Мелькор был хорошим: различия между версиями
(Новая страница: «{{Q|Но ведь тот, кого враги назвали потом Морготом, был мудр и добр, — с бешеной скоростью неслись в голове землянина мысли. — Мне же не хватит ни того, ни другого… Я же просто человек, не слишком умный и не слишком добрый. Как мне быть? Ведь они смотрят на м...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{ | {{Q|Но ведь тот, кого враги назвали потом Морготом, был мудр и добр, — с бешеной скоростью неслись в голове землянина мысли. — Мне же не хватит ни того, ни другого… Я же просто человек, не слишком умный и не слишком добрый. Как мне быть? Ведь они смотрят на меня, как на полубога! А я не Мелькор…|Иар Эльтеррус, «Серые пустоши жизни»}} | ||
[[Файл:Гитлер и девочка.jpg|thumb|right|Он любил детей, а также построил дороги.]] | [[Файл:Гитлер и девочка.jpg|thumb|right|Он любил детей, а также построил дороги.]] | ||
'''«Мелькор был хорошим»''' | '''«Мелькор был хорошим»''' — радикальное направление в [[жанр]]е [[Криптоистория|криптоистории]]. Отличается от классических произведений жанра примерно так же, как фраза «всё было совсем не так» отличается от фразы «всё было с точностью до наоборот». Если в христианской мифологии [[Сатана]] — воплощение зла, губитель и соблазнитель человечества, то в радикальной перетрактовке он окажется [[Прометей|Прометеем]], Духом Света и [[Утренняя Звезда|Утренней Звездой]], а [[Злой Яхве|Яхве]] — злодеем-демиургом, заключившим свободный дух в оковы материального. Если у Толкина Мелькор — чёрный враг мира, причинивший неисчислимое количество бед, — то после [[Arda/Чёрная книга Арды|тенденциозной]] [[деконструкция|деконструкции]] этого образа непременно окажется, что Мелькор — тонко чувствующая личность, творец, художник, а когда идёт по лесу — внимательно смотрит под ноги, чтобы случайно не задавить муравья. | ||
Понятно, что такая перемена знака эффективна только в отношении жёстко идеологизированных или табуированных сюжетов. Вряд ли кому-то (кроме аргентинских патриотов) будет интересна версия фолклендской войны, в которой Тэтчер с демоническим смехом посылает британских солдат на смерть, а потом устраивает оргию на их телах. Но стоит поменять Аргентину на Третий Рейх, а Тэтчер на | Понятно, что такая перемена знака эффективна только в отношении жёстко идеологизированных или табуированных сюжетов. Вряд ли кому-то (кроме аргентинских патриотов) будет интересна версия фолклендской войны, в которой Тэтчер с демоническим смехом посылает британских солдат на смерть, а потом устраивает оргию на их телах. Но стоит поменять Аргентину на Третий Рейх, а Тэтчер на Черчилля — и это произведение сразу будет обречено на успех, подогреваемый проклятиями наиболее консервативной части общества — именно из-за предельной идеологизированности этой темы. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Архетипы === | === Архетипы === | ||
Строка 16: | Строка 11: | ||
* [[Утренняя Звезда]]. | * [[Утренняя Звезда]]. | ||
=== | === Комплексные франшизы === | ||
* [[ | * «Потерявшийся Воин» про [[Троецарствие]] — внезапно Цао Цао предстаёт положительным персонажем. | ||
** Не так уж внезапно — в современных фильмах и сериалах он скорей [[антизлодей]]. | |||
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]». Различного рода рассуждения в блогах и статьях о том, настолько ли плохие [[Star Wars/Sith|ситхи]] и настолько ли хорошие [[Star Wars/Jedi|джедаи]]. Явление породило троп [[Болеть за Империю]]. Подробности - в соответствующей статье. | |||
* | ** Изначально Галактическая Империя была просто антагонистом героев. Однако постепенно вселенная Звёздных войн начала обрастать информацией, которая уже не позволяла назвать Империю однозначной [[Империя зла|Империей зла]]. Масла в огонь подбавили приквелы, изобразившие предшественника Империи - Галактическую Республику - коррумпированным государством. Книги о событиях после битвы при Эндоре также рисуют [[Революция не по-детски|отнюдь не всеобщее благоденствие]]. [[Перезапуск серии]] Диснеем изобразил Империю [[А я сказал — негодяй!|намного хуже]], чем в предыдущем каноне, но и Новая Республика превратилась в [[Танцы на граблях|подобие старой]]. Всё это породило среди части фанатов мнение, что [[Экстремист был прав|Палпатин был прав]], а положительные герои обрекли Галактику на [[Ай, молодца!|кровавую бойню]]. Впрочем, другая часть фанатов убеждена, что методы Палпатина по [[Идти по трупам|достижению]] и [[Тоталитарный миротворец|удержанию]] власти не могут его оправдать. Споры об этом - до сих пор немалая часть обсуждений фанатов Звёздных войн. | ||
** [[С прикрученным фитильком]] — вполне канонные произведения об Империи и имперцах вроде «Трилогии Трауна». | |||
** Также суждения в пользу Империи и императора нередко строятся на указании недостатков Старой Республики, очень мерзкой и разваливающейся. Есть мнение, что это разброд и шатание организовали ситхи... Вот только весьма сомнительно, что всего ДВА существа, какими бы они ни были могущественными в Силе, [[А остальные куда смотрели?|сумели сами коррумпировать государство, размером с Галактику]], ещё и защищаемое тысячами джедаев. | |||
* | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Собственно [[тропнеймер]] — криптолитературоведческий [[антифанфик]] «[[Arda/Чёрная книга Арды|Чёрная книга Арды]]» Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой (последняя от принципов «Чёрной книги» впоследствии отреклась). | |||
* Собственно [[тропнеймер]] | ** Десятки прочих [[апокриф]]ов по мотивам Толкиена — от общеизвестного «[[Arda/Последний кольценосец|Последнего кольценосца]]» Еськова до мелочи, за пределы толкиенистской тусовки не выходившей. | ||
** Десятки прочих [[апокриф]]ов по мотивам | ** Ряд произведений Иара Эльтерруса: в первую очередь — «Серые пустоши жизни», из серии «Девятимечье» (содержащий прямой [[оммаж]] ЧКА), во вторую — цикл «Отзвуки серебряного ветра». Мудрый и добрый (впрочем, у Эльтерруса эти понятия [[Я хороший, мне всё можно|довольно условны]]) основатель и глава Ордена Аарн, командор Илар ран Дар был учеником Мелькора и именно благодаря общению с ним смог создать прекрасное утопическое государство аарн {{spoiler|с лесбиянками и преферансом}}. | ||
* «Каин» Байрона, а также многочисленные последующие литературные апокрифы по [[Библия|библейским]] мотивам (преимущественно разнообразные «Евангелия от Иуды/Кайафы/Пилата/третьего легионера в пятом ряду»). [[Педаль в пол]] — «Три версии предательства Иуды» Борхеса. | |||
* «Ржавое золото» [[Джордж Локхард|Дж. Локхарда]] — переворот вверх ногами цикла [[Dragonlance]]. Светлые боги оказываются жуткими кровавыми монстрами, а цветные драконы — несчастными жертвами. | |||
* Леонид Андреев «Иуда Искариот». | |||
** Ряд произведений Иара Эльтерруса: в первую | * Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры» — разрыв шаблонов на ровном месте. Получилось. | ||
* Василий Королив-Старый, «Нечистая сила» — весь сборник построен на том, что традиционные фольклорные злые сущности ([[Педаль в пол|вплоть до чертей]]) на самом деле добрые, просто люди либо боятся их в силу чистой ксенофобии, либо сваливают на них свои же преступления. Иногда они действительно могут что-нибудь натворить, но исключительно в силу [[Недопонимание|недопонимания]]. [[Слово Божие|По словам автора]], сделано это было, чтобы избавить детей от страхов, внушаемых традиционными сказками (хотя автору правки в детстве «Оборотень Хреб» показался куда как страшнее традиционных сказок). | |||
* Александр Бушков, «Д’Артаньян — гвардеец кардинала». Плохие тут королевские мушкетёры и Анна Австрийская, а кардинал Ришелье и его гвардейцы — вполне положительные персонажи. Ах да, роли миледи Винтер и Констанции тоже поменялись местами. | |||
* Миро Гавран, «Юдифь» — согласно этой интерпретации знаменитой [[Библия|библейской легенды]], [[Народный герой|Юдифь]], посланная убить ассирийского полководца [[Культурный крутой|Олоферна]], на самом деле влюбилась в него, как и он в неё, и, [[Убить того, кого любишь|выполнив]] приговор иудейских старейшин, она тосковала потом всю свою долгую жизнь. Кстати, и [[Обоснуй|обоснуи]] имеются, так что не всё так просто… | |||
* Якоб Голосовкер, «Сказания о титанах» — в чистом виде аналог ЧКА для древнегреческой мифологии: показано, какими могучими, гордыми, прекрасными и счастливыми были древние титаны, как они жили по своей [[Честь прежде разума|титановой правде]], пока их обманом не вытеснили [[Боги — сволочи|жадные и завистливые боги]]. При этом, если часть титанов и их потомков и деградировали, превращаясь в страшных чудовищ, то, по данной версии, их тоже до такого состояния довели исключительно преследования богов. Так же, к титанам причислены и некоторые полубоги и смертные герои: Геракл, Персей, Идас, Диоскуры, Пирифой, Асклепий. | |||
** Что недалеко от истины. По древнегреческим мифам по женской линии всё человечество потомки титанов, конкретно Эпиметея (брата Прометея) и его жены Пандоры. | |||
* «Каин» Байрона, а также многочисленные последующие литературные апокрифы по [[Библия|библейским]] мотивам (преимущественно разнообразные «Евангелия от Иуды/Кайафы/Пилата/третьего легионера в пятом ряду»). [[Педаль в пол]] | |||
* | |||
* | |||
* Василий Королив-Старый, «Нечистая | |||
* Миро Гавран, | |||
* Якоб Голосовкер, «Сказания о | |||
** Что недалеко от истины. По древнегреческим мифам по женской линии всё | |||
** Да и боги древнегреческие, по большому счёту, те ещё фрукты были. | ** Да и боги древнегреческие, по большому счёту, те ещё фрукты были. | ||
* Рейвен Кальдера, «Книга | * Рейвен Кальдера, «Книга йотунов» — аналогичная предыдущей версия по скандинавской мифологии. | ||
==== Сетевая литература ==== | ==== Сетевая литература ==== | ||
* | * «Луна над Бездной» Ильи Гутмана по отношению к более раннему произведению того же автора «Наследник Звёзд» — [[Ктулху|Авузл]] был хорошим. В «Наследнике» Авузл сделал поворот [[налево кругом]] и вместе с другим богом Хаоса убил их брата — хорошего бога Сканду, после чего высшие боги прокляли его и его народ, превратив в [[ктулхуманоиды|морских чудовищ]]. В «Луне» выясняется, что это была точка зрения новых светлых богов. На самом деле поворот налево совершил Сканда, перед смертью прокляв Авузла. Авузл остался единственным богом в мире, ответственным за него, и чтобы спасти тонущую [[Атлантида|Эквитанию]] от проклятия брата, обратился к Бездне, умоляя её превратить свой народ в амфибий. | ||
==== [[Фанфик]]и ==== | ==== [[Фанфик]]и ==== | ||
* Фанфики-апокрифы всяких-разных фэндомов. Давно было сказано «Дайте русскому мальчику карту звёздного неба, и он вернёт вам её исправленной». Так что любое произведение с более-менее выраженной [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой моралью]], имеющее мало-мальски крупный российский фэндом, обречено на появление [[антифанфик|своей реализации тропа]] «Мелькор был хорошим». [[Harry Potter|Истории про благородного Тома Реддла и коварного Дамблдора]] (в Поттер-фэндоме есть специальное жанровое определение для последнего: «Дамбигад»), [[Star Wars|истории про коварных джедаев, прогнившую Республику и Новый Порядок Палпатина]], [[Мир Полудня|истории про полуфашистскую диктатуру КОМКОНа-2]], далее везде. | * Фанфики-апокрифы всяких-разных фэндомов. Давно было сказано «Дайте русскому мальчику карту звёздного неба, и он вернёт вам её исправленной». Так что любое произведение с более-менее выраженной [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой моралью]], имеющее мало-мальски крупный российский фэндом, обречено на появление [[антифанфик|своей реализации тропа]] «Мелькор был хорошим». [[Harry Potter|Истории про благородного Тома Реддла и коварного Дамблдора]] (в Поттер-фэндоме есть специальное жанровое определение для последнего: «Дамбигад»), [[Star Wars|истории про коварных джедаев, прогнившую Республику и Новый Порядок Палпатина]], [[Мир Полудня|истории про полуфашистскую диктатуру КОМКОНа-2]], далее везде. | ||
** Не только российские фэндомы этим грешат. Заметный процент фанатов [[Transformers|Трансформеров]] считает автоботов плохими, а десептиконов хорошими. | ** Не только российские фэндомы этим грешат. Заметный процент фанатов [[Transformers|Трансформеров]] считает автоботов плохими, а десептиконов хорошими. | ||
** | ** Дамбигадство — это не только российские фанфики, но и прорва переводных. | ||
* | |||
* | === [[Театр]] === | ||
* «Легенда о принце» — рок-опера по мотивам предыстории «[[Vorkosigan Saga|Саги о Форкосиганах]]». Вы думали, что принц Серг был просто злобным отморозком? Нет, не просто. Когда наметились реальные перспективы встретить [[ГЭС]], он [[Искупление равносильно смерти|осознал свою неправоту]] и предстал перед слушателями как трагический герой. | |||
* Мюзикл Стивена Шварца «Злая». Рассказывает об [[Судьба-индейка|ужасной, тяжёлой, полной лишений и подвигов]] судьбе девушки по имени Эльфаба, ставшей известной как Злая Ведьма Запада (аналог для русскоязычного читателя — Бастинда). Главная героиня — откровенная жертва, а положительные — довольно-таки скользкие типы. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Не совсем подходящий пример, но всё же. Нечто похожее можно увидеть в отечественной экранизации уэллсовского «Человека-невидимки» (1984). Здесь Гриффин (собственно невидимка) — несчастный учёный-мечтатель, а Кемп — [[Торгаш — это плохо|расчётливый делец]], желающий сделать из невидимки [[Подсадной главгад|подставного главгада]]. | |||
* «[[Maleficent|Малефисента]]». Собственно, Малефисента, злодейка из мультфильма «Спящая красавица», оказывается вовсе не злодейкой, а несчастной жертвой обстоятельств и положительной героиней. | |||
* Фильм «Батори». Графиня Батори, обвиняемая в серийных убийствах, будучи слишком влиятельной протестанткой, была оклеветана католиками. | |||
* Не совсем подходящий пример, но всё же. Нечто похожее можно увидеть в отечественной экранизации уэллсовского «Человека-невидимки» (1984). Здесь Гриффин (собственно невидимка) | |||
* «Батори». Графиня Батори, обвиняемая в серийных убийствах, будучи слишком влиятельной протестанткой, была оклеветана католиками. | |||
** В пользу данной версии говорит тот факт, что предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили. | ** В пользу данной версии говорит тот факт, что предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили. | ||
* Рассуждения относительно отечественной кинодилогии «[[Москва — Кассиопея]]» и «Отроки во Вселенной». Они сводятся к следующему: ИОО и его сообщники, изображающие людей с оккупированной роботами планеты, втираются в доверие к землянам. Далее они руками земных подростков уничтожают мирную и безобидную цивилизацию машин, к которым «последние люди» не имеют никакого отношения. | * Рассуждения относительно отечественной кинодилогии «[[Москва — Кассиопея]]» и «Отроки во Вселенной». Они сводятся к следующему: ИОО и его сообщники, изображающие людей с оккупированной роботами планеты, втираются в доверие к землянам. Далее они руками земных подростков уничтожают мирную и безобидную цивилизацию машин, к которым «последние люди» не имеют никакого отношения. | ||
** Эта версия омрачается тем, что, по зрелом размышлении и внимательном просмотре, роботы-вершители [[Бунт машин|ну никак не тянут на «мирных и безобидных»]]. «Мы сделаем вас счастливыми… Сделаем вас | ** Эта версия омрачается тем, что, по зрелом размышлении и внимательном просмотре, роботы-вершители [[Бунт машин|ну никак не тянут на «мирных и безобидных»]]. «Мы сделаем вас счастливыми… Сделаем вас счастливыми…» — очень узнаваемо и [[антиутопия|антиутопично]]. | ||
{{Video|yjn70nFBH7s|Кто на самом деле Джокер?}} | {{Video|yjn70nFBH7s|Кто на самом деле Джокер?}} | ||
* «[[The Dark Knight|Тёмный рыцарь]]». Размышления о том, что Джокер не [[злодей]], а хитрый [[вигилант]], играющий психа-маньяка. И согласно его плану творя «малое зло» он делает жизнь в Готэме безопаснее. | * «[[The Dark Knight|Тёмный рыцарь]]». Размышления о том, что Джокер не [[злодей]], а хитрый [[вигилант]], играющий психа-маньяка. И согласно его плану творя «малое зло» он делает жизнь в Готэме безопаснее. | ||
* | * «Заложники» (Россия, 2017): ну разве ж террористы, ИРЛ захватившие самолёт и убившие людей, в чём-то виноваты? Это ведь всё происходило [[Гулаги и рабы|в СССР]], а грузинские ребята [[Конъюнктурный пересмотр|просто хотели СВОБОДЫ]]! А то, что они вполне ездили за рубеж по турвизам и могли, если уж так хотелось, свалить тихо и мирно, так то не важно. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * «Люцифер» — собственной персоной. Антигерой и [[трикстер]], но несомненно положительный персонаж. Вольная (очень вольная!) экранизация комикса, см. ниже. | ||
* «Красный карлик»: | * «Красный карлик»: Иуда — брат-близнец Иисуса, принявший вместо него смерть на кресте!? Отчасти внутримировой пример — правду персонажи так и не узнали. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* | * «Очень Синяя Борода» — «Прости, любимая… так получилось». | ||
* | * «Барток» — Баба-Яга — добрая и героическая женщина, ну с внешностью просто не повезло, а злодейка тут — Людмила ([[Скурвился|да, та самая из Пушкина]]). | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Star Trek|Звёздный путь: Анимационный сериал]] | * «[[Star Trek|Звёздный путь: Анимационный сериал]]» — злодеями оказываются средневековые люди, а не изгнанный ими Люцифер. | ||
* «[[South Park|Южный Парк]] | * «[[South Park|Южный Парк]]» — [[шутки ради]]. Сатана — славный парень, хоть и гомосексуалист. И Стэну помог избавиться от игромании, и апокалипсис на земле не допустил, а вот Бог выглядит мерзопакостно и в рай допускает только мормонов. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 134: | Строка 74: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Guyver]]: можно встретить сторонников такого подхода к зоаноидам. Универсальная | * [[Guyver]]: можно встретить сторонников такого подхода к зоаноидам. Универсальная мантра — «[[протагонист|Злой фашист Сё]], упиваясь собственным превосходством, мучает и убивает [[Оборотень|несчастных]] [[Суперсолдаты|беззащитных]] [[мутант|Зоа]]». | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[StarCraft]] | * [[StarCraft]] II — по отношению к первой части. Зерги, их Сверхразум и [[StarCraft/Sarah Kerrigan|Королева Клинков Керриган]] сами по себе были хорошими, только они творили зло из-за влияния [[StarCraft/Amon|Падшего Зел-Нага Амуна]]. Соответственно, избавившись от влияния Амуна с помощью артефакта Зел-Нага, зерги и Королева Клинков стали реально хорошими. | ||
* Фанатский мод (по масштабам сравнимый с официальными дополнениями) «Миротворец» для Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Посвящён советскому взгляду на первые семь миссий оригинальной игры. | ** Аларак разрушает стереотип «все талдаримы плохие». | ||
*** Не так уж сильно и разрушает. Он скорее относится к тропам [[Какой ни есть, а он за нас]] и [[Зло против небытия]]. | |||
* Фанатский мод (но по масштабам сравнимый с официальными дополнениями) «Миротворец» для Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Посвящён советскому взгляду на первые семь миссий оригинальной игры. | |||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Saya no uta: Derangement]] | * [[Saya no uta: Derangement]] — русский фанатский ремейк [[Saya no Uta]]. Конфликт, связанный с [[Чужеродное чудовище|чужеродностью]] Сайи, здесь сильно смягчён в сравнении с оригинальным романом. В оригинале Сайя была настолько чужда миру людей, что, несмотря на её необыкновенно высокий интеллект, общаться с ней могли только основательно оторванные от общества люди — [[Глазами сумасшедшего|безумный]] Фуминори и [[Озлобленность на весь мир|озлобленный на весь мир]] Оюгай. В фанатском перезапуске добавлена концовка, где Сайя принимает облик человека и адаптируется к жизни среди людей, что противоречило бы самой сути оригинала. Плохие поступки Сайи тоже необоснованно смягчены — если в оригинале видно, что для неё все люди, кроме Фуминори, не более чем расходный материал, то здесь предоставляется возможность избежать некоторых убийств и оставить Сайю чистой и невинной. Самое главное, что в этом не было никакой нужды — мотивация Сайи и Фуминори уже была достаточно раскрыта, и они были вполне прописанными персонажами, пусть и [[Концентратор ненависти|неприятными]]. А некоторые читатели даже [[Болеть за Империю|сопереживали]] им. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* «Lake of | * «Lake of Tears», песня «Raistlin and Rose» — с фитильком: не чтобы Рейстлин тут «был хорошим» (и уж тем более здесь, в отличие от «Последнего испытания», не говорится о гордыне Крисании), но упор делается на то, как тяжело магу было до момента с предательством. Сочувствие автора явно на стороне Рейстлина. | ||
* А. Градский «Баба Яга». Милая и добрая старушка жаждет общения, страдает от своей незаслуженной дурной славы и тяготится одиночеством: «За что не любят бабушку Ёжку?» | * А. Градский «Баба Яга». Милая и добрая старушка жаждет общения, страдает от своей незаслуженной дурной славы и тяготится одиночеством: «За что не любят бабушку Ёжку?» | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* Исторический ревизионизм как явление. | |||
* Исторический ревизионизм как явление. | |||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Fans}} | {{Nav/Fans}} |
Версия 21:03, 29 марта 2022
« | Но ведь тот, кого враги назвали потом Морготом, был мудр и добр, — с бешеной скоростью неслись в голове землянина мысли. — Мне же не хватит ни того, ни другого… Я же просто человек, не слишком умный и не слишком добрый. Как мне быть? Ведь они смотрят на меня, как на полубога! А я не Мелькор… | » |
— Иар Эльтеррус, «Серые пустоши жизни» |
«Мелькор был хорошим» — радикальное направление в жанре криптоистории. Отличается от классических произведений жанра примерно так же, как фраза «всё было совсем не так» отличается от фразы «всё было с точностью до наоборот». Если в христианской мифологии Сатана — воплощение зла, губитель и соблазнитель человечества, то в радикальной перетрактовке он окажется Прометеем, Духом Света и Утренней Звездой, а Яхве — злодеем-демиургом, заключившим свободный дух в оковы материального. Если у Толкина Мелькор — чёрный враг мира, причинивший неисчислимое количество бед, — то после тенденциозной деконструкции этого образа непременно окажется, что Мелькор — тонко чувствующая личность, творец, художник, а когда идёт по лесу — внимательно смотрит под ноги, чтобы случайно не задавить муравья.
Понятно, что такая перемена знака эффективна только в отношении жёстко идеологизированных или табуированных сюжетов. Вряд ли кому-то (кроме аргентинских патриотов) будет интересна версия фолклендской войны, в которой Тэтчер с демоническим смехом посылает британских солдат на смерть, а потом устраивает оргию на их телах. Но стоит поменять Аргентину на Третий Рейх, а Тэтчер на Черчилля — и это произведение сразу будет обречено на успех, подогреваемый проклятиями наиболее консервативной части общества — именно из-за предельной идеологизированности этой темы.
Примеры
Архетипы
- Многочисленные романы о благородных вампирах, которые кровь не пьют. Или пьют, но животных. Или человеческую, но только по взаимному согласию. А если без согласия, то потом обязательно извиняются и/или страдают.
- Утренняя Звезда.
Комплексные франшизы
- «Потерявшийся Воин» про Троецарствие — внезапно Цао Цао предстаёт положительным персонажем.
- Не так уж внезапно — в современных фильмах и сериалах он скорей антизлодей.
- «Звёздные войны». Различного рода рассуждения в блогах и статьях о том, настолько ли плохие ситхи и настолько ли хорошие джедаи. Явление породило троп Болеть за Империю. Подробности - в соответствующей статье.
- Изначально Галактическая Империя была просто антагонистом героев. Однако постепенно вселенная Звёздных войн начала обрастать информацией, которая уже не позволяла назвать Империю однозначной Империей зла. Масла в огонь подбавили приквелы, изобразившие предшественника Империи - Галактическую Республику - коррумпированным государством. Книги о событиях после битвы при Эндоре также рисуют отнюдь не всеобщее благоденствие. Перезапуск серии Диснеем изобразил Империю намного хуже, чем в предыдущем каноне, но и Новая Республика превратилась в подобие старой. Всё это породило среди части фанатов мнение, что Палпатин был прав, а положительные герои обрекли Галактику на кровавую бойню. Впрочем, другая часть фанатов убеждена, что методы Палпатина по достижению и удержанию власти не могут его оправдать. Споры об этом - до сих пор немалая часть обсуждений фанатов Звёздных войн.
- С прикрученным фитильком — вполне канонные произведения об Империи и имперцах вроде «Трилогии Трауна».
- Также суждения в пользу Империи и императора нередко строятся на указании недостатков Старой Республики, очень мерзкой и разваливающейся. Есть мнение, что это разброд и шатание организовали ситхи... Вот только весьма сомнительно, что всего ДВА существа, какими бы они ни были могущественными в Силе, сумели сами коррумпировать государство, размером с Галактику, ещё и защищаемое тысячами джедаев.
Литература
- Собственно тропнеймер — криптолитературоведческий антифанфик «Чёрная книга Арды» Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой (последняя от принципов «Чёрной книги» впоследствии отреклась).
- Десятки прочих апокрифов по мотивам Толкиена — от общеизвестного «Последнего кольценосца» Еськова до мелочи, за пределы толкиенистской тусовки не выходившей.
- Ряд произведений Иара Эльтерруса: в первую очередь — «Серые пустоши жизни», из серии «Девятимечье» (содержащий прямой оммаж ЧКА), во вторую — цикл «Отзвуки серебряного ветра». Мудрый и добрый (впрочем, у Эльтерруса эти понятия довольно условны) основатель и глава Ордена Аарн, командор Илар ран Дар был учеником Мелькора и именно благодаря общению с ним смог создать прекрасное утопическое государство аарн с лесбиянками и преферансом.
- «Каин» Байрона, а также многочисленные последующие литературные апокрифы по библейским мотивам (преимущественно разнообразные «Евангелия от Иуды/Кайафы/Пилата/третьего легионера в пятом ряду»). Педаль в пол — «Три версии предательства Иуды» Борхеса.
- «Ржавое золото» Дж. Локхарда — переворот вверх ногами цикла Dragonlance. Светлые боги оказываются жуткими кровавыми монстрами, а цветные драконы — несчастными жертвами.
- Леонид Андреев «Иуда Искариот».
- Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры» — разрыв шаблонов на ровном месте. Получилось.
- Василий Королив-Старый, «Нечистая сила» — весь сборник построен на том, что традиционные фольклорные злые сущности (вплоть до чертей) на самом деле добрые, просто люди либо боятся их в силу чистой ксенофобии, либо сваливают на них свои же преступления. Иногда они действительно могут что-нибудь натворить, но исключительно в силу недопонимания. По словам автора, сделано это было, чтобы избавить детей от страхов, внушаемых традиционными сказками (хотя автору правки в детстве «Оборотень Хреб» показался куда как страшнее традиционных сказок).
- Александр Бушков, «Д’Артаньян — гвардеец кардинала». Плохие тут королевские мушкетёры и Анна Австрийская, а кардинал Ришелье и его гвардейцы — вполне положительные персонажи. Ах да, роли миледи Винтер и Констанции тоже поменялись местами.
- Миро Гавран, «Юдифь» — согласно этой интерпретации знаменитой библейской легенды, Юдифь, посланная убить ассирийского полководца Олоферна, на самом деле влюбилась в него, как и он в неё, и, выполнив приговор иудейских старейшин, она тосковала потом всю свою долгую жизнь. Кстати, и обоснуи имеются, так что не всё так просто…
- Якоб Голосовкер, «Сказания о титанах» — в чистом виде аналог ЧКА для древнегреческой мифологии: показано, какими могучими, гордыми, прекрасными и счастливыми были древние титаны, как они жили по своей титановой правде, пока их обманом не вытеснили жадные и завистливые боги. При этом, если часть титанов и их потомков и деградировали, превращаясь в страшных чудовищ, то, по данной версии, их тоже до такого состояния довели исключительно преследования богов. Так же, к титанам причислены и некоторые полубоги и смертные герои: Геракл, Персей, Идас, Диоскуры, Пирифой, Асклепий.
- Что недалеко от истины. По древнегреческим мифам по женской линии всё человечество потомки титанов, конкретно Эпиметея (брата Прометея) и его жены Пандоры.
- Да и боги древнегреческие, по большому счёту, те ещё фрукты были.
- Рейвен Кальдера, «Книга йотунов» — аналогичная предыдущей версия по скандинавской мифологии.
Сетевая литература
- «Луна над Бездной» Ильи Гутмана по отношению к более раннему произведению того же автора «Наследник Звёзд» — Авузл был хорошим. В «Наследнике» Авузл сделал поворот налево кругом и вместе с другим богом Хаоса убил их брата — хорошего бога Сканду, после чего высшие боги прокляли его и его народ, превратив в морских чудовищ. В «Луне» выясняется, что это была точка зрения новых светлых богов. На самом деле поворот налево совершил Сканда, перед смертью прокляв Авузла. Авузл остался единственным богом в мире, ответственным за него, и чтобы спасти тонущую Эквитанию от проклятия брата, обратился к Бездне, умоляя её превратить свой народ в амфибий.
Фанфики
- Фанфики-апокрифы всяких-разных фэндомов. Давно было сказано «Дайте русскому мальчику карту звёздного неба, и он вернёт вам её исправленной». Так что любое произведение с более-менее выраженной чёрно-белой моралью, имеющее мало-мальски крупный российский фэндом, обречено на появление своей реализации тропа «Мелькор был хорошим». Истории про благородного Тома Реддла и коварного Дамблдора (в Поттер-фэндоме есть специальное жанровое определение для последнего: «Дамбигад»), истории про коварных джедаев, прогнившую Республику и Новый Порядок Палпатина, истории про полуфашистскую диктатуру КОМКОНа-2, далее везде.
- Не только российские фэндомы этим грешат. Заметный процент фанатов Трансформеров считает автоботов плохими, а десептиконов хорошими.
- Дамбигадство — это не только российские фанфики, но и прорва переводных.
Театр
- «Легенда о принце» — рок-опера по мотивам предыстории «Саги о Форкосиганах». Вы думали, что принц Серг был просто злобным отморозком? Нет, не просто. Когда наметились реальные перспективы встретить ГЭС, он осознал свою неправоту и предстал перед слушателями как трагический герой.
- Мюзикл Стивена Шварца «Злая». Рассказывает об ужасной, тяжёлой, полной лишений и подвигов судьбе девушки по имени Эльфаба, ставшей известной как Злая Ведьма Запада (аналог для русскоязычного читателя — Бастинда). Главная героиня — откровенная жертва, а положительные — довольно-таки скользкие типы.
Кино
- Не совсем подходящий пример, но всё же. Нечто похожее можно увидеть в отечественной экранизации уэллсовского «Человека-невидимки» (1984). Здесь Гриффин (собственно невидимка) — несчастный учёный-мечтатель, а Кемп — расчётливый делец, желающий сделать из невидимки подставного главгада.
- «Малефисента». Собственно, Малефисента, злодейка из мультфильма «Спящая красавица», оказывается вовсе не злодейкой, а несчастной жертвой обстоятельств и положительной героиней.
- Фильм «Батори». Графиня Батори, обвиняемая в серийных убийствах, будучи слишком влиятельной протестанткой, была оклеветана католиками.
- В пользу данной версии говорит тот факт, что предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили.
- Рассуждения относительно отечественной кинодилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Они сводятся к следующему: ИОО и его сообщники, изображающие людей с оккупированной роботами планеты, втираются в доверие к землянам. Далее они руками земных подростков уничтожают мирную и безобидную цивилизацию машин, к которым «последние люди» не имеют никакого отношения.
- Эта версия омрачается тем, что, по зрелом размышлении и внимательном просмотре, роботы-вершители ну никак не тянут на «мирных и безобидных». «Мы сделаем вас счастливыми… Сделаем вас счастливыми…» — очень узнаваемо и антиутопично.
(link)
Кто на самом деле Джокер?- «Тёмный рыцарь». Размышления о том, что Джокер не злодей, а хитрый вигилант, играющий психа-маньяка. И согласно его плану творя «малое зло» он делает жизнь в Готэме безопаснее.
- «Заложники» (Россия, 2017): ну разве ж террористы, ИРЛ захватившие самолёт и убившие людей, в чём-то виноваты? Это ведь всё происходило в СССР, а грузинские ребята просто хотели СВОБОДЫ! А то, что они вполне ездили за рубеж по турвизам и могли, если уж так хотелось, свалить тихо и мирно, так то не важно.
Телесериалы
- «Люцифер» — собственной персоной. Антигерой и трикстер, но несомненно положительный персонаж. Вольная (очень вольная!) экранизация комикса, см. ниже.
- «Красный карлик»: Иуда — брат-близнец Иисуса, принявший вместо него смерть на кресте!? Отчасти внутримировой пример — правду персонажи так и не узнали.
Мультфильмы
- «Очень Синяя Борода» — «Прости, любимая… так получилось».
- «Барток» — Баба-Яга — добрая и героическая женщина, ну с внешностью просто не повезло, а злодейка тут — Людмила (да, та самая из Пушкина).
Мультсериалы
- «Звёздный путь: Анимационный сериал» — злодеями оказываются средневековые люди, а не изгнанный ими Люцифер.
- «Южный Парк» — шутки ради. Сатана — славный парень, хоть и гомосексуалист. И Стэну помог избавиться от игромании, и апокалипсис на земле не допустил, а вот Бог выглядит мерзопакостно и в рай допускает только мормонов.
Комиксы
- Люцифер Морнингстар из комикса Lucifer. Он просто хотел жить по-своему, вместо того, чтобы исполнять волю отца.
Аниме и манга
- Guyver: можно встретить сторонников такого подхода к зоаноидам. Универсальная мантра — «Злой фашист Сё, упиваясь собственным превосходством, мучает и убивает несчастных беззащитных Зоа».
Видеоигры
- StarCraft II — по отношению к первой части. Зерги, их Сверхразум и Королева Клинков Керриган сами по себе были хорошими, только они творили зло из-за влияния Падшего Зел-Нага Амуна. Соответственно, избавившись от влияния Амуна с помощью артефакта Зел-Нага, зерги и Королева Клинков стали реально хорошими.
- Аларак разрушает стереотип «все талдаримы плохие».
- Не так уж сильно и разрушает. Он скорее относится к тропам Какой ни есть, а он за нас и Зло против небытия.
- Аларак разрушает стереотип «все талдаримы плохие».
- Фанатский мод (но по масштабам сравнимый с официальными дополнениями) «Миротворец» для Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Посвящён советскому взгляду на первые семь миссий оригинальной игры.
Визуальные романы
- Saya no uta: Derangement — русский фанатский ремейк Saya no Uta. Конфликт, связанный с чужеродностью Сайи, здесь сильно смягчён в сравнении с оригинальным романом. В оригинале Сайя была настолько чужда миру людей, что, несмотря на её необыкновенно высокий интеллект, общаться с ней могли только основательно оторванные от общества люди — безумный Фуминори и озлобленный на весь мир Оюгай. В фанатском перезапуске добавлена концовка, где Сайя принимает облик человека и адаптируется к жизни среди людей, что противоречило бы самой сути оригинала. Плохие поступки Сайи тоже необоснованно смягчены — если в оригинале видно, что для неё все люди, кроме Фуминори, не более чем расходный материал, то здесь предоставляется возможность избежать некоторых убийств и оставить Сайю чистой и невинной. Самое главное, что в этом не было никакой нужды — мотивация Сайи и Фуминори уже была достаточно раскрыта, и они были вполне прописанными персонажами, пусть и неприятными. А некоторые читатели даже сопереживали им.
Музыка
- «Lake of Tears», песня «Raistlin and Rose» — с фитильком: не чтобы Рейстлин тут «был хорошим» (и уж тем более здесь, в отличие от «Последнего испытания», не говорится о гордыне Крисании), но упор делается на то, как тяжело магу было до момента с предательством. Сочувствие автора явно на стороне Рейстлина.
- А. Градский «Баба Яга». Милая и добрая старушка жаждет общения, страдает от своей незаслуженной дурной славы и тяготится одиночеством: «За что не любят бабушку Ёжку?»
Прочее
- Исторический ревизионизм как явление.