Stellaris
Stellaris — 4Х стратегия в жанре космооперы, созданная Paradox Interactive. С определёнными оговорками ее можно назвать «Europa Universalis В КОСМОСЕ». Первая игра компании, действие которой происходит не в историческом сеттинге. По сравнению с другими вышедшими на тот момент играми от Paradox была самой красивой и простой в освоении, что не замедлило сказаться на продажах: вплоть до выхода Crusader Kings 3 Stellaris был самой популярной игрой компании.
Геймплей[править]
Целью игры, как и во всех стратегиях подобного рода, является построение масштабной космической империи в процедурно генерируемой галактике. Игроку дается возможность создать расу (расы), за которую он будет играть, а при желании — и расы-империи конкурентов (по умолчанию они процедурно генерируются каждый раз при начале игры). Да, раса и империя (как игровая фракция) здесь — различные понятия. При желании, можно создать игру, в которой все империи игроков будут населены одной и той же расой. Или наоборот, ударившись в крайний мультикультурализм, вполне можно создать империю с титульной нацией в глубоком меньшинстве. От других стратегий Paradox Interactive игра отличается двумя главными вещами:
- Она не посвящена какому-либо историческому периоду, и она, по крайней мере, на релизе, до усложнения экономики и введения других инноваций, была достаточно простой в освоении.
- Повествование с кучей рандомных событий, обеспечивающее высочайшую реиграбельность.
Так что широкая публика оценила игру по достоинству, и для многих именно Stellaris стал «трамплином» к другим играм от Paradox.
Помимо чисто косметических элементов (названия, портреты, флаги) можно выбрать:
- Признаки-модификаторы титульной расы и подчинённых рас, если они есть со старта. Некоторые из них даёт уникальные возможности, как, например, возможность расширять океанические планеты.
- Происхождение – особенности появления вашего государства в галактике. Потерянная колония или планета, которая прописала люлей злой корпорации из космоса? А может до открытия FTL цивилизация умудрились создать федерацию с соседними империями? Выбор за вами.
- Идеологические принципы данной империи (8 разновидностей и гештальт создание, дающие доступ к коллективному и машинному разуму), частично взаимоисключающие (Милитаризм — Пацифизм, например) помимо штрафов и плюсов открывающие определенные политики и стратегии игры, а также определяющая отношение со стороны иных государств (при совпадении идеологий бонус, при несовпадении — штраф). Выбранная идеология в свою очередь может задавать ограничения для модели правительства (от Империи до демократической республики), определяющей механику передачи власти от лидера к лидеру.
- Гражданские модели (цивики) — бонусы различного вида, по умолчанию можно выбрать два, в дальнейшем с исследованиями можно будет выбрать ещё одну модель. Ну а особо упоротые могут получить ещё две[1] Все это, что характерно, не завязано жестко на отдельной расе, что дает возможность навязывать свою идеологию, устанавливать марионеточные правительства, и так далее.
Играть предстоит за недавно открывшую сверхсветовое перемещение цивилизацию. Начинаете с одной планетой — родным миром, маленьким флотом в три корвета, строительным и исследовательским кораблями[2].
До старта задаются и другие параметры:
- вид галактики;
- число ИИ;
- число угасших империй (особые империи ИИ, которые имеют чрезвычайно мощный флот и высокие технологии, но находятся в упадке и стагнации);
- тип кризиса поздней игры, их количество;
- вообще дофига всего.
Игровой процесс логически разделяется на три стадии, раннюю, среднюю и позднюю.
Ранняя стадия[править]
Империи занимаются исследованием бесконечных пространств вокруг себя и созданием первых колоний. По пути учёные встретят останки древних цивилизаций, всевозможные аномалии, от брошенного инопланетного корабля и странных теней на поверхности планеты до керамического объекта, вращающегося по орбите звезды. Вскоре вы обнаружите другие империи, планеты, население которых ещё не вышло в космос, а, например, разводит огонь в пещерах или истребляет друг друга в пламени ядерной войн. Этот этап является самым интересным и проработанным, по галактике разбросано огромное множество самых разных событий, видов, аномалий и прочего, так что исследовать их одно удовольствие.
Средняя стадия[править]
После колонизации окрестностей, когда свободного места в космосе не остаётся, начинается второй этап. В нём на первый план выходит дипломатия, союзы и укрепление экономики. Можно обмениваться ресурсами, картами, разрешать проход и миграцию, создавать альянсы и преобразовывать их в федерации. И, как правило, в этот момент создаётся галактическое сообщество, где можно продвигать и выбирать резолюции, которые будут полезны империи. Впрочем, галактическое сообщество может и заняться ИБД, продвигая и отменяя законы об охране тиянок.
Также появляются новые технологии позволяющие возвышать виды, строить орбитальные кольца, космические среды обитания, усиливать лидеров и пр.
Поздняя стадия[править]
Мир давно поделён и переделён, технологии исследованы (но закончится они всё равно не могут, так как в игру вступают дополнительные технологии на модификаторы для империи). Обычно в этот момент игроку становится скучно, никаких вызовов нет, враги разбиты. Чем же заняться?
Можно скосплеить Палпатина и стать императором галактики.
Можно бросить вызов угасшим империям.
Можно дождаться, когда угасшки бросят вызов уже вам, если вы им чем-то насолили или они пробудились.
А ещё на огонёк заглянет минимум 1 кризис – угроза всей галактике. Жнецы? Вторженцы из иного мира? Иногалактический рой? А может кто-то из существующих империй решил стать кризисом...
Планеты[править]
В игре представлен типичный набор типов миров космической оперы: обитаемая планета (9 видов Однообразных планет: тропики, высокогорная, тундра, арктика, пустыня, засушливая, саванна, океан, континентальная), газовые гиганты, вулканическая планета, планета-пустыня, планета-болото, ледяная планета, токсичная планета (в том числе радиоактивные) и некоторые промежуточные формы.
Планетарное управление раньше заключалось в постройке однообразных зданий и простеньком менеджменте населения. Начиная с 2.4 оно стало разнообразнее, хоть и сложнее: теперь нужно строить районы и здания, дающие работу, задавать приоритеты для профессий, следить за доступностью работы, жилья и благ.
Технология[править]
Технологическое древо несколько отличается от привычного для развития в космических стратегиях. Вместо одной технологии можно одновременно исследовать сразу три, по одной на раздел: физическуй, инженерную и социальную (включает и биологические технологии). Причём технологии открываются на первый вид случайно, но с наличием модификаторов, которые определяют вероятность открытия какой-то технологии: некоторые технологии выпадают реже других, другие имеют скрытые требования, и так далее.
Модификации[править]
Отдельным пунктом для этой игры идут моды. Дело в том, что разработчики достаточно тепло относятся к развитию модификаций, а крайне значительная часть игровых файлов доступна для изменения, давая возможность изменить, по сути, всё, кроме самых основных механник. Впрочем, не всё так уж хорошо, по словам, самих авторов модификаций, ибо PDS всё-равно не Bethesda, которая выпустила великолепный GEKK, отсутствие нормальных инструкций к работе со скриптами, а так же тем, что мододелы вынуждены работать, по сути, в Блокноте. Впрочем, следует признать, что и у самих разработчиков тоже нет инструментарий, и они на тех же правах…
Впрочем, всё это не помешало на просторах игры вырасти модами, буквально, тысячи их! И их качество колеблется от мелких модов, которые включают в себя редактирование нескольких строчек кода, и доходит до титанов тяжёлого модостроения, с которыми игра меняется чуть более чем полностью, оставляя только жёстко закодированные механники, — впрочем, некоторые умельцы пытаются и их изменить костылями. Сами моды охватывают самых разные моменты игры. Какие-то добавляют новые события, другие — новые виды планет и звёзд, третьи добавляют новые трехмерные модели кораблей, четвёртые правят баланс и так далее — категорий десятки, а самые крупные из них объединяют сразу несколько направлений.
Причём, загружая один мод уже слишком сложно остановиться, и в итоге по вкусам игрока папка с модами неизбежно расширяется до примерно сотни. После этого многие останавливаются, так как тут уже наступает момент, когда игра просто откажется работать, потому что рано или поздно несовместимости между модами достигает критической отметки. Но к этому времени разнообразными модами уже обычно давлено столько контента, что не уступает самой игре.
Знаменитые моды:
- Триада из Planetary Diversity, Guilli’s Planet Modifiers и Real Space — три самых известных мода на улучшение собственно планет и звёзд, которые ещё и обладают хорошими патчами совместимости. первый добавляет множество видов пригодных для жизни планет (в том числе таких, как аммиачные, начиная на которых, типичные азотно-кислородные планеты становятся непригодными для колонизации), второе — различные планетарные модификаторы и всё прочее, делающее каждую отдельную планету чуть особенной, а третий добавляет каждый вид звёзд, который только открыт астрономами. К последнему же примывает сбоку Hypotetical Stars, который довершает астрономическую картину, но с разнообразными теоретическими звёздами вроде звёзд из антиматерии и так далее.
- Star Trek: New Horizonts — мод по понятно какой игре, который по вполне понятным причинам не совместим практически ни с чем, ибо меняет игру и баланс практически полностью. По сути, игра с ним представляет собой уже совершенно другую игру, пусть и на том же движке, и он всё ещё активно поддерживается собственной командой разработчиков.
- Star Wars: The Fallen Republic — мод понятно по какому сеттингу, аналогично меняет игру полностью. О разработке более два года ничего не было слышно, пока новости внезапно не ожили за месяц до релиза версии 0.9
- Alphamod — второй титан тяжёлого модостроения, мод титанических объёмов, который добавляет огромное количество построек, технологий и множество уникальный ресурсов, которые используются зданиями из этого же мода. Баланс отличается от оригинала совершенно.
- ¡Glavius’s AI и Enhanced AI — два огромных мода, которые заняты главной проблемой для игры — выправлением искусственного интеллекта, с которой оба справляются достаточно хорошо. Достаточно частой темой для игроков бывают споры о том, какой же из них лучше, — потому что между собой они не совместимы.
- Gigastructural Engineering & More — мод любимый теми, кто играет на поздних этапах, а так же хочет себя почувствовать действительно масштабной цивилизацией. Расширяет список возможных мегасооружений, способных влиять на планеты в планетарном объёме, увеличивая его примерно раза в два, и открывая возможности от превращения целого газового гиганта в одну огромную колоссальную ферму, и до создания компьютера воистину титанического масштаба, по размеру превышающего звёзды. Мало? Ладушки: это лучевое оружие из голубой звезды, поражает любую цель где угодно, даже планету на другом конце галактики; тут вооружённая луна с гипердвигателем, вон там вооружённая планета с гипердвигателем, а тут… нет, не звезда с гипердвигателем, а целый космический корабль из вооружённых планет и лун, заправленный целой звездой. Снова мало? Возьмите гигантскую мир-скорлупу вокруг сверхмассивной чёрной дыры в центре галактики, на которой можно построить бесконечность районов для заселения бесконечностью попами, без шуток; и гигантскую пушку из квазара в центре галактики, которой можно стереть в космический порошок целые звёздные скопления.
- Crisis Manager — модификация, дающая возможности настраивать как будет идти кризисы средней и поздней игры. Включает в себя всё, что только можно от силы самих кризисов и возможности включить сразу несколько, и до настройки того, сколько раз придётся убить Великого Хана до его смерти и сколько процентов Галактики должны захватить Преторианцы, чтобы появился орден Стражей.
- The Zenith of Fallen Empires — мод для тех, кто хочет почувствовать себя Угасшими Империями до того, как они пришли к упадку. Включает в себя возможность начать игру на выстроенном предками искусственном мире-кольце (в том числе разрушенном), открыть новые технологии (два новых источника энергии, эффект от открытия которых сравним с открытием электричества и распада атомного ядра), стать Вознесённой Империей, строить корабли по чертежам Угасших, превращать обитаемые планеты в райские миры по сравнению с которыми даже Гайа — помойки, ну и на закуску — возможность для Вознесённой Империи проиграть мировую войну против обычных империй, по условиям мира превратившись в Потерянную Империю — потерявшую территории, разграбленную, униженную — с населением, ненавидящим подписавших мир «предателей», подавленным, разъярённым и жаждущим реванша.
- Вам ещё мало? Дополнение Sins of Fallen Empires рассказывает, почему в Галактике образовалось столько свободного места для развития «молодых» рас, как Угасшие стали Угасшими, а L-кластер превращает в сертифицированный Ящик Пандоры… — если ваша великая Вознесённая Империя, шутя разгромившая Кризисы и прихлопнувшая Конец Цикла, полезет в L-кластер (от чего Вас будут отговаривать все Угасшие хором), то Вас ждёт эпическая война с Сияющими — цивилизацией настоящих Предтеч, некогда правивших этой галактикой. Нынешние Угасшие были их слугами — не выдержавшими чудовищной власти повелителей, восставшими и возглавившими прочих рабов, сумев ценой чудовищных потерь заточить господ в их родном кластере. Правда, после победителей слегка занесло… И вот теперь — Вы приоткрыли крышку.
- Dynamic Political Events и Potent Rebellions — моды, вносящие разнообразие в политическую систему игры. Dynamic Political Events добавляет различные политические события, влияющие на империю игрока (такие как убийства политиков, коррупционные или шпионские скандалы, борьба между фракциями, дипломатические квесты между империями и.т.д.). Potent Rebellions прорабатывает систему восстаний и гражданских войн как у игрока, так и у ИИ (например теперь в случае победы сепаратистов на одной планете, другие планеты империи могут последовать примеру и вместе образовать отдельное государство). Особенно хороши для средней и поздней игры, когда все звёздные системы уже исследованы, а задания — пройдены.
- More Events mod — мод, добавляющий большое количество новых аномалий, событий и заданий. Включает в себя несколько многоступенчатых заданий для империи игрока (подобно поиску цивилизаций предтеч или «Червю Ожидающему» из оригинала). Содержит отсылки к популярным научно-фантастическим произведениям.
- Archaeology Story Pack — добавляет большое количество новых археологических раскопок и артефактов.
- Storypack: The Nyblax and the Collector — содержит сюжетку с археологическими раскопками, артефактами и уникальными кризисами мидгейма. Собери руны Ниблакса, загадочной космической сущности, созданные разными цивилизациями ценой собственных существований, и раскрой их тайны.
Империи и виды[править]
Сеттинг вселенной хотя и генерируется процедурно, тем не менее он достаточно богат даже не за счёт того, что могут создавать сами игроки, — хотя игра предоставляет огромные возможности для игроков по созданию собственных империй с настройкой всего, от того, на каком мире появится империя, вплоть до того, как будет выглядеть узор на гербе империи. Но настоящее богатство заключается в заранее созданных империях и самом разнообразном контенте, которые создали разработчики — угасшие империи, кризисы и тому подобные ИИ-силы, которые обладают загадками, по поводу которых игроки строят свои предположения и теории.
Тропы и штампы[править]
Произведение типично для жанра космической оперы и полно связанных с ним грехов. Разумные виды появляются практически единовременно (по космическим масштабам), хотя существуют и Предтечи и развитые империи в состоянии стагнации). Космос кишит жизнью, как и всякий океан, а игровые расы довольно биохимически однообразны (вплоть до универсальности растущей всюду еды и возможности поедания одними инопланетянами других). Что, возможно, обосновывается панспермией и происхождением всей жизни в галактике из одного источника. Впрочем, учитывая количество отсылок на все типичные космооперы, это вероятно делалось не зря.
Творчество по мотивам[править]
- Сайт и Youtube-канал Xenonion News, сатирическая пародия на навозную прессу во вселенной игры с изрядной долей стеба над игровыми условностями. Благодаря лучшему СМИ в Галактике вы всегда сможете узнать, как хаймайнд переизбирает лидера, каким образом колосс решают проблему безработицы, какой корвет считается самым сексуальным, что делать, если вы подозреваете, что ваш бойфренд состоит из нанитов, и многое другое. А также послушать радиовещание ассимиляторов (и поучаствовать в их добровольно-принудительных розыгрышах) и Человеческого Содружества!
Примечания[править]
Stellaris | |
---|---|
Империи | Предустановленные • Угасшие • Особые |
Обитатели космоса | Космофауна (Иные формы жизни) • Левиафаны • Анклавы • Мародёры • Караванщики |
Лор | Покров • Предтечи • Погибшие цивилизации |
Геймплей | Происхождения • Возвышения • Лидеры • Тропы и штампы • Артефакты • Кризисы • Советы по игре |