Синдром Руматы: различия между версиями
Строка 1: | Строка 1: | ||
Синдром | '''Синдром Руматы''' — ситуация, когда исключительно хороший человек, имеющий исключительно хорошие намерения, на длительное время оказывается [[Попаданец|волею обстоятельств]] или же по долгу службы заброшен в окружение людей не столь хороших, и вынужден крайне травматично приспосабливаться под местные этические стандарты. | ||
Синдром Руматы близок к [[ПТСР]], однако это далеко не одно и то же. ПТСР возникает, когда человек вынужден убивать, чтобы не убили его, то есть складывается из трёх компонентов: убийство врагов, потеря близких и угроза собственной жизни. | Синдром Руматы близок к [[ПТСР]], однако это далеко не одно и то же. ПТСР возникает, когда человек вынужден убивать, чтобы не убили его, то есть складывается из трёх компонентов: убийство врагов, потеря близких и угроза собственной жизни. Человек, страдающий синдромом Руматы, за себя не боится в принципе, или хотя бы может свой страх преодолеть как сознательно, так и подсознательно, не превращая его в долгосрочный стрессовый фактор. Либо [[он просто слишком крут]] для местных, и те ему ничего сделать не могут, либо собственную смерть воспринимает не как конец света — исход пусть и неприятный, но допустимый. Потеря близких для «румат» тоже не является такой проблемой, как для «афганцев». Их боевые товарищи столь же круты, и гибнут относительно редко — а их друзья и родственники из числа некомбатантов находятся далеко и в безопасности. Конечно, у них могут появиться среди местных новые друзья или возлюбленные, но как правило, их возможно эвакуировать «за линию фронта». | ||
Проблема здесь в другом — «румата» может помочь в каждом отдельном случае, но он не может помочь всем. Он защищён сам, но он не может защитить всех и каждого. Он регулярно вынужден творить плохие вещи и видеть, как другие творят ещё более плохие вещи. Это выливается в глубокие комплексы на тему «что я здесь делаю», нередко до срыва, в результате которого рождается [[псих с топором]]. | |||
Проблема здесь в другом — «румата» может помочь в каждом отдельном случае, но он не может помочь всем. Он защищён сам, но он не может защитить всех и каждого. Он регулярно вынужден творить плохие вещи и видеть, как другие творят ещё более плохие вещи. Это выливается в глубокие комплексы на тему «что я здесь делаю», нередко до срыва, в результате которого рождается [[ | |||
Родственный троп — [[злодей по должности]]. Этот никуда не внедрялся, он тут просто живёт и работает. | Родственный троп — [[злодей по должности]]. Этот никуда не внедрялся, он тут просто живёт и работает. | ||
Если герой в итоге полностью принимает стандарты своего нового окружения, это называется [[Эффект Молоха]]. | Если герой в итоге полностью принимает стандарты своего нового окружения, это называется [[Эффект Молоха]] (если окружение злодейское, но в целом нормальное человеческое) или [[Среди великолепия и чудес]] (если окружение совсем уж сверхъестественное). | ||
Психологически близкое состояние — [[Комплекс вины выжившего]]. Только «румате» приходится переживать не один такой случай, он становится «выжившим» регулярно, и знает, что станет таковым ещё не раз. | Психологически близкое состояние — [[Комплекс вины выжившего]]. Только «румате» приходится переживать не один такой случай, он становится «выжившим» регулярно, и знает, что станет таковым ещё не раз. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Комплексные франшизы]] === | |||
* «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]» — Дейнерис не устраивают многие жестокие порядки в Заливе Работорговцев, и освобождённые ею рабы в благодарность прозывают её Матерью. Однако когда она решает взять за них ответственность и воцаряется в одном из городов, оказывается, что тысячелетние традиции так просто не испарятся по щелчку её пальцев, поэтому приходится сохранять и рабовладение, и гладиаторские бои. Поскольку Дейнерис девушка совестливая, с чистым сердцем после такого считать себя Матерью народа уже сложновато. Тем более, что сам народ её [[ангст]]а не видит и потому начинает потихоньку подумывать, что она с попяченными ею «великими» господами [[одним миром мазаны|одним миром мазана]]. | |||
=== [[Литература]] === | |||
* [[Братья Стругацкие]]: | * [[Братья Стругацкие]]: | ||
** «[[Трудно быть богом]]» — [[тропнеймер]]. | ** «[[Трудно быть богом]]» — [[тропнеймер]]. К чести землян, выводы из руматиного срыва они сделали и [[первая директива|первую директиву]] вроде как смягчили. | ||
** «[[Обитаемый остров]] | ** «[[Обитаемый остров]]» — здесь главный герой попаданец, а не засланец, связи с домом нет и, скорее всего, не будет, местных, к которым привязался, эвакуировать некуда. | ||
* [[Штирлиц]] | * [[Штирлиц]] же! Советский офицер и прекрасный семьянин вынужден играть [[нацист]]ского ублюдка. | ||
** Штирлицу еще повезло, он хотя бы интригами занят, а не палачеством. А вы посмотрите на Иоганна Вайса / Александра Белова в «Щит и меч», который варится в самой клоаке СД и слушает будничные рассказы про геноцид. А в финале на него полуживого на родине без слез не взглянешь. | ** Штирлицу еще повезло, он хотя бы интригами занят, а не палачеством. А вы посмотрите на Иоганна Вайса / Александра Белова в «Щит и меч», который варится в самой клоаке СД и слушает будничные рассказы про геноцид. А в финале на него полуживого на родине без слез не взглянешь. | ||
** Да в общем большинство произведений про наших разведчиков. «Подвиг разведчика», «Ошибка резидента» | ** Да в общем большинство произведений про наших разведчиков. «Подвиг разведчика», «Ошибка резидента» и т. д. | ||
* | * Курт Воннегут, «Мать тьма» — жестокая [[деконструкция]]: поначалу герой страдает от синдрома Руматы в нацистской Германии, но потом [[маска приросла к лицу]]. | ||
* Какой-то из рассказов | * Какой-то из рассказов Хайнлайна — псионик-всемогутор, который фактически единолично победил в Третьей мировой, хандрит в родном городке. | ||
* Сергей Лукьяненко: | * [[Сергей Лукьяненко]]: | ||
** Дилогия | ** Дилогия «Звёзды — холодные игрушки»/«Звёздная Тень». Пётр Хрумов в первой книге является носителем симбионта куалькуа, превращающего его в почти непобедимого метаморфа. Во второй он и вовсе проходит Вратами Тени и обретает концептуальное бессмертие. Но все другие земляне, Геометры, разумные Конклава — нет. | ||
*** | *** Геометры — таки да. Вошли в Тень в полном составе. | ||
** «[[Дозоры]]» — многие светлые Дозорные страдают от подобного в силу необходимости соблюдать Договор и ограничивать свой альтруизм. | ** «[[Дозоры]]» — многие светлые Дозорные страдают от подобного в силу необходимости соблюдать Договор и ограничивать свой альтруизм. | ||
* | * [[Александр Рудазов]], «[[Яцхен (серия книг)|Шестирукий резидент]]» — Олег в Лэнге периодически испытывает по этому поводу [[ангст]] и в следующем томе даже исповедуется в этом. Когда ты [[трансген]]ное [[рукотворное чудовище]], но [[всё равно я человек!|всё ещё осознаёшь себя человеком]] (ибо мозг у тебя остался человеческий), и вынужден при этом изображать [[архидемоны и архидьяволы|архидемона]] в Тёмном мире, в котором хомо сапиенсы в лучшем случае рабы, а в худшем бессловесная скотина, причём как тягловая, так и [[людоед|мясная]] — сложно не впасть в затяжную депрессию. Особенно когда окажется, что {{spoiler|его миссия с самого начала планировалась как провальная с целью провокации, и было бы лучше, если б он спалился на излишнем милосердии ещё раньше — хоть кого-то бы да успел спасти.}} | ||
* Шарль Эксбрайя, «Последняя сволочь» — бандитам стоило бы догадаться, что сломленный и спивающийся после потери дочери полицейский не так уж зависим от них. А его пьянство и коррумпированность — всего лишь маска. | |||
* Шарль Эксбрайя, «Последняя | * Евгений Гуляковский, «Легенда о серебряном человеке» — у Мансура те же проблемы, что и у Супермена. | ||
* [[Супермен]] у более-менее серьёзных авторов нередко страдает от такого. Сам-то он неуязвим, а вот земляне вокруг | |||
=== [[Комикс]]ы === | |||
* [[Trigun]] (Триган, Торайган), [[манга]] в жанре космического [[вестерн]] | * [[Супермен]] у более-менее серьёзных авторов нередко страдает от такого. Сам-то он неуязвим, а вот земляне вокруг него — очень даже. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | |||
* [[Trigun]] (Триган, Торайган), [[манга]] в жанре космического [[вестерн]]а — главный герой<sup>[[пример без контекста|ЩИТО?]]</sup>. | |||
* [[Castlevania (2017)]]. Самому Тревору Бальмонту не страшны ни опустошающие страну орды чудовищ Дракулы, ни боевики Церкви, которые вместо помощи лишь больше терроризируют население. Он опытный воин из семьи потомственных борцов с нечистью, и себя-то защитить и от тех, и от других сумеет. Но он также [[рыцарь в ржавых доспехах]], и не особо хочет помогать простым людям, да и люди не сильно хотят принимать его помощь. Приходится просто молча наблюдать за тем адом, что творится в Валахии. | * [[Castlevania (2017)]]. Самому Тревору Бальмонту не страшны ни опустошающие страну орды чудовищ Дракулы, ни боевики Церкви, которые вместо помощи лишь больше терроризируют население. Он опытный воин из семьи потомственных борцов с нечистью, и себя-то защитить и от тех, и от других сумеет. Но он также [[рыцарь в ржавых доспехах]], и не особо хочет помогать простым людям, да и люди не сильно хотят принимать его помощь. Приходится просто молча наблюдать за тем адом, что творится в Валахии. | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Текущая версия на 11:12, 3 июня 2025
Синдром Руматы — ситуация, когда исключительно хороший человек, имеющий исключительно хорошие намерения, на длительное время оказывается волею обстоятельств или же по долгу службы заброшен в окружение людей не столь хороших, и вынужден крайне травматично приспосабливаться под местные этические стандарты.
Синдром Руматы близок к ПТСР, однако это далеко не одно и то же. ПТСР возникает, когда человек вынужден убивать, чтобы не убили его, то есть складывается из трёх компонентов: убийство врагов, потеря близких и угроза собственной жизни. Человек, страдающий синдромом Руматы, за себя не боится в принципе, или хотя бы может свой страх преодолеть как сознательно, так и подсознательно, не превращая его в долгосрочный стрессовый фактор. Либо он просто слишком крут для местных, и те ему ничего сделать не могут, либо собственную смерть воспринимает не как конец света — исход пусть и неприятный, но допустимый. Потеря близких для «румат» тоже не является такой проблемой, как для «афганцев». Их боевые товарищи столь же круты, и гибнут относительно редко — а их друзья и родственники из числа некомбатантов находятся далеко и в безопасности. Конечно, у них могут появиться среди местных новые друзья или возлюбленные, но как правило, их возможно эвакуировать «за линию фронта».
Проблема здесь в другом — «румата» может помочь в каждом отдельном случае, но он не может помочь всем. Он защищён сам, но он не может защитить всех и каждого. Он регулярно вынужден творить плохие вещи и видеть, как другие творят ещё более плохие вещи. Это выливается в глубокие комплексы на тему «что я здесь делаю», нередко до срыва, в результате которого рождается псих с топором.
Родственный троп — злодей по должности. Этот никуда не внедрялся, он тут просто живёт и работает.
Если герой в итоге полностью принимает стандарты своего нового окружения, это называется Эффект Молоха (если окружение злодейское, но в целом нормальное человеческое) или Среди великолепия и чудес (если окружение совсем уж сверхъестественное).
Психологически близкое состояние — Комплекс вины выжившего. Только «румате» приходится переживать не один такой случай, он становится «выжившим» регулярно, и знает, что станет таковым ещё не раз.
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов» — Дейнерис не устраивают многие жестокие порядки в Заливе Работорговцев, и освобождённые ею рабы в благодарность прозывают её Матерью. Однако когда она решает взять за них ответственность и воцаряется в одном из городов, оказывается, что тысячелетние традиции так просто не испарятся по щелчку её пальцев, поэтому приходится сохранять и рабовладение, и гладиаторские бои. Поскольку Дейнерис девушка совестливая, с чистым сердцем после такого считать себя Матерью народа уже сложновато. Тем более, что сам народ её ангста не видит и потому начинает потихоньку подумывать, что она с попяченными ею «великими» господами одним миром мазана.
Литература[править]
- Братья Стругацкие:
- «Трудно быть богом» — тропнеймер. К чести землян, выводы из руматиного срыва они сделали и первую директиву вроде как смягчили.
- «Обитаемый остров» — здесь главный герой попаданец, а не засланец, связи с домом нет и, скорее всего, не будет, местных, к которым привязался, эвакуировать некуда.
- Штирлиц же! Советский офицер и прекрасный семьянин вынужден играть нацистского ублюдка.
- Штирлицу еще повезло, он хотя бы интригами занят, а не палачеством. А вы посмотрите на Иоганна Вайса / Александра Белова в «Щит и меч», который варится в самой клоаке СД и слушает будничные рассказы про геноцид. А в финале на него полуживого на родине без слез не взглянешь.
- Да в общем большинство произведений про наших разведчиков. «Подвиг разведчика», «Ошибка резидента» и т. д.
- Курт Воннегут, «Мать тьма» — жестокая деконструкция: поначалу герой страдает от синдрома Руматы в нацистской Германии, но потом маска приросла к лицу.
- Какой-то из рассказов Хайнлайна — псионик-всемогутор, который фактически единолично победил в Третьей мировой, хандрит в родном городке.
- Сергей Лукьяненко:
- Дилогия «Звёзды — холодные игрушки»/«Звёздная Тень». Пётр Хрумов в первой книге является носителем симбионта куалькуа, превращающего его в почти непобедимого метаморфа. Во второй он и вовсе проходит Вратами Тени и обретает концептуальное бессмертие. Но все другие земляне, Геометры, разумные Конклава — нет.
- Геометры — таки да. Вошли в Тень в полном составе.
- «Дозоры» — многие светлые Дозорные страдают от подобного в силу необходимости соблюдать Договор и ограничивать свой альтруизм.
- Дилогия «Звёзды — холодные игрушки»/«Звёздная Тень». Пётр Хрумов в первой книге является носителем симбионта куалькуа, превращающего его в почти непобедимого метаморфа. Во второй он и вовсе проходит Вратами Тени и обретает концептуальное бессмертие. Но все другие земляне, Геометры, разумные Конклава — нет.
- Александр Рудазов, «Шестирукий резидент» — Олег в Лэнге периодически испытывает по этому поводу ангст и в следующем томе даже исповедуется в этом. Когда ты трансгенное рукотворное чудовище, но всё ещё осознаёшь себя человеком (ибо мозг у тебя остался человеческий), и вынужден при этом изображать архидемона в Тёмном мире, в котором хомо сапиенсы в лучшем случае рабы, а в худшем бессловесная скотина, причём как тягловая, так и мясная — сложно не впасть в затяжную депрессию. Особенно когда окажется, что его миссия с самого начала планировалась как провальная с целью провокации, и было бы лучше, если б он спалился на излишнем милосердии ещё раньше — хоть кого-то бы да успел спасти.
- Шарль Эксбрайя, «Последняя сволочь» — бандитам стоило бы догадаться, что сломленный и спивающийся после потери дочери полицейский не так уж зависим от них. А его пьянство и коррумпированность — всего лишь маска.
- Евгений Гуляковский, «Легенда о серебряном человеке» — у Мансура те же проблемы, что и у Супермена.
Комиксы[править]
- Супермен у более-менее серьёзных авторов нередко страдает от такого. Сам-то он неуязвим, а вот земляне вокруг него — очень даже.
Аниме и манга[править]
- Trigun (Триган, Торайган), манга в жанре космического вестерна — главный геройЩИТО?.
- Castlevania (2017). Самому Тревору Бальмонту не страшны ни опустошающие страну орды чудовищ Дракулы, ни боевики Церкви, которые вместо помощи лишь больше терроризируют население. Он опытный воин из семьи потомственных борцов с нечистью, и себя-то защитить и от тех, и от других сумеет. Но он также рыцарь в ржавых доспехах, и не особо хочет помогать простым людям, да и люди не сильно хотят принимать его помощь. Приходится просто молча наблюдать за тем адом, что творится в Валахии.