Фантастика
« | Если герой одет в футболку и джинсы, а дверь тянет за ручку, это реалистический жанр. |
» |
— Роберт Ибатуллин, «Кратчайший определитель жанров» |
Есть фантастика научная, концентрирующаяся на тех или иных нерешённых проблемах науки, теоретически возможных изобретениях или представимых открытиях. Вопреки кажущемуся впечатлению, отделить территорию научной фантастики от фантастики ненаучной не так уж и просто, на чём сломало себе зуб немало литературоведов.
Есть фантастика религиозная, концентрирующаяся на проблемах богословия, метафизики, предназначения Человека и Мира как такового. Вопреки кажущемуся впечатлению, опять же, религиозность её не обязана исключать научность — тот же Станислав Лем баловался экспериментами по совмещению религиозных и научных вопросов в одном коктейле.
Есть фэнтези, обычно находящееся по ту сторону науки и не всегда лояльно расположенное к религии. Если образцы толкиенообразного фэнтези можно назвать дружественной к христианству калькой последнего, то говардоподобного и желязныподобного — вряд ли. Впрочем, стоит ли всегда рассматривать религию по христианским и вообще авраамическим лекалам?
Есть мистика.
Есть альтернативная история.
Есть магический реализм.
Присутствует ли хоть что-нибудь общее между этими жанрами — или, как поправят нас некоторые литературоведы, предпочитающие иную терминологию, между этими творческими методами? С формальной точки зрения общность эту сформулировать нелегко, но тем не менее большинство из нас улавливает её всеми фибрами.
Для обозначения этой общности на Западе традиционно служит термин «speculative fiction» — или «литература допущения». Мы, со своей стороны, можем использовать намного более краткий и ёмкий оборот «фантастика» — к счастью или к несчастью, времена, когда к слову «фантастика» у нас неизменно и молчаливо добавлялся подразумеваемый эпитет «научная», уже позади.
Фантастика.
То, что не претендует на реализм строгий. То, что лежит по ту сторону реальности или чуть-чуть приподнимается над нею.
Стоит уточнить — «над тем, что мы обычно считаем реальностью». Иные произведения Жюля Верна по нашим временам не особенно фантастичны, а претендовавшие на реализм рассказы древних путешественников о золотоносных муравьях могут сейчас восприниматься как трэшевое фэнтези.