Плагиат/Музыка

Материал из Posmotreli
< Плагиат
Версия от 22:46, 5 мая 2022; Fox (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Плагиат. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

Цветет и пахнет. Тырят всё, от раскадровки клипов до отдельных сэмплов. Ютуб полнится подборками того, кто у кого что стырил. Однако важно помнить: все эти «а вот этот кусочек немного похож на тот кусочек», от которых ломится YouTube, ни в каком суде бы не приняли за доказательства. Похожие песни и группы-подражатели могут существовать, и это законно. Для признания плагиатом нужно, чтобы произведение скопировали в точности и значительную часть.

  • Мелодия песни Евгения Крылатова «Прекрасное далёко» из фильма «Гостья из будущего» подозрительно похожа на 2-ю часть Седьмой cимфонии Бетховена, Allegretto.
  • Мелодия песни того же Крылатова «Крылатые качели» — по сути, обработка «Колыбельной Светланы» Тихона Хренникова. Но тут автор оригинала — старый товарищ Крылатова и не возражал.
  • Ещё один Евгений отметился. На сей раз Птичкин. Мелодия песни «Ромашки спрятались» из фильма «Моя улица» содрана с дореволюционной блатной песни «Таганка» в её первоначальном варианте (не путать с обработкой Александра Новикова, который её малёхо то ли освежил, то ли освежевал) один в один.
  • Вопиющий случай — главная музыкальная тема известного цикла японских видеоигр Metal Gear Solid сплагиачена с «Зимней дороги» Георгия Свиридова. Характерно, что после того, как создателю франшизы, Хидэо Кодзиме, дали послушать «Зимнюю дорогу», компания Konami отказалась от использования этой музыки, и начиная с Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots у игры другая тема.
    • На самом деле музыку для японских видеоигр откуда только не тырили. Первый-второй «Соники» — это сплошь обработки старых американских хитов. Например, мрачная Marble Zonе — это в оригинале... весёленькая Music to watch girls go by. Удивительно, что по сей день об этом пишут в духе «приколитесь, интересные факты», а не «Масато Накамура и компания — серийные плагиаторы».
  • «Лирически-печальная» мелодия из сериала «Глухарь» — это просто переделка дуэта «Le minacce, i fieri accenti» из оперы Верди «Сила судьбы».
  • Музыка из заставки телесериала «Агент национальной безопасности» представляла собой плохо переписанную и подпорченную песню Kashmir от Led Zeppelin.
    • Как-то раз автора музыки к сериалу пригласили в телепередачу, темой которой были авторские права. Почтенная публика забомбила чат передачи вопросами про плагиат и совесть.
  • Невероятно, но факт: сами Led Zeppelin тоже были признаны виновными в плагиате! Пейдж и компания писали обработки старых негритянских блюзов, а авторами указывали только себя. Оказалось, что написавшие это блюзмены очень даже живы и желают свою долю.
  • И чтобы окончательно разбить вам сердце: в плагиате был признан виновным Джордж Харрисон, самый тихий и интеллигентный из «битлов»! Мелодию знаменитой песни My Sweet Lord он позаимствовал у поп-хита начала 1960-х He’s So Fine. По его словам, это получилось случайно и подсознательно. Суд, разумеется, это за оправдание не засчитал и стряс с него 3/4 прибыли за продажи сингла в США в пользу изначальных авторов.
    • Не совсем так. Сторона обвинения выиграла по очкам: им не удалось доказать плагиат, а Хариссону не удалось опровергнуть заимствование и в итоге он потерял 1,5 миллиона долларов плюс 2/3 дохода от песни. Но история на этом не закончилась: хитрый менеджер Харрисона Аллен Клейн купил компанию, владевшую правами на песню, и уже сам начал судиться с экс-битлом. Суд Клейн проиграл и права на песню вернулись к Харрисону
  • Kaoma — Lambada. В 1990 году продюсер Kaoma Жан-Клод Бонавентюр проиграл суд боливийской группе Los Kjarkas, которая доказала, что Lambada — это плагиат их песни 1981 года Llorando se fue.
    • С Kaoma сыграла злую шутку мировая популярность их версии. Сам Бонавентюр был уверен, что записывает кавер на песню Марсии Феррейры. То, что её песня сама была кавером (причём, далеко не первым) стало для него неприятным сюрпризом в суде
  • Еще один случай, когда базирующаяся в Европе группа обкрадывала боливийцев, рассчитывая, что не услышат — «Ritmo de la noche» Cordalis, в девичестве «Cuando florezca el chuño» K’ala Marka. Так же кончилось успешным для обокраденных судом.
  • Знаменитая «Шизгара» от «Shoking Blue» — в музыкальном плане цельнотянутая «The Banjo Song» от «Big 3». Прокатило бы за кавер, но Робби ван Леувен упорно настаивал на собственном авторстве.
  • Самый физически активный из пенсионеров на сцене О. Газманов весьма часто обвинялся в плагиате. Один из наиболее ярких и наглых примеров — песня «Никогда не проси», украденная у ныне покойного Avicii и его «Wake Me Up!».
  • Вирусная композиция «Omae Wa Mou» от deadman 死人 и Lil Boom — инструментал является фрагментом из песни «Tiny Little Adiantum» из альбома «TOHO BOSSA NOVA 2» японской группы Shibayan Records, на которую наложили один бит и одну мемную фразу. Подробности здесь.
  • Vanilla Ice со своим хитом Ice Ice Baby, незамысловато основанном на сэмпле из Under Pressure. Когда Queen и Дэвид Боуи громко и публично выразили неудовольствие, пришлось заплатить.
  • Композитор Жан-Клод Пети проиграл суд Дэнни Эльфману, у которого попёр тему для фильма «Сирано де Бержерак» (1990). Да не откуда-нибудь, а из «Бэтмена».
  • Андрей Макаревич любит чужие мотивчики так сильно, что не поймёшь — это плагиат или перенос между жанрами:
    • Картонные крылья любви — Grace Jones — I’ve Seen That Face Before (Libertango)
    • Эпоха большой нелюбви — Depeche Mode — Personal Jesus
    • Однажды мир прогнется под нас — Louis Armstrong — Let my people go
  • ДДТ, «Капитан Колесников» — очевидная «Ваше благородие, госпожа удача», на музыку Исаака Шварца.
  • ЧиЖ, «В старинном городе О.» — «Песня о Родине» («Россия вольная, страна прекрасная») А. Г. Новикова.
  • Один из самых известно-скандальных примеров — песня Bitter Sweet Symphony группы The Werde использует в качестве проигрыша классическо-аккустический кавер на The Rolling Stones «The Last Time», и автор песни права-то приобрёл… вот только не у самих ролингов, а у авторов этого кавера, короче продюсер и юрист роллингов чуть ли не буквально оставил авторов песни без штанов. Кстати, после того случая использование семплов стало более легальным.
    • Этого продюсера звали Аллен Клейн и занимался он по большей части скупкой и/или отсуживанием прав у музыкантов. Иногда успешно: у Роллингов он отсудил права на все песни, написанные до 1971 года (в т.ч. и «The Last Time»). Иногда не очень: с Битлами этот фокус не прошёл. А в 2019 году сын покойного Клейна вернул группе права на Bitter Sweet Symphony
  • В 1977 продавец одежды Рональд Селл подал в суд на группу Bee Gees, утверждая, что «How Deep Is Your Love» является плагиатом его песни, которую он написал за несколько лет до этого и разослал нескольким звукозаписывающим компаниям. Сходство действительно было и суд Селл выиграл, но на новом процессе братья Гиббы доказали, что не могли украсть песню чисто физически и в доказательство предоставили запись из французской студии с подробным процессом создания и этот суд выиграли уже они

Не плагиат![править]

  • Nirvana — Come As You Are, Killing Joke — Eighties, The Damned — Life Goes On. Оммаж — не плагиат.
    • Собственно откуда известно, что это оммаж? Сами участники Killing Joke заявляли, что основной гитарный рифф «Come as You Are» был плагиатом их риффа из «Eighties», правда до суда дело так и не дошло (подробнее).
      • На самом деле, данный рифф c большей или меньшей степенью сходства с «Life Goes On» попал во многие песни, см. комментарии под клипом на «Eighties». А ещё до песни Damned чем-то похожие проигрыши были в песнях «Hollow Hills» гр. Bauhaus и «Baby Come Back» гр. The Equals. Поди разберись теперь, кто там что у кого сплагиатил...
  • Мадонна использовала в своей песне Hung Up сэмпл из песни ABBA «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)», получив разрешение у самих музыкантов ABBA.
  • Аналогично предыдущему примеру и Митя Фомин, который заплатил за право использования сэмпла из хита Pet Shop Boys «Paninaro» в своей песне «Огни большого города».
    • Самый обидный пример из разряда «плагиат/не плагиат» — это конечно история хита «Bitter Sweet Symphony» группы The Verve, в котором используется инструментальный сэмпл из оркестровой обработки песни «The Last Time» группы The Rolling Stones. Причем лидер The Verve (и автор песни) Ричард Эшкфорт, как и в вышеприведенных примерах, официально договорился с правообладателями о прибыли 50 на 50. Но как только «Bitter Sweet Symphony» стала суперхитом (№ 2 в Британии, № 12 в США), настоящая акула шоу-бизнеса Аллен Клейн, будучи в прошлом менеджером The Rolling Stones и имея права на ее ранние песни, подает в суд. Он посчитал, что The Verve в своей песне использовали отрывок большей длины, чем договаривались (и отчасти был прав). В результате стороны договорились, что все платежи от песни достаются Клейну, а в ее авторы добавляются и авторы «The Last Time» (хотя ни Джаггер ни Ричардс к оркестровой обработке никакого отношения не имели), но исполнять саму песню The Verve разрешалось[1]. В 2019 году справедливость таки восторжествовала: сын Аллена Клейна, Джоди (правда уже после смерти отца) вернул The Verve права на композицию, а Джаггер и Ричардс — авторство песни Ричарду Эшкфорту.
  • «Полёт кондора» — это не народная песня, а стилизация. На этом погорели Саймон и Гарфанкел, положив на неё песню If I Could. Пришлось заплатить автору. Но случай с фитильком, так как музыка была указана «народная», а не самих исполнителей.
  • Гражданская Оборона — Жека уже в Гамбурге и The Beatles — Run for your life. Отсылка — не плагиат.
  • Роджер Уотерс считает, что Эндрю Ллойд Уэббер, создавая «Призрака Оперы», а точнее самую знаменитую из его партий — собственно «Phantom the Opera» — позаимствовал проигрыш из песни «Echoes» группы «Pink Floyd», написанной пятнадцатью годами ранее.
    • На самом деле «заимствован» лишь коротенький проигрыш, который способен самостоятельно придумать любой, кто видел в жизни клавиатуру (это просто 5 клавиш подряд вниз, 5 клавиш подряд вверх). Причём с Echoes проигрыш совпадает только в 5 нотах вниз. Не плагиат.
  • Doom — Бобби Принс так хитро драл музыку у известных металл-групп, что никто не смог засудить его за плагиат.
  • Всевозможные подборки типа «рифф в этой песне похож на рифф в той песне». Ни в каком суде такие крошечные элементы за плагиат не примут.
  • Всевозможные перепевки песен на другом языке и других инструментах. Примеры: «Синий иней» — не плагиат песни «One Way Ticket», т. к. несмотря на почти полное совпадение мелодии и инструментов (хотя на Западе признали бы и это плагиатом, но заимствование песен с запада в советском законодательстве тогда вообще не считалось плагиатом — просто законы этого не предусматривали), текст совсем о другом (то же можно сказать и о перепевках из 90-х — чаще всего это либо песни с другим смыслом, либо пародии, причём во многих случаях принципиально важна отсылка на оригинал, что в принцие несовместимо с понятием плагиата). Хотя есть и более явные заимствования: София Ротару — «Горная Лаванда» и Leonard Cohen — «Dance Me to the End of Love» или Алла Пугачёва — «Папа купил автомобиль» и The Beatles — «When I’ll be 64».
  • А вот Hootenanny Singers — Gabrielle и «Пусть всегда будет солнце» тоже что и выше, только с точностью наоборот.
  • Around the World от ATC — это не плагиат песни «Песенка» от «Руки вверх», т. к. за использование музыки авторам заплатили; «Беспечный ангел» от «Арии» — это не плагиат «Going to the Run», а трибьют на других инструментах (в оригинале, например, использовался контрабас, а в трибьюте гитара; то же и с духовыми и ударными — они совсем другие), поэтому никогда не включался в альбомы группы и при этом «Ария» всегда указывала авторов при исполнении песни.
    • То же касается и песни «Пробил час» — это не плагиат, а практически дословный перевод Мановаровской «Return of the Warlord» для трибьют-проекта Харли-Девидсон.
  • Да и Киркоровский «Шика дам» — это абсолютно легальный кавер.
    • А вот его «Жестокая любовь» таки плагиат с французских электронщиков Space. Да и к его ранним каверам (?) на болгарские песни есть вопросы
  • Зоопарк, «Уездный город N» — Bob Dylan, «Desolation Row». Явный источник вдохновения, но всё-таки видно, что Майк Науменко именно вдохновился, а не передирал целиком.
  • Аквариум, «Сергей Ильич (песня для Марка Болана)» — Marc Bolan & T. Rex, «Cat Black (The Wizard’s Hat)». Намеренный филк, повторены аккорды и общая мелодия при совершенно других эффектах и с намеренно абсурдным текстом.
  • Последовательность аккордов тоже копирайтом быть не может, ибо золотые стандарты и т. п. Бардовская последовательность Am-E-Am A7-Dm Dm-E-Am-F Dm-E-Am-E была миллион раз (от «Москва-Одесса» Высоцкого до «Что такое осень» ДДТ). А стандартный рифф Am-F-C-E ещё больше (Iggi Pop — «Passenger», Гражданская оборона — «Всё идёт по плану», ДДТ — «Предчувствие гражданской войны»)
  1. На сайте Сергея Курия в истории про эту песню несколько неточно указано, что Клейн отсудил себе ВСЕ права на хит VERVE, а авторами композиции указываются ТОЛЬКО Джаггер и Ричардс.