Я и мой воин
« | Мне ни к чему оружие… Моё оружие ходит следом за мной | » |
— Борх Три Галки |
« | Настало время продемонстрировать вам моё лучшее оружие! Вперёд, паладин!» | » |
— Креол Урский |
В бою персонаж может пользоваться помощью другого существа. Обычно это животное, призванный им дух, робот или голем. Наиболее часто встречается в вариантах «охотник с прирученным животным», «маг с фамильяром, элементалем или големом» и «демонолог с демоном».
В отличие от соседнего тропа, зачастую встречается у героев, поскольку иметь союзника, в отличие от армии пушечного мяса, для них более приемлемо. Такие персонажи атакуют издалека, пока пет отвлекает на себя врагов, или, наоборот, идут в ближний бой, пока пет кидает заклинания поддержки.
В видеоиграх петом можно управлять напрямую, или он копирует действия игрока, или у него свой искусственный интеллект. В последнем случае петы обладают свойством не делать то (или ещё хуже — делать не то), что хотелось бы игроку, и усердно вызывают этим ненависть.
Если союзников целая толпа — это Я и моя армия. Встречается пересечение этих двух тропов, когда персонажу доступен один сильный, обычно постоянный, пет одновременно с толпой слабых, обычно временных.
Примеры
Мифология и фольклор
- Морриган, даром что богиня войны, напрямую в бою участвует редко. Для этого у неё есть хмурый молчаливый поборник под псевдонимом «Сильный холод и ветер, высокий тростник»
Литература
Отечественная
- Дмитрий Рус, «Играть, чтобы жить» — ездовой маунт главного героя, красный медведь Гумунгус. Вначале зомби, после — обычный медведь.
- Метавселенная Рудазова — магов здесь не много, а очень много, и многие держат при себе сабж.
- Цикл «Архимаг» — Креол, сын Креола, и сам кому хочешь может вломить. Но как профессиональный демонолог, не пренебрегает сторонней помощью. Во-первых, у него есть Хубаксис — джинн-фамильяр, способный раздуваться в огнедышащего амбала с пудовыми кулачищами. Во-вторых, большую часть цикла он приключается в составе партий, где большую часть составляют милишники (Бат-Криллах с клыками и когтями, лод Гвэйдеон с мечом и лэнсом, Логмир с двумя катанами и Индрак с кувалдой) и стрелки (Ванесса с зачарованной «Берретой» и чёрным поясом по каратэ, Витааль с паровым шипомётом и Моргнеуморос с лазером, пульсатором и личным танком). В-третьих, против армии демонов Креол выступает при поддержке питомца-демоволка, который только ими и питается. В-четвёртых, в статусе Азаг-Тота Креолу подчинялся сам Ктулху, если просить с уважением. Правда, его Креол применить по назначению не успел: Ктулху снова уснул, а потом и сам протагонист утратил статус.
- Ряд серых колдунов тоже делает ставку на одного-двух сильных бойцов-союзников: Альбракия Змея (Королева Змей, гигантский материализованный тотем), Урриш Проводник (Существо, магоубийственный демонический зверь), Асанте Шторм (Подхалим, высший водяной элементаль), Астарон Ледяной (Низ’ргнат, кустарно слепленный полудемон).
- «Криабал» — Джиданна Спецеял владеет заклинанием «Царь Зверей», под которым к её белке-фамильяру приходит
белкасила тотема-первопредка. А префект Кустодиана Найм Сарразен среди прочих эмоционалов выделил из себя несколько боевых, таких как Гнев и Ненависть. - «Паргоронские байки» и «Семья волшебников» — пёс Тифон и змей Токсин, боевые фамильяры Майно Дегатти. Пёс умеет дышать огнём, отращивать дополнительные головы и вообще намного сильнее и прочнее обычного пса, так что способен загрызть даже демона. А змей просто сидит тайком в рукаве (или в колыбельке у дочки) и плюётся смертельным ядом во всех, кто проявляет враждебность.
- Цикл «Архимаг» — Креол, сын Креола, и сам кому хочешь может вломить. Но как профессиональный демонолог, не пренебрегает сторонней помощью. Во-первых, у него есть Хубаксис — джинн-фамильяр, способный раздуваться в огнедышащего амбала с пудовыми кулачищами. Во-вторых, большую часть цикла он приключается в составе партий, где большую часть составляют милишники (Бат-Криллах с клыками и когтями, лод Гвэйдеон с мечом и лэнсом, Логмир с двумя катанами и Индрак с кувалдой) и стрелки (Ванесса с зачарованной «Берретой» и чёрным поясом по каратэ, Витааль с паровым шипомётом и Моргнеуморос с лазером, пульсатором и личным танком). В-третьих, против армии демонов Креол выступает при поддержке питомца-демоволка, который только ими и питается. В-четвёртых, в статусе Азаг-Тота Креолу подчинялся сам Ктулху, если просить с уважением. Правда, его Креол применить по назначению не успел: Ктулху снова уснул, а потом и сам протагонист утратил статус.
- «Ирка Хортица» — ведьма Ганна Николаевна из «Тени дракона» и заклятый заложный покойник Спиридон. А ещё в той же книге две ведьмы дуэлируют на зачарованных собачьих стаях.
- Евгений Лукин, «Витёк с планеты Земля и его питомец». Описывается планета-санаторий, на которой в силу ряда причин туристам запрещено убивать местную живность. Любую. Зато не запрещено привозить на планету животных-охранников: неразумное существо, согласно здешним законам, имеет право умерщвлять себе подобных совершенно безнаказанно и в любых количествах. Причём хозяин убийцы при этом никакой ответственности не несёт, даже если сам отдал команду — словом или жестом. Так вот, Витёк привёз с собой совершенно невиданное существо: живет в масле, питается какими-то железными штучками из цинкового ящика, почти всё время проводит в спячке, но уж если его разбудить… Однако субверсия, поскольку кличка у питомца Витька: Автомат Калашникова Модернизированный.
Зарубежная
- Старше, чем печать — роман Кретьена де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом». Именно то, что написано на упаковке — боевым помощником рыцаря Ивейна является неведомо как попавший в средневековую Британию лев, которого Ивейн спас от смерти.
- А. Сапковский, «Предел возможного» — зерриканки Тея и Вэя для Борха Три Галки.
- Роберт Сальваторе, многотомная «Сага о Дриззте» — собственно, Дриззт До’Урден и его волшебная пантера Гвенвивар.
- МИФы — Скив и его дракон Глип, по крайней мере, в первых книгах. Дальше прокачавший магию протагонист справлялся самостоятельно. В какой-то степени и Гэс с Берфертом. Горгул, конечно, и так силён, но его напарник-саламандр — буквально живая зажигательная бомба.
- «Досье Дрездена» — Гарри Дрезден и его питомец Мыш (весьма сверхъестественный огромный пёс), Виктор Селлз и демон Калшажжак, вампиры Красной Коллегии и неведомое чудище Ик’к’уокс.
- «Кодекс Алеры» — большинство заклинателей способны призвать и контролировать одну-единственную фурию. Но она при этом может быть весьма и весьма сильной (по неподтверждённой версии, большую силу имеют фурии, которым владельцы дают имена и к которым относятся, как к живым существам).
Сетевая
- Дж. МкКрей, «Червь» — к классу «Властелин» причисляются все суперспособности, создающие, призывающие или подчиняющие существ. Если существ (очень) много — то Властелина причисляют к подклассу «Легион», примеры в соседнем тропе. Если же всего одно — к подклассу «Туз»:
- Взлом (Hijack), один из детишек Сердцееда, может управлять телами людей как марионетками, но из-за сложностей контроля (особенно жертв с суперспособностями) обычно ограничивается одной. Сбежав от отцовской опеки, Жан-Поль Василь сменил прозвище на Регента и ограничивается малой долей своих суперсил, дистанционным нарушением чужой моторики.
- Моорд Наг управляет Падальщиком, теневым монстром, который становится сильнее с каждым съеденным трупом.
- Отелло управляет «воображаемым другом», который очень ограниченно воздействует на реальность (поэтому Отелло формально Скрытник, а не Властелин), но действует как вторые глаза и уши и может меняться местами с хозяином.
- Продавцы суперспособностей назвали зелье, которое должно было дать эту способность, формулой «Deus». Формула была синтезирована дважды и оба раза применена удачно, хотя и с разными результатами, породив Генезис, чей вариативный призыв ошибочно считают результатом суперсилы изменения облика; и Сибирь — призыв доктора Мантона в облике его погибшей дочери, которую ошибочно считают самостоятельной суперзлодейкой.
Комиксы
- Вселенная Marvel — в «Планете Халка» Кэп ездит на тираннозавре по кличке Дьявол.
- Научная Девочка из Нелюдей без вышеуказанного тираннозавра почти и не появляется.
- Их же Кид Кайдзю материализует различных гигантских монстров из собственных карандашных рисунков на скорую руку.
Мультфильмы
- Наездники на драконах в трилогии «Как приручить дракона». Начиная со второй части и в некоторых эпизодах сериала переходит в соседний троп, когда участвует ещё толпа неосёдланных драконов.
Мультсериалы
- «Погонщики динозавров» — благодаря телепатическому взаимодействию с динозаврами, и погонщики, и рулоны могут приказать закованным в броню и увешанным лазерами и ракетами ящерам выполнить маневр, даже если те в это время без седоков.
Аниме, манга и ранобэ
- JoJo's Bizarre Adventure — практически все стенды, кроме вообще бесполезных в бою и вызывающих целую армию (Bad Company, Harvest и им подобные).
- Zero no Tsukaima — местные маги вызывают и подчиняют фамильяров, в число которых случайно попал главный герой.
- Kokkoku — племянник главной героини приобретает способность телепатически контролировать «Посланников» — бывших людей, застрявших в измерении «стазис» на долгие года, утратившие личность и претивратишиеся в монстров. Причём отец протагонистки выдаёт способности племянника за собственные.
- Bungou Stray Dogs — Кёка Изуми, Коё Озеки и Мори Огай могут материализовывать фантомов, сражающихся за них,
Видеоигры
Любой персонаж-«петовод» призывает или одного сильного пета (наш троп), или много, но послабее (это туда), или комбинирует.
- Покемоны, же!
- Маги Духа, Земли и Бури в Titan Quest призывают лича, огненного голема и грозовое облако соответственно. Маги природы призывают лесную нимфу параллельно со стаей волков. Класс воина позволяет на время призвать несколько духов-героев.
- Каждому игроку в Torchlight дается выбор между собакой и кошкой, которая и дерётся с врагами, и отправляется за покупками в город. В сиквеле выбор петов побольше.
- Система питомцев была еще и в FATE, наследником которого является Torchlight.
- У большинства игроков в Path of Exile есть место для призыва хотя бы одного голема, по крайней мере ради ауры поддержки.
- Охотники и варлоки в World of Warcraft, приручающие диких животных и вызывающие демонов соответственно.
- Один из возможных талантов Мага Льда — призыв элементаля воды.
- Монахи-ДПСники с Бурей, землёй и огнём могут наносить тройной дамаг.
- ДК может призывать вурдалаков.
- Псарь в Darkest Dungeon пользуется помощью своего волкодава.
- Персоны в серии игр Persona вызываются владеющими ими персонажами (включая всех членов партии игрока) для использования заклинаний.
- Lone Druid в DotA/Dota2 призывает медведя. Warlock на время вызывает демона-инфернала. Герои, собравшие Helm of the Dominator, могут поработить одного нейтрального монстра… на каждый принадлежащий им шлем, коих может быть бесконечно.
- Алхимики в Ragnarok Online призывают гомункула, которого игрок может даже программировать. Охотники дружат с соколом, с помощью которых совершают некоторые атаки.
- Epic Battle Fantasy 5 — зигзаг. С одной стороны, там можно поймать практически всех встречающихся в игре врагов (одновременно держа только по одному экземпляру каждого, но этого достаточно), набрать несколько десятков в личную армию и призывать в бою. С другой стороны, призываются они по одному за раз, ровно на один ход, притом ценой хода самого героя-призывателя, и это всё стоит специальных «очков призыва».
- Overwatch — Элизабет Каледония Эш и её Боб (BOB — Big Omnic Butler).
- Battleborn — юная хулиганка-мародёрша Шейни и присосавшийся к ней демоноподобный пришелец Орокс.
- Gigantic — странствующая воительница Эшлинг и сопровождающий её отец-призрак сэр Кадор.
- Paladins: Champions of the Realm — лунная богиня Ио и её дух-питомец.
- Зигзагом: таковыми по лору игры могут считаться Лиан и её телохранитель Хан, но геймплейно эти двое — два разных персонажа, и могут сражаться друг против друга.
- Dragon's Dogma — личная Пешка, другие меняются, а этот/эта идёт до самого конца.
- Blade and Soul: класс Мастер Призыва. Постоянно бегает с котом-помощником. Часть навыков задействуется персонажем, а часть — котом. Без кота Мастеру Призыва очень тяжко.
- Серия The Elder Scrolls. Во всех частях можно на время призывать атронахов, но помимо них существуют и вполне живые, не даэдрические спутники:
- Morrowind — в дополнении Tribunal появилась возможность нанять имперца Калвуса Горатиуса.
- Oblivion — после прохождения «Рыцарей Девяти» игрок сможет брать с собой одного из рыцарей.
- Skyrim — доступно много разнообразных спутников, но больше одного за раз взять не получится.
- В The Elder Scrolls Online чародея и хранителя постоянно сопровождает какой-нибудь даэдра или животное.
- Серия Fallout — в 3-ей, 4-ой и New Vegas — можно одновременно брать одного спутника-человека (или гуля/супермутанта) и одного пса или робота.
- Fable — можно взять с собой одного наёмника.
- Neverwinter Nights — в оригинальной кампании дают одного наемника, которым целиком управляет ИИ. У следопыта и друида есть верное животное-спутник, которое вполне может быть каким-нибудь медведем. У колдунов и волшебников есть фамильяр.
- Pathfinder: Kingmaker — аналогично предыдущей игре, хотя спутник-животное доступно ещё и некоторым подклассам.
- Аналогично в Pathfinder: Wrath of the Righteous, с дополнительными опциями (например, лич может призывать на службу рыцарей по одного за раз).
- MUDы: в самых распространённых боевых системах (DikuMud / CircleMud и их наследниках), если система ориентирована на соло-прокачку, у разных классов персонажей, которые сами не слишком хорошо танкуют, бывает возможность обзавестись приручённым, зачарованным или призванным воином. Их суммарная сила обычно ограничивается уровнем и характеристиками персонажа, и часто выгоднее всего оказывается взять одного, самого сильного из доступных.
- Divinity II: Ego Draconis — после получения во владение Башни вы можете призывать некрозавра, которого можно качать добывая для некроманта части тел.
- Borderlands (серия игр)
- Borderlands 2 — Гейдж призывает личного боевого робота Жестокуса.
- Borderlands: The Pre-Sequel — Вильгельм призывает сразу двух дронов.
- Borderlands 3 — З4ЛП имеет целый зверинец, но в бой призывать может только кого-то одного.
- Star Wars: The Old Republic — приключаемся в сопровождении одного спутника из команды доступных.
- Honkai: Star Rail — Клара путешествует и сражается в сопровождении своего приёмного отца Сварога. Точнее, не сражается — Сварог атакует вместо неё и сам же ловит корпусом все вражеские атаки по Кларе.
Настольные игры
- Dungeons & Dragons — животные-компаньоны друидов и рэйнджеров, а также фамильяры волшебников и колдунов.
- Фамильяры, по крайней мере в редакции 3-3.5 к данному тропу относятся ну очень условно. Учитывая, что самым крупным и опасным в бою из доступных является кошка. Это помощники, раздаватели бонусов, в некоторых случаях — живые волшебные палочки, но не самостоятельные бойцы.
- Magic: The Gathering — командир в одноимённом режиме, а также карты-компаньоны. Кроме того, есть ряд таких персонажей в лоре (например, Цзян Янгу и его собака Мову).
- Pathfinder — друиды, рейнджеры, волшебники и колдуны (по стопам D&D), а также некоторые другие архетипы уже существующих классов (например, «бешеный пёс» — варвар со зверем как у рэйнджера). Отдельно можно выделить призывателя, вызываемое которым существо-эйдолон объективно сильнее самого персонажа во всех отношениях.