Манапанк: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «240px|thumb|right 240px|thumb|right Коли есть киберпанк, стимпанк, дизельпанк, атомпанк, клокпанк и прочее, то в технофэнтези можно выделить такой жанр как манапанк. Это — поджанр, где действие прои...»)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Allods-wallpaper-1024x768-445941162.jpg|240px|thumb|right]]
[[Файл:Allods-wallpaper-1024x768-445941162.jpg|240px|thumb|right]]
[[Файл:Astralship.jpg|240px|thumb|right]]
[[Файл:Astralship.jpg|240px|thumb|right]]
Коли есть [[киберпанк]], [[стимпанк]], [[дизельпанк]], [[атомпанк]], [[клокпанк]] и прочее, то в [[техномагия|технофэнтези]] можно выделить такой жанр как [[манапанк]]. Это — поджанр, где действие происходит в эпоху, более похожую не на традиционное для фэнтези средневековье, а аналог нового времени — Ренессанса, викторианской эпохи, современности, а то и будущего. [[Артефакт]]ы, созданные магией или техномагией, заменяют техногенные достижения реальной цивилизации. Там, где в стимпанке используются паровые машины, в клокпанке — заводные механизмы, а в дизельпанке — машины на нефтепродуктах, в манапанке используются достижения прогресса, работающие на магической энергии, сконцентрированной (в жидком виде) или запечатлённой в кристалл. Во многих сеттингах сабж может встречаться не в чистом виде, а перемешанный с элементами стимпанка, клокпанка и так далее.
Коли есть [[киберпанк]], [[стимпанк]], [[дизельпанк]], [[атомпанк]], [[клокпанк]] и прочее, то в [[техномагия|технофэнтези]] можно выделить такой жанр как [[манапанк]]. Это — поджанр, где действие происходит в эпоху, более похожую не на традиционное для фэнтези средневековье, а аналог нового времени — Ренессанса, викторианской эпохи, современности, а то и будущего. [[Артефакт]]ы, созданные магией или техномагией, заменяют техногенные достижения реальной цивилизации. Там, где в стимпанке используются паровые машины, в клокпанке — заводные механизмы, а в дизельпанке — машины на нефтепродуктах, в манапанке используются достижения прогресса, работающие на магической энергии, сконцентрированной (в жидком виде) или запечатлённой в кристалл. Во многих сеттингах сабж может встречаться не в чистом виде, а перемешанный с элементами стимпанка, клокпанка и так далее.


Отличается непосредственно от техномагии подходом к работе «механизмов».
Отличается непосредственно от техномагии подходом к работе «механизмов».
При вышеупомянутой магия и маги выполняют роль языка программирования и кодера — пишется, строится схема или модель заклинания и загоняется в амулет подходящего размера, типа и так далее. Из чего получаются артефакты дающие определенные эффекты и возможность использования их немагами.
При вышеупомянутой магия и маги выполняют роль языка программирования и кодера — пишется, строится схема или модель заклинания и загоняется в амулет подходящего размера, типа и так далее. Из чего получаются артефакты дающие определенные эффекты и возможность использования их немагами.
Например, магический «холодильник» при техномагии будет представлять из себя шкаф (либо так же <s>прибитый гвоздями</s> прикреплённый к нему амулет), в который «вписано» заклинание холода или нечто подобное.
Например, магический «холодильник» при техномагии будет представлять из себя шкаф (либо так же <s>прибитый гвоздями</s> прикреплённый к нему амулет), в который «вписано» заклинание холода или нечто подобное.


При манапанке же акцент делается на более материальной составляющей магии в её газообразной, жидкой или [[Зелёные камушки|кристаллической]] форме, которая активно и используется (иногда, даже без участия магов) как основной источник энергии и/или топливо с высоким КПД, зачастую весьма опасное и токсичное.
При манапанке же акцент делается на более материальной составляющей магии в её газообразной, жидкой или [[Зелёные камушки|кристаллической]] форме, которая активно и используется (иногда, даже без участия магов) как основной источник энергии и/или топливо с высоким КПД, зачастую весьма опасное и токсичное.
Опять же в пример, «холодильники» при манапанке будут представлять из себя аналоги реальных наших, пусть и 150-летней давности, современных или футуристичных, но при этом, вместо электричества, будут работать от труб, по которым поступает мана, капсулей-кристаллов-батареек или [[Непонятная штуковина|генераторов]], перерабатывающих магию в более привычный нам ток.
Опять же в пример, «холодильники» при манапанке будут представлять из себя аналоги реальных наших, пусть и 150-летней давности, современных или футуристичных, но при этом, вместо электричества, будут работать от труб, по которым поступает мана, капсулей-кристаллов-батареек или [[Непонятная штуковина|генераторов]], перерабатывающих магию в более привычный нам ток.
* Нужно учесть, что технологии, основанные на мане или магии, не равны понятию "манапанк".


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 15: Строка 14:


=== Штампы ===
=== Штампы ===
* Мана-генераторы с 90 % вероятностью будут выглядеть как близкие родственники плазма-болтеров и гелевых светильников.
* Мана-генераторы с 90 % вероятностью будут выглядеть как близкие родственники плазма-болтеров и гелевых светильников.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Мир Стержня [[Макс Фрай|Фрая]], в особенности Соединённое Королевство. Магические кристаллы, на которых ходят корабли, ездят амобилеры (местный аналог автомобилей), даже летают дирижабли.
* [[Arda|Легендариум Дж. Р. Р. Толкина]]: королевства эльфов Нарготронд и Гондолин, королевство людей Нуменор, из отрицательных вариантов — Мордор и Ангбанд. Первая и Вторая эпоха любят этот троп!
* «Житие мое» [[Ирина Сыромятникова|Ирины Сыромятниковой]] показывает зарождение манапанка в мире, аналогичном Европе начала 20 века<ref>Во-первых, там обычный дизель в мире, где есть магия, во-вторых вообще не «панк», т. к. не соблюдён принцип «Высокие технологии — паршивая жизнь».</ref>.
* Мир Стержня Фрая, в особенности, Соединённое Королевство. Магические кристаллы, на которых ходят корабли, ездят амобилеры (местный аналог автомобилей), даже летают дирижабли.
* [[Алексей Пехов]], «Ловцы удачи» и «Особый почтовый»: по общественному устройству и технической эстетике мир выглядит как стимпанковый, но вместо пара и прочей техники — магические технологии.
* «Житие мое» Ирины Сыромятниковой показывает зарождение манапанка в мире, аналогичном Европе начала 20 века<ref>Во-первых, там обычный дизель в мире, где есть магия, во-вторых вообще не «панк», т. к. не соблюдён принцип «Высокие технологии — паршивая жизнь».</ref>.
* Павел Корнев, попаданческий цикл «Приграничье». Ввиду ограниченности привычных ресурсов и наличия магии множество устройств работает на магической энергии. А ещё куча гибридов, например «чаромёт» — устройство, стреляющее заклинаниями.
* Алексей Пехов, «Ловцы удачи» и «Особый почтовый»: по общественному устройству и технической эстетике мир выглядит как стимпанковый, но вместо пара и прочей техники — магические технологии.
* Павел Корнев, попаданческий цикл «Приграничье». Ввиду ограниченности привычных ресурсов и наличия магии множество устройств работает на магической энергии. А ещё куча гибридов, например «чаромёт» — устройство, стреляющее заклинаниями.
* «Операция Хаос» и «Операция Луна» Андерсона. А вот это уже классика. Суть примерно в том же: Планк и Эйнштейн в своё время встретились, разработали единую теорию, а на её основе учёные открыли магию, а инженеры пустили техномагические девайсы в промышленное призводство.
* «Операция Хаос» и «Операция Луна» Андерсона. А вот это уже классика. Суть примерно в том же: Планк и Эйнштейн в своё время встретились, разработали единую теорию, а на её основе учёные открыли магию, а инженеры пустили техномагические девайсы в промышленное призводство.
* Зыков, «Дорога домой» — республика магов Нолд, в меньшей степени другие государства. Тем не менее, даже средней руки банда вполне может иметь магическое оружие или колдуна в своём составе. Внедрением магии в массовый оборот также занимается протагонист.
* Мир Рассвета — со временем прогресс заменяет стандартный фентезийный сеттинг с орками и эльфами деконструкционным техномагическим с движимыми заклинанием колесницами, но ничто не стоит на месте и таки постепенно наступает он самый, родимый, с магкристаллами, выкачиванием магии из разводимых специально для этих целей дракончиков, натурально реактивными двигателями, основанными на взрывной реакции местной мана-жидкости.
* Мясоедов «Ведьмак 23 века» — то же самое.
* [[Метавселенная Рудазова]] — Парифат. Да и Серая Земля неуклонно к этому движется.
* Наталья Жильцова, «Глория. Пять сердец тьмы». На магии действуют автомобили и еще некоторые девайсы.
 
* Алексей Глушановский — мир Эльтиан, который по уровню развития является классическим средневековьем, но благодаря наличию магии цивилизация изобилует такими инструментами как магические боевые башни с ИИ, обладающие кучей способностей и ловушек; кристаллы телепатии; артефакты-душепоглотители и прочая-прочая.
==== Сетевая литература ====
* Андрей Смирнов — такова цивилизации Хэллиана.
* «Сталь и пламя» Ильи Гутмана — во все поля сабж, частично смешанный со стимпанком и клокпанком. Магические светильники вместо лампочек. Имеются поезда: поначалу их тянул обычный паровоз, потом магическо-технический прогресс заменил его маговозом — локомотивом на магическом двигателе. Мадаббары — хрустальные шары, используемые в качестве телефонов и телевизоров. Самоходные повозки аналог автомобилей на магическом двигателе. Леон Турарий молодой [[копиркин]] Леонардо да Винчи. Среди его изобретений как реальные изобретения Леонардо, такие как вертолёт со спиралевидным винтом, так и [[робот|големы с магическим сердечником]]. Двигатели и сердечники заправляются жидкой концентрированной маной. В целом мир в эстетике Ренессанса с учётом техномагического прогресса соответствует рубежу XIX—XX веков, а вот в далёких землях [[Предтечи|Перворождённых]] царствует настоящий манапанковый футуризм.
* Всеволод Мартыненко, «Джек Собачий Глаз» — чрезвычайно развитый манопанк, с элементами [[Клокпанк|того]]-[[Техномагия|сего]]. Летучие корабли, алхимическое оружие из растительной эктоплазмы, карманные [[фаербол]]ы, серийно производимые [[Магический конструкт|кадавры]] и кадорги (трёхметровые [[Буквальный зомби-робот|некро-големо-человеки]]), а также много чего ещё.
* Илья Новак, «Клинки сверкают ярко».  
* [[Мать ученья]] автора nobody103 (реальное имя Домагой Курмаич) - поезда и летающие корабли, питаемые кристаллизованной маной. Артефакторика требует глубоких знаний в математике и множества вычислений, чтобы разработать магическую формулу, которая уже будет вписана в целевой предмет.  
* Альфред Аттанасио, «[[Dominions of Irth|Доминионы Ирта]]» — Ирт и другие миры Светлого Берега, с технологиями, работающими на Чарме.
* [[Рудазов]]ский надцикл о Парифате именно так рисует Парифатскую республику, а потом и империю. Мобильная связь с помощью дальнозеркал, доставка еды из угощающих чаш, покрывшая всю планету портальная сеть, ОМП в лице звёздных катапульт и чакровзрывателей, конвейерное производство артефактов, доступных даже [[магл|немогущим]], а перед самым [[Криабал|Апофеозом]] запустили в тестирование даже магический интернет Спектральную Сеть. И при этом оголтелый бытовой [[шовинизм|видизм]], сепаратистские настроения, бесполезная говорильня в сенате, оборзевшие ордена придворных магов и пытающийся хоть как-то справиться с этим Конклав. Впрочем, при республике было ещё хлеще — будущий первый Колдующий Император в детстве застал отмену рабства.
** Современный Парифат — это уже развитой постманапанковый [[постапокалипсис]]. Многие имперские ноу-хау (те же дальнозеркала и портальную сеть) удалось восстановить, но ещё больше (технология архитектурного кристалла или та же Спектральная Сеть) исчезли бесследно. Ну и планета уже даже близко не едина, так что где-то царит стандартное [[фэнтезийное средневековье]], где-то — уже Высокое, а Грандпайр и Новая Страна вообще занесли ноги над XIX веком.


=== [[Фанфик]]и ===
=== [[Фанфик]]и ===
* [[MLP/Fallout: Equestria|Fallout: Equestria]] — также эталон. Несмотря на множество аналогов человеческой техники, практически всё работает на кристаллах (в качестве топлива в том числе, были упомянуты даже кристальные реакторы) и вплетённых в «талисманы» заклинаниях. Даже мегазаклинания зебр являли собой усиленные заклинания, вплетённые во всё, что для этого подходило.
* [[MLP/Fallout: Equestria|Fallout: Equestria]] также эталон. Несмотря на множество аналогов человеческой техники, практически всё работает на кристаллах (в качестве топлива в том числе, были упомянуты даже кристальные реакторы) и вплетённых в «талисманы» заклинаниях. Даже мегазаклинания зебр являли собой усиленные заклинания, вплетённые во всё, что для этого подходило.
* «Арена Богов» Михаила Кранца — давным-давно в мире уже нет магов, способных просто колдовать по собственной воле. Их наследники сделались частью конвейера по производству типовых артефактов массового потребления… только вот живут почему-то недолго. А чего вы хотите — война близко!


=== [[Мультсериал]]ы ===
=== [[Мультсериал]]ы ===
* [[RWBY]] — всё работает на прахе (dust), источнике энергии в виде кристаллов, так что в шутку его можно назвать дастпанком.
* [[RWBY]] всё работает на пыли (dust), источнике энергии в виде кристаллов, так что в шутку его можно назвать дастпанком.
* «[[Avatar: The Legend of Korra|Аватар: Легенда о Корре]]» — во второй части сериала вся цивилизация работает на электричестве, вырабатываемом магами огня. В четвёртом сезоне появляется экспериментальная технология, способная извлекать духовную энергию из лиан с Болота и перерабатывать в электроэнергию. Хотя мир Корры скорее смесь дизельпанка и манапанка.
* «[[Avatar: The Legend of Korra|Аватар: Легенда о Корре]]» — во второй части сериала вся цивилизация работает на электричестве, вырабатываемом магами огня.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* Unsounded — магия выражается через «программирование реальности» — маги (творцы), знающие особый язык, могут брать аспекты окружающего их мира (жар лавы, остроту травы, вес падающей воды или цвет зелени), перемещать их и усиливать. К несчастью, эти же аспекты не слишком любят, когда их меняют неподобающим образом, и потому магия ограничена некоторыми неписаными законами. Тем не менее она стоит в основе всей цивилизации, от градостроительного и военного аспекта до косметики или навязчивой рекламы.
* Unsounded — магия выражается через «программирование реальности» — маги (творцы), знающие особый язык, могут брать аспекты окружающего их мира (жар лавы, остроту травы, вес падающей воды или цвет зелени), перемещать их и усиливать. К несчастью, эти же аспекты не слишком любят, когда их меняют неподобающим образом, и потому магия ограничена некоторыми неписаными законами. Тем не менее она стоит в основе всей цивилизации, от градостроительного и военного аспекта до косметики или навязчивой рекламы.


==== Веб-комиксы ====
==== Веб-комиксы ====
* FurryGuys — местные жители, урсы, используют в своих механизмах магию и, как часть многих из этих механизмов, демонов.
* FurryGuys — местные жители, урсы, используют в своих механизмах магию и, как часть многих из этих механизмов, демонов.
* Корзинки из кишок — Почти вся техника в мире работает на энергии гомункулов, за редким исключением. {{spoiler|Магия просто доступнее. В вероятном будущем зонах без магии активно используется пороховое оружие уровня начала-середины XX века и техника на дизельных двигателях, некрополия же активно использует ещё и некроинжнерию.}} Одно из немногих (несмотря на некоторую легковесность) современных произведений где «панк» это не только визуальная стилистика. Принцип «High tech, low life» соблюдается и оказывает заметное влияние на сюжет.
* Корзинки из кишок — Почти вся техника в мире работает на энергии гомункулов, за редким исключением. {{spoiler|Магия просто доступнее. В вероятном будущем зонах без магии активно используется пороховое оружие уровня начала-середины XX века и техника на дизельных двигателях, некрорполия же активно использует ещё и некроинжнерию.}} Одно из немногих (несмотря на некоторую легковесность) современных произведений где «панк» это не только визуальная стилистика. Принцип «High tech, low life» соблюдается и оказывает заметное влияние на сюжет.
* Drowtales - вся техника, от планшетов до осадных големов, работает на мане, вырабатываемой пользователем и/или рабами-расходниками, используемыми вместо дополнительного аккумулятора. В качестве же основных источников питания применяются заряженные маной минералы разных размеров и, следовательно, мощности. Вышеупомянутый принцип "high tech, low life" заключается в огромной пропасти между знатью (Вал) и простолюдинами, которые в условиях густонаселённости подземелья и нехватки еды не брезгуют каннибализмом. Ну, это же дроу.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «Раз героем мне не стать — самое время работу искать!» / YuShibu. Технологическое развитие аналогично нашему, но все приборы до последнего фена и тостера работают от маны, получаемой из природных источников и людей с магическими способностями.
* «Раз героем мне не стать — самое время работу искать!» / YuShibu. Технологическое развитие аналогично нашему, но все приборы до последнего фена и тостера работают от маны, получаемой из природных источников и людей с магическими способностями.
* Hitsugi no Chaika («Гроб принцессы Чайки»). Все местные техномагические устройства-«гундо» (так зовутся и автомобили, и «магострельное» оружие, и летающие крепости, и всё остальное) работают в основном на сухом топливе, переработанных останках живых мыслящих существ в виде порошка. Обычно в дело пускаются окаменелости местных магических существ, фейл, но так как накапливаемая в телах магия — результат умственной деятельности существ — их память, мысли, чувства — то в случае необходимости можно использовать и память мага... и трупы людей, особенно те, которых для лучшей энергоэффективности, например, хорошенько попытали.
* Hitsugi no Chaika («Гроб принцессы Чайки»). Все местные техномагические устройства-«гундо» (так зовутся и автомобили, и «магострельное» оружие, и летающие крепости, и всё остальное) работают в основном на сухом топливе, переработанных останках живых мыслящих существ в виде порошка. Обычно в дело пускаются окаменелости местных магических существ, фейл, но так как накапливаемая в телах магия — результат умственной деятельности существ — их память, мысли, чувства — то в случае необходимости можно использовать и память мага... и трупы людей, особенно те, которых для лучшей энергоэффективности, например, хорошенько попытали.
* [[Fairy Tail]] — акцента на этом не делается (исключая арку «Тартарос»), но все местные механизмы и приборы, от уличных фонарей и моторных лодок до местного аналога спутникового телевидения, работают либо на магическом топливе, либо непосредственно на магии владельца.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Аллоды|Аллоды онлайн]]. [[Кодификатор]] тропа, именно в попытках объяснить эклетическую эстетику разработчики и придумали слово «манапанк». Астральные корабли на двигателе, построенном на магических энергиях, астральные энергостанции с надписями «осторожно, мана!» Очень токсична, при утечках маны возможно безумие, буквальное открытие пяти третьих глаз, отрастание шипов и щупалец и [[Зелёный свет радиации|стильное неоновое сияние]].
* [[Аллоды|Аллоды онлайн]]. Астральные корабли на двигателе, построенном на магических энергиях, астральные энергостанции с надписями «осторожно, мана!» Очень токсична, при утечках маны возможно безумие, буквальное открытие пяти третьих глаз, отрастание шипов и щупалец и [[Зелёный свет радиации|стильное неоновое сияние]].
* [[World of Warcraft]] же! Многие виды оружия и доспехов явно функционируют благодаря магическим энергиям. И у дренеев большинство технологиий основано на магических кристаллах. При этом имеются элементы клокпанка и паропанка.
* [[World of Warcraft]] же! Многие виды оружия и доспехов явно функционируют благодаря магическим энергиям. И у дренеев большинство технологиий основано на магических кристаллах. При этом имеются элементы клокпанка и паропанка.
* [[StarCraft]] — внезапно, протоссы. Поголовно являются псиониками разной силы, и все их технологии работают на псионной энергии (например, сила пси-клинков увеличивается от того, насколько сильно использующий их зилот вошёл в режим берсерка).
* [[StarCraft]] внезапно, протоссы. Поголовно являются псиониками разной силы, и все их технологии работают на псионной энергии (например, сила пси-клинков увеличивается от того, насколько сильно использующий их зилот вошёл в режим берсерка).
* [[Sudeki]]. У мастера Элько имеется пистолет на магических энергиях. На них же работают роботы в собственном городе. У колдуньи — принцессы Айлиш есть посох, стреляющий как пистолет Элько.
* Sudeki. У мастера Элько имеется пистолет на магических энергиях. На них же работают роботы в собственном городе. У магички — принцессы Айлиш есть посох, стреляющий как пистолет Элько.
* [[The Elder Scrolls]]: вымершая цивилизация двемеров специализировалась на подобных технологиях. Впрочем, там смесь с клок- и паропанком.
* [[The Elder Scrolls]]: вымершая цивилизация двемеров специализировалась на подобных технологиях. Впрочем, там смесь с клок- и паропанком.
** В [[фэндом]]е имеет хождение термин «ЧИМ-панк», которым называют высокие магоэнергетические технологии. Преимущественно они встречаются во внеигровых произведениях разработчиков о гипотетическом будущем Нирна, но и в самих играх есть намеки о существовании таких технологий ''в прошлом''.
** В [[фэндом]]е имеет хождение термин «ЧИМ-панк», которым называют высокие магоэнергетические технологии. Преимущественно они встречаются во внеигровых произведениях разработчиков о гипотетическом будущем Нирна, но и в самих играх есть намеки о существовании таких технологий ''в прошлом''.
* [[Arcanum|Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura]] — уже в названии фигурирует дуализм [[стимпанк]]а и манапанка. В самой же игре есть как минимум два города, которые вовсю эксплуатируют магию в быту: Каладон (наравне с паром) и Тулла (только магия). Да, волшебство умирает потихоньку, но как мы узнаем ближе к финалу, такое уже бывало и не раз, просто цикличные процессы.
* [[Arcanum|Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura]] уже в названии фигурирует дуализм [[стимпанк]]а и манапанка. В самой же игре есть как минимум два города, которые вовсю эксплуатируют магию в быту: Каладон (наравне с паром) и Тулла (только магия). Да, волшебство умирает потихоньку, но как мы узнаем ближе к финалу, такое уже бывало и не раз, просто цикличные процессы.
* [[Sacred]] 2: Т-энергия. В наличии киборги-стражи храмов (во второй части можно поиграть за одного из них), энергетическое оружие (копья и пистолеты), централизованное Т-энергоснабжение крупных городов Анкарии, мутанты, подвергшиеся воздействию Т-энергии, а также несколько уникальных лабораторий (например, под Небесным куполом).
* [[Sacred]] 2: Т-энергия. В наличии киборги-стражи храмов (во второй части можно поиграть за одного из них), энергетическое оружие (копья и пистолеты), централизованное Т-энергоснабжение крупных городов Анкарии, мутанты, подвергшиеся воздействию Т-энергии, а также несколько уникальных лабораторий (например, под Небесным куполом).
* Серия [[Final Fantasy]]. В [[Final Fantasy VII|7-ой части]] корпорация Шинра добывает энергию, перерабатывая поток [[Прикладной флеботинум|мако]]. В [[Final Fantasy IX|9-ой]] корабли-дирижабли, поезда, ветреные мельницы и другие механизмы работают на мгле — магическом тумане, выделяемым великим деревом жизни Йифа. Также, с её помощью была создана [[Раса слуг|раса]] [[Ниндзя-пират-зомби-робот|рефлексирующих-оживших кукол-солдат-чёрных магов]].
* Серия [[Final Fantasy]]. В [[Final Fantasy VII|7-ой части]] корпорация Шинра добывает энергию, перерабатывая поток [[Прикладной флеботинум|мако]]. В [[Final Fantasy IX|9-ой]] корабли-дирижабли, поезда, ветреные мельницы и другие механизмы работают на мгле — магическом тумане, выделяемым великим деревом жизни Йифа. Также, с её помощью была создана [[Раса слуг|раса]] [[Ниндзя-пират-зомби-робот|рефлексирующих-оживших кукол-солдат-чёрных магов]].
* [[Undertale]]. В пещере, где живут монстры, стоит Ядро — огромный генератор, перерабатывающий жар встречающейся в изобилии лавы в магическое электричество.
* [[Undertale]]. В пещере, где живут монстры, стоит Ядро — огромный генератор, перерабатывающий жар встречающейся в изобилии лавы в магическое электричество.
* [[Trails]] — вся технология сеттинга работает на энергии, получаемой из особых кристаллов септиума. Обычно в качестве эстетики используют [[стимпанк]], но иногда встречаются [[дизельпанк]]овые, современные и даже футуристические элементы.
* [[Trails]] вся технология сеттинга работает на энергии, получаемой из особых кристаллов септиума. Обычно в качестве эстетики используют [[стимпанк]], но иногда встречаются [[дизельпанк]]овые, современные и даже футуристические элементы.
* Divinity: Dragon Commander весь об этом. Даже жаль, что по сюжету все эти роботы, танки и воздушные корабли должны быть уничтожены, и мир игры (тот же самый, что в RPG серии Divinity) откатится назад в средневековье…
* Divinity: Dragon Commander весь об этом. Даже жаль, что по сюжету все эти роботы, танки и воздушные корабли должны быть уничтожены, и мир игры (тот же самый, что в RPG серии Divinity) откатится назад в средневековье…
* [[Endless Space]] и [[Endless Legend]] присутствует пыль (dust), которая является одновременно и источником маги, и ресурсом для продвинутых технологий, и деньгами… {{spoiler|на самом деле нанороботы оставленные расой "древних"}}
* [[Endless Space]] и [[Endless Legend]] присутствует пыль (dust), которая является одновременно и источником маги, и ресурсом для продвинутых технологий, и деньгами… {{spoiler|на самом деле нанороботы оставленные расой "древних"}}
* Legacy of Kain: Blood Omen 2 — что-то такое вперемешку с паропанком представляет из себя город Меридиан: повсюду пышущие паром механизмы и передающаяся [[Не электричество|по проводам]] загадочная зелёная магия.
* [[Supreme Commander]] — технологии Эон Иллюминат основаны на чём-то полужидком и переливающемся, даже пушки стреляют не снарядами или лучами, а той же субстанцией.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Spelljammer]] — [[Dungeons & Dragons]] [[Теперь в космосе!|в космосе]]!
* [[Spelljammer]] [[Dungeons & Dragons]] [[Теперь в космосе!|в космосе]]!
** Там же сеттинг Eberron — молниевая железная дорога, воздушные корабли с двигателями на элементалях, серийно производившиеся големы… и даже [[Мегакорпорация|мегакорпорации]] (в лице Домов, обладающих «меткой дракона»).
** Там же сеттинг Eberron — молниевая железная дорога, воздушные корабли с двигателями на элементалях, серийно производившиеся големы… и даже [[Мегакорпорация|мегакорпорации]] (в лице Домов, обладающих «меткой дракона»).
* [[Warhammer Fantasy]] — скавены и их варпстоун-панк (варпстоун — конденсат застоявшейся в материальном мире магии) с инженерами-колдунами, [[киборг]]ами, энергопушками и прочим ужасно нестабильным [[шизотех]]ом. Педаль в пол: сии зелёные камушки выступают у крысюков даже валютой несмотря на токсичность.
* [[WarHammer 40,000]] эльдары. У этих даже табуретки из волшебной психокости сделаны.
* [[WarHammer 40,000]] — эльдары. У этих даже табуретки из волшебной психокости сделаны.
** Внезапно, технологии как Империума, так и Хаоса. Варп-двигатель, поле геллера, психические капюшоны, не говоря уже про Астрономикон - работает с психической энергией. Да и пресловутый "Дух Машины" у механикусов не стоит забывать. Изобретения Хаоса же, в частности, демонические машины - напрямую завязаны на варпе.


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 21:23, 29 марта 2022

Allods-wallpaper-1024x768-445941162.jpg
Astralship.jpg

Коли есть киберпанк, стимпанк, дизельпанк, атомпанк, клокпанк и прочее, то в технофэнтези можно выделить такой жанр как манапанк. Это — поджанр, где действие происходит в эпоху, более похожую не на традиционное для фэнтези средневековье, а аналог нового времени — Ренессанса, викторианской эпохи, современности, а то и будущего. Артефакты, созданные магией или техномагией, заменяют техногенные достижения реальной цивилизации. Там, где в стимпанке используются паровые машины, в клокпанке — заводные механизмы, а в дизельпанке — машины на нефтепродуктах, в манапанке используются достижения прогресса, работающие на магической энергии, сконцентрированной (в жидком виде) или запечатлённой в кристалл. Во многих сеттингах сабж может встречаться не в чистом виде, а перемешанный с элементами стимпанка, клокпанка и так далее.

Отличается непосредственно от техномагии подходом к работе «механизмов». При вышеупомянутой магия и маги выполняют роль языка программирования и кодера — пишется, строится схема или модель заклинания и загоняется в амулет подходящего размера, типа и так далее. Из чего получаются артефакты дающие определенные эффекты и возможность использования их немагами. Например, магический «холодильник» при техномагии будет представлять из себя шкаф (либо так же прибитый гвоздями прикреплённый к нему амулет), в который «вписано» заклинание холода или нечто подобное.

При манапанке же акцент делается на более материальной составляющей магии в её газообразной, жидкой или кристаллической форме, которая активно и используется (иногда, даже без участия магов) как основной источник энергии и/или топливо с высоким КПД, зачастую весьма опасное и токсичное. Опять же в пример, «холодильники» при манапанке будут представлять из себя аналоги реальных наших, пусть и 150-летней давности, современных или футуристичных, но при этом, вместо электричества, будут работать от труб, по которым поступает мана, капсулей-кристаллов-батареек или генераторов, перерабатывающих магию в более привычный нам ток.

Примеры

Train.jpg

Штампы

  • Мана-генераторы с 90 % вероятностью будут выглядеть как близкие родственники плазма-болтеров и гелевых светильников.

Литература

  • Легендариум Дж. Р. Р. Толкина: королевства эльфов Нарготронд и Гондолин, королевство людей Нуменор, из отрицательных вариантов — Мордор и Ангбанд. Первая и Вторая эпоха любят этот троп!
  • Мир Стержня Фрая, в особенности, Соединённое Королевство. Магические кристаллы, на которых ходят корабли, ездят амобилеры (местный аналог автомобилей), даже летают дирижабли.
  • «Житие мое» Ирины Сыромятниковой показывает зарождение манапанка в мире, аналогичном Европе начала 20 века[1].
  • Алексей Пехов, «Ловцы удачи» и «Особый почтовый»: по общественному устройству и технической эстетике мир выглядит как стимпанковый, но вместо пара и прочей техники — магические технологии.
  • Павел Корнев, попаданческий цикл «Приграничье». Ввиду ограниченности привычных ресурсов и наличия магии множество устройств работает на магической энергии. А ещё куча гибридов, например «чаромёт» — устройство, стреляющее заклинаниями.
  • «Операция Хаос» и «Операция Луна» Андерсона. А вот это уже классика. Суть примерно в том же: Планк и Эйнштейн в своё время встретились, разработали единую теорию, а на её основе учёные открыли магию, а инженеры пустили техномагические девайсы в промышленное призводство.
  • Мир Рассвета — со временем прогресс заменяет стандартный фентезийный сеттинг с орками и эльфами деконструкционным техномагическим с движимыми заклинанием колесницами, но ничто не стоит на месте и таки постепенно наступает он самый, родимый, с магкристаллами, выкачиванием магии из разводимых специально для этих целей дракончиков, натурально реактивными двигателями, основанными на взрывной реакции местной мана-жидкости.
  • Метавселенная Рудазова — Парифат. Да и Серая Земля неуклонно к этому движется.

Сетевая литература

  • «Сталь и пламя» Ильи Гутмана — во все поля сабж, частично смешанный со стимпанком и клокпанком. Магические светильники вместо лампочек. Имеются поезда: поначалу их тянул обычный паровоз, потом магическо-технический прогресс заменил его маговозом — локомотивом на магическом двигателе. Мадаббары — хрустальные шары, используемые в качестве телефонов и телевизоров. Самоходные повозки — аналог автомобилей на магическом двигателе. Леон Турарий — молодой копиркин Леонардо да Винчи. Среди его изобретений как реальные изобретения Леонардо, такие как вертолёт со спиралевидным винтом, так и големы с магическим сердечником. Двигатели и сердечники заправляются жидкой концентрированной маной. В целом мир в эстетике Ренессанса с учётом техномагического прогресса соответствует рубежу XIX—XX веков, а вот в далёких землях Перворождённых царствует настоящий манапанковый футуризм.

Фанфики

  • Fallout: Equestria — также эталон. Несмотря на множество аналогов человеческой техники, практически всё работает на кристаллах (в качестве топлива в том числе, были упомянуты даже кристальные реакторы) и вплетённых в «талисманы» заклинаниях. Даже мегазаклинания зебр являли собой усиленные заклинания, вплетённые во всё, что для этого подходило.

Мультсериалы

  • RWBY — всё работает на пыли (dust), источнике энергии в виде кристаллов, так что в шутку его можно назвать дастпанком.
  • «Аватар: Легенда о Корре» — во второй части сериала вся цивилизация работает на электричестве, вырабатываемом магами огня.

Комиксы

  • Unsounded — магия выражается через «программирование реальности» — маги (творцы), знающие особый язык, могут брать аспекты окружающего их мира (жар лавы, остроту травы, вес падающей воды или цвет зелени), перемещать их и усиливать. К несчастью, эти же аспекты не слишком любят, когда их меняют неподобающим образом, и потому магия ограничена некоторыми неписаными законами. Тем не менее она стоит в основе всей цивилизации, от градостроительного и военного аспекта до косметики или навязчивой рекламы.

Веб-комиксы

  • FurryGuys — местные жители, урсы, используют в своих механизмах магию и, как часть многих из этих механизмов, демонов.
  • Корзинки из кишок — Почти вся техника в мире работает на энергии гомункулов, за редким исключением. Магия просто доступнее. В вероятном будущем зонах без магии активно используется пороховое оружие уровня начала-середины XX века и техника на дизельных двигателях, некрорполия же активно использует ещё и некроинжнерию. Одно из немногих (несмотря на некоторую легковесность) современных произведений где «панк» это не только визуальная стилистика. Принцип «High tech, low life» соблюдается и оказывает заметное влияние на сюжет.

Аниме и манга

  • «Раз героем мне не стать — самое время работу искать!» / YuShibu. Технологическое развитие аналогично нашему, но все приборы до последнего фена и тостера работают от маны, получаемой из природных источников и людей с магическими способностями.
  • Hitsugi no Chaika («Гроб принцессы Чайки»). Все местные техномагические устройства-«гундо» (так зовутся и автомобили, и «магострельное» оружие, и летающие крепости, и всё остальное) работают в основном на сухом топливе, переработанных останках живых мыслящих существ в виде порошка. Обычно в дело пускаются окаменелости местных магических существ, фейл, но так как накапливаемая в телах магия — результат умственной деятельности существ — их память, мысли, чувства — то в случае необходимости можно использовать и память мага... и трупы людей, особенно те, которых для лучшей энергоэффективности, например, хорошенько попытали.

Видеоигры

  • Аллоды онлайн. Астральные корабли на двигателе, построенном на магических энергиях, астральные энергостанции с надписями «осторожно, мана!» Очень токсична, при утечках маны возможно безумие, буквальное открытие пяти третьих глаз, отрастание шипов и щупалец и стильное неоновое сияние.
  • World of Warcraft же! Многие виды оружия и доспехов явно функционируют благодаря магическим энергиям. И у дренеев большинство технологиий основано на магических кристаллах. При этом имеются элементы клокпанка и паропанка.
  • StarCraft — внезапно, протоссы. Поголовно являются псиониками разной силы, и все их технологии работают на псионной энергии (например, сила пси-клинков увеличивается от того, насколько сильно использующий их зилот вошёл в режим берсерка).
  • Sudeki. У мастера Элько имеется пистолет на магических энергиях. На них же работают роботы в собственном городе. У магички — принцессы Айлиш есть посох, стреляющий как пистолет Элько.
  • The Elder Scrolls: вымершая цивилизация двемеров специализировалась на подобных технологиях. Впрочем, там смесь с клок- и паропанком.
    • В фэндоме имеет хождение термин «ЧИМ-панк», которым называют высокие магоэнергетические технологии. Преимущественно они встречаются во внеигровых произведениях разработчиков о гипотетическом будущем Нирна, но и в самих играх есть намеки о существовании таких технологий в прошлом.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — уже в названии фигурирует дуализм стимпанка и манапанка. В самой же игре есть как минимум два города, которые вовсю эксплуатируют магию в быту: Каладон (наравне с паром) и Тулла (только магия). Да, волшебство умирает потихоньку, но как мы узнаем ближе к финалу, такое уже бывало и не раз, просто цикличные процессы.
  • Sacred 2: Т-энергия. В наличии киборги-стражи храмов (во второй части можно поиграть за одного из них), энергетическое оружие (копья и пистолеты), централизованное Т-энергоснабжение крупных городов Анкарии, мутанты, подвергшиеся воздействию Т-энергии, а также несколько уникальных лабораторий (например, под Небесным куполом).
  • Серия Final Fantasy. В 7-ой части корпорация Шинра добывает энергию, перерабатывая поток мако. В 9-ой корабли-дирижабли, поезда, ветреные мельницы и другие механизмы работают на мгле — магическом тумане, выделяемым великим деревом жизни Йифа. Также, с её помощью была создана раса рефлексирующих-оживших кукол-солдат-чёрных магов.
  • Undertale. В пещере, где живут монстры, стоит Ядро — огромный генератор, перерабатывающий жар встречающейся в изобилии лавы в магическое электричество.
  • Trails — вся технология сеттинга работает на энергии, получаемой из особых кристаллов септиума. Обычно в качестве эстетики используют стимпанк, но иногда встречаются дизельпанковые, современные и даже футуристические элементы.
  • Divinity: Dragon Commander весь об этом. Даже жаль, что по сюжету все эти роботы, танки и воздушные корабли должны быть уничтожены, и мир игры (тот же самый, что в RPG серии Divinity) откатится назад в средневековье…
  • Endless Space и Endless Legend присутствует пыль (dust), которая является одновременно и источником маги, и ресурсом для продвинутых технологий, и деньгами… на самом деле нанороботы оставленные расой "древних"

Настольные игры

  • SpelljammerDungeons & Dragons в космосе!
    • Там же сеттинг Eberron — молниевая железная дорога, воздушные корабли с двигателями на элементалях, серийно производившиеся големы… и даже мегакорпорации (в лице Домов, обладающих «меткой дракона»).
  • WarHammer 40,000 — эльдары. У этих даже табуретки из волшебной психокости сделаны.

Примечания

  1. Во-первых, там обычный дизель в мире, где есть магия, во-вторых вообще не «панк», т. к. не соблюдён принцип «Высокие технологии — паршивая жизнь».