Нуар: различия между версиями
(→Кино) |
(Новая страница: «thumb|right| '''Нуар''' (''noir'') — это одновременно и жанр литературы и кино, и своеобразная стилистика. == Жанр == Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых детективов своим главным героем — явно асоциальной...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Noir1.jpg|thumb|right|]] | [[Файл:Noir1.jpg|thumb|right|]] | ||
'''Нуар''' (''noir'') | '''Нуар''' (''noir'') — это одновременно и [[жанр]] [[литература|литературы]] и [[кино]], и своеобразная стилистика. | ||
== Жанр == | == Жанр == | ||
Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых [[детектив]]ов своим [[протагонист|главным героем]] — явно асоциальной личностью, непосредственно вовлеченной в преступление — то бишь это был либо преступник, либо свидетель, либо человек, которого подставили. Всего в нуаре есть три способа вляпаться в несовместимые с жизнью обстоятельства — это жажда денег, роковая женщина и «оказался не в том месте, не в то время». | |||
До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и [[комикс]]ах): [[криминальная драма|криминальные драмы]] начала 1940-х — конца 1950-х были черно-белыми, полными цинизма и безысходности историями; они отражали весь спектр настроений, охвативших американское общество после [[Великая депрессия|Великой депрессии]] и во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]]. Этот стиль кино и породившая его литература являются основой для более поздних жанров, например, [[киберпанк]]а. | |||
До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и [[комикс]]ах): [[криминальная драма|криминальные драмы]] начала 1940- | |||
Для [[сюжет]]а нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и [[ложные обвинения]] в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью [[флэшбэк]]ов и [[флэшфорвард]]ов. | Для [[сюжет]]а нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и [[ложные обвинения]] в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью [[флэшбэк]]ов и [[флэшфорвард]]ов. | ||
Обычно протагонистом в нуаре является [[антигерой]] (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) | Обычно протагонистом в нуаре является [[антигерой]] (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) — человек, обществу чуждый, страдающий от [[:w:экзистенциальный кризис|экзистенциального кризиса]]. Лишенный иллюзий циничный [[частный сыщик]], бандит, коррумпированный полицейский, герой-любовник — [[персонаж]] влипает в какое-то дерьмо и обычно половину истории пытается разобраться, какого черта произошло, а вторую — как из этого выбраться. Дело осложняется тем, что на персонажа буквально открыта охота, и сколько он проживет зависит лишь от крепости черепа и наличия патронов. Из-за чего весь сыр-бор? Как обычно — деньги, женщины… Победы случаются редко, и [[хэппи-энд]] для нуара — редкость. | ||
== Стилистика == | == Стилистика == | ||
Нуар визуально темнее обычного гангстерского кино, изобилует игрой со светом, тенью и необычными ракурсами, создавая тяжелую, гнетущую атмосферу. Часто контраст между светом и тенью отражает разницу между [[злодей|злодеем]] и протагонистом. В действительности темнота являлась лишь следствием того, что большая часть нуаров являлись малобюджетным кино, и режиссерам приходилось выкручиваться. Альтернатива, где напротив, много солнца и цвета при сохранении депрессивной логики происходящего называется «солейл» | |||
[[Файл:0000c2f1.jpeg|thumb|right|]] | |||
[[ | Частое [[сеттинг|место действия]] — [[Нуар-Сити|огромный, подавляющий, хмурый город]]. Темные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы, в которых антигерой будет искать информаторов, чтобы затем выбить из них информацию, игровые притоны, расположенные у прибрежных товарных [[склад]]ов. Ночью обязательно будет идти дождь, а антигерой на своей подержанной машине будет перемещаться от заведения к заведению, встречаясь с циничной, исполненной безысходности публикой самого дурного пошиба, сталкиваясь с асоциалами, мизантропами в погоне за своей призрачной и бессмысленной целью. | ||
Персонажи обычно вооружены и плевать хотели на права человека. Они при галстуках, носят костюмы, [[:w:федора|федоры]] и плащи, под которыми прячут [[:w:Пистолет-пулемёт Томпсона|Томми-ганы]]<ref>На фотографии справа представлен классический случай | Персонажи обычно вооружены и плевать хотели на права человека. Они при галстуках, носят костюмы, [[:w:федора|федоры]] и плащи, под которыми прячут [[:w:Пистолет-пулемёт Томпсона|Томми-ганы]]<ref>На фотографии справа представлен классический случай позерства — из автомата Томпсона проблематично даже просто стрелять одной рукой из-за большого веса, а уж об эффективной стрельбе и говорить не приходится.</ref><ref>Что интересно, на самом деле в нуаре мало кто пользуется револьверами (в основном фигурируют полицейский револьвер Смит-вессон 38 калибра, что логично, и армейский револьвер Colt M1917 45 калибра, поступивший на гражданский рынок — что как раз и вызывает путаницу), основным оружием там всё же является широко распространённый автоматический пистолет Colt M1911 сорок пятого калибра. «Мораторий» на автоматические пистолеты в нуар вошел во многом благодаря Чейзу, ибо у него не всегда можно понять какой именно ствол сорок пятого калибра используется. Есть даже опасение, что он регулярно путает понятия «револьвер» и «автоматический пистолет» (для пилота ВВС времен Второй мировой войны это было бы странно, так что имеющиеся косяки вероятно являются [[Йопт In Translation|заслугой переводчиков]]).</ref>. Они передвигаются на громоздких машинах 50-х с мягкой подвеской и мощным мотором. | ||
Они никогда не будут счастливы, и в конце фильма ни один из них не получит того, чего | Они никогда не будут счастливы, и в конце фильма ни один из них не получит того, чего желал — такова депрессивная логика стилистики нуара. | ||
== Отличия от гангстерского кино == | == Отличия от гангстерского кино == | ||
В первую очередь, в нуаре главный герой редко бывает весельчаком, душой компании и человеком, который широко известен обществу, причем одни им восхищаются, а другие ненавидят — как это часто бывает в гангстерском кино. Скорее главный герой будет мелкой крысой в самых низах общества, никому неизвестной и о которой никто жалеть не будет. | |||
Второе — это стилистика. Гангстерское кино светлее, в нём присутствует элемент драмы, в то время как в нуаре обычно темно и присутствует трагедия. | |||
Третье — это о ком идёт речь. В гангстерском кино повествуется — обычно — о том, как «пацан пришел к успеху», воруя и убивая, жил как король и достойно умер в перестрелке с ФБР<ref>Или на электрическом стуле.</ref> (утрировано). Нуар повествует о том, как человек, редко когда являющийся закоренелым преступником (хотя и такие бывают), совершает преступление ради денег или женщины и как пытается уйти от расплаты, но ему это редко удаётся, хотя он изо всех сил пытается выкрутиться. Это наиболее распространённые фабулы сюжетов, хотя бывают и случаи деконструкции жанра или даже попытки изменить манеру подачи сюжета, снимая кино в другой стилистике, нежели классическая. Но мы рассматриваем именно классику, ибо, зная её, можно отличить одно от другого. | |||
Несколько простых способов отличить одно от другого: | Несколько простых способов отличить одно от другого: | ||
* Если в фильме играет | * Если в фильме играет Кэгни — это гангстерское кино. Если его там нет, но есть Богарт<ref>В спорных случаях — например, когда Кэгни, Богарт и О’Брайен снимались в гангстерском кино «Ангелы с грязными лицами», судить следует именно по Кэгни: он в нуарах не снимался.</ref> — это скорее всего нуар (или солей). | ||
* Если в фильме есть [[роковая женщина]] | * Если в фильме есть [[роковая женщина]] — это скорее всего нуар, гангстерское кино сосредоточено на маскулинности главного героя. | ||
* Если в фильме присутствует сцена штурма здания, где засел герой с оружием и твердым намерением | * Если в фильме присутствует сцена штурма здания, где засел герой с оружием и твердым намерением умереть — это либо полицейский боевик, либо гангстерское кино. Герои нуара так практически не поступают, они предпочитают тихо сидеть в тюрьме и ждать смертного приговора. | ||
* Если повествование ведётся от первого лица<ref>В кино. Обычно обозначается закадровым голосом, озвучивающим мысли главгероя; это штамп жанра.</ref> | * Если повествование ведётся от первого лица<ref>В кино. Обычно обозначается закадровым голосом, озвучивающим мысли главгероя; это штамп жанра.</ref> — это скорее всего нуар. | ||
* Если в фильме куча народа с томми-ганами делают кучу дырок в автомобиле с | * Если в фильме куча народа с томми-ганами делают кучу дырок в автомобиле с главгероем — это гангстерское кино. | ||
* Если в фильме главгерой в финале стреляет в | * Если в фильме главгерой в финале стреляет в женщину — это стопроцентный нуар. | ||
* Если в начале фильма главный герой весь в крови надиктовывает на фонограф исповедь во всех своих | * Если в начале фильма главный герой весь в крови надиктовывает на фонограф исповедь во всех своих грехах — это стопроцентный нуар. | ||
…и так далее, продолжать можно вечно. | …и так далее, продолжать можно вечно. | ||
== Конец? == | == Конец? == | ||
К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае [[хороший плохой конец]], а иногда и просто [[плохой конец|плохой]]. Главным героем обычно становится [[частный детектив]] или [[вигилант]]. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор „Параллакс“», «Вся президентская рать»). | К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае [[хороший плохой конец]], а иногда и просто [[плохой конец|плохой]]. Главным героем обычно становится [[частный детектив]] или [[вигилант]]. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор „Параллакс“», «Вся президентская рать»). | ||
Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара. | Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара. | ||
В настоящее время нуар занимает довольно узкую, но стабильную нишу фильмов сильно на любителя: даже знаковые картины редко окупаются в прокате. С другой стороны, и откровенный проходняк снимается редко, а элементы нуара всё чаще встречаются в фильмах других жанров. Загляните на эти страницы: [[Sin City]], [[Renaissance]], [[Drive]], [[Bad Times at the El Royale]]. | |||
== In Soviet Russia == | == In Soviet Russia == | ||
Строка 68: | Строка 53: | ||
Думаете, в Советском Союзе не было не только секса, но и нуара? Был, ещё как был! Более того, именно советский фильм «[https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/15960/annot/ Западня]» 1965 года по мотивам одноименного рассказа Теодора Драйзера во многом предвосхитил жанровые особенности и визуальные приёмы неонуара, который появился почти десятилетие спустя. Увы, для советского зрителя история американского журналиста в мире коррупции оказалась слишком мрачной, и фильм довольно быстро и совершенно незаслуженно забыли. | Думаете, в Советском Союзе не было не только секса, но и нуара? Был, ещё как был! Более того, именно советский фильм «[https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/15960/annot/ Западня]» 1965 года по мотивам одноименного рассказа Теодора Драйзера во многом предвосхитил жанровые особенности и визуальные приёмы неонуара, который появился почти десятилетие спустя. Увы, для советского зрителя история американского журналиста в мире коррупции оказалась слишком мрачной, и фильм довольно быстро и совершенно незаслуженно забыли. | ||
Ну, то был фильм про загнивающий Запад, а возможен ли нуар в советском антураже? Опять же, да. Фильм «[https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3952/annot/ Мой друг Иван Лапшин]» именно таковым и является. История подаётся через флешбэки о жизни в провинциальном советском городе 30-х годов: тут и жестокая и хорошо организованная банда, держащая в страхе городок, и очень [[Нуарный детектив (персонаж)|нуарный милиционер]], и безнадёга коммуналок, и роковая женщина — всё по канонам классического нуара. | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references/> | <references/> | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} |
Версия 21:04, 29 марта 2022
Нуар (noir) — это одновременно и жанр литературы и кино, и своеобразная стилистика.
Жанр
Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых детективов своим главным героем — явно асоциальной личностью, непосредственно вовлеченной в преступление — то бишь это был либо преступник, либо свидетель, либо человек, которого подставили. Всего в нуаре есть три способа вляпаться в несовместимые с жизнью обстоятельства — это жажда денег, роковая женщина и «оказался не в том месте, не в то время».
До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и комиксах): криминальные драмы начала 1940-х — конца 1950-х были черно-белыми, полными цинизма и безысходности историями; они отражали весь спектр настроений, охвативших американское общество после Великой депрессии и во время Второй мировой войны. Этот стиль кино и породившая его литература являются основой для более поздних жанров, например, киберпанка.
Для сюжета нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью флэшбэков и флэшфорвардов.
Обычно протагонистом в нуаре является антигерой (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) — человек, обществу чуждый, страдающий от экзистенциального кризиса. Лишенный иллюзий циничный частный сыщик, бандит, коррумпированный полицейский, герой-любовник — персонаж влипает в какое-то дерьмо и обычно половину истории пытается разобраться, какого черта произошло, а вторую — как из этого выбраться. Дело осложняется тем, что на персонажа буквально открыта охота, и сколько он проживет зависит лишь от крепости черепа и наличия патронов. Из-за чего весь сыр-бор? Как обычно — деньги, женщины… Победы случаются редко, и хэппи-энд для нуара — редкость.
Стилистика
Нуар визуально темнее обычного гангстерского кино, изобилует игрой со светом, тенью и необычными ракурсами, создавая тяжелую, гнетущую атмосферу. Часто контраст между светом и тенью отражает разницу между злодеем и протагонистом. В действительности темнота являлась лишь следствием того, что большая часть нуаров являлись малобюджетным кино, и режиссерам приходилось выкручиваться. Альтернатива, где напротив, много солнца и цвета при сохранении депрессивной логики происходящего называется «солейл»
Частое место действия — огромный, подавляющий, хмурый город. Темные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы, в которых антигерой будет искать информаторов, чтобы затем выбить из них информацию, игровые притоны, расположенные у прибрежных товарных складов. Ночью обязательно будет идти дождь, а антигерой на своей подержанной машине будет перемещаться от заведения к заведению, встречаясь с циничной, исполненной безысходности публикой самого дурного пошиба, сталкиваясь с асоциалами, мизантропами в погоне за своей призрачной и бессмысленной целью.
Персонажи обычно вооружены и плевать хотели на права человека. Они при галстуках, носят костюмы, федоры и плащи, под которыми прячут Томми-ганы[1][2]. Они передвигаются на громоздких машинах 50-х с мягкой подвеской и мощным мотором.
Они никогда не будут счастливы, и в конце фильма ни один из них не получит того, чего желал — такова депрессивная логика стилистики нуара.
Отличия от гангстерского кино
В первую очередь, в нуаре главный герой редко бывает весельчаком, душой компании и человеком, который широко известен обществу, причем одни им восхищаются, а другие ненавидят — как это часто бывает в гангстерском кино. Скорее главный герой будет мелкой крысой в самых низах общества, никому неизвестной и о которой никто жалеть не будет.
Второе — это стилистика. Гангстерское кино светлее, в нём присутствует элемент драмы, в то время как в нуаре обычно темно и присутствует трагедия.
Третье — это о ком идёт речь. В гангстерском кино повествуется — обычно — о том, как «пацан пришел к успеху», воруя и убивая, жил как король и достойно умер в перестрелке с ФБР[3] (утрировано). Нуар повествует о том, как человек, редко когда являющийся закоренелым преступником (хотя и такие бывают), совершает преступление ради денег или женщины и как пытается уйти от расплаты, но ему это редко удаётся, хотя он изо всех сил пытается выкрутиться. Это наиболее распространённые фабулы сюжетов, хотя бывают и случаи деконструкции жанра или даже попытки изменить манеру подачи сюжета, снимая кино в другой стилистике, нежели классическая. Но мы рассматриваем именно классику, ибо, зная её, можно отличить одно от другого.
Несколько простых способов отличить одно от другого:
- Если в фильме играет Кэгни — это гангстерское кино. Если его там нет, но есть Богарт[4] — это скорее всего нуар (или солей).
- Если в фильме есть роковая женщина — это скорее всего нуар, гангстерское кино сосредоточено на маскулинности главного героя.
- Если в фильме присутствует сцена штурма здания, где засел герой с оружием и твердым намерением умереть — это либо полицейский боевик, либо гангстерское кино. Герои нуара так практически не поступают, они предпочитают тихо сидеть в тюрьме и ждать смертного приговора.
- Если повествование ведётся от первого лица[5] — это скорее всего нуар.
- Если в фильме куча народа с томми-ганами делают кучу дырок в автомобиле с главгероем — это гангстерское кино.
- Если в фильме главгерой в финале стреляет в женщину — это стопроцентный нуар.
- Если в начале фильма главный герой весь в крови надиктовывает на фонограф исповедь во всех своих грехах — это стопроцентный нуар.
…и так далее, продолжать можно вечно.
Конец?
К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае хороший плохой конец, а иногда и просто плохой. Главным героем обычно становится частный детектив или вигилант. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор „Параллакс“», «Вся президентская рать»).
Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара.
В настоящее время нуар занимает довольно узкую, но стабильную нишу фильмов сильно на любителя: даже знаковые картины редко окупаются в прокате. С другой стороны, и откровенный проходняк снимается редко, а элементы нуара всё чаще встречаются в фильмах других жанров. Загляните на эти страницы: Sin City, Ренессанс, Drive, Bad Times at the El Royale.
In Soviet Russia
Думаете, в Советском Союзе не было не только секса, но и нуара? Был, ещё как был! Более того, именно советский фильм «Западня» 1965 года по мотивам одноименного рассказа Теодора Драйзера во многом предвосхитил жанровые особенности и визуальные приёмы неонуара, который появился почти десятилетие спустя. Увы, для советского зрителя история американского журналиста в мире коррупции оказалась слишком мрачной, и фильм довольно быстро и совершенно незаслуженно забыли.
Ну, то был фильм про загнивающий Запад, а возможен ли нуар в советском антураже? Опять же, да. Фильм «Мой друг Иван Лапшин» именно таковым и является. История подаётся через флешбэки о жизни в провинциальном советском городе 30-х годов: тут и жестокая и хорошо организованная банда, держащая в страхе городок, и очень нуарный милиционер, и безнадёга коммуналок, и роковая женщина — всё по канонам классического нуара.
Примечания
- ↑ На фотографии справа представлен классический случай позерства — из автомата Томпсона проблематично даже просто стрелять одной рукой из-за большого веса, а уж об эффективной стрельбе и говорить не приходится.
- ↑ Что интересно, на самом деле в нуаре мало кто пользуется револьверами (в основном фигурируют полицейский револьвер Смит-вессон 38 калибра, что логично, и армейский револьвер Colt M1917 45 калибра, поступивший на гражданский рынок — что как раз и вызывает путаницу), основным оружием там всё же является широко распространённый автоматический пистолет Colt M1911 сорок пятого калибра. «Мораторий» на автоматические пистолеты в нуар вошел во многом благодаря Чейзу, ибо у него не всегда можно понять какой именно ствол сорок пятого калибра используется. Есть даже опасение, что он регулярно путает понятия «револьвер» и «автоматический пистолет» (для пилота ВВС времен Второй мировой войны это было бы странно, так что имеющиеся косяки вероятно являются заслугой переводчиков).
- ↑ Или на электрическом стуле.
- ↑ В спорных случаях — например, когда Кэгни, Богарт и О’Брайен снимались в гангстерском кино «Ангелы с грязными лицами», судить следует именно по Кэгни: он в нуарах не снимался.
- ↑ В кино. Обычно обозначается закадровым голосом, озвучивающим мысли главгероя; это штамп жанра.