Утопия: различия между версиями
(Новая страница: «{{q|Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Оба они были босы, увенчаны венками и закутаны в складчатые хитоны. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомот...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Оба они были босы, увенчаны венками и закутаны в складчатые хитоны. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. Говорили они строго по очереди и, как мне сначала показалось, друг с другом. Но очень скоро я понял, что обращаются они ко мне, хотя ни один из них даже не взглянул в мою сторону. Я прислушался. Тот, что был с лопатой, длинно и монотонно излагал основы политического устройства прекрасной страны, гражданином коей он являлся. Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее | {{q|Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Оба они были босы, увенчаны венками и закутаны в складчатые хитоны. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. Говорили они строго по очереди и, как мне сначала показалось, друг с другом. Но очень скоро я понял, что обращаются они ко мне, хотя ни один из них даже не взглянул в мою сторону. Я прислушался. Тот, что был с лопатой, длинно и монотонно излагал основы политического устройства прекрасной страны, гражданином коей он являлся. Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов. Когда он останавливался, чтобы передохнуть и облизать губы, вступал тот, что с чернильницей. Он хвастался, будто только что отработал свои три часа перевозчиком на реке, не взял ни с кого ни копейки, потому что не знает, что такое деньги, а сейчас отправляется под сень струй предаться стихосложению.|[[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]»}} | ||
{{q|...слово „утопия” означает не „хорошее место”, а всего лишь „несуществующее место”|Дж. Оруэлл, [http://orwell.ru/library/articles/socialists/russian/r_fun «Почему социалисты не верят в счастье»]}} | |||
[[Файл:utopia_More.jpg|thumb|right|Иллюстративная карта устройства ключевой для жанра островной страны-утопии — собственно, Утопии.]] | |||
'''Утопия''' (англ. ''utopia'', произошедшее в свою очередь от древнегреческого) — кино- и литературный жанр, описывающий устройство и существование идеального, недостижимого с текущей точки зрения читателя или зрителя, общества. Предшествовал и породил [[антиутопия|антиутопию]] как естественную критическую реакцию циничного по сути своей человеческого мышления на благостные описания «лучших из миров». | |||
Название происходит от наименования именно такого вот совершенного острова-государства, Утопии, выведенного в [[канон]]ическом для жанра романе Томаса Мора ''«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»''. Однако, жанровые основы были заложены задолго до того; в целом, мифология любого из народов, любая религия, содержат в своих концепциях элементы утопии — чаще всего это картина райских кущ (или их аналога) как «пряник», обещанный адептам за неукоснительную приверженность своему культу. | |||
== Характерные признаки == | == Характерные признаки == | ||
* Главным героем (если можно так выразиться) любой утопии является не человек и даже не человечество, а ИДЕЯ автора об идеальном общественном устройстве. Такие идеи берутся не с куста и не с дерева, а из системы ценностей автора. Поэтому система образов утопии нередко раскрывает эту систему ценностей с обезоруживающей простотой. | * Главным героем (если можно так выразиться) любой утопии является не человек и даже не человечество, а ИДЕЯ автора об идеальном общественном устройстве. Такие идеи берутся не с куста и не с дерева, а из системы ценностей автора. Поэтому система образов утопии нередко раскрывает эту систему ценностей с обезоруживающей простотой. | ||
* Протагонистом утопии при этом является, как правило, чужак. Потому что жителю самой утопии | * Протагонистом утопии при этом является, как правило, чужак. Потому что жителю самой утопии все окружающее кажется естественным, само собой разумеющимся и потому не стоящим упоминания. | ||
* [[Конфликт]] в | * [[Конфликт]] в утопии — конфликт межу системой ценностей этого чужака и системой ценностей утопийцев. | ||
* Между собой и с обществом утопийцы не | * Между собой и с обществом утопийцы не конфликтуют — кругом же всеобщая гармония. Поэтому сюжет утопии, как правило, статичен, а персонажи схематичны (отсутствие конфликта не дает возможности раскрыть характеры). | ||
* Если автору для развития характеров требуется конфликт, он выносится вовне либо привносится извне. | * Если автору для развития характеров требуется конфликт, он выносится вовне либо привносится извне. | ||
== В | == В чем проблема == | ||
Сегодня, читая классические утопии (начиная с платоновского «Государства»), мы понимаем, что в этих обществах нам жить категорически не хотелось бы. Постоянное стукачество? Спаривание людей в евгенических целях под присмотром старейшин? Добровольное самосожжение инакомыслящих? Это | |||
Сегодня, читая классические утопии (начиная с платоновского «Государства»), мы понимаем, что в этих обществах нам жить категорически не хотелось бы. Постоянное стукачество? Спаривание людей в евгенических целях под присмотром старейшин? Добровольное самосожжение инакомыслящих? Это все безошибочно распознается нами как приметы лютой диктатуры и кошмарного угнетения — однако Мор, Кампанелла, старина Платон и другие утописты видели во всем этом один сплошной позитив. Они были людьми своего времени, в котором, например, счастливый брак по любви был страшной редкостью, преимущественно браки заключались для продолжения рода с энной долей расчета. Но раз уж жениться на нелюбимых — то почему бы не делать это более рационально, подбирая партнеров согласно требованиям гармонии, а не по толщине кошелька? И если людей все равно подвергают мучительным казням, то не лучше ли будет, если это сделает ''справедливый'' суд? Словом, авторы смотрели на мир сквозь призму привычных им представлений, и идеал воображали, отталкиваясь от окружающей их реальности. | |||
А теперь внимание, лопата: мы тоже люди своего времени, и свои идеалы творим, отталкиваясь от того, что нас окружает в реальности. Наше восприятие далеко не идеально, и наше воображение ему под стать. Поэтому наши сегодняшние представления об идеальном, вполне возможно, покажутся потомкам кошмаром. | А теперь внимание, лопата: мы тоже люди своего времени, и свои идеалы творим, отталкиваясь от того, что нас окружает в реальности. Наше восприятие далеко не идеально, и наше воображение ему под стать. Поэтому наши сегодняшние представления об идеальном, вполне возможно, покажутся потомкам кошмаром. | ||
Собственно, поэтому каждая утопия | Собственно, поэтому каждая утопия несет в себе зерна [[антиутопия|антиутопии]]. Тем, кто разделяет систему ценностей автора, мир его воображения кажется идеальным — но тем, кто смотрит на вещи из другой перспективы, он может (и не без оснований!) показаться ужасным. | ||
Поэтому многие любители утопий так нетерпимы к критике любимых произведений. Покушаясь на утопию, критик тем самым покушается на всю систему ценностей автора. А таких вещей люди ближнему не прощают. | Поэтому многие любители утопий так нетерпимы к критике любимых произведений. Покушаясь на утопию, критик тем самым покушается на всю систему ценностей автора. А таких вещей люди ближнему не прощают. | ||
== Основные произведения == | == Основные произведения == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «Государство», Платон. | * «Государство», Платон. | ||
* «Утопия», Томас Мор. | * «Утопия», Томас Мор. | ||
Строка 34: | Строка 36: | ||
* «История севарамбов», Дени Верас. | * «История севарамбов», Дени Верас. | ||
* «Новая Атлантида», Фрэнсис Бэкон. | * «Новая Атлантида», Фрэнсис Бэкон. | ||
* «Что делать», Николай Чернышевский (Четвёртый сон Веры Павловны). | |||
* «Остров», Олдос Хаксли. | * «Остров», Олдос Хаксли. | ||
* «[[Туманность Андромеды]]», Иван Ефремов. | * «[[Туманность Андромеды]]», Иван Ефремов. | ||
* «[[Мир Полудня|Полдень, XXII век]]», [[Братья Стругацкие]]. | * «[[Мир Полудня|Полдень, XXII век]]», [[Братья Стругацкие]]. | ||
** А вот здесь нет ни стукачества, ни принудительного спаривания. | ** А вот здесь нет ни стукачества, ни принудительного спаривания. | ||
** Зато есть наставник, настраивающий четвёрку подростков против одного их сверстника, | ** Зато есть наставник, настраивающий четвёрку подростков против одного их сверстника, вроде как стукача (???) по словам наставника. Утопия, хвостом её по голове… | ||
* | * «И не осталось никого», Эрик Фрэнк Расселл. Полуутопия: хорошие остались жить в утопии, плохие улетели взад строить империю. | ||
* | * «Конец долгой ночи», он же. А вот тут уже совсем утопия: в финале бывший командор тетёшкается с семьёй и вспоминает, каким же дураком он был. | ||
* [http://wondertales.ru/index.php/knigi/zhanry/fantastika/item/1014-oleg-divov-vybrakovka Олег Дивов. «Выбраковка»]. [[Слово божие]], впрочем, говорит, что это хитро замаскированная антиутопия. | |||
* [http://wondertales.ru/index.php/knigi/zhanry/fantastika/item/1014-oleg-divov-vybrakovka Олег Дивов. «Выбраковка»]. [[Слово | |||
* Цикл «[[Меганезия]]», А. Розов. | * Цикл «[[Меганезия]]», А. Розов. | ||
* Цикл «Без дорог и дураков», Павел Кучер. [[анархия — мать порядка|Техно-анархо-коммунизм]] во все поля. | * Цикл «Без дорог и дураков», Павел Кучер. [[анархия — мать порядка|Техно-анархо-коммунизм]] во все поля. | ||
* Сергей Снегов, трилогия «Люди как боги». Тот редкий случай, когда повествование ведётся с точки зрения «местного», а не чужака. | * Сергей Снегов, трилогия «Люди как боги». Тот редкий случай, когда повествование ведётся с точки зрения «местного», а не чужака. | ||
* Палтус, «Величайший [[диктатор]]». Культовое произведение в жанре [[альтернативная история|альтернативной истории]]. Элегантная французская [[технократия]] (вернее, социал-авангардизм) во главе с Ле Корбюзье. Утопия это или антиутопия — кому как нравится: мораль в произведении все равно [[все оттенки серого|серо-серая]]. Главный герой — опять-таки «местный», журналист [[Навозная пресса|жёлтой прессы]], беспринципный [[пропаганда|пропагандист]], [[коллаборационист]] и [[хамелеон|приспособленец]], вдобавок женатый на двоюродной сестре. | |||
* Владимир Савченко «За перевалом». | * Владимир Савченко «За перевалом». | ||
Следует также отметить, что многие авторы-[[Научная фантастика|фантасты]] с удовольствием пользуются элементами утопии, например помещая в идиллическое общество (чаще всего будущего) своего героя-[[попаданец|попаданца]]. | Следует также отметить, что многие авторы-[[Научная фантастика|фантасты]] с удовольствием пользуются элементами утопии, например помещая в идиллическое общество (чаще всего будущего) своего героя-[[попаданец|попаданца]]. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[w:Плезантвиль (фильм)|Плезантвиль]]». На самом | * «[[w:Плезантвиль (фильм)|Плезантвиль]]». На самом деле — пародия на утопию, в которой обитают жители заглавного городка, куда попали главные герой с сестрою. Бедолаги [[Прятаться за улыбкой|всегда выглядят счастливыми]]… | ||
* «Человек первого века» (чеш. Muž z prvního století, | * «Человек первого века» (чеш. Muž z prvního století, 1962 г.) — приключения находит [[попаданец]] из 1960-70-х годов — ближайшего будущего на момент выхода фильма. По современным меркам — наивная социалистическая утопия. | ||
=== [[ | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Pokemon]]: в различных легендах описываются бесчисленные человеческие войны и уничтожение целых регионов, но на момент событий игр складывается весьма позитивная картина — люди живут в относительной гармонии с природой и покемонами, сражения исключительно дружески-соревновательные, а покемоны-боги надзирают за миром свысока, готовые придти на помощь в случае угрозы мирового масштаба. Армий нет в принципе, как и конфликтов между странами-регионами — все люди просто мирно сосуществуют друг с другом и с покемонами. В каждой игре, впрочем, имеется свой [[Рыцарь Серебаса|местный бунтарь]], которого не устраивает такое положение дел, и он берёт инициативу в свои руки, собирая небольшую армию из таких же бунтарей и планируя [[Благонамеренный экстремист|изменить]] или [[Апокалиптический маньяк|уничтожить]] мир. Обыватели — местные жители, полиция и даже сильнейшие люди региона (лидеры Стадионов и Элитная Четвёрка) — реагируют на такое весьма вяло и пассивно, неспособные даже представить то, что их спокойная жизнь может окончиться стараниями какой-то горстки недовольных. И ведь так и происходит — бунтарь побеждается главным героем и после всех своих пакостей просто [[Кармический Гудини|уходит восвояси, как и остальные члены его команды]], а утопия продолжается до самого конца игры. | |||
** В [[Pokemon (аниме)|аниме]] по мотивам всё примерно так же, но градус серьёзности временами выше — вражеская команда более сурова, организована и не побеждается главным героем на раз-два, да и кроме них встречается немало других опасных персонажей (в частности, почти каждая полнометражка содержит своего масштабного злодея или чрезмерно агрессивного легендарного покемона). Тем не менее, и там любая опасность проходит бесследно, а утопическое спокойствие, гармония всего мира и уверенность людей в позитивном будущем остаётся на том же уровне. | |||
* [[Pokemon]]: в различных легендах описываются бесчисленные человеческие войны и уничтожение целых регионов, но на момент событий игр складывается весьма позитивная | |||
** В [[Pokemon (аниме)|аниме]] по мотивам всё примерно так же, но градус серьёзности временами | |||
=== | === Интернет-проекты === | ||
* | * Андивионский Научный Альянс — весьма затейливый [[зигзаг]]. С одной стороны, это чистейшая утопия с бесконечными ресурсами, доброжелательными соседями, возможностью неограниченного развития и всеми остальными ништяками. С другой, многие могут счесть [[Большой Брат следит за тобой|круглосуточное наблюдение за всем и вся]], [[Промывание мозгов|программирование разума]], [[Монументальная гигантомания|специфическую]] [[Металлические коробочки|архитектуру]] и другие аспекты очень даже антиутопическими. С третьей, это всё лишь цветочки, на высших уровнях Альянса начинается посткультура — ей, чтобы адекватно себя вести, больше не нужны ни мораль, ни законы, ни традиции, ни вообще что-то общепринятое или постоянное. То есть это самая-пресамая утопия, но для тех, кто мыслит в рамках любой культуры, в том числе основной политики Альянса — самый ужасный кошмар. | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} |
Версия 17:27, 29 марта 2022
« | Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Оба они были босы, увенчаны венками и закутаны в складчатые хитоны. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. Говорили они строго по очереди и, как мне сначала показалось, друг с другом. Но очень скоро я понял, что обращаются они ко мне, хотя ни один из них даже не взглянул в мою сторону. Я прислушался. Тот, что был с лопатой, длинно и монотонно излагал основы политического устройства прекрасной страны, гражданином коей он являлся. Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов. Когда он останавливался, чтобы передохнуть и облизать губы, вступал тот, что с чернильницей. Он хвастался, будто только что отработал свои три часа перевозчиком на реке, не взял ни с кого ни копейки, потому что не знает, что такое деньги, а сейчас отправляется под сень струй предаться стихосложению. | » |
— Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» |
« | ...слово „утопия” означает не „хорошее место”, а всего лишь „несуществующее место” | » |
— Дж. Оруэлл, «Почему социалисты не верят в счастье» |
Утопия (англ. utopia, произошедшее в свою очередь от древнегреческого) — кино- и литературный жанр, описывающий устройство и существование идеального, недостижимого с текущей точки зрения читателя или зрителя, общества. Предшествовал и породил антиутопию как естественную критическую реакцию циничного по сути своей человеческого мышления на благостные описания «лучших из миров».
Название происходит от наименования именно такого вот совершенного острова-государства, Утопии, выведенного в каноническом для жанра романе Томаса Мора «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Однако, жанровые основы были заложены задолго до того; в целом, мифология любого из народов, любая религия, содержат в своих концепциях элементы утопии — чаще всего это картина райских кущ (или их аналога) как «пряник», обещанный адептам за неукоснительную приверженность своему культу.
Характерные признаки
- Главным героем (если можно так выразиться) любой утопии является не человек и даже не человечество, а ИДЕЯ автора об идеальном общественном устройстве. Такие идеи берутся не с куста и не с дерева, а из системы ценностей автора. Поэтому система образов утопии нередко раскрывает эту систему ценностей с обезоруживающей простотой.
- Протагонистом утопии при этом является, как правило, чужак. Потому что жителю самой утопии все окружающее кажется естественным, само собой разумеющимся и потому не стоящим упоминания.
- Конфликт в утопии — конфликт межу системой ценностей этого чужака и системой ценностей утопийцев.
- Между собой и с обществом утопийцы не конфликтуют — кругом же всеобщая гармония. Поэтому сюжет утопии, как правило, статичен, а персонажи схематичны (отсутствие конфликта не дает возможности раскрыть характеры).
- Если автору для развития характеров требуется конфликт, он выносится вовне либо привносится извне.
В чем проблема
Сегодня, читая классические утопии (начиная с платоновского «Государства»), мы понимаем, что в этих обществах нам жить категорически не хотелось бы. Постоянное стукачество? Спаривание людей в евгенических целях под присмотром старейшин? Добровольное самосожжение инакомыслящих? Это все безошибочно распознается нами как приметы лютой диктатуры и кошмарного угнетения — однако Мор, Кампанелла, старина Платон и другие утописты видели во всем этом один сплошной позитив. Они были людьми своего времени, в котором, например, счастливый брак по любви был страшной редкостью, преимущественно браки заключались для продолжения рода с энной долей расчета. Но раз уж жениться на нелюбимых — то почему бы не делать это более рационально, подбирая партнеров согласно требованиям гармонии, а не по толщине кошелька? И если людей все равно подвергают мучительным казням, то не лучше ли будет, если это сделает справедливый суд? Словом, авторы смотрели на мир сквозь призму привычных им представлений, и идеал воображали, отталкиваясь от окружающей их реальности.
А теперь внимание, лопата: мы тоже люди своего времени, и свои идеалы творим, отталкиваясь от того, что нас окружает в реальности. Наше восприятие далеко не идеально, и наше воображение ему под стать. Поэтому наши сегодняшние представления об идеальном, вполне возможно, покажутся потомкам кошмаром.
Собственно, поэтому каждая утопия несет в себе зерна антиутопии. Тем, кто разделяет систему ценностей автора, мир его воображения кажется идеальным — но тем, кто смотрит на вещи из другой перспективы, он может (и не без оснований!) показаться ужасным.
Поэтому многие любители утопий так нетерпимы к критике любимых произведений. Покушаясь на утопию, критик тем самым покушается на всю систему ценностей автора. А таких вещей люди ближнему не прощают.
Основные произведения
Литература
- «Государство», Платон.
- «Утопия», Томас Мор.
- «Город Солнца», Томмазо Кампанелла.
- «История севарамбов», Дени Верас.
- «Новая Атлантида», Фрэнсис Бэкон.
- «Что делать», Николай Чернышевский (Четвёртый сон Веры Павловны).
- «Остров», Олдос Хаксли.
- «Туманность Андромеды», Иван Ефремов.
- «Полдень, XXII век», Братья Стругацкие.
- А вот здесь нет ни стукачества, ни принудительного спаривания.
- Зато есть наставник, настраивающий четвёрку подростков против одного их сверстника, вроде как стукача (???) по словам наставника. Утопия, хвостом её по голове…
- «И не осталось никого», Эрик Фрэнк Расселл. Полуутопия: хорошие остались жить в утопии, плохие улетели взад строить империю.
- «Конец долгой ночи», он же. А вот тут уже совсем утопия: в финале бывший командор тетёшкается с семьёй и вспоминает, каким же дураком он был.
- Олег Дивов. «Выбраковка». Слово божие, впрочем, говорит, что это хитро замаскированная антиутопия.
- Цикл «Меганезия», А. Розов.
- Цикл «Без дорог и дураков», Павел Кучер. Техно-анархо-коммунизм во все поля.
- Сергей Снегов, трилогия «Люди как боги». Тот редкий случай, когда повествование ведётся с точки зрения «местного», а не чужака.
- Палтус, «Величайший диктатор». Культовое произведение в жанре альтернативной истории. Элегантная французская технократия (вернее, социал-авангардизм) во главе с Ле Корбюзье. Утопия это или антиутопия — кому как нравится: мораль в произведении все равно серо-серая. Главный герой — опять-таки «местный», журналист жёлтой прессы, беспринципный пропагандист, коллаборационист и приспособленец, вдобавок женатый на двоюродной сестре.
- Владимир Савченко «За перевалом».
Следует также отметить, что многие авторы-фантасты с удовольствием пользуются элементами утопии, например помещая в идиллическое общество (чаще всего будущего) своего героя-попаданца.
Кино
- «Плезантвиль». На самом деле — пародия на утопию, в которой обитают жители заглавного городка, куда попали главные герой с сестрою. Бедолаги всегда выглядят счастливыми…
- «Человек первого века» (чеш. Muž z prvního století, 1962 г.) — приключения находит попаданец из 1960-70-х годов — ближайшего будущего на момент выхода фильма. По современным меркам — наивная социалистическая утопия.
Видеоигры
- Pokémon: в различных легендах описываются бесчисленные человеческие войны и уничтожение целых регионов, но на момент событий игр складывается весьма позитивная картина — люди живут в относительной гармонии с природой и покемонами, сражения исключительно дружески-соревновательные, а покемоны-боги надзирают за миром свысока, готовые придти на помощь в случае угрозы мирового масштаба. Армий нет в принципе, как и конфликтов между странами-регионами — все люди просто мирно сосуществуют друг с другом и с покемонами. В каждой игре, впрочем, имеется свой местный бунтарь, которого не устраивает такое положение дел, и он берёт инициативу в свои руки, собирая небольшую армию из таких же бунтарей и планируя изменить или уничтожить мир. Обыватели — местные жители, полиция и даже сильнейшие люди региона (лидеры Стадионов и Элитная Четвёрка) — реагируют на такое весьма вяло и пассивно, неспособные даже представить то, что их спокойная жизнь может окончиться стараниями какой-то горстки недовольных. И ведь так и происходит — бунтарь побеждается главным героем и после всех своих пакостей просто уходит восвояси, как и остальные члены его команды, а утопия продолжается до самого конца игры.
- В аниме по мотивам всё примерно так же, но градус серьёзности временами выше — вражеская команда более сурова, организована и не побеждается главным героем на раз-два, да и кроме них встречается немало других опасных персонажей (в частности, почти каждая полнометражка содержит своего масштабного злодея или чрезмерно агрессивного легендарного покемона). Тем не менее, и там любая опасность проходит бесследно, а утопическое спокойствие, гармония всего мира и уверенность людей в позитивном будущем остаётся на том же уровне.
Интернет-проекты
- Андивионский Научный Альянс — весьма затейливый зигзаг. С одной стороны, это чистейшая утопия с бесконечными ресурсами, доброжелательными соседями, возможностью неограниченного развития и всеми остальными ништяками. С другой, многие могут счесть круглосуточное наблюдение за всем и вся, программирование разума, специфическую архитектуру и другие аспекты очень даже антиутопическими. С третьей, это всё лишь цветочки, на высших уровнях Альянса начинается посткультура — ей, чтобы адекватно себя вести, больше не нужны ни мораль, ни законы, ни традиции, ни вообще что-то общепринятое или постоянное. То есть это самая-пресамая утопия, но для тех, кто мыслит в рамках любой культуры, в том числе основной политики Альянса — самый ужасный кошмар.