Исторический жанр: различия между версиями
(→Музыка) |
Izanami (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{q| Как ныне сбирается вещий Олег <br>Отмстить неразумным хазарам. <br>Их сёла и нивы за буйный набег <br>Обрек он мечам и пожарам.|Оригинал от Пушкина}} {{q| Но как-то с трибуны большой человек <br>Воскликнул с волненьем и жаром: <br>«Однажды зад...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q| | {{q| | ||
Как ныне сбирается вещий Олег | Как ныне сбирается вещий Олег | ||
<br>Отмстить неразумным хазарам. | |||
<br>Их сёла и нивы за буйный набег | |||
<br>Обрек он мечам и пожарам.|Оригинал от [[Наше Всё|Пушкина]]}} | |||
{{q| | {{q| | ||
Но как-то с трибуны большой человек | Но как-то с трибуны большой человек | ||
<br>Воскликнул с волненьем и жаром: | |||
<br>«Однажды задумал предатель Олег | |||
<br>Отмстить наши братьям хазарам!»|[[Инверсия]] от [[авторская песня|Галича]]}} | |||
{{q| | {{q| | ||
Как ныне сбирается вещий Олег | Как ныне сбирается вещий Олег | ||
<br>Щиты прибивать на ворота, | |||
<br>Как вдруг подбегает к нему человек | |||
<br>И ну шепелявить чего-то…|[[Деконструкция]] от [[Владимир Высоцкий|Высоцкого]]}} | |||
'''Исторический жанр''' сформировался в литературе (включая пьесы, предназначенные для [[театр]]а), а с развитием кинематографа появилось и историческое [[кино]]. В принципе исторические мотивы могут быть и в других родах искусства. | '''Исторический жанр''' сформировался в литературе (включая пьесы, предназначенные для [[театр]]а), а с развитием кинематографа появилось и историческое [[кино]]. В принципе исторические мотивы могут быть и в других родах искусства. | ||
В литературе это обычно крупные | В литературе это обычно крупные формы — романы, повести, поэмы. Реже встречаются рассказы, стихотворения, прозаические миниатюры. Этот жанр близок к [[приключения]]м, особенно из серии «[[плащи и шпаги]]». В кино разновидностью исторического жанра является [[пеплум]] и другие костюмные фильмы. | ||
К. О. намекает, что в историческом жанре изображены исторические же события. В связи с этом встаёт | К. О. намекает, что в историческом жанре изображены исторические же события. В связи с этом встаёт вопрос — какой промежуток времени должен отделять автора от события, чтобы произведение можно было отнести к этому жанру? Впрочем, в этом автор статьи не специалист. А до кучи другой: должны ли в число действующих лиц входить реальные деятели либо допустимо показывать жизнь вымышленных людей на фоне прошлого? | ||
Что касается собственно исторической верности, то она может варьировать в пределах от подхода «история для | Что касается собственно исторической верности, то она может варьировать в пределах от подхода «история для меня — только гвоздь, на который я вешаю свою картину» (А. Дюма-отец ©) до кропотливого изучения архивов, диссертаций и монографий по теме перед началом работы. Конечно, если претендующее на историчность произведение, мягко говоря, [[не в ладах с историей]], это раздражает профессионалов. Но и от него есть польза. К сожалению, далеко не всем везёт встретить в школе учителя истории, который может увлечь учеников своим предметом — а книги и фильмы делают это с большим успехом. | ||
В современном виде исторический роман кодифицирован очень конкретным текстом: «Уэверли, или шестьдесят лет назад» Вальтера Скотта (1814). | В современном виде исторический роман кодифицирован очень конкретным текстом: «Уэверли, или шестьдесят лет назад» Вальтера Скотта (1814). | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
До Скотта исторический роман был просто условным повествованием о временах легендарных. В романах о временах короля Артура вполне могли появиться пушки: историческая достоверность никого не интересовала. | До Скотта исторический роман был просто условным повествованием о временах легендарных. В романах о временах короля Артура вполне могли появиться пушки: историческая достоверность никого не интересовала. | ||
Со Скотта вошло в моду описывать именно необычные особенности быта, обычаев и отношений, которые царили в прошлом. А его романы задали изумительно плодотворную завязку сюжета (перекочевавшую из баллад): приключения молодого человека (который [[Вымышленный герой в реальном окружении|может быть не упомянут в документах, но вполне мог существовать]]) на фоне исторических катаклизмов, его случайные встречи с реальными историческими деятелями, участие в грызне фракций | Со Скотта вошло в моду описывать именно необычные особенности быта, обычаев и отношений, которые царили в прошлом. А его романы задали изумительно плодотворную завязку сюжета (перекочевавшую из баллад): приключения молодого человека (который [[Вымышленный герой в реальном окружении|может быть не упомянут в документах, но вполне мог существовать]]) на фоне исторических катаклизмов, его случайные встречи с реальными историческими деятелями, участие в грызне фракций и т. п. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Произведения о | Произведения о войнах — см. соответствующие статьи. | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Вильям наш | * Вильям наш Шекспир — хроники про английских королей Генрихов и Ричардов, да и некоторые трагедии (такие, как Макбет) тоже. | ||
* Кристофер Марло, «Эдуард II». | * Кристофер Марло, «Эдуард II». | ||
* Б. Шоу, «Ученик дьявола», «Святая Иоанна», «Цезарь и Клеопатра». | * Б. Шоу, «Ученик дьявола», «Святая Иоанна», «Цезарь и Клеопатра». | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* [[Наше Всё|А. | * [[Наше Всё|А. С. Пушкин]] — великолепная «[[Капитанская дочка]]», поэма «Полтава», пьеса «Борис Годунов», и (к сожалению, неоконченная) повесть «Арап Петра Великого». | ||
* М. | * М. Ю. Лермонтов — тоже неоконченное, «Вадим». | ||
* Н. | * Н. В. Гоголь, «[[Тарас Бульба]]» (впрочем, из-за размытости хронологических рамок — условно). | ||
* И. | * И. И. Лажечников, «Басурман», «Ледяной дом», «Последний новик». | ||
* М. | * М. Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году» (хотя это как раз тот случай, когда определение под вопросом, ибо временное расстояние слишком коротко), «Аскольдова могила». | ||
* М. | * М. Н. Волконский — в основном именно в этом жанре. | ||
* [[Сивилла — волшебница Кумского грота|Л. | * [[Сивилла — волшебница Кумского грота|Л. Д. Шаховская]] — пожалуй что и всё. | ||
* Л. | * Л. Н. Толстой, «[[Война и мир]]». | ||
** Еще одно под вопросом. Сорок семь лет разницы между событиями и написанием романа. | ** Еще одно под вопросом. Сорок семь лет разницы между событиями и написанием романа. | ||
* А. | * А. К. Толстой, «Князь Серебряный». | ||
* И до кучи А. | * И до кучи А. Н. Толстой, «Пётр Первый» и «День Петра». | ||
* Николай Гейнце и Дмитрий Балашов, идейные предшественники Пикуля. | * Николай Гейнце и Дмитрий Балашов, идейные предшественники Пикуля. | ||
* М. [[Булгаков]], пьеса «Кабала святош» («Мольер») | * М. [[Булгаков]], пьеса «Кабала святош» («Мольер») и роман «Жизнь господина де Мольера». За внутримировой пример можно взять роман [[Мастер и Маргарита|Мастера]] о Понтии Пилате — хотя [[с прикрученным фитильком]]. | ||
* В. Брюсов, «Огненный Ангел» и недописанная дилогия «Алтарь победы» и «Юпитер Поверженный» | * В. Брюсов, «Огненный Ангел» и недописанная дилогия «Алтарь победы» и «Юпитер Поверженный» | ||
* Д. Мережковский, трилогия «Христос и Антихрист» («Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Пётр и Алексей»). | * Д. Мережковский, трилогия «Христос и Антихрист» («Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Пётр и Алексей»). | ||
Строка 64: | Строка 64: | ||
* Э. Выгодская, «Опасный беглец» и «Пламя гнева». | * Э. Выгодская, «Опасный беглец» и «Пламя гнева». | ||
* Ю. Герман, «Россия молодая». | * Ю. Герман, «Россия молодая». | ||
* И. | * И. А. Ефремов, «На краю Ойкумены» и «Таис Афинская». | ||
* С. | * С. П. Бородин, «Дмитрий Донской», «Звезды над Самаркандом». | ||
* П. Загребельный, «Роксолана». | * П. Загребельный, «Роксолана». | ||
* А. Ладинский, «Когда пал Херсонес», «Анна | * А. Ладинский, «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна — королева Франции» (экранизация — «Ярославна, королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха». | ||
* Н. Соротокина, «[[Гардемарины|Трое из Навигацкой школы]]». | * Н. Соротокина, «[[Гардемарины|Трое из Навигацкой школы]]». | ||
* В. | * В. М. Шукшин, «Я пришёл дать вам волю». | ||
* В. Иванов, «Русь изначальная». | * В. Иванов, «Русь изначальная». | ||
* Валентин Пикуль. Вокруг его книг при жизни шли жаркие споры (история сведена к опереточным героям и злодеям vs но читать же всё равно интересно!!), да и сейчас они не вполне утихли. Но тем не менее… | * Валентин Пикуль. Вокруг его книг при жизни шли жаркие споры (история сведена к опереточным героям и злодеям vs но читать же всё равно интересно!!), да и сейчас они не вполне утихли. Но тем не менее… | ||
Строка 75: | Строка 75: | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* «[[Илиада]]» легендарного [[Гомер]] | * «[[Илиада]]» легендарного [[Гомер]]а — чуть ли не первопример. | ||
* Произведения об Александре Македонском и о Троянской войне, написанные в первые века н. | * Произведения об Александре Македонском и о Троянской войне, написанные в первые века н. э. | ||
* В. | * В. Скотт — чуть менее чем всё творчество, начиная с «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» и «[[Айвенго]]». Считается основоположником жанра в современном его понимании. | ||
* Д. | * Д. Ф. Купер, цикл о Натти/Нэтти Бампо. Хотя скорее это кодификатор [[вестерн]]а, из тех времён, когда [[Дикий Запад|Дикого Запада]] не было даже в проекте и [[фронтир]] располагался на канадской границе. Но [[Семилетняя война]] таки есть. | ||
* Разумеется, А. Дюма-отец! | * Разумеется, А. Дюма-отец! | ||
* [[Victor Hugo|Виктор Гюго]] | * [[Victor Hugo|Виктор Гюго]] — «Девяносто третий год», «Человек, который смеется». | ||
* П. Мериме, «Хроника Карла IX». | * П. Мериме, «Хроника Карла IX». | ||
* Внезапно Т. Майн | * Внезапно Т. Майн Рид — «Белая перчатка». Да и «Оцеола, вождь семинолов» тоже. | ||
* Р. | * Р. Л. Стивенсон — «Чёрная стрела», «Владетель Баллантрэ», «Похищенный» и «Катриона». | ||
* Т. Готье, «Капитан Фракасс». | * Т. Готье, «Капитан Фракасс». | ||
* [[Mark Twain|Марк Твен]], «Личные воспоминания о Жанне д’Арк», «Принц и нищий». | * [[Mark Twain|Марк Твен]], «Личные воспоминания о Жанне д’Арк», «Принц и нищий». | ||
* Г. | * Г. Р. Хаггард, «Дочь Монтесумы» и «Прекрасная Маргарет». Также «Хозяйка Блоксхолма», «Лейденская красавица», «Эйрик светлоокий» (местами приближается к фэнтези), «Клеопатра»… много на самом деле. | ||
* А. Конан Дойл: «Белый отряд» и его приквел «Сэр Найджел», «Подвиги» и «Приключения» бригадира Жерара, «Родни Стоун», «Михей Кларк», «Изгнанники». | * А. Конан Дойл: «Белый отряд» и его приквел «Сэр Найджел», «Подвиги» и «Приключения» бригадира Жерара, «Родни Стоун», «Михей Кларк», «Изгнанники». | ||
* Г. | * Г. Сенкевич — трилогия «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский»; «Камо грядеши?», «Крестоносцы». | ||
* Э. | * Э. Л. Войнич, «[[Овод]]», примыкающие к нему «Прерванная дружба» и «Сними обувь твою». | ||
* Р. Джованьоли, «[[восстание рабов|Спартак]]». | * Р. Джованьоли, «[[восстание рабов|Спартак]]». | ||
* Жозеф Рони-ст., «Борьба за огонь». «Пещерный лев», «Вамирэх». Хотя и о доисторической эпохе. ;-) | * Жозеф Рони-ст., «Борьба за огонь». «Пещерный лев», «Вамирэх». Хотя и о доисторической эпохе. ;-) | ||
* [[Гуляш и чардаш|Венгерский]] автор Геза Гардони, «Звезды | * [[Гуляш и чардаш|Венгерский]] автор Геза Гардони, «Звезды Эгера» — о борьбе с [[Янычары, Великолепный век и курорты|османами]] | ||
* Ш. де Костер, «Легенда об Уленшпигеле». | * Ш. де Костер, «Легенда об Уленшпигеле». | ||
* Л. Буссенар к концу жизни полюбил этот жанр, причём писал в основном «по свежим следам». Кроме знаменитого у нас в стране «[[Капитан Сорвиголова]]» (об [[англо-бурская война|англо-бурской войне]] 1899—1902), на счету «Подвиги санитарки/С Красным Крестом» (о японо-китайской войне 1894-95), «Остров в огне/Пылающий остров» (об испано-американской войне 1898—1901) и «Бессребреник среди жёлтых дьяволов» (о [[русско-японская война|русско-японской войне]] 1904-05). И к этому ещё надо добавить трилогию о зуавах, включающую [[Крымская война|«Герои Малахова кургана»/«Жан Оторва с Малахова кургана»]]. | * Л. Буссенар к концу жизни полюбил этот жанр, причём писал в основном «по свежим следам». Кроме знаменитого у нас в стране «[[Капитан Сорвиголова]]» (об [[англо-бурская война|англо-бурской войне]] 1899—1902), на счету «Подвиги санитарки/С Красным Крестом» (о японо-китайской войне 1894-95), «Остров в огне/Пылающий остров» (об испано-американской войне 1898—1901) и «Бессребреник среди жёлтых дьяволов» (о [[русско-японская война|русско-японской войне]] 1904-05). И к этому ещё надо добавить трилогию о зуавах, включающую [[Крымская война|«Герои Малахова кургана»/«Жан Оторва с Малахова кургана»]]. | ||
* Я. Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]] | * Я. Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]]» — [[с прикрученным фитильком]], потому что персонажи объекты, а не субъекты истории. | ||
* Разумеется, Р. | * Разумеется, Р. Сабатини — не только «[[Одиссея капитана Блада]]», но и, пожалуй, всё творчество. | ||
* Джек Линдсей, «Беглецы», «Восстание на золотых приисках», «Подземный гром», «Ганнибал». | * Джек Линдсей, «Беглецы», «Восстание на золотых приисках», «Подземный гром», «Ганнибал». | ||
* А. и С. Голон, цикл про Анжелику. | * А. и С. Голон, цикл про Анжелику. | ||
Строка 103: | Строка 103: | ||
* Сесил Форестер, цикл «[[Horatio Hornblower|Горацио Хорнблауэр]]». | * Сесил Форестер, цикл «[[Horatio Hornblower|Горацио Хорнблауэр]]». | ||
* А. Перес-Реверте, цикл про капитана [[Алатристе]], ряд произведений про Наполеоновские войны («Гусар», «Мыс Трафальгар», «Тень орла»). | * А. Перес-Реверте, цикл про капитана [[Алатристе]], ряд произведений про Наполеоновские войны («Гусар», «Мыс Трафальгар», «Тень орла»). | ||
* Необычный пример (но не знаю куда ещё запихнуть) | * Необычный пример (но не знаю куда ещё запихнуть) — в книгах современной [[детектив]]ной писательницы Николы Апсон расследование ведёт Джозефина Тэй (1896—1952), которая прославилась как писательница детективов. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* 6-серийный российско-[[янтарь и мызы|литовский]] «[[w:Марюс|Марюс]]» по мотивам романа Казиса Альменаса «Сенокос». Заглавный | * 6-серийный российско-[[янтарь и мызы|литовский]] «[[w:Марюс|Марюс]]» по мотивам романа Казиса Альменаса «Сенокос». Заглавный герой — [[бастард]]. | ||
* «[[Гардемарины]]» и другие многочисленные экранизации произведений из списка свыше. | * «[[Гардемарины]]» и другие многочисленные экранизации произведений из списка свыше. | ||
* «И на камнях растут деревья». | * «И на камнях растут деревья». | ||
Строка 112: | Строка 112: | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Muhteşem Yüzyıl|Великолепный век]]» и его сиквел «Великолепный Век. Империя Кёсем». | * «[[Muhteşem Yüzyıl|Великолепный век]]» и его сиквел «Великолепный Век. Империя Кёсем». | ||
* «[[Nicolas Le Floch|Николя ле Флок]] | * «[[Nicolas Le Floch|Николя ле Флок]]» — французский, пополам с [[детектив]]ом. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === |
Версия 14:10, 6 апреля 2022
« |
Как ныне сбирается вещий Олег <br>Отмстить неразумным хазарам. <br>Их сёла и нивы за буйный набег <br>Обрек он мечам и пожарам. |
» |
— Оригинал от Пушкина |
« |
Но как-то с трибуны большой человек <br>Воскликнул с волненьем и жаром: <br>«Однажды задумал предатель Олег <br>Отмстить наши братьям хазарам!» |
» |
— Инверсия от Галича |
« |
Как ныне сбирается вещий Олег <br>Щиты прибивать на ворота, <br>Как вдруг подбегает к нему человек <br>И ну шепелявить чего-то… |
» |
— Деконструкция от Высоцкого |
Исторический жанр сформировался в литературе (включая пьесы, предназначенные для театра), а с развитием кинематографа появилось и историческое кино. В принципе исторические мотивы могут быть и в других родах искусства.
В литературе это обычно крупные формы — романы, повести, поэмы. Реже встречаются рассказы, стихотворения, прозаические миниатюры. Этот жанр близок к приключениям, особенно из серии «плащи и шпаги». В кино разновидностью исторического жанра является пеплум и другие костюмные фильмы.
К. О. намекает, что в историческом жанре изображены исторические же события. В связи с этом встаёт вопрос — какой промежуток времени должен отделять автора от события, чтобы произведение можно было отнести к этому жанру? Впрочем, в этом автор статьи не специалист. А до кучи другой: должны ли в число действующих лиц входить реальные деятели либо допустимо показывать жизнь вымышленных людей на фоне прошлого?
Что касается собственно исторической верности, то она может варьировать в пределах от подхода «история для меня — только гвоздь, на который я вешаю свою картину» (А. Дюма-отец ©) до кропотливого изучения архивов, диссертаций и монографий по теме перед началом работы. Конечно, если претендующее на историчность произведение, мягко говоря, не в ладах с историей, это раздражает профессионалов. Но и от него есть польза. К сожалению, далеко не всем везёт встретить в школе учителя истории, который может увлечь учеников своим предметом — а книги и фильмы делают это с большим успехом.
В современном виде исторический роман кодифицирован очень конкретным текстом: «Уэверли, или шестьдесят лет назад» Вальтера Скотта (1814).
До Скотта исторический роман был просто условным повествованием о временах легендарных. В романах о временах короля Артура вполне могли появиться пушки: историческая достоверность никого не интересовала.
Со Скотта вошло в моду описывать именно необычные особенности быта, обычаев и отношений, которые царили в прошлом. А его романы задали изумительно плодотворную завязку сюжета (перекочевавшую из баллад): приключения молодого человека (который может быть не упомянут в документах, но вполне мог существовать) на фоне исторических катаклизмов, его случайные встречи с реальными историческими деятелями, участие в грызне фракций и т. п.
Примеры
Произведения о войнах — см. соответствующие статьи.
Театр
- Вильям наш Шекспир — хроники про английских королей Генрихов и Ричардов, да и некоторые трагедии (такие, как Макбет) тоже.
- Кристофер Марло, «Эдуард II».
- Б. Шоу, «Ученик дьявола», «Святая Иоанна», «Цезарь и Клеопатра».
- Пушкин, «Борис Годунов».
- Николай Адуев, «Табачный капитан» (больше известна по экранизации).
- А.К. Толстой, трилогия «Борис Годунов» (пьесы «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис»).
Литература
Русскоязычная
- А. С. Пушкин — великолепная «Капитанская дочка», поэма «Полтава», пьеса «Борис Годунов», и (к сожалению, неоконченная) повесть «Арап Петра Великого».
- М. Ю. Лермонтов — тоже неоконченное, «Вадим».
- Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» (впрочем, из-за размытости хронологических рамок — условно).
- И. И. Лажечников, «Басурман», «Ледяной дом», «Последний новик».
- М. Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году» (хотя это как раз тот случай, когда определение под вопросом, ибо временное расстояние слишком коротко), «Аскольдова могила».
- М. Н. Волконский — в основном именно в этом жанре.
- Л. Д. Шаховская — пожалуй что и всё.
- Л. Н. Толстой, «Война и мир».
- Еще одно под вопросом. Сорок семь лет разницы между событиями и написанием романа.
- А. К. Толстой, «Князь Серебряный».
- И до кучи А. Н. Толстой, «Пётр Первый» и «День Петра».
- Николай Гейнце и Дмитрий Балашов, идейные предшественники Пикуля.
- М. Булгаков, пьеса «Кабала святош» («Мольер») и роман «Жизнь господина де Мольера». За внутримировой пример можно взять роман Мастера о Понтии Пилате — хотя с прикрученным фитильком.
- В. Брюсов, «Огненный Ангел» и недописанная дилогия «Алтарь победы» и «Юпитер Поверженный»
- Д. Мережковский, трилогия «Христос и Антихрист» («Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Пётр и Алексей»).
- Василий Ян, трилогия «Нашествие монголов» («Чингисхан», «Батый», «К последнему морю»), а также «Финикийский корабль», «Огни на курганах» (о завоеваниях Александра Македонского), «Спартак» и «Молотобойцы» (о появлении мануфактур в России).
- Ильяс Есенберлин, трилогия «Кочевники» («Хан Кене», «Заговорённый меч», «Отчаяние»).
- Э. Выгодская, «Опасный беглец» и «Пламя гнева».
- Ю. Герман, «Россия молодая».
- И. А. Ефремов, «На краю Ойкумены» и «Таис Афинская».
- С. П. Бородин, «Дмитрий Донской», «Звезды над Самаркандом».
- П. Загребельный, «Роксолана».
- А. Ладинский, «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна — королева Франции» (экранизация — «Ярославна, королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха».
- Н. Соротокина, «Трое из Навигацкой школы».
- В. М. Шукшин, «Я пришёл дать вам волю».
- В. Иванов, «Русь изначальная».
- Валентин Пикуль. Вокруг его книг при жизни шли жаркие споры (история сведена к опереточным героям и злодеям vs но читать же всё равно интересно!!), да и сейчас они не вполне утихли. Но тем не менее…
- Алексей Иванов, «Золото бунта».
На других языках
- «Илиада» легендарного Гомера — чуть ли не первопример.
- Произведения об Александре Македонском и о Троянской войне, написанные в первые века н. э.
- В. Скотт — чуть менее чем всё творчество, начиная с «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» и «Айвенго». Считается основоположником жанра в современном его понимании.
- Д. Ф. Купер, цикл о Натти/Нэтти Бампо. Хотя скорее это кодификатор вестерна, из тех времён, когда Дикого Запада не было даже в проекте и фронтир располагался на канадской границе. Но Семилетняя война таки есть.
- Разумеется, А. Дюма-отец!
- Виктор Гюго — «Девяносто третий год», «Человек, который смеется».
- П. Мериме, «Хроника Карла IX».
- Внезапно Т. Майн Рид — «Белая перчатка». Да и «Оцеола, вождь семинолов» тоже.
- Р. Л. Стивенсон — «Чёрная стрела», «Владетель Баллантрэ», «Похищенный» и «Катриона».
- Т. Готье, «Капитан Фракасс».
- Марк Твен, «Личные воспоминания о Жанне д’Арк», «Принц и нищий».
- Г. Р. Хаггард, «Дочь Монтесумы» и «Прекрасная Маргарет». Также «Хозяйка Блоксхолма», «Лейденская красавица», «Эйрик светлоокий» (местами приближается к фэнтези), «Клеопатра»… много на самом деле.
- А. Конан Дойл: «Белый отряд» и его приквел «Сэр Найджел», «Подвиги» и «Приключения» бригадира Жерара, «Родни Стоун», «Михей Кларк», «Изгнанники».
- Г. Сенкевич — трилогия «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский»; «Камо грядеши?», «Крестоносцы».
- Э. Л. Войнич, «Овод», примыкающие к нему «Прерванная дружба» и «Сними обувь твою».
- Р. Джованьоли, «Спартак».
- Жозеф Рони-ст., «Борьба за огонь». «Пещерный лев», «Вамирэх». Хотя и о доисторической эпохе. ;-)
- Венгерский автор Геза Гардони, «Звезды Эгера» — о борьбе с османами
- Ш. де Костер, «Легенда об Уленшпигеле».
- Л. Буссенар к концу жизни полюбил этот жанр, причём писал в основном «по свежим следам». Кроме знаменитого у нас в стране «Капитан Сорвиголова» (об англо-бурской войне 1899—1902), на счету «Подвиги санитарки/С Красным Крестом» (о японо-китайской войне 1894-95), «Остров в огне/Пылающий остров» (об испано-американской войне 1898—1901) и «Бессребреник среди жёлтых дьяволов» (о русско-японской войне 1904-05). И к этому ещё надо добавить трилогию о зуавах, включающую «Герои Малахова кургана»/«Жан Оторва с Малахова кургана».
- Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — с прикрученным фитильком, потому что персонажи объекты, а не субъекты истории.
- Разумеется, Р. Сабатини — не только «Одиссея капитана Блада», но и, пожалуй, всё творчество.
- Джек Линдсей, «Беглецы», «Восстание на золотых приисках», «Подземный гром», «Ганнибал».
- А. и С. Голон, цикл про Анжелику.
- А. Шперль, «Сыновья Будивоя».
- Бернард Корнуэлл, цикл про Ричарда Шарпа.
- Сесил Форестер, цикл «Горацио Хорнблауэр».
- А. Перес-Реверте, цикл про капитана Приключения капитана Алатристе, ряд произведений про Наполеоновские войны («Гусар», «Мыс Трафальгар», «Тень орла»).
- Необычный пример (но не знаю куда ещё запихнуть) — в книгах современной детективной писательницы Николы Апсон расследование ведёт Джозефина Тэй (1896—1952), которая прославилась как писательница детективов.
Кино
- 6-серийный российско-литовский «Марюс» по мотивам романа Казиса Альменаса «Сенокос». Заглавный герой — бастард.
- «Гардемарины» и другие многочисленные экранизации произведений из списка свыше.
- «И на камнях растут деревья».
Телесериалы
- «Великолепный век» и его сиквел «Великолепный Век. Империя Кёсем».
- «Николя ле Флок» — французский, пополам с детективом.
Мультфильмы
- «Лебеди Непрядвы».
- «Сказ о Евпатии Коловрате».
- «Крепость: Щитом и мечом».
Музыка
- А Городницкий, диск «Река времён» (2008).
Опера
- В эпоху барокко каждая вторая итальянская опера повествовала о древних исторических событиях, начиная с древних персидских царей вроде Артаксеркса II("Артаксеркс") и заканчивая историями из римской истории вроде сопротивление Катона Цезарю("Катон в Утике").
- М. Мусоргский "Борис Годунов" и "Хованщина". Обе оперы рассказывают о событиях русской истории: первая - о правлении и смерти царя Бориса Годунова, вторая - смешение разных эпизодов из правления царевны Софьи и начала правления Петра I.
Больше примеров богу кино!