Райли целует её… и Баффи просыпается, потому что Уолш объявляет конец занятий на сегодня. Это — предсказание дальнейшего развития событий: на следующий день все жители Саннидейла потеряют голос и начнут общаться без слов, а Баффи и Райли объяснятся. | ** В четвёртом сезоне Баффи слушает лекцию профессора Уолш о невербальных коммуникациях. Уолш просит её выйти на кафедру и лечь на стол, чтобы послужить демонстрацией. Баффи выполняет указание профессора, Райли целует её… и Баффи просыпается, потому что Уолш объявляет конец занятий на сегодня. Это — предсказание дальнейшего развития событий: на следующий день все жители Саннидейла потеряют голос и начнут общаться без слов, а Баффи и Райли объяснятся. | ||
** Пятый сезон: Баффи приходит в склеп к Спайку, чтобы убить его, они сражаются… и через несколько секунд страстно целуются. Ещё через секунду Спайк в панике вскакивает: это был сон. Но этот сон заставил Спайка признаться себе: на самом деле он любит Истребительницу. | ** Пятый сезон: Баффи приходит в склеп к Спайку, чтобы убить его, они сражаются… и через несколько секунд страстно целуются. Ещё через секунду Спайк в панике вскакивает: это был сон. Но этот сон заставил Спайка признаться себе: на самом деле он любит Истребительницу. | ||
* «Даллас» — целый сезон, в котором погибал Бобби Юинг, создатели сериала бессовестно объявили сном одной из героинь после того, как рейтинги сериала с исчезновением с телеэкранов Патрика Даффи, игравшего Бобби, стремительно поползли вниз. | * «Даллас» — целый сезон, в котором погибал Бобби Юинг, создатели сериала бессовестно объявили сном одной из героинь после того, как рейтинги сериала с исчезновением с телеэкранов Патрика Даффи, игравшего Бобби, стремительно поползли вниз. | ||
* «[[Терминатор]]: Хроники Сары Коннор» — в одной из серий Сара, страдая от бессонницы, ложится в клинику сна, где, как выясняется, пациентов используют для экспериментов с человеческим мозгом под контролем Скайнет. Каждую ночь в клинике ей снится один и тот же кошмар: что её захватил и удерживает в плену бригадир фабрики, которого она до этого убила, и они беседуют в его фургоне. [[Вот это поворот]] как для зрителя, так и для самой Сары: как раз он-то жив и вполне реален, а вот клиника — кошмар, который она видит, находясь без сознания. | * «[[Терминатор]]: Хроники Сары Коннор» — в одной из серий Сара, страдая от бессонницы, ложится в клинику сна, где, как выясняется, пациентов используют для экспериментов с человеческим мозгом под контролем Скайнет. Каждую ночь в клинике ей снится один и тот же кошмар: что её захватил и удерживает в плену бригадир фабрики, которого она до этого убила, и они беседуют в его фургоне. [[Вот это поворот]] как для зрителя, так и для самой Сары: как раз он-то жив и вполне реален, а вот клиника — кошмар, который она видит, находясь без сознания. | ||
* | * «Папины дочки» — аверсия (или зигзаг?): ГГ кажется, что идея, которую подсказала Оксана, и поцелуй — приятный сон. Оказывается, что нет… по крайней мере разговор не был сном. И все остальное… или не сон только частично. | ||
* Молодёжка сделала это практически фишкой сериала. В каждой серии появляется тот или иной сон Семёна Бакина. Собственно сериал начинаетс с него. | |||
* | |||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «Batman: The Animated Series» | * «Batman: The Animated Series»: одна из серий начинается с того, что Джим Гордон, переполненный жаждой мести, с полицией штурмует убежище Бэтмена. [[Флэшфорвард|Чуть позже выясняется]], что всему виной является смерть его дочери Барбары, в которой был косвенно виноват Брюс. В итоге всё приводит к развязке, в которой Бэтмен и Джим Гордон погибают, упав с крыши. И после этого выясняется, что все события серии были лишь сном Барбары, которая находилась под трипом от яда Пугало. | ||
* «Гадкие американцы»: [[Шоу внутри шоу|«Уволен с позором»]], любимое шоу Граймса, Келли и других друзей Марка, заканчивается, и оказывается, что все шесть сезонов были просто сном ангела. | |||
* [[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашки-Ниндзя]] - в одной из серий черепашкам снится, что было бы, если бы их (черепашек) не было (Шреддер и Кренг захватили мир и т. д.) | |||
* «Гадкие американцы» | |||
* | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Строка 118: | Строка 76: | ||
* Osananajimi wa Onnanoko ni Naare («Мой друг детства обязан стать девушкой») — однажды герой, до того неоднократно сопротивлявшийся превращению в девушку согласно желанию друга, уже просыпается девушкой…и все вокруг уверены, что так оно и было всегда! Даже родная мать и тот самый друг уверены — да, он всегда был девушкой. К тому же, в отличие от изначального сеттинга, здесь нет ни фей, ни прочих чудес — этот мир куда более похож на реальность. ГГ уже и сам начинает сомневаться, не приснилась ли ему жизнь парнем, но многочисленные нестыковки в воспоминаниях позволяют раскрыть, что это была хитро наведенная иллюзорная реальность. | * Osananajimi wa Onnanoko ni Naare («Мой друг детства обязан стать девушкой») — однажды герой, до того неоднократно сопротивлявшийся превращению в девушку согласно желанию друга, уже просыпается девушкой…и все вокруг уверены, что так оно и было всегда! Даже родная мать и тот самый друг уверены — да, он всегда был девушкой. К тому же, в отличие от изначального сеттинга, здесь нет ни фей, ни прочих чудес — этот мир куда более похож на реальность. ГГ уже и сам начинает сомневаться, не приснилась ли ему жизнь парнем, но многочисленные нестыковки в воспоминаниях позволяют раскрыть, что это была хитро наведенная иллюзорная реальность. | ||
* [[Hyouka]], пополам с [[фиолетовые глаза уникальности]] — в присутствии Читанды главному герою иногда [http://www.youtube.com/watch?v=GPNDqAF03V8&fmt=18 мерещется] что-то поначалу реалистичное, но переходящее в абсурд. А в конце аниме {{spoiler|он даже ей де-факто признался, правда, {{spoiler|это оказался тоже такой сон/фантазия/мечта, а в реальности ничего не было!}}}} Слили, да. | * [[Hyouka]], пополам с [[фиолетовые глаза уникальности]] — в присутствии Читанды главному герою иногда [http://www.youtube.com/watch?v=GPNDqAF03V8&fmt=18 мерещется] что-то поначалу реалистичное, но переходящее в абсурд. А в конце аниме {{spoiler|он даже ей де-факто признался, правда, {{spoiler|это оказался тоже такой сон/фантазия/мечта, а в реальности ничего не было!}}}} Слили, да. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* «Скорая помощь» — «Ночной кошмар»: поначалу кажется, что это «[[Жизнь есть сон]]», но в конце так и говорится: «'''Это был только сон''', но подобных чудес я вторично не переживу». | |||
* Демидыч, «Мне приснился как-то сон про автовождение»: водителю снится, будто все участники дорожного движения стали исключительно вежливыми и обходительными, гаишники не берут взяток, а дороги повсюду тщательно отремонтированы. ''«Если едете быстрей — сразу вам дорогу… Тут меня толкнули в бок: „Хватит спать, Серега“»'' | |||
* Big Russian Boss — Кошмар (Брат, братан, братишка). «Я перепил вчера, но не был накурен в подъезде». | |||
* «Скорая | * Bowling For Soup — My Wena. В клипах, в отличие от реальной жизни, девушка [[Непристойно — значит смешно|в костюме фаллоса]] никого не удивляет... Но в конце видео вокалист просыпается в постели с собачкой по имени [[Игра слов|Ви́на]]. | ||
* Демидыч, «Мне приснился как-то сон про автовождение»: водителю снится, будто все участники дорожного движения стали исключительно вежливыми и обходительными, гаишники не берут взяток, а дороги повсюду тщательно отремонтированы. «Если едете быстрей — сразу вам дорогу… Тут меня толкнули в бок: „Хватит спать, | |||
* Big Russian | |||
* Bowling For Soup | |||
{{Nav/Sleep}} | {{Nav/Sleep}} | ||
{{Nav/Endings}} | {{Nav/Endings}} | ||
{{Nav/Место действия}} | {{Nav/Место действия}} |
Версия 23:08, 18 апреля 2022
« | — Эх, какой сон замечательный мне сегодня снился! — выруливая на стоянку, произнес Семён. — Еду я по Москве, почему-то на раздолбанном фургоне, рядом ещё кто-то из наших… И вдруг вижу — на дороге стоит Завулон. Почему-то одет как бомж. Я газую и пытаюсь его задавить! А он — хренась! И барьер ставит! Нас подкидывает в воздух, делаем сальто и перескакиваем через Завулона. Едем дальше. |
» |
— Сергей Лукьяненко, «Последний дозор» |
Троп «жизнь есть сон» — о том, как персонаж приключается в сказочных краях, пока его тело мирно похрапывает. Наш троп, хоть и сродни, но всё-таки совсем о другом.
Персонажу не снятся никакие сказочные края. Напротив, в его сне события развиваются самым что ни на есть реалистическим (в рамках данного сеттинга) образом, так что аудитория вместе с героем думает, что они происходят в реальности. И вдруг герой просыпается — или происходит нечто настолько дикое, что он (и аудитория с ним вместе) догадывается, что произошедшее было лишь сном.
Зачем авторы это делают? Ну, как правило, чтобы некоторым образом предсказать/подсказать дальнейшее развитие событий. Но бывает и так, что просто ради шутки, бафоса, разрядки смехом — или, наоборот, нагнетания там, где обстановка обычным образом не нагнетается.
« | Не так давно прочёл «Последний дозор». Впечатления двойственные. Отчасти понравилось, отчасти напоминает театр абсурда. Предлагаю Лукьяненко написать новую книгу о снах персонажей. Завязка. |
» |
— Некий Михаил |
Примеры
Театр
- «Ночь святого Валентина».
Литература
- О. Генри, «Дороги, которые мы выбираем»: большая часть сюжета — сон Додсона. Но и во сне, на Диком Западе, и наяву, в нью-йоркской маклерской конторе, он делает один и тот же выбор.
- «В час, когда луна взойдёт»: Игорь, возвращаясь домой, обнаруживает, что все его друзья зверски убиты. Он смотрит на свои руки, видит, что они в крови, и… просыпается. Этот сон — предвестие обвала Лотереи, из-за которого вампирские власти могли казнить 18 тысяч человек.
- «Сердце меча»: Дик видит сон, в котором его снова ловит Моро, и просыпается. В дальнейшем этот сон оказывается вещим.
- Ольга Голотвина «Крылья распахнуть!»: Эрл Бенц просыпается. Хреновато он выглядит: в сорок — на все пятьдесят, обрюзг, растолстел. Жена, даром что первая фрейлина королевы, достала до печёнок, да и хрен бы с ней, пусть со своими любовниками развлекается. Королева-любовница тоже всю душу вымотала — не любит она его, да и он от венценосной подруги устал. В небо он не поднимался уже… и не помнит, с каких пор! Что ни день — то советы да заседания, на корабль зайти некогда. Хреновая жизнь у верховного адмирала воздушного флота, тоскливая… На этом месте весёлый и бесшабашный капитан Дик Бенц в ужасе проснулся (на сей раз по-настоящему) — и дал дёру и от решившей облагодетельствовать его принцессы, и от привидевшегося унылого и безрадостного будущего.
- Брэдли Дентон «Территория»: Сэм видит вещий сон и всеми силами старается не допустить его повторения в реальности. Потому что все остальные сны у него сбывались на 100 %.
- Леонид Панасенко «Как горько плакала Елена»: да, сон и бред от солнечного удара… Но кто может поручиться, что девочку это не ждёт во взрослой жизни в реальности?
- Раннесоветский фантаст Виктор Гончаров любил этот троп. Сном оказываются и события романа "Век гигантов" (1925), и приключения героев "Долины смерти"(1925).
Кино
- «Аэлита» Якова Протазанова — путешествие на Марс произошло во сне инженера Лося, а радиосигнал с Марса, якобы пойманный земными радиостанциями, был лишь обрывком рекламного слогана, увиденного Лосем накануне.
- «Иван Васильевич меняет профессию»: путешествие во времени, т. е. почти весь фильм, кроме пролога и эпилога — сон Шурика. В отличие от изначального варианта пьесы Булгакова, где события сном не являлись; так стало лишь во второй редакции, откуда и перекочевало в экранизацию.
- «Человек ниоткуда» Эльдара Рязанова (вышел раньше «Ивана Васильевича», так что нельзя исключать, что Гайдай позаимствовал прием «Сны цветные, реальность — ч/б» оттуда).
- «Кошмар на улице Вязов» — инверсия. Герои прекрасно знают, что они во сне (за редкими исключениями), а все физические травмы, полученные ими во сне, проявляются и в жизни. Даже смертельные. Особенно смертельные.
- «Семь психопатов» — игра с тропом. Один из главных героев — сценарист, который не может понять, как ему закончить свою работу. Приятель даёт ему совет — сделать всё происходящее сном одного из персонажей. И это несмотря на то, что ранее тот же персонаж обоснованно считал концовки со снами полной чушью. Впрочем, придуманная им концовка со сном выглядит хорошо, и действительно помогает сценаристу.
- «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2»: вся финальная битва есть пророческое видение Элис, которое заставляет Вольтури отступить, таким образом избежав кровопролития и предотвратив увиденное Элис развитие событий.
- «Улица полна неожиданностей»: скромный студент-милиционер, замученный наездами на советскую милицию и неблагодарностью тех, кого спасал, видит во сне как милиция отказывалась бы всем помогать, раз так не устраивает рядовых граждан. По сути эта сцена — наверное то, ради чего фильм снимался, и его главная мораль. После сна у героя всё в голове встаёт на место (видимо потому что хотя бы во сне «пар спустил»), и появляется возможность оперативно сработать в критической ситуации.
- Российский чернушный фильм «Консервы»: все ужасы, произошедшие с главным героем в тюрьме, оказались всего-лишь сном. К сожалению, зрителям приходилось наблюдать его кошмар на протяжении полутора часов.
- Советский фильм «Сыщик» — главный герой выслеживает бандита, который ехал с ним в купе, попадает в малину, где неожиданно видит и своего давнего обидчика-хулигана. Казалось бы, все дорожки сошлись в одну, но на самом деле это оказался только сон главного героя, и выслеживать бандита из купе (которым, к слову, оказался другой из попутчиков) только предстоит.
- «Необратимость» Гаспара Ноэ — в конце фильма показывают беременную Алекс, дремлющую солнечным летним днём, и это может являеться намёком, что все события фильма всего лишь её кошмарный сон.
Телесериалы
- «Баффи — истребительница вампиров»:
- В четвёртом сезоне Баффи слушает лекцию профессора Уолш о невербальных коммуникациях. Уолш просит её выйти на кафедру и лечь на стол, чтобы послужить демонстрацией. Баффи выполняет указание профессора, Райли целует её… и Баффи просыпается, потому что Уолш объявляет конец занятий на сегодня. Это — предсказание дальнейшего развития событий: на следующий день все жители Саннидейла потеряют голос и начнут общаться без слов, а Баффи и Райли объяснятся.
- Пятый сезон: Баффи приходит в склеп к Спайку, чтобы убить его, они сражаются… и через несколько секунд страстно целуются. Ещё через секунду Спайк в панике вскакивает: это был сон. Но этот сон заставил Спайка признаться себе: на самом деле он любит Истребительницу.
- «Даллас» — целый сезон, в котором погибал Бобби Юинг, создатели сериала бессовестно объявили сном одной из героинь после того, как рейтинги сериала с исчезновением с телеэкранов Патрика Даффи, игравшего Бобби, стремительно поползли вниз.
- «Терминатор: Хроники Сары Коннор» — в одной из серий Сара, страдая от бессонницы, ложится в клинику сна, где, как выясняется, пациентов используют для экспериментов с человеческим мозгом под контролем Скайнет. Каждую ночь в клинике ей снится один и тот же кошмар: что её захватил и удерживает в плену бригадир фабрики, которого она до этого убила, и они беседуют в его фургоне. Вот это поворот как для зрителя, так и для самой Сары: как раз он-то жив и вполне реален, а вот клиника — кошмар, который она видит, находясь без сознания.
- «Папины дочки» — аверсия (или зигзаг?): ГГ кажется, что идея, которую подсказала Оксана, и поцелуй — приятный сон. Оказывается, что нет… по крайней мере разговор не был сном. И все остальное… или не сон только частично.
- Молодёжка сделала это практически фишкой сериала. В каждой серии появляется тот или иной сон Семёна Бакина. Собственно сериал начинаетс с него.
Мультсериалы
- «Batman: The Animated Series»: одна из серий начинается с того, что Джим Гордон, переполненный жаждой мести, с полицией штурмует убежище Бэтмена. Чуть позже выясняется, что всему виной является смерть его дочери Барбары, в которой был косвенно виноват Брюс. В итоге всё приводит к развязке, в которой Бэтмен и Джим Гордон погибают, упав с крыши. И после этого выясняется, что все события серии были лишь сном Барбары, которая находилась под трипом от яда Пугало.
- «Гадкие американцы»: «Уволен с позором», любимое шоу Граймса, Келли и других друзей Марка, заканчивается, и оказывается, что все шесть сезонов были просто сном ангела.
- Черепашки-Ниндзя - в одной из серий черепашкам снится, что было бы, если бы их (черепашек) не было (Шреддер и Кренг захватили мир и т. д.)
Аниме и манга
- Дзюндзи Ито «The Souichi Front» — злодей-недотёпа Соичи Цуджи вырос, окрутел, обзавёлся женой (монстром-супермоделью по имени Фучи) и сыном-людоедом Бинзо, научился грамотно пользоваться своими огромными способностями и начал подчинять себе всю Японию. В конце выяснилось, что «завоевание» ему приснилось, и Соичи по-прежнему 11-летний недалёкий школьник с завышенным самомнением.
- Tsugumomo (Цугумомо) — Определенно, автор смотрел «Inception». 42 глава манги начинается с обычного утра…только герои внезапно сменили пол на противоположный. Тем не менее, никого это — ни их, ни окружающих — не волнует, будто так оно было всегда. В ключевой момент один из них по наитию просит достать личные амулеты-детекторы сверхъестественного (они сигнализируют все разом) и показывает лист из блокнота с надписью «Это сон» — и тут герои вспоминают свою истинную сущность и цель.
- Osananajimi wa Onnanoko ni Naare («Мой друг детства обязан стать девушкой») — однажды герой, до того неоднократно сопротивлявшийся превращению в девушку согласно желанию друга, уже просыпается девушкой…и все вокруг уверены, что так оно и было всегда! Даже родная мать и тот самый друг уверены — да, он всегда был девушкой. К тому же, в отличие от изначального сеттинга, здесь нет ни фей, ни прочих чудес — этот мир куда более похож на реальность. ГГ уже и сам начинает сомневаться, не приснилась ли ему жизнь парнем, но многочисленные нестыковки в воспоминаниях позволяют раскрыть, что это была хитро наведенная иллюзорная реальность.
- Hyouka, пополам с фиолетовые глаза уникальности — в присутствии Читанды главному герою иногда мерещется что-то поначалу реалистичное, но переходящее в абсурд. А в конце аниме он даже ей де-факто признался, правда, это оказался тоже такой сон/фантазия/мечта, а в реальности ничего не было! Слили, да.
Музыка
- «Скорая помощь» — «Ночной кошмар»: поначалу кажется, что это «Жизнь есть сон», но в конце так и говорится: «Это был только сон, но подобных чудес я вторично не переживу».
- Демидыч, «Мне приснился как-то сон про автовождение»: водителю снится, будто все участники дорожного движения стали исключительно вежливыми и обходительными, гаишники не берут взяток, а дороги повсюду тщательно отремонтированы. «Если едете быстрей — сразу вам дорогу… Тут меня толкнули в бок: „Хватит спать, Серега“»
- Big Russian Boss — Кошмар (Брат, братан, братишка). «Я перепил вчера, но не был накурен в подъезде».
- Bowling For Soup — My Wena. В клипах, в отличие от реальной жизни, девушка в костюме фаллоса никого не удивляет... Но в конце видео вокалист просыпается в постели с собачкой по имени Ви́на.