Левиафан (фильм): различия между версиями
Строка 20: | Строка 20: | ||
** Одни [[Не читал, но осуждаю/Кино|ругают]], будучи уверенными, что фильм [https://rufabula.com/articles/2015/01/14/leviathan-is-not-real настолько слаб, тенденциозен и конъюнктурен, что просто напрашивается на плевки и матюки]… | ** Одни [[Не читал, но осуждаю/Кино|ругают]], будучи уверенными, что фильм [https://rufabula.com/articles/2015/01/14/leviathan-is-not-real настолько слаб, тенденциозен и конъюнктурен, что просто напрашивается на плевки и матюки]… | ||
** Другие [[Не читал, но восхваляю|усердно превозносят его]] за то, что он «обличает пороки современной России». | ** Другие [[Не читал, но восхваляю|усердно превозносят его]] за то, что он «обличает пороки современной России». | ||
* [[Реальность нереалистична]] — [[Анти-Сью|Алкоголик]], у которого мэр собирается отобрать дом, пытается противостоять мэру с помощью своего друга-адвоката, собирающегося задействовать компромат на мэра. В результате | * [[Реальность нереалистична]] — [[Анти-Сью|Алкоголик]], у которого мэр собирается отобрать дом, пытается противостоять мэру с помощью своего друга-адвоката, собирающегося задействовать компромат на мэра. В результате адвоката прогнали, жена алкоголика мертва, сам алкоголик за решёткой по ложному обвинению в её убийстве, а мэр получил всё, что хотел. [[Крутой в отставке|Ветеран войны]], знаток бронетехники и [[мастер на все руки]], у которого бизнес и чинуши отобрали мастерскую под стройку для нужд завода, покупает [[Техничка|бульдозер]], обшивает его бронёй по технологии, используемой в военной бронетехнике, и под огнём местных полицейских разносит этот самый завод по кирпичикам. Что из этого выглядит как [[w:Марвин Химейер|реальная история]], а что — как художественный фильм? | ||
* [[Самоубийство]] — жена протагониста. | * [[Самоубийство]] — жена протагониста. | ||
* [[Фарисей]] — не названный по имени местный [[Князь церкви|архиерей]], благословляющий власти неправедные и имеющий с того немалую мзду, — по мысли режиссёра является частью единой преступной государственной машины (того самого [[w:Левиафан (Гоббс)|гоббсовского «левиафана»]]). | * [[Фарисей]] — не названный по имени местный [[Князь церкви|архиерей]], благословляющий власти неправедные и имеющий с того немалую мзду, — по мысли режиссёра является частью единой преступной государственной машины (того самого [[w:Левиафан (Гоббс)|гоббсовского «левиафана»]]). |
Версия 18:46, 17 февраля 2023
Фильм-чернуха в постановке Андрея Звягинцева, вышедший в Великобритании и лишь потом добравшийся до российских экранов (не в последнюю очередь из-за проблем с прокатным удостоверением). Более чем ожидаемо стал скандальным и вызвал обвинения в смердяковщине, ибо хотя формально является социальной драмой, которая грозит развиться в боевик, однако сюжет, даже на первый взгляд, целиком состоит из неумеренных гипербол, натяжек и допущений, цель которых показать, какой абсурд представляет из себя текущая российская реальность и кто за этот абсурд ответственен.
Сюжет
Главный герой, автослесарь Николай Сергеев, вступает в конфликт с мэром городка Прибрежный Вадимом Шевелятом, который хочет буквально забрать всё имущество протагониста. На стороне Николая его армейский друг Дмитрий, уважаемый столичный адвокат, а на стороне Вадима деньги, власть и даже церковь…
Что здесь есть?
- Алкаш с золотыми руками — главгерой Коля. В кадре только и делает, что пьёт (впрочем, неизвестно, нормальное ли это для него состояние — все же не самые лёгкие времена), однако регулярно чинит машины полицейским чинам (в промежутках между кадрами, видимо). Впрочем, мы видим персонажа в момент, когда у него отбирают дом и погибает его жена — тут уж у всякого есть шанс спиться.
- Единственный нормальный человек — Рома.
- Идиотский сюжет/Антисюжет. Оценка зависит от склонности зрителя к поиску глубинного смысла.
- Козёл — помимо коррумпированного мэра, непосредственно Николай: он постоянно бухает, решение своих проблем не ищет, бороться против системы даже не пытается, периодически поднимает руку на жену и сына. Постоянно грозится накостылять мэру, даже чистит ружьё, но когда бухой мэр вместе с охраной приезжает к нему и начинает его унижать, Николай дать отпор резко не хочет.
- Ужас у холодильника — может это сделано намерено, чтобы раскритиковать людей, которые лишь на словах Львы Толстые, а на деле спивающейся ничтожества?
- Маленький человек — протагонист и, возможно, мэр.
- Музыка — отсутствует, кроме первой и последней минуты.
- Несовместимая с жизнью жадность/гордость/тупость — протагонист. Зависит от точки зрения.
- Оммаж — считается, что на «Моби Дик». Противостояние местной власти, как и охота на белого кита, закончилась для главного героя и его окружения плачевно.
- Пейзажное порно — хороших видов тут предостаточно.
- Полное чудовище — мэр и архиерей.
- Поморы и купцы — место действия. Село Тери́берка, где в том числе проходили съёмки, стало магнитом для туристов.
- Проблема противоположных оценок:
- Одни ругают, будучи уверенными, что фильм настолько слаб, тенденциозен и конъюнктурен, что просто напрашивается на плевки и матюки…
- Другие усердно превозносят его за то, что он «обличает пороки современной России».
- Реальность нереалистична — Алкоголик, у которого мэр собирается отобрать дом, пытается противостоять мэру с помощью своего друга-адвоката, собирающегося задействовать компромат на мэра. В результате адвоката прогнали, жена алкоголика мертва, сам алкоголик за решёткой по ложному обвинению в её убийстве, а мэр получил всё, что хотел. Ветеран войны, знаток бронетехники и мастер на все руки, у которого бизнес и чинуши отобрали мастерскую под стройку для нужд завода, покупает бульдозер, обшивает его бронёй по технологии, используемой в военной бронетехнике, и под огнём местных полицейских разносит этот самый завод по кирпичикам. Что из этого выглядит как реальная история, а что — как художественный фильм?
- Самоубийство — жена протагониста.
- Фарисей — не названный по имени местный архиерей, благословляющий власти неправедные и имеющий с того немалую мзду, — по мысли режиссёра является частью единой преступной государственной машины (того самого гоббсовского «левиафана»).
- Противоположность — честный священник отец Василий. Хотя он настолько профнепригоден, что даже честность не спасает.