Справочник автора/Идеологии

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
В моём доме не выражаться.jpgВ моём доме не выражаться!
По причине текущих событий (бесконечные идеологические противостояния на всех уровнях) тема взрывоопасная. Пожалуйста, не пытайтесь ввернуть в статью политические провокации ни под каким соусом. За этой статьёй администрация ведет особое наблюдение, и любые такие попытки будут пресекаться.

Идеология — это любая система идей, обслуживающая чьи-то интересы.

Понятие появилось ещё во времена Великой Французской революции, автором считается Дестют де Траси, тогда он называл её наукой о происхождении человеческих идей из чувственного опыта, но затем, уже во времена Наполеона, слово «идеолог» стало синонимом оторванного от жизни политика. В схожем значении термин «идеология» использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, но они также ввели новую трактовку, которая и станет основой для современного значения этого термина — мышление, обусловленное социальными и жизненными интересами. Споры о значении идеологии продолжались и позже, но основной костяк сохранился.

Идеология чем-то похожа на религию по форме, хоть и отличается от неё по содержанию, из-за этого споры между последователями разных идеологий могут принимать настолько же крутой оборот. Хотя, конечно, сама по себе разница идеологий не может послужить причиной для каких-либо масштабных конфликтов, нередко она служит поводом и способом отвлечь широкие массы от настоящей задачи, которая с высокими материями не связана и, как правило, весьма конкретна и материальна.

Внимание! Эта статья просто описывает явление в общих чертах, для дискуссий на соответствующую тему есть политологические и исторические конференции!

Какие бывают идеологии?

Внимание! Здесь приведены только самые основные идеологические течения, каждое из которых дополнительно делится на несколько других. В этом разделе не будет маоизма, франкизма, монархизма и так далее, его цель — дать краткую справку.

  • Анархо-синдикализм — направление, относящееся к левому спектру политических идеологий. Выступает за отказ от централизованного государства и построение общества на основе самоуправляющихся коллективов и профсоюзов. Считается, что люди способны самостоятельно организовать жизнь на принципах солидарности и взаимопомощи. Некоторые элементы этой модели применяются в современных малых коммунах. В числе теоретиков, повлиявших на развитие анархизма и анархо-синдикализма, — Пьер-Жозеф Прудон, М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин.
  • Коммунизм — идеология, целью которой является создание общества без частной собственности на средства производства и без централизованного государства, с управлением через советы. Подходы к реализации этой цели варьируются в зависимости от течения. Государства, провозглашавшие курс на коммунизм, называли себя социалистическими. Ключевая фигура в становлении идеологии — Карл Маркс, при участии Фридриха Энгельса.
  • Социализм — идеология, ориентированная на общественную собственность на средства производства и плановую экономику. Предполагает децентрализованную систему управления через советы, часто на производственной или территориальной основе. Существуют различные интерпретации социализма в зависимости от исторических и национальных контекстов. Среди предшественников — утописты Томас Мор, Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.
  • Социал-демократия — течение, возникшее из марксистской традиции, со временем трансформировавшееся в идеологию, стремящуюся объединить элементы социализма и капитализма. Частная собственность сохраняется, наряду с элементами социальной поддержки — например, бесплатным образованием и здравоохранением. Идеологические рамки социал-демократии размыты, в разные периоды термин использовался представителями различных политических позиций.
  • Либерализм — идеология, основанная на идеях индивидуальной свободы, прав человека, рыночной экономики и разделения властей. Первоначально ассоциировался с продвижением гражданских прав и ограничением власти монархии. Со временем развился в разные направления, включая как социально ориентированные формы, так и модели, фокусирующиеся на свободе бизнеса. Среди ключевых мыслителей — Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Адам Смит и Иммануил Кант.
  • Консерватизм — политическая философия, придающая значение сохранению культурных традиций, институтов и социальной стабильности. Поддерживает идею постепенных изменений, а не радикальных реформ. В зависимости от исторического контекста может принимать различные формы — от монархических до республиканских. Одним из первых теоретиков, осмысливших принципы консерватизма, считается Эдмунд Бёрк.
  • Фашизм — идеология, ориентированная на централизованную власть, авторитарное руководство и сохранение рыночных механизмов в экономике. Включает элементы национализма, милитаризма и стремления к мобилизации общества вокруг харизматического лидера. Характеризуется отказом от парламентской демократии и системы сдержек и противовесов. Возник в начале XX века, ключевая фигура — Бенито Муссолини. Фашизм осужден Нюрнбергским трибуналом и признан недопустимой политикой в ряде международных актов. Мы на posmotreli.su также осуждаем фашизм во всех его проявлениях.
  • Либертарианство — идеология, придающая наивысшую ценность индивидуальной свободе и стремящаяся к максимальному сокращению роли государства. Подразумевает свободный рынок, добровольные ассоциации и минимальное вмешательство в личную жизнь. В различных исторических и географических контекстах трактовалось по-разному. Современное понимание связано с работами Леонарда Рида и других авторов середины XX века.

Классификация идеологий

Отрезок «право-лево»

Разделение на левых и правых также появилось незадолго до Великой Французской революции. Во время первого за несколько веков собрания Генеральных Штатов слева расположились с сторонники буржуазной демократии, которые ратовали за социальные преобразования в сторону большего экономического равенства, а справа — монархисты и консерваторы, которые требовали большей стратификации и усиления власти правящей верхушки. Однако за двести с лишним лет изменилась не только принадлежность тех или иных идеологий к правым и левым, но сам вопрос об использовании для классификации идеологий систему «лево-право» не вполне точен (по странному совпадению почти все из них появились в годы холодной войны или в нулевых). Появились «центристы» — те, кого устраивает статус-кво, либерализм и свободный рынок победили почти на всей планете и переехали скорее на правую половину шкалы (потому называть либералов левыми — грубая ошибка, сравнение их с крайне правыми идеологиями (относительно которых либералы и и правда левые), либо верное указание на пришельца из прошлого), монархисты стали крайне правыми, а левую половину шкалы заняли различные социалистические и коммунистические течения. Однако данный отрезок отражает только отношение к текущему положению дел и, как уже говорилось выше, нестабилен во времени — если наше общество каким-то образом скатится обратно к монархии, буржуазная демократия снова станет левым движением, а простой социализм — радикально левым.

Теория подковы

Та же линия, но изогнутая так, чтобы крайние полюса политической шкалы оказываются ближе друг к другу, чем к центру. Попытки притянуть шкалу за края объяснены тем, что коммунисты и фашисты боролись за один и тот же тип сознания — нелюбовь к либералам. Упустили из виду, что либералов не любят не только сторонники этих движений, но, например, и старые монархисты, которые вовсе необязательно придерживаются фашистской идеологии (феодальное общество в принципе отрицает существование наций как политического субъекта). А утверждение, что для нациста коммунист и для коммуниста — нацист являются потенциальными рекрутами, в то время как либералы и для тех, и для других — извечные враги, рушится о суровую реальность Испанской гражданской и Второй мировой войн, стоит лишь вспомнить, как резво СС принимало в свои ряды выходцев из завоёванных либеральных стран Западной Европы и как рейх целенаправленно избавлялся от коммунистов, считая их слишком фанатичными, чтобы даже пытаться переубедить.

Политический компас

Двумерная система координат, где слева — плановая экономика, справа — рыночная, сверху — государственный контроль, снизу — отсутствие власти. При этом положение либералов в данной системе координат совершенно неясно — выходит так, что либерализм может быть диаметрально противоположным самому себе. Более того, элементы плановой экономики сейчас встречаются повсеместно, и даже в тридцатых-сороковых их активно использовали самые что ни на есть либеральные САСШ, чтобы подтянуть экономику в годы кризиса, а в Англии в годы Второй Мировой и после неё некоторое время действовала система продовольственных карточек, причём она там продержалась дольше, чем в СССР. Правильнее было бы разделить классификацию на то, кому идёт на пользу действующая экономическая система, поскольку наибольшую выгоду от элементов планирования в рейхе получали монополисты, а в СССР — всё-таки скорее ширнармассы (по крайней мере, дворцов Сталина, Калинина и Молотова так никто и не нашёл), но это опять уводит нас к схеме с «отрезком».

Диаграмма Нолана

Представляет собой квадрат, где в центре расположены, как ни сложно догадаться, центристские идеологии. Напротив друг друга, слева и справа, он поставил либералов и консерваторов, а сверху и снизу — авторитаризм (он же коллективизм) и либертарианство (он же индивидуализм). Проблема диаграммы в том, что на ней, например, нет места для анархо-синдикализма, утопических течений социализма, а радикально противоположные коммунистическая и нацистская идеология оказываются рядом. Более того — приравнивание коллективизма к авторитаризму приводит к тому, что одной из самых коллективистских форм правления в истории оказывается… абсолютная монархия. И да, там либералы по-прежнему называются левыми, а консерваторы правыми.

Схема Митчелла

Митчелл предлагает делить все идеологии на основе отношения к «архэ»[1] (социальное расслоение) и «кратосу»[2] (сила). У него либеральный индидивуализм против того и другого, плутократически национализм — за то и за другое, а все остальные либо амбивалентны к чему-то из этих двух, либо поддерживают их, либо выступают против них.

Схема Пурнеля

Ещё одна двухосная классификация, горизонтальная ось — свобода (радикальные левые отрицают государство, радикальные правые его превозносят), вертикальная ось — рационализм. Непонятно, куда в эту систему запихнуть тех же либертарианцев, а все идеологии до эпохи Просвещения неизбежно уходят на дно шкалы, и почти все современные идеологии — на самый верх, но попытка отойти от стандартной классификации довольно занятная, хоть и кривая, как стартёр от «Копейки»

Схема Инглхарта

Опять система координат, где автор сгруппировал страны главным образом по религиозному признаку, а оси шкалы назвал «ценностями выживания-ценностями самовыражения» и «традиционными ценностями-секулярно-рациональными ценностями». Но страны там расставлены по желанию левой пятки правой ноги — с какого-то перепугу Индия, где кастовое общество не изжито до сих пор, а жизнь отдельного человека мало чего стоит, расположена строго по центру, рядом с ней соседствуют Италия и Чили, а страны Прибалтики, которые уже который год ведут внешнюю политику себе же во вред, руководствуясь мифом о «русской оккупации», попали в число одних из самых рациональных.

Другие системы

Попытались ввести систему, основанную на степени государственного контроля, и в результате на одном полюсе расположились радикально противоположные анархо-синдикализм и либертарианство, а на другом фашизм и коммунизм. Профессиональные политологи при виде такой шкалы покрутили пальцем у виска, ещё когда эту шкалу придумывали. Придумывали систему на основе деления «коллективисты-индивидуалисты», «пацифисты-милитаристы», «клерикалисты-антиклерикалисты», «интернационализм-национализм», «традиционализм против анархизма» и так далее (несложно догадаться, что взяли за основу разработчики Stellaris, когда делали своё колесо идеологий)

Какой вывод можно сделать из всех вышеперечисленных схем? То, что они все в чём-то, но условны и ошибочны, кроме отрезка «лево-право», который хоть и не всегда успевает за веяниями времени, настолько примитивен, что сломать там что-либо в принципе невозможно. Но упрощение системы идеологий до отрезка также критикуется как слишком дискретное.

Примечания

  1. Так-то это термин из философии, обозначающий первозданное вещество
  2. А этот термин обозначает власть в целом