Конфликт поколений: различия между версиями
Hyyudu (обсуждение | вклад) (→Музыка) |
|||
Строка 11: | Строка 11: | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Аристофан, | * Аристофан, «Облака» — отец и сын ругаются по поводу различий между старыми и новыми пьесами. Легкомысленный длинноволосый сын называет классические пьесы устаревшими и предлагает на замену им новые, но старик выходит из себя и называет их безнравственными. | ||
* Д. | * Д. И. Фонвизин, «[[Недоросль]]». Не в первую очередь, но и это тоже. Причём, что характерно, «дети» (Милон и Софья) находят себе союзников против «отцов» (Простаковых) в лице «дедов» (Стародума и Правдина). | ||
* А. | * А. С. Грибоедов, «[[Горе от ума]]» — Чацкий и Фамусов. Хотя тут дело не только и не столько в поколениях. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* [[Наше Всё|А. | * [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «Скупой рыцарь», «Борис Годунов» и «Станционный смотритель». | ||
* И. | * И. С. Тургенев, «[[Отцы и дети]]» — [[кодификатор]] для отечественного читателя. | ||
* А. | * А. Н. Толстой, «Четыре века» — Авдотья Максимовна была властной, консервативной барыней, ее дочь Варвара стала революционеркой, внучка Наташа выросла слабовольной дамочкой без каких-либо убеждений, правнучка Гаяна («значит — земная, имя не то адское, не то собачье», с точки зрения прабабушки) — веселая, волевая, энергичная девушка начала XX века. | ||
* Е. Дударь, «[[Красная Шапочка]] | * Е. Дударь, «[[Красная Шапочка]]» — метапример. Если воспринимать прямо (как рекомендовали те, кто в свое время додумался включить ''это'' в школьную программу) — манифест ненависти автора к молодому поколению, если считать стебом — насмешка над соответствующим явлением. Ну а как еще можно воспринять рассказ про типичную [[Альфа-сука|альфа-суку]] из 90-х, которая оказывается [[некропедозоофил]]ом и, похоже, [[каннибал]]ом? | ||
* [[Метавселенная Рудазова]], «[[Паргоронские байки]]» — сабж очень хорошо виден на примере [[гордая и воинственная раса|гохерримов]]. Первородные Зубы — уважающая только силу гопота, считающая старый уклад, при котором Паргорон вообще и они лично постоянно куда-нибудь масштабно вторгались и кого-то истребляли, идеальным. Но старики уже второго поколения, такие как Хаварпагон или Янгфанхофен, вполне довольны своей ролью в новом, относительно мирном Паргороне, и таких вещей, как [[геноцид]] нактархимов, откровенно стыдятся. А молодёжь и вовсе иногда осмеливается пошатывать скрепы из тех, которые в кодексе не прописаны, но в обычай уже давно вошли. | |||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* Э. | * Э. Л. Войнич, «[[Овод]]» — главный герой и его биологический отец кардинал Монтанелли. | ||
* «Хвала и Слава» Ивашкевича. | * «Хвала и Слава» Ивашкевича. Неоднократно. Старый лакей Станислав Вевюрский и его сын, коммунист-рабочий Янек. Пани Эвелина Ройская и её сын Валерек. Старый граф Мышинский и его сын Януш. Княгиня Мария Билинская и её сын Алек. Ола Голомбек и её дети, Анджей и Геленка. Старики Шиллеры и их дети, композитор Эдгар и певица Эльжбета. Железнодорожник/крестьянин — старый Спыхала и его сын, дипломат Казимеж. | ||
* Эдна Фербер, «Плавучий | * Эдна Фербер, «Плавучий театр» — все почти как у Бидструпа. Сначала юная Магнолия, «маленький чертенок», выросший на Миссисипи, конфликтует со своей матерью Парти Энн, серьезной, хозяйственной и «в душе остающейся [[Старая дева|старой девой»]]. А потом юная Ким, серьезная, рассудительная и трудолюбивая, — с порывистой и местами легкомысленной, хоть и прошедшей трудный путь матерью Магнолией. Впрочем, в обоих случаях конфликт довольно тихий. | ||
* Кристине Нёстлингер, «Долой огуречного короля!» ( | * Кристине Нёстлингер, «Долой огуречного короля!» (1972 г.) — Австрия, семья служащего, дедушка придерживается левых взглядов, отец семейства очень консервативен, мать — аполитичная домохозяйка, детям ближе дедушка, да и в школе их учат тому, что злит отца: {{Q|pre=1| | ||
«Отец, я прошу тебя, — крикнул папа, — это же совершенно неинтересно! Не заводи, бога ради, свои старые песни!» … Дед заметил, что это называется не путч, а революция. … | «Отец, я прошу тебя, — крикнул папа, — это же совершенно неинтересно! Не заводи, бога ради, свои старые песни!» … Дед заметил, что это называется не путч, а революция. … | ||
«Какого черта, — сказал папа, — это ведь одно и то же!» | «Какого черта, — сказал папа, — это ведь одно и то же!» | ||
Строка 33: | Строка 35: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Лето. Одноклассники. | * «Лето. Одноклассники. Любовь» — фильм целиком об этом. | ||
* «По семейным | * «По семейным обстоятельствам» — конфликт аж трёх поколений. Когда конфликт между молодой семьёй и «старой» (45 лет примерно) тёщей улажен, тёща влюбляется и сама оказывается в роли «младшенькой» перед потенциальной свекровью. | ||
* «Взрослые | * «Взрослые дети» — по духу нечто вроде прототипа предыдущего фильма. Намного унылее (ну, или автор правки с изображёнными поколениями никак не пересекался), зато можно полюбоваться молоденьким Демьяненко, который ещё не блондин и ещё не [[Фильмы Гайдая#Сквозные персонажи|Шурик]]. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Аббатство Даунтон]] | * «[[Аббатство Даунтон]]» — вдовствующая графиня Вайолет и её невестка, графиня Кора. Великолепно подчёркнуто в последнем эпизоде, когда старуха отказывается от последних остатков былой власти и признаёт что и дом, и госпиталь, и всё графство: «Это теперь твоё королевство, и я не сомневаюсь что ты великолепно с ним справляешься». | ||
=== [[Телевидение]] === | === [[Телевидение]] === | ||
* Поздние выпуски телеигры «Великолепная семерка» (начала 1990-х) с Р. Фокиным и С. Белоголовцевым на НТВ. Тогда соревновались не подростки командами 7 на 7, а команда «отцов» ( | * Поздние выпуски телеигры «Великолепная семерка» (начала 1990-х) с Р. Фокиным и С. Белоголовцевым на НТВ. Тогда соревновались не подростки командами 7 на 7, а команда «отцов» (то есть представители старшего поколения) и команда «детей» (младшее поколение). Заодно и жирная отсылка к Тургеневу. В команде «отцов» было три человека, «детей» — четыре, итого семь. На в конкурсах (кроме некоторых) команда отправляла двух делегатов, реже — одного. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Дозор джунглей». Пополам с [[Отец с поводком]]. В начале мультфильма можно наблюдать конфликт в семье тушканчиков из-за того, что отцу модный наряд дочери показался слишком вульгарным. Судя по тому, что в разговоре с подружками обиженный подросток заявил «Это всё опять мой папаша», это у них уже не в первый раз. | * «Дозор джунглей». Пополам с [[Отец с поводком]]. В начале мультфильма можно наблюдать конфликт в семье тушканчиков из-за того, что отцу модный наряд дочери показался слишком вульгарным. Судя по тому, что в разговоре с подружками обиженный подросток заявил «Это всё опять мой папаша», это у них уже не в первый раз. | ||
* | * «Кунг-фу Панда 2» — с прикрученным фитильком, лорд Шэнь. Взаимное непонимание заканчивается разлукой сына и родителей, а впоследствии — и разрушением сыном любых напоминаний о совместном прошлом (вплоть до выкидывания из окна шикарного отцовского трона). | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* Jimmy | * Jimmy Cool — Люциус Ужасный VII и его отец, Люциус Ужасный VI. В одной из серий также были представлены их более старые предки (вплоть до Люциуса Ужасного II) и все они начали друг с другом спорить. | ||
* | * «Герои Энвелла» — отношения Арта с отцом — не лучшие, наполнены недопониманием, разностью «игровых» эпох, в которые они оба погружены. Фил с отцом ссорится из-за карманных расходов, а Киру сдают в нелюбимую ей школу. | ||
* | * «[[Смешарики]]» — встречается неоднократно. Эликсир взрослости, потерянное время, отчасти «Педагогическая поэма», взаимоотношения Нюши и Совуньи, просто Пин и Биби — ну как, Вы уверены, что не смотрите развёрнутую экранизацию Тургенева? | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[DC]] | * [[DC]] — По крайней мере, первый, второй и четвертый Робины рано или поздно приходят к мысли, что они знают, как лучше, а [[Бэтмен|батя]] не шарит. Дик Грейсон уходит вершить собственное правосудие в собственном костюме, Дэмиен зачастую игнорирует приказы и веления отца, а Джейсон Тодд в конце концов расплачивается за свою самонадеянность, попав в лапы к [[Джокер]]у. | ||
** Грейсон не сам ушёл, а был уволен: по изначальной версии за профнепрегодность после того, как словил пулю в плечо от Джокера и Бэтсу ради его спасения пришлось клоуна отпустить, по более | ** Грейсон не сам ушёл, а был уволен: по изначальной версии за профнепрегодность после того, как словил пулю в плечо от Джокера и Бэтсу ради его спасения пришлось клоуна отпустить, по более поздней — пытался совмещать супергеройство с учёбой в университете, что требующего полной самоотдачи Кажана не устраивало. | ||
=== [[Аниме]] и [[ | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[One Piece]] | * [[One Piece]] — более опытные и состоявшиеся пираты и дозорные с неприязнью смотрят на более молодых и неопытных представителей «Худшего Поколения». | ||
** Особенно заметен конфликт главного героя, Монки Д. Луффи, и его деда, Монки Д. Гарпа. Дед хотел, чтобы его внук стал дозорным, но тот без конца заявлял, что станет пиратом и позже таковым действительно стал. | ** Особенно заметен конфликт главного героя, Монки Д. Луффи, и его деда, Монки Д. Гарпа. Дед хотел, чтобы его внук стал дозорным, но тот без конца заявлял, что станет пиратом и позже таковым действительно стал. | ||
* | * «Стимбой» — три поколения семьи Стимов: Ллойд Стим (дед), Эдвард Стим (отец), Джеймс Стим (внук/сын). И их конфликты поколений привязаны к работе. А «работа» влияет на судьбы мира. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 69: | Строка 71: | ||
Бьются в кровь о железную старость, | Бьются в кровь о железную старость, | ||
Наши дети ругаются матом, | Наши дети ругаются матом, | ||
Нас самих почти не | Нас самих почти не осталось…|Високосный Год, «Метро»}} | ||
* Джиган и Полина Скай — клип «Жизнь моя». В начале видео героиня ссорится с родителями из-за того, что они организовали ей немодный и слишком детский день рождения, после чего убегает из дома. | * Джиган и Полина Скай — клип «Жизнь моя». В начале видео героиня ссорится с родителями из-за того, что они организовали ей немодный и слишком детский день рождения, после чего убегает из дома. | ||
* Spa City — песня и клип «Малолетняя дочь». | * Spa City — песня и клип «Малолетняя дочь». |
Версия 15:00, 18 сентября 2023
« | — Ты застрял в восьмидесятых. — Каждое поколение застревает в своей юности, а потом ругает следующие поколения, что они застряли в своих юностях. | » |
— Брайанна Рид, «#Пыльвглаза» |
« | Непосильные труды истощили предков совершенно – в те времена житуха в Райском Уголке была не сахар. В школах о тех временах учителя толкуют всякий раз, когда хотят урезонить испорченную современную молодежь. Мы, в общем, им не возражаем, то есть не говорим им в ответ, что они, верно, испорчены не меньше нашего – если учесть, что за последнюю тысячу лет на нашей планете ничегошеньки не изменилось. | » |
— Гарри Гаррисон, «Рождение Стальной Крысы» |

Конфликт поколений — это появление разногласий между персонажами разного возраста. Самыми яркими примерами могут послужить ситуации общения между детьми и родителями, бабушками, дедушками.
Что же склоняет персонажей из разных поколений к конфликтам? В зависимости от сеттинга, в формировании сознания персонажа из молодого поколения могло повлиять какое-то важное событие, которое с треском воспринимали представители более старшего поколения, которые в то время были взрослыми/молодыми созданиями с уже сформированной личностью. Либо же у персонажей разного возраста отличаются особенности мировоззрения (отношение к миру, установленному порядку, добру и злу, технологиям, роли современности и пр.), что опять же провоцирует на конфликт.
Инверсия — дружба между поколениями. Близкий троп — Яблоко от яблони далеко падает.
Примеры
Театр
- Аристофан, «Облака» — отец и сын ругаются по поводу различий между старыми и новыми пьесами. Легкомысленный длинноволосый сын называет классические пьесы устаревшими и предлагает на замену им новые, но старик выходит из себя и называет их безнравственными.
- Д. И. Фонвизин, «Недоросль». Не в первую очередь, но и это тоже. Причём, что характерно, «дети» (Милон и Софья) находят себе союзников против «отцов» (Простаковых) в лице «дедов» (Стародума и Правдина).
- А. С. Грибоедов, «Горе от ума» — Чацкий и Фамусов. Хотя тут дело не только и не столько в поколениях.
Литература
Русскоязычная
- А. С. Пушкин, «Скупой рыцарь», «Борис Годунов» и «Станционный смотритель».
- И. С. Тургенев, «Отцы и дети» — кодификатор для отечественного читателя.
- А. Н. Толстой, «Четыре века» — Авдотья Максимовна была властной, консервативной барыней, ее дочь Варвара стала революционеркой, внучка Наташа выросла слабовольной дамочкой без каких-либо убеждений, правнучка Гаяна («значит — земная, имя не то адское, не то собачье», с точки зрения прабабушки) — веселая, волевая, энергичная девушка начала XX века.
- Е. Дударь, «Красная Шапочка» — метапример. Если воспринимать прямо (как рекомендовали те, кто в свое время додумался включить это в школьную программу) — манифест ненависти автора к молодому поколению, если считать стебом — насмешка над соответствующим явлением. Ну а как еще можно воспринять рассказ про типичную альфа-суку из 90-х, которая оказывается некропедозоофилом и, похоже, каннибалом?
- Метавселенная Рудазова, «Паргоронские байки» — сабж очень хорошо виден на примере гохерримов. Первородные Зубы — уважающая только силу гопота, считающая старый уклад, при котором Паргорон вообще и они лично постоянно куда-нибудь масштабно вторгались и кого-то истребляли, идеальным. Но старики уже второго поколения, такие как Хаварпагон или Янгфанхофен, вполне довольны своей ролью в новом, относительно мирном Паргороне, и таких вещей, как геноцид нактархимов, откровенно стыдятся. А молодёжь и вовсе иногда осмеливается пошатывать скрепы из тех, которые в кодексе не прописаны, но в обычай уже давно вошли.
На других языках
- Э. Л. Войнич, «Овод» — главный герой и его биологический отец кардинал Монтанелли.
- «Хвала и Слава» Ивашкевича. Неоднократно. Старый лакей Станислав Вевюрский и его сын, коммунист-рабочий Янек. Пани Эвелина Ройская и её сын Валерек. Старый граф Мышинский и его сын Януш. Княгиня Мария Билинская и её сын Алек. Ола Голомбек и её дети, Анджей и Геленка. Старики Шиллеры и их дети, композитор Эдгар и певица Эльжбета. Железнодорожник/крестьянин — старый Спыхала и его сын, дипломат Казимеж.
- Эдна Фербер, «Плавучий театр» — все почти как у Бидструпа. Сначала юная Магнолия, «маленький чертенок», выросший на Миссисипи, конфликтует со своей матерью Парти Энн, серьезной, хозяйственной и «в душе остающейся старой девой». А потом юная Ким, серьезная, рассудительная и трудолюбивая, — с порывистой и местами легкомысленной, хоть и прошедшей трудный путь матерью Магнолией. Впрочем, в обоих случаях конфликт довольно тихий.
- Кристине Нёстлингер, «Долой огуречного короля!» (1972 г.) — Австрия, семья служащего, дедушка придерживается левых взглядов, отец семейства очень консервативен, мать — аполитичная домохозяйка, детям ближе дедушка, да и в школе их учат тому, что злит отца:
« | «Отец, я прошу тебя, — крикнул папа, — это же совершенно неинтересно! Не заводи, бога ради, свои старые песни!» … Дед заметил, что это называется не путч, а революция. … |
» |
Кино
- «Лето. Одноклассники. Любовь» — фильм целиком об этом.
- «По семейным обстоятельствам» — конфликт аж трёх поколений. Когда конфликт между молодой семьёй и «старой» (45 лет примерно) тёщей улажен, тёща влюбляется и сама оказывается в роли «младшенькой» перед потенциальной свекровью.
- «Взрослые дети» — по духу нечто вроде прототипа предыдущего фильма. Намного унылее (ну, или автор правки с изображёнными поколениями никак не пересекался), зато можно полюбоваться молоденьким Демьяненко, который ещё не блондин и ещё не Шурик.
Телесериалы
- «Аббатство Даунтон» — вдовствующая графиня Вайолет и её невестка, графиня Кора. Великолепно подчёркнуто в последнем эпизоде, когда старуха отказывается от последних остатков былой власти и признаёт что и дом, и госпиталь, и всё графство: «Это теперь твоё королевство, и я не сомневаюсь что ты великолепно с ним справляешься».
Телевидение
- Поздние выпуски телеигры «Великолепная семерка» (начала 1990-х) с Р. Фокиным и С. Белоголовцевым на НТВ. Тогда соревновались не подростки командами 7 на 7, а команда «отцов» (то есть представители старшего поколения) и команда «детей» (младшее поколение). Заодно и жирная отсылка к Тургеневу. В команде «отцов» было три человека, «детей» — четыре, итого семь. На в конкурсах (кроме некоторых) команда отправляла двух делегатов, реже — одного.
Мультфильмы
- «Дозор джунглей». Пополам с Отец с поводком. В начале мультфильма можно наблюдать конфликт в семье тушканчиков из-за того, что отцу модный наряд дочери показался слишком вульгарным. Судя по тому, что в разговоре с подружками обиженный подросток заявил «Это всё опять мой папаша», это у них уже не в первый раз.
- «Кунг-фу Панда 2» — с прикрученным фитильком, лорд Шэнь. Взаимное непонимание заканчивается разлукой сына и родителей, а впоследствии — и разрушением сыном любых напоминаний о совместном прошлом (вплоть до выкидывания из окна шикарного отцовского трона).
Мультсериалы
- Jimmy Cool — Люциус Ужасный VII и его отец, Люциус Ужасный VI. В одной из серий также были представлены их более старые предки (вплоть до Люциуса Ужасного II) и все они начали друг с другом спорить.
- «Герои Энвелла» — отношения Арта с отцом — не лучшие, наполнены недопониманием, разностью «игровых» эпох, в которые они оба погружены. Фил с отцом ссорится из-за карманных расходов, а Киру сдают в нелюбимую ей школу.
- «Смешарики» — встречается неоднократно. Эликсир взрослости, потерянное время, отчасти «Педагогическая поэма», взаимоотношения Нюши и Совуньи, просто Пин и Биби — ну как, Вы уверены, что не смотрите развёрнутую экранизацию Тургенева?
Комиксы
- DC — По крайней мере, первый, второй и четвертый Робины рано или поздно приходят к мысли, что они знают, как лучше, а батя не шарит. Дик Грейсон уходит вершить собственное правосудие в собственном костюме, Дэмиен зачастую игнорирует приказы и веления отца, а Джейсон Тодд в конце концов расплачивается за свою самонадеянность, попав в лапы к Джокеру.
- Грейсон не сам ушёл, а был уволен: по изначальной версии за профнепрегодность после того, как словил пулю в плечо от Джокера и Бэтсу ради его спасения пришлось клоуна отпустить, по более поздней — пытался совмещать супергеройство с учёбой в университете, что требующего полной самоотдачи Кажана не устраивало.
Аниме и манга
- One Piece — более опытные и состоявшиеся пираты и дозорные с неприязнью смотрят на более молодых и неопытных представителей «Худшего Поколения».
- Особенно заметен конфликт главного героя, Монки Д. Луффи, и его деда, Монки Д. Гарпа. Дед хотел, чтобы его внук стал дозорным, но тот без конца заявлял, что станет пиратом и позже таковым действительно стал.
- «Стимбой» — три поколения семьи Стимов: Ллойд Стим (дед), Эдвард Стим (отец), Джеймс Стим (внук/сын). И их конфликты поколений привязаны к работе. А «работа» влияет на судьбы мира.
Музыка
« | Это мы придумали Windows, |
» |
— Високосный Год, «Метро» |
- Джиган и Полина Скай — клип «Жизнь моя». В начале видео героиня ссорится с родителями из-за того, что они организовали ей немодный и слишком детский день рождения, после чего убегает из дома.
- Spa City — песня и клип «Малолетняя дочь».
- Dschinghis Khan, песня «Rockin son of Dschinghis Khan». Чингисхан поначалу недоволен увлечением своего сына не военными походами, а рок-н-роллом, и объявляет это скандалом и стыдом. Но к концу песни (не без поддержки веселых и задорных девушек, которым сынок нравится именно в таком имидже) все-таки принимает отпрыска таким, какой вырос, и объявляет его любимым сыном.
- Французская веселая (обычно твист) «Papa t’es plus dans le coup» (как вариант перевода «Папа, ты ошибаешься») исполнялась в 1960-х… Кем только не исполнялось, помнят среди них Шейлу (А.Шансель), «группу» Джордж Жовен и Доминика (Georges Jouvin & Dominique). Сейчас больше ассоциируется с фильмом «8 женщин» (8 Femmes 2001 г.), как любимая песня младшей дочери. Сама песня обычно идет от лица девушки-подростка, которая начинает понимать, что честным трудом можно заработать больше проблем со здоровьем, чем денег и вообще, что надо хитрить.
Реальная жизнь
- Существует так называемая Теория Поколений Хоува и Штрауса. Согласно ей представители разных возрастов были поделены на поколения со схожими ценностями, интервалы между которыми занимают приблизительно 20 лет. А вот те бесчисленные конфликты между детьми с родителями или родителями с дедушками и бабушками комментариям не подлежат.