Гамбургский счёт: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
''Прошу не неглектить статью. Я заметил, сюда есть кое-сколько интересных ссылок с произведений, которыми можно заполнить её и убрать плашку, но у меня нет времени добавлять туда иные произведения.''
'''Гамбургский счёт''' — чистое соотношение сил, когда не берутся в расчет никакие условности и договорённости. Происходит идиома от выражения, бытовавшего среди русских цирковых борцов начала XX века (практически полного аналога современных американских рестлеров). Эти артисты устраивали «бои» с заранее известным результатом, подыгрывали друг другу, демонстрировали совершенно театральные приёмы. Но при этом имели обычай негласно выяснять, кто из них лучше умеет бороться на самом деле, не на публику. Это-то и называлось гамбургским счётом, потому что тайные состязания будто бы производились в Гамбурге<ref>Есть версия, что эта легенда о тайных боях — вообще выдумка Виктора Шкловского. Впрочем, {{перевод|se non e vero, e bene trovato|Если и неправда, то хорошо придумано}}.</ref>.
'''Гамбургский счёт''' — чистое соотношение сил, когда не берутся в расчет никакие условности и договорённости. Происходит идиома от выражения, бытовавшего среди русских цирковых борцов начала XX века (практически полного аналога современных американских рестлеров). Эти артисты устраивали «бои» с заранее известным результатом, подыгрывали друг другу, демонстрировали совершенно театральные приёмы. Но при этом имели обычай негласно выяснять, кто из них лучше умеет бороться на самом деле, не на публику. Это-то и называлось гамбургским счётом, потому что тайные состязания будто бы производились в Гамбурге<ref>Есть версия, что эта легенда о тайных боях — вообще выдумка Виктора Шкловского. Впрочем, {{перевод|se non e vero, e bene trovato|Если и неправда, то хорошо придумано}}.</ref>.



Версия 10:39, 18 июля 2024

Гамбургский счёт — чистое соотношение сил, когда не берутся в расчет никакие условности и договорённости. Происходит идиома от выражения, бытовавшего среди русских цирковых борцов начала XX века (практически полного аналога современных американских рестлеров). Эти артисты устраивали «бои» с заранее известным результатом, подыгрывали друг другу, демонстрировали совершенно театральные приёмы. Но при этом имели обычай негласно выяснять, кто из них лучше умеет бороться на самом деле, не на публику. Это-то и называлось гамбургским счётом, потому что тайные состязания будто бы производились в Гамбурге[1].

Само явление гамбургского счёта присутствует тогда, когда есть существенная разница между реальной расстановкой сил и условной, создаваемой социальными конструктами. Например, персонаж может официально занимать очень высокое место в иерархии, но реально не иметь возможности кого-то к чему-то принудить. Или некая фракция может быть доминирующей над другими благодаря договорам или традициям, при этом являясь слабее других. Гамбургский счёт начинается, когда в силу каких-то обстоятельств эти факторы перестают работать и жизнь все расставляет по местам.

Где встречается

  • A Song of Ice and Fire: после вымирания последних в Вестеросе драконов королевская власть существенно ослабла по гамбургскому счёту. Если раньше Таргариены могли покарать любой мятеж сожжением с воздуха, то теперь им приходилось мириться и уговаривать дома, многие из которых были и богаче, и могущественнее их. А личные войска дома — лорды и рыцари Королевских Земель, Золотые Плащи (скорее городская стража, причём их «коллеги» из Ланниспорта лучше вооружены и подготовлены) да Королевский флот (единственный серьёзный козырь). Впоследствии это привело к падению дома Таргариенов, но и занявшие их место Баратеоны оказались в той же ловушке. Пока королевством правил де-факто Джон Аррен, рассаженные на Железном Троне, в Штормовом Пределе и на Драконьем Камне братья Баратеоны могли прижать к ногтю любого. Ибо за ними стояли и Ланнистеры (как родичи королевы), Аррены и Старки (и примкнувшие Талли). Но едва Джон Аррен, Роберт Баратеон и Эддард Старк умерли, начался «парад суверенитетов», а уцелевшие братья короля объявили себя любимых королями. Наконец Семь Королевств закономерно посыпались вовсе. Вообще, у гранлорда и короля не так много личных войск, чтобы воевать без помощи вассалов. Так что самая крупная армия Войны Пяти Королей — армия Ренли — состояла более чем наполовину из его союзников Тиреллов. Да и любой король, включая Станниса Баратеона после Черноводной, вынужден считаться с лордами, командующими самыми крупными отрядами. Киван, лорд-регент Томмена, вынужден идти на поводу у Мейса Тирелла, потому что у него большая армия, а Ланнистеры очень ослабли.
  • Сварог: появление на Таларе протагониста существенно меняет расклады по гамбургскому счёту. Например, появляется возможность «раскулачить» страну-ростовщика Балонг. Ранее Балонг был в безопасности за счёт постоянных конфликтов между крупными державами, но потом в самых мощных державах на трон сел Сварог. Вдобавок Сварог стал официальным правителем Балонга. А после неудачного заговора по его устранению Сварог и вовсе «национализировал» большую часть банков Балонга. Когда Сварог наконец захватывает Горрот (вернее, возвращает на престол королеву-марионетку), из сильных государств независим лишь Лоран королева которого сама набивалась в жёны... но у героя уже были серьёзные планы на женитьбу на самой императрице Четырёх Миров.
  • «Мастера меча онлайн» — Отвечая на вопрос Лисбет о её неожиданной пассии, Асуна заявляет, что, если бы она с ним (с Кирито) дуэлилась, то наверняка бы проиграла. Лисбет тут же ехидно замечает, что это очень сильно срезает круг поиска.
    • Кирито и Асуна действительно не сходились в дуэли ни разу за два сезона — однако под конец второго (на момент, когда Кирито ЗАЧЕМ-ТО обнулил все свои навыки из САО) Асуна смогла гораздо лучше выступить в бою против лидерки «Спящих рыцарей», в то время как Кирито был лишь «красиво повержен».
  • Claymore — сабж встречается, когда воительницам присуждается номер по очень сомнительным причинам, или же по незнанию их очень важных боевых особенностей. Так, Роксана из-за способности копировать чужие техники всегда фактически была на шаг впереди нескольких вышестоящих номеров, а изгнанницы (лишённые номеров, и условно считающиеся обладательницами своих бывших рангов) за 7 лет прокачались до уровня первой пятёрки, сколько бы та не бахвалилась своей «силой нового поколения».
  • Серия Total War — в каждой игре в режиме сражения присутствует абсолютно плоская карта, где нет никаких лесов и особенностей рельефа, и все вроде бы в равных условиях. Но как раз из-за абсолютно плоской карты равнина крайне несбалансированная в пользу кавалерии. В любом другом сражении всадников может притормозить подъём на склоне, они могут заехать в лес, где сражаются хуже, или просто быстро выдохнутся в пустынном климате, но только не нар «равнине», где они могут свободно носиться по огромной карте на полной скорости.
  • Starcraft и Warcraft — различные юнит тестеры, созданные мододелами, чаще всего представляют собой ровную поверхность, где игрок может наспавнить любое количество любых юнитов с обеих сторон и столкнуть их в бою. Однако к реальным сражениям эксперименты оттуда не играю большой роли, потому что тестер полностью исключает фактор экономики, строительства базы и макроменеджмента.

Примечания

  1. Есть версия, что эта легенда о тайных боях — вообще выдумка Виктора Шкловского. Впрочем, se non e vero, e bene trovato.