Прозрение равносильно освобождению: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(Новая страница: «{{TVTropes|EpiphanicPrison|Epiphanic Prison}} {{q|И познаете истину, и истина сделает вас свободными.|Ин.8:32<ref>Говорят, эта цитата красуется в холле одного неброского заведения в Лэнгли, штат Вирджиния.</ref>}} В этой тюрьме нет необходимости иметь пол, стены или потолок....») |
|||
Строка 3: | Строка 3: | ||
В этой тюрьме нет необходимости иметь пол, стены или потолок. Зачем, если заключённый считает, что не может или не должен уйти? В конце концов, если он думает, что уже свободен, то побег вообще невозможен. | В этой тюрьме нет необходимости иметь пол, стены или потолок. Зачем, если заключённый считает, что не может или не должен уйти? В конце концов, если он думает, что уже свободен, то побег вообще невозможен. | ||
Так что, как следует из названия, единственный способ убежать из этой | Так что, как следует из названия, единственный способ убежать из этой тюрьмы — это прозрение. Природа прозрения может быть разной. Иногда оно заключается в просветлении, преодолении собственных страхов, чтобы появилась воля выбраться. Иногда в познании своего окружения, того, почему персонаж оказался в ловушке и что нужно сделать, чтобы её избежать. | ||
Близкие | Близкие тропы — [[машина лотофагов]], [[остров Удовольствий]] и [[персональная тюрьма]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[1984]] | * [[1984]] — [[субверсия]]. Уинстон Смит уверен, что знание истины о прошлом в Океании освобождает, но против технологий [[Промывание мозгов|промывания мозгов]] Министерства Любви оно абсолютно бесполезно. | ||
* [[Хроники Нарнии]] | * [[Хроники Нарнии]] — гномызагномов!!11 Наверное, самый жизнеутверждающий и одновременно ядовитый пример: реальны как раз чудеса, волшебство и [[Единый Бог|Аслан]], но [[плохие гномы|бородатые]] [[воинствующие мещане|коротышки]] сами себе придумали вместо этого «реальность» в виде гнилого сарая, а героев, пытающихся открыть им глаза, считают не то сумасшедшими, не то провокаторами. | ||
* Мюррей Лейнстер, «Время | * Мюррей Лейнстер, «Время умирать» — как человеку, приговорённому к казни за жестокое убийство, сбежать из камеры смертников? Нужно концентрироваться на ключевом воспоминании незадолго до убийства и одновременно полностью отрешиться от окружающей реальности и всего произошедшего с того момента, чтобы вернуться в прошлое — и там не совершать убийства. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[The Truman Show|Шоу Трумана]] | * «[[The Truman Show|Шоу Трумана]]» — Труман всю жизнь провёл на полигоне самого большого телешоу в мире, где он, по незнанию, выступил главным героем. Другие персонажи всячески запудривали ему голову, чтобы отбить желание уехать, а создатели шоу подстраивали ситуации так, чтобы у него развились фобии перед внешним миром. В конце концом, когда Труман начинает осознавать происходящее, он понимает, что только эти страхи (ну и козни создателей) мешают ему уйти. | ||
* «[[The Matrix|Матрица]]» же! | * «[[The Matrix|Матрица]]» же! | ||
* Короткометражка The Secret Number по мотивам одноимённого рассказа. Как профессор математики смог покинуть палату психлечебницы? Он написал на стенах кучу сложнейших уравнений, определил новое число, которого нет в стандартном ряду, и тем самым изменил своё взаимоотношение с пространством-временем. | * Короткометражка The Secret Number по мотивам одноимённого рассказа. Как профессор математики смог покинуть палату психлечебницы? Он написал на стенах кучу сложнейших уравнений, определил новое число, которого нет в стандартном ряду, и тем самым изменил своё взаимоотношение с пространством-временем. | ||
** Кезия Мейсон из «[[Лавкрафтианские ужасы|Грёз в ведьмином доме]]» схожим образом применила сво знание геометрии углов и дуг, но это не подходит под | ** Кезия Мейсон из «[[Лавкрафтианские ужасы|Грёз в ведьмином доме]]» схожим образом применила сво знание геометрии углов и дуг, но это не подходит под троп — она уже давно прекрасно знала такие премудрости. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 29: | Строка 27: | ||
* "Секретные материалы" - в одной из серий Малдер и Скалли угодили в зону действия гигантского гриба, который сначала наводил на жертв галлюцинации, соответствующие их обычной жизни, а потом растворял кислотой - в общем, с поправкой на царство, то же [[Хищное растение]]. Когда до Малдера и Скалли дошло, что происходит, им удалось увидеть реальность и выбраться. То есть им сначала так показалось. Спойлер - все кончилось хорошо. | * "Секретные материалы" - в одной из серий Малдер и Скалли угодили в зону действия гигантского гриба, который сначала наводил на жертв галлюцинации, соответствующие их обычной жизни, а потом растворял кислотой - в общем, с поправкой на царство, то же [[Хищное растение]]. Когда до Малдера и Скалли дошло, что происходит, им удалось увидеть реальность и выбраться. То есть им сначала так показалось. Спойлер - все кончилось хорошо. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Tangled|Рапунцель: Запутанная история]] | * «[[Tangled|Рапунцель: Запутанная история]]» — ничего на самом деле не держит Рапунцель в башне, что мы видим, когда сама Рапунцель спускается из неё при помощи своих длинных волос. Она там была, потому у неё не было душевных сил, чтобы противостоять [[Ну прямо как родитель|её хитрой матушке Готель]], и потому, что ей всячески запудривали мозги. | ||
** Ну, дверь-то в башню была замурована… | ** Ну, дверь-то в башню была замурована… | ||
Строка 36: | Строка 34: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Angel Beats!]]: | * [[Angel Beats!]]: Чистилище — это тюрьма, только если вы позволите ей стать такой. Вы должны отпустить свою прежнюю жизнь, если хотите двигаться дальше. | ||
* [[Naruto|Наруто]]: Вторая запретная техника клана Учих работает именно так. Пока не откажешься от попыток | * [[Naruto|Наруто]]: Вторая запретная техника клана Учих работает именно так. Пока не откажешься от попыток победить — будешь ходить по кругу. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === |
Версия 19:02, 27 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Epiphanic Prison. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | И познаете истину, и истина сделает вас свободными. | » |
— Ин.8:32[1] |
В этой тюрьме нет необходимости иметь пол, стены или потолок. Зачем, если заключённый считает, что не может или не должен уйти? В конце концов, если он думает, что уже свободен, то побег вообще невозможен.
Так что, как следует из названия, единственный способ убежать из этой тюрьмы — это прозрение. Природа прозрения может быть разной. Иногда оно заключается в просветлении, преодолении собственных страхов, чтобы появилась воля выбраться. Иногда в познании своего окружения, того, почему персонаж оказался в ловушке и что нужно сделать, чтобы её избежать.
Близкие тропы — машина лотофагов, остров Удовольствий и персональная тюрьма.
Примеры
Фольклор
« | — Как вам удалось сбежать из тюрьмы? — Сидим день… два, а на третий день индеец Зоркий Глаз заметил, что одной стены не хватает. |
» |
— Анекдот |
Литература
- 1984 — субверсия. Уинстон Смит уверен, что знание истины о прошлом в Океании освобождает, но против технологий промывания мозгов Министерства Любви оно абсолютно бесполезно.
- Хроники Нарнии — гномызагномов!!11 Наверное, самый жизнеутверждающий и одновременно ядовитый пример: реальны как раз чудеса, волшебство и Аслан, но бородатые коротышки сами себе придумали вместо этого «реальность» в виде гнилого сарая, а героев, пытающихся открыть им глаза, считают не то сумасшедшими, не то провокаторами.
- Мюррей Лейнстер, «Время умирать» — как человеку, приговорённому к казни за жестокое убийство, сбежать из камеры смертников? Нужно концентрироваться на ключевом воспоминании незадолго до убийства и одновременно полностью отрешиться от окружающей реальности и всего произошедшего с того момента, чтобы вернуться в прошлое — и там не совершать убийства.
Кино
- «Шоу Трумана» — Труман всю жизнь провёл на полигоне самого большого телешоу в мире, где он, по незнанию, выступил главным героем. Другие персонажи всячески запудривали ему голову, чтобы отбить желание уехать, а создатели шоу подстраивали ситуации так, чтобы у него развились фобии перед внешним миром. В конце концом, когда Труман начинает осознавать происходящее, он понимает, что только эти страхи (ну и козни создателей) мешают ему уйти.
- «Матрица» же!
- Короткометражка The Secret Number по мотивам одноимённого рассказа. Как профессор математики смог покинуть палату психлечебницы? Он написал на стенах кучу сложнейших уравнений, определил новое число, которого нет в стандартном ряду, и тем самым изменил своё взаимоотношение с пространством-временем.
- Кезия Мейсон из «Грёз в ведьмином доме» схожим образом применила сво знание геометрии углов и дуг, но это не подходит под троп — она уже давно прекрасно знала такие премудрости.
Телесериалы
- "Секретные материалы" - в одной из серий Малдер и Скалли угодили в зону действия гигантского гриба, который сначала наводил на жертв галлюцинации, соответствующие их обычной жизни, а потом растворял кислотой - в общем, с поправкой на царство, то же Хищное растение. Когда до Малдера и Скалли дошло, что происходит, им удалось увидеть реальность и выбраться. То есть им сначала так показалось. Спойлер - все кончилось хорошо.
Мультфильмы
- «Рапунцель: Запутанная история» — ничего на самом деле не держит Рапунцель в башне, что мы видим, когда сама Рапунцель спускается из неё при помощи своих длинных волос. Она там была, потому у неё не было душевных сил, чтобы противостоять её хитрой матушке Готель, и потому, что ей всячески запудривали мозги.
- Ну, дверь-то в башню была замурована…
Мультсериалы
- Это было в «Симпсонах»! В одном из эпизодов Барт и Гомер сидели в японской тюрьме. Когда их наконец-то выпустили, Гомер не стал заморачиваться с дверью и просто прошёл сквозь бумажную стену.
Аниме и манга
- Angel Beats!: Чистилище — это тюрьма, только если вы позволите ей стать такой. Вы должны отпустить свою прежнюю жизнь, если хотите двигаться дальше.
- Наруто: Вторая запретная техника клана Учих работает именно так. Пока не откажешься от попыток победить — будешь ходить по кругу.
Настольные игры
- В ранних редакциях D&D существовал модуль под красноречивым названием «Не ходи туда», где игроков со всё возрастающей настойчивостью уговаривали отказаться от цели их поиска. Победа состояла как раз в том, чтобы послушаться и отказаться, а непрозревшие упрямцы встречали в финале истории сразу пять таррасков.
Реальная жизнь
- Концепция выученной беспомощности.
Примечания
- ↑ Говорят, эта цитата красуется в холле одного неброского заведения в Лэнгли, штат Вирджиния.